Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа культурологической направленности «Клуб лингвистов»
рабочая программа по литературе (7 класс)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа культурологической направленности «Клуб лингвистов»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_prog_7_klass_klub_lingvistov_2020.docx67.33 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации

Кирсановского района Тамбовской области

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»  в с. 1 Иноковка

Рассмотрено  на заседании методического совета

Протокол от    __________2019  №    

УТВЕРЖДАЮ»                                                                                              Директор МБОУ «Уваровщинская  СОШ»___________ Е.Н.Хохлова

Приказ от        2019  №      

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа культурологической направленности

«Клуб лингвистов»

(Базовый уровень)

Возраст учащихся: 11-15 лет

Срок реализации: 1 год

                                               Автор - составитель:

                                                                     Синючкова Валентина Ивановна,

                                                                             учитель русского языка и литературы

Кирсановский район, 2019

Информационная карта программы

1. Учреждение

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа» в селе 1 Иноковка.

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа культурологической направленности «Клуб лингвистов»

3. Ф.И.О., должность  составителя

Синючкова Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории

4.  Сведения о программе:

 Модифицированная

    4.1. Нормативная база:

Федеральный  Закон  от  29.12.2012г.  №  273-ФЗ  «Об  образовании  в

Российской Федерации» (далее – ФЗ);

Концепция  развития  дополнительного  образования  детей  (распоряжение

Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная Концепция);

Приказ  Министерства  образования  и  науки  Российской  Федерации  от

09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления

образовательной  деятельности  по  дополнительным  общеобразовательным

программам» (далее – Порядок);

Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача  РФ  от

04.07.2014г.  №  41  «Об  утверждении  СанПиН  2.4.4.3172-14  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  устройству,  содержанию  и  организации

режима  работы  образовательных  организаций  дополнительного  образования

детей» (далее – СанПиН);

Методические  рекомендации  по  проектированию  дополнительных

общеразвивающих  программ  (включая  разноуровневые  программы)

(разработанные  Минобрнауки  России  совместно  с  ГАОУ  ВО  «Московский

государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт

развития  образования»,  АНО  ДПО  «Открытое  образование»,  2015г.)  (далее  –

Методические рекомендации).Устав  МБОУ «Уваровщинская сош»

4.2. Область применения

Дополнительное образование

4.3. Направленность

Культурологическая

4.4. Тип программы

Модифицированная

4.5. Вид программы

Общеобразовательная

 4.6. Возраст обучающихся

15-17  лет

 4.7. Продолжительность обучения

1 год

5.  Рецензенты и авторы отзывов

 

6.  Заключение методического совета

Протокол  заседания №  

 от              2019  года   №

Блок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программы»

  1.  Пояснительная записка

  Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа «Клуб лингвистов» имеет культурологическую направленность.

Уровень освоения программы: базовый

   

 Актуальность программы

        Актуальность программы обусловлено тем, что в условиях кардинальных изменений в социальной жизни страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования в средней школе становятся особенно актуальными. Это потому, что налицо деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, снижение речевой культуры и грамотности, замена истинно культурных ценностей продуктами массовой культуры.

     Молодое поколение перестало любить само слово, интересоваться его богатейшими возможностями.

     Проблема преподавателей - вернуть утраченную красоту русской речи, увлечь молодых людей к словесности, тем самым победить равнодушие к родному слову и пробудить в юных гражданах чувство собственного достоинства и самоуважения, добра, милосердия и терпимости к чужому мнению.

Строгие рамки урока и насыщенность школьной программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”.

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Клуб лингвистов»  является закономерным продолжением урока, его дополнением. В процессе изучения грамматики школьники смогут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Дети расширят свои знания по русскому языку, смогут совершенствовать свою речь.

     Работа по данной программе, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно  новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают  интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.

       Развитие познавательных интересов школьников – одна из важнейших задач школы. Наиболее привлекательными для школьников любой возрастной категории являются задания с игровыми элементами, поэтому основу занятий составляют игры, турниры, решение и составление кроссвордов и ребусов, путешествия, грамматические сказки, викторины, а также практикумы с элементами поиска, исследования и анализа языковых единиц.

