Сравнительный анализ поэмы А.С.Пушкина "Цыганы" и К.Хетагурова "Фатима"
проект по литературе (8 класс)

Базаева Донара Акакиевна

Сравнительный анализ поэм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл исследовательский проект51.96 КБ

Предварительный просмотр:

   Тема: Сравнительный анализ поэм А.С.Пушкина «Цыганы» и К.Хетагурова «Фатима».

                                           

                                            Автор:

                                            Базаева Донара Акакиевна,

                                            учитель русского языка и литературы

                                            МБОУ СОШ №1 с.Камбилеевское

                                              2020-2021 г.

                                                    Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….3

Глава 1. История создания поэмы А.С.Пушкина «Цыганы»……………...……………….5

Глава 2. История создания поэмы К.Хетагурова «Фатима»……………………………….7

Глава 3. Сравнительный анализ поэм А.С.Пушкина «Цыганы» и К.Хетагурова «Фатима»……………………………………………………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………...…………………………16

                                                                       Введение

                Александр Сергеевич Пушкин и Коста Леванович Хетагуров – два гения литературы, русской и осетинской. В их жизни и творчестве очень много общего.
               Кавказ с его природными богатствами и красотами, с его величавыми снежными вершинами, живописными ущельями не мог не привлечь к себе творческое воображение великого русского поэта А.С.Пушкина. Пушкин был на Кавказе дважды; эти поездки сыграли большую роль в его жизни и творчестве.
                Первое его путешествие состоялось в 1820 году, во время ссылки. Поэт полюбил этот край чудной природы, и кавказская тематика сразу же заняла в творчестве поэта большое место. Этому содействовала вторая поездка на Кавказ весной 1829 года. Результатом этих двух поездок Пушкина явился ряд произведений: "Кавказский пленник" (1822), "Кавказ" (1829), "Обвал" (1829), "Монастырь на Казбеке" (1829), "На холмах Грузии лежит ночная мгла" (1829), "Путешествие в Арзрум" (1836).
               Находясь на Кавказе, Пушкин видел, как унижены и жестоко эксплуатируемы горцы царскими сатрапами.
              21 мая 1829 года Пушкин находился в окрестностях Владикавказа, где был свидетелем осетинских обрядов, описанных в "Путешествии в Арзрум". "Я посетил один из аулов и попал на похороны. Около сакли толпился народ. На дворе стояла арба, запряженная двумя волами. Родственники и друзья умершего съезжались со всех сторон и с горьким плачем шли в саклю, ударяя себя кулаками в лоб. Женщины стояли смирно. Мертвеца вынесли на бурке, положили его на арбу. Один из гостей взял ружье покойника, сдул с полки порох и положил его подле тела. Волы тронулись. Гости поехали следом. Тело должно было быть похоронено в горах, верстах в 30 от аула. К сожалению, никто не мог мне объяснить сих обрядов.
Осетинцы самое бедное племя из народов, обитающих на Кавказе; женщины их прекрасны...»
               Одним из первых в Осетии, кто по-настоящему оценил значение А.С.Пушкина, был родоначальник осетинской художественной литературы Константин Леванович Хетагуров.
               Для Коста было дорого творчество Пушкина, и он его высоко ценил. Об этом свидетельствует ряд высказываний Коста о Пушкине, цитирование отрывков из произведений Пушкина. Так, например, в письме к А.Я.Поповой от 3 июня 1886 г. он цитирует стихотворение Пушкина: «Я помню чудное мгновенье..."
              Нет сомнения, что великий осетинский поэт в совершенстве знал творчество гения русской литературы. Можно ли сомневаться в том, что Коста правильно понял и оценил значение Пушкина для своего творчества, для всей осетинской литературы? Вот что говорит Коста в письме к Баеву: "А тебя, извини меня, я никак не могу признать ни Пушкиным, ни Гротом осетинского языка..." Это высказывание лишний раз подтверждает мысль о том, что Коста прекрасно понимал и знал, что Пушкин является родоначальником новой русской литературы и языка.
              Пушкин и Коста высоко ценили устное народное творчество, постоянно обращались к нему. Недаром Пушкин проводит несколько дней в цыганском таборе; в крестьянском наряде смешивается на ярмарках с народной толпой, присматриваясь к выразительным народным лицам и прислушиваясь к меткому народному слову. О близости Пушкина с народом говорят его сказки, народные песни.
               Подобно Пушкину, Коста искал в устном народном творчестве осетинского народа национальную основу, правду жизни, заветные мечты и чаяния народа; подобно Пушкину, Коста говорил о значении поэта и поэзии. Все творчество Пушкина и Коста проникнуто чувством глубокой любви к простому народу, чувством патриотизма. Вот это все роднит поэзию Коста с поэзией Пушкина.
              Пушкин и Коста высоко ставили труд поэта, одинаково сознавали всю трудность стоящих перед ним задач. А. С. Пушкин посвятил теме поэта и поэзии целый цикл стихов: "Пророк", "Поэт", "Поэту", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Эхо", "Памятник" и др. Ценность этих произведений, помимо их высокого художественного уровня, - в тонкости психологического анализа процесса поэтического творчества.
              Анализ жизни и творчества великого русского поэта А. С. Пушкина и великого осетинского поэта Коста Хетагурова ярко показывает, что оба они являются основоположниками языка и художественной литературы, один - русской, другой - осетинской; они близки были в выборе тематики; оба поэта обращались к устному народному творчеству и черпали в нем правду жизни. И Пушкин, и Хетагуров своим творчеством и всей своей жизнью служили родной земле, родному народу.
             В исследованиях по творчеству Коста Хетагурова много работ, где проводятся параллели между творчеством Коста и Н.Некрасова, Коста и М.Лермонтова. Однако мало работ-исследований по сравнительному анализу творчества Пушкина и Хетагурова. Из сказанного следует 
актуальность настоящей исследовательской работы.
           
