Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: Писатели улыбаются
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Кудинова Елена Викторовна

Содержание урока позволяет познакомить обучающихся  с некоторыми этапами биографии писателей, чьи произведения будут рассматриваться на уроке.

На основе исследовательской работы с текстом рассказов в группах обучающиеся учатся  выявлять  общую проблематику; совершенствуют навыки работы с текстом;  учащихся учатся  сопоставлять, делать выводы, доказывать собственное мнение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: Писатели улыбаются

Цель: познакомить с некоторыми этапами биографии писателей, чьи произведения будут рассматриваться на уроке.
ЗАДАЧИ:

на основе исследовательской работы с текстом рассказов в группах выявить их общую проблематику; совершенствовать навыки работы с текстом; развивать монологическую речь учащихся, умения сопоставлять, делать выводы, доказывать собственное мнение; повторить и закрепить понятия «метафора» и «олицетворение».

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

  Учитель: -  Учебник на столе у вас?

                              А ручки и тетрадки?

                              Тогда урок начнём сейчас,

                              Раз всё у вас в порядке.

                              Будьте внимательны,

                              Послушны, наблюдательны.

                              Чтобы литературные тайны познавать,

                              Нужно всё серьёзно изучать.

    - отчёт  дежурного;

    - проверка  готовности  класса  к  уроку:

                Я  рада  новой  встрече  с  вами,

                Приятно  ваше  общество, друзья!

                Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

                Их  с  интересом  буду  слушать  я.

                Мы  сегодня  снова  будем  читать,

                Выводы  делать  и  рассуждать.

                А  чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

                Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Скажет каждый!

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Эпиграфы к уроку:                             …И смешная же она, Русь-то, не глядя                  

                                                              на   весь трагизм её жизни.

                                                                                                         М. Горький

                                                          …Ах, эти мелочи! Как чесоточный зудень,

                                                          впиваются они в организм человека, и

                                                          точат, и жгут его. Нет места для работы

                                                          здоровой мысли, нет свободной минуты

                                                          для плодотворного труда! Мелочи, мелочи,

                                                          мелочи- заполонили всю жизнь.

                                                                                     М.Е.Салтыков- Щедрин

III. Работа по новой теме.

Слово учителя.

 Михаил Андреевич Осоргин облегчил работу его будущих биографов. Он сам подробно рассказал о своей жизни- в написанной в конце жизни книге воспоминаний «Времена», в десятках очерков. « Наше поколение, -говорил Осоргин ,- находится в исключительно выгодных мемуарных условиях: не успев состариться, мы прожили века». Неудивительно, что и в художественных его произведениях некоторые сюжеты имеют документальную основу, а многие герои- прототипов. Ведёт же повествование почти всегда рассказчик, которому автор передоверил собственные мысли и размышления.

  Осоргин – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя- Ильин. Один из самых древних русских дворянских родов.

  Он родился и вырос в Перми, «в глубокой провинции, в деревянном доме, окружённом несчитанными десятинами, никогда не знавшими крепостного права», где «голубая кровь отцов окислилась…независимыми просторами, очистилась речной и родниковой водой, окрасилась заново в дыхании хвойных лесов». Уральские просторы, берега Камы, пермские леса… Даже объездив всю Европу, он будет считать их самыми прекрасными местами в мире, а годы, проведённые здесь,- лучшими университетами. «Всё, что мне позже открыли книги, что я принял из них и не отверг,- всё это было раньше вышито зелёной гладью на клубничном косогоре, родилось и жило подо мхами, под древесной корой, в бесчисленных норках, прыгало по веткам, стояло звонкой песней над крестьянским полем». Здесь, в родном городе, на пороге юности, было сделано удивительное открытие: «Цель жизни в самом ходе жизни, в движении, а не в какой-то последней точке».

Творческая «защита» 1 группы.

  «Осоргин- служитель правды и справедливости».

(Устный журнал: каждый ученик, перелистывая свою страницу, рассказывает.)

   1-ученик. «На пороге».

