Разработка урока в 9а классе по литературе
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Халенкова Надежда Александровна

Извлекать прослушанную информацию и работать самостоятельно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Биография А.С. Пушкина45.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе

Тема: А.С.Пушкин: жизнь и судьба

Тип урока: «открытие» новых знаний

Программа: Коровина В.Я.

Технология построения урока: развития критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы: галерея портретов, таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал», мозговая атака, сочинение – эссе.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, опорные таблицы, первоисточники, доклады обучающихся.

Цели урока:

  1. Образовательная: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, отметить особенности художественного мастерства поэта.
  2. Развивающая:  совершенствовать умения выступать на литературную тему перед аудиторией, заполнять таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»; выразительно читать тексты стихотворений А.С.Пушкина; строить аргументированные высказывания о жизни и творчестве поэта и восприятии его современниками.
  3. Воспитательная: формировать ценностное отношение к жизни, готовность и способность вести диалог и достигать в нём взаимопонимания.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся рассказывают о жизни и творчестве А.С.Пушкина, свободно выражают свои мысли.

Метапредметные: умеют извлекать необходимую информацию из прослушанных сообщений, выполняют учебные действия (заполняют таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»), работают самостоятельно.

Личностные: формирование  мотивации к индивидуальной и коллективной творческой работе

  1. Организационная часть урока
  2. Стадия вызова.

1. Интерактивный приём «Галерея портретов»

- Взгляните на слайды.

Учитель демонстрирует малоизвестные рисунки и портреты, изображающие  А.С.Пушкина (например, рисунки Нади Рушевой, автопортреты, портрет работы художника Линёва)

- Перед вами портреты, рисунки и автопортреты, на которых изображён великий русский поэт. С его творчеством вы знакомы с дошкольных лет. Поэт Игорь Северянин сложил о нем такие строки, которые мы возьмём в качестве эпиграфа к уроку:

                                         Есть имена, как солнце! Имена

                                         Как музыка! Как яблоня в расцвете!

                                         Я говорю о….: поэте,

                                         Действительном в любые времена.

Имя ему… (обучающиеся добавляют: «А.С.Пушкин»).

2. Практическая работа с портретами А.С.Пушкина

На слайде портреты А.С.Пушкина, среди  из них работы О.А Кипренского и В.А.Тропинина.

- Посмотрим на портреты А.С.Пушкина. Что особенного заметили вы? О каких свойствах души человека можно сказать, глядя на эти портреты? Сопоставьте ваши впечатления с воспоминаниями современников.

Раздаточный материал на каждую парту

1)  «Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика, - особенно его удивительных глаз. Это были особые, поэтические, задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых его душою.  Других таких глаз я за всю мою долгую жизнь ни у кого не видела, пишет жена друга Пушкина – В.А. Нащокина.

2)  «С первого взгляда наружность его казалась невзрачной. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в его глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которые потом не забудешь. В позе, в жестах была сдержанность светского благовоспитанного человека, - считал И.А.Гончаров, русский писатель XIX века.

  3) «Пушкин был некрасив. Наружность его на большинстве портретов сильно  приукрашена… прадед А.С.Пушкина по матери, как мы знаем, был абиссинец. В Пушкине его происхождение сказывалось круто курчавыми волосами, оскалом ослепительно белых зубов, общим «африканским» видом и необычной для европейца живостью движений. Роста он был небольшого, но сложен крепко и соразмерно…. Глаза синие – быстрые и проницательные, - писал в монографии В.В.Вересаев, русский писатель XX века.

4) Считается, что один из лучших портретов А.С.Пушкина написал выдающийся живописец Орест Адамович Кипренский в 1827 году.

 На созданный портрет поэт ответил стихотворением, в котором есть такие строки:

                     … Себя как в зеркале я вижу,

                         Но это зеркало мне льстит…

Как вы понимаете эти строки?

 - Свои мысли вы можете обсудить в парах. Все ваши идеи записывайте в тетрадь.

3. Обсуждение в парах. Записи в тетради.

4. Промежуточная рефлексия.

- Зачитаем, что у вас получилось.

