Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)

Антонова Ольга Васильевна

Содержание курса литературы 10 класса на базовом уровне   в средней (полной) школе предусматривает изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Такое изучение сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При изучении произведений художественной литературы обращается внимание на вопросы традиций и новаторства в русской литературе, на историю создания произведений, на литературные и фольклорные истоки художественных образов, на вопросы теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем). Предусматривается весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Важным принципом изучения литературы в 10 классе является рассмотрение творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_10_klass.docx63.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол от 31.08.2018 №17

Утверждено

приказом директора школы

от 01.09.2018 №515

       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЛИТЕРАТУРЕ

10 класс

Учитель: Антонова Ольга Васильевна, первая квалификационная категория

Когалым,

                                                                                                                   2018 год

Пояснительная записка

            Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень): Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В. И., Лебедев Ю. В. – М.: Просвещение, 2017.

Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: Лебедев Ю. В. Литература: Учебник: в 2-частях. Москва: Просвещение, 2017 г.

Содержание курса литературы 10 класса на базовом уровне   в средней (полной) школе предусматривает изучение художественной литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Такое изучение сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При изучении произведений художественной литературы обращается внимание на вопросы традиций и новаторства в русской литературе, на историю создания произведений, на литературные и фольклорные истоки художественных образов, на вопросы теории литературы (от усвоения отдельных теоретико-литературных понятий к осмыслению литературных направлений, художественных систем). Предусматривается весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Важным принципом изучения литературы в 10 классе является рассмотрение творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

•        воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

•        развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

•        освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

•        овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основные задачи  рабочей программы заключаются в следующем:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения  художественных и текстов, в том числе и чтения наизусть;
  • свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
  • навыки развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристики героя;
  • отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;
  • овладение способами свободного владения письменной речью;
  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

    Общая характеристика курса.

            Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, сравнивать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, объяснять художественные средства, доказывать, давать определения понятий, выявлять главную информацию в тексте, пересказывать, структурировать материал, работать с разными источниками при поиске информации, строить монологические высказывания (устная и письменная форма) и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог, слушать и слышать друг друга и т. д.

      В программе соблюдается преемственность с примерными программами среднего общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

     Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, интегративного, компетентностного подходов.

Важнейшее значение в создании условий для формирования духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиции и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных теоретико-литературных понятий.

Данная программа составлена для реализации курса литература в 10 классе, который является частью предметной области гуманитарных дисциплин.

Новизна данной программы определяется тем, что перед каждой темой дано краткое содержание уроков по теме, прописаны требования к предметным и метапредметным результатам, указаны основные виды деятельности учащихся на уроке. В конце каждой темы  определены универсальные учебные действия (УУД), которые формируются у учащихся при изучении данной темы.

       Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности.    

       При организации процесса обучения в раках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, технология «Письмо», учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ   в форме контрольных, творческих работ, тестирования.

Планируемые результаты освоения курса литературы в 10 классе 

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса.

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
  • писать эссе на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса

Художественная литература как искусство слова.

Художественный образ. Художественное время и пространство.

Содержание и форма. Поэтика.

Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм. Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков.

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада, песня; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Фабула. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ. Деталь. Символ. Подтекст. Психологизм. Народность. Историзм. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Гипербола. Аллегория. Стиль.

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Ритм. Рифма. Строфа. Литературная критика.

Место курса в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего образования предмет «Литература» на базовом уровне изучается в 10 классе. Предмет «Литература» относится к учебной области «Филология». Реализуется за счет часов, предусмотренных обязательной частью учебного плана среднего общего образования в объеме 105 часов (3 часа в неделю),

Класс

Часов в неделю

Годовой календарный

график

Количество часов в год

10

3

35

105

Содержание программы

Раздел 1. Введение (1 ч.): Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

Личностные результаты обучения:

  1. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  2.  навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
  3. принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты обучения

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2.  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3.  владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  5.  владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. образную природу словесного искусства.

