Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)

Таллерова Елизавета Ивановна

Рабочая программа по литературе рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю. учебник И.Н.Сухих. Литература: учебник для  10 класса: среднее общее образование (базовый уровень):  в 2-х частях/ И.Н.Сухих.-5-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2018.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_10_baza_suhih_10-3.docx109.21 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол №  от «        » августа  2021 г.

Утверждено Приказом №  - У

от «     »августа 2021г.

Рабочая программа на 2021-2022 учебный год

Предмет: литература

Учитель:  Таллерова Елизавета Ивановна

Класс 10А,Б,В,Г,Д,  СОО

Количество часов: всего: 102в год, в неделю: 3 часа

Уровень изучения  базовый

Программно-методическое обеспечение:

Учебник:И.Н.Сухих. Литература: учебник для  10 класса: среднее общее образование (базовый уровень):  в 2-х частях/ И.Н. Сухих.-5-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2018.

Рабочая программа:Русский язык и литература (базовый уровень): программа для 10—11 классов: среднее общее образование /Т.М.Воителева, И.Н.Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014

Методическое пособие: С.П.Белокурова. Русская литература в 10 классе (базовый уровень): книга для учителя: методическое пособие. –М.:Академия, 2014

С.П.Белокурова. Литература 10 класс:   практикум: среднее общее образование (базовый уровень)/ С.П.Белокурова,  И.Н.Сухих.-3-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.

Планирование составлено на основе авторской программы «Русский язык и литература (базовый уровень): программа для 10—11 классов: среднее общее образование /Т.М.Воителева, И.Н.Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014

Бийск, 2021


  1. Планируемые результаты

Личностные результаты освоения раздела«Литература»:

осознание ценности литературы как ядра национальнойкультуры, объединяющего эпохи и поколения в «русский мир»; воспитание патриотизма и гуманизма, национальной гордости и общечеловеческих ценностей; воспитание эстетического вкуса, потребности в систематическом чтении; понимание сложности окружающего мира и человеческой психологии, умение ориентироваться в социальной и психологической реальности; самостоятельное планирование и организация учебной деятельности; формирование самоконтроля.

Предметные результаты изучения раздела«Литература»:

использование разных типов чтения (ознакомительное, поисковое, выразительное чтение и навыки риторической культуры), а также освоение принципов специфического для восприятия художественного произведения медленного чтения;формирование речевых умений и навыков; соотнесениецели и стиля высказывания; подбор аргументов и тезисов; расширение словарного и стилистического запаса; zzформирование способностей развертывания и свертывания текста в письменном и устном пересказе; выделение фабулы; составление плана; разные виды конспектирования;освоение разных типов классификации литературных произведений (родовая, жанровая, тематическая); сравнение и сопоставление историко-литературных фактовэлементов художественного произведения; овладение мнемоническими приемами;умение создавать творческие работы разных жанров.

Метапредметные результаты изучения раздела«Литература»:

структурирование материала; понимание взаимоотношений части и целого; выявление причинно-следственных и иерархических связей между элементами;использование в своей работе разнообразных источников информации, в том числе существующих в электронной форме (словари, энциклопедии, справочники, библиотечные каталоги);формирование необходимых компетенций для понимания и сопоставления искусства и науки, разных видов искусства, литературы и истории, искусства и действительности.


  1. Содержание программы

Основное содержание курса

ЛИТЕРАТУРА ХIХ ВЕКА (95 часов)

Введение (2 часа)

Литература как искусство слова.

Функции словесного образа: познавательная (память человечества и нации, современная картина мира), выразительная (портрет художника), воспитательная (образец, поведенческая модель). Структура литературного образа: художественный текст и художественный мир, уровни и элементы мира (пространство время, действие, персонажи; композиция, мотивы, форма повествования). Идея и художественный смысл литературного произведения.

Общая характеристика литературы ХIХ века (1 час)

Девятнадцатый век как культурное единство. Календарные и культурные границы века. Рубежные даты русской истории ХIХ века: 1801 — 1812 — 1825 — 1855 — 1861 — 1881—1894.Художественный метод и литературное направление. Типология литературных направлений. Судьба классицизма и сентиментализма в начале XIX века. Романтизм в русской литературе.Реализм как культурная эпоха (1820—1890-е годы). Два поколения русских писателей-реалистов как единая «семья». Три периода развития реализма: 1820 — 1830-е, 1840—1880-е, 1880—1890-е годы.

Первый период русского реализма (1820—1830-е годы) (14 часов)

Общая характеристика (1 час)

Повторение пройденного в основной школе и обобщение: становление русского реализма в творчестве Грибоедова, Пушкина, Гоголя и Лермонтова; «поэзия действительности» (Белинский), социально-историческая обусловленность характеров, социальное разноречие и новая стилистическая норма; рождение новых жанров (роман в стихах, психологический роман в новеллах, прозаическая поэма); конкретно-исторический и обобщенный, универсальный характер русского реализма.

