М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" цикл уроков литературы в 7 классе
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Цыкура Елена Александровна

М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" цикл состоит из двух уроков с презентацией, опирающихся на УМК В. Я. Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лермонтов25.56 КБ
Файл Лермонтов2.46 МБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Урок 1. М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Сюжет поэмы. Фольклорная основа.

1. Слайд 2. Кто это? Что вы о нем знаете? Чтение статьи учебника с.128-131 (конспект)

 Слово учителя

Слайд 3. М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища ярких личностей, которых так не хватало среди его современников. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них было мало достойных людей, героев, поэтому поэт искал их в русской истории. Тема истории отразилась, в частности, в стихотворении «Бородино» и в «Песне про купца Калашникова».

«Песня...» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе — «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты. Поэма приближена к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, повторы.

«Песня...» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного.

Слайд 4 -Хоть произведение называется «песнь» по жанру это поэма, что такое поэма?

-Посмотрев на название, мы можем сказать кто будет героем поэмы?

Слайд 5 2. Историческая справка о времени правления Ивана Грозного.

XVI век - один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы царствования Ивана Грозного страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоёваны Казань, Астрахань, Сибирь. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика. Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи.

 3. Сообщение о детских годах Ивана Грозного

Он был государем, — он это знал, об этом ему беспрестанно твердили, он это видел при разных торжественных случаях. Всё, что ни делалось, - делалось его именем. И в то же время у себя во дворце он чувствовал себя беспомощным сиротою, которого жизнь - в руках чужих людей, даже врагов его. Перед собою он видел своих недругов, похитителей власти, но бороться с ними не мог. Бессильная злоба, жажда мести гнездились в его сердце, но выказать их было ему страшно, и он таил их, - таил до поры до времени...

Доброго примера Иван в детстве не видел. Научиться уважать человеческое достоинство и заботиться о других ему было не у кого. Такое воспитание не обещало ничего хорошего в будущем.

С годами у Ивана дикие наклонности всё росли. Никто его не сдерживал, никто не приучал к делу; он с толпою разгульных удальцов то тешился охотой, попойками, буйствовал, то ездил на богомолье по далёким монастырям и на пути творил всякие бесчинства.

Слайд 6-7. Кто такой опричник? Что такое опричнина?

Опричники — члены особого царского войска, созданного Иваном Грозным. Всего опричников было шесть тысяч человек. Главой опричников был приближённый царя Малюта Скуратов. Опричнина продолжалась семь лет, но на века осталась в народной памяти, потому что опричники принесли очень много горя русским людям. Опричникам было позволено всё. Оскорбить опричника означало оскорбить самого царя.

Слайд 8. -Кто такой купец?

-        Почему герои «Песни...» расположены в заглавии в таком порядке: царь Иван Васильевич, молодой  опричник и удалой купец Калашников? (Герои «Песни...»расположены в порядке иерархии: сначала царь, затем преданный ему опричник, а уж потом «простой» человек, купец.)

  1. Чтение «Песни про... купца Калашникова» учителем
  2. Слайд 9. Д/з: Прочитать поэму до конца, составить сравнительную характеристику  по таблице(из текста):

Характеристика

Кирибеевич

Степан Калашников

Происхождение и социальное положение

Портрет

Поступки

Оценка от Ивана Грозного

Оценка от Алены Димитровны

По какой причине вступает в бой

Смерть

Урок 2. Беседа по первой части поэмы.

-        Какое чувство возникает после чтения поэмы? Понравилось ли вам это произведение? (После чтения поэмы остаётся чувство, что мы прочитали не литературное произведение, а прослушали историческую народную песню, пропетую сказителем).

-        Прочитайте вступление к поэме от имени гусляров. Какие строки в ней говорят о том, как сложена эта песня?  (...Мы сложили её на старинный лад, Мы певали её под гуслярный звон  И причитывали да присказывали).

-    Слайд 10.    Можем ли мы назвать гусляров героями этого произведения? (Автор ведёт рассказ от имени гусляров, создавая в тексте образ исполнителей старинных песен).

  • Кто главные герои поэмы?

Слайд 11.Записывая героев, сразу поговорим о сюжете произведения.

  1. часть — Иван Грозный, Кирибеевич /Экспозиция. Завязка.
  2. часть — Алёна Дмитревна, Калашников / Развитие действия.
  3. часть — Иван Грозный, Кирибеевич, Калашников Развязка. Эпилог.
  • Как вы думаете, кто из этих героев является историческими личностями?

