Статья «Смысловое чтение на уроках русского языка и литературы»
статья по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

                  Чтение - один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.                          Поэтому приёмы и методы технологии смыслового чтения сегодня актуальны и необходимы, так как соответствуют основным требованиям модернизации образования – формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья  «Смысловое  чтение  на уроках русского языка и литературы»

Содержание:

  1. Введение.
  2. Понятие «смысловое чтение» в условиях ФГОС.
  3. Приёмы, используемые «идеальным читателем».
  4. Технология смыслового чтения на уроках литературы: методы и принципы работы

  Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач образования. В настоящее время навык чтения у большинства детей среднего школьного возраста бессознательный: такой тип чтения не позволяет максимально извлечь информацию из текста, к тому же   понять ее. Появляется необходимость формирования навыка осознанного чтения.

Программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а  одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе

                               Понятие «смысловое чтение» в условиях ФГОС

  Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.  К окончанию начальной школы дети успешно овладевают навыками технического чтения, способами, темпом, правильностью, выразительностью. Навыки смыслового чтения формируются и развиваются не только в среднем и старшем звене школ, но и в дальнейшем вузовском образовании. В современном мире мало овладеть только техническим чтением, так как оно только обслуживает смысловое чтение, требующее понимания содержания прочитанного.

  При формировании навыков смыслового чтения существует ряд проблем: учащиеся не всегда понимают формулировку задания, т.е. не умеют вчитываться в текст, имеется узкий круг современной качественной литературы для самостоятельного чтения, низкий уровень читательской культуры родителей учащихся и т.п.

Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:

- умение осмысливать цели чтения;

- умение выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- умение извлекать необходимую информацию из прочитанного;

- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

- пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

- определять эмоциональный характер текста;

- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

- уметь прогнозировать содержание читаемого;

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

- формулировать тему небольшого текста;

- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

- находить главную мысль, сформулированную в тексте;

- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам;

- умение свободно ориентироваться и различать тексты разных стилей;

- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства в текстах разных стилей.

К основным видам чтения относятся ознакомительное, поисковое, изучающее и вдумчивое чтения. В старшем звене на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся практически со всеми видами смыслового чтения.

  По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя. Психологи выделяют несколько уровней понимания текста, которые связаны с вычитыванием разных видов текстовых информаций: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится, воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия, т.е. вычитывание только фактуальной информации.

Следующий уровень характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.

Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано, т.е. вычитывание концептуальной информации.

Например, анализируя рассказ Чехова «Баран и барышня», выпускники без труда обнаруживают фактуальную информацию. Но передав содержание текста, ученики часто не понимают основную мысль рассказа, необходимо обратиться к концептуальной информации, которая спрятана за внешним содержанием. Начнем по законам смыслового чтения с анализа заглавия рассказа. Кто баран? Чиновник здесь глупый и бездушный человек - так говорит нам заглавие. Обращая внимание на емкую чеховскую деталь, читатели утверждаются в мысли, что чиновник – человек без стыда и совести, воспользовавшийся отчаянным положением просительницы как очередным развлечением.

Подтекстовую, скрытую информацию можно увидеть в отдельных словах, фрагментах, ключевых словах и предложениях, логических связях. Подтекст иногда дает читателю совсем не ту информацию, которую автор хотел вложить в произведение. В романе Фадеева «Разгром» последняя глава называется «Девятнадцать». Именно столько бойцов осталось в отряде Левинсона. По замыслу писателя роман должен был показать, что революция и гражданская война – это грандиозный отбор человеческого материала, отсев всех лишних, непригодных для революции, и переделка масс. Вдумчивый читатель заметит, что остались в живых девятнадцать далеко не лучших бойцов, а такие, как Бакланов, Метелица, погибли. Таким образом, осмыслив информацию, скрывающуюся в тексте, можно понять идейный замысел писателя.

После длительных исследований психологи получили модель «идеального» читателя, которая помогает понять,  какие навыки и умения необходимо развивать для формирования осознанного чтения.