А.С.Пушкин (5 часов)

Лирика: «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятельпустынный…», «…Вновь я посетил…», «Подражания Корану» (. — «И путник усталый на Бога роптал…»), «Вакхическая песня», «Поэт» («Пока не требует поэта…»),«Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Брожу ли явдоль улиц шумных…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Осень», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Основные этапы творчества Пушкина (повторение и обобщение).

Жанровые разновидности, разные типы циклизации и тематический диапазон лирики. Ода, элегия, сатира, эпиграмма в лирике Пушкина. Романтическая и реалистическая лирика. Развитие лирического героя. Пейзажная, любовная и философская лирика. Личность и общество. Образ поэта-пророка и его эволюция. Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» как итог и завещание пушкинской лирики: литературная традиция и художественная программа.

«Медный всадник»

Жанр: поэма-синтез и поэма-формула. Сюжет и конфликт: конкретно-исторический и философский смысл. «Бедный Евгений» как «маленький человек». Петр: властелин и медный истукан. Образ Петербурга: город пышный — город бедный. Сюжет и стиль.

Пушкин — «наше всё» (А.Григорьев). Жанровый, художественный и философский синтез в творчестве Пушкина. «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» и как роман романов, исток жанровой традиции русского романа.

Творчество Пушкина как образец и норма новой русской литературы.

М.Ю.Лермонтов (4 часа)

Лирика: «Нет,я не Байрон,я другой…», «Молитва»(«Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Благодарность», «Валерик»(«Я к вам пишу случайно; право…»), «Завещание» («Наедине с тобою, брат…»), «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...».

Основные этапы творчества Лермонтова (повторение и обобщение).

Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией. Элегия и баллада у Лермонтова. Лирический герой: мотивы одиночества, любви, сна, смерти, земли и неба. Тема «простого человека» в лирике Лермонтова. Образ Родины.

Лермонтов в истории русской литературы: романтическая лирика и психологический роман («Герой нашего времени»).

Н.В.Гоголь (4 часа)

Эволюция творчества Гоголя от «Вечеров на хуторе близ Диканьки» к «Миргороду» (повторение и обобщение).

«Невский проспект»

«Петербургские повести» как цикл и третий этап гоголевской прозы. Петербургская тема у Пушкина и Гоголя.

Конфликт и сюжет повести. Пискарев и Пирогов: высокая мечта и пошлая действительность. Стиль повести: юмор и ирония, метонимия, стилистический гротеск.

Гоголь в истории русской литературы. Путь писателя: от поэтической прозы — к «поэзии действительности», от юмора — к пророчеству.

Поэма «Мертвые души» и ее роль в становлении русского реализма (повторение и обобщение).

Разные образы Гоголя в русской критике: Гоголь — бытописатель, сатирик и Гоголь — фантаст, мистик.

Роль Белинского в оценке творчества Гоголя. Спор о «пушкинском» и «гоголевском» направлении в русской литературе.

Второй период русского реализма (1840—1880-е годы) (66 часов)

Общая характеристика (3 часа)

«Натуральная школа» в истории русской литературы: границы эпохи и формирование новых ценностей.

Смена авторского образа: от поэта — к писателю, от пророчества — к учительству.

Смена жанровой доминанты: от лирики — к роману.

Смена социальной среды: люди сороковых и шестидесятых годов, дворяне и разночинцы в общественной и литературной борьбе.

Литература и история: прямое и опосредованное отражение в литературе «эпохи Великих реформ». Шестидесятые годы как тема и как атмосфера.

Н.Г.Чернышевский:критик и беллетрист.Рольромана«Что делать?» в русской литературе и общественной жизни.

Н.С.Лесковв литературе шестидесятых годов:своеобразие общественной позиции. Поиски народного характера: «рассказы о праведниках». «Очарованный странник»: герой-скиталец в поисках смысла жизни. Сказовая манера Лескова.

Место А.К.Толстого в литературе шестидесятых годов: «двух станов не боец…». Лирика и баллады Толстого («Средь шумного бала, случайно…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Илья Муромец»). Фольклорные и сатирические мотивы. А.К.Толстой как «отец» Козьмы Пруткова.

Ф.И.Тютчев (3 часа)

Своеобразие поэтической судьбы Тютчева: поэт для себя, поэт вне литературного процесса.

Лирика: «Весенняя гроза», «Silentium!», «Фонтан», «Нето, что мните вы, природа...», «Святая ночь на небосклон взошла…», «Два голоса», «О, как убийственно мы любим...»,«Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»).

Тютчев и Пушкин: литературные связи и эстетический диалог.

