Рабочая программа по литературе 8 класс.
рабочая программа по литературе (8 класс)

Шелестюк Елена Владимировна

Рабочая программа по литературе к учебнику В.Я.Коровина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_literatura._8_klass.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21 им. В.Овсянникова - Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от «30» августа 2021г.        

Руководитель  МО __________

ПРИНЯТО

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «31» августа 2021г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 284

от «31» августа 2021г.

                                                

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

Классы: 8 А, Б, В, Г,Д

Учитель:  

Количество часов:

всего - 51 час

                               в неделю – в 1 полугодии  -  2 часа

                                                   во 2 полугодии – 1 час

Плановых контрольных работ–4

                               

 Учебная программа: Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной. 5–9 классы. М.: «Просвещение», 2021 

Учебно-методический комплекс: Литература 8 класс.

В 2 ч.В.Я Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М.: «Просвещение», 2018

 

2021-2022 уч. год

1. Планируемые результаты учебного предмета «Литература»

В результате изучения литературы ученик  научится:

  • основные биографические сведения об авторах изученных произведений;
  • роль важнейших эпизодов изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания в изображении характеров героев;
  • основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественного произведения;
  • некоторые особенности выражения авторского сознания(лирическое «я», рассказчик, роль «обрамления»);
  • средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;
  • родо-жанровые  особенности эпических, драматических и лирических произведений (рассказ, повесть, поэма, комедия, трагедия, лирическое стихотворение).

В результате изучения литературы ученик получит возможность научиться:

  • использовать элементы  причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
  • определять  сущностные характеристики  изучаемого объекта, самостоятельно  выбирать  критерии  для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов;
  •  проводить поиск необходимой информации по заданной теме в источниках разного типа; отделять  основной информации от второстепенной;
  •  развернуто обосновывать суждения, давать определения;
  •  выбирать  вид  чтения в соответствии с поставленной целью;
  • владеть навыками редактирования текста, создания собственного текста;
  •    характеризовать главных героев произведения, выявляя в каждом общее и индивидуальное, объяснять связь героев и событий в произведении;
  •    выявлять авторское отношение к изображаемому;
  •    пересказывать устно и письменно эпические и драматические произведения или их фрагменты;
  •     писать сочинения-рассуждения на доступную тему,  работать над отзывом  о самостоятельно прочитанном произведении с выражением своего отношения к героям и событиям.
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

-поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

2. Содержание учебного предмета

Введение.( 1 ч)

         Русская литература и история.  Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.  Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество.( 2 ч)

         В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).  Отражение жизни народа в народной песне:«В темной лесе»,  «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице»,  «Пугачев казнен».

         Частушки как малый песенный жанр.  Отражение различных сторон жизни народа в частушках.  Разнообразие тематики частушек.  Поэтика частушек.

         Предания  как исторический жанр русской народной прозы.  «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».  Особенности содержания и формы народных преданий.

         Теория литературы.  Народная песня, частушка (развитие представлений).  Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы.( 2 ч)

         Из «Жития Александра Невского».  Защита русских земель от нашествий и набегов врагов.  Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.  Художественные особенности воинской повести и жития.

         «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века.  Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья.  Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.

         «Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»).  Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

         Теория литературы.  Летопись.  Древнерусская повесть (развитие представлений).  Житие как жанр литературы (начальные представления).  Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы 18 века.( 2 ч)

         Денис Иванович Фонвизин.  Слово о писателе.

         «Недоросль» (сцены).  Сатирическая направленность комедии.  Проблема воспитания истинного гражданина

         Теория литературы. Понятие о классицизме.  Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы 19 века.( 33ч)

        Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

         «Туча».  Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

         К*** («Я помню чудное мгновенье...»).  Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

         «19 октября».  Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей.  Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

         Роман «Капитанская дочка».  Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»).  Маша Миронова – нравственная красота героини.  Швабрин – антигерой.  Значение образа Савельича в романе.  Особенности композиции.  Гуманизм и историзм Пушкина.  Историческая правда и художественный вымысел в романе.  Фольклорные мотивы в романе.  Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

         Теория литературы.  Историзм художественной литературы (начальные представления).  Роман (начальные представления).  Реализм (начальные представления).