    Учащиеся должны уметь:

  1. анализировать и интерпретировать тексты, используя сведения по истории и теории литературы;
  2. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  3. аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Раздел 2. Литература первой половины XIX века (7 ч.): Русская литература первой половины XIX века. А.С. Пушкин: краткий обзор жизни и творчества. Философская лирика поэта. Человек и история в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека». М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Н.В. Гоголь: обзор жизни и творчества. Обобщающее значение гоголевских образов. Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». Н.В. Гоголь «Невский проспект» и «Нос». Сочинение по теме «Петербург в литературе первой половины XIX века. Контрольная работа по теме «Литература первой половины XIX века».

Личностные результаты обучения:

  1. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
  2.  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  3.  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  4.  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  5. навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
  6. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  7.  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
  8.  эстетическое отношение к миру;
  9.  принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты обучения

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2.  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3.  владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5.  умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  6. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
  7. владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  8.  владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  5. основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса;
  6. структуру сочинения.

Учащиеся должны уметь:

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  4. определять род и жанр произведения;
  5. выявлять авторскую позицию;
  6. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  7. аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
  8. писать сочинение.

Раздел 3. Литература второй половины XIX века  (86 ч.): Обзор русской литературы второй половины XIX века. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики второй половины XIX века. А. Н. Островский – создатель русского национального театра. Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров. Город Калинов и его обитатели. Протест Катерины против «темного царства». Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза».Драма А.Н. Островского  «Гроза» в зеркале русской критики. Сочинение-рассуждение по драме А.Н. Островского «Гроза». И.А. Гончаров: жизнь и творчество. Роман «Обломов». Место романа в творчестве писателя. Обломов и посетители. Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Глава «Сон Обломова» и её роль в романе «Обломов». Два типа любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и Ольга Ильинская. Борьба двух начал в Обломове. Попытки героя проснуться. Обломов и Штольц в романе «Обломов». Роман «Обломов» в зеркале русской критики. Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов». И.С. Тургенев: жизнь и творчество. И.С. Тургенев – создатель русского романа. Обзор отдельных произведений. Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман. Конфликт «отцов и детей»  в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».Испытание любовью в романе «Отцы и дети».Мировоззренческий кризис Базарова. Сила и слабость Евгения Базарова. Роль эпилога. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Ф.И. Тютчев: жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента.«Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». А.А. Фет: жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало лирики о  природе. Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии. А.К. Толстой: жизнь и творчество. Основные черты, темы, мотивы и образы поэзии. Эссе по теме «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого» (по выбору).Н.С. Лесков: очерк жизни и творчества. Поиск «призвания» в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».Тема праведничества в «Очарованном страннике».Н.А. Некрасов: жизнь и творчество. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Тема любви в лирике Н.А. Некрасова.«Кому на Руси жить хорошо?»: замысел, история создания, композиция, проблематика и жанр поэмы Н.А Некрасова. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».Особенности языка поэму «Кому на Руси жить хорошо?». Подготовка к домашнему сочинению (темы – по выбору). М.Е. Салтыков-Щедрин: жизнь и творчество. Сказки Салтыкова-Щедрина. Замысел, история создания, жанр и композиция романа «История одного города».Образы градоначальников в романе-хронике «История одного города».Ф.М. Достоевский: жизнь и судьба. Образ Петербурга в русской литературе и в романе Достоевского «Преступление и наказание».Художественный мир
Ф.М. Достоевского. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание».Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Психологические поединки Порфирия Петровича и Раскольникова.«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. Мир «униженных и оскорбленных» в романе. Эпилог и его роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (темы – по выбору).Л.Н. Толстой: жизнь и судьба. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность». «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого: правдивое изображение войны. История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г. Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова до 1812 года. Изображение войны 1805-1807 гг. Смотр войск под Браунау. Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».Семья Ростовых и семья Болконских. Эссе по теме «Ночь в Отрадном».Изображение войны 1812 г. Философия войны в романе. Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».Кутузов и Наполеон. Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».Итог духовных исканий любимых героев Л.Н. Толстого. Контрольная работа по теме «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир».Сочинение по теме «Духовный путь героев Л.Н. Толстого».А.П. Чехов: жизнь и творчество. «Маленькая трилогия» А.П. Чехова. А.П. Чехов: проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. Тема гибели человеческой души в рассказе
А.П. Чехова «Ионыч». А.П. Чехов: особенности драматургии писателя. Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов и символов. Лирико-психологический подтекст пьесы. Своеобразие чеховского стиля.
Эссе по теме «Ключевые образы и символы пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад».Мировое значение русской литературы XIXвека. Итоговая контрольная работа по произведениям русской литературы II половины XIX века.