                                             Приёмы, используемые «идеальным читателем»:

- начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации;

- не пропускает непонятные слова, выражения;

- вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшем развитии событий, сверяет свои размышления с текстом;

- включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст.

                                     Технология смыслового чтения на уроках литературы: методы  и принципы работы

  Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
  3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  5. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

                                                   Приёмы  смыслового чтения

  1. Работа с ключевыми словами.

  Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.

Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

Фрагмент урока. Работа над рассказом К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

- На какие части (смысловые пункты) можно поделить рассказ?

- Сколько таких смысловых частей в рассказе?

- О чем говорится в 1 (2,3 и т.д.) части рассказа?

- Найдите ключевые (слова, фразы, предложения, абзацы, части) текста?

У читателя создается образ содержания рассказа. Этот образ динамичен, он постоянно развивается, и восприятию этого образа помогают ключевые понятия.

Фрагмент урока. Знакомство с рассказом И.Бунина «Косцы».

- Выделите ключевые слова, фразы, предложения в первой смысловой части рассказа.

(«Пели», «бесконечно давно», «не вернется уже вовеки», «косили и пели», «откликался им», «глушь России», «предвечернее время», «старая дорога», «уходила в бесконечную даль», «нет, и не было ни времени, ни деления его на годы, на века», «шли и пели, лес принимал и подхватывал песню»).

- О чем они говорят? Какой образ возникает при их прочтении?

2. Выделение ключевых (наиболее важных) предложений, абзацев в тексте.

  Следующим способом смыслового чтения является выделение ключевых (наиболее важных) предложений  в тексте и определение утверждений, которые они содержат. Затем выделение ключевых абзацев, как системы предложений, объединенных общими утверждениями (аргументами) по поводу сути текстовой информации. Необходимо объяснить  ребятам, что первый и последний абзацы содержат основной смысл текста (утверждение и вывод). В оставшейся части содержатся, как правило, аргументы к утверждению. Начальные предложения абзацев так же,  как и ключевые слова, содержат основную информацию. Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления, факты, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы?

Иногда авторы сами выделяют важные предложения в виде подчеркиваний, вопросов, шрифта, пунктов, глав и пр. Поэтому нужно учить  детей видеть эти авторские сигналы и не оставлять их без внимания.

3. Инсерт – приём технологии критического мышления.

На начальном этапе работы с текстом, на этапе его осмысления необходимо использовать различные приемы маркировки текста значками по ходу чтения – инсерт - интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления. Во время чтения ученики ставят на полях значки – v –уже знал, + - новая информация, знание, -  думал иначе, ? – есть вопросы. Такая маркировка помогает удерживать внимание на протяжении всего чтения, дает возможность опираться на собственный опыт и знания. Такая работа с текстом возможна, если текст научного стиля, например, если это критическая статья, теоретический материал, параграф из учебника по русскому языку.

  1. Верные и неверные утверждения.

  Прием «верные и неверные утверждения» можно использовать при изучении не только лингвистического материала. Учитель предлагает учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, ребята выбирают те, которые ,по их мнению, соответствуют действительности. Затем обосновывают свое мнение. После знакомства с материалом   ученики возвращаются к данным утверждениям и оценивают достоверность своих выборов. Например, при изучении драмы Горького «На дне» на одном из первых уроков после прочтения можно предложить следующее задание:

Выберите из данных утверждений верные:

1.Драма Горького построена на диалоге – речи одного лица.

2.Об интерьере в пьесе «На дне» мы узнаем из авторских ремарок.

3.Первое знакомство с героями драмы обычно происходит в первом акте.

4.Драма Горького основана на бытовом конфликте.

5.Спор о человеке в драме Горького «На дне» ведут Сатин и Лука.

6. Сатин выражает авторскую позицию в драме Горького.

7.Любимый герой Горького в драме «На дне» - Лука.

8.Появление Луки в ночлежке – завязка действия.

9. Самоубийство Актера – кульминация пьесы.

10.В драме Горького нет внесценических персонажей.

5. «Толстые и тонкие вопросы».