         Михаил Юрьевич Лермонтов.  Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. «Мцыри».  Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе.  Свободный, мятежный, сильный дух героя.  Мцыри как романтический герой.  Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении.  Романтически-условный историзм поэмы.

         Теория литературы.  Поэма (развитие представлений).  Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

         Николай Васильевич Гоголь.  Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении. «Ревизор».  Комедия «со злостью и солью».  История создания и история постановки комедии.  Поворот русской драматургии к социальной теме.  Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».  Разоблачение пороков чиновничества.  Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В. Гоголь).  Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В .И. Немирович-Данченко).  Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн).  Хлестаковщина как общественное явление.

         Теория литературы.  Комедия (развитие представлений).  Сатира и юмор (развитие представлений).

         «Шинель».  Образ «маленького человека» в литературе.  Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным  лица (одиночество, косноязычие).  Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире.  Тщетность этой мечты.  Петербург как символ вечного адского холода.  Незлобивость  мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества.  Роль фантастики в художественном произведении.

         Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.  Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города»  (отрывок).  Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки.  Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников.  Пародия на официальные исторические сочинения.

         Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений).  Литературная пародия (начальные представления).  Эзопов язык (развитие понятия).

         Николай Семенович Лесков.  Краткий рассказ о писателе.«Старый гений».  Сатира на чиновничество.  Защита беззащитных.  Нравственные проблемы рассказа.  Деталь как средство создания образа в рассказе.

         Теория литературы.  Рассказ (развитие представлений).  Художественная деталь (развитие представлений).

         Лев Николаевич Толстой.  Краткий рассказ о писателе.  Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала».  Идея разделенности двух Россий.  Противоречие между сословиями и внутри сословий.  Контраст как средство раскрытия конфликта.  Психологизм рассказа.  Нравственность в основе поступков героя.  Мечта о воссоединении дворянства и народа.

         Теория литературы. Художественная деталь.  Антитеза (развитие представлений).  Композиция (развитие представлений).  Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы.  А. С. Пушкин.  «Цветы последние милей...»,  М. Ю. Лермонтов. «Осень»,  Ф. И. Тютчев.  «Осенний вечер», А. А. Фет.  «Первый ландыш»,  А. Н. Майков.  «Поле зыблется цветами...».

         Антон Павлович Чехов.  Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии).  История  о любви и упущенном счастье.

         Теория литературы.  Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы 20 века.( 8 ч)

        Александр Александрович Блок.  Краткий рассказ о поэте. «Россия».  Историческая тема в стихотворении,  его современное звучание и смысл.

         Писатели улыбаются.

         Журнал «Сатирикон». О .Дымов, А. Аверченко.  «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»(отрывки).  Сатирическое изображение исторических событий.  Приемы и способы создания сатирического повествования.  Смысл иронического повествования о прошлом.

         М. Зощенко.  «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник».  Для самостоятельного чтения.  Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

         Александр Трифонович Твардовский.  Краткий рассказ о писателе. «Василий Теркин».  Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта.  Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны.  Тема служения Родине.  Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны.  Картины жизни воюющего народа.  Реалистическая правда о войне в поэме.  Юмор.  Язык поэмы.  Связь фольклора и литературы.  Композиция поэмы.  Восприятие поэмы читателями-фронтовиками.  Оценка поэмы в литературной критике.

         Теория литературы.  Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

         Виктор Петрович Астафьев.  Краткий рассказ о писателе.  «Фотография, на которой меня нет».  Автобиографический характер рассказа.  Отражение военного времени.  Мечты и реальность военного детства.  Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

         Теория литературы.  Герой – повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе.