Личностные результаты обучения:

  1. российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
  2.  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  3.  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  4.  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  5. навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
  6. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  7.  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
  8.  эстетическое отношение к миру;
  9.  принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
  10. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты обучения

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2.  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3.  владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5.  умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  6. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
  7. владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  8.  владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  5. основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса.

Учащиеся должны уметь:

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  4. определять род и жанр произведения;
  5. выявлять авторскую позицию;
  6. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  7. аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
  8. писать эссе на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Раздел 4. Подведение итогов (2ч.): Подведение итогов. Нравственные уроки русской литературы XIX века.

Личностные результаты обучения

  1. навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
  2. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Метапредметные результаты обучения

  1. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
  2. владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные

языковые средства;

  1.  владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. образную природу словесного искусства.

Учащиеся должны уметь:

  1. соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  2. выявлять авторскую позицию;
  3. аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Раздел 5. Зарубежная литература (6 ч.): Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек». Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье». Зарубежная поэзия XIXвека: Дж. Г. Байрон, Г. Гейне.

Личностные результаты обучения:

  1. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  2. навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
  3. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  4.  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
  5.   принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты обучения

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2.  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3.  владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5.  умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  6. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
  7. владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  8.  владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков и поэтов  XIX века;
  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  5. основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса.

Учащиеся должны уметь:

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  4. определять род и жанр произведения;
  5. выявлять авторскую позицию;
  6. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  7. аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Раздел 6.  Защита исследовательских работ (3 ч.)

Учебно-тематическое планирование

(10 класс)

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных, проверочных

работ

Развитие речи

Тест

Введение

1

-

-

-

Литература первой половины XIX века  

7

-

1

1

Литература второй половины XIX века (86 часов)

Обзор русской литературы второй половины XIX века.

1

А. Н. Островский. Жизнь и творчество

8

-

2

1

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество

10

-

1

-

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество  

8

-

1

1

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество

3

-

-

1

А. А. Фет. Жизнь и творчество

3

-

1

-

А. К. Толстой. Поэзия  

2

-

-

-

Н. С. Лесков. «Очарованный странник»

1

-

-

-

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

2

-

-

-

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество

8

-

1

-

К. Хетагуров. Поэзия

1

-

-

-

Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество

9

-

1

1

Л. Н. Толстой.  Жизнь и творчество

22

-

2

1

А. П. Чехов. Жизнь и творчество

8

-

1

1

Итоговая контрольная работа

2

2

-

-

Зарубежная литература

6

-

-

Защита исследовательских работ

3

2

-

-

Итого

105

4

11

7

Характеристика основных видов  деятельности

№ п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

1

Раздел1 Введение (1 ч.)

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

  1. Определяют понятия.
  2. Выявляют особенности русской XIX века в контексте мировой культуры.
  3. Анализируют прочитанное.
  4. Работают с дополнительными источниками по теме.

2

Раздел 2. Литература первой половины XIX века (7 ч.)

Русская литература первой половины XIX века. А.С. Пушкин: краткий обзор жизни и творчества. Философская лирика поэта. Человек и история в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека». М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Н.В. Гоголь: обзор жизни и творчества. Обобщающее значение гоголевских образов. Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». Н.В. Гоголь «Невский проспект» и «Нос».  Сочинение по теме «Петербург в литературе первой половины XIX века. Контрольная работа по теме «Литература первой половины XIX века».