  Широко известен и применяется активно на любой из фаз урока прием «толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы репродуктивного плана, а вопросы, требующие размышления, - «толстые». После прочтения текста ученики, объединившись в группы, составляют несколько вопросов. Заданные вопросы является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как они демонстрируют уровень погружения в текст, умение анализировать.

  Прием, в основе которого заложены различные типы вопросов, - «ромашка вопросов Блума», может применяться на уроках работы с текстом. Ромашка состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса:

1.Простые вопросы, отвечая на которые нужно воспроизвести какие-то факты, имена героев, название места, которые описаны в произведении.

2.Уточняющие вопросы :

-То есть, ты говоришь, что…

-Если я правильно понял, то…

-Я могу ошибаться. Но, по-моему, вы говорили о…

3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно они начинаются со слова почему?

4. Творческие вопросы содержат частицу бы. (Что изменилось бы, если бы Дубровский и Троекуров помирились? )(Какой могла бы быть семейная жизнь Маши и Владимира Дубровского?)

5. Оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. (Как вы относитесь к позиции героя , автора?)

6.Практические вопросы обычно направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Они возможны при анализе стихотворного текста. (Есть ли авторские неологизмы в стихотворении Маяковского? Приведите примеры.)

При изучении темы «Односоставные предложения» рисуем ромашку, каждый лепесток которой имеет свой вопрос.

  1. Простой вопрос: Какие предложения называют односоставными?
  2. Уточняющий вопрос: Из какого члена предложения может состоять односоставное предложение?
  3. Вопрос-интерпретация: Почему односоставные предложения делятся на такие группы?
  4. Практический вопрос: Какие предложения в тексте являются односоставными?
  5. Оценочный вопрос: нужны ли односоставные предложения в речи и почему?
  6. Творческий вопрос: Можно ли составить текст из одних односоставных предложений?

6. Ведение диалога с текстом.

  Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот метод известен в герменевтике – науке о толковании текстов. Психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» описано, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций:

1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;

2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста;

3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.

  Современные методисты считают метод «диалога с текстом» наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.

  Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

  Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

  1. Учимся задавать вопросы.

  При выполнении данного задания обучающиеся научатся задавать вопросы к художественным текстам. Учащимся предлагается прочитать текст и составить вопросы различных типов, пользуясь схемой, приведенной в карточке инструкции.

Таким образом, учитель сможет оценить уровень формирования навыка составления вопросов, позволяющих понять/воссоздать целостный текст; а также умение выделять субъект (то, о чем говорится, т.е. мысль о предмете) и предикат (мысль о признаке предмета - свойстве, действии) текста. 

7.Составление кластера.

  Кластер – способ графической организации материала- успешно может быть использован после прочтения произведения. Например, по вопросу «Крах теории Раскольникова» можно рекомендовать учащимся составить фишбоун, а при изучении лирических произведений составить синквейн  (5 строк) о личностном восприятии текста.

Этапы работы при создании кластера:

1.Анализ материала, выявление основных понятий, концепций и связей между ними.

2.Исключение материала, не отвечающего задаче раскрытия именно данной темы.

3. Отражение связей между понятиями – использование рамок разной формы, стрелок,  рисунков и пр.

Так может выглядеть модель для создания кластера по теме «Типы речи»

Типы речи

повествование

Какой?

  1. «Тематический алфавит».

  Систематизации знаний по теме на уроках русского языка и литературы способствует приём «Тематический алфавит». Заранее подготовленная таблица раздается каждому ученику. В каждой клетке таблицы проставлена буква алфавита, на которую ученик напишет слова-термины, понятия, словосочетания.

Средства художественной выразительности

а

б

в

г

Аллитерация аллюзия

анафора

восклицание

Гипербола

Градация

гротеск

д

е

ж

з

и

к

л

м

инверсия

Контекстные синонимы. антонимы

литота

Метафора

метонимия

н

о

п

р

Оксюморон

олицетворение

Парцелляция

Перифраз

повтор

Риторический вопро

с

т

у

ф

Сравнение

сарказм

Синтаксический параллелизм

умолчание

фразеологизм

х

ц

ч

ш

цитаты

щ

э

ю

я

Эпитет

эпифора

9.Творческие задания.

