Технологическая карта урока по теме "Сентименталистские традиции Н.М. Карамзина в повести Л. Улицкой «Сонечка»
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Данный материал представляет собой поэтапный ход урока по рассказу Л. Улицкой "Сонечка". В основе урока лежит понятие "неосентиментализм" Предлагаются такие приёмы работы как беседа, стратегия чтения "Концептуальная таблица" и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sonechka_l._ulitskoy.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет | Литература |
Класс | 9 класс |
Тема урока | Сентименталистские традиции Н.М. Карамзина в повести Л. Улицкой «Сонечка» |
Тип урока | Синтетический |
Цель урока | Образовательная – проанализировать повесть «Сонечка», формировать умения и навыки художественной интерпретацией повести; Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала; Воспитательная – привить любовь к литературе, формировать знания и умения, обеспечивающие самостоятельное освоение художественных ценностей |
Основные термины и понятия | Сентиментализм, неосентиментализм, повесть, интерпретация, повествователь, традиции |
Образовательные ресурсы | Учебник, полный текст произведения, портреты писателей, презентация |
Планируемые результаты | |||
Предметные результаты
∙ выявление заложенных в произведении вневременных ценностей; ∙ понимание и формулирование конфликта, идеи произведения; умение характеризовать героев произведения; ∙ определение в произведении художественных средств и их роли в раскрытии его идейно-художественного содержания; ∙ собственная интерпретация литературных произведений; ∙ умения отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
| Личностные результаты ∙ совершенствование духовно-нравственных качеств обучающихся; ∙ использование для решения познавательных задач различных источников информации | Метапредметные результаты ∙ умение выдвигать и подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, вести диалог (с текстом, учителем, учениками); ∙ умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа) | Основные виды деятельности учителя. Методы и приемы обучения | ФОУД | Осуществляемые виды деятельности учащихся | Формируемые способы деятельности | |||
Этап 1. Организация урока – (2 минуты) | |||||||
На последнем уроке литературы мы познакомились с повестью Карамзина «Бедная Лиза» Об том и пойдёт речь на сегодняшнем уроке | К | Слушают и осмысляют сказанное учителем, отвечают на вопросы | ∙ Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | ||||
Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний) – 5 мин. | |||||||
Проверка домашнего задания. подготовленные ученики знакомят класс с биографией Л.Улицкой. Ученик: Л. Улицкая - один из ярких представителей современной русской литературы. Она создала особый, во многом уникальный художественный мир. За короткий срок Л.Улицкая получила широкое признание как в России, так и за её пределами. Произведения писательницы переведены на 25 языков мира, пользуются устойчивым интересом среди читателей разных стран. Рассказы многократно были переизданы и стали сегодня «уже почти классическими». Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в эвакуации ее семья. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила закончила школу, а потом и биофак МГУ. Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по ее сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990, режиссер – Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер – Анатолий Матешко), а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 году это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой (сборник «Бедные родственники», 1993) на французском языке. Ее проза переведена на английский, немецкий, французский языки, ее книги читают в Китае, Израиле, Турции. | К | Пересказывают самостоятельно отобранный материал, слушают выступающего, осмысляют сказанное | ∙ умение самостоятельно организовывать собственную деятельность | ||||
Этап 3. Изучение нового учебного материала (чтение и анализ художественного произведения) – 28 мин. | |||||||
Дома вы познакомились с повестью «Сонечка».
Повесть «Сонечка» относится к циклу повестей «Бедные родственники».
