Конспект урока "Танька" Бунина
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Кужугет Сайсуу Кужай-ооловна

Разработка урока литературы по творчесвту Бунина через знакомство с произведением "Танька". Основное внимание уделяется анализу произведения посредством которой  раскрывается смысл самого произведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uurok_po_lit-re_bunin.docx45.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: И. А. Бунин

Рассказ «Танька».

Цели: Создать условие для формирования нравственных ценностей через постижение смысла рассказа «Танька».

Задачи:

           Обучающие:

          - познакомить учащихся с особенностями судьбы и творчества писателя;

           - раскрыть и понять жизнь крестьян в рассказе «Танька».

Развивающие:

             -развивать аналитические способности учащихся;

            - формировать умение выражать свою точку зрения.

 Воспитательные:

           - воспитать любовь к русской классической литературе и художественному слову;

           - воспитать умения сострадать, сочувствовать, сопереживать.

Методические приемы: объяснение учителя, устное рисование, комментированное чтение, аналитическая беседа.

Оборудование: портрет И.А. Бунина, фотографии семьи и близких писателя, фотографии имения в Орле, меловое оформление классной доски.

Ход урока

                                                          «Одно есть только в мире счастье –

                                                                   Весь Божий свет душой любить!».

I.        Организационный момент.

II.        Слово учителя.

      На сегодняшнем уроке мы совершим открытие судьбы маленькой девочки. Девочки неизвестной, необычной, сказочной, не похожей на другие. Она светилась живым мерцающим огнем, а ее голос был подобен голосу маленькой неизвестной жизни.

Запишем тему в тетрадь. И. А. Бунин «Танька».

     III.        Рассказ о писателе.

    Автор этого рассказа -  Иван Алексеевич Бунин, удивительный человек, певец русской природы и знаток человеческой психологии.  Иван Алексеевич родился 23 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего старинному дворянскому роду. Детство будущий писатель провел в деревне, «в глубочайшей полевой тишине……. летом среди хлебов, подступающих к самым порогам, а зимой среди сугробов…». Много занимался самообразованием, увлекался чтением отечественной и мировой литературы. Он хорошо знал и понимал крестьянскую жизнь, наблюдал ее с самого детства. И первый его рассказ «Танька» был навеян этими впечатлениями, и стала точкой отсчета, с которой началась серьезная литературная деятельность будущего лауреата Нобелевской премии. Сегодня перед нами откроется мир, полный детских страданий. Ведь прав И.А. Бунин: «Одно есть только в мире счастье –

 Весь Божий свет душой любить!».

(Демонстрация портрета Бунина)

IV.        Изучение рассказа «Танька».          

-А сейчас мы обратимся к рассказу И. А. Бунина «Танька».

(Ученики читают вслух рассказ «Танька» по цепочке).

Словарная работа.

-На прошлом занятии мы уже говорили о том, какие произведения мы называем рассказами. Вспомните, пожалуйста, определение термина «рассказ».

– Рассказ – это малая эпическая жанровая форма художественной литературы

небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста, прозаическое произведение.

V.Беседа.

– О чём говориться в рассказе «Танька»?

В рассказе «Танька» говорится об одной крестьянской семье, в которой живут двое детей – Васька и Танька. Семья находится в трудном социальном положении, детям нечего есть. Они нуждаются в крайней необходимой помощи.

Устное словесное рисование.

– Ребята, подумайте, пожалуйста, и нарисуйте на листочках дом, напишите, какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «дом».

 – Итак, ребята, покажите свои рисунки и скажите, что вы написали.  (ответы 2-3 учеников с комментариями).

– Как живет Танькина семья?

«Теперь мать рано укладывала спать, говорила, что ужинать нечего, и грозила "глаза выколоть", "слепым в сумку отдать", если она, Танька, спать не будет. Танька часто ревела и просила "хоть капуски", а спокойный, насмешливый Васька лежал, драл ноги вверх и ругал мать:

   - Вот домовой-то, - говорил он серьезно, - все спи да спи! Дай бати дождать!»

 Ключевые слова жизни семьи Таньки: Голод,

                                                                     Нищета,

                                                                     Борьба за жизнь.

 (записывается на доске).

-Ребята, охарактеризуйте девочку Таньку? Танька, она какая?

- Кто такой Павел Антонович? Какой он, охарактеризуйте его?

