Технологическая карта урока по теме "Сентименталистские традиции Н.М. Карамзина в повести Л. Улицкой «Сонечка»
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Данный материал представляет собой поэтапный ход урока по рассказу Л. Улицкой "Сонечка". В  основе урока лежит понятие "неосентиментализм" Предлагаются такие приёмы работы как беседа, стратегия чтения "Концептуальная таблица" и презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sonechka_l._ulitskoy.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                               

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Литература

Класс

9 класс

Тема урока

Сентименталистские традиции Н.М. Карамзина в повести Л. Улицкой «Сонечка»

Тип урока

Синтетический

Цель урока

Образовательная – проанализировать повесть «Сонечка», формировать умения и навыки художественной интерпретацией повести;

Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;

Воспитательная – привить любовь к литературе, формировать знания и умения, обеспечивающие самостоятельное освоение художественных ценностей

Основные термины

и понятия

Сентиментализм, неосентиментализм, повесть, интерпретация, повествователь, традиции

Образовательные

ресурсы

Учебник, полный текст произведения, портреты писателей, презентация

Планируемые результаты

Предметные результаты

  • Понимание ключевых проблем изученного произведения русской литературы ХIХ в. И ХХ в.;

 выявление заложенных в произведении вневременных ценностей;

 понимание и формулирование конфликта, идеи  произведения; умение характеризовать героев произведения;

  определение в произведении художественных средств и их роли в раскрытии его идейно-художественного содержания;

 собственная интерпретация литературных произведений;

  умения отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

  • владение элементарной литературоведческой терминологии при анализе литературного произведения;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней
  • выявление общих черт в произведениях XIX в. и ХХ в.

Личностные результаты

 совершенствование духовно-нравственных качеств обучающихся;

 использование для решения познавательных задач различных источников информации

Метапредметные результаты

 умение выдвигать и подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, вести диалог (с текстом, учителем, учениками);

 умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее

          

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Образовательные ресурсы (ЭОР, ИКТ, медиа)

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

ФОУД

Осуществляемые виды

деятельности учащихся

Формируемые способы

деятельности

Этап 1. Организация урока – (2 минуты)

  1. Постановка учебных задач

На последнем уроке литературы мы познакомились с повестью Карамзина «Бедная Лиза»
К какому литературному направлению относят это произведение? (отвечают, что к сентиментализму)
Дома вы прочитали повесть Л.Улицкой «Сонечка».  Есть ли что-то общее между этой повестью и повестью «Бедная Лиза»?

Об том и пойдёт речь на сегодняшнем уроке

К

Слушают и осмысляют сказанное учителем, отвечают на вопросы

 Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность

Этап 2.  Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний) – 5 мин.

Проверка домашнего задания. подготовленные ученики знакомят класс с биографией Л.Улицкой.

Ученик:

Л. Улицкая - один из ярких представителей современной русской литературы. Она создала особый, во многом уникальный художественный мир.

За короткий срок Л.Улицкая получила широкое признание как в России, так и за её пределами. Произведения писательницы переведены на 25 языков мира, пользуются устойчивым интересом среди читателей разных стран. Рассказы многократно были переизданы и стали сегодня «уже почти классическими».

Людмила Улицкая родилась в Башкирии, где находилась в эвакуации ее семья. После войны Улицкие вернулись в Москву, где Людмила закончила школу, а потом и биофак МГУ.

Публиковать свои рассказы в журналах Улицкая начала в конце восьмидесятых годов, а известность пришла к ней после того, как по ее сценарию были сняты фильмы «Сестрички Либерти» (1990, режиссер – Владимир Грамматиков) и «Женщина для всех» (1991, режиссер – Анатолий Матешко), а в «Новом мире» вышла повесть «Сонечка» (1992). В 1994 году это произведение было признано во Франции лучшей переводной книгой года и принесло автору престижную французскую премию Медичи. Во Франции же вышла и первая книга Людмилы Улицкой (сборник «Бедные родственники», 1993) на французском языке. Ее проза переведена на английский, немецкий, французский языки, ее книги читают в Китае, Израиле, Турции.

К

Пересказывают самостоятельно отобранный материал, слушают выступающего, осмысляют сказанное

 умение самостоятельно организовывать собственную деятельность

Этап 3. Изучение нового учебного материала (чтение и анализ художественного произведения) – 28 мин.

Дома вы познакомились с повестью «Сонечка».

  1. Краткий пересказ сюжета и использованием стратегии «Презентация книги»

Повесть «Сонечка» относится к циклу повестей  «Бедные родственники».

  1. Беседа
  • Почему так названа повесть и цикл, к которому она принадлежит.
  • Соответствует ли имя героини её внешности? (читают описание)
  • Как проходит жизнь Сонечка?
  • Почему мир книг становится для неё важнее и приятнее?
  • Какие препятствия преодолевает Сонечка?
  • К каким социальным слоям принадлежат муж Сонечки и «сиротка» Яся?
  • Каким эпитетом наделят автор героиню Ясю? («бедная»)
  • Вызывает ли она сочувствие и сострадание у читателей как героиня повести Карамзина «Бедная Лиза»?
  • Чем заканчивается повесть? (Сонечка возвращается в привычный её книжный мир)
  • Какое отношение этим показывает автор?