   В 1897г. Михаил Ильин поступил на юридический факультет Московского университета. Из дома он захватил только «узел», в который «завернул» свои детские впечатления- всё, что он вычитал в великой книге Природы. Но студенческие годы его выпали на то время, когда по всей России не было такой обители, где не жили бы «люди, желающие пересоздать мир и во имя этого готовые на всякую жертву». «Молодые женщины, которым как раз время весело жить и молодо любить, надевали посконное платье и шли по деревням изучать народ». Да и «все недурные люди» были прежде всего служителями «правды и справедливости». Как тут остаться в стороне? В 1899г. За участие в студенческих волнениях Михаила Ильина высылают в Пермь под негласный надзор полиции. Опала оказалась недолгой. Через год он восстанавливается в университете, в 1902г. Оканчивает его и начинает заниматься адвокатской практикой. Он не берёт денег с бедных. И вообще рассматривает свою деятельность как защиту «прав трудового народа».

  2-ученик. «Служитель правды и справедливости».

  Но юридическое поприще не было призванием Михаила Андреевича. Его «мечтаемая дорога»- литература. С гимназических лет он печатается в газетах. Он говорит своим, ни на кого не похожим голосом: о самых серьёзных вещах он рассуждает с иронией, никогда не выступает бесстрастным летописцем, не скрывает своей позиции.

   …Очень скоро в адвокатской конторе « стали спать по ночам подозрительные люди, бежавшие с политической каторги, на машинке отстукиваться тексты пылких и буйных прокламаций».

   В 1904г. Михаил Андреевич вступает в партию социал-революционеров. Однако революционером он был недолго, и никогда – особенно активным ( по его собственным словам, «незначащей пешкой, рядовым взволнованным интеллигентом…по полной неспособности к руководящим ролям»).

   Но полиция, очевидно, не считала его «пешкой». Во всяком случае, в декабре 1905г. Михаил Андреевич был арестован. Приговор- три года ссылки в Нарымский край Томской губернии. По счастью, удалось обмануть правосудие : Осоргина выпустили на время из тюрьмы- под залог, и назад он не вернулся.

  Поначалу он скрывается в деревне под Москвой, где занимается в основном рыбной ловлей, в город старается не ездить, и не только потому, что это может плохо кончиться. «Не столько плохи дела, как плохи люди…Дошло до того, что отличить революционера от хулигана».

  Оставаться близ Москвы становится опасно, и Михаил Андреевич перебирается в Финляндию. Из писем оттуда видно, что уезжать ещё дальше ему очень не хочется: «За границу поеду лишь в крайности». И всё же такая «крайность» наступила, и довольно скоро. Поздней осенью 1906г. Недавний узник таганской тюрьмы оказывается в Италии, на вилле «Мария»- в приюте многих русских эмигрантов.

   3-й ученик. «В Италии».

   «Узелок», с которым пермский гимназист Михаил Ильин шагнул из родного дома в большую жизнь, «не нашли и не отняли даже при обысках». Здесь, в Италии, он вышел из партии, так как партийные дела волновали его все меньше и меньше. Всё больше и больше он погружается в литературные занятия.

С 1908г. Осоргин- постоянный автор, а вскоре и корреспондент «Русских ведомостей» в Италии: за 10 лет только в этой газете появилось более 400 материалов Осоргина. В 1913г. Вышла его книга «Очерки современной Италии», страны, которую автор впоследствии называл «Романом своей молодости». В эти же годы в журнале «Русский вестник» печатаются рассказы Осоргина, герои которых- эмигранты, о них Михаил Андреевич будет писать всю жизнь:

  «Эмигранты, это- такие оригиналы, которые живут не там, где им душой хочется, а там, где их сердцу тяжело. Я им симпатизирую,- вы можете считать их врагами…Сентиментальных гражданских слёз « о пасынках России» я лить также не стану; им это будет обидно…

   Настоящий эмигрант отличается от всех прочих сородичей тем, что он в своих исканиях заранее лишен надежды найти, так как ищет вне земли обетованной».

                                    М.Осоргин. «Русские ведомости». 5 января 1911г.

  4-й ученик. «Дым Отечества».

  В 1916г., так и не добившись официального разрешения, М.А.Осоргин на свой страх и риск возвратился на родину.

-Вас же сошлют в Нарым.

-Чем Нарым хуже Рима? А может быть, и не сошлют.

Не сослали- подоспела Февральская революция 1917г. Поначалу он принял её восторженно, активно включаясь в борьбу «не во имя будущего, а лишь по невозможности мириться с настоящим».