      Как всякая игра, отгадывание различных занимательных загадок способствует формированию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, готовности к волевым усилиям, настойчивости, повышению работоспособности. В то же время у детей расширяется кругозор, они приобретают сведения из различных областей знаний, обогащается их словарный запас.

Новизна программы

 Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Клуб лингвистов» основана на углублении знаний, формирования лингвистической компетенции, то есть знаний о языке и речи и умения пользоваться ими в работе с языковым материалом; формирование языковой компетенции, то есть практическое владение самим языком, соблюдение в устных и письменных высказываниях языковых норм; формирование коммуникативной компетенции, или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания; культуроведческая компетентность, обеспечивающая осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.

Педагогическая целесообразность

     Данная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации произойдет расширение и углубление знаний и умений учащихся, что будет способствовать осознанию себя как активной личности, способной к речевому взаимодействию в различных сферах общения. Введение теоретического материала, подкрепленного различными практическими навыками, поможет в развитии и освоении различных лингвистических компетенций.

Отличительные особенности

  Предлагаемая программа является авторской. Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих в этой области является развитие всех компетенций, связанных с лингвистикой. Освоение их в процессе занятий ведет к высоким качественным показателям во всех видах деятельности учащихся в этой области: участии в творческих конкурсах, подготовке к итоговой аттестации.

    В структуру программы входят образовательные блоки:

теория, практика, проекты, каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению создавать различные виды текстов, проектов и проводить исследования.

Режим и формы занятий

Срок освоения программы -1 год.  

Режим занятий: 2 раза в неделю: 2 дня по 1 часу, один день – 1 час.

Всего: 36 недель (72 занятия) в учебном году. Занятия состоят из теоретической и практической частей.

График проведения занятий:  пн.- 14.00- 14.45;  ср.- 14.00- 14.45;                              

Занятия учебной группы проводятся 2 занятия в неделю по 2 академических часа с 15-минутными перерывами каждый час.

Структура проведения занятий

        1. Занятие начинается с «разминки», которая включает в себя тренинг по развитию памяти, мышления, воображения или проведение блиц–турнира,  включающего  разгадывание ребусов, кроссвордов, шарад, анаграмм и другого занимательного материала (10 минут).                                                                                            

         2. На втором этапе предлагается  изучение  теоретической основы темы данного занятия  в различных формах, наблюдение за языковым материалом из художественных текстов (25минут).

      3. Рефлексия  (5 минут).

Адресат программы - учащиеся 11-15 лет. Структура личностных достижений учащегося объединения «Клуб лингвистов» может быть представлена следующими компонентами: мотивационно-ценностным (потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивным (знания, рефлексия деятельности); операциональным (умения, навыки); эмоционально-волевым (уровень притязаний, самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия). Учащийся, осваивающий данную программу, стремится реализовать свою потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании, желает расширить свои знания по русскому языку, демонстрирует умение работать в малых группах, обладает самокритичностью, умением работать над ошибками.

1.2 Цели и задачи программы

         

         Основная цель - -формировать и развивать  коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.

Задачи:

1. Обучающие: 

 -формирование общеучебных умений и навыков, необходимых для работы со словом, текстом и книгой; 

-обучение умению точно и образно выражать свои мысли в устной и письменной речи, исследовать конкретные лексические понятия. 

2. Развивающие: 

-развивать интерес к изучению тайн русского языка; 

- развивать все виды речевой деятельности школьника; 

- развивать коммуникативно-речевые умения; 

- развивать творческие способности школьников;

- развивать воображение и фантазию.

3.Воспитательные: 
-воспитание любви к языку, бережному обращению с ним; 

-воспитание уважительного отношения между членами коллектива в процессе совместной творческой деятельности; 

-воспитание эстетического вкуса, аккуратности.

Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;
  • научность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • индивидуальный подход к учащимся.