Целью данной работы является исследование творчества двух великих поэтов и сопоставление их жизни и творчества на примере двух поэм: «Цыганы» А.Пушкина и «Фатима» К.Хетагурова.
           
Методы исследования: изучение, наблюдение и сопоставление произведений А.С.Пушкина и Коста Хетагурова.

   

                             Глава 1. История создания поэмы А.С.Пушкина «Цыганы»

                Александр Сергеевич Пушкин — один из самых узнаваемых поэтов во всём мире. Его поэма «Цыганы» была написана во время южной ссылки, в Бессарабии. Произведение демонстрирует не только творческий кризис автора, но и изменения в его мировоззрении. Главной задачей автора было развенчать образ романтического героя, который до этого часто присутствовал в его творчестве.
               В 1824 году Пушкин находился в ссылке в Кишиневе, где много проводил времени за изучением цыганского этноса, пытался разобраться в их традициях, культуре. В процессе своего исследования он не только проникается теплыми чувствами к данному народу, но и хочет перенести наглядные образы на страницы своих книг. Именно поэтому он называет свою новую поэму «Цыганы», выражая свою симпатию и уважение к каждому из представителей этого народа.
               Что же так сильно его очаровало? Как принято считать современниками, Пушкина всегда манила и околдовывала свобода, которая как раз - таки присуща этому народу. Это касается и жизни в целом, и отношения к ней, и тем более — взаимоотношений.
               Поэма «Цыганы» относится к зрелому периоду творчества поэта. Она «подхватывает» 
направление романтизма и относится к жанру — поэма. Внутренняя «тюрьма» в противовес свободе раскрывает главного героя, развенчивая его образ и переходя к реализму — только-только зарождавшемуся направлению в культуре.
               У Пушкина можно насчитать не так уж много романтических произведений, но, тем не менее, он успевает создать свой собственный, индивидуальный стиль. Многие читатели будущих лет хвалили поэму Александра Сергеевича за понимание истинной любви и свободы. 
               Главная героиня находит в степи молодого человека Алеко — «его преследует закон». Она решает помочь юноше и приглашает в табор, ведь он захотел разделить ее образ жизни и стать таким же. Однако Алеко гнетет тоска: он всю жизнь предавался лени и праздности, однако мечты о славе и богатстве его тоже посещали. Связав себя с цыганкой, он думает, что отрешится от соблазнов порочного и лицемерного мира. В обществе свободных людей он жаждет начать жизнь заново, но едва ли готов потрудиться для этого.
               Перед нами предстает картина нравов цыган — мать Земфиры, которая, бросив свою дочь, сбегает с новым возлюбленным. Но девушка, в свою очередь, на мать не обижается, ведь кому, как не ей, знать, что с людьми делает любовь. Она, завязав страстные и искренние отношения с главным героем Алеко, также искренне поддается порыву и изменяет ему с молодым цыганом. Зная свою эмоциональность, Земфира мирится с мыслью и принимает свою ветреность и непостоянство, ведь виной всему — любовь. 
               Произведение «Цыганы» имеет линейную композицию со вставкой «рассказ в рассказе», когда старик повествует об измене своей жены. Также Пушкин разбавил повествование лирическими отступлениями и песней цыганки.
                В поэме «Цыганы» присутствует основной конфликт – это столкновение двух миров: цивилизации и естественного племенного мира.  В первом существуют законы, права и порядок, а во втором ритуалы, обычаи и свободные нравы. Любовная линия между Алеко и Земфирой обличает свободу нравов этого «дикого» общества, которую никогда не сможет принять человек из другого мира.