  Важную роль играет подбор творческих заданий после прочтения текста. Это могут быть не только устные или письменные сочинения в стиле традиционной литературно-критической статьи, но и эссе в виде ответов на проблемные вопросы : « Что значит быть счастливым?», «Что лучше: правда  или ложь во спасение?», «Права ли Татьяна Ларина, отказавшись от личного счастья?», «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» , «Почему автор «убивает» любимого героя?» и т.д.

  Как правило, после постановки проблемных вопросов возникает дискуссия. Например, продолжается ли в современной литературе традиция изображения маленького человека и как меняется его образ?

   Таким образом, организация смыслового чтения требует применения традиционных и инновационных методов и приемов.

   На уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку, особенно к написанию части С, то есть сочинения, следует напомнить ребятам утверждение Аристотеля о том, что речь слагается из 3 элементов : из самого оратора, из предмета ,о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается. Три элемента – автор, тема и читатель. Изучая любой текст, необходимо придерживаться схеме :

Текст

  1. О чем? (тема)
  2. Какие вопросы рассматривает автор? (проблемы)
  3. Над каким вопросом автор размышляет больше всего? (основная проблема)
  4. Зачем автор написал текст? (Цель)
  5. Как автор сам отвечает на поставленные вопросы? (авторская позиция)

  С помощью технологии смыслового чтения на уроках литературы учитель формирует способность не просто пересказывать текст, но и выражать отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения. Школьники получают возможность вступать в диалог с автором тексте, спорить с ним или соглашаться с его мнением. С этой целью можно предложить учащимся участвовать в дискуссиях, составлять характеристику героев, делать аннотации к любимым произведениям, книгам.

  Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.



Предварительный просмотр:

Статья  «Смысловое  чтение  на уроках русского языка и литературы»

Содержание:

  1. Введение.
  2. Понятие «смысловое чтение» в условиях ФГОС.
  3. Приёмы, используемые «идеальным читателем».
  4. Технология смыслового чтения на уроках литературы: методы и принципы работы

  Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач образования. В настоящее время навык чтения у большинства детей среднего школьного возраста бессознательный: такой тип чтения не позволяет максимально извлечь информацию из текста, к тому же   понять ее. Появляется необходимость формирования навыка осознанного чтения.

Программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а  одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе

                               Понятие «смысловое чтение» в условиях ФГОС

  Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.  К окончанию начальной школы дети успешно овладевают навыками технического чтения, способами, темпом, правильностью, выразительностью. Навыки смыслового чтения формируются и развиваются не только в среднем и старшем звене школ, но и в дальнейшем вузовском образовании. В современном мире мало овладеть только техническим чтением, так как оно только обслуживает смысловое чтение, требующее понимания содержания прочитанного.

  При формировании навыков смыслового чтения существует ряд проблем: учащиеся не всегда понимают формулировку задания, т.е. не умеют вчитываться в текст, имеется узкий круг современной качественной литературы для самостоятельного чтения, низкий уровень читательской культуры родителей учащихся и т.п.

Осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:

- умение осмысливать цели чтения;

- умение выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- умение извлекать необходимую информацию из прочитанного;

- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

- пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

- отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

- определять эмоциональный характер текста;

- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

- уметь прогнозировать содержание читаемого;

- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

- формулировать тему небольшого текста;

- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

- находить главную мысль, сформулированную в тексте;

- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам;

- умение свободно ориентироваться и различать тексты разных стилей;

- умение понимать и адекватно оценивать языковые средства в текстах разных стилей.

К основным видам чтения относятся ознакомительное, поисковое, изучающее и вдумчивое чтения. В старшем звене на уроках русского языка и литературы мы сталкиваемся практически со всеми видами смыслового чтения.

  По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание, память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя. Психологи выделяют несколько уровней понимания текста, которые связаны с вычитыванием разных видов текстовых информаций: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.

Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится, воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия, т.е. вычитывание только фактуальной информации.

Следующий уровень характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.

Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано, т.е. вычитывание концептуальной информации.

Например, анализируя рассказ Чехова «Баран и барышня», выпускники без труда обнаруживают фактуальную информацию. Но передав содержание текста, ученики часто не понимают основную мысль рассказа, необходимо обратиться к концептуальной информации, которая спрятана за внешним содержанием. Начнем по законам смыслового чтения с анализа заглавия рассказа. Кто баран? Чиновник здесь глупый и бездушный человек - так говорит нам заглавие. Обращая внимание на емкую чеховскую деталь, читатели утверждаются в мысли, что чиновник – человек без стыда и совести, воспользовавшийся отчаянным положением просительницы как очередным развлечением.

Подтекстовую, скрытую информацию можно увидеть в отдельных словах, фрагментах, ключевых словах и предложениях, логических связях. Подтекст иногда дает читателю совсем не ту информацию, которую автор хотел вложить в произведение. В романе Фадеева «Разгром» последняя глава называется «Девятнадцать». Именно столько бойцов осталось в отряде Левинсона. По замыслу писателя роман должен был показать, что революция и гражданская война – это грандиозный отбор человеческого материала, отсев всех лишних, непригодных для революции, и переделка масс. Вдумчивый читатель заметит, что остались в живых девятнадцать далеко не лучших бойцов, а такие, как Бакланов, Метелица, погибли. Таким образом, осмыслив информацию, скрывающуюся в тексте, можно понять идейный замысел писателя.

После длительных исследований психологи получили модель «идеального» читателя, которая помогает понять,  какие навыки и умения необходимо развивать для формирования осознанного чтения.

                                             Приёмы, используемые «идеальным читателем»:

- начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации;

- не пропускает непонятные слова, выражения;

- вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшем развитии событий, сверяет свои размышления с текстом;

- включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст.

                                     Технология смыслового чтения на уроках литературы: методы  и принципы работы

  Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
  3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
  5. Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

                                                   Приёмы  смыслового чтения

  1. Работа с ключевыми словами.

  Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст.

Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста.

Фрагмент урока. Работа над рассказом К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».

- На какие части (смысловые пункты) можно поделить рассказ?

- Сколько таких смысловых частей в рассказе?

- О чем говорится в 1 (2,3 и т.д.) части рассказа?

- Найдите ключевые (слова, фразы, предложения, абзацы, части) текста?

У читателя создается образ содержания рассказа. Этот образ динамичен, он постоянно развивается, и восприятию этого образа помогают ключевые понятия.

Фрагмент урока. Знакомство с рассказом И.Бунина «Косцы».

- Выделите ключевые слова, фразы, предложения в первой смысловой части рассказа.

(«Пели», «бесконечно давно», «не вернется уже вовеки», «косили и пели», «откликался им», «глушь России», «предвечернее время», «старая дорога», «уходила в бесконечную даль», «нет, и не было ни времени, ни деления его на годы, на века», «шли и пели, лес принимал и подхватывал песню»).

- О чем они говорят? Какой образ возникает при их прочтении?

2. Выделение ключевых (наиболее важных) предложений, абзацев в тексте.

  Следующим способом смыслового чтения является выделение ключевых (наиболее важных) предложений  в тексте и определение утверждений, которые они содержат. Затем выделение ключевых абзацев, как системы предложений, объединенных общими утверждениями (аргументами) по поводу сути текстовой информации. Необходимо объяснить  ребятам, что первый и последний абзацы содержат основной смысл текста (утверждение и вывод). В оставшейся части содержатся, как правило, аргументы к утверждению. Начальные предложения абзацев так же,  как и ключевые слова, содержат основную информацию. Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления, факты, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы?

Иногда авторы сами выделяют важные предложения в виде подчеркиваний, вопросов, шрифта, пунктов, глав и пр. Поэтому нужно учить  детей видеть эти авторские сигналы и не оставлять их без внимания.

3. Инсерт – приём технологии критического мышления.