  1. Определяют понятия.
  2. Характеризуют изученные понятия.
  3. Изучают биографии писателей и поэтов литературы первой половины XIX века.
  4. Выступают с сообщениями по предложенным темам.
  5. Пишут тезисный план.
  6. Работают с дополнительными источниками.
  7. Смысловое чтение текстов.
  8. Анализируют, сравнивают, обобщают.
  9. Выразительно читают.
  10. Учат стихотворения наизусть.
  11. Пишут сочинение.
  12. Пишут контрольную работу.

3

Раздел 3. Литература второй половины XIX века

(86 ч.)

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики второй половины XIX века. А. Н. Островский – создатель русского национального театра. Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров. Город Калинов и его обитатели. Протест Катерины против «темного царства». Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза». Драма А.Н. Островского  «Гроза» в зеркале русской критики. Сочинение-рассуждение по драме А.Н. Островского «Гроза». И.А. Гончаров: жизнь и творчество. Роман «Обломов». Место романа в творчестве писателя. Обломов и посетители. Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Глава «Сон Обломова» и её роль в романе «Обломов». Два типа любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и Ольга Ильинская. Борьба двух начал в Обломове. Попытки героя проснуться. Обломов и Штольц в романе «Обломов». Роман «Обломов» в зеркале русской критики. Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов». И.С. Тургенев: жизнь и творчество. И.С. Тургенев – создатель русского романа. Обзор отдельных произведений. Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман. Конфликт «отцов и детей»  в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».Испытание любовью в романе «Отцы и дети».Мировоззренческий кризис Базарова. Сила и слабость Евгения Базарова. Роль эпилога. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Ф.И. Тютчев: жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента. «Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». А.А. Фет: жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало лирики о  природе. Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии. А.К. Толстой: жизнь и творчество. Основные черты, темы, мотивы и образы поэзии. Эссе по теме «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого» (по выбору).Н.С. Лесков: очерк жизни и творчества. Поиск «призвания» в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».Тема праведничества в «Очарованном страннике».Н.А. Некрасов: жизнь и творчество. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо?»: замысел, история создания, композиция, проблематика и жанр поэмы Н.А Некрасова. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка поэму «Кому на Руси жить хорошо?». Подготовка к домашнему сочинению (темы – по выбору). М.Е. Салтыков-Щедрин: жизнь и творчество. Сказки Салтыкова-Щедрина. Замысел, история создания, жанр и композиция романа «История одного города».Образы градоначальников в романе-хронике «История одного города».Ф.М. Достоевский: жизнь и судьба. Образ Петербурга в русской литературе и в романе Достоевского «Преступление и наказание». Художественный мир
Ф.М. Достоевского. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание». Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Психологические поединки Порфирия Петровича и Раскольникова. «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. Мир «униженных и оскорбленных» в романе. Эпилог и его роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (темы – по выбору). Л.Н. Толстой: жизнь и судьба. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность». «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого: правдивое изображение войны. История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г. Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова до 1812 года. Изображение войны 1805-1807 гг. Смотр войск под Браунау. Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Семья Ростовых и семья Болконских. Эссе по теме «Ночь в Отрадном». Изображение войны 1812 г. Философия войны в романе. Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон. Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Итог духовных исканий любимых героев Л.Н. Толстого. Контрольная работа по теме «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир».Сочинение по теме «Духовный путь героев Л.Н. Толстого».А.П. Чехов: жизнь и творчество. «Маленькая трилогия» А.П. Чехова. А.П. Чехов: проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. Тема гибели человеческой души в рассказе
А.П. Чехова «Ионыч». А.П. Чехов: особенности драматургии писателя. Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов и символов. Лирико-психологический подтекст пьесы. Своеобразие чеховского стиля.
Эссе по теме «Ключевые образы и символы пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Мировое значение русской литературы XIXвека. Итоговая контрольная работа по произведениям русской литературы II половины XIX века.

