Нравственный выбор героя новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Уртаева Лидия Зауровна

Цели деятельности учителя: более углубленно познакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме; дать понятие о жанре новеллы, о героическом характере в литературе; развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям, развивать навыки коллективной работы; воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу. Показать, какие нравственные проблемы поднимает автор новеллы; попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога; раскрыть содержание понятия духовные ценности; развивать навыки монологической речи, анализа текста.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Планируемые образовательные результа :

Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст,  уметь извлекать из текста необходимую информацию

Метапредметные:

Личностныеположительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения; осознают свои трудности к их преодолению, осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Познавательные: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем.

Коммуникативные: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.

Техники и технологии - технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология

Ресурс (учебники, раздаточный материал, ИКТ) учебник литературы для 6 класса под ред. В.Я. Коровиной; компьютер, видеопроектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.docx37.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 7 классе

Тема: Нравственный выбор героя новеллы П.Мериме «Маттео Фальконе

 учитель русского языка и литературы Уртаева Л.З.

Дата  08.05.2018 год.

Цели деятельности учителя: более углубленно познакомить учащихся с творчеством Проспера Мериме; дать понятие о жанре новеллы, о героическом характере в литературе; развивать умение грамотно давать характеристику литературным героям, развивать навыки коллективной работы; воспитывать нравственные качества, такие как честь, совесть, достоинство, верность долгу. Показать, какие нравственные проблемы поднимает автор новеллы; попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога; раскрыть содержание понятия духовные ценности; развивать навыки монологической речи, анализа текста.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Планируемые образовательные результа :

Предметные: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст,  уметь извлекать из текста необходимую информацию

Метапредметные:

Личностныеположительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобрести новые знания, умения; осознают свои трудности к их преодолению, осуществляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения с учётом гражданских и нравственных ценностей.

Познавательные: развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем.

Коммуникативные: развивают умение участвовать в дискуссии: ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты.

Техники и технологии - технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология

Ресурс (учебники, раздаточный материал, ИКТ) учебник литературы для 6 класса под ред. В.Я. Коровиной; компьютер, видеопроектор.

Основные

этапы урока

Содержание творческого взаимодействия педагога и обучающегося

Формируемые УУД

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

1. 1.Мотивация (самоопределение к  деятельности)

Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

-определить содержательные рамки урока.

1. Включение в деловой ритм.

Слово учителя:

Мне дорог тот общенья миг,

Который радостно расцвечен,

Когда мой каждый ученик

Спешит открыться мне навстречу.

Полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

Личностные УУД:

жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация; нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД : ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, владение монологической и диалогической формами речи.

2. Актуализация знаний и навыков выделения необходимых для осознания темы урока.

Цель: актуализировать учебное содержание, мыслительные операции, зафиксировать в сознании учащихся эпизодов из рассказа для выполнения осмысленного формулирования и восприятия темы урока.

1.Сегодня мы вновь будем говорить о творчестве П.Мериме и его новелле «Маттео Фальконе».

Давайте вспомним основные моменты биографии П.Мериме.

Подготовленный ученик рассказывает биографию автора.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль, рефлексия

Познавательные УУД: работа с ассоциацией, моделирование, поиск информации, установление причинно-следственных связей, сравнение, формулирование идеи, построение речевого высказывания.

Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения.

3.Постановка учебной задачи (проблемы).

Цель: показать какие нравственные проблемы поднимает автор, попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога, тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

 -проверить свое умение применять полученные знания.

 Начать наш урок мне бы хотелось со стихотворения, которое девочки выучили наизусть.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы,

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты.

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

-Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения? Какое слово вы бы определили как ключевое в этом стихотворении?

                                                 ?