На начальном этапе работы с текстом, на этапе его осмысления необходимо использовать различные приемы маркировки текста значками по ходу чтения – инсерт - интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления. Во время чтения ученики ставят на полях значки – v –уже знал, + - новая информация, знание, -  думал иначе, ? – есть вопросы. Такая маркировка помогает удерживать внимание на протяжении всего чтения, дает возможность опираться на собственный опыт и знания. Такая работа с текстом возможна, если текст научного стиля, например, если это критическая статья, теоретический материал, параграф из учебника по русскому языку.

  1. Верные и неверные утверждения.

  Прием «верные и неверные утверждения» можно использовать при изучении не только лингвистического материала. Учитель предлагает учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, ребята выбирают те, которые ,по их мнению, соответствуют действительности. Затем обосновывают свое мнение. После знакомства с материалом   ученики возвращаются к данным утверждениям и оценивают достоверность своих выборов. Например, при изучении драмы Горького «На дне» на одном из первых уроков после прочтения можно предложить следующее задание:

Выберите из данных утверждений верные:

1.Драма Горького построена на диалоге – речи одного лица.

2.Об интерьере в пьесе «На дне» мы узнаем из авторских ремарок.

3.Первое знакомство с героями драмы обычно происходит в первом акте.

4.Драма Горького основана на бытовом конфликте.

5.Спор о человеке в драме Горького «На дне» ведут Сатин и Лука.

6. Сатин выражает авторскую позицию в драме Горького.

7.Любимый герой Горького в драме «На дне» - Лука.

8.Появление Луки в ночлежке – завязка действия.

9. Самоубийство Актера – кульминация пьесы.

10.В драме Горького нет внесценических персонажей.

5. «Толстые и тонкие вопросы».

  Широко известен и применяется активно на любой из фаз урока прием «толстые и тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы репродуктивного плана, а вопросы, требующие размышления, - «толстые». После прочтения текста ученики, объединившись в группы, составляют несколько вопросов. Заданные вопросы является для учителя способом диагностики знаний ученика, так как они демонстрируют уровень погружения в текст, умение анализировать.

  Прием, в основе которого заложены различные типы вопросов, - «ромашка вопросов Блума», может применяться на уроках работы с текстом. Ромашка состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса:

1.Простые вопросы, отвечая на которые нужно воспроизвести какие-то факты, имена героев, название места, которые описаны в произведении.

2.Уточняющие вопросы :

-То есть, ты говоришь, что…

-Если я правильно понял, то…

-Я могу ошибаться. Но, по-моему, вы говорили о…

3.Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно они начинаются со слова почему?

4. Творческие вопросы содержат частицу бы. (Что изменилось бы, если бы Дубровский и Троекуров помирились? )(Какой могла бы быть семейная жизнь Маши и Владимира Дубровского?)

5. Оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. (Как вы относитесь к позиции героя , автора?)

6.Практические вопросы обычно направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Они возможны при анализе стихотворного текста. (Есть ли авторские неологизмы в стихотворении Маяковского? Приведите примеры.)

При изучении темы «Односоставные предложения» рисуем ромашку, каждый лепесток которой имеет свой вопрос.

  1. Простой вопрос: Какие предложения называют односоставными?
  2. Уточняющий вопрос: Из какого члена предложения может состоять односоставное предложение?
  3. Вопрос-интерпретация: Почему односоставные предложения делятся на такие группы?
  4. Практический вопрос: Какие предложения в тексте являются односоставными?
  5. Оценочный вопрос: нужны ли односоставные предложения в речи и почему?
  6. Творческий вопрос: Можно ли составить текст из одних односоставных предложений?

6. Ведение диалога с текстом.

  Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Этот метод известен в герменевтике – науке о толковании текстов. Психологами, использовавшими методику «замедленного чтения» описано, что опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем. Если говорить о целенаправленном использовании этого метода в учебных целях, его можно разделить на несколько видов операций:

1) поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;

2) вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или дальнейшего содержания текста;

3) самоконтроль (проверка своих предположений по тексту). Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу даже с самым коротким текстом.