(Кирибеевич - В документах человек с таким именем не упоминается, но мы, читая поэму, верим, что такой человек был. Почему? Он поступает так, как могли поступать опричники). (Степан Парамонович и Алёна Дмитревна — не исторические личности, но нам кажется, что именно так и должны были поступать купец и его жена в подобной ситуации.).  

Слайд 12. Главной проблемой поэмы можно назвать проблему долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо потому, что в современной ему жизни 1830-х годов не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему. Почему именно так звучит проблема произведения?

- Какие фольклорные традиции продолжает Лермонтов в «Песне. ..»? (Прежде всего, былинные традиции,  традиции народных песен, баллад. В диалоге Степана Парамоновича и Алены Дмитриевны - традиции народной песни, плача.)

- Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю?

- Помог бы ему царь, если бы знал, что Алена Дмитриевна - замужняя женщина?

2.  Характеристика героев.

Кому из героев поэмы вы сочувствуете?

Проверка д/з

  • Каким предстает опричник Кирибеевич?
  • Каким предстаёт перед нами купец Калашников?
  • Что заставило «смутиться думой крепкою» Калашникова, вернувшегося домой? (Нарушился порядок в доме, раз нет ещё жены.)

-        В чем подозревает свою жену Калашников? («Уж ты где жена, жена шаталася?» и т. д.).

- Как объясняет Алёна Дмитриевна свое долгое отсутствие? Как она реагирует на обвинения мужа?

- Почему Алёна Дмитревна говорит мужу: «Не боюся смерти лютыя, / Не боюся я людской молвы, / А боюся твоей немилости»? Что мы узнаём об отношениях внутри обычной семьи?

- Что вы знаете  о Домострое? «Домострой», расскажем им, что это книга, которая определяла отношения в семье во времена Ивана Грозного. Муж считался полным хозяином своей жены; старший брат в семье, где умер отец, считался главой всей семьи. Мы видим, что Калашников сначала подозревает жену в неверности и готов её запереть «за железный замок», чтобы она его «имя честное не порочила». Эти слова купца точно характеризуют отношения между мужем и женой во времена Ивана Грозного.

- Боится ли Алёна Дмитревна людского суда? Как она говорит об этом?

  • Почему купец Калашников принимает решение биться с царским опричником?

- Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?

  • Как ведёт себя Кирибеевич перед началом поединка? За что он бьется?
  • Как ведёт себя Степан Парамонович? Как отвечает на хвастливый вопрос Кирибеевича? За что бьется Калашников?
  • Почему Степан Парамонович призывает братьев вступиться за честь семьи, если Кирибеевич его побьёт?

В словах Калашникова, обращённых к братьям, мы также видим оценку поступка Кирибеевича:

...Опозорил семью нашу честную Злой опричник царский Кирибеевич...

(Часто спорные вопросы решались либо жребием, либо в открытом бою. Считалось, что тому, кто победил, помогла Божья воля, следовательно, он прав. )

- Кто победил в схватке?

  • Как отвечает Калашников на грозный вопрос царя?
  • Каким представляется нам царь Иван Грозный?

(Грозный казнит Калашникова и одновременно даёт льготы

его братьям-купцам. В народной традиции царь предстаёт перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. Поясним слово «позорною» в выражении «смертью лютою, позорную»: «позорною» означает «прилюдною», то есть купца казнили на глазах у всех людей.

  • Почему Калашников отказался назвать причину, по которой он убил опричника?
  • Как гибнет каждый из них и какую память о себе оставляет?
  • Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою? Справедливо ли он поступил? Помиловал бы царь Калашникова, если бы тот сказал, за что убил Кирибеевича?

-        Прочитайте, как схоронили Калашникова, как ведут себя люди у его могилы.

- Какое отношение народа к герою выражают гусляры?

  • Каковы ваши впечатления от образа Ивана Грозного? Как передана в поэме сложность его характера?

Комментарий учителя.

Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича «вольною волей», то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. Во времена террора и бесчестья Калашников отстаивает неприкосновенность своей семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обычаю, а как разбойник - «промеж трёх дорог». Но, несмотря на это, он оставил о себе добрую память.

Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и оклеветанный, становится народным героем.

3. Итоги урока

Слайд 14. В жестокие времена опричнины произвол и беззаконие были обычным делом. Простой народ боялся опричников, знатные люди избегали с ними встреч. Но опричники были опорой царя.

Калашников отстоял свою честь, честь своей семьи, но поплатился за это собственной жизнью, по приказу царя пошёл на плаху за сознательное убийство его «верного слуги». «Песня про... удалого купца Калашникова» написана Лермонтовым в духе песни-повествования певцов-гусляров, которые поют славу казнённому Калашникову, осуждают царское решение, разошедшееся с мнением народным.

