Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 кл. 2021
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)

Смирнова Людмила Валентиновна

Календарно-тематическое планирование по литературе. 7 кл.  По В.Я.Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalend.temat_.pl_._po_lit._7_kl._2021.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                    Календарно-тематическое планирование

                                                                                         по литературе

                                                                                        7 класс (ФГОС)

                                                                                                                                                                                                               Учитель русского языка и литературы:

                                                                                                                                                                                       Смирнова Людмила Валентиновна

 

п. Раслово

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Тематическое планирование

№ урока

Тема

Кол-во

часов

1

ВВОДНЫЙ УРОК. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

2

Предания

1

3

Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости.

4

Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

1 КР

5

Новгородский цикл былин. «Садко». Героический эпос в МХК Карело-финский мифологический эпос «Калевала»

1

6

Подготовка к сочинению «Русские богатыри как выражение национального представления о героях»

1

7

Итоговый урок по теме «Устное народное творчество»

1Составление проектов

8

Повесть временных лет». Основы христианской морали в «Поучение Владимира Мономаха».

1

9

   «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы.               Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

1

1

10

Стихотворения М.В. Ломоносова.

1

11

Стихотворения Г.Р. Державина.

1 

12

А. С. Пушкин История в произведениях А.С. Пушкина. Поэма «Полтава», «Медный всадник».

1

13

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

1

14

А.С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

1

15

Р.Р Сочинение по произведениям А.С. Пушкина.

С

16

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

17

Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1

18

М.Ю. Лермонтов: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

1

19

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Эпоха и герои.

1

20-21

Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас Бульба и его сыновья в Сечи. Осада польского города Дубно.

2

22

Трагедия Тараса Бульбы.

1

23

Обобщающий урок по повести «Тарас Бульба».

24

Подготовка к сочинению по повести «Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

С

25

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя

КР

26

Рассказ И.С. Тургенева «Бирюк». Герои рассказа.

1

27

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

1

28

.А. Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины».

1

29

Тема подвига русских женщин в поэме Некрасова.

30

Стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом…»

1 

31-32

М.Е. Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика, осуждение его покорности.

2

33

М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение социальных пороков.

1 

34

Л.Н. Толстой. «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы».

1

35

Л.Н. Толстой. «Детство». Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста.

1

36

А.П. Чехов. «Хамелеон». Картина нравов в рассказе. Средства юмористической характеристики.

1

37

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник». «Размазня»

1

38

«Край ты мой, родимый край». Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе.

1

39

Обобщающий урок по русской литературе XIX века.

1

40

И.А. Бунин «Цифры».

1

41

Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии.

1

42

И.А. Бунин «Лапти». Стихотворения И.А. Бунина.

1

43

М. Горький. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава).

1

44

«Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство»

1

44

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство» (по выбору учителя).

1

45

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство»

1

46

РР. Сочинение – характеристика литературного героя.

47

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

1

48

Л.Н. Андреев. «Кусака».

1

49-50

Слово о  Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

2

51

А.П. Платонов. «Юшка». Сострадание и уважение к человеку в рассказе А.П. Платонова «Юшка».

1

52

А.П. Платонов.  «В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы Платонова. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

С

53-54

Ф.Абрамов «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа Ф.А. Абрамова «О чем плачут лошади».  

Проблематика рассказа Ф. Абрамова

2

55

Е.И. Носов «Кукла»

1

56

Е.И. Носов «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека

1

57

Стихотворения А.Т. Твардовского.

1 

58

Ритмы и образы военной лирики. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны.

1

59

Ю.П.Казаков и его рассказ «Тихое утро»

1

60

«Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева.

1

61

«Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов).

1

62

Проект: литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса».

63

Из литературы народов России. Особенности художественной образности дагестанского поэта Расула  Гамзатова.

1

64

Японские хокку. Р. Бернс «Честная бедность» и другие стихотворения.

1

65

Дж. Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.

1

66

Дж. Олдридж «Последний дюйм»

1

67

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О. Генри. «Дары волхвов». Фантастический рассказ-предупреждение Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о победе добра.

