Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс)

Ляхова Татьяна Ивановна

Рабочая программа по литературе для 11а класса разработана на основе программы Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина.- 2-е изд., перераб. -М.: «Вентана-Граф»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_11a_lyahova_t.i._.docx813.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 11а класса разработана на основе программы Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина.- 2-е изд., перераб. -М.: «Вентана-Граф»,  2016 в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами  федерального уровня:

-Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённым приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;

- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

- Уставом МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и обеспечена учебником «Русский язык и литература. Литература: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и углубленный уровни./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф»,  2016.-384 с.: ил.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы  в 11  классе 3 часа в неделю, что составляет 102 часа в год.  

Цели изучения литературы на ступени среднего (полного) общего образования заключаются в следующем:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления, эстетических способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных жанров; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

     В целом представленная программа литературного образования адресована ученику современной школы, человеку XXI века, наследующему духовный опыт великой русской культуры.

 

  1. Планируемые результаты

 

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

 

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В результате изучения литературы к концу 10 класса ученик научится:

•  понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•  понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучания;

•  анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

•  определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

•  приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•   формулировать собственного отношения к произведениям литературы оценивать их;

•  интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

•  понимать авторскую позиции и свое отношение к ней;

•  воспринимать  на слух литературные произведения разных жанров,

•  пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•  писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

•  понимать образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

•  понимать русское слово и  его эстетические функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

В результате изучения литературы ученик получит возможность научиться:

  • видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
  • обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
  •  видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
  • сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
  • выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
  • осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
  • видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
  • находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
  • сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
  • выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;
  • редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

  1. Содержание программы

Введение. Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры (1 час)

Вводные уроки.  Русская литература конца 19 - начала 20 века. Модернистские течения. Повторение и обобщение литературы XIX века. Историко-литературный процесс в русской и мировой литературе. Взаимосвязь и взаимовлияние тем, мотивов и образов. Нравственно-этическая проблематика литературы XIX века, ее художественные и философские достижения.

Литература первой четверти XX века (14 часов)

А. П. Чехов Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Чехов-драматург. «Вишнёвый сад». История создания произведения. Фабула пьесы. Изображение уходящей России.  Система образов. Люди, отставшие от времени (Раневская, Гаев). Лопахин — «нежная душа» и «хищный зверь». Будущее  в пьесе (Трофимов, Аня). Второстепенные герои: Шарлотта, Епиходов, Фирс и др. Разлад желаний и стремлений героев с действительностью как основа драматического конфликта. Сложность и многозначность отношений между героями пьесы. «Подводное течение» пьесы. Особенности чеховского диалога. Психологическая деталь. Образ вишнёвого сада. Музыкальный мотив. Символика пьесы. Лиризм и юмор Чехова. Тема для обсуждения: «Вишнёвый сад» — комедия или драма? Темы для ученического исследования: Чехов в воспоминаниях современников: портрет писателя (с использованием ресурсов Интернета). Герой Чехова -«несвершившийся человек».

М. Горький. Драматургические поиски начала XX века. Очерк жизни и творчества писателя. Пьеса «На дне». Композиция пьесы. Проблематика пьесы. Социально-психологический и философский план произведения. Система образов. Герои в поисках истины. Обречённость людей, выпавших из времени и общества. Споры о человеке в пьесе. Лука и Сатин как герои-антиподы. Авторская позиция. Драматургическое новаторство Горького. Роль афоризмов, песен, стихов и притч в произведении. Споры о пьесе. Тема для обсуждения: «Что лучше: истина или сострадание?» (М. Горький) Тема для ученического исследования: Художественные принципы Горького-драматурга: анализ статьи М.  Горького «О пьесах».

Философская и социальная проблематика  в русской прозе. И. А. Бунин Очерк жизни и творчества с обобщением изученного. Мастерство и новаторство Бунина. Лирика. «Господин из Сан-Франциско». Тема человека и машинной цивилизации, её трагической обречённости. Символические детали в рассказе. Тема для обсуждения: Мотивы лирики и прозы И. А. Бунина. Тема для ученического исследования: Лиризм бунинской прозы. И. А. Бунин в воспоминаниях современников: портрет писателя.

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве

А. И. Куприна.

Теория литературы.

Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Серебряный век - своеобразный "русский ренессанс" (8 часов)

Модернизм и поэтические течения Ситуация рубежа веков и связанные с ней ожидания культурных перемен. Появление новых течений в русской литературе. Символизм. Футуризм. Акмеизм. Имажинизм. Темы для обсуждения: Концепции и программные статьи И. Ф. Анненского «Что такое поэзия», В. Я. Брюсова «Ключи тайн», К. Д. Бальмонта «Элементарные слова о символической поэзии», Н. С. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм»; манифест футуристов «Пощёчина общественному вкусу». Темы для ученического исследования: Истолкование традиционных тем (поэт и поэзия, природа, любовь) в стихах В. Я. Брюсова. Традиции Жуковского и Фета в лирике Бальмонта: мотив поэтического молчания, «невыразимого» и «безглагольность» поэзии. Лирический герой поэзии Гумилёва: поэтические маски. Обобщающая тема для обсуждения: Поэзия Серебряного века в сопоставлении с поэзией «золотого» XIX века: традиции и новаторство.

А. А. Блок Очерк жизни и творчества с обобщением изученного. Тема любви в лирике. «Стихи о Прекрасной Даме». «Незнакомка». Символические детали и конкретность описаний. Диссонансы жизни в поэзии Блока. Образы «страшного мира» в лирике. Тема творчества. Россия в поэзии Блока. Цикл «На поле Куликовом». Мотив выбора исторического пути, тревожные пророчества. Новаторство создания и истолкования образа России. Поэма «Двенадцать». История создания. Особенности композиции. Конфликт в поэме. Образ революции в поэме. Нравственная проблематика поэмы. Основные образы: «двенадцати», Христа. Евангельские мотивы. Символика произведения. Особенности языка и стиля поэмы, ее полифонизм. Восприятие произведения современниками. Тема для обсуждения: Споры о поэме «Двенадцать». К. Д. Бальмонт «Элементарные слова о символической поэзии» и И. Ф. Анненский «Что такое поэзия». Тема для ученического исследования: Идейная позиция А. Блока (статья «Интеллигенция и революция») и её отражение в поэме «Двенадцать».

