Статья. Разработка проектов по литературе с применением интернет-технологий
статья по литературе (10, 11 класс)

Данная статья посвящена методу проектов. Знакомство обучающихся на внеурочных занятиях с основами проектной деятельности, элементами проектной культуры является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы. Метод проектов направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка проектов по литературе с применением интернет-технологий

В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей трансляция "готовых" знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционных методов обучения. Развитию познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, умения увидеть, сформулировать и решить проблему способствует проектная технология.

Знакомство школьников с основами проектной деятельности, элементами проектной культуры является одной из актуальных задач современного этапа развития образовательной системы. Проблема внедрения метода проектов является новой для современного отечественного педагогического знания. Но метод проектов известен достаточно давно. В работах классиков педагогической науки С.Т. Шацкого, М.В. Крупениной и др., были заложены основы эмпирического анализа проектного метода обучения.

Термин «проект» – (от лат. Projektus, буквально – брошенный вперед) – это специально организованный учителем (вместе с учащимися) и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта[1].

Характеристика проектного обучения:

  • актуальность;
  • мотивирующий характер обучения: задания, соответствуют уровню учеников и их интересам;
  • междисциплинарный характер обучения: задания и учебный материал организуется скорее в соответствии с задачами, а не дисциплинами;
  • достоверность;
  • настрой на сотрудничество;
  • позитивный настрой

Типы проектов

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) - этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении.

Для каждого проекта должны быть определены:

  • цель проекта, его актуальность;
  • источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью);
  • методы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
  • формы представления результатов (статья, реферат, доклад, видео и проч.);
  • виды презентации проекта (публикация, в том числе в Интернете, обсуждение на конференции и т.п.).

Творческие проекты отличает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников:

  • совместная газета;
  • сочинение;
  • видеофильм;
  • драматическая постановка;
  • праздник;
  • статья;
  • альманах;
  • альбом;
  • мультимедийный компьютерный проект.

Практико-ориентированные (прикладные)

Эти проекты тоже отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников:

  • проект закона;
  • справочный материал;
  • словарь;
  • аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления;
  • наглядное пособие.

Исследовательские проекты - решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением.

Но это не изменяет циклограммы работы над любым проектом:

  • выявление и постановка проблемы исследования;
  • формулирование гипотезы;
  • планирование и разработка исследовательских действий;
  • сбор данных;
  • сопоставление данных и умозаключений, их проверка;
  • подготовка и написание (оформление) сообщения;
  • выступление с подготовленным сообщением;
  • переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы:
  • построение выводов, заключений;
  • оформление результатов.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самостоятельной активности, направленной на освоение нового опыта. В результате её применения формируются компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации, навыки работе в команде. Для работы над учебным проектом организуется совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта[2].

Для работы на занятиях внеурочной деятельности можно использовать проекты различных видов: исследовательский, творческий, игровой, информационный, прикладной, ознакомительный. В зависимости от сложности темы в создании проекта принимают участие все ребята или только группа обучающихся (личностный, парный, групповой проекты). Учитель может открыто координировать, скрыто направлять работу обучающихся или выступать как полноправный участник проекта.

Роль педагога проявляет себя в организации такой работы, в ходе и результатах которой проявляются и развиваются информационные компетенции – умения:

  • интегрировать информацию;
  • определять информацию;
  • управлять информацией;
  • передавать информацию;
  • оценивать информацию;
  • создавать информацию;
  • делать доступной информацию;
  • в освоении практически значимых научных представлений и навыков.

Репродуктивные методы обучения с использованием презентаций приобретают черты личностно-ориентированного обучения, при которой каждый ученик в своем индивидуальном темпе изучает материал. При такой работе учитель заранее создает электронное пособие (презентацию), и на занятии учащиеся самостоятельно изучают новый материал, а педагог лишь координирует работу, оказывая помощь школьникам.

Преимущества проектной технологии:

  1. При выполнении проектов учащимся приходится применять знания и из области информатики, и дизайна, и технологии, и черчения, и математики, и компьютерной графики.
  2. Применение метода проектов в обучении позволяет сформировать межпредметные связи в процессе работы над проектом.
  3. Проекты дают возможность учащимся выбрать для итогового контроля наиболее интересную для него область знаний или форму защиты. Все ученические проекты в моей лаборатории (а их уже 20) создавались исключительно по принципу желания обучающихся, интереса к предложенным темам исследования.
  4. Метод проектов воспитывает исследовательскую культуру, развивает навыки эстетического оформления и презентации результатов своего труда.
  5. Используя метод проектов, учитель получает возможность увидеть скрытый потенциал ребенка, найти индивидуальный ключик к раскрытию интеллектуальных и творческих задатков ребенка.