                   Глава 2. История создания поэмы К.Хетагурова «Фатима»

             Коста Хетагуров, великий осетинский поэт, − личность выдающаяся, явление феноменальное. Михаил Шолохов назвал его «замечательным сыном осетинского народа». «Башня народной славы», «звезда осетинской литературы» − такими именами обычно называют осетины Коста. Чтобы правильно понять факты, которые возвели Хетагурова на высочайший пьедестал выдающегося выразителя национального самосознания осетинского народа, нужно выяснить вопрос: что сыграло главную роль в художественном развитии поэта, какими источниками питались его общественно-политические взгляды и творчество. «Совершенство и зрелость поэзии Коста, при отсутствии до него какой-либо национальной традиции, воспринимаются как явление исключительное. Минуя ступень примитивов, Коста одним взлётом достиг пушкинской частоты, силы и ясности стиха, помимо исключительной одарённости ему помогло знакомство с русской литературой, с русскими классиками», − так отвечает на этот вопрос В.И.Абаев.
            Формирование мировоззрения Коста, развитие и расцвет его литературного таланта опирались на традиции русской классической литературы. Русские писатели привлекали его, прежде всего, своим служением высоким идеалам, страстным желанием помочь страдающему народу. По произведениям Коста можно проследить жизнь людей из народа, творчество поэта содержит в себе захватывающий интерес к его думам и чаяниям о лучшей доле. Хетагуров – поэт исключительно идейный. Обладая от природы острым умом и горячо любящим сердцем, Коста ринулся в пучину борьбы с врагами родного народа: «Я грудью грудь насилие встречаю и смело всем о правде говорю».
            О тесном общении осетинского поэта с русской культурой свидетельствуют и прекрасное знание им русского языка, а также тот факт, что большинство его творений создано на русском языке.
            Коста видел бесправное положение женщины в старой Осетии, она больше всех страдала от социального неустройства. Отсюда его необычная чуткость и нежность по отношению к ней. В произведениях великого поэта, к примеру, «Мать сирот» и «На смерть горянки» жизнь горской женщины предстаёт во всей её безысходности. Адаты и обычаи, поддерживаемые в обществе имущими классами, тяжёлым бременем ложились на плечи женщины-горянки. («Тяжесть жизни, нужда и невзгоды с колыбели знакомы уж ей»).
           В основе сюжетов произведений Коста лежат острые социальные конфликты, борьба против адатов и обычаев старины, носителями которых в поэме являются Наиб и Джамболат. Им противопоставляются представители трудового народа Фатима и Ибрагим. Феодальная знать держит народ в повиновении и ради своих целей не останавливается даже перед преступлениями. Так, Джамболат, сын феодала Наиба, убивает Ибрагима, чтобы завладеть Фатимой. Фатима сходит с ума, а её осиротевшего сына увозит в город заезжий инженер. Таков облик горской знати, вызывающей неприятие у читателей. А лучшие человеческие черты, присущие горцам, поэт показывает на примерах представителей простого народа. Это и честность, и трудолюбие, а также гостеприимство, верность в любви и уважении к другим. Особо хочется отметить, как описано гостеприимство в первой главе поэмы «Фатима». По обычаям предков гость у кавказских народов пользуется всеми правами гостеприимства, если даже является кровником, обязательства гостеприимства примиряли даже кровников: «Встречая здесь приём радушный// Досуг тревоги боевой// Беседе отдаёт живой// Адату родины послушны// Храня обычай старины // Кавказа верные сыны// Будь кровники – без злобы тайной// По возрасту, по праву лет// Здесь делят ужин и обед». Тема гостеприимства позволяет вникнуть в тонкости традиционного обхождения у осетин. В частности, в соответствии со сложившимися моральными убеждениями гость обязан вежливо отклонить приглашение в дом, в котором на момент приглашения отсутствует мужчина.
             Коста Хетагуров в поэме показывает скромность и сдержанность взаимоотношений молодых людей – девушек и юношей: «Сюда на праздник годовой// Идут красавицы аула// И водят танец круговой.// Здесь много юношей взгрустнуло,// Читая строгий приговор// Во взглядах девы… здесь немало// Горянок шёпоту внимало,// Стыдливо потупляя взор».
            Черты национального характера горянки показаны в образе Фатимы, считающей, что своё счастье найдёт в любви, в честном труде. Но она понимает, что по обычаям должна подчиниться воле отца, решившего выдать её замуж. Коста подчёркивает её скромность, в особенности, с незнакомым мужчиной: «Она, казалось, овладела// Собою, но очей поднять не смела». Установки, регулирующие взаимоотношения родителей и детей, Коста очень колоритно представляет в данной поэме.