  1. Определяют понятия.
  2. Характеризуют изученные понятия.
  3. Изучают биографии писателей и поэтов литературы второй половины XIX века.
  4. Выступают с сообщениями по предложенным темам.
  5. Пишут тезисный план.
  6. Работают с дополнительными источниками.
  7. Смысловое чтение текстов.
  8. Анализируют, сравнивают, обобщают.
  9. Анализируют критические статьи.
  10. Выразительно читают.
  11. Учат стихотворения наизусть.
  12. Пишут сочинение-рассуждение, сочинения, эссе.
  13. Пишут контрольную работу.
  14. Пишут итоговую контрольную работу.

Раздел 4. Подведение итогов (2 ч.)

Подведение итогов. Нравственные уроки русской литературы XIX века.

  1. Подводят итоги.

4

Раздел 5. Зарубежная литература

(6 ч.)

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек».Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье».Зарубежная поэзия XIXвека: Дж.Г. Байрон, Г. Гейне.

  1. Определяют понятия.
  2. Характеризуют изученные понятия.
  3. Изучают биографии писателей и поэтов зарубежной литературы второй половины XIX века.
  4. Выступают с сообщениями по предложенным темам.
  5. Пишут тезисный план.
  6. Работают с дополнительными источниками.
  7. Смысловое чтение текстов.
  8. Анализируют, сравнивают, обобщают.
  9. Выразительно читают.
  10. Учат стихотворение наизусть.

6

Раздел 6.  Защита исследовательских работ (3ч.)

Защита исследовательских работ

Календарно – тематическое планирование

№/№

Содержание (раздел, тема)

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Введение (1 час)

1

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

1

Литература первой половины XIX века  (7 часов)

2.

Обзор русской литературы первой половины XIX века.

1

3.

Художественные открытия лирики А. С. Пушкина.

1

4.

«Великое» и «малое» в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник».

1

5.

Художественный мир поэзии М. Ю. Лермонтова.

1

6.

Внеклассное чтение.  Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова.

1

7.

Р/Р.

Развитие речи. Подготовка к сочинению по произведениям русской литературы первой половины XIX века.

1

8.

Т.

Внеклассное чтение. Н. В. Гоголь «Невский проспект»». Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

1

Литература второй половины XIX века (86 часов)

9.

Обзор русской литературы второй половины XIX века.

1

А. Н. Островский. Жизнь и творчество (8часов)

10.

А. Н. Островский – создатель русского национального театра, первооткрыватель нового пласта русской жизни.

1

11.

Творческая история «Грозы». Жестокие нравы. (Анализ первого действия драмы «Гроза»).

1

12.

Р/Р.

Развитие речи. Чтение наизусть прозаического отрывка. «Отчего люди не летают так, как птицы…» (Анализ второго действия драмы «Гроза»).

1

13.

Своеобразие внутреннего конфликта Катерины. (Анализ третьего действия драмы «Гроза»).

1

14.

«Куда воля-то ведёт». (Анализ четвёртого действия драмы «Гроза»).

1

15.

«Она освобождена». (Анализ пятого действия драмы «Гроза»).

16.

Т.

«Гроза» в оценке русской критики.

1

17.

Р/Р.

Внеклассное чтение. В тёмном царстве. Обсуждение пьес Островского «Свои люди – сочтёмся», «Бесприданница».

Развитие речи. Подготовка к сочинению по творчеству А. Н. Островского.

1

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (10 часов)

18.

«Большое и благородное сердце». Этапы биографии и творчества И. С. Тургенева.

1

19.

Внеклассное чтение. Духовная драма «лишних людей» в романе И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».

1

20.

Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман. Первое знакомство с Евгением Базаровым.

1

21.

«Схватка» П. П. Кирсанова с Евгением Базаровым. (Анализ 5-11 глав романа).

1

22.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в усадьбе Одинцовой. (Анализ 12-16 глав романа).

1

23.

Испытание любовью. (Анализ 17-19 глав романа).

1

24.

Базаров и его родители. (Анализ 20-21 глав романа).

1

25.

Дуэль Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым. (Анализ 22-24 глав романа).

1

26.