1.3 Содержание изучаемого курса

Программа предполагает развитие кругозора и мышления  учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях обучающиеся получают углубленные знания по всем разделам лингвистики, в т.ч. речевого этикета.  Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, обучающиеся   учатся находить нужный материал, выбирать главное, рассуждать по заданной теме, аргументируя свои предположения языковедческими примерами.

Содержание учебного плана

программы «Клуб лингвистов»

№ п\п

Название темы

Теория

Практика

1

Организационное занятие

Знакомство с программой занятий

Устный опрос по ОТ

2

В мире безмолвия и неведомых звуков.

-

Путешествие

3

Звук и буква.

Практикум

Словарный диктант

4

Фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

Сообщение

Презентация

5

Тайны фонемы.

Сообщение

Исследование.

6

Можно ли писать без букв?

Беседа

Исследование

7

Как обходились без письма?

-

Лингвистическая игра.

8

Экскурсия в прошлое. Буквы потерянные и редкие.

Экскурсия

Мини- сочинение

9

Загадочный папирус.

Беседа

Ответы на вопросы

10

Банты и шарфы.

Объяснение

Исследование

11

«Пигмалион» учит орфоэпии.

Беседа

Игра

12

Звучащая строка.

-

Практикум

13

Кис- кис! Мяу!, или кое- что о звукоподражаниях. 

Рассказ

Самостоятельная работа

14

Словесные раскопки.

Сообщение

Исследование

15

Увлекательное около нас.

Беседа

Игра

16

Почему не всегда совпадают звучание и написание слова?

Беседа

Ответы на вопросы

17

Для чего используют звуковые повто19ры в речи.

-

Практикум.

18

Какова роль интонации в устной речи?

Рассказ

Радиопередача

19

Позиции и чередования звуков.

Беседа

Практикум

20

Фонетика – это интересно.

Сообщение

Презентация

21

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».

Беседа

Ролевая игра

22

Бывают ли у слов родственники?

-

выступления

23

Можно ли сломать язык.

Беседа

Практикум

24

Две работы морфем.

Рассказ

Практикум

25

О чём рассказывает словообразовательная модель слова?

Объяснение

Исследование.

26

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов?

Объяснение

Практикум

27

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова?

-

Презентация

28

Этимология слов.

Лекция

Презентация

29

Этимология слов. Работа со словарями.

Объяснение

Практикум

30

Синтаксическая омонимия.

-

Игра.

31

Два пути изучения синтаксиса.

Лекция

    Тест

32

Секреты сложного предложения.

Лекция

Презентация.

33

Немного из истории пунктуации.

Лекция

Презентация.

34

Принципы русской пунктуации.

Рассказ

Презентация.

35

Подготовка презентации на тему «Секреты синтаксиса».

-

     Практикум

36

Презентация на тему «Секреты синтаксиса».

Объяснение

Презентация

37

Презентация на тему «Секреты синтаксиса».

Объяснение

Презентация

38

Игра «Чепуха» по теме «Синтаксис».

Объяснение

Игра

39

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Объяснение

Мониторинг контрольная работа

40

Общение и язык.

-

устный опрос

41

Понятие нормы современного литературного языка.

Лекция

устный опрос

42

Что такое хорошая речь?

Беседа

сочинение

43

Язык создает красоту.

Объяснение

Презентация.

44

Занимательное стихосложение.

Объяснение

Практикум

45

Вежливые слова.

-

Игра

46

Правила речевого этикета.

Беседа

устный опрос

47

Формулы речевого этикета.

Объяснение

Презентация

48

Речевой этикет и речевая ситуация.

Объяснение

Практикум.

49

Формула обращения, приветствия, прощания.

Объяснение

Игра (чтение по ролям)

50

Формула приглашения, совета и предложения.

-

Ролевая игра (инсценирование)

51

Формула отказа.

Лекция

тест

52

Пословицы и поговорки об этикете.

Беседа

Практикум

53

Подготовка презентации на тему «Знай правила речевого этикета».

Объяснение

Практикум

54

Презентация на тему «Знай правила речевого этикета».