Глава 3. Сравнительный анализ поэм А.С.Пушкина «Цыганы» и К.Хетагурова «Фатима».

             Приступим к сравнительному анализу поэм А.С.Пушкина «Цыганы»  и К.Хетагурова «Фатима».

             1.Роль пейзажа в поэмах.   Действие в поэме «Цыгане» происходит на широких полях Бессарабии, в поэме Коста – в горном ауле. Пейзаж играет важную роль в поэмах - помогает проникнуть в душу героев, выступает в роли активно действующего персонажа.

             2. Сравнение образов Алеко и Джамболата.

             Джамболат. Не только поэт, но и его положительные герои важнейшим человеческим достоинством считают любовь к свободе, борьбу за неё. В контрастной характеристике противопоставленных персонажей (Ибрагима и Джамболата) одним из основных моментов является их отношение к труду. «Где труду там преступленья нет...» 

             Джамболат эгоист по натуре. Он и на войну ушёл из эгоистичных побуждений, как хорошо подметила Фатима:

                        …Отец, то не войне

                         Служить хотел он,- Нет!- свободе…

                         Свободе! ... Он любил тогда…

                         Прости, отец, моё признанье!

             Он не может принять отказ Фатимы, ему не понять женщину, которой дорога честь своя и мужа. Джамболат оскорбляет Фатиму, называя изменницей, женой продажного холопа, матерью щенка и уходит, кинув напоследок угрозу:

                          - Прости,…но после не пеняй!

             Джамболат не может смириться с тем, что теряет Фатиму навсегда. Он думает, что если уберёт со своего пути Ибрагима, Фатима вернётся к нему, и убивает его. Но он ошибся. Фатима кричит ему в лицо: «Безумец! Прочь…». Она не вынесла горя и лишилась рассудка. Вот так трагично заканчивается поэма. А маленького сына Фатимы и Ибрагима увозит русский инженер, чтоб воспитать его.

