«Женский разговор» В.Г. Распутин
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Багулова Лия Томаевна

Цель занятия выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о любви, нравственности, создав проблемную ситуацию, побудить обучающихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев и проблемах современной молодежи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока №         

Организационная информация

Предмет

Литература

Группы

ТО-18

Тема

«Женский разговор» В.Г. Распутин

Автор урока (ФИО,

должность)

Багулова Лия Томаевна – преподаватель литературы

Образовательное

учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Эльхотовский многопрофильный колледж»

Республика

РСО-Алания

Город

с. Эльхотово

Описание занятия

Тип урока (мероприятия,

занятия)

Урок общеметодологической направленности

Время реализации

занятия

2 часа

Цели занятия (образовательные, развивающие, воспитательные)

выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о любви, нравственности, создав проблемную ситуацию; побудить обучающихся к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах героев и о проблемах

современной молодёжи;

  • содействовать формированию собственной точки зрения у студентов по отношению к таким понятиям как «правда»,

«любовь», «нравственность»;

  • продолжить формирование у студентов навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою позицию; активизировать творческие способности студентов.

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Предметные: производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста; сопоставлять литературных героев; аргументировать свои ответы.

Метапредметные:

Познавательные: уметь        синтезировать        полученную        информацию,        находить        цитатные        примеры        для        составления аргументированного ответа; участвовать в коллективном диалоге;

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа;

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

1. Дидактическая структура урока

  1. Портрет В.Г. Распутина
  2. Рассказ В. Г.Распутина «Женский разговор».» 3.Компьютерная презентация с иллюстрациями к рассказу.

4. Карточки для рефлексии.

Дополнительная информация

Ресурсы, оборудование и

материалы

Мультимедийный проектор, первоисточники, опорные таблицы

Список учебной и дополнительной литературы

Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред.проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2016. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература.практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2017

Рассказ В. Г.Распутина «Женский разговор».»

Дидактическое

обеспечение занятия

тексты рассказа, портрет В. Распутина, компьютер, презентация урока

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Индивидуальная и групповая работа

Ссылки на использованные

интернет-ресурсы

https://nsportal.ru/

Урок по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор»

Цель деятельности педагога

Развитие критического мышления. Совершенствовать навыки анализа литературного произведения.

Термины и понятия

Целомудрие, рифма, лидер, целеустремленная

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста; сопоставлять литературных

героев; аргументировать свои ответы

уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа

уметь синтезировать полученную информацию, находить цитатные примеры для составления аргументированного ответа; участвовать в коллективном диалоге;

I этап. Организация пространства (3 мин)

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И)

Образовательные ресурсы

Презентация по теме, интерактивная доска, мультимедийный проектор

II этап. Вступительное слово учителя (7 мин)

Цель деятельности

Индивидуальная деятельность преподавателя

Активизировать внимание

В современной русской литературе В. Распутин своим творчеством занимает ведущее место и является новатором, большим мастером – создателем повестей и рассказов. И не случайно сегодняшний урок посвящен ему. Кто такой же такой В.Г.Распутин?

Лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, писатель с мировым именем Валентин Григорьевич Распутин вырос и духовно формировался в Сибири. На Ангаре, среди гор и тайги разместилась небольшая деревня в 30-40 домов – Аталанка: здесь прошло детство будущего писателя, ее он считает своей настоящей родиной. «Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу…» - вспоминает сам Валентин Григорьевич.

В.Распутин, как и другие его сверстники, формировался духовно и творчески в атмосфере суровых испытаний и великих взлетов народной души: война, победа, послевоенные трудные годы, превращение Сибири во всесоюзную стройку. О писателе можно сказать теми же словами, какими он охарактеризовал сибирский русский ум и душу: не усидеть здесь, «в спокойствии ожидая указаний, не в русской стихии быть благоразумным и осмотрительным»

Творческую судьбу Валентина Распутина можно без преувеличения назвать высокой, завидной, счастливой. Его книги издаются миллионными тиражами, но не могут покрыть читательской жажды познакомиться с его творчеством. Велика тяга людей услышать живое слово писателя не только в нашей стране, но и за рубежом: это рассказы и повести

«Деньги для Марии», «Уроки французского», «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни», «Пожар» и др.

III этап. Написание синквейна (15 мин)

Цель деятельности

Индивидуальная деятельность студента

Развивать творческие способности учащегося

Индивидуально пишут синквейны; чтение синквейнов

IV этап. Анализ рассказа (45 мин.)

Цель деятельности

Деятельность педагога

Деятельность студентов

производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста; сопоставлять литературных героев; аргументировать свои ответы

(Ф/И) Ответьте на следующие вопросы: Посмотрим на первые предложения рассказа.

  • Почему Вика связалась с компанией?
  • Родители знали об этой компании?
  • Родители принимали участие в воспитании дочери? Что говорит об этом автор? А что думаете вы?
  • Действия родителей?
  • Удалось ли бабушке Наталье перевоспитать внучку?
  • Но женский разговор был? Он что-то значил для Вики, бабушки?
  • Почему в вопросах, касающихся нравственных законов жизни, взгляды бабушки и внучки расходятся?
  • Позиция бабушки какова?
  • Что думает Вика?
  • Сформулируем проблемные вопросы.

Отвечают на вопросы.

Формулируют проблемные вопросы, требующие решения в рамках занятия

V этап. Итоги урока. Рефлексия (5 мин)

Деятельность педагога

Деятельность студента

(Ф/И) Что понравилось на уроке, что нового вы узнали?

(Ф/И) Обсуждают урок.

VI этап. Выставление оценок (5 мин.)

VII этап. Задание на дом (5 мин.)

Деятельность педагога

Деятельность студента

Поясняет выполнение домашнего задания

Развитие письменной речи.

Сочинение-рассуждение: «Какие нравственные уроки можно извлечь для себя, прочитав рассказ «Женский разговор»?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу В. Распутина "Женский разговор"

Опыт сопоставительного анализа....

"Живые родники юности" по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор"

Статья посвящается 75-летнему юбилею В.Г. Распутина.  В основу урока положена технология учебного диалога. Уникальна тема урока: речь идет о целомудрии, о нравственной и физичес...

К 75летию Распутина. Две судьбы (по рассказу "Женский разговор")

Предлагаюется урок внеклассного чтения, рассчитанный на два урока, с использованием групповой и творческой работ....

Презентация к уроку-размышлению "Душа по капле собирает свет…" (по рассказу В.Г. Распутина "Женский разговор") к 75 летию.

Ознакомить учащихся с творчеством Валентина Григорьевича Распутина на примере рассказа "Женский разговор".Выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде, любви, нравственности, ...

Сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор». Кто жить научит?

Сочинение ученицы 9 класса Лебедевой Виктории по рассказу В.Г.Распутина «Женский разговор»....

Разработка урока литературы в 11 классе по теме "Как быть любее любой по рассказу В. Распутина "Женский разговор"

Технология критического мышления представлена через восприятие рассказа В. Распутина "Женский разговор"...