1

68

Итоговый урок.  Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.  Рекомендация книг для летнего чтения.

1


  Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Д/з

Содержание

Результаты обучения

(личностные-Л.,предметные-П.,метапредметные-М.)

Формы контроля

Оборудование

 ВВОДНЫЙ УРОК. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Задания нет.

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства; литература как искусство слова

М: знать образную природу словесного искусства. П.: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа Владение монологической и диалогической речью.

Беседа

Индив. выступления учащихся

Пересказ

Учебник, учебное пособие для 7 класса «Читаем, думаем, спорим»

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 6 ЧАСОВ

Предания.

Пересказать предание.

П.: знать жанровое своеобразие фольклора и литературы.

Выразительное чтение преданий.

Пословицы и поговорки как выражение народной мудрости.

Составить  рассказ по трём пословицам

 Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта.

П: знать своеобразие пословиц

М: уметь раскрывать  смысл пословиц

Работа со статьей учебника

Составление рассказов по пословицам

Игра - викторина

Книга «Читаем, думаем, спорим» 7 кл.

 Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович».

Прославление мирного труда героя – труженика. Микула Селянинович – эпический герой.

Читать «Садко»

Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

П: своеобразие былин как героических песен эпического характера. Л: воспринимать и анализировать поэтику былин. Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами.

П: понятие былина, цикл. М: отличать былины разных циклов. Продуктивный уровень: коммуникативная компетенция. П: тематическое многообразие былин. Л.:Умение осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку и готовить сообщения.

Беседа

Работа с учебником (чтение статьи, составление плана, запись тезисов)

Выразительное чтение былины учителем

Рассказ учащихся

Чтение по ролям

Словарная работа

Беседа

«Литература Костромской области 7 – 9 класс» стих. В.М. Лапшина «Микула»

Новгородский цикл былин. «Садко». Героический эпос в МХК Карело-финский мифологический эпос «Калевала»

Пересказ.

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Русские богатыри как выражение национального представления о героях»

Написать сочинение.

Сюжет, система образов, герои былин; выражение в былинах исторического сознания русского народа.

П: знать  методику действия при написании творч. работы.М.: составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом. Творческий уровень: коммуникативная  и рефлексивная   компетенции, личностное саморазвитие Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

Словарная работа

Составление плана

Репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри»

Итоговый урок по теме «Устное народное творчество»

Составить проект

Составление проектов.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА – 2 ЧАСА

 «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха»

Написать поучение..

Тема Русской земли. Идеал человека в литературе Древней Руси. Поучительный характер произведений древнерусской литературы.

М.: основы христианской морали.

П.: воспринимать и  анализировать текст. Свободная работа с текстами,  владение   монологической   и   диалогической   речью.

Работа с учебником

Беседа

Работа с текстом

Портреты русских князей, фотографии старинных книг

  «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как образец житийного жанра древнерусской литературы.

Характеристика героев.

«Повесть о  Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

П.: жанры древнерусской литературы, признаки сказок.

М.: анализировать фрагменты текста.

Рассказ ученика

Беседа

Выразительное чтение

ЛИТЕРАТУРА ХVIII ВЕКА – 2 ЧАСА

Личность и судьба М.В. Ломоносова. Стихи М.В. Ломоносова.

Выраз чт. стихов.

М.В.Ломоносов.  Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея  Величества государыни Императрицы Елисаветы  Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.

П.:  теорию   «Трех  штилей», основные  факты  биографии  поэтов. М.: воспринимать и анализировать поэтический текст

Работа со статьей учебника

Беседа

Комментированное чтение

Словарная работа

Портрет М.В. Ломоносова

Г.Р. Державин. Очерк жизни и творчества. Стихи Г.Р. Державина.

Выраз чт. стихов.

Г.Р.Державин.  «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

П.: основные факты биографии поэта, теорию «Трех штилей».

М.: сравнивать стихи двух авторов.

Продуктивный уровень: культуроведч.,  коммуникат. комп.