              Алеко — герой поэмы А. С. Пушкина «Цыганы» — прежде всего обобщенный образ молодого, европейски образованного поколения XIX века, к которому Пушкин причислял и себя самого. Это герой байронического типа, наделенный столь острым чувством достоинства, что все законы цивилизованного мира воспринимает как насилие над человеком. Конфликт с обществом, с которым Алеко связан рождением и воспитанием, — такова исходная точка биографии героя. Однако прошлое Алеко в повести не раскрыто. Герой характеризуется в самом общем смысле как «беглец», насильственно изгнанный или добровольно покинувший привычную среду. Превыше всего он ценит свободу и надеется обрести ее в естественной вольной жизни цыганского табора.
             Повесть «Цыганы» строится на характерном для романтизма противопоставлении двух социальных укладов: цивилизации и дикой воли. Критика противоречий цивилизации занимает в произведении важное место. Алеко обличает «неволю душных городов, в которых люди «торгуют волею своей», «главы пред идолами клонят и просят денег да цепей». Образ «цепей» традиционно использовался романтиками для характеристики феодального деспотизма и политической реакции. В «Цыганах» он отнесен к современности. Разрыв Алеко с цивилизацией выходит за пределы узколичных проблем и получает глубокое идеологическое обоснование. Таким образом, мотив изгнания в судьбе героя изначально воспринимается как знак его высоких возможностей, его нравственных преимуществ перед ущербной цивилизацией.
            В дальнейшем изгнанник Алеко появляется среди первобытного народа, жизнь которого Пушкин характеризует метафорами «воля», «нега», «лень», «тишина». Это своеобразный рай, куда еще не проникло зло и где, кажется, Алеко может отдохнуть душой, найти свое счастье. Но именно такая среда, принципиально чуждая активности, по контрасту выявляет странности личности и характера Алеко. Жизненная практика романтического героя традиционно осуществляется в страстях. Такой герой проявляет себя в бурных переживаниях, в исключительности желаний и поступков, особенно в сфере любовных отношений. В прежнем мире жизнь Алеко не удалась; оказавшись в цыганском таборе, он связывает надежду на другую, новую, жизнь с Земфирой. Она для него «дороже мира». Пока Земфира любит его, жизнь для Алеко полна гармонии. Но с изменой Земфиры рушится обретенное равновесие. Самолюбие Алеко оскорблено, его сердце терзают ревность, потребность мести. Ослепленный взрывом неукротимых желаний, в стремлении восстановить попранную, как ему кажется, справедливость, Алеко неотвратимо идет к преступлению — убийству Земфиры. В любви Алеко проявляются собственнические, эгоистические инстинкты, т. е. те нравственные качества, которые характеризуют его как носителя духа презираемой им цивилизации. Парадокс судьбы Алеко в том, что именно он, поборник свободы и справедливости, приносит в невинную простую жизнь цыган кровь, насилие — то есть нравственно развращает ее. В таком повороте сюжета обнаруживается несостоятельность героя. Выясняется, что «сын цивилизации» (так назвал его А. Белинский) несовместим с общинной цыганской жизнью, как несовместим он и с миром просвещения. Вторичное изгнание — на сей раз из цыганского табора — и наказание одиночеством завершают сюжетную линию героя.
           Жизненное кредо Алеко проясняет в повести старый отец Земфиры. Если Алеко защищает права отдельного лица, то старик цыган, покорно принимающий естественный порядок бытия, выступает от имени родовой жизни. В непредсказуемом поведении женщины-цыганки, в стихийности ее любви он видит только выплеск природных сил, не подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в молодости тоже испытавший муки любви, теперь хочет предостеречь Алеко, передать ему свой опыт. Но «злой и сильный» Алеко не слышит старика, не принимает его советов. «Нет, я, не споря, // От прав моих не откажусь,//Или хоть мщеньем наслажусь», — заявляет он.
       