         И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

         Из зарубежной литературы.( 3 ч)

         Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.  Ромео и Джульетта – символ  любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

         Теория литературы.  Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

         Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...»,  «Увы, мой стих не блещет новизной...».  В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства.  Воспевание поэтом любви и дружбы.  Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).

         Теория литературы.  Сонет как форма лирической поэзии.

        Вальтер Скотт.  Краткий рассказ о писателе. «Айвенго».  Исторический роман.  Средневековая Англия в романе.  Главные герои и события.  История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев,  переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.

Итого: 51 часов

Из них:

Изложений –  2

Сочинений - 2


3. Календарно-тематическое планирование

№п/п

По плану

Факти

чески

Тема урока

Примечание

Введение 1ч - 1 ч

1.

Русская литература и история.

Раздел 2: Устное народное творчество 3ч

2.

В мире русской народной песни. Лирические, исторические песни. Частушки.

3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

4

Р.К.Легенды и мифы ХМАО.

Раздел 3: Из древнерусской литературы 2 ч

5.

«Житие Александра Невского» как жанр древнерусской литературы.

6.

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 в.

Раздел 4: Из литературы 18 века 2 ч

7.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» : социальная и нравственная проблематика комедии

8.

Д. И. Фонвизин «Недоросль» : речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации

Раздел 5: Из литературы 19 века 33 ч

9.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман.

10.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа.

11.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой.

12.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружение.

13.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры.

14.

РР А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Изложение.

И1

15.

Р.К. Стихи поэтов ХМАО

16.

А. С. Пушкин. «19 октября», «Туча». Мотив дружбы, прочного союза и единения друзей.

17.

А. С. Пушкин «К***» («Я помню чудное мгновенье...») и другие стихотворения, посвященные темам любви и творчества.

18.

УК Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина №1

19.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри» как романтическая поэма.

20.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»: образ романтического героя.

21.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»: особенности композиции поэмы.

22.

РР М. Лермонтов «Мцыри». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

С1

23.

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социально- историческая комедия.

24.

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как сатира на чиновников России.

25.

Н. В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова.

26.

Н. В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии.

27.

РР Н. В. Гоголь. «Ревизор». Сочинение

С2

28.

Н. В. Гоголь. «Шинель»: своеобразие реализации темы «маленького человека»

29.

Н. В. Гоголь. «Шинель»: как «петербургский текст»

30.

УК Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя №2

31.

РК Еремей Айпин. Повесть «Ханты, или Звезда утренней зари»

32.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): сюжет и герои.

33.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (отрывок): средства создания комического.

34.

Н.С. Лесков. «Старый гений»: сюжет , герои.

35.

Н.С. Лесков. «Старый гений»: проблематика и поэтика.

36.

Л. Н. Толстой. «После бала: проблемы и герои.

37.

Л. Н. Толстой «После бала»: особенности композиции и поэтика рассказа.

38.

РР Поэзия родной природы в русской литературе 19 века

39.

РК Природа ХМАО в худ. Литературе

40.

А. П. Чехов. «О любви» (из трилогии). История об упущенном счастье.

41.

ВЧ А. П. Чехов.« Человек в футляре». "Футлярное" существование и его осуждение писателем.

Раздел 6: Из русской литературы 20 века 10 ч

42.

А. А. Б л о к. « На поле Куликовом», «Россия»: история и современность.

43.

ВЧ М. М. Зощенко «История болезни» и другие рассказы. Смешное и грустное в рассказах.

44.

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»: человек и война.

45.

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»: образ главного героя.

46.

В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: картины военного детства, образ главного героя.

47.

РР В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Изложение

И2

48.

УК Годовая контрольная работа по литературе в формате ГИА №3

Раздел 7: Из зарубежной литературы 4 ч

49.

У. Ш е к с п и р. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев.

50.

Сонет как форма лирической поэзии.

51.

Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....