Объяснение

Презентация

55

Презентация на тему «Знай правила речевого этикета».

-

Презентация

56

Игра «Знаешь ли ты правила речевого этикета».

Объяснение

Игра

57

Творческая мастерская «Созвездие синквейнов».

Объяснение

Творческая мастерская.

58

Творческая мастерская «Созвездие синквейнов».

Объяснение

Творческая мастерская.

59

Творческая мастерская «О чем рассказало слово?»

Объяснение

Творческая мастерская.

60

Творческая мастерская «Энциклопедия слова».

-

Творческая мастерская.

61

Лингвистическая игра «Слово наизнанку», «Анаграммы»

Объяснение

Лингвистическая игра

62

Лингвистические игры «Наборщик», «Чехарда».

Объяснение

Лингвистическая игра

63

Лингвистические игры «Слова из чисел», «Снежный ком».

Объяснение

Лингвистическая игра

64

Лингвистические игры «Скрытые стихи», «Стихотворная чепуха».

Объяснение

Лингвистическая игра

65

Лингвистические игры «Информационный поиск», «Загадки».

-

Лингвистическая игра

66

Лингвистические игры «Словесный волейбол», «Подскажи словечко».

Объяснение

Лингвистическая игра

67

Лингвистические игры«Словарь в картинках», «Путаница».

Объяснение

Лингвистическая игра

68

Лингвистические игры «Лингвистический микроскоп», «Ребусы».

Объяснение

Лингвистическая игра

69

Лингвистические игры «Буриме», «Бином фантазии».

Объяснение

Лингвистическая игра

70

Лингвистические игры «Найди связь», «Гибриды», «Гиперболы».

-

Лингвистическая игра

71

Олимпиада.

Объяснение

Олимпиада.

72

Итоговое занятие.

Объяснение

Мозговой штурм.

                         Итого:

57

72

1.4 Планируемые результаты

Метапредметные результаты:

Регулятивные УДД:

  • определять и формулировать цель деятельности;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать свое предположение (версию);
  • учиться работать по предложенному педагогом (или учащимся) плану;
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
  • учиться распознавать литературные жанры.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выражать свои мысли;
  • учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
  • овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

  • сравнивать слова по написанию и произношению;
  • определять разницу между звуком и буквой;
  • устанавливать общие признаки жанров;
  • находить языковые закономерности;
  • определять последовательность работы над словом.

Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1  Календарный учебный график

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

 «Клуб лингвистов» (базовый уровень)

№ п/п

Тема занятия

Формы аттестации/контроля

Дата

теория

практика

всего

1

Организационное занятие

0.5

0,5

1

2

В мире безмолвия и неведомых звуков.

-

0,5

0,5

сообщение

3

Звук и буква.

0,5

0,5

1

сл. диктант

4

Фонема. Для всех ли фонем есть буквы?

0,5

0,5

1

устный опрос

5

Тайны фонемы.

0,5

0,5

1

выступление

6

Можно ли писать без букв?

0,5

0,5

1

письменный ответ на вопрос

7

Как обходились без письма?

-

0,5

0,5

эссе

8

Экскурсия в прошлое. Буквы потерянные и редкие.

0,5

0,5

1

мини -сочинение

9

Загадочный папирус.

0,5

0,5

1

устный опрос

10

Банты и шарфы.

0,5

0,5

1

тест

11

«Пигмалион» учит орфоэпии.

0,5

0,5

1

выр. чтение

12

Звучащая строка.

-

0,5

0,5

тест

13

Кис- кис! Мяу!, или кое- что о звукоподражаниях. 

0,5

0,5

1

самостоятельная работа

14

Словесные раскопки.

0,5

0,5

1

сочинение

15

Увлекательное около нас.

0,5

0,5

1

тест

16

Почему не всегда совпадают звучание и написание слова?

0,5

0,5

1

устный опрос

17

Для чего используют звуковые повто19ры в речи.

-

0,5

0,5

выр.чт. стих.

18

Какова роль интонации в устной речи?