-        Какие чувства вызывает у вас концовка поэмы?

д/з: Доклад о Н.В. Гоголе, прочитать повесть «Тарас Бульба»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок в 7 классе М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Цыкура Е.А., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

Михаил Юрьевич Лермонтов 1814-1841г.

Слайд 3

Ты хочешь « Песня …» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного . Произведение написано тоническим стихом, близким к фольклорному сказовому стиху.

Слайд 4

М.Ю. Лермонтов«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма – Поэ́ма ( др.-греч . ποίημα ) — литературный жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определённому автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п. [1] Иногда поэмой могут называться прозаические произведения (например, « Мёртвые души » Н. В. Гоголя , « Москва — Петушки » В. В. Ерофеева ).

Слайд 5

Его правление – жестокость, цинизм и тирания. Иван Васильевич Грозный (Иван IV) принял царский титул в 1547 году. XVI век - один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы царствования Ивана Грозного страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоёваны Казань, Астрахань, Сибирь. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика. Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи.

Слайд 6

Опричники — члены особого царского войска, созданного Иваном Грозным. Всего опричников было шесть тысяч человек. Главой опричников был приближённый царя Малюта Скуратов. О причники принесли очень много горя русским людям. Опричникам было позволено всё. Оскорбить опричника означало оскорбить самого царя.

Слайд 7

Купец — человек (торговец), занятый в сфере торговли. Профессия купца известна ещё в Древней Руси, в IX—XIII веках. На первых порах купцы были странствующими, впоследствии же стали оседать в населённых пунктах, где происходил наибольший товарообмен. В Российской империи купцы были выделены в отдельное сословие (см. Купечество), со своим статусом и податями.

Слайд 8

Д/з: Прочитать поэму до конца, составить сравнительную характеристику по таблице(из текста): Х арактеристика Кирибеевич Степан Калашников Происхождение и социальное положение Портрет Поступки Оценка от Ивана Грозного Оценка от Алены Димитровны По какой причине вступает в бой Смерть

Слайд 9

Гусляры- музыканты, играющие на гуслях. Гу́сли — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент, в общем виде представляющий собой резонаторный корпус с натянутыми над ним 5—20 струнами, образующими диатонический звукоряд

Слайд 10

Главные герои 1 часть — Иван Грозный, Кирибеевич /Экспозиция. Завязка. 2 часть — Алёна Дмитревна , Калашников / Развитие действия. 3 часть — Иван Грозный, Кирибеевич , Калашников / Развязка. Эпилог.

Слайд 11

Главной проблемой поэмы можно назвать проблему долга и чести. Лермонтов обратился к истории России, видимо, потому, что в современной ему жизни 1830-х гг. не было жизненного материала, который дал бы ему возможность создать ситуацию, раскрывающую эту нравственную проблему. Своё поколение Лермонтов характеризовал так: «Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы.

Слайд 12

Кулачный бой Первое упоминание о русском кулачном бое мы можем найти в «Повести временных лет». Нестор пишет: « Себо не погански ли живемъ ... нравы всяческими льстими , превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми , и русальи ; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела» — в общем, критикует (развитие кулачного боя с XI по XX век )

Слайд 13

Уроки Лермонтова Защити свою семью Отстаивай свою честь Не отдай на поругание близких Имей человеческое достоинство Не теряй совесть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Презентация к уроку литературы. М.Ю. Лермонтов. "Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"....

Презентация к уроку литературы в 7 классе "Образ Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова.

Презентация содержит материал для изучения образа Ивана Грозного в поэме М.Ю.Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" и в иллюстрациях В.Васнецова....

Интегрированный урок литературы и истории в 7 классе «Историческое прошлое Руси в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»»

В данном уроке раскрывается историческая тема на примере произведения М.Ю. Лермонтова. Учащиеся знакомятся с эпосом 30-х годов 19 века. На занятии прослеживаются исторические параллели в литературе, п...

Проектная работа «Милостив и (или) жесток царь Иван Васильевич Грозный» (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Проектная работа   «Милостив и (или) жесток  царь Иван Васильевич Грозный»   (по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника ...

Урок литературы в 7 классе «Кто победил в поединке: Кирибеевич или удалой купец Калашников?» в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок представляет собой аналитическое чтение 3 части поэмы М.Ю.Лермонтова "Песня про купца Калашникова.." с последующей работой над вопросами, помогающее решить ряд нравственных вопросов: ус...

Урок в 7 класс "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Урок  в 7 классе  "Образ купца Калашникова в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»....