   С первых же дней Октябрьского переворота 1917г. Осоргин призывает не подчиняться самозваному правительству, неустанно разъясняет массам «бандитский характер власти», разоблачает лживые лозунги. Призывая ко всеобщей политической забастовке, понимает: поражение неизбежно. Он очень любит Россию, но хорошо знает её: она вечно «позволяет кататься на своей вые каждому любителю верховой езды. Иногда, встав на дыбы, она опрокидывает всадника- и сейчас же позволяет взнуздать себя другому».

   1921г. Голод в Поволжье. Осоргин- главный редактор газеты «Помощь», органа Комитета помощи голодающим. В голодающие губернии пошли составы с продовольствием. Престиж вождей оказался под угрозой. От иностранной помощи пришлось отказаться…В результате в Поволжье погибли 5 млн. человек, но политическое положение было спасено. Осоргин вместе с другими членами Комитета оказался на Лубянке. Был намечен к «ликвидации», но благодаря вмешательству верховного комиссара Лиги Наций Ф.Нансена смертную казнь заменили ссылкой. Формально на три года, но с устным разъяснением: «То есть навсегда».

   5-й ученик. Защитник «незначительного».

  В чем смысл и цель бытия, тайна Природы, назначение человека? Осоргина ответы религии на эти вопросы не устраивали. Он не хотел быть рабом- ни царским, ни Божьим.

  Ещё в 1914г., в Италии, он вступил в масонскую ложу, полагая, что целью масонства является свободное познание тайны Природы.

  Во время второй парижской эмиграции Осоргин- один из самых активных и влиятельных русских масонов. Он поселился в местечке Шабри, в неоккупированной зоне. Отсюда, подвергая себя большой опасности, посылал корреспонденции в Америку, в газету «Русское слово».

   Мечта о возвращении на родину так и осталась с ним до конца его дней. Философ Джордж Гурвич писал в некрологе: «Осоргин был не только крупнейшим писателем. Он был замечательным человеком… последним рыцарем духовного ордена русской интеллигенции».

Беседа по вопросам к рассказу Осоргина «Пенсне».

- Какова тема и идея рассказа Осоргина «Пенсне»?

-Какие замечания писателя о жизни вещей, нас окружающих, вам показались правдивыми?

-В рассказе Осоргина пенсне имеет физиономию, кристальную душу. Как называется используемый автором данный приём художественной выразительности? Дайте определение. (Олицетворение- это перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления; метафора(гр.metaphora- перенос )- переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.

-Как показаны в рассказе Осоргина «Пенсне» ироничность описания пропавшего предмета?

- Обратимся к отрывку из рассказа Осоргина: от слов «Часы шагают, хворают, кашляют…» до «…суетливая сплетница- почтовая марка».

- Какими качествами автор «награждает» представленные в отрывке вещи?

 

Физминутка

 Потягушки

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

- А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

Чтение мини-этюдов (1-2) о вещах, которые принесли ребята, с использованием олицетворения, метафор (индивидуальное задание 1 творческой группы).    

Наверно, в жизни часто так бывает,

Наверно, с этим сталкивался каждый,

Когда предмет на время пропадает.

Какой-нибудь простой, но очень важный.

Казалось бы, сережки и сережки!

Они должны быть в паре непременно.

Но стоит только расстегнуть застежку,

И пропадет одна из них мгновенно!

Зато потом она опять найдется,

И вдруг ты, ужасаясь, понимаешь,

Что заново теперь искать придется,

Ведь, где вторая, ты уже не знаешь.

Все можно объяснить, конечно, просто,

Ведь мы так неловки, неосторожны,

И память коротка, и ум не острый,

И сто ещё придумать можно!

Но есть один ответ на все сомненья:

Смеясь, нас вещи просто за нос водят!

У них есть свой характер и стремленья,

И иногда они гулять уходят…

Творческая «защита» 2 группы учащихся.

Слово учителя об И.С.Шмелёве.

    Даром воображения Иван Сергеевич Шмелёв был наделён в полной мере. В детстве, когда читал басню про лису и виноград, видел : яркий солнечный день, лисьи глаза горят, язык вывалился, по нему бежит слюна…И самые обыденные предметы тоже оживали в его глазах.