Литературные направления в 20-40-е годы XX  века  (33 часа)

Литература о революции и Гражданской войне.  Из публицистики И. А. Бунин. «Окаянные дни». М. Горький. «Несвоевременные мысли» И. Э. Бабель «Конармия». История создания книги. Общая характеристика произведения. Особенности композиции, сквозной  сюжет и сквозные мотивы. Природа в изображении автора. Рассказ «Гедали». Рассказы «Мой первый гусь», «У святого Валента», «Эскадронный Трунов», «Вдова», «После боя» (по выбору). Герои-идеологи книги. Нравственная и философская проблематика произведения. Авторский взгляд на события. Тема для ученического исследования: Четыре основные стихии в «Конармии».

А. А. Фадеев Жизнь и творчество. «Разгром». Сюжетно-композиционное своеобразие романа. Проблематика романа. Образы партизан: Морозка, Мечик, Метелица, Левинсон. Толстовские традиции в романе Фадеева.

М. А. Шолохов Очерк жизни и творчества. Роман «Тихий Дон». Замысел и история создания романа «Тихий Дон». Жанровые особенности романа. Эпический образ мира и эпический герой. Проблематика произведения. Тема войны и мира в произведении. Нравственная ответственность человека и безнравственность истории. Образ народа в романе. Образ Григория Мелехова. Споры о правде. Трагедия героя. Тема любви в произведении: Аксинья, Григорий, Наталья. «Мысль семейная» в романе Шолохова. Своеобразие пейзажа, его роль. Особенности языка: стилистическое многообразие, роль диалектизмов. Споры о романе. Тема для обсуждения: Споры о романе: загадка создания.Темы для ученического исследования: Художественный образ в прозе Шолохова. Тема войны в творчестве М. А. Шолохова.

Б. Л. Пастернак Роман «Доктор Живаго». Из истории создания и публикации романа. Композиция произведения. Герой и революция. Проблематика романа. Роль второстепенных героев. Христианские мотивы в стихах из романа «Доктор Живаго». Жизнеутверждающее начало в поэзии. Сочетание бытовых деталей и образов-символов. Философская углублённость. Интерпретация  стихотворений. Темы для ученического исследования: Символические образы в стихах Юрия Живаго. Женские образы в романе «Доктор Живаго».

С. А. Есенин Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Становление поэта. Природа в произведениях поэта. Метафоричность, самобытность поэзии Есенина. Есенин и имажинизм. Тема Родины в поздней лирике поэта. Исторические сюжеты и фольклорные традиции. Лирический герой поэзии Есенина. Интерпретация стихотворения. Исповедальность поздней лирики. Жанр послания в творчестве. Философские мотивы. Романсово-песенная стихия поэзии Есенина. Эволюция стиля.Тема для обсуждения: Проблематика статьи С. Есенина «Ключи Марии». Темы для ученического исследования: «Я последний поэт деревни…» (С. Есенин). Интерпретация образа Есенина в кино и театре.

В. В. Маяковский Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Основные темы, идеи, образы поэзии. Вызов мещанству и пошлости в ранней лирике. Трагизм «звонкой силы поэта». Стихи советской эпохи. Тема поэта и поэзии. Сатира Маяковского. Гротескные образы. Тема любви в лирике. Нераздельность личных и политических мотивов. Художественное новаторство Маяковского. Гиперболичность образов, особенности лексики. Интерпретация стихотворений. Тема для ученического исследования: Новаторство поэзии Маяковского. Актуальность сатиры Маяковского в наши дни.

М. И. Цветаева Очерк жизни и творчества Цветаевой. Образ России и образ поэта в лирике Цветаевой. Эмоциональность и восторженность ранних стихов. Смерть, судьба и творчество как сквозные мотивы в лирике Цветаевой. Цикл «Стихи о Москве». Цветаева и поэты. Тема для ученического исследования: Цветаева и Рильке: поэтический диалог.

А. А. Ахматова Жизнь и творчество А. Ахматовой. Становление поэта. Основные темы в лирике Ахматовой, художественные особенности поэзии. Новеллистичность и психологизм ранней лирики. Тема неразделённой любви, «стихи-рыдания» (А. А. Ахматова). Роль предметной детали, ее многозначность в лирике Ахматовой. Тема Родины. Философичность поздней лирики. Пушкинские традиции. Интерпретация стихотворения. Поэма «Реквием». Личная трагедия и трагедия народа. Библейские и современные образы. Особенности композиции и стиля «Реквиема». Тема памяти и народных страданий. Роль эпиграфа. Смысл названия поэмы. «Поэма без героя». Мир чувств лирического героя и безжалостная история. Темы для обсуждения: Вечные темы в поэзии А. А. Ахматовой. Эволюция лирики. Темы ученического исследования: А. А. Ахматова в изобразительном искусстве. Образ Анны Ахматовой в лирике поэтов XX века.

О. Э. Мандельштам Очерк жизни и творчества О. Мандельштама. Становление поэта. Поэзия Мандельштама-акмеиста. Мандельштам после революции. Поздняя лирика. Поэтическое наследие поэта. Обращение к образам мировой истории и культуры в лирике. Образ Петербурга, страны, времени. Ассоциативность предметной детали. Тема для обсуждения. «Тоска по мировой культуре» в лирике Мандельштама. Творческая работа. Роль культурных деталей в лирике Мандельштама.

М. А. Булгаков Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Роман «Мастер и Маргарита». История создания. Композиция романа, жанровые особенности. Два основных сюжетно-композиционных пласта. Ершалаимские главы. Интерпретация евангельского сюжета. Иешуа и Понтий Пилат.  Тема доносительства и тайного сыска. Тема преступления. Московские главы. Роль фантастических приёмов. Сатирическое изображение современности. Воланд и его свита. Проблема «обаятельного зла» в романе. Встреча с Воландом как поворотный момент в судьбе каждого из героев.  Проблема справедливости и милосердия. Мастер и Маргарита: тема  любви и творчества в романе. Противоборство времени и вечности, жизни и бессмертия. Анализ эпизода романа. Герои романа и автор. Афористичность стиля. Столкновение стилевых потоков. Структура художественного образа у Булгакова. Темы для обсуждения : Смысл жизни и цель жизни в понимании главных героев романа. Кем был Иешуа? (трактовка библейского сюжета). Темы для ученического исследования: Тайнодействие  в «Мастере и Маргарите». Проблема финала романа. Судьба Булгакова и его книг. Антиутопия в русской и зарубежной  литературе Е. А. Замятин Жанр антиутопии. Роман «Мы». Система образов в романе. Благодетель и Интеграл. Проблематика произведения. Символика чисел.