2. Стратегия «Концептуальная таблица». Работа с  таблицей (таблица дана ниже)

- Ученикам даётся таблица, которую им необходимо заполнить. На предыдущем уроке они работали с таблицей, сравнивая произведения классицизма и сентиментализма, поэтому линии для сравнения им известны. В таблице даны линии сравнения для сопоставления повести Карамзина «Бедная Лиза» и повести Л.Улицкой «Сонечка». Таблица поможет выявить сентименталистские традиции в современной литературе. Школьникам необходимо на основе самостоятельно изученного материала отметить черты сентиментализма в произведениях разных веков. Работа может быть организована в парах.

3. Презентация учащимися результатов работы. Обсуждение, уточнение, дополнение.

4. Слово учителя

Как мы видим, в современной русской литературе присутствуют традиции сентиментализма.  Получает развитие, так называемый, «неосентиментализм, в котором трансформируются сюжеты, образы, мотивы, реминисценции, цитаты направления XVIII века. В художественной системе Улицкой, доминирующими являются реалистические принципы, сентименталистский дискурс в большей степени проявляет себя в сфере кругозора героев, к которым сам автор может относиться с заметной долей иронии. Л. Улицкой не свойствен драматизм повествования, погружение читателя во внутренний мир героини – отсюда и упреки в бесчувственности Сонечки.

 

Ф

Отвечают на вопросы, используют для подтверждения своих наблюдений текст повести (выборочное чтение);

  • формулируют выводы;
  • выборочно пересказывают текст.

Заполняют таблицу, записывают в пустые столбики, как отражаются признаки сентиментализма в двух произведениях. Данную информацию ученики получили со слов учителя и при анализе повестей «Бедная Лиза» (на предыдущем уроке), используя записи в тетради, и «Сонечка» (на текущем уроке), используя текст произведения).

Представляют полученные результаты работы с таблицей. С помощью таблицы дают характеристику сентиментализму.

Слушают и осмысляют сказанное учителем

 умение выдвигать и подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, вести диалог (с текстом, учителем, учениками);

  • умения отвечать на вопросы по прочитанному тексту;

  определение в произведении художественных средств и их роли в раскрытии его идейно-художественного содержания;

 умение выдвигать и подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, вести диалог (с текстом, учителем, учениками);

  • умение ориентироваться в тексте.

Умение работать в парах.

  • Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.
  • Умение систематизировать полученную информацию.
  • Умение выделять главное

 умение выдвигать и подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, вести диалог (с текстом, учителем, учениками);

Умение самостоятельно организовывать свою деятельность.

Этап 4. Обобщающий этап. Рефлексия – 6 мин.

Рефлексия.

Какие чувства вызывают у вас произведения сентиментализма и неосентиментализма? Сформулируйте своё отношение к ним.

Ф

Отвечают  на вопрос, демонстрируя свой уровень усвоения нового материала

  • умение формулировать выводы

Этап 5. Задание на дом – 2 мин.

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Почему современные авторы обращаются к ушедшим в прошлое литературным направлениям?»

К

Записывают домашнее задание.

  Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;

Концептуальная таблица

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Линии сравнения

Л.Улицкая «Сонечка»

1792г.

Время

1992г.

Культ чувства

Пафос, идея

Культ чувства

Любовная

Тематика

Тема жертвенной любви

Простой человек, представители разных социальных слоёв

Герой произведения

 Простой человек, представители разных социальных слоёв

Внутренняя сторона жизни: мысли, чувства, переживания, настроения героев  

Изображение героя

Внутренняя сторона жизни: мысли, чувства, переживания, настроения героев. Реальный мир не привлекает героев.

Субъективность повествования

Авторская позиция

Иронизирует над героями.

Повесть

Жанр

Повесть

Сострадать, переживать

Роль литературы

Отразить реальную сторону жизни.

Нарушение канонов классицизма

Нормативность

Нарушение принципов традиционных направлений

Простой, лирический, чувствительно-приподнятый, эмоциональный

Язык

Простой, обыденный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель."Урок внеклассного чтения.

данный материал поможет составить технологическую карту урока.Урок проведен с использованием элементов ФГОС,что будет интересно педагогам,работающим по новым стандартам....

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "И крестьянки любить умеют!" (по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза")

Урок проведен в соответствии в требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления, с элементами метода "Шесть шляп мышления"...

Технологическая карта урока внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа"

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора Л.Улицкой;- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и учить выявлять авторский замысел произведения;- учить анал...

Технологическая карта урока по теме: "Будить в человеке Человека" (по повести Ф. Абрамова Поездка в прошлое)

Урок-исследование с использованием технологии развития критического мышления «Пирамида»....

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...

Технологическая карта урока: «Он имел душу, он имел сердце!». Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

Классицизм, писатели классицисты, сентиментализм, основные черты сентиментализма, повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярчайший пример сентиментального направления, возникшего в литерат...