Среди целей необходимо выделить, как наиболее значимую, развитие личностно значимых качеств, так как она учитывает потребности, потенциал и склонности школьника, который сам выступает в качестве активного субъекта деятельности.

Кроме того, метод проектов направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся[3].

На что еще следует обратить внимание при выборе темы проекта?

Целесообразность. Выбирая тему, проблему, нужно понимать, почему с использованием метода проекта ее изучать целесообразнее, чем традиционно. Например, «Слово о полку Игореве», написанное более 800 лет назад, не всегда вызывает интерес у современных школьников. С помощью вовлечения в проект «Золотое слово русской литературы» можно изменить отношение учащихся к произведению, сравнить переводы «Слова...», познакомиться с художниками, композиторами, создававшими произведения под влиянием этого удивительного памятника литературы.

Аппарат учебника. Часто учитель недоволен тем, как представлен дидактический аппарат учебника: мало необходимой информации, аргументов, фактов; нет нужных упражнений, заданий, вопросов и т.д.

Вероятно, такие разделы, темы есть смысл изучать во внеурочное время в проектной методике: школьники помогут восполнить эти недочеты.

Новые темы. Часто возникают проблемы, когда в программу включаются новые темы. Такой проект будет интересен ученикам. Сократилось время на изучение той или иной темы, и за счет занятий внеурочной проектной деятельности можно восполнить недостающие часы. Например, исследование «Почему по-разному трактуются образы комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: в театре? в живописи? в кино?» позволит познакомить учащихся более подробно с творчеством Н.В. Гоголя, с театром, живописью. Что позволит по-новому прочитать произведение, расширить кругозор.  

«Новое прочтение». Переосмысления, нового прочтения требуют многие темы по литературе: Горький, Блок, Маяковский и др.

Выяснение истины, столкновение прежних и новых оценок их творчества, поиск аргументов – это может стать мотивом проектных исследований.

Актуальность. Работа в проекте должна быть актуальна в первую очередь для самих обучающихся. Например, исследования, помогающие решать проблемы подготовки к ЕГЭ по русскому языку и подготовки к сочинению по литературе.

Желательно, чтобы название проекта было броским и кратким, так оно будет привлекательнее выглядеть и пробуждать интерес учащихся. Название может отражать непосредственную связь с темой учебной программы (например, «Тема Родины в стихах С. Есенина»).

Проект может иметь помимо основного еще и творческое название. Например, «Россия! Сердцу милый край» (Тема Родины в стихах С. Есенина).

В содержании проекта должно быть предусмотрено наличие значимой, в исследовательском плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска и творческого подхода для ее решения.

 Метод проектов является для педагогов хорошей возможностью для поиска нового содержания учебной работы и освоения новых методических решений, а учащиеся в процессе реализации проектной деятельности с большим интересом овладевают знаниями, умениями и навыками и развивают личностные качества, необходимые для жизни.

Естественно, учителя литературы интересует тот факт, влияет ли на результаты обучения и качество знаний обучающихся применение метода проектов.

Результаты очевидны: проектная методика не только дает возможность обучающимся шире и глубже изучить тему, значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся. Эта методика позволяет эффективнее реализовывать не только образовательные задачи, но и воспитательные. Обучающиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на литературу, историю и культуру. Все это, в конечном счете, призвано способствовать более глубокому пониманию роли литературы как предмета - источника нравственных традиций народа, сокровищницы мировой культуры, формирующего активную гражданскую позицию учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого. Так обучающийся, имеющий проблемы в обучении, может быть успешен в рамках внеурочной работы над отдельным проектом, что положительно сказывается на его самооценке и повышает мотивацию к обучению. Положительно отзываются об использовании метода проекта родители обучающихся.  


[1] Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. – Казань, 1995.

[2] Как оценивать обучение на основе метода проектов [Электронный ресурс]. www.idecorp.com/assessrubric.pdf.

[3] Гузеев В.В.  Метод проектов как частный случай технологического обучения// Директор школы, 1995. №6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактическая модель проведения уроков с применением Интернет-технологий" в рамках реализации ФГОС на уроке иностранного языка

1. В разработке представлен урок английского языка то теме “Would you like to   go to Britain” под творческим названием “Express to England”.2. Проект разработан для учащихся 8 класса общеоб...

Критерии и показатели эффективности процесса воспитания на уроках литературы с применением интернет-технологий в старших классах школы

Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. данная работа представляет собой исследование, в ходе которого мы пришли к выводу, что ...

Методическая разработка "Специфика применения Интернет-технологий в процессе обучения детей с задержкой психического развития"

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще  применяемых в специальной педагогике....

Статья«Исследовательская и проектная деятельность учащихся с применением интернет-технологий»

Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения Примеры организации исследовательской и проектной деятельности...