   « Живая была метла- бегала по двору за пылью, мёрзла в снегу и даже плакала. И половая щётка была живая, похожая на кота на палке. Стояла в углу- «наказана». Я утешал её, гладил её волосики..» Он говорил и с людьми,  и с игрушками, и с тою же метлой или половой щёткой.

   1-й ученик.

Шмелев рано испытал счастье писательского труда. Незадолго до окончания гимназии , мартовским вечером 1894г., он вспомнил почему-то прошедшее лето, рыбную ловлю на речушке, глухой омут у старой мельницы, и вдруг всё ожило в его воображении. Единым махом, сам поражённый произошедшим, Шмелев написал рассказ.

  Своё сочинении осмелился отдать в журнал «Русское обозрение». О судьбе рукописи долго ничего не знал. Но через год автору, теперь уже студенту Московского университета, почтальон вручил толстую книжку журнала. Студент открыл её с дрожью- и прочитал столь знакомое название: «У мельницы».

   2-й ученик.

   Чтение эпизода, посвящённого переживаниям героя, которые были вызваны публикацией его произведения. 

Беседа по вопросам:

1.     Как вы думаете, почему герой не испытывал радости?

2.     Какое определение даёт искусству редактор «Русского обозрения»? Согласны ли вы с такой точкой зрения?

3.     Как изменилось мировосприятие героя после публикации его произведения? Почему он говорит о необходимости «многое узнать, читать, вглядываться и думать…- готовиться»? Чем отличается, на ваш взгляд, писатель от обычного человека?

         3-й ученик представляет составленную схему системы персонажей рассказа Шмелева «Как я стал писателем», указав в ней всех главных и второстепенных персонажей, род их деятельности и то, как они связаны друг с другом.

         4-й ученик читает рассказ на одну из тем: «Как я готовился к сочинению», «Как я написал своё первое сочинение», «Отзыв на рассказ «Как я стал писателем» Шмелева».

Беседа по «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом».

1.     Что вы знаете о журнале «Сатирикон»? Откуда взялось такое название? Кто публиковал на страницах журнала свои произведения?

2.     Назовите настоящее имя Тэффи.

3.     Прочитайте приведённые отрывки из «Всеобщей истории…» и объясните, как создаётся сатирический эффект?

(на экране)

   «В одежде спартанцы были также очень скромны и просты. Только перед битвой наряжались они в более сложный туалет, состоявший из венка на голове и флейты в правой руке. В обычное же время отказывали себе в этом».

   «Воспитание детей было очень суровое. Чаще всего их сразу убивали. Это делало их мужественными и стойкими».

   «Женщина в Спарте пользовалась уважением, и ей разрешалось изредка тоже поговорить лаконически, чем она пользовалась, воспитывая детей и заказывая обед кухарке- илотке. Так, одна спартанка, отдавая щит сыну, сказала лаконически: «С ним или на нём». А другая, отдавая кухарке петуха для жарения, сказала лаконически: «Пережаришь- вздую».

4.     Какую функцию выполняют в тексте «Всеобщей истории…» следующие выражения: цари грызлись; терпение лопнуло; вместе тошно, а врозь скучно; с него взятки гладки и т. д. Уместно ли использование подобной лексики при создании исторического труда? Какой стиль намеренно искажают авторы данного произведения?

Чтение истории существования класса, написанной в духе писателей «Сатирикона».

Позвольте поприветствовать вас, о досточтимые отроки и девы!

  Не побрезгуйте скудоумием моим, не осудите скромный труд, чёрт знает для чего начатый мною и по лени моей, которая вперёд меня родилась, ещё не законченный, и который, чтоб он провалился, вряд ли будет закончен.

  Как это ни скучно, но нам приходится обратиться к делам давно минувших лет, когда берёт начало эта запутанная история возникновения и становления славного коллектива, в дальнейшем именуемого «Нашим классом».

   История умалчивает, кто, зачем и почему, чтоб ему провалиться на этом месте, направил маленькие, не твёрдо стоявшие на земле стопы детей к зданию Храма Науки, в дальнейшем именуемому «нашей школой», но притопали они сюда в 200 каком-то году. И по сю пору остаются тут, хотя коварные и беспощадные служители Храма Великого Бога Просвещения прилагают неимоверные усилия досрочно закончить тот многотрудный путь, на который мы ступили много лет назад.