Учащиеся дополняют свои записи мыслями, которые они слышат от одноклассников и считают правильными, близкими им.

Пушкин для каждого из вас… Ваши любимые пушкинские строки, страницы…

  1.  Стадия осмысления содержания

Сегодня мы, используя уже известные сведения и факты, создадим свой портрет гениального художника слова.

  1. Заполнение таблицы «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

- Вспомните всё, что вам известно о А.С.Пушкине из прошлых лет обучения.

Учащиеся говорят, затем имеющиеся знания вносятся в первый столбец таблицы.

Возможные варианты ответов

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Родился А.С.Пушкин в Москве в 1799 году.

Учился в Лицее в Царском Селе.

Служил в Коллегии иностранных дел, писал вольнолюбивые стихи.

Отбывал ссылку в селе Михайловском, где его навестил И.И. Пущин, лучший друг.

Посвятил стихотворение о любви Керн.

Был смертельно ранен на дуэли.

См. пункт 3 «Работа в парах. Формулирование проблемных вопросов»

См. пункт 4

 «Устный журнал»

Категория информации

Источники информации

  1. Детство
  2. Лицей
  3. Петербург
  4. Годы ссылки
  5. Возвращение в Петербург
  6. Последние годы жизни
  1. Учебники
  2. Фильмы
  3. Рассказы родителей, экскурсоводов.

4,5 заполняются после устного журнала

  1. Выступления одноклассников
  2. Источник, по которому готовили своё
  3.  выступление

Далее обучающиеся систематизируют информацию, заполняя графы «Категория информации» и «Источники информации».

  1. Определение  темы урока

После заполнения графы «Категория информации» учитель спрашивает:

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Как правило, у обучающихся не вызывает затруднения данный вопрос.

- Сформулируем тему урока.

- А.С.Пушкин: жизнь и судьба. (Учитель, если потребуется, корректирует тему)

Запись темы в тетрадь

  1. Работа в парах. Формулирование проблемных вопросов

– Чтобы вы хотели узнать до того как услышите сообщения одноклассников? Поставьте вопросы к нашей теме.

Возможные варианты:

- Кто предки Пушкина? Что означает его фамилия? Были ли у А.С.Пушкина братья, сёстры?

- Какие успехи в учёбе были у поэта? Были ли у поэта друзья, кроме Пущина?

- С каких лет он начал писать стихи? Когда было напечатано первое стихотворение?

- Причины ссылки

- Почему Пушкин любил осень?

- Была ли у поэта семья, дети?

- Причины дуэли. Кто убийца поэта? и др.

Вопросы озвучиваются и записываются на доске, идёт заполнение таблицы в тетради

  1. Устный журнал. Выступления заранее подготовленных обучающихся

 Сегодняшний урок предлагаю провести в форме устного журнала. Выступления ваших одноклассников помогут вам ответить на поставленные вопросы. Кратко записывайте ответы в графу «Узнал».

Выступление заранее подготовленных обучающихся по группам  сопровождается электронной  презентацией

1) Страница первая. «Детство» (1799- 1811)

А.С.Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня) 1799 года в день святого праздника Вознесения Господня. «Эти сведения о месте и времени рождения  А.С.Пушкина можно рассматривать как некие символы,- замечал в своё время профессор И.М.Андреев.- Величайший русский национальный поэт родился в Москве, в сердце России, и сам стал сердцем русской литературы; он родился в чудесном весеннем месяце мае - и явил собою светлую дивную весну чудесной русской литературы»

Предок  А.С.Пушкина по материнской линии- уроженец Африки, «арап петра Великого», Абрам Петрович Ганнибал. А другой предок со стороны отца был соратником святого благоверного Александра Невского. Имя его – Рача. Потомок Рачи носил прозвище Пушка. Уже в следующем поколении это прозвище дало начало фамилии Пушкин.

В стихотворении «Моя родословная» А.С.Пушкин писал

Мой предок Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил;

Его потомок гнев венчанный,

Иван IV пощадил.

Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Нижегородский мещанин.

А.С.Пушкин хорошо знал историю своего рода и считал, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие».