0,5

0,5

1

выр. чтение

19

Позиции и чередования звуков.

0,5

0,5

1

устный опрос

20

Фонетика – это интересно.

0,5

0,5

1

сообщение

21

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».

0,5

0,5

1

инсценирование

22

Бывают ли у слов родственники?

0,5

0,5

1

выступления

23

Можно ли сломать язык. 0,5

0,5

0,5

1

тест

24

Две работы морфем.

0,5

0,5

1

сочинение

25

О чём рассказывает словообразовательная моде0,5ль слова?

0,5

0,5

1

тест

26

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов?

0,5

0,5

1

устный опрос

27

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова?

0,5

0,5

1

тест

28

Этимология слов.

0,5

0,5

1

презентация

29

Этимология слов. Работа со словарями.

0,5

0,5

1

сообщение

30

Синтаксическая омонимия.

0,5

0,5

1

заполнение табл

31

Два пути изучения синтаксиса.

0,5

0,5

1

тест

32

Секреты сложного предложения.

0,5

0,5

1

устный опрос

33

Немного из истории пунктуации.

0,5

0,5

1

сочинение

34

Принципы русской пунктуации.

0,5

0,5

1

устный опрос

35

Подготовка презентации на тему «Секреты синтаксиса».

0,5

0,5

1

презентация

36

Презентация на тему «Секреты синтаксиса».

0,5

0,5

1

Презентация.

37

Презентация на тему «Секреты синтаксиса».

0,5

0,5

1

Презентация.

38

Игра «Чепуха» по теме «Синтаксис».

0,5

0,5

1

тест

39

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

0,5

0,5

1

контрольная работа

40

Общение и язык.

0,5

0,5

1

устный опрос

41

Понятие нормы современного литературного языка.

0,5

0,5

1

устный опрос

42

Что такое хорошая речь?

0,5

0,5

1

сочинение

43

Язык создает красоту.

0,5

0,5

1

эссе

44

Занимательное стихосложение.

0,5

0,5

1

устный опрос

45

Вежливые слова.

0,5

0,5

1

46

Правила речевого этикета.

0,5

0,5

1

устный опрос

47

Формулы речевого этикета.

0,5

0,5

1

тест

48

Речевой этикет и речевая ситуация.

0,5

0,5

1

презентация

49

Формула обращения, приветствия, прощания.

0,5

0,5

1

чтение по ролям

50

Формула приглашения, совета и предложения.

0,5

0,5

1

инсценирование

51

Формула отказа.

0,5

0,5

1

тест

52

Пословицы и поговорки об этикете.

0,5

0,5

1

сам. работа

53

Подготовка презентации на тему «Знай правила речевого этикета».

0,5

0,5

1

презентация

54

Презентация на тему «Знай правила речевого этикета».

0,5

0,5

1

Презентация.

55

Презентация на тему «Знай правила речевого этикета».

0,5

0,5

1

Презентация.

56

Игра «Знаешь ли ты правила речевого этикета».

0,5

0,5

1

устный опрос

57

Творческая мастерская «Созвездие синквейнов».

0,5

0,5

1

сам.р.синквейн

58

Творческая мастерская «Созвездие синквейнов».

0,5

0,5

1

сам.р. синквейн

59

Творческая мастерская «О чем рассказало слово?»

0,5

0,5

1

сообщение

60

Творческая мастерская «Энциклопедия слова».

0,5

0,5

1

выступление

61

Лингвистическая игра «Слово наизнанку», «Анаграммы»

0,5

0,5

1

устный опрос

62

Лингвистические игры «Наборщик», «Чехарда».

0,5

0,5

1

сам. работа

63

Лингвистические игры «Слова из чисел», «Снежный ком».

0,5

0,5

1

кластер

64

Лингвистические игры «Скрытые стихи», «Стихотворная чепуха».

0,5

0,5

1

сочинение стихов

65

Лингвистические игры «Информационный поиск», «Загадки».

0,5

0,5

1

исследование

66

Лингвистические игры «Словесный волейбол», «Подскажи словечко».