Работа со статьей учебника

Беседа

Комментированное чтение  

Словарная работа

Портрет Г.Р. Державина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 28 ЧАСОВ

 А.С.ПУШКИН и русская история. Поэма «Полтава». Изображение Петра в поэме.

Пересказ.

А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России.  «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении   Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII.

«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

П.: биографию поэта.

Л.: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

Творческий уровень: коммуникативная  и рефлексив.  компетенции, личност.  саморазв

Работа со статьей

Аналитическая беседа

Выразительное чтение

Портреты А.С. Пушкина, высказывания о Пушкине

  «Песнь о вещем Олеге». Понятие о балладе.

Образ Олега и кудесника

Интерес Пушкина к истории России. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Традиции народной поэзии в создании образов «Песни...». Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады в «Песне…». Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси.

П.: историческую основу стихотворения. Л.: воспринимать и анализировать   поэтический текст. М.: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Выразительное чтение

Словарная работа

Работа с текстом

Беседа

Сравнение худ. текста и источника

Иллюстрации В.М. Васнецова к произведению Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

Пушкин – драматург. Трагедия «Борис Годунов»

Ответить на вопросы.

«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.

П.: сведения о творчестве автора, первичное представление о драматических жанрах.

М.: определять их самостоятельно.

 характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию.

Беседа

Словарная работа

Чтение по ролям

Иллюстрации В.И. Сурикова, В.А. Фаворского, В.Г. Перова к драме «Борис Годунов»

Р/Р. Сочинение по произведениям А.С. Пушкина.

Дописать

Сочинение  

Портреты и высказывания о Пушкине

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Личность поэта. «Песня про …купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

Читать поэму

Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI в., их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Образ Ивана Грозного и тема несправедливой власти.

П.: знать содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. М.: выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов

Л.: анализировать язык поэмы, её связь с устным народным творчеством. Продуктивный уровень: коммуникативная  компетенция.

Выразительное чтение, аналитическая беседа, устное словесное рисование

Портрет поэта, иллюстрации, изображающие Ивана Грозного.

Степан Калашников – носитель лучших качеств русского национального характера.

Защита Калашниковым человеческого достоинства. Авторская позиция в поэме. Связь поэмы с художественными традициями устного народного творчества. Сопоставление зачина поэмы и её концовки. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

П.: знать содержание поэмы.

М.: анализировать текст, находить ИВС.

Анализ эпизода

Выразительное чтение по ролям

Сравнительная характеристика героев

Работа с худ. деталями текста

Составление плана

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы.

 «Молитва», «Ангел».Состояние души поэта.

Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. «Звуки небес» и «скучные песни земли». Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова.

П.: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Продуктивный уровень: коммуникативная компетенция.Л.: о роли романтического пейзажа как средства воздействия на читателя.

М.: выявлять пушкинские традиции в пейзажной лирике Лермонтова

Выразительное чтение по ролям Анализ стихов, устное словесное рисование

фонограммы на стихи Лермонтова

 Н. В. ГОГОЛЬ. История создания повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и его сыновья.

Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести Гоголя. Борьба долга и чувства в душах героев.

П.: знать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

М.: составлять план событий, говорить о композиции повести. Л.: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

Инд. выступления учащихся

комментированное Чтение и анализ 1 главы текста

Портрет Н.В. Гоголя, выставка его произведений

 Образ Запорожской Сечи в повести. Тарас Бульба и его сыновья в Сечи.

Единоверие, честь, патриотизм как основные идеалы запорожцев. . Принцип контраста в создании образов братьев, противопоставления в портретном описании, речевой характеристике. Тарас и его сыновья.

П.: знать содержание повести.

М.: составлять план, характеризовать героев.

Л.: проводить сравнительный анализ тем, идей, образов.

Аналитическая беседа

Выразительное чтение

Составление плана Сравнительная характеристика

иллюстрации к повести Е. Кибрика

 Осада польского города Дубно.

Прославление высокого строя народной вольницы, боевого товарищества, самоотверженности и героизма.. Герои Гоголя и былинные богатыри.