Отец поэта, Сергей Львович, был светский человек, острослов, страстный любитель поэзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного». Мать А.С.Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, любила выезжать в свет, но характер имела самый неровный: то гневалась, то впадала в чёрную меланхолию, то вдруг становилась ласковой и оживлённой.

В семье Пушкиных было пятеро детей. В живых осталось трое: старшая дочь Ольга и два сына, Александр и Лев.

Биограф А.С.Пушкина П.Анненков писал: «К сожалению, родители Саши любили его меньше других детей. Зато Марья Алексеевна Ганнибал, бабушка , любила внука до самопожертвования, была самым преданным его другом. Она владела прекрасной, богатой и образной русской речью и знала множество сказок и преданий.

Воспитывали мальчика французские гувернёры. Но главным источником знаний для него была книга. Читал Александр Сергеевич много и жадно. «Не довольствуясь тем, что ему давали, - рассказывала его сестра,- он часто забирался в кабинет отца и читал другие книги».

В доме Пушкиных бывали Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, К.Н.Батюшков, В.А.Жуковский.

Брат А.С.Пушкина вспоминал, что Александр Сергеевич «на восьмом году возраста сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы». В девять писал басни, пьесы, даже большую поэму со сказочным сюжетом. Эти ранние опыты не сохранились, мы знаем о них из воспоминаний сестры.

Александру было 12 лет, когда родители решили определить его в только что основанный Царскосельский Лицей. Летом 1811 года в сопровождении дяди Василия Львовича А.С.Пушкин отправился в Петербург. Детство кончилось.

2) Страница вторая. «Лицейские годы» (1811-1817).

Выступление 2 группы

19 октября 1811 года в торжественной обстановке в присутствии царя, духовенства, министров был открыт Лицей.

Лицей был задуман как образцовое учебное заведение закрытого типа. Воспитанники проводили в его стенах безвыходно 6 лет. Образование, полученное в Лицее, приравнивалось к университетскому. Уставом были запрещены телесные наказания. Каждый воспитанник имел свою комнату. На учение в день отводилось 7 часов. Остальное время посвящалось прогулкам, играм, гимнастике. В распоряжение воспитанников отдавались огромные царскосельские сады, которые сыграли неоценимую роль в воспитании поэтического гения.

В Лицее Пушкин нашёл друзей. Обычный класс – 30 мальчишек, проучившихся вместе с 12 до 18 лет, и сохранивших верность лицейскому братству. Ближайшими друзьями Пушкина стали Иван Пущин, справедливый, спокойно-весёлый, смелый юноша Жано; Вильгельм Кюхельбекер – восторженный, одержимый стихами, трогательный Кюхля; Антон Дельвиг- добродушный и медлительный, поэт и фантазёр Тося.

В Лицее Пушкин всерьёз начал сочинять стихи. В 1814 году в журнале «Вестник Европы» было напечатано его первое стихотворение «К другу стихотворцу». Но подлинный триумф ждал Пушкина на пороге второго трёхлетия его обучения. Ко дню публичного экзамена по русской словесности он получил задание написать оду «Воспоминания в Царском Селе». На экзаменах присутствовал признанный мастер одического жанра Г.Р.Державин. Вот как об этом вспоминал Пушкин:» это было в 1815 году… Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались… Державин был очень стар. Экзамен наш его утомил…. Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился, глаза его заблистали; он преобразился весь… Наконец вызвали меня. Я прочёл мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошёл я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он требовал меня, хотел меня обнять.. Меня искали, но не нашли…»  

В 1817 году Пушкин и его товарищи окончили Лицей. Расставаясь с лицейскими друзьями Пушкин написал стихотворение «Разлука».

В последний раз, в сени уединенья,

Моим стихам внимает наш пенат.

Лицейской жизни милый брат,

Делю с тобой последние мгновенья…

Прости! Где б ни был я:

В огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),

Пусть будут счастливы все, все твои друзья!

3) Страница третья. «Петербург» (1817-1820).

Выступление 3 группы

В июне 1817 года после окончания Лицея Пушкин колебался в выборе жизненного пути: было желание поступить на военную службу. Но друзья отговорили его, и он определился чиновником в Коллегию иностранных дел.