Литература второй половины XX — начала XXI века (11 часов)

Литература о войне. Тема Великой Отечественной войны: А.Т. Твардовский. Творчество и судьба. Лирика А.Т. Твардовского. Поэма «По праву памяти». Нравственно-философский смысл произведения. В.Быков. Очерк жизни и творчества. «Сотников» или «Обелиск» Лейтенантская проза.

В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда». К. Воробьев «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи», «Крик».В. Богомолов. «Момент истины». Е. Ржевская. «Ворошёный жар». М. Симашко. «Гу-га». К. Колесов. «Самоходка номер 120» и др. (обзор). В. Гроссман. «Жизнь и судьба» (обзор). Г. Владимов. «Генерал и его армия». В. Астафьев. «Весёлый солдат».Тема войны в современной прозе: О. Н. Ермаков «Крещение» Ф. Искандер «Мальчик и война». Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Тема для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества? Темы для ученического исследования. Человек на войне в литературе XIX—XX веков. Война в романе-эпопее Л. Н. Толстого и в романе Г. Владимова.

Литература 50-90-х годов (22 часа)

Лагерная литература. А. И. Солженицын Очерк жизни и творчества. «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор). «Один день Ивана Денисовича»: история создания. Иван Денисович Шухов. Герои повести. Тема человека и власти. Стиль повести. «Матренин двор», «В круге первом». Время в рассказе В. Шаламов. «Колымские рассказы». Ю. Домбровский. «Факультет ненужных вещей». Г. Владимов. «Верный Руслан» (обзор). Тема для обсуждения. ГУЛАГ в жизни писателей и в истории нашей родины. Лагерь в прозе А. И. Солженицына и В. Т. Шаламова.

Деревенская и городская проза Деревенская проза: Ф. Абрамов. «Пряслины», В. Белов. «Привычное дело», В. Распутин. «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», В.П. Астафьев. Нравственность и экология в произведении Астафьева «Царь – рыба» (обзор). Городская проза: Ю. Трифонов. «Дом на набережной» и др.

И. Бродский Очерк жизни и творчества. Бездуховность окружающего мира и отчуждённость от него лирического героя в ранней лирике. Образ пустоты в поздней поэзии. Сложная метафористичность, ассоциативность лирики. Особенности ритмики. Перечисление как одна из форм организации стихотворений. Тема для обсуждения: Традиции Мандельштама в поэзии Бродского. Тема для исследования: Аллюзии и реминисценции в творчестве Бродского. Бродский в воспоминаниях современников Литературная ситуация эпохи «перестройки и гласности».

Творчество писателей в России и эмиграции: опыт сопоставления. Поэзия 60-х годов «Эстрадная лирика»: Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина и др. Пафос новаторства и обновления. «Тихая лирика»: В. Соколов, А. Жигулин, Н. Рубцов, Г. Горбовский и др. Исповедальность, национальные истоки образов. Тема для исследования. Герой-преобразователь и герой- созерцатель в поэзии 60-х годов.  Традиции поэзии XIX и начала XX века в «эстрадной» и «тихой» лирике.

Обзор литературы рубежа XX—XXI веков (8 часов)

Литература рубежа 20-21 веков. Литература ситуации эпохи «перестройки и гласности». Произведения Б.Акунина. Обзор повести «Пелагея и белый бульдог». Чувство времени в прозе В. Пелевина. Повесть «Омон Ра», рассказ «Жизнь насекомых». Современная проза: А.Битов, В.Маканин, А.Ким, Е.Носов, В.Куприн, Л.Улицкая, Т.Толстая, Д.Рубина,Л.Петрушевская, В.Токарева, Ю.Поляков, Е. Гришковец,Е. Водолазкин, З.Прилепин.

Из зарубежной литературы  4 (часа)

Джордж Бернард Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.) «Дом, где разбиваются сердца». ВлияниеА. П. Чехова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия натрусские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев пьесы. Открытый финал. Сценическая история пьесы.

Теория литературы.

Парадокс как художественный прием.

Томас Стернз Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классической поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.).

Эрнест Миллер Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя — старика Сантьяго. Единение человека и природы. Самообладание и сила духа героя повести («Человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).

Эрих Мария Ремарк. «Три товарища». (Обзорное изучение романа.) Э. М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних монологов, психологический подтекст).

Теория литературы.

Внутренний монолог   

Содержание

Кол-во часов

Введение. Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры.

1

Литература первой четверти XX века

14

Серебряный век - своеобразный "русский ренессанс".

8

Литературные направления в 20-40-е годы

 XX  века

         33

Литература второй половины XX — начала XXI века

         11

Литература 50-90-х годов.

22

Обзор литературы рубежа XX—XXI веков

8

Из зарубежной литературы

4+1

ИТОГО:

      102

  1.  Тематическое планирование

                           

урока

Тема урока

Основные элементы содержания

Виды учебной деятельности или характеристика деятельности учащихся

Виды контроля

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

1

Вводные уроки.  Русская литература конца 19 - начала 20 века. Модернистские течения.

Изучение истории и теории литературы

Лекция учителя. Конспектирование. Чтение статьи учебника.

Составление таблицы

Конспект. Беседа по вопросам.

Знание особенностей развития литературного процесса рубежа веков.

Умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Формирование целостного представления о литературной классике

Литература первой четверти XX века (14 часов)

2.

А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного). Чехов-драматург. «Вишнёвый сад». История создания произведения. Фабула пьесы.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Выразительное чтение фрагментов пьесы, краткий анализ, дискуссия

Индивидуальный опрос

Знание содержания рассказов, характеристик героев, понимание значения конкретных эпизодов в контексте авторского замысла

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, делать правильные выводы из прочитанного произведения.

Формирование представлений о назначении человека и о жизни как экзистенциальной ценности

3.

Изображение уходящей России.  Система образов.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Выразительное чтение фрагментов пьесы, краткий анализ, дискуссия

Индивидуальный опрос

Знание содержания рассказов, характеристик героев, понимание значения конкретных эпизодов в контексте авторского замысла

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, делать правильные выводы из прочитанного произведения.