2. Стратегия «Концептуальная таблица». Работа с таблицей (таблица дана ниже) - Ученикам даётся таблица, которую им необходимо заполнить. На предыдущем уроке они работали с таблицей, сравнивая произведения классицизма и сентиментализма, поэтому линии для сравнения им известны. В таблице даны линии сравнения для сопоставления повести Карамзина «Бедная Лиза» и повести Л.Улицкой «Сонечка». Таблица поможет выявить сентименталистские традиции в современной литературе. Школьникам необходимо на основе самостоятельно изученного материала отметить черты сентиментализма в произведениях разных веков. Работа может быть организована в парах. 3. Презентация учащимися результатов работы. Обсуждение, уточнение, дополнение. 4. Слово учителя Как мы видим, в современной русской литературе присутствуют традиции сентиментализма. Получает развитие, так называемый, «неосентиментализм, в котором трансформируются сюжеты, образы, мотивы, реминисценции, цитаты направления XVIII века. В художественной системе Улицкой, доминирующими являются реалистические принципы, сентименталистский дискурс в большей степени проявляет себя в сфере кругозора героев, к которым сам автор может относиться с заметной долей иронии. Л. Улицкой не свойствен драматизм повествования, погружение читателя во внутренний мир героини – отсюда и упреки в бесчувственности Сонечки.
| Ф | Отвечают на вопросы, используют для подтверждения своих наблюдений текст повести (выборочное чтение);
Заполняют таблицу, записывают в пустые столбики, как отражаются признаки сентиментализма в двух произведениях. Данную информацию ученики получили со слов учителя и при анализе повестей «Бедная Лиза» (на предыдущем уроке), используя записи в тетради, и «Сонечка» (на текущем уроке), используя текст произведения). Представляют полученные результаты работы с таблицей. С помощью таблицы дают характеристику сентиментализму. Слушают и осмысляют сказанное учителем | ∙ умение выдвигать и подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, вести диалог (с текстом, учителем, учениками);
∙ определение в произведении художественных средств и их роли в раскрытии его идейно-художественного содержания; ∙ умение выдвигать и подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, вести диалог (с текстом, учителем, учениками);
Умение работать в парах.
∙ умение выдвигать и подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, вести диалог (с текстом, учителем, учениками); Умение самостоятельно организовывать свою деятельность. | ||||
Этап 4. Обобщающий этап. Рефлексия – 6 мин. | |||||||
Рефлексия. Какие чувства вызывают у вас произведения сентиментализма и неосентиментализма? Сформулируйте своё отношение к ним. | Ф | Отвечают на вопрос, демонстрируя свой уровень усвоения нового материала |
| ||||
Этап 5. Задание на дом – 2 мин. | |||||||
Написать сочинение-миниатюру на тему: «Почему современные авторы обращаются к ушедшим в прошлое литературным направлениям?» | К | Записывают домашнее задание. | ∙ Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность; |
Концептуальная таблица
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» | Линии сравнения | Л.Улицкая «Сонечка» |
1792г. | Время | 1992г. |
Культ чувства | Пафос, идея | Культ чувства |
Любовная | Тематика | Тема жертвенной любви |
Простой человек, представители разных социальных слоёв | Герой произведения | Простой человек, представители разных социальных слоёв |
Внутренняя сторона жизни: мысли, чувства, переживания, настроения героев | Изображение героя | Внутренняя сторона жизни: мысли, чувства, переживания, настроения героев. Реальный мир не привлекает героев. |
Субъективность повествования | Авторская позиция | Иронизирует над героями. |
Повесть | Жанр | Повесть |
Сострадать, переживать | Роль литературы | Отразить реальную сторону жизни. |
Нарушение канонов классицизма | Нормативность | Нарушение принципов традиционных направлений |
Простой, лирический, чувствительно-приподнятый, эмоциональный | Язык | Простой, обыденный |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.
данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....
Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "И крестьянки любить умеют!" (по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза")
Урок проведен в соответствии в требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления, с элементами метода "Шесть шляп мышления"...
Технологическая карта урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа"
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора Л.Улицкой;- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и учить выявлять авторский замысел произведения;- учить анал...
Технологическая карта урока по теме: "Будить в человеке Человека" (по повести Ф. Абрамова Поездка в прошлое)
Урок-исследование с использованием технологии развития критического мышления «Пирамида»....
Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»
Технологическая карта урока составлена на основании рабочей программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...
Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
Классицизм, писатели классицисты, сентиментализм, основные черты сентиментализма, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярчайший пример сентиментального направления, возникшего в литерат...