Выразительное чтение аналитическая беседа,

Работа с тексом

Составление плана

Трагедия Тараса Бульбы.

Трагизм конфликта отца и сына (Тарас и Андрий).

Выразительное чтение

Работа с текстом

Составление плана

 Обобщающий урок по повести «Тарас Бульба».

Роль детали в раскрытии характеров героев. Смысл финала повести.

Аналитическая беседа, проблемные вопросы, тест.

 Р/Р Сочинение по повести «Тарас Бульба».

Художественное своеобразие повести, особенности языка Н. В. Гоголя

П.: содержание текста, методику действия при написании творческой работы

М.: составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом.

Творческий уровень: коммуникативная  и рефлексивная   компетенции, личностное саморазвитие. Л.: проводить сравнительный анализ тем, идей, образов.

Творческий уровень: коммуникативная  и рефлексив.  компетенции, личностное саморазвитие

Сочинение

 Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.

Проверка знаний учащихся

тест

И.С. ТУРГЕНЕВ. Сборник «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»

И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.  Нравственные проблемы рассказа.  

П.: содержание понятия пейзаж.

М.: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Продуктивный уровень. Л.: самостоятельно делать выводы, выявлять роль психологической детали, авторскую позицию.

Продуктивный уровень: коммуникативная компетенция.

Инд. выступления учащихся

Аналитическая беседа

Пересказ

Портрет писателя, высказывания о Тургеневе, выставка его книг

 Стихотворения в прозе.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы».

Особенности жанра, художественные особенности, темы.

П.: факты и сведения биографии писателя.

М.: выразительно читать прозаический  текст.

Продуктивный уровень: коммуникативная компетенция.

Чтение по ролям

Аналитическая беседа

Выразительное чтение

Н.А. НЕКРАСОВ – поэт народной боли. Поэма «Русские женщины».

Н.А.Некрасов.  «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».  Величие духа русской женщины.

П.: содержание произведения.

Л.: определять нравственную проблематику произведения, характеризовать  героев. М.: выявлять авторские размышления о характерах  героинь.

аналитическая беседа, чтение наизусть, выразительное чтение, чтение по ролям

Портрет писателя, портреты кн. Трубецкой и Волконской

Тема подвига русских женщин в поэме Некрасова.

«Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин.

Аналитическая беседа

Проблемные вопросы, тест

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда».  Боль поэта за судьбу народа.  

П.: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Продуктивный уровень: коммуникативная компетенция. М.: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова. Л.: выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах. Продуктивный уровень: коммуникативная компетенция.

Анализ лирического произведения

Беседа

Выразительное чтение

 М.Е. САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН. Образ писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» как сатирическая сказка.

М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика.

П.: содержание сказки.. М.: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера. П.: определение понятий «аллегория», «фантастика».

Инд. выступления учащихся

Аналитическая беседа

Словарная работа

Портрет писателя, иллюстрации Кукрыниксов к сказкам писателя

Паразитизм генералов. Трудолюбие и сметливость мужика, осуждение его покорности.

Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Критика покорности русского мужика.

Работа с текстом

Словарная работа

Сказка М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик».

Сатира в «Повести…».  «Дикий помещик» 

П.: содержание сказки.

М.: анализировать текст.

Продуктивный уровень: коммуникативная  компетенция.

Беседа

Работа с текстом

Заполнение таблицы

Л.Н. ТОЛСТОЙ. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Классы».

Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографических произведениях. Жизнь, изображённая в восприятии ребенка.

П.: знать биографию писателя, содержание  текста.

М.: характеризовать  идейное содержание произведения; выполнять худ. пересказ эпизодов.

Аналитическая беседа

Словарная работа

Пересказ

Портрет писателя, фотографии, альбом «Ясная поляна»

Л.Н.Толстой «Детство». Глава «Наталья Саввишна». Мастерство писателя в раскрытии духовного роста.

Детское неприятие пороков, желание исправиться самому; сочувствие чужому горю, сострадание; мастерство писателя в описании внешности.