  Современные методисты считают метод «диалога с текстом» наиболее значимым на этапе до чтения (работа с заголовком) и по ходу чтения текста, так как он активизирует процессы, участвующие в понимании. После диалога с текстом читателю намного проще перейти к анализу тех мыслей и чувств, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.

  Прогнозирование содержания текста по заголовку настраивает читателя на восприятие текстовой информации.

  Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.

  1. Учимся задавать вопросы.

  При выполнении данного задания обучающиеся научатся задавать вопросы к художественным текстам. Учащимся предлагается прочитать текст и составить вопросы различных типов, пользуясь схемой, приведенной в карточке инструкции.

Таким образом, учитель сможет оценить уровень формирования навыка составления вопросов, позволяющих понять/воссоздать целостный текст; а также умение выделять субъект (то, о чем говорится, т.е. мысль о предмете) и предикат (мысль о признаке предмета - свойстве, действии) текста. 

7.Составление кластера.

  Кластер – способ графической организации материала- успешно может быть использован после прочтения произведения. Например, по вопросу «Крах теории Раскольникова» можно рекомендовать учащимся составить фишбоун, а при изучении лирических произведений составить синквейн  (5 строк) о личностном восприятии текста.

Этапы работы при создании кластера:

1.Анализ материала, выявление основных понятий, концепций и связей между ними.

2.Исключение материала, не отвечающего задаче раскрытия именно данной темы.

3. Отражение связей между понятиями – использование рамок разной формы, стрелок,  рисунков и пр.

Так может выглядеть модель для создания кластера по теме «Типы речи»

Типы речи

повествование

Какой?

  1. «Тематический алфавит».

  Систематизации знаний по теме на уроках русского языка и литературы способствует приём «Тематический алфавит». Заранее подготовленная таблица раздается каждому ученику. В каждой клетке таблицы проставлена буква алфавита, на которую ученик напишет слова-термины, понятия, словосочетания.

Средства художественной выразительности

а

б

в

г

Аллитерация аллюзия

анафора

восклицание

Гипербола

Градация

гротеск

д

е

ж

з

и

к

л

м

инверсия

Контекстные синонимы. антонимы

литота

Метафора

метонимия

н

о

п

р

Оксюморон

олицетворение

Парцелляция

Перифраз

повтор

Риторический вопро

с

т

у

ф

Сравнение

сарказм

Синтаксический параллелизм

умолчание

фразеологизм

х

ц

ч

ш

цитаты

щ

э

ю

я

Эпитет

эпифора

9.Творческие задания.

  Важную роль играет подбор творческих заданий после прочтения текста. Это могут быть не только устные или письменные сочинения в стиле традиционной литературно-критической статьи, но и эссе в виде ответов на проблемные вопросы : « Что значит быть счастливым?», «Что лучше: правда  или ложь во спасение?», «Права ли Татьяна Ларина, отказавшись от личного счастья?», «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» , «Почему автор «убивает» любимого героя?» и т.д.

  Как правило, после постановки проблемных вопросов возникает дискуссия. Например, продолжается ли в современной литературе традиция изображения маленького человека и как меняется его образ?

   Таким образом, организация смыслового чтения требует применения традиционных и инновационных методов и приемов.

   На уроках по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку, особенно к написанию части С, то есть сочинения, следует напомнить ребятам утверждение Аристотеля о том, что речь слагается из 3 элементов : из самого оратора, из предмета ,о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается. Три элемента – автор, тема и читатель. Изучая любой текст, необходимо придерживаться схеме :

Текст

  1. О чем? (тема)
  2. Какие вопросы рассматривает автор? (проблемы)
  3. Над каким вопросом автор размышляет больше всего? (основная проблема)
  4. Зачем автор написал текст? (Цель)
  5. Как автор сам отвечает на поставленные вопросы? (авторская позиция)

  С помощью технологии смыслового чтения на уроках литературы учитель формирует способность не просто пересказывать текст, но и выражать отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения. Школьники получают возможность вступать в диалог с автором тексте, спорить с ним или соглашаться с его мнением. С этой целью можно предложить учащимся участвовать в дискуссиях, составлять характеристику героев, делать аннотации к любимым произведениям, книгам.

  Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...