Формирование представлений о назначении человека и о жизни как экзистенциальной ценности

4.

М.Горький. Жизнь и творческая судьба. Проза и драматургия Горького.

Изучение истории и теории литературы

Составление хронологической таблицы. Слово учителя

Защита проектов. Таблица

Знание основных вех биографии и творчества Горького. Умение анализировать прочитанное

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование представлений о назначении человека и о жизни как экзистенциальной ценности

5.

Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Беседа по содержанию пьесы, слово учителя

Ответ на проблемный вопрос

Умение определять составляющие жанра и конфликта в пьесе

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование представлений о назначении человека и о жизни как экзистенциальной ценности

6.

«Во что веришь, то и есть». Роль Луки в драме «На дне» Спор о назначении человека. (Бубнов, Лука, Сатин). Вопрос о правде в драме М.Горького «На дне»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Аналитическая беседа, выборочный опрос Обсуждение вопросов домашнего задания. Слово учителя. Письменные характеристики

Таблица, ответы на вопросы

Составление письменных характеристик героев пьесы

Умение высказывать свою точку зрения на образ Луки, его жизненную позицию;

выявлять позицию героев и авторскую позицию

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование представлений о назначении человека и о жизни как экзистенциальной ценности

7.

И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества И.А. Бунина.

«Вечер», «Одиночество», «Последний шмель».

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Лекция учителя. Конспектирование. Выразительное чтение фрагментов рассказов, анализ эпизода

Конспектирование, беседа

Знание биографии писателя. Умение выявлять характерные особенности произведения, роль и место героев в системе образов, авторскую оценку

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; совершенствование навыков конспектирования

Знание отечественной истории и культуры, выявление вневременных нравственных ценностей русской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания

8

9

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан – Франциско».

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Беседа по рассказу, аналитическое чтение, размышление (устное высказывание)

Индивидуальный опрос

Знание истории создания рассказа, их  философское содержание. Умение делить композиционно рассказы

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование представлений о назначении человека и о жизни как экзистенциальной ценности

10.

Рассказы Бунина о любви. Цикл «Темные аллеи». Рассказ «Легкое дыхание», «Чистый понедельник».

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Слово учителя, выступления учащихся, беседа по вопросам,  анализ эпизодов

Анализ рассказов. Изучение нового материала. Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся.

Умение видеть новизну в изображении психологического состояния человека. Знание отличительных особенностей бунинской прозы

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование представлений о назначении человека и о жизни как экзистенциальной ценности

11.

А.И.Куприн. Этапы жизни и творчества. Художественный мир писателя. Испытание любовью. Рассказ «Гранатовый браслет».

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Лекция, конспектирование,

работа с текстом, комментированное чтение; аналитическая беседа.

Доклады учеников,

Индивидуальный опрос.

Знать: основные этапы жизни и творчества А.И. Куприна; историю создания рассказа, сюжет, нравственные и социальные проблемы, поставленные автором, их решение, смысл названия повести

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; совершенствование навыков конспектирования

Формирование нравственных представлений и принципов

12

13

Р. речи. Великая тайна любви. Повесть А.И.Куприна «Олеся». Анализ эпизодов.

Развитие речи

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Практическая работа. Работа с текстом, комментированное чтение; аналитическая беседа.

Анализ рассказа.  Беседа с включением индивидуальных выступлений учащихся.

Уметь: видеть новизну в изображении психологического состояния человека. Знать: отличительные особенности прозы Куприна

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Формирование нравственных представлений и принципов

14

15

Сочинение по произведениям Чехова, Бунина,Куприна (по выбору учащихся)

Развитие речи

Самостоятельная работа учащихся.

сочинение

Уметь: письменно высказываться по теме сочинения

Умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения

Выработка навыков планирования путей достижения поставленных целей, выбора эффективных способов их решения, самоанализа и самоконтроля

                                                                Серебряный век - своеобразный "русский ренессанс" (8 часов)

16

Серебряный век русской поэзии. Философский смысл поэзии И.Ф.Анненского. В. Хлебникова, В Ходасевича.

Изучение истории и теории литературы

Изучение нового материала, презентация, сообщения учащихся, поисковая, исследовательская деятельность.

Презентация, конспект, составление таблицы

Знать: биографические сведения о поэтах, особенности использования в стихотворении различных выразительных средств.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Знание основ культурного наследия страны

17

18

Р.речи. Символизм и поэты-символисты.

В.Брюсов. К.Бальмонт. Анализ стихотворений. Брюсов «Юному поэту» «Творчество», «Отрады»;

Бальмонт «Я не знаю мудрости, годной для других…», «Я вольный ветер, я вечно вею…», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…», «Альбатрос», «Безглагольность»

Развитие речи

Изучение нового материала. Лекция учителя. Сообщение учащихся. Выразительное чтение стихотворений

Презентации, анализ стихотворений

Знать: биографические сведения о поэтах. Уметь: анализировать лирическое произведение, определять средства художественной выразительности, составлять конспект, презентация

Умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения

Выработка навыков планирования путей достижения поставленных целей, выбора эффективных способов их решения, самоанализа и самоконтроля

19

20

А.А. Блок. Личность и творчество А.А. Блока. Романтический мир раннего Блока. Стихотворения А.А.Блока «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «Стихи о Прекрасной Даме»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Работа по учебнику, выразительное чтение, беседа по вопросам

Доклад ученика, анализ стихотворения

Знать: биографию писателя. Уметь: определять звукопись. Находить художественные средства выразительности;

особенности использования в стихотворении различных выразительных средств. Уметь: анализировать «Стихи о прекрасной даме»

Умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения

Выработка навыков планирования путей достижения поставленных целей, выбора эффективных способов их решения, самоанализа и самоконтроля

21.

«Это все о России». Тема Родины в творчестве А.А.Блока

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Работа по учебнику, выразительное чтение, беседа по вопросам

Доклад ученика, анализ стихотворения

Знать: значение образа России в творчестве поэта. Уметь: анализировать стихотворения, понимать приемы изображения Родины в русской лирике 20 в.

Умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения

Выработка навыков планирования путей достижения поставленных целей, выбора эффективных способов их решения, самоанализа и самоконтроля

22

23

Поэма А.Блока «Двенадцать». Старый и новый мир в поэме А.Блока «Двенадцать». Символика поэмы «Двенадцать». Проблема финала.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Изучение нового материала. Лекция с элементами беседы. Объяснительно-иллюстративный метод.