Круг юношеских знакомств охватывает все слои общества: он вращается в свете, блещет на балах, становится завзятым театралом. Первая его критическая работа, написанная в 1820 году, - «Мои замечания о русском театре».

 В это время в России возникают тайные общества. Пушкин не входил в революционное общество, но был знаком со многими из его членов. Ещё на последнем году пребывания в Лицее он сближается с Жуковским и литературным обществом  «Арзамас». Сразу же после выхода из лицея он принят в члены этого общества с кличкой Сверчок.

 В марте 1820 года поэт закончил начатую ещё в Лицее поэму «Руслан и Людмила». После её прочтения В.А.Жуковский подарил Пушкину свой портрет с подписью: «Победителю ученику от побеждённого учителя».

В это же время Пушкин создаёт политические и свободолюбивые стихи: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». Они расходились по Петербургу молниеносно. В скором времени стали известны и правительству. Император Александр был разгневан: Пушкин «наводнил Россию возмутительными стихами, вся молодёжь их читает».

Только усиленные хлопоты влиятельных друзей спасли Пушкина от Сибири. 6 мая 1820 года он выехал из Петербурга на юг с назначением на службу в канцелярию генерал-лейтенанта И. Н. Инзова.

4) Страница четвёртая. «Годы ссылки» (1820- 1826).

Выступление 4 группы

Для Пушкина начались годы скитаний. В лице Ивана Никитича Инзова он встретил прямодушного, умного и доброго человека, относившегося к поэту с отеческой нежностью.

Вскоре по приезде в Екатеринослав (ныне Днепропетровск) поэт заболел горячкой. В это время  через Екатеринослав проезжало семейство генерала Раевского, героя Отечественной войны 1812 года. Они предложили Пушкину ехать с ними на Кавказ, потом - в  Крым.

Из Крыма  в сентябре 1820 года Пушкин прибыл в Кишинёв, куда перевели Инзова в качестве наместника Бессарабии.

В 1822 году Пушкина переводят в Одессу под покровительство нового начальника края М.С.Воронцова. Отношения с новым начальником не сложились.

В конце июля Пушкин величайшим повелением был удалён со службы в Одессе и сослан в родовое имение Михайловское. Самым близки для поэта здесь станет няня Арина Родионовна, «она единственная моя подруга – и с ней только мне не скучно». «Знаешь ли мои занятия? – до обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма».

Пушкин много читал, работал, но ему не хватало друзей. Они переписывались, но это не могло заменить живой беседы.

В январе 1825 года в Михайловское приехал И.И.Пущин, лицейский друг и верный товарищ. Это свидание стало большой радостью для поэта.

В ссылке Пушкин создал много произведений, были написаны «Пророк», «К Керн», «Анчар», трагедия «Борис Годунов»

5) Страница пятая. «После ссылки. Последние годы» (1826- 1837).

Выступление 5 группы

В сентябре 1826 года император Николай I вызвал Пушкина в Москву и объявил, что сам будет его цензором.

В 1830 году осенью Пушкин поехал в село Болдино для приведения в порядок хозяйственных дел перед женитьбой на Н.Н.Гончаровой. Из-за эпидемии холеры поэт вынужден был пробыть в имении 3 месяца. За это время Пушкин создал большое количество произведений. Вот как он об этом писал издателю Плетнёву: «Милый, скажу тебе тайну, что я в Болдино писал, как давно не писал. Вот я что тебе привёз: две последние главы «Онегина», несколько драматических сцен или маленьких трагедий, сверх того, 30 мелких стихотворений. Хорошо? Ещё не всё (весьма секретно), для тебя единого написал я прозою 5 повестей».

Этот период в жизни Пушкина принято называть «болдинской осенью». Считается, что с  той поры поэт особенно полюбил осень, называя эту пору наиболее плодотворной для себя.

В 1833 году, с разрешения царя, Пушкин едет на 4 месяца в места, связанные с восстанием Пугачёва, на основе собранного материала в 1834-36 годах будет написана «Капитанская дочка».