0,5

0,5

1

устный опрос

67

Лингвистические игры«Словарь в картинках», «Путаница».

0,5

0,5

1

устный рассказ

68

Лингвистические игры «Лингвистический микроскоп», «Ребусы».

0,5

0,5

1

сам. работа

69

Лингвистические игры «Буриме», «Бином фантазии».

0,5

0,5

1

сочинение

70

Лингвистические игры «Найди связь», «Гибриды», «Гиперболы».

0,5

0,5

1

исследование

71

Олимпиада.

      -

2

2

Олимпиада

72

Итоговое занятие.

      1

1

2

устный опрос

                                             Итого:

35

37

72

2.2  Условия реализации программы

Кадровое обеспечение программы: педагоги, организующие образовательный процесс по данной программе должны иметь высшее образование, пройти подготовку на курсах повышения квалификации по специализации филологического направления. Важным условием, необходимым для реализации программы является умение педагога осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения, проектировать индивидуальную образовательную-траекторию учащегося, разрабатывать и эффективно применять инновационные образовательные технологии.

Материальное обеспечение программы:

1. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура,

мышь).

2. Колонки (рабочее место учителя).

3. Проектор, интерактивная доска.

Программные средства

Операционная система Windows ХР.

Санитарно-гигиенические требования

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Материально-техническое обеспечение

Компьютер.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.

Стенд для размещения творческих работ учащихся.

Раздаточный материал, таблицы по основным разделам программы 7 класса (фонетика, морфология (по частям речи), синтаксис простого и сложного предложения и др.).

Стол учительский с тумбой.

Ученические столы 2-местные с комплектом стульев.

2.3 Формы аттестации

Формы аттестации: словесный диктант, устный опрос, выступление, эссе, мини –сочинение, тест, самостоятельная работа, выразительное  чтение, инсценирование, презентация, рисунки, путевые заметки, заполнение таблицы, ответы на вопросы.

Мониторинг образовательных результатов проводится по критериям:

Критерии оценивания реализации программы

Критерии

Показатели

Диагностика

(методика)

1

Учебные достижения

Качество знаний обучающихся

Мониторинг качества знаний учащихся

2

Личностные достижения

-чувство красоты (умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи);

- эмоциональность (умение управлять своими эмоциями).

2. Методика «Кто Я?» (М.Кун) (методика «Хороший ученик»)

3

Регулятивные универсальные  учебные действия

-параметры анализа и самоанализа действий;

- способность к объективной самооценке

Наблюдения учителя

Анкетирование по выявлению уровня самооценки (по Р.В.Овчаровой)

3

Познавательные универсальные  учебные действия

1) умение выделять  и формулировать познавательную цели;

2)осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

3) умение структурировать знания, обобщать, делать выводы.

1.Методика «Изучение мотивации обучения у школьников» М.Р.Гинзбурга

или по Л.В.Байбородовой

2. Наблюдения учителя

4

Коммуникативные универсальные действия

Выявление уровня сформированности действий по согласованию  в процессе организации и осуществления сотрудничества.

1.Методика «Кто прав» (Г.А.Цукерман)

2. Наблюдения учителя

3. Диагностика лидерства в команде

2.4 Оценочные материалы

     Цель: выявление уровня развития способностей ребенка и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы и планов.

     Контрольно-оценочная деятельность представляет целостную систему наблюдения за детьми. Ведущим показателем образовательного результата выступает динамика продвижения ребенка в овладении предметом обучения, творческом самовыражении.

     Динамика роста,  развития обучающихся постоянно прослеживается в ходе занятий; при организации презентаций собственных работ; при самостоятельном выполнении заданий.

2.5  Методические материалы

Практическую деятельность детей предваряет изучение теоретического материала: освоение языка художественной выразительности текста, а также создание собственных текстов, как прозаических, так и поэтических.