Аналитическая беседа, сообщения учащихся

 Презентация, индивидуальный опрос, сообщения учащихся

Знать: об отношении Блока к революции, о художественных особенностях поэмы;

Совершенствование знаний и умений учащихся

Умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения

Выработка навыков планирования путей достижения поставленных целей, выбора эффективных способов их решения, самоанализа и самоконтроля

Литературные направления в 20-40-е годы XX  века  (33часов)

24

Литература о революции и Гражданской войне. И.Э. Бабель. «Конармия» Изображение Гражданской войны в романе «Конармия». Бесчеловечность и гуманизм революционного времени в книге.

Изучение истории и теории литературы

Слово учителя, выразительное чтение, анализ эпизодов

Изучение нового материала. Метод литературного поиска.

Презентация, сообщения учащихся

Знать: биографические сведения о писателе. Уметь: анализировать произведение- сюжет, проблематика, подбор аргументов к сочинениям из произведения(герой, эпизод)

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Знание отечественной истории и культуры, выявление вневременных нравственных ценностей русской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания

25

Возрождение традиций Л.Н. Толстого в романе А.Фадеева «Разгром». Морозка и Мечик.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Изучение нового материала. Анализ эпизода. Характеристика героев.

Индивидуальный опрос

Уметь: прослеживать сюжетную линию в романе, определять композиционную роль образов

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Знание отечественной истории и культуры, выявление вневременных нравственных ценностей русской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания

26

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе «Разгром».

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Изучение нового материала. Анализ эпизода. Характеристика героев.

Индивидуальные сообщения, письменные характеристики героев

Уметь: выявлять нравственные вопросы, поставленные автором

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование нравственных представлений и принципов

27

М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь. События революции и Гражданской войны в романе «Тихий Дон».

Изучение истории и теории литературы

Изучение нового материала. Сообщение учителя.  Доклад ученика. Анализ эпизодов.

Презентации, сообщения учащихся

Знать историю создания романа- эпопеи, его содержание, композицию, систему образов

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Знание отечественной истории и культуры, выявление вневременных нравственных ценностей русской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания

28

Гуманизм М.Шолохова в изображении противоборствующих сторон на Дону. Нравственная позиция автора.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Лекция учителя, аналитическая беседа, художественный пересказ, работа с текстом, выводы в тетрадь

Письменные ответы на вопросы, работа в тетради, конспектирование

Знать содержание романа. Уметь раскрыть антивоенную направленность повествования

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование нравственных представлений и принципов

29

Чудовищная нелепица войны в изображении Шолохова. «В мире расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Слово учителя, работа по таблице, работа с текстом, анализ эпизодов

Индивидуальный опрос, беседа по тексту романа, анализ эпизодов

Урок совершенствования ЗУН, составление характеристики героя.

Знание отечественной истории и культуры, выявление вневременных нравственных ценностей русской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания

Знание отечественной истории и культуры, выявление вневременных нравственных ценностей русской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания

30

Григорий Мелехов и его путь исканий. Герои романа Шолохова.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Лекция учителя, аналитическая беседа, художественный пересказ, работа с текстом

Письменные ответы на вопросы, работа в тетради, конспектирование

Урок совершенствования ЗУН, составление характеристики героя.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование нравственных представлений и принципов

31

Григорий и Аксинья. Женские образы в романе

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Лекция учителя, аналитическая беседа, художественный пересказ, работа с текстом

Письменные ответы на вопросы, работа в тетради, конспектирование

Уметь видеть, как изображены в романе вечные ценности человеческой жизни: дом, труд, любовь

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование нравственных представлений и принципов

32

33

Р.речи. Сочинение по роману «Тихий Дон» М.Шолохова.

Развитие речи

Урок обобщения и контроля. Написание творческой работы.

Сочинение

Уметь: применять полученные знания, письменно высказываться по теме сочинения

Умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения

Выработка навыков планирования путей достижения поставленных целей, выбора эффективных способов их решения, самоанализа и самоконтроля

34

Б.Л. Пастернак. Судьба. Начало творческого пути. Лирика Пастернака.

Изучение истории и теории литературы

Слово учителя, составление хронологической таблицы

Таблица, анализ стихов

Знать биографию Б.Л. Пастернака. Иметь представление о раннем творчестве писателя

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Знание отечественной истории и культуры, выявление вневременных нравственных ценностей русской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания

35

Роман «Доктор Живаго». Духовные искания героев.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Слово учителя, составление хронологической таблицы

Таблица, анализ эпизодов романа, составление характеристики героя

Уметь понимать значение христианских мотивов в творческом замысле Пастернака

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование нравственных представлений и принципов

36

Юрий Живаго. «Гамлетизм» главного героя и жертвенность.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Слово учителя, комментированное чтение, беседа

Таблица, анализ эпизодов романа, составление характеристики героя

Знать содержание романа. Уметь раскрыть антивоенную направленность повествования

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование нравственных представлений и принципов

37

Р.речи. Устное сочинение (подбор аргументов по заданной теме). «Человек в эпоху Гражданской войны и революции»

Развитие речи

Урок обобщения и контроля. Устная творческой работы

Устное сочинение

Уметь: применять полученные знания, письменно  и устно высказываться по теме сочинения

Умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения

Выработка навыков планирования путей достижения поставленных целей, выбора эффективных способов их решения, самоанализа и самоконтроля

38

С.А. Есенин –поющее сердце России.  Жизнь и творчество национального поэта. Исповедальность лирики.