   Сопоставив образы  двух героев, можно сделать вывод, что Алеко и Джамболат - люди одного социального положения, одинаково глубоко чувствуют, любят и ненавидят. Одинаково эгоистичны.   

            3. Сравнение образов Земфиры и Фатимы.
           
Первым крупным произведением, в котором поднимается проблема положения женщины-горянки, и её трагической участи в условиях патриархально-феодального строя, явилась поэма «Фатима» Коста Хетагурова. 
           
 В «Фатиме» - несомненно, главной своей поэме, Коста всесторонне раскрыл всю трагичность судьбы горянки во всех ее ипостасях - дочери, жены, матери. Мы отметили, что особый драматизм ее судьбы обусловлен тем, что Фатима, будучи героем в высшей степени интеллектуальным, отчетливо осознает, что ее участь - не случайная беда, а закономерное следствие всего уклада горской жизни. Факт сумасшествия Фатимы гораздо больше говорит нашему сердцу, нежели если бы она, скажем, покончила собой, как это бывало (и будет не раз) с героями романтических - да и реалистических - произведений.
             Очевидно, что образ Фатимы создан Коста с большой любовью, уважением и едва ли не поклонением (если, оговоримся еще раз, автор может поклоняться своему герою). Она - идеал Хетагурова, подобно тому, как Татьяна была идеалом Пушкина, а Наташа - идеалом Толстого. (Вспомним, кстати, что и для Татьяны верность супружескому долгу оказалась дороже всего остального, хотя, конечно, аналогия весьма условная.) Смысл образа Фатимы, его безусловное прогрессивное значение в том, что она бросила вызов
 общественной неправде, более того, той самой среде, которой была воспитана и которой, как-никак, была обязана своим, хоть и кратким, благополучием. Главной чертой, организующей ее характер, мы склонны считать беспредельную любовь к свободе, независимость натуры, непреклонность перед лицом опасности. Не зря Н. Джусойты указывает, что «образ Фатимы, как единое целое, предстает перед нами оправданным и возвеличенным и этикой, и эстетикой, и социальным критерием оценки».
Земфира:
Свободная, не связанная узами
Кредо: «Ты любишь горестно и трудно, а сердце женское -шутя»;
«Его любовь постыла мне,
Мне скучно; сердце воли просит…»

Фатима:
Верная клятве: «Пять лет в бесплодном ожиданье…»
Покорна адату: «сдаюсь пред силою адата..»
«Нет, полно, не боюсь тебя!
Твои угрозы презираю,
Твоё убийство проклинаю,
Умру любя!»
         
 На Кавказе считалось позором, если девушка долго засиживалась в невестах. Фатима покоряется судьбе и «сдаётся перед силою адата»- даёт согласие выйти замуж. Но только за Ибрагима, за холопа и объясняет:

                      В труде, облитом потом, кровью

                      Согретом правдой и любовью,

                      Найду отраду и покой.

            Фатима выходит замуж за Ибрагима, у них рождается сын. Проходит ещё два года и возвращается Джамболат в аул. Он приходит к Фатиме с намерением увести её:

                       Собирайся,- дорог каждый час…

                       Нас кони ждут…Абы в дорогу,

                        А там пусть нагоняют нас…

              Фатима отказывается с ним бежать. Она говорит, что любит теперь его как брата «небом посланного вновь».

              Фатима отвечает Джамболату:

                       Несчастный, поздно ты вернулся,-

                       Фатима умерла твоя…

                       Зачем тебе моё паденье?

                       Ужели не довольно слёз,

                       Разбитых юношеских грёз?

                       За что ты так неумолимо

                      Тревожишь сон души больной?

                       Пойми, я всё для Ибрагима –

                       И честь, и счастье и покой.

                       Потом:

                       Теперь я замужем, я мать.

                        И:

                        Уймись, глупец! Я не отдам

                        Честь матери не поруганье.

