Урок литературы 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Урок литературы по творчеству А.С.Грибоедова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_9.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9-м классе. Тема: Образ Чацкого. Чацкий и Молчалин как два типа молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума

Цели урока:

  • продолжать формирование навыков анализа драматического произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы;
  • развивать навыки сопоставительного анализа, умения выделять главное, обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся;
  • воспитывать нравственные качества учащихся (совесть, долг, честность).

Наглядность:

  • портрет А.С. Грибоедова,
  • выставка книг по творчеству писателя,
  • критическая литература по комедии “Горе от ума”,
  • тексты комедии “Горе от ума”.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • презентация ученика,
  • карточки с критическими высказываниями писателей о герое комедии, Чацком.

Предварительное домашнее задание:

  • в тексте комедии найти афоризмы (всем),
  • подготовить презентацию ( готовит один учащийся с помощью учителя).

План урока

  1. Организационный момент урока. Постановка целей урока.
  2. Проверка домашнего задания:
  1. викторина “ Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума”?;
  2. презентация ученика “Фамусовское общество в комедии “Горе от ума”;
  3. характеристика Чацкого и Фамусова.
  • По каждому пункту проверки домашнего задания следует вывод.
  1. Беседа по ранее изученному материалу. Выводы.
  2. Изучение новой темы:
  1. вступительное слово учителя;
  2. беседа по теме урока. Выводы;
  3. практическая работа с карточками ( критические высказывания о герое комедии, Чацком);
  4. работа класса с таблицей;
  5. обобщение по теме урока ( дается сопоставительная характеристика героев, Чацкого и Молчалина).
  1. Итоги урока.
  2. Домашнее задание:
  1. анализ монолога Чацкого (из последнего действия) письменно( всем);
  2. подготовить тест по пройденной теме (по желанию).
  1. Выставление мотивированных оценок учащимся за урок.

Ход урока
I. Организационный момент урока.

Слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Пожелаем друг другу успехов. Сегодня мы с вами продолжим изучение комедии “Горе от ума”, будем говорить о представителях фамусовского общества, увидим, насколько различными могут быть мнения молодого поколения на те или иные вещи.
II. Проверка домашнего задания.
Вашему вниманию предлагается викторина “Знаешь ли ты афоризмы комедии “Горе от ума?”
Вопросы викторины:

  1. Чего не наблюдают счастливые?
  2. Смешенье каких языков господствовало в Москве времен Грибоедова?
  3. Где хорошо нам?
  4. Какими словами заканчивается комедия?
  5. Закончите афоризмы:
  1. Свежо преданье…
  2. Вкус, батюшка…
  3. Ах! Злые языки…

Презентация ученика на тему “Фамусовское общество” отражены взгляды и позиции представителей этого общества). Презентацию подготовила ученица 9 класса Толстова Даша.
См. Приложение 1.
III. Беседа по ранее изученному материалу
Вопросы:

  1. К какому направлению принадлежит комедия? Почему? Вспомните – 4 действия, прототипы героев, живой язык, 3 единства, говорящие фамилии;
  2. В каком явлении и действии появляется Чацкий? Закономерно ли это?;
  3. Почему в I действии так много места отводится описанию дома Фамусова?;
  4. Кого бы вы отнесли к “веку нынешнему”, а кого к “веку минувшему”? Что для них является главным, мы с вами могли узнать из презентации;
  5. Кому из героев вы симпатизируете? Какими нравственными качествами обладает этот персонаж?

IV. Изучение новой темы
1.Слово учителя (запись темы в тетрадях)
Итак, в центре наших взглядов - Чацкий Александр Андреевич – умнейший человек, который должен был стать героем своего времени. Грибоедов первым в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя, воплотившего в своем мировоззрении реальные черты человека XIX века. Чацкий и еще один молодой человек по фамилии Молчалин являются современниками. И как не им являться опорой и надеждой своей страны. Вот только какие пути они изберут? Что является для них главным? Нужны ли они обществу?
2. Беседа по теме урока( работа с привлечением текста комедии)
Вопросы:

  • Давно ли знакомы Чацкий и Молчалин?
  • При каких обстоятельствах они вновь встречаются?
  • Что говорят герои друг другу при встрече?
  • Дает ли Грибоедов характеристики героев? Если да, то, какие?
  • Симпатичны ли вам Чацкий и Молчалин?

3. Практическая работа (учащиеся делятся на группы).
Раздаются карточки с критическими высказываниями о Чацком. Выслушиваются мнения учащихся. Общий вывод: восприятие образа Чацкого в литературе.
Карточка № 1
Григорьев А. А.: “ Чацкий до сих пор единственное героическое лицо нашей литературы…честная и деятельная натура, притом еще натура борца…”
Карточка № 2
Достоевский Ф.М.: “ Чацкий – декабрист. Вся его идея в отрицании прежнего, недавнего, наивного поклонничества. Европы все нюхнули, и новые манеры понравились. Именно только манеры, потому что сущность поклонничества и раболепия в Европе та же”.
Карточка № 3
Грибоедов А. С.: “…и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих…”
Карточка № 4
Герцен А. И.: “…Это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере, на горизонте обетованную землю… которой он не увидит”.
Карточка № 5
Белинский В. Г.: “…Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами, - значит быть глубоким человеком?.. Это новый Дон-Кихот, мальчик на пал...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....