Изучение истории и теории литературы

Слово учителя, доклад ученика, конспектирование

Письменные ответы на вопросы, работа в тетради

Знать важнейшие биографические сведения о писателе

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; совершенствование навыков конспектирования

Знание отечественной истории и культуры, выявление вневременных нравственных ценностей русской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания

39

«Чувство Родины в моем творчестве» С. А. Есенин. Исторические сюжеты и фольклорные мотивы в лирике поэта

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Аналитическое чтение, чтение и анализ стихотворений, сообщения учащихся, презентации

Чтение наизусть, анализ, выборочный опрос

Уметь: видеть изображения Родины в русской лирике 20 века

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование нравственных представлений и принципов

40

Природа в произведениях поэта. Лирический герой поэзии Есенина. Романсово – песенная стихи поэзии Есенина

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Аналитическое чтение, чтение и анализ стихотворений, сообщения учащихся, презентации

Чтение наизусть, анализ, выборочный опрос

Уметь: анализировать лирическое произведение

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование нравственных представлений и принципов

41

В.В. Маяковский. Очерк жизни и творчества В.В. Маяковского. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского

Изучение истории и теории литературы

Беседа, составление хронологической таблицы, чтение и анализ стихотворений

Письменный анализ стихов

Знать: основные этапы биографии и творчества писателя. Уметь: анализировать лирическое произведение

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование нравственных представлений и принципов

42

Р. речи. В. Маяковский «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Авы могли бы?», «Мама и убитый немцами вечер», «Лиличка», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Прозаседавшиеся»

Развитие речи

Беседа по вопросам, комментированное чтение, выразительное чтение стихотворений, сообщения учащихся презентации

Анализ стихов

Знать: биографию писателя. Уметь: определять звукопись. Находить художественные средства выразительности;

особенности использования в стихотворении различных выразительных средств. Уметь: анализировать стихотворение

Умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения

Выработка навыков планирования путей достижения поставленных целей, выбора эффективных способов их решения, самоанализа и самоконтроля

43

М.И. Цветаева. Судьба и творчество. Трагедийная тональность творчества М.И. Цветаевой

Изучение истории и теории литературы

Лекция, конспектирование, беседа, составление таблицы, выразительное чтение

Конспект, Индивидуальные сообщения, презентация

Знать: жизнь и творчество Марины Цветаевой.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; совершенствование навыков конспектирования

Знание отечественной истории и культуры, выявление вневременных нравственных ценностей русской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания

44

 Необычность образа лирического героя Цветаевой. Урок –экскурсия. Цикл «Стихи о Москве2

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Чтение наизусть

Знать особенности лирики Цветаевой

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование нравственных представлений и принципов

45

А. А. Ахматова. Этапы биографии и творчества. Ранняя лирика А.А. Ахматовой

Изучение истории и теории литературы

Выразительное чтение, комментированное чтение

Анализ стихов, доклады учащихся

Знать: важнейшие биографические сведения о поэтессе. Знать мотивы настроения ранней лирики

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование нравственных представлений и принципов

46

А.А. Ахматова. Голос своего поколения.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Выразительное чтение, чтение наизусть, анализ стихотворения

Фронтальный опрос, чтение наизусть

Знать: творчество Ахматовой после акмеизма

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование нравственных представлений и принципов

47

 Тема родины в лирике А.А.Ахматовой

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Выразительное чтение, анализ стихотворений

Письменный ответ на вопросы

Уметь: анализировать лирическое произведение

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование нравственных представлений и принципов

48

Поэма А.А. Ахматовой «Реквием»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Слово учителя, работа с материалом учебника, анализ основных тем и мотивов поэмы

Выборочный опрос

Уметь: находить в поэме мотивы скорби, средства художественной выразительности в поэме, сопоставлять исторический и жизненный контекст

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование нравственных представлений и принципов

49

О.Э. Мандельштам. Этапы биографии и творчества. Основные мотивы лирики

Изучение истории и теории литературы.

Сообщения учащихся, составление хронологической таблицы. Выразительное чтение стихотворений, анализ стихов

Анализ стихов

Знать: биографию поэта и основные мотивы его лирики

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование нравственных представлений и принципов

50

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество

Изучение истории и теории литературы.

Лекция с элементами беседы, составление беседы

Конспект

Знать: биографию писателя и его сложные отношения с властью

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, совершенствование навыков конспектирования

Формирование нравственных представлений и принципов

51

Роман «Мастер и Маргарита» - писательский опыт М.Булгакова

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Комментированное чтение и анализ отдельных глав

Анализ романа

Уметь: выявлять нравственные вопросы, поставленные автором

Умение подбирать аргументы, составлять устное и письменное высказывание

Формирование нравственных представлений и принципов

52

Три мира в романе «Мастер и Маргарита»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Обсуждение прочитанного, художественный пересказ эпизодов романа

Художественный пересказ

Уметь: раскрыть приемы создания писателем комических ситуаций и  сатирических портретов

Умение подбирать аргументы, составлять устное и письменное высказывание

Формирование нравственных представлений и принципов

53

Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в романе «Мастер и Маргарита».

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Обсуждение прочитанного, художественный пересказ эпизодов романа

Анализ  эпизодов романа

Уметь: прослеживать сюжетную линию в романе, определять композиционную роль образов

Умение подбирать аргументы, составлять устное и письменное высказывание

Формирование нравственных представлений и принципов

54

55

Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита».

Добро и зло в романе

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Работа с текстом романа, художественный пересказ, беседа по вопросам

Устные ответы, подбор аргументов по заданной теме, примеры из прочитанных произведений

Уметь: прослеживать сюжетную линию в романе, определять композиционную роль образов

Умение подбирать аргументы, составлять устное и письменное высказывание

Формирование нравственных представлений и принципов

56

Р. речи. Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Развитие речи

Урок обобщения и контроля. Написание творческой работы.

Сочинение

Уметь: применять полученные знания, письменно высказываться по теме сочинения

Умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения

Выработка навыков планирования путей достижения поставленных целей, выбора эффективных способов их решения, самоанализа и самоконтроля

Литература второй половины XX — начала XXI века  (11 часов)

57

Литература периода Великой Отечественной войны

Изучение истории и теории литературы

Составление хронологической таблицы. Слово учителя

Опрос учащихся, конспектирование, индивидуальные сообщения

Знать: особенности развития литературного процесса рубежа веков.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Знание отечественной истории и культуры, выявление вневременных нравственных ценностей русской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания

58

А.Т. Твардовский. Творчество и судьба. Лирика А.Т. Твардовского.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Слово учителя, сообщения учащихся, план, работа с материалом учебника

Анализ

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе. Уметь: определять жанровые особенности и идейное содержание поэмы

Умение анализировать лирическое произведение

Формирование нравственных представлений и принципов

59

Поэма «По праву памяти». Нравственно-философский смысл произведения.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Слово учителя. Беседа, выразительное чтение и анализ

стихотворений Твардовского

Тест, чтение наизусть, индивидуальный опрос

Знать особенности лирического героя Твардовского

Умение анализировать лирическое произведение

Формирование нравственных представлений и принципов

60

61

В.Быков. Очерк жизни и творчества. «Сотников» или «Обелиск»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Слово учителя, сообщения учащихся, анализ эпизодов повести, беседа по вопросам

составление ответа на проблемный вопрос, подбор аргументов.