             Как высоко ценит Фатима честь! Как дорога ей честь матери! Она имеет в виду не только свою честь, а в широком смысле вообще честь матери всех матерей, иначе она сказала бы просто «мою честь».

             Трудно сделать выбор между честью и любовью в пользу чести, порой он даже трагичен, что видим на примере Фатимы. И сделать его могут люди с высоким внутренним духовным миром, нравственно чистые, живущие по религиозным традициям своего народа, следуя устоям народной морали. Фатима живет по законам адата. Адат  обязывал выйти замуж, создать семью, что она делает. Фатима подчинилась словам отца: «Тебе быть матерью пора, законы святы Магомета», сказав «сдаюсь перед силою адата».

А отражается ли на выбор Фатимы позиция автора? Что для него самого честь?

            Земфира представляет замечательное художественное воплощение цельной, непосредственной натуры. Она выдержана поэтом с первого слова до последнего своего восклицания. Поэтической прелести и грации исполнена её коротенькая песенка, которую она поет, качая ребёнка.

            Вся пылкая любовь Земфиры и жажда к безграничной свободе выразилась в этих словах. Она потому так энергично и вызывающе ведёт себя по отношению к Алеко, что отстаивает самое дорогое и заветное, что у нее есть: свободу чувства. Ведь у простой дикой цыганки ничего больше и нет, в чем бы она могла проявить свою личность, кроме свободного и искреннего чувства. Отнять у нее это значило бы лишить её духовного облика; она это инстинктивно понимает, а потому и говорит: «Умираю любя».

             Без этого чувства Земфира становится живым трупом, и тогда она предпочитает уже и смерть физическую. С этим восклицанием она умирает, сохраняя сознание своего человеческого достоинства, так как, по мнению дикой цыганки, любить значит жить, а без свободной и искренней любви нет жизни. Возлюбленный её убит, предмет свободной страсти погиб, а, следовательно, нет смысла и жить.

              Вывод: женские образы противопоставлены в отношении к любви, долгу перед любимым, но одинаково не приемлют себялюбия, жестокости, коварства.

4) Сравнение образов Наиба и старика-цыгана.
              Старик-цыган, отец Земфиры, прямо противоположен Алеко по своему характеру; это спокойный человек, просто и благодушно относящийся к жизни. Его устами поэт осуждает эгоизм и жестокость Алеко.
             Старик — представитель людей простых и близких к природе. Он добр и кроток, незлобив и великодушен. Он отрекается от злобного гордеца Алеко, но в сердце его нет злобы даже против убийцы дочери.
             Он говорит ему: «Прости! да будет мир с тобою». Пушкин явно более сочувствует старику-цыгану, чем Алеко. В этом сказалась русская природа поэта, выразились его стремления к народным началам. Но народные начала он ещё не совсем ясно понимает.
             Он заставил, например, старика оправдать измену Земфиры, рассуждая, что любовь является и исчезает по прихоти сердца и её нельзя остановить, как нельзя луне указать место на небе, приказать ей озарять то, а не другое облако.
            По народному понятию, напротив, любовь должна быть вечною. Но, сознательно заставляя старика высказывать несхожие с его характером идеи, поэт бессознательно рисует его верно: старик до смерти своей не разлюбил и не позабыл изменившую ему жену.
             Старый цыган — полная противоположность Алеко. Это человек не только любящий свою свободу, но умеющий ценить и уважать свободу других. Его жена Мариула когда-то ушла с цыганом из соседнего табора, покинув мужа и оставив маленькую дочь. Старик не погнался за ней, чтобы отомстить, так как он считал, что никто не «в силах удержать любовь».
              Не мстит он и Алеко за то, что тот отнял у него последнюю радость в жизни — дочь. Образ старого цыгана явно романтичен. Но такая трактовка его нужна была Пушкину для того, чтобы ярче оттенить эгоизм Алеко. Земфира тоже противоположна Алеко в том отношении, что она не раздумывает над своей жизнью, она покорна чувствам.

