конспект урока
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Мастер Людмила Викторовна

Конспект урока литературного чтения в 5 классе коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chteniya.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: С. Михалков  «Будь человеком».

Цель: Познакомить обучающихся со стихотворением С.В. Михалкова «Будь человеком!»

Задачи:

Образовательная: Учить понимать образный смысл произведения и развивать внимание к художественному слову через детальное знакомство с произведением. Способствовать умению выражать своё отношение к герою произведения через обсуждение поступков мальчика.

Коррекционно-развивающая:  Развивать навыки правильного, сознательного, беглого чтения посредством внимательного вдумчивого проговаривания частей текста. Способствовать развитию связной речи школьников посредством правильного и полного ответа на поставленные вопросы.

Продолжать работу над выразительным чтением произведения через понимание выразительных особенностей каждой части.

Воспитательная: Формировать личностные качества учащихся: наблюдательность, трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, духовную красоту посредством внимательного знакомства с произведением.  Воспитывать нравственные и эстетические чувства, стремление бережного отношения к природе посредством понятия идейного смысла стихотворения.

Формирование БУД: Личностные: адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др. Коммуникативные: слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его. Регулятивные: осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач. Познавательные: использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.

Планируемые  предметные результаты: уметь пересказывать, высказывать своё отношение к прочитанному.

Оборудование: портрет С. Михалкова, карточки со словами, сигнальные природоохранные знаки, учебник, мультимедийная презентация.

Ход урока

I.Организационный момент: Эмоциональный настрой обучающихся.

II. Проверка домашнего задания.

1.Актуализация знаний.

Ребята, что было задано на дом?

Я предлагаю вам поиграть в игру «Да» или «Нет». Я задаю вам вопрос по прочитанному рассказу «Из рассказов Олены Даниловны», а вы должны ответить словами ДА или НЕТ.

1.Олена Даниловна занималась колдовством? (Нет)

2.Олена Даниловна не любила животных. (Нет)

3.Внук Вовка ее называл доктором Айболитом. (Да)

4.Олена Даниловна бала высокая, с черными веселыми глазами старушка. (Да)

5.Олена Даниловна была злая женщина. (Нет)

6.Лягушку звали – Василиса Премудрая. (Нет – П об еже, Прекрасная)

7.У нее жили – Ёж-Ежович, черепаха Марья-торопыга. (Да)

8.Бурундука звали Васька. (Нет- Борька)

Ребята 1 группы найдите и прочитайте, где говорится о еже, черепахе, бурундуке.

Ребята 2 группы – где говорится о лягушке.

2.Речевая разминка. Приготовим наш речевой аппарат для правильного произношения звуков, слов, предложений (Стихотворение «Лесничий» -В.Степанов)

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг-лесничий.

прочитайте вполголоса;

прочитайте, начиная громко, затем постепенно доводя до шепота;

прочитайте, начиная шепотом, затем постепенно доводя громко;

прочитайте с интонацией восхищения.

III.Основная часть урока. Введение в тему.

1.Сообщение темы и цели урока.

Итак, ребята, у нас урок-путешествие. Сегодня мы с вами совершим прогулку в лес, встретим там нового героя, и на лесной тропинке нам попадется муравейник. Нам поможет в этом стихотворение С. Михалкова «Будь человеком!», с которым мы сегодня познакомимся, постараемся понять его смысл, научимся выразительно читать это стихотворение. Мы на уроке должны быть зоркими, внимательными, общительными и должны уметь высказывать свои мнения.

2.Сообщение учителя о С. Михалкове.

Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Отец его был учёным- птицеводом. Мать была сестрой милосердия и учительницей. Маленький Сергей Михалков образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. Он работал на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. Его стихи печатались в журналах  «Огонёк», «Пионер», «Прожектор», в газетах «Комсомольская правда», «Известие»,«Правда». В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Он прошел нелегкими дорогами войны, был контужен. Действительно, Сергей  Михалков  - один из самых знаменитых детских писателей, стихи его читали в детстве ваши мамы и папы, бабушки, дедушки, а может  быть  и прабабушки, а еще он написал гимн нашей страны. Умер Сергей Михалков 27 августа 2009 года.

А теперь отгадайте загадку:

Шли плотнички без топоров,

Срубили избу без углов.

Кто же это? (муравьи)

Подберите однокоренные слова к слову муравей: муравейник, муравьи.

Что такое муравейник? (Да, это домик муравьев)

Скажите, а муравьи приносят вред или пользу? Что мы знаем о муравьях? (Высказывание обучающихся).