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе, особенности лейтенантской прозы. Уметь анализировать прозаический текст

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

Формирование нравственных представлений и принципов

62

Лейтенантская проза.

В.П. Некрасов «В окопах Сталинграда». К. Воробьев «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи», «Крик».

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Лекция, выборочное чтение, конспектирование

Опрос, обсуждение, подбор аргументов, работа с материалами учебника

Знать: особенности развития литературного процесса рубежа веков.

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

Формирование нравственных представлений и принципов

63

В.П. Астафьев «Веселый солдат». О.Н. Ермаков «Крещение». Ф Искандер «Мальчик и война»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Слово учителя, сообщения учащихся, анализ эпизодов повести, беседа по вопросам

 составление ответа на проблемный вопрос, подбор аргументов.

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе, особенности лейтенантской прозы.

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

Формирование нравственных представлений и принципов

64

Обзор произведений с военной тематикой. В. Богомолов, Е. Ржевская, К.Колесов «Самоходка № 120», М. Симашко «Гу-га», В. Закруткин «Матерь человеческая»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Слово учителя, сообщения учащихся, анализ эпизодов повести, беседа по вопросам

 составление ответа на проблемный вопрос, подбор аргументов, составление тезисного плана

Уметь видеть публицистичность произведений, обращенность его к читателю

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

Формирование нравственных представлений и принципов

65

Романы о Великой Отечественной войне. В. Гроссман «Жизнь и судьба» и Г. Владимов «Генерал и его армия»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Аналитическое чтение, беседа, индивидуальные сообщения учащихся

 составление ответа на проблемный вопрос, подбор аргументов, составление тезисного плана

Уметь: выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на жизненный опыт.

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

Формирование нравственных представлений и принципов

66

67

Р.речи. Сочинение. «Человек в годы Великой Отечественной войны»

Развитие речи

Урок обобщения и контроля. Написание творческой работы.

Сочинение с подбором аргументов по предложенным проблемам текста

Уметь: применять полученные знания, письменно высказываться по теме сочинения

Умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения

Выработка навыков планирования путей достижения поставленных целей, выбора эффективных способов их решения, самоанализа и самоконтроля

Литература 50-90-х годов (22 часа)

68

Литературный процесс конца 50-90-х 20 века. Проза деревенская, городская, лагерная, эстрадная лирика, поэзия диссидентов, ироничная проза.

Изучение истории и теории литературы

лекция

Конспектирование, презентация, работа с материалами учебника.

Знать литературный процесс 50-90-х годов

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Знание отечественной истории и культуры, выявление вневременных нравственных ценностей русской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания

69

Лагерная проза. А.И. Солженицын. Судьба и творчество

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Слово учителя, сообщения учащихся, составление плана, презентация, работа с материалом учебника

Конспектирование, презентация, работа с материалами учебника, индивидуальный опрос, сообщения учащихся

Знать: важнейшие биографические сведения о писателе

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

Формирование нравственных представлений и принципов

70

 Анализ рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Комментированное чтение рассказа, беседа по вопросам

Опрос, обсуждение, подбор аргументов, работа с материалами учебника.

Художественный пересказ

Уметь видеть публицистичность рассказа, обращенность его к читателю

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

Формирование нравственных представлений и принципов

71

72

А.И.Солженицын «Архипелаг Гулаг», «Матренин двор», «В круге первом»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Знать значение ГУЛАГА в жизни писателя и истории нашей страны. Уметь видеть значение портрета и интерьера в  тексте

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

Формирование нравственных представлений и принципов

73

В.Шаламов. Художественный мир писателя. Анализ «Колымских рассказов»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Слово учителя, сообщения учащихся, работа в группах, анализ рассказа, беседа по вопросам

Таблица, анализ эпизодов рассказов, составление характеристики героя

Знать биографию писателя, особенности «лагерной» прозы, натуралистичность описаний, образы зеков, испытание человеческих характеров.

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

Формирование нравственных представлений и принципов

74

Обзор произведений Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей». Г.Н. Владимова «Верный Руслан»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Слово учителя, сообщения учащихся, работа в группах, анализ рассказа, беседа по вопросам

Опрос, обсуждение, подбор аргументов, работа с материалами учебника.

Художественный пересказ

Знать биографию писателя, особенности «лагерной» прозы, натуралистичность описаний, образы зеков, испытание человеческих характеров.

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

Формирование нравственных представлений и принципов

75

Литературный процесс 1970-1980-х гг.

Изучение истории и теории литературы

Лекция, презентация

конспектирование

Знать особенности литературы данного периода

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Знание отечественной истории и культуры, выявление вневременных нравственных ценностей русской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания

76

77

Деревенская проза. Ф.А. Абрамов. Повесть «Алька», «Поездка в прошлое». Проза В. И. Белова.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Выборочное чтение, беседа, анализ эпизодов

Опрос, обсуждение, подбор аргументов, работа с материалами учебника.

Художественный пересказ

Знать жизнь и творчество писателя. Уметь проводить сюжетные линии

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

Формирование нравственных представлений и принципов

78

79

Творчество В.Распутина. Повести «Прощание с Матерой», «Пожар», «Живи и помни». Понятие «экология души человеческой».

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Слово учителя, сообщение учащихся, анализ рассказа, беседа по содержанию

Конспектирование, презентация, работа с материалами учебника, индивидуальный опрос, сообщения учащихся

Знать жизнь и творчество писателя.

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

Формирование нравственных представлений и принципов

80

81

В.П. Астафьев. Нравственность и экология в произведении Астафьева «Царь – рыба»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Слово учителя, сообщения учащихся, работа в группах

 Составление ответа на проблемный вопрос, подбор аргументов.

Знать жизнь и творчество писателя.

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды

Формирование нравственных представлений и принципов

82

83

Городская проза. Ю.В. Трифонов. Повесть «Долгое прощание», «Обмен», «Дом на Набережной» и др. произведения писателя

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Выборочное чтение, беседа, анализ эпизодов

 Презентация, индивидуальный опрос, сообщения учащихся

Знать биографию писателя

Умение анализировать прозаические тексты

Формирование нравственных представлений и принципов

84

85

Р.речи. Сочинение по произведениям писателей деревенской, городской, лагерной прозы.