Испытание смертью и его роль в романе «Отцы и дети»

1

27.

Р/Р.

Роман «Отцы и дети» в русской критике.

Развитие речи. Подготовка к сочинению по произведениям И. С. Тургенева.

1

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество   (8 часов)

28-29.

Жизнь и деяния господина де Лень. Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова.

2

30.

«Однако…любопытно бы знать, отчего я …такой?»

  Один день из жизни Обломова. (Анализ 1-8 глав I-ой части романа «Обломов»).

1

31.

Сон Обломова. (Анализ 9-11 глав I-ой части романа «Обломов»).

1

32.

Андрей Штольц и Обломов. (Анализ 1-4 глав  II-ой части романа «Обломов»). Обломов и Ольга Ильинская. Анализ 5-12 глав  II-ой части романа «Обломов»).

1

33.

Борьба двух начал в Обломове. (Анализ III-ей части романа «Обломов»).

1

34.

Победа обломовщины. (Анализ IV-ой части романа «Обломов»).

1

35.

Р/Р.

Роман «Обломов» в зеркале критики.  

Подготовка к сочинению по роману И.А.Гончарова

1

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество (3 часа)

36.

Ф. И. Тютчев. Этапы биографии и творчества. Мир природы в поэзии Тютчева.

1

37.Т.

Два лика России в лирике Ф. И. Тютчева.

1

38.

«Роковой поединок» любящих сердец в изображении Ф. И. Тютчева.

1

А. А. Фет. Жизнь и творчество (3 часа)

39.

Поэзия и судьба А. А. Фета.

1

40.

Природа, любовь и красота в лирике А. А. Фета.

1

41.

Р/Р.

Развитие речи.  Чтение наизусть стихов А. А. Фета и Ф. И. Тютчева.

Подготовка к сочинению по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

1

А. К. Толстой. Поэзия  (2 часа)

42.

Художественный мир А. К. Толстого.

1

43.

Внеклассное чтение. «Земля наша богата, порядка в ней лишь нет…» (особенности сатиры А. К. Толстого).

1

Н. С. Лесков. «Очарованный странник» (1 час)

44.

Поиск «призвания» в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник».

1

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города» (2 часа)

45.

     Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Обзор). Народ и власть в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1

46.

«Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина.

1

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (8 часов)

47.

«Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь…». Обзор жизни и творчества Н. А. Некрасова.

1

48.

«Зачем же ты в душе неистребима, мечта любви, не знающей конца…»: художественное своеобразие любовной лирики Н. А. Некрасова.

1

49.

«Душа народа русского» в изображении Н. А. Некрасова.

1

50.

«Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…»: тема поэта и поэзии в творчестве

 Н. А. Некрасова.

1

51.

Проблематика и жанр поэмы Н. А. Некрасова  «Кому на Руси жить хорошо?» «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Комментированное чтение первой части поэмы.

1

52.

Сатирический портрет русского барства в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Комментированное чтение второй части поэмы «Последыш»

1

53.

Нравственный смысл поисков счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

1

54.

Р/Р.

«Путь славный, имя громкое народного заступника…» (Анализ главы «Пир – на весь мир»).

Развитие речи. Подготовка к сочинению по поэме Н. А. Некрасова.

1

К. Хетагуров. Поэзия (1 час)

55.

«Осетинская лира» К. Хетагурова. Близость творчества Хетагурова лирике Н. А. Некрасова в осмыслении темы поэта и поэзии.

1

Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество (9 часов)

56.

«Человек есть тайна…» Художественный мир Ф. М. Достоевского.

1

57.

В Петербурге Достоевского. (Анализ первой части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

1

58.

«Униженные и всеми отринутые парии общества» в романе «Преступление и наказание». (Анализ второй части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

1

59.

Душевные муки Раскольникова при встрече с родственниками. Социальные и философские источники теории Родиона Раскольникова. (Анализ третьей  части романа Ф. М. Достоевского 1«Преступление и наказание»).

1

60.

«Демоны» Раскольникова: герой Достоевского и его «двойники». (Анализ четвёртой  части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

1

61.

