Выступление на МО
методическая разработка по литературе

Ляхова Татьяна Ивановна

Как подготовить к олимпиаде по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_podgotovit_k_olimpiade_po_literature.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как подготовить к олимпиаде по литературе

                                                                   В каждом человеке заключается целый ряд        способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
                                                                                                                   А. Бебель

                                                                     Я вообще не верю в одну единственную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески …
                                                                                                             Ф.И. Шаляпин

С давних времён волнует вопрос одарённости. Талант. Гений. Два понятия, утвердившиеся в обществе, дают почву для размышлений вот уже нескольким поколениям учёных, психологов, учителей. Рождается человек талантливым или талант нужно развивать? Какова же задача школы в жизни подрастающего поколения?

А задачей  школы является вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, оказать вовремя нужную педагогическую поддержку и суметь развить выявившиеся  способности.

Так что  же понимается под термином «одаренность»? В настоящее время в психологии нет общего представления о природе одаренности. Имеются два альтернативных подхода к решению этой проблемы. Специалисты признают, что своеобразие, качество, степень и уникальность проявления развивающейся одаренности являются результатом сложного соотношения двух параметров:

наследственности (генетической предрасположенности) и социального окружения (влияния ближайшей социальной среды).

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающегося с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая личность? Зависит от многих обстоятельств. Если человеку Бог дал такой дар, либо это было заложено в генах этого человека, то этот дар обязательно проявится в благоприятных условиях.

Задача учителя -  создать эти благоприятные условия. Ведь даже растение без должного ухода не даст плоды.

Учителей русского языка и литературы волнует вопрос. Как подготовить к олимпиаде по литературе обучающегося, проявляющего интерес к предмету?

Подготовку школьника к участию в олимпиаде по литературе необходимо начинать с 5 класса.

Олимпиада проверяет знания по предмету в объеме программы, уровень развития речи, кругозор, сообразительность, смекалку. В целом олимпиада служит развитию творческой инициативы учащихся, расширяет кругозор, развивает логическое мышление. Перед учителем стоит нелегкая задача подготовить школьника к олимпиаде так, чтобы ученик мог победить в ней. Только постоянная кропотливая работа с учащимися  принесёт должные результаты.

Система работы включает в себя следующие компоненты:

- выявление одаренных школьников;

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности;

-создание условий для всестороннего развития.

Прежде всего одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: отличаются хорошей памятью, склонны к размышлениям, внимательны, трудолюбивы, любознательны.   Конечно, самое главное - интерес к предмету.  Легче  подготовить к олимпиаде по  литературе тех школьников, которые занимаются в музыкальной, художественной школах. Именно творчески развитого школьника,  серьезно интересующегося предметом, ждет успех.

Для того чтобы  поддержать интерес к предмету  и развивать природные задатки школьников  на уроках литературы, большое внимание нужно  уделять литературоведческому анализу текста,  проводить развивающие задачи - минутки в начале урока. К примеру, «Узнай героя», «Узнай вид тропа», «Назови ключевые слова», «Узнай сказку по предмету» и другие. При изучении произведений  предлагать различные творческие задания: рисунки, кроссворды, синквейны, акростихи, создание видеофильмов, викторины, тесты, электронные сборники, литературные вечера. Во время изучения произведений готовить различные проекты (творческие, исследовательские).

Развивая фантазию, развиваешь речь. Развивая речь, развиваешь чувство уверенности ученика в себе и желание участвовать в обсуждении. Участвуя в обсуждении, ученик проявляет необходимый интерес к литературе.

Важным условием для развития интереса к предмету является оказание педагогических поддержек учащимся (памятки, алгоритмы, схемы).

Кроме творческого развития учащихся на уроках, очень важно, чтобы  олимпиадник стремился самостоятельно добывать знания. Для этого нужно составлять индивидуальный  план работы для самостоятельных занятий учащегося вплоть до работы над теми чертами характера, которые мешают во время олимпиады.

Ученик должен владеть предметными навыками: знать художественно-изобразительные средства, стихотворные размеры, литературные направления, термины, жанровые особенности; уметь  писать сочинения разного жанра, знакомиться с литературными журналами, литературными статьями, биографическими сведениями о писателе. Учитель оказывает поддержку, предлагая  план анализа прозаического и поэтического текстов, клише – фразы к сочинению и т.д..

Немаловажное значение имеет внеклассная работа.  Внеклассная работа, например, посещение театра, тоже развивает творческий потенциал и любовь к литературе. Особое внимание необходимо уделить участию школьников во всевозможных дистанционных олимпиадах, викторинах и конкурсах, что, несомненно, привьёт интерес к предмету. Ребёнок будет чувствовать гордость за свои успехи, научится нести ответственность перед школой. При решении дистанционных заданий учащийся перелистает множество дополнительной литературы, что пополнит багаж его знаний.

Невозможно привить интерес к дисциплине, если учитель сам не увлечен своим предметом. Поэтому учителю постоянно надо совершенствовать свои знания – учиться. Например, писать сочинения, чтобы сопоставлять свое видение прочитанного с тем, как смогли воспринять это же произведение, этот же текст ученики.

Создавая условия для развития всесторонней личности, учитель помогает поддерживать интерес к предмету, даёт возможность ученику успешно подготовиться и результативно участвовать в олимпиаде.

Возвращаясь к словам А. Бебеля и Ф.И. Шаляпина, убеждаешься в том, что немаловажным фактором при подготовке к олимпиаде по литературе является работа обучающегося над самовоспитанием, то есть умение ставить определённые цели и достигать их. А со стороны учителя необходима постоянная направляющая  деятельность, подталкивающая школьника на самостоятельные шаги.  Ведь дорога за кем-то вслед,  не запоминается, а та, по которой сам прошел, не позабудется. И напоминать,  что талант – это 1% способностей, а 99% труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»

Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....

Мои выступления. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе

24 декабря 2014 г. выступала с  докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и  учредительном совете с докладом  на тему: Эффективное применение на у...

Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"

Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...

"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1

Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности;  даёт возможность расширить представление о  публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...

Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...