-Это слово будет и ключевым в теме нашего урока.  Но вы должны были  из словаря выписать ещё одно слово, которое  в составе словосочетания с ключевым словом поможет нам сформулировать тему сегодняшнего урока. О каком слове я говорю? НРАВСТВЕННЫЙ - отличающийся высокой нравственностью; соответствующий нормам нравственности, требованиям морали. Н. человек. Н. поступок. Н-ое поведение. Н-ое отношение к женщине. Н-ое отношение к животным, к природе. Политика должна быть нравственной.

 

Попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока.

Нравственный   выбор героев (по новелле  Проспера  Мериме     «Маттео Фальконе»).



--Так  что  вам  хочется  обсудить  сегодня  на уроке,  о  чем  поговорить  в  связи  с прочтением рассказа?

Двое учащихся читают наизусть заранее выученное стихотворение;

Находят ключевое слово.

Отвечают на вопросы учителя.

Зачитывают слово из тетради, выписанное дома из словаря.

.

Самостоятельно формулируют тему урока.

Пытаются формулировать цели урока.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог,

4.Коллективная работа с взаимопроверкой

Цель:  - показать, какие нравственные проблемы поднимает автор, попытаться вызвать у учеников отклик на эти проблемы в ходе коллективного диалога - тренировать способность к  самоконтролю, взаимоконтролю и   самооценке;

-проверить свое умение применять полученные знания.

 Работа над понятием «новелла».

Определение понятия записать в тетрадь.

Новелла – эпический жанр, в основе которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка.

Учитель. Вы прочитали новеллу «Маттео Фальконе». И вы помнили, наверное, при этом, что необходимо внимательно и вдумчиво читать произведения именно первый раз, ведь может случиться, что во второй раз вам его не придется прочитать, а сюжет, его герои, отдельные детали и фразы врежутся в память на всю жизнь – это и составляет основу начитанности и культуры человека.

Тест по прочитанному.

1. Действие новеллы происходит:

а) на побережье моря;

б) на крутом возвышенье;

в) в долине реки.

2. Маки́́ – это:

а) цветы;

б) плантация для выращивания товара контрабандистов;

в) густые беспорядочные заросли побегов от сожженного леса.

3. «Человек небольшого роста, но крепкий, с вьющимися черными, как смола, волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета выделанной кожи» – это портрет:

а) Маттео Фальконе;

б) Теодора Гамба;

в) Джаннетто Санпьеро.

4. Фортунато спрятал бандита:

а) в погребе;

б) в доме;

в) в копне сена.

5. Маттео Фальконе был довольно богатый человек и жил:

а) в просторном одноэтажном доме со множеством комнат;

б) в двухэтажном особняке;

в) жилище его состояло из одной квадратной комнаты.

6. Маттео Фальконе:

а) был связан с бандитами общими незаконными делами;

б) был зол на бандитов;

в) уважительно относился к ним за их мужество и смелость.

7. Джаннетто:

а) смертельно оскорбил Маттео, задел его родовую честь;

б) сочувственно покачал головой, увидев появившегося Маттео;

в) кричал и ругался на Маттео последними словами.

8. Маттео:

а) похвалил сына за полученные от сержанта часы:

б) вдребезги разбил их;

в) не обратил на часы внимания.

9. Маттео заставил сына перед смертью молиться:

а) чтобы дать себе время остыть, простить ребенка и изменить свое страшное решение;

б) чтобы дать сыну умереть христианином;

в) чтобы сын, помолившись, раскаялся и попросил бы прощения уже с чистой совестью, и тогда бы отец его простил.

10. Поступок Маттео вы объясняете:

а) великой любовью к родине;

б) эгоизмом;

в) чувством собственного достоинства и чести?

КОД: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-в, 6-в, 7-а, 8-б, 9-б, 10-в.

Ответ на вопрос 10 выявляет личное восприятие героев учащимися, поэтому все иные ответы не расценивать как неправильные.

Физминутка.


Делают записи в тетрадях.

Приобретают личный опыт на примерах из опыта учителя.

Самостоятельная работа.



Взаимопроверка (ребята друг у друга проверяют работы и оценивают по 0,5 балла за каждый правильный ответ. Общая сумма баллов = оценке).