«Ангелы» Родиона Раскольникова: герой Достоевского и Соня Мармеладова. (Анализ пятой  части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

1

62.

Три встречи – три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича. (Анализ шестой  части романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»).

1

63.

«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием…». Эпилог и его роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

1

64.

Р/Р

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф. М. Достоевского.

1

Л. Н. Толстой.  Жизнь и творчество (22 часа)

65-66.

Страницы великой жизни.   Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.

2

67.

История создания романа-эпопеи «Война и мир». Эволюция замысла произведения.

1

68-69.

Роман «Война и мир». Эпизод « В Салоне А. П. Шерер. Петербург. Июль 1805 г..»

2

70.

Именины в доме Ростовых. (8-11, 14-17 главы).  Лысые Горы.

1

71.

Изображение войны 1805-1807 годов. Шенграбенское сражение. (Анализ второй части первого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).т.1, ч.2-3

1

72.

Изображение Аустерлицкого сражения. (Анализ третьей части первого тома романа Л. Н. Толстого).

1

73-

74.

 Поиски плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Т.2, ч.1-3

2

75-76.

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа.

2

77.

Что такое война?  Отечественная война 1812 года. Философия  войны в романе. т.3

1

78-79.

Мысли Л. Н. Толстого о войне 1812 года.  Изображение войны 1812 года.

2

80.

Бородинское сражение. (Анализ 19-39 глав второй части третьего тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»).

1

81.

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

1

83-

84.

Дубина народной войны. (Анализ третьей части четвёртого тома романа Л. Н. Толстого «Война и мир»). Отступление французской армии. (Анализ второй части четвёртого тома)

2

85.

Р\Р.

Сочинение - рассуждение «Мысль народная» в романе «Война и мир».

1

86.

Р/Р.

Л. Н. Толстой о назначении женщины. (Эпилог).

Развитие речи. Подготовка к сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

1

А. П. Чехов. Жизнь и творчество (8 часов)

87.

Путь художника от Антоши Чехонте до Антона Павловича Чехова. Жизнь и творчество.

1

88.

«Нет, больше так жить невозможно…». (Анализ рассказов А. П. Чехова «Дама с собачкой», «Невеста»).

1

89-90.

Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч».

2

91.

А. П. Чехов – драматург. «Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики…» (М. Горький). Бывшие хозяева вишнёвого сада.

1

92.

Загадка Ермолая: «хищный зверь» или «нежная душа»?

1

93.

«Здравствуй, новая жизнь!» Аня Раневская и Петя Трофимов.

1

94.

Р/Р.

Урок развития речи. Классное сочинение по творчеству А.П. Чехова.

1

Итоговая работа (2 часа)

95-96.

К.

Итоговая работа по произведениям русской литературы второй половины  XIX века.

2

Зарубежная литература (6 часов)

97-98

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

2

99-100.

Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек».

2

101-102.

Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье».

2

Повторение (3 часа)

103-104.

Защита исследовательских работ

2

105.

Повторение и обобщение изученного.

1

Учебно-методический комплекс

Для учителя:

  1. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века 10 класс. 1-е полугодие. – М.: Вако, 2009.
  2. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века 10 класс. 2-е полугодие. – М.: Вако, 2009.
  3. Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
  4. Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
  5. Капитанова Л.А. А.П.Чехов в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
  6. Кузина Л.Н. Ф.И.Тютчев в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2007.
  7. Лебедев Ю.В. , Кузнецова М.Б. Литература:10 класс: Методические советы: Пособие для учителя.– М.: Просвещение.
  8. Лебедев Ю.В. Романова А.Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки.– М.: Просвещение.
  9. Сахаров В.И. А.Н. Островский в жизни и творчестве. – М.: Русское слово, 2008.
  10. Соболев Л.И. Путеводитель по книге Л.Н. Толстого «Война и мир». Часть 2. Учебное пособие.- М.: Издательство МУ, 2012.

Для учащихся:

  1. Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.
  2. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/

     2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

3.  http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.                

4. http://www.openclass.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....