В основу дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы положены следующие принципы:

  • принцип непрерывного дополнительного образования как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
  • принцип гражданственности ориентирует образовательный процесс на текстах по истории, традиций, природы и ремесел родного края;
  • принцип творчества помогает развивать детскую фантазию, способность принимать нестандартные решения, неординарно мыслить и действовать;
  • принцип коллективной деятельности реализуется при создании совместных творческих работ;
  • принцип индивидуального подхода ориентирует педагога на учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей детей, реализуется в индивидуальных консультациях  с педагогом;
  • принцип самореализации предполагает создание творческой среды, в которой ребенок может ощутить успех от самостоятельной деятельности.

При составлении программы данного  курса использовались и другие принципы работы:

-нестандартность предлагаемого аспекта рассмотрения ранее изученных разделов лингвистики;

-вариативность содержательной и организационной составляющих, т. е. возможность выбора объема содержания, форм организации  и последовательность изучения материала курса;

-реализация универсального и интеграционного подходов при конкретизации тематики и методики изучения  курса;

-индивидуализация и дифференциация обучения;

-ориентация в практической части на языковой материал русской классической литературы;

-преимущество самостоятельности учащихся в учебной, творческой  и исследовательской деятельности.

Занятия позволяют наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

   Основные методы и технологии:

-технология  разноуровневого обучения;

-развивающее обучение;

-технология  обучения в сотрудничестве;

-коммуникативная технология.

Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  •  викторины; 
  • исследовательская и проектная деятельность
  • знакомство с многоаспектностью существования слова,
  • лекционные занятия;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и др мероприятиям).

На занятиях предусматривается использование следующих  технологий обучения:

-традиционные технологии:

-объяснительно-иллюстративные

-Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного педагогического процесса:

- педагогика сотрудничества;

-гуманно – личностная.

-проблемное обучение;

-информационно-коммуникационные технологии;

-здоровьесберегающие технологии;

2.6 Список литературы

Список литературы для педагога

1.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- М: Просвещение, 2018.

2.Бурмаков В.М. Русский язык в рисунках. – М: Просвещение, 2017.

3. Волина В.В. Весёлая грамматика.- М:  Знание, 2015.

4.Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 5 класс / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2017 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

5. Львова С.И., Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка.-  М: Мнемозина, 2017.

6. Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. Ростов –на – Дону: Учитель, 2007.

7. Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание.- М: Дрофа, 2011.

8. Шанский Н.М.Лингвистические детективы. –М.: Дрофа,2013.

Список литературы для детей

1. Львова С.И. Русский язык 5-7 классы.- М: Дрофа,2018.

2. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет- М: Дрофа,2017

3. Львова С.И. Рабочие тетради к учебному пособию по русскому языку в 5 классе - М: Мнемозина,2015.

4.Тумина Л.Е. Сочини сказку.- М: Дрофа,2016.

Образовательные электронные ресурсы:

1. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ.

2. http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные

технологии в обучении.

3. Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/.

4. Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/.

5. Уроки русского языка в школе Бабы-Яги http://sertolovo.narod.ru/1.htm.

6. Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен")

http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm

7. Основные правила грамматики русского языка

http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

8. Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

9. Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

10. Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей культурологической направленности "Привет, Британия!

Дополнительная образовательная программа культурологической направленности рассчитана на 72 часа, 2 часа в неделю...

Программа дополнительного образования детей культурологического направления "К Истокам..."

Программа дополнительного образования культурологического направления обуславливает изучение многообразия праздников и семейных традиций, а также создание сувениров своими руками....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"

Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение  мотивации к изучению английского языка и обретение...

Дополнительная общеобразовательная программа культурологического направления «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная программа культурологического направления «Умелые ручки»....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АНГЛО-ГОВОРЯЩИЙ КЛУБ»

Дополнительная общеразвивающая программа по английскому языку предназначена для работы с учащимися среднего звена общеобразовательной школы. Согласно учебному плану СО школы на дополнительное изучение...

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".

Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...

Реализация программы культурологической направленности в условиях инклюзивного образования

Каждый день в любой класс, в любой двор может зайти иной - человек с физическими дефектами, другим цветом кожи, или чужих обычаев, непривычной веры. Как организовать маленький школьный социум к безбол...