П.: тексты произведений.

М.: анализировать  произведение, находить языковые средства выразительности.

Л.: самостоятельно делать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера.

Пересказ

Работа с текстом

Анализ эпизода

Словарная работа

Толковый словарь

 А.П. ЧЕХОВ – мастер жанра короткого рассказа. «Хамелеон».

Особенности образов персонажей в юмористических произведениях. Средства создания комических ситуаций. Разоблачение трусости, лицемерия, угодничества в рассказах.

П.: знать сюжет и образную систему рассказа.

Л.: давать оценку действиям героев М.: самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа.

Беседа

Работа с текстом

Пересказ

Портрет писателя, фото его родных мест

Рассказы А.П. Чехова «Злоумышленник», «Размазня».

Роль художественной детали. Смысл названия.

П.: анализировать эпизоды, определять тему, своеобразие языка рассказа, стилистические манеры писателя.

Аналитическая беседа

Характеристика персонажей

Написание отзыва

 «Край ты мой, родимый край». Стихи о родной природе. 

М.А. Персиянцева. Образ жизни. Традиции.

В. Жуковский. «Приход весны»,  А.К.Толстой.  «Край ты мой,  родимый край…». И.А.Бунин.  «Родина». Картины родной природы в изображении русских поэтов.

П.: определение понятия «пейзаж», «пейзажная лирика».

М.: давать сравнительную характеристику текстов,  анализировать поэтический текст, определять рифму, размер, находить ИВС.

Чтение наизусть

Выразительное чтение и анализ стихов

Устное словесное рисование

Портреты русских поэтов XIX века

Обобщающий урок по русской литературе XIX века.

Произведения литературы 19 века.

Проверить уровень знаний.

Игра «Литературный ринг»

Портреты писателей и поэтов XIX века

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ ХХ ВЕКА – 23 ЧАСА

 И.А. БУНИН. Судьба и творчество. «Цифры».

И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

П.: содержание понятия «деталь произведения». М.: выделять смысловые части художественного текста. Л.: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Составление плана

Аналитическая беседа

Портрет писателя

 Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Обретение доброты и гармонии.

Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. Художественное мастерство Бунина-прозаика.

Беседа

Пересказ – анализ

Словарная работа

Рассказ «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.  Нравственный смысл рассказа..

П.: содержание понятия «деталь произведения».

 М.: выделять смысловые части художественного текста. Л.: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Аналитическая беседа

Проблемные вопросы

Словарная работа

М. ГОРЬКИЙ. О писателе. Автобиографический характер повести «Детство» (1 глава)

Своеобразие сюжета и образной системы в автобиографических произведениях. Жизнь, изображённая в восприятии ребенка.

П.: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению. Л.: самостоятельно делать выводы об активности авторской позиции

Аналитическая беседа

Чтение по ролям

Пересказ

Портрет М. Горького

«Свинцовые мерзости жизни», изображенные в повести «Детство»

Изображение внутреннего мира подростка. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека.

П.: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.М.: самостоятельно делать выводы, анализировать текст.

Аналитическая беседа

Чтение по ролям

Словарная работа

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» на страницах повести «Детство»

Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

Аналитическая беседа

Работа с текстом

Составление плана

Р/Р Сочинение – характеристика литературного героя.

Герои повести. Характеристика героя. Нравственная проблематика повести, мастерство М. Горького.

Характеристика героев, подбор цитат, сочинение.

«Легенда о Данко» (отрывок из рассказа «Старуха Изергиль»)

М. Горький «Старуха Изергиль». Легенда о Данко. Образ Данко, готовность героя на самопожертвование.

П.: определение понятий «романтизм», «романтический герой».

М.: анализировать произведение, находить языковые средства выразительности.

Выразительное чтение, аналитическая беседа, пересказ, характеристика героев.

Раздаточный материал (иллюстрации художников Палеха)

Л. АНДРЕЕВ Личность писателя. Рассказ «Кусака».

Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

П.: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. Л.: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Составление цитатного плана

Аналитическая беседа

Пересказ

Портрет писателя, выставка его книг

В.В. МАЯКОВСКИЙ. Ранние стихотворения как отражение души поэта.

Словотворчество и яркая метафоричность ранней лирики Маяковского. Гуманистический пафос стихотворения.

П.: содержание понятия сатира. М.: выделять смысловые части художественного текста. Л.: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения о реальном и фантастическом в сюжете произведения. роли рифмы в творчестве Маяковского.

Аналитическая беседа

Лексический анализ стихотворения

Выразительное чтение

Портрет поэта

Личность поэта. «Необычайное приключение…», «Хорошее отношение к лошадям».

Одиночество лирического героя, его противопоставление толпе обывателей. Тема назначения поэзии. Своеобразие ритмики и рифмы.

П.: содержание понятия сатира.

М.: анализировать поэтический текст.

Беседа

Лексический анализ стихотворения

Выразительное чтение

А.П. ПЛАТОНОВ. Личность писателя. Рассказ «Юшка».

А.П.Платонов.  «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей.  Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.. «В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова.

П.: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге. Л.: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.

Беседа

Чтение рассказа

Аналитическая беседа

Портрет писателя, выставка его книг

 А.П. ПЛАТОНОВ «В прекрасном и яростном мире». Своеобразие языка прозы Платонова.

Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других.

П.: Знать содержание рассказа, выявлять проблемы,

Л.: видеть призыв к состраданию и уважению к человеку.

Аналитическая беседа

Пересказ

 Ф. АБРАМОВ и его рассказ «О чем плачут лошади».

Ф.А.Абрамов.  «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа.

П.: содержание произведения, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге..Л.: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения.

Аналитическая беседа

Проблемные вопросы Пересказ

Портрет Абрамова

Проблематика рассказа Ф. Абрамова.

Нравственные проблемы рассказа.

П.: содержание произведения, владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге..М.: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения.

Аналитическая беседа

Работа с планом

Словарная работа

Е. НОСОВ. Рассказ «Кукла». Нравственная проблематика рассказа.

Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе.

П.: знать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа Л.: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

Работа с учебником

Аналитическая беседа

Работа с текстом

Портрет писателя

 Е. Носов «Живое пламя».

Е.И. Носов «Живое пламя» Тема бережного отношения к природе.

П.:Знать сюжет произведений, .Л.: анализировать события и поступки героев.

Беседа

Анализ эпизода

ТВАРДОВСКИЙ – «художник с мудрым сердцем и чистой совестью». Стихотворения.

А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…»,  «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни».  Философские проблемы в лирике Твардовского.

П.: сведения о жизни Твардовского;

М.: анализировать текст.  Продукт. уровень: коммуникат. компетенция..

Чтение статьи учебника

Выразительное чтение

Беседа

Частичный анализ

Портрет поэта, фотографии его с друзьями, книги

 Ритмы и образы военной лирики. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. М.А. Персиянцева, Л.Н. Сотникова. Образ жизни. Традиции.

Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского и др. Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы русских солдат.

Выразительное чтение

Беседа

Частичный анализ

Фонограммы с записями песен военных лет

Ю.П. КАЗАКОВ и его рассказ «Тихое утро».

Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

П.: знать содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа. Л.: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения.

Работа со статьей учебника

Чтение произведения

Беседа

Составление плана

 «Земля родная». Статьи Д.С. Лихачева.

Д.С.Лихачёв.  «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.

П.: знать содержание произведения. М.: воспринимать и анализировать художественный текст, выражать свое отношение  к  прочитанному.

Выразительное чтение

Анализ стихотворений

Беседа

«Тихая моя Родина» Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов).

 Образ родины в русской поэзии. Обращение поэтов к картинам русской жизни, изображению родной природы, событий отечественной истории, создание ярких образов русских людей.

П.: воспринимать и анализировать поэтический текст, знать об образной яркости.

М.: находить  средства  речевой  выразительности.

Выразительное чтение

Анализ стихотворений

Беседа

Проект: литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 7 класса».