Развитие речи

Урок обобщения и контроля. Написание творческой работы.

Сочинение с подбором аргументов по предложенным проблемам текста

Уметь: применять полученные знания, письменно высказываться по теме сочинения

Умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения

Выработка навыков планирования путей достижения поставленных целей, выбора эффективных способов их решения, самоанализа и самоконтроля

86

Литература русского зарубежья. И.А. Бродский. Очерк жизни и творчества. Лирика

Изучение истории и теории литературы

Лекция, слово учителя, выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа

Конспектирование, работа со статьей учебника, выразительное чтение

Знать особенности лирического героя Бродского. Уметь анализировать лирическое произведение

Умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения

Выработка навыков планирования путей достижения поставленных целей, выбора эффективных способов их решения, самоанализа и самоконтроля

87

Тихая лирика. Н.М.Рубцов

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Урок-концерт, выразительное чтение, анализ стихотворений, сообщения учащихся, составление презентаций

Чтение наизусть, работа с материалами учебника, сообщения учащихся

Знать биографию поэта, особенности лирики, уметь составлять презентацию, анализировать стихи

Умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения

Выработка навыков планирования путей достижения поставленных целей, выбора эффективных способов их решения, самоанализа и самоконтроля

88

89

Эстрадная лирика Е.Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Ахмадуллина, Б. Окуджава, В. Высоцкий

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Умение строить монологическое высказывание в соответствии с темой, формулировать и аргументировать собственную точку зрения

Выработка навыков планирования путей достижения поставленных целей, выбора эффективных способов их решения, самоанализа и самоконтроля

Обзор литературы последних десятилетий (8 часов)

90

Литература рубежа 20-21 веков. Литература ситуации эпохи «перестройки и гласности».

Изучение истории и теории литературы

Лекция, беседа по материалу учебника, составление хронологической таблицы

Конспектирование, работа со статьей учебника, беседа по вопросам.

Знать: особенности развития литературного процесса рубежа веков.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации

Знание отечественной истории и культуры, выявление вневременных нравственных ценностей русской литературы; понимание связи литературных произведений с эпохой их написания

91

92

Произведения Б.Акунина. Обзор повести «Пелагея и белый бульдог»

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Комментированное чтение, беседа, работа в группах

Анализ эпизодов

Знать жизнь и творчество писателя.

Умение анализировать прозаический текст

Формирование нравственных представлений и принципов

93

94

Чувство времени в прозе В. Пелевина. Повесть «Омон Ра», рассказ «Жизнь насекомых».

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Комментированное чтение, беседа, работа в группах, анализ проблематики, сюжетной линии произведения, подбор аргументов

Знать жизнь и творчество писателя.

Умение анализировать прозаический текст

Формирование нравственных представлений и принципов

95

96

97

Современная проза: А.Битов, В.Маканин,

А.Ким, Е.Носов, В.Куприн, Л.Улицкая, Т.Толстая, Д.Рубина,

Л.Петрушевская, В.Токарева, Ю.Поляков, Е. Гришковец,

Е. Водолазкин, З.Прилепин.

Восприятие произведения и углубленная работа с текстом

Проектная деятельность. Представление проекта по выбранному произведению, презентация любимой книги, обсуждение сюжета, проблематики, героев произвведения.

Знать жизнь и творчество писателя.

Умение анализировать прозаический текст, применять полученные за год знания, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, делать выводы из прочитанных произведений

Формирование нравственных представлений и принципов

Из зарубежной литературы (4 часа)+1

98

Джордж Бернард Шоу.

«Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион». (Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)

Восприятие произведения, работа с текстом

Выборочное чтение, беседа, анализ эпизодов

Опрос, обсуждение, подбор аргументов, работа с материалами учебника.

Художественный пересказ

Знать жизнь и творчество писателя. Уметь проводить сюжетные линии

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

99

Томас Стернз Элиот.

Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока».

Восприятие произведения, работа с текстом

Выборочное чтение, беседа, анализ эпизодов

Опрос, обсуждение, подбор аргументов, работа с материалами учебника.

Художественный пересказ

Знать жизнь и творчество писателя. Уметь проводить сюжетные линии

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

100

Эрнест Миллер Хемингуэй.

 «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя.

Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!».

Выборочное чтение, беседа, анализ эпизодов

Опрос, обсуждение, подбор аргументов, работа с материалами учебника.

Художественный пересказ

Знать жизнь и творчество писателя. Уметь проводить сюжетные линии

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

101

Эрих Мария Ремарк.

«Три товарища». (Обзорное изучение романа.)

Восприятие произведения, работа с текстом

Выборочное чтение, беседа, анализ эпизодов

Опрос, обсуждение, подбор аргументов, работа с материалами учебника.

Художественный пересказ

Знать жизнь и творчество писателя. Уметь проводить сюжетные линии

Умение выделять основные проблемы текста, анализировать эпизоды, аргументировать свои выводы, ссылаясь на прочитанные произведения

102

Обобщающий урок за курс 11 класса.

Изучение истории и теории литературы

Беседа по вопросам, обсуждение

Уметь применять полученные за год знания

Умение анализировать прозаический текст, применять полученные за год знания, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, делать выводы из прочитанных произведений

Формирование нравственных представлений и принципов

  1. Приложение к программе

                                                                                                  Сведения о контроле

Время проведения

              Тема контроля

      Вид контроля

Кол-во часов

I

полугодие

Сочинение по творчеству И.Бунина, А.Куприна, Л.Андреева ( произведение по выбору учащегося)

текущий

2 ч.

Сочинению по творчеству М.Шолохова (произведение по выбору учащихся)

текущий

2 ч.

Р.речи. Устное сочинение (подбор аргументов по заданной теме). «Человек в эпоху Гражданской войны и революции» (по произведениям Шолохова, Фадеева, Пастернака)

промежуточный

1 ч.

II

полугодие

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова (роман «Мастер и Маргарита»)

текущий

1 ч.

Р.речи. Сочинение. «Человек в годы Великой Отечественной войны»

текущий

2 ч.

Р.речи. Сочинение по произведениям писателей деревенской, городской, лагерной прозы (Солженицына, Шаламова, Распутина, Астафьева, Шукшина и др.)

итоговый

2 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....