Конспект урока литературы в 7 классе. (к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др.).
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Бокша Марина Вячеславовна

  «М.В. Ломоносов «Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_boksha_m.v.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе.

(к учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др.).

Учитель русского языка и литературы Бокша М.В.

«М.В. Ломоносов «Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»».

Цели урока:

Обучающие:

Продолжить знакомство с фактами биографии М.В. Ломоносова, рассказать о его роли в развитии русской литературы; дать понятие о жанре оды.

Развивающие:

Способствовать развитию литературных способностей ученика, а также владению элементов анализа текст и выразительного чтения; развить навыки умения готовить сообщения и выступать с ними.

Воспитывающие:

 Воспитание уважительного отношения к культуре своего народа, его прошлому; расширить культурный кругозор учащихся.

Диагностические: 1. Узнать что такое ода, какие особенности одического жанра. Интересные факты о биографии биологии, Ломоносов и власть, роль учёного в России 18 века.

2. Освоить понятия «Ода», теория трёх «штилей».

3. Предвосхищают результаты / освоить умения публичного выступления

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания (Реализация «Творческого задания», стр. 82: сообщения и их обсуждение).

На доске слайд с портретом М.В. Ломоносова.

  1. Работа по теме урока.

Чтение и обсуждение статьи о М.В. Ломоносове (с.84-86).

Сообщения учеников о жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

Беседа. Актуализация знаний.

(обсуждение вопросов и заданий 1-2 рубрики «Вопрос и задание»).

Комментированное чтение отрывков из произведений Ломоносова.

  1. «К статуе Петра Великого». Перед прочтением учитель демонстрирует фотографию памятника Петру I.

Комментарии

        Пётр I всегда был для Ломоносова идеалом государя: он был, прежде всего, работником на благо России. Ломоносов ценит в царстве то, что он «Царствуя служил», «свои законы сам примером утвердил», «монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки». Ломоносов относит к великим деяниям Петра и то, что царь «строил град», «художников собирал и обучал солдат». Похвальная надпись, которая приведена в учебнике, была сделана в 1746 году, после сооружения статуи царя.

На доске слайд памятника.

- Что означает слово зрак? (Облик).

- Перескажите содержание отрывка.

- Найдите и выпишите слова, относящиеся к «высокому штилю». (Воздвигла, зрак, россы, гласит, сей град, подвиги геройски).

- Определите цель их использования.

  1. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Перед прочтением учитель демонстрирует портрет Елизаветы.

Комментарии

        В ноябре 1741 года, через 16 лет после смерти Петра I, гвардейцами Преображенского полка на престол была возведена дочь великого царя – Елизавета Петровна. С её именем связывали надежды на то, что она, как и отец, продолжит создавать России славу – продолжит развивать науки, ремёсла, промышленность России. В это верил Ломоносов.

Мы знакомимся с новым для вас жанром – жанром оды.

- Найдите, пожалуйста, определение этого жанра в словаре учебника и запишите в тетрадь.

        Ода – один из важнейших жанров в литературе 18 века. Тогда считалось, что поэзия должна, прежде всего, участвовать в общих государственных делах, а не выражать чувства и мысли отдельного человека. Для одического стиля Ломоносова характерны: высокий слог, эмоциональность, торжественность, использование ораторских приёмов (обращение, риторический вопрос).

        «Ода на день восшествия…» не столько прославление Елизаветы, сколько изложение программы действий идеального монарха. Ломоносов верил в то, что новая императрица действительно будет продолжательницей дел своего великого отца – Петра I. Но Елизавета Петровна слишком не похожа была на Великого царя.

        Оды обычно были объёмными произведениями, предназначались для громкого и торжественного чтения в зале.

Поясним некоторые слова: Невтонов – Ньютонов; раченье – старание, усердие; от недр – из глубин.

- К кому обращается автор в первых строках отрывка? (к молодым соотечественникам).

- К чему он их призывает? (к служению Отечеству, к стремлению к знаниям, к наукам).

 - Найдите слова, принадлежащие к «высокому штилю» (Отечество, благословенны, раченьем, отраду).

4. Закрепление изученного материала.

1. Беседа. Обсуждение вопросов:

- В чём необычность курса обучения, пройденного                             М.В. Ломоносовым?

- Что такое теория «трёх штилей»?

- За что М.В. Ломоносов прославлял Петра I?

2. Просмотр и обсуждение фрагментов фильма «Михайло Ломоносов».

5. Подведение итогов урока.

Обсуждение высказываний о М.В. Ломоносове.

Слово учителя (параллельно на доске слайд с высказываниями).

Пушкин так писал о Ломоносове: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, риторик, механик, химик, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый, углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, даёт законы и образцы классического красноречия…» 

И ещё одна знаменитая характеристика Пушкиным Ломоносова: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I   и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

- Какими качествами обладал М.В. Ломоносов?

- Какова была главная жизненная цель М.В. Ломоносова?

Домашнее задание.

Вопросы и задания рубрик «Учимся читать выразительно», «Творческое задание», стр. 87-88.

Индивидуально: подготовить сообщение о Г.Р. Державине (по вопросам рубрики «Проверь себя», стр. 90 и по «Творческому заданию»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок

Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы

Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...