П.: теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы 6 класса.

 М.: пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою; формулировать тему и идею произведения, определять роды и жанры произведений; характеризовать художественные особенности, поэтику литературного произведения; проводить сравнительный анализ образов.

Выразительное чтение, пересказы, монологические ответы.

Из литературы народов России -1 час

Расул Гамзатов «Опять за спиною родная земля…»

Расул Гамзатов.  «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

П.: содержание стихотворений поэта. владеть навыками анализа текста, биографические сведения о писателе.

М.: проводить сравнительный анализ с произвед. других авторов.

Сопоставление переводов стихотворений на русский язык.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА – 4 часа

Японские хокку. Творчество Р. Бернса.

Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса

Японские хокку (хайку).

П.: содержание стихотворений поэта. владеть навыками анализа текста,  биографические сведения о писателе.

Инд. выступления учащихся

Работа со статьей учебника

Беседа

Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Дж.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Байрон и русская литература.

П.: анализировать поэтические интонации, выразительно читать. биографические сведения о писателе.

М.: проводить анализ текста.

Дж. Олдридж «Последний дюйм».

 О.Генри. «Дары волхвов».

Р.Д.Бредбери. «Каникулы».

О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе

Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ  - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.

П.: факты биографии писателя.

М.: вдумчиво читать.

Инд. выступления учащихся

Работа со статьей учебника

Беседа

Итоговый урок.

Подведение итогов. Рекомендации книг для летнего чтения

Решение тестов.

Список книг

Произведения для заучивания наизусть:

Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко  (отрывок на выбор).

Пословицы поговорки на выбор.

М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

А.С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

М.Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтеющая нива…». Ангел. (на выбор).

Н.В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

И.С. Тургенев. Русский язык.

Н.А. Некрасов. Русские женщины (отрывок на выбор).

В.А. Жуковский. Приход весны. А.К. Толстой  «Край ты мой, родимый край…» или Благовест. И.А. Бунин Родина (на выбор).

В.В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор)

По теме «ВОВ»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», Е.М. Винокуров. Москвичи.)

С.А. Есенин. «Топи да болота…». Н.А. Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…». Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина…» (на выбор).

А.Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…»

Произведения для самостоятельного чтения

Фольклор. Василий Буслаев (и другие былины по выбору учителя и учащихся).

Пословицы и поговорки народов мира.

Из древнерусской литературы

Из «Моления Даниила Заточника». Наставление тверского епископа Семена.

Из русской литературы XVIII века

A.        П. Сумароков. Эпиграмма.

B.        В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.

Из русской литературы XIX века

И. А. Крылов. Басни (на выбор).

А. Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».

В. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

Ф. Н. Глинка. К почтовому колокольчику.

К. Ф. Р ы л е е в. Петр Великий в Острогожске.

А. С. Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь.

Н.М.Языков. Пловец.

М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоевского.

H.A. Некрасов. Саша.

И. С. Тургенев. Бурмистр.

Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».

А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».

А. Н. Майков. Гроза.

Я.П.Полонский. Дорога.

Л. Н.Толстой. Детство.

А. П. Чехов. Размазня.

Из русской литературы XX века

И. А. Бунин. Лапти.

A.        И. Куприн. Изумруд.

B.        Я. Брюсов. Нить Ариадны.

А. А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».

C.        А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.

А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...». О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.

A.        Т. Аверченко. Вечером.

Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат.

Дон-Аминадо. Четыре времени года.

Н. С. Гумилев. Леопард.

М. А. Осоргин. Земля.

М. И. Цветаева. Стихи о Москве.

Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.

Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.

B.        П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.

В. М. Шукшин. Критики.

A.        В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».

Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.

B.        С. Высоцкий. Песня о друге.

A.        Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

B.        С. Розов. В добрый час!

Из зарубежной литературы

Японские трехстишия (хокку или хайку)

Г.У. Лонгфелло. Песнь о Гайвате.

Э.По. Лягушонок.

В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год.

Дж. Лондон. На берегах Сакраменто.

Р. Брэдбери. Все лето в один день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...