3.Сообщение ученика (из журнала «Юный натуралист»)

Муравьи живут везде. У муравья 6 лапок, есть глаза, но нет органов слуха. Пара усиков помогает муравьям различать запахи и ориентироваться в пространстве. Муравьи уничтожают вредных насекомых, улучшают почву, рыхлят и удобряют ее. Их называют «санитарами леса». Если разорить муравейник - погибает вся муравьиная семья и появляется много гусениц. Где в лесу есть муравейник, там лес здоровый. По поведению муравьев можно определить, будет дождь или нет. Муравейник – дом муравьиной семьи. Главные в доме царицы, они приносят потомство. Охраняют их муравьи – трутни. Остальные – рабочие. А зимует вся муравьиная семья в подземной части дома – там не так холодно. Один муравей может поднять в 10 раз больше самого себя. А вы так можете?

Ребята, что будет, если разорить муравейник? (Погибнет вся муравьиная семья).

Героем сегодняшнего урока являются муравьи. Откроем учебники. Да, ребята, стихотворение «Будь человеком!» С.Михалкова даст нам возможность прочувствовать, что нужно бережно относиться ко всему живому на планете Земля.

4.Чтение стихотворения учителем с последующим ответом на вопрос.

Ребята, послушайте внимательно стихотворение и постарайтесь рассказать, что сделал герой этого произведения.

5.Словарно-лексическая работа.

В стихотворении вам встретились слова:

ОБЫЧАЙ– установившиеся правила общественного поведения.

ЭГОИСТ- человек, любящий только себя.

Придумайте предложения со словами: обычай, эгоист.

Запись слов в тетрадь.

6.Работа над стихотворением.

Где происходят события? (В лесу)

Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? (Жалость, боль, злость. Нельзя так делать! Если бы я там был, я бы не дал обижать муравьев)

Как муравьи между собой распределяют обязанности?

Почему пришла беда в муравьиный дом?

Как автор называет муравьёв? (Мурашки-муравьи, миролюбивые жильцы.) Подчеркивая этими словами то, что насекомые очень маленькие, едва заметные, беззащитные. Но у каждого жителя муравейника есть свои обязанности.

К кому обращается автор в этом стихотворении, к чему он нас призывает?

Как автор назвал разрушителя муравейника?

Обратите внимание на то, что С.В. Михалков никак не называет этого мальчика, кроме, как ТЫ, ЭГОИСТ. Мало того, автор даже не извиняется за это, так как он не заслуживает другого обращения.

Оценивание.

7.Чтение стихотворения обучающимися + анализ.

На сколько частей можно разделить стихотворение? Озаглавьте.

(Жизнь муравьёв в муравейнике; разрушение муравейника мальчиком; обращение автора или осуждение автора)

Сначала прочитывается 1 часть: Мирная жизнь в муравейнике ( до слов «.. в траве и под листвой..) –Вопросы учителя:

Что значит «живут своим трудом»?

Как вы понимаете выражение: «у них обычаи свои»?

Ребята, прочитайте, как автор называет муравьёв?

Что значит слово «миролюбивые?» (любящие мир)

Какой рисунок можно сделать к 1 части стихотворения?

Чтение 2 части: Разрушение муравейника.

Вопросы учителя:

Что значит слово «подпалил»? (поджёг)

Как вы понимаете словосочетание «нарушила беда»?

Что означают слова - «Метались?» (бегали из стороны в сторону). «Тихо тлел?» (горел без пламени)

Что бы вы изобразили к этому отрывку стихотворения?

Чтение 3 части стихотворения (Осуждение автора)

Вопросы учителя:

Как вы понимаете выражение: «Ведь ты того не создавал, что предавал огню?»

Ребята, как вы понимаете выражение «Атомный век»? (3 группа находит и зачитывает строки с выражением «атомный век»)

Атомный век - это время умного человека, который создаёт сложные машины, решает трудные задачи. Но не всегда этот человек совершает правильные поступки, достойные звания человека. С какой буквы написано слово человек? (С большой)

Что же значит выражение: «Быть человеком с большой буквы»? Быть каким?

Физминутка

8.Чтение стихотворения обучающимися.

Наше отношение к происходящему определит ту интонацию, с которой должно читаться стихотворение.

1 часть - спокойное чтение.

2 часть - тревожное чтение.

3 часть – назидательно, призывно.

Чтение стихотворения про себя.

Чтение вслух по столбцам по цепочке.

Выразительное чтение (3 группа - по отрывкам).

IV.Заключительная часть урока

Итог урока.

С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

Кто автор этого произведения?

Чему учит нас это произведение?

Как вы относитесь к поступку мальчика? Что произошло с лесом в результате такого поступка? (всё сгорело, разрушен муравейник).

С какими словами познакомились на уроке? Что они обозначают?

V.Домашнее задание:

1 гр. читать и пересказывать;

2 гр. читать и отвечать на вопросы, стр. 192 – 193.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...