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей

Коммуникативные УУД:

взаимодействие со сверстниками, умение применять полученные знания, регуляция речевого поведения. владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей.

Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками.

5.  Закрепление изученного материала: Цель: - проверить свое умение применять полученные знания.

Анализ новеллы.

Б) Насколько  внимательно вы читали текст, мы проверим, восстановив  перепутанную логическую цепочку.

Джанетто схвачен.

5

Серебряные часы в руках сержанта.

4

Один дома.

1

Возвращение родителей.

6

Проклятие Маттео.

7

Монета  за помощь.

3

Джанетто в засаде корсиканских солдат.

2

Правосудие совершено.

9

Первый предатель в роду Фальконе.

8

                                   В) Вопросы и задания:

1. Расскажите о семье Фальконе. Кто является надеждой и продолжателем рода Фальконе?

2. Вспомните, что произошло в доме в момент, когда «…Маттео с женой отправились в маки поглядеть свои стада…»

3. Чтение диалога Фортунато и Санпьеро от слов «Он подошел к Фортунато и спросил…» до слов «– Не бойся ничего».

Каким вы увидели Фортунато? Расскажите, как дальше развивались события.

4. «Мой отец – Маттео Фальконе!» – что этим хочет подчеркнуть Фортунато? Почему эту фразу он повторяет два раза?

5. Что заставляет мальчика все же потянуться к часам?

6. Страшен ли для Фортунато момент «сдачи» Санпьеро, момент предательства?

7. Что заставляет отца так жестко поступить с сыном? Прав ли он?

*8. В каком произведении русской литературы отец убивает сына?

Составление характеристик героев.

Примерный план характеристики литературного героя.

На каждой парте.

1. Место, занимаемое героем в произведении.

2. Общественное и семейное положение героя; обстановка, в которой живет герой.

3. Манера держаться, внешность, особенности костюма.

4. Речь героя.

5. Поступки, особенности поведения, деятельности, влияние на окружающих.

6. Понимание героем целей жизни, его основные интересы.

7. Чувства героя, его отношение к другим действующим лицам.

8. Отношение других действующих лиц к герою.

9. Отношение автора к герою и значение образа героя в раскрытии идеи произведения.

Самостоятельная работа.

Работа в парах.

Монологические и диалогические высказывания учащихся.

Монологические и диалогические высказывания учащихся.

Учащиеся создают литературную галерею персонажей произведения

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей.

Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.

Познавательные УУД : систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно следственных связей.

Коммуникативные УУД: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

6.Рефлексия деятельности

Цель: - оценить результаты собственной деятельности.

Меня поразило...

Мне понравилось…

Я бы ещё хотел обсудить…

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Личностные УУД: смыслообразование ; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка

7.Домашнее

задание

Учитель предлагает письменную работу:

сочинение-миниатюра «О чем я хочу спросить у автора».

Осознают цель домашнего задания.

Создавать письменный текст.

Директор школы:                               Кудзиева З.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кнспект урока по литературе в 6 классе Проспер Мериме "Маттео Фальконе"

Разработка урока литературы в 6 классе в разделе зарубежная литература по теме Проспер Мериме "Маттео Фальконе"...

Презентация к уроку литературы по новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе"

Презентация к уроку по новелле "Маттео Фальконе" Проспера Мериме...

«Героический характер в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе».

Цели урока: знакомство с новым  малым эпическим жанром, новеллой,  закрепление навыков анализа художественного текста,  искусство  автора при создании героического характера в лите...

Методическая разработка урока по новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе"

Методическая разработка содержит план-конспект урока и презентацию...

Нравственный выбор героев в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе» (6 класс)

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Нравственный выбор героев в новелле Проспера Мериме "Маттео Фальконе"...

Разработка урока литературы в 6 классе "Проблема чести и предательства в новелле Проспера Мериме «Маттео Фальконе".

Цель урока:  Познакомить с личностью французского писателя П.Мериме, его новеллой «Маттео Фальконе», художественными особенностями произведения....