  В те давние- давние времена, желая некоторым образом ознаменовать сие важнейшее событие своей жизни, эти достойные представители касты первоклассников, проливали горькие слёзы и мусолили распухшими,  красными носами элегантные наряды своих матерей.

  В это досточтимое племя 1 «А» класса вошли девы и отроки, достигшие уже того возраста, когда их плечи и мудрые главы возвышались из-за скамей, именуемых ныне партами.

  В течение долгих 4-х лет они демонстрировали чудеса мужественности, прогрызая глубокие дыры в граните науки. Некоторые наиболее увлекшиеся индивиды в своём рвении попробовать на вкус все науки переключились и на

  стены коридора, и на камни ступеней, и на дерево перил и подоконников. Что вызвало лёгкое неудовольствие главного жреца Храма науки, который лаконично и доходчиво объяснил свою позицию, сказав: «Погодите, я до вас доберусь, спиногрызы зубастые!»

  Много чистейшей родниковой воды утекло с того времени из фильтров школьной трапезной; сколько славных носов, мудрых лбов, несгибаемых коленей, зорких глаз пострадало на перекрёстках пространств и лестниц досточтимого Храма Науки и Просвещения, пока накопив фундаментальный опыт использования средств массовой информации и новейших достижений науки в деле получения высоких оценок своей деятельности, не перешли  они в 5 класс.

  И до сих пор продолжаются их многотрудные мытарства. И много ручек сломано, и много карандашей очинено, и много ремней порвано о части тела, кои из-за природной стыдливости не может назвать смиренный летописец перед лицом столь уважаемых персон. А до покорения Храма Науки им ещё

пилить и пилить. И пожелаем им на этом трудном пути всяческих успехов.  

          Смиренный раб ваш, ученик 8 «А» класса, руку приложил в лето 2013 числа 15 апреля.

Творческое задание 3 группы учащихся (по творчеству Тэффи).

1) Рассказ о Надежде Александровне Тэффи  Бучинской).

2) Анализ составленной схемы системы персонажей рассказа Тэффи «Жизнь и воротник» с указанием всех главных и второстепенных персонажей, рода их деятельности и того, как они связаны друг с другом.

3) Пересказ истории, рассказанной Тэффи в произведении «Жизнь и воротник» «от лица» воротника и Олечки Розовой.

4) Какой человеческий порок высмеивает писатель- сатирик в рассказе «Жизнь и воротник»?

Творческое задание 4 группы учащихся (по творчеству М.М.Зощенко).

1) Небольшое сообщение о жизни и творчестве М.М.Зощенко.

2) Какую цель преследовал М.М.Зощенко, занимаясь литературной деятельностью?

3) Кто ведёт повествование? Что вы можете сказать об этом человеке? Откуда вы почерпнули эту информацию?

Посмотрите инсценированный отрывок из рассказа «История болезни».

Ответьте на вопрос: «Какую функцию в рассказе Зощенко выполняют следующие слова и выражения: чуть у него пар изо рту не идёт от жара; набуровим вам воды; распатроню; поднимаете тарарам и т.д.?»

В начале 20 века преобразования в жизни общества влекли за собой изменения в языке, например, появилось много сложносокращённых слов. Рассказ Зощенко написан в это знаковое время. Найдите в тексте произведения слово, которое отражает тенденции новой эпохи. Что оно означает?

Викторина «Мир вещей». Вниманию ребят предлагаются названия различных вещей, которые становились «героями» прочитанных произведений (решето с крыжовником (рассказ «Хамелеон», Очумелов), заячий тулупчик («Капитанская дочка», Пугачёв), белые замшевые перчатки («После бала», полковник), очки с тёмными стёклами, зонтик и калоши («Человек в футляре», Беликов).  

 

V. Подведение итогов урока.

     - Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

     - Выполнили эти задачи?

-О ком мы сегодня с вами говорили?

Продолжите фразу:

  • На уроке я узнал….
  • Осталось непонятным…
  • Было интересно….
  • Хотел бы узнать….

Домашнее  задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"

Конспект урока  по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"...

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»

План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...

План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».

Цели  урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...