(В санях сидел седой старик, с зависшими бровями, барин Павел Антоныч. После Крымской кампании, проиграв в карты почти все состояние, Павел Антоныч навсегда поселился в деревне и стал самым усердным хозяином. Но и в деревне ему не посчастливилось... Умерла жена... Потом пришлось отпустить крепостных... Потом проводить в Сибирь сына-студента... И Павел Антоныч стал совсем затворником. Он втянулся в одиночество, в свое скупое хозяйство, и говорили, что во всей округе нет человека более жадного и угрюмого).

- Какой момент в жизни Таньки мы можем назвать самым важным?

Встречу Таньки и барина.

- Автор всячески подчеркивает доброжелательность, высокие душевные качества помещика. Наблюдаемые им картины голода и нищеты приводят его к своеобразному покаянию. Он вспоминает своих богатых племянниц, живущих во Флоренции, и у него возникает контрастное сопоставление: «Танька и Флоренция».

(«Всё теплей становилось в его старческом сердце, когда он кутал в мех оборванного, голодного и иззябшего ребёнка. Бог знает, что он думал, но брови его шевелились всё живее.»).

-Куда привез маленькую девочку Таньку барин?

(Барин привёз её в свой дом, водил её по комнатам, заставлял для неё играть часы, угостил черносливом, дал несколько кусков сахару, которого Танька спрятала, чтобы потом дать братишке и матери).

- Сумел ли Павел Антонович помочь маленькой, голодающей девочке? Опишите те эмоции, которые получила Танька в тот вечер?

(Танька в тот вечер испытывала поистине огромное счастье. Среди тяжёлой убогой жизни и у неё бывают моменты счастья).

      Исследователи творчества И. А. Бунина считают, что первые его рассказы были во многом несовершенны, они называют их «лирическими очерками» в первую очередь из-за отсутствия сюжета.

-Так ли это? Можно ли назвать рассказ «Танька» бессюжетным?

-Давайте найдем сюжетные элементы в рассказе?

-Экспозиция – история продажи лошади.

Завязка – уход Таньки из дома.

Развитие действия – встреча Таньки с барином Павлом Антоновичем.

Кульминация – размышление Павла Антоновича о судьбе Таньки.

Развязка – сон Таньки.

-Ребята, в начале урока я говорила о том, что Иван Алексеевич хорошо знал и понимал крестьянскую жизнь, наблюдал ее с самого детства.

-Какая проблема волнует автора на протяжении всего рассказа? Сформулируйте, пожалуйста основную проблему рассказа «Танька». Зачем писатель обращается к ней?

    В этом рассказе поднимается проблема русского крестьянства. Этот вопрос остро волновал интеллигенцию России того времени. Недавняя реформа сделала положение крестьян еще хуже, и это не могло не волновать и Бунина. В рассказе бедные, изможденные, изнуренные нуждой и голодом люди мечтают только об одном – краюхе хлеба, луковице или картошке с солью. Но крестьяне проявляют терпение, стоицизм, покорность судьбе. Удивляет в их поступках вера в бога, нравственная чистота, а также их высказывания-сожаления о прошлой жизни.

     В будущем вы изучите ещё много произведений на эту тему. Эти произведения относятся к литературному направлению – реализм, который утвердился в русской литературе в начале XIX века и продолжает оставаться влиятельным литературным направлением. Основное свойство реализма – отражение жизни (посредством типизации) в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

VI. Обобщение по теме.

     - Итак, о чём же этот рассказ? Какой скрытый смысл открывается читателю произведения И. Бунина?

- Какие эпизоды рассказа показались вам грустными, горестными?

- Какие чувства вызывает у вас эта девочка?

       А теперь обратимся к эпиграфу нашего занятия:

                                                                  «Одно есть только в мире счастье –

                                                                   Весь Божий свет душой любить!».

    Главные герои рассказа Бунина Танька и Павел Антонович – носители дорогих Бунину нравственных качеств, а именно: доброта, милосердия, сострадания, человеколюбия.

    Сам Бунин был человеком высоконравственным, оказывал огромную помощь многим бедным людям, никогда и ничего не жалел для нуждающихся. Для Бунина высоконравственным человеком является человек с открытой душой и сердцем. Такой человек преодолеет все жизненные неприятности и сможет спасти мир посредством милосердия.

Домашнее задание:

    1. Дома я предлагаю вам поразмышлять над творческим вопросом (запишите его в тетрадь). «Что может сделать каждый из нас, чтоб вокруг стало меньше голосов, просящих о помощи?»

    2. Прочитайте рассказ И. А. Бунина «Подснежник».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...