        Наиб – как и старый цыган – умудренный жизненным опытом человек, мудрый, призывает выйти замуж Фатиму.

                                                  Заключение.

               Сопоставив поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» и Коста Хетагурова «Фатима», можно сделать  вывод, что в двухпоэмах много общего.

              Неслучайно действие в поэме «Цыгане» происходит на широких полях Бессарабии, в поэме Коста – в горном ауле. Пейзаж играет важную роль в поэмах - помогает проникнуть в душу героев, выступает в роли активно действующего персонажа, показывает их стремление к свободе,  нежелание жить по общепринятым канонам.

              Два великих поэта – А. С. Пушкин и Коста Хетагуров высоко ставят понятие чести. Пушкин считает, что обязан блюсти честь и имя, которое оставит детям. Об этом он пишет графу Репнину за год до дуэли.

Коста Хетагуров:

….завидую тем, кто любовь,

честь имени, славу отцов

хранит и в преклонные годы.

             Одни и те же понятия имеют одинаковую ценность для разных народов. И для цыганской девушки, и для горянки честь и любовь превыше всего. Иной выбор бы был несовместим с их честью. Женские образы противопоставлены в отношении к любви, долгу перед любимым, но одинаково не приемлют себялюбия, жестокости, коварства.
             
Сопоставив образы  двух героев, Алеко и Джамболата, можно сделать вывод, что они - люди одного социального положения, одинаково глубоко чувствуют, любят и ненавидят. Одинаково эгоистичны.   
            Для Осетии Коста Хетагуров, без всякого преувеличения, - символ Родины, символ любви к своей земле, всех лучших человеческих и творческих качеств. Не побоюсь сказать, что Коста для Осетии - это как Пушкин для русской культуры. Его творчество всеобъемлюще, его стихи звучат пророчески. Сегодня практически каждая его строка находит отклик в сердцах людей, независимо от их национальности. Коста, кстати, писал на осетинском и русском языках, а его творчество переведено на языки народов мира.

            Сложно представить Россию и Осетию без двух великих людей — Александра Пушкина и Коста Хетагурова. Эти два гения слова не только оставили великое наследие, но и положили основу литературного языка.

                                             Список литературы:

  1. Анненков П. Жизнь и творчества Пушкина. – М., «Просвещение», 1978.
  2. Бигулаева И.С. Коста Леванович Хетагуров. – Орджоникидзе, 1976.
  3. Джусойты Нафи. Иры хур скасти Нараей. – Владикавказ, 2009.
  4. Джусойты Нафи. Коста Хетагуров. Очерк творчества. – Орджоникидзе, 1958.
  5. Ключевский В.О. А.С.Пушкин – М, «Просвещение», 1988.
  6. Пушкин А.С. Поэмы. – М., «Просвещение»,1978
  7. Хетагуров К. Фатима. Кавказская повесть. – Орджоникидзе, Гослитиздат, 12939


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ учебников по истории

Сравнительный анализ освещения истории СССР/ России второй половины ХХ – начала XXI века в школьных учебниках истории СССР в период «перестройки».     Можно говорить о недоста...

Разработки уроков по сравнительному анализу стихотворений русских поэтов..

Разработки уроков по сравнительному анализу лирических произведений направлены на приобщение учащихся среднего звена к постижению основ поэзии, изучению  литературоведческих терминов и анализа ст...

Сравнительный анализ поэтических текстов на уроках литературного краеведения

Разработка представляет собой обучению интерпретации поэтического текста. Для анализа выбраны тексты стихотворений Ставропольского поэта И.Кашпурова и Н.Заболоцкого...

Логико-математический анализ темы «Комбинаторика». Сравнительный анализ содержания и логики изложения материала в учебниках А. Г. Мордковича и Ю. Н. Макарычева

В данной статье реализован сравнительный анализ содержания и логики изложения материала раздела математики "Комбинаторика" в действующих учебниках А. Г. Макарычева и Ю. Н. Мордковича. В стат...