Спасение от неудач, унижений, светских интриг поэт находит в православии. Он создаёт цикл стихотворений, пронизанных глубоким христианским настроением. Среди них выделяются «Странник»(1835) и «Отцы пустынники и жены непорочны….» (1836) – переложение в стиха великопостной молитвы Ефрема Сирина.

Между тем началась открытая травля поэта. В ноябре 1836 года Пушкин получил оскорбительное письмо, гул клеветы усиливался.

8 февраля 1837 года в 16.30 часов под Петербургом на Чёрной речке состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Пушкин был смертельно ранен. Вечером рокового поединка, он исповедался и причастился. Обращаясь к своему секунданту, Данзасу, Пушкин завещал: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть; прощаю ему…»

Пушкин ушёл из жизни тридцати семи лет, восьми месяцев и трёх дней 29 января (10 февраля) в 2 часа 45 минут пополудни.

Похоронен поэт в Святогорском монастыре, недалеко от Михайловского.

По мере выступления обучающиеся  самостоятельно заполняют графу «Узнал»

  1.  Рефлексия. Подведение итогов
  1. Интерактивный приём «Мозговая атака»

-     На этом выступления закончены. В течение 2-3 минут просмотрите ваши записи и поделитесь впечатления от выполненных вами заданий.

Полученная информация в русле темы обсуждается свободно, без строгой регламентации порядка выступлений, но с опорой на записанные на доске вопросы и ответы в графе «Узнал», которые обучающиеся заполнили самостоятельно.

- Какие факты творческой биографии Пушкина произвели на вас впечатление и почему?

-    Как  слова Игоря Северянина, взятые в качестве эпиграфа,  соотносятся с темой сегодняшнего урока?

-  Предполагал ли А. С. Пушкин, что в XXI  веке будут изучать его биографию, читать стихотворения и прозу, восхищаться творчеством?

Обучающиеся высказывают своё мнение

  1. Обобщающее слово учителя

Конечно, Александр Сергеевич осознавал, что его дар велик. И предположения о том, что его будут читать,  он оставил в некоторых своих творениях. Например, в заключительной строфе второй главы романа «Евгений Онегин». Только вдумайтесь: из 1824 года в 2015 поэт шлёт вам, потомкам, благодарность за память о себе:

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной.

Быть может – лестная надежда!

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был Поэт!

Прими ж мои благодаренья,

Поклонник мирный Аонид,

О ты, чья память сохранит

Мои летучие творенья,

Чья благосклонная рука

Потреплет лавры старика!

Комментарий. Пушкин употребил слово «невежда» в значении «юный».

        Y. Домашнее задание

        1. Творческое задание.  Написать сочинение-эссе (миниатюру)  «Мой   Пушкин».

        2. Опережающее задание (3-4  учащихся)Подготовить «Литературные визитки» о  И.И.Пущине, А.А. Дельвиге, В.К. Кюхельбекере.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе «Русское чаепитие» (обслуживающий труд и литература - 2 часа)

Изучение традиции «русского чаепития» на уроке литературы как способ приобщения к народной культуре...

Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)

Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться ху­дожественному видению окружающего ми­ра; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2.  Воспитательные...

5 класс разработка урока Что роднит музыку с литературой

Урок музыки в 5 классе по программе Е.Д.Критской...

методическая разработка урока для 5 класса по литературе

Разработка урока по рассказу Чехова "Хирургия"...

Методическая разработка урок в 8 классе по литературе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Тема : Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия на внутреннюю работу.Л.Толстой. Из «Дневников&raqu...

Разработка урока «Тема совести в отечественной литературе» в 11 классе.

Разработка урока  «Тема совести в отечественной литературе» в 11 классе....

Методическая разработка урока в рамках ФГОС по литературе в 11 классе «Да не потемнеет лик Господа во мраке революции» (по повести В.А.Никифорова-Волгина «Дорожный посох»)

В современном обществе существенно изменилась парадигма ценностей. Смещение акцентов в сторону информационных технологий негативно сказалось на духовном облике человека. Зависимость от мультимедийного...