Лирика Тютчева и традиция XVIII века: жанр «стихотворного фрагмента» (Ю.Тынянов), ораторская интонация, высокий стиль.

Поэтическая система Тютчева: картина мира и лирический субъект. Эпиграмма и пейзажное стихотворение — полюса тютчевского мира.

Тютчев как поэт-философ. Философская лирика: композиция, основные темы и мотивы (человек и природа, жизнь и смерть, день и ночь).

Любовная лирика, своеобразие «денисьевского цикла».

Образ России в поэзии Тютчева.

А.А.Фет (3 часа)

Судьба поэта: Шеншин против Фета.

Лирика: «Шепот,робкое дыханье…», «Еще майская ночь»,«На стоге сена ночью южной…», «Месяц зеркальный плыветпо лазурной пустыне…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»,«Это утро, радость эта…», «Жду я, тревогой объят…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях», «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…».

Фет — «поэт без истории» (Цветаева); единство его художественного мира.

Фет и романтическая теория искусства: поэт как жрец Прекрасного.

Мир как красота, мир как усадьба, мир как идиллия. Природа и любовь — основные ценности фетовского мира.

Философские тенденции в лирике Фета. Сходство и различия философской лирики Фета и Тютчева

Композиция лирики Фета: статика и динамика. Импрессионизм Фета. Сиюминутное и вечное в лирике Фета. Тютчев и Фет: классик против романтика.

И.А.Гончаров (7 часов)

Судьба Гончарова: между Обломовым и Штольцем.

«Обломов»

Гончаров как «писатель-фламандец» (Дружинин), художник «зрительных впечатлений».

«Обломов» как социально-психологический роман. Фабула и сюжет: простота и сложность.

Портрет и характер Обломова: конфликт с Захаром и роман с халатом.

Ольга Ильинская и ее роль в романе. Обломов на rendez-vous: надежды и катастрофа.

Обломов и Штольц: смысл сопоставления.

«Сон Обломова» — ключ к характеру героя.

Обломов как русский национальный тип. Обломов и обломовщина. Социально-историческое и вечное в характере героя.

Спор об Обломове (Добролюбов, Дружинин, Овсянико-Куликовский, Лосский, Пришвин).

А.Н.Островский (6 часов)

Судьба драматурга: «Колумб Замоскворечья», художник и простой человек.

«Гроза»

Пьесы Островского — «тысячелетний памятник России» (И.Гончаров).

Жанровая природа «Грозы»: «пьеса жизни» (Н. Добролюбов). Фабула и бытовая «обстановка» драмы: роль «случайных» эпизодов и внефабульных персонажей. Островский как «реалист-слуховик» (И.Анненский).

Калинов как «сборный город», обобщенный образ патриархальной жизни. Точность хронологии и условность календаря пьесы.

«Свои» и «чужие» в городе Калинове. Феклуша и Кулигин — полюса калиновского мира.

Кабаниха и Дикой. «Домострой» как идеал калиновского мира.

Тихон и Борис: сходство и различия образов.

Катерина: истоки характера, конфликт с «темным царством» и внутренние противоречия.

Лейтмотивы драмы: «воля—неволя», «грех», «гроза».

Проблема финала. Драма «Гроза» и классическая трагедия.

Спор о «Грозе» (Н.Добролюбов, Д.Писарев, А.Григорьев, П.Мельников-Печерский).

Актуальное и вечное в драме Островского.

И.С.Тургенев (8 часов)

Судьба писателя: учитель жизни и рыцарь Прекрасной Дамы.

«Отцы и дети»

Тургенев и жанр «культурно-героического романа» (Пумпянский). Эволюция героя: от Рудина к Базарову.

Базаров: философия и поведение, теория и практика. Нигилизм, его истоки и природа.

Сюжет: противопоставления и конфликты. Базаров и родители, Базаров и Аркадий, Базаров и Кирсановы, нигилист и псевдонигилисты.

Отцы и дети: социальный и универсальный аспекты конфликта.

Базаров на rendez-vous: сила и слабость нигилизма. Испытание смертью.

Смысл эпилога: мир без героя.

Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых? Полемика о романе (М.Антонович, Д.Писарев, Н.Страхов).

Тургенев как создатель литературной формы и культурной нормы.

Ф.М.Достоевский (10 часов)

Судьба писателя: между «есть Бог» и «нет Бога».

«Преступление и наказание»

Достоевский — создатель новой жанровой разновидности идеологического (философского, полифонического) романа.

«Преступление и наказание» — первый идеологический роман Достоевского: специфика сюжета, системы персонажей, пространства и времени.

Экспериментальная поэтика Достоевского: роль криминального сюжета, персонажи-двойники, сны и галлюцинации героев, парадоксальный психологизм, выходящий за пределы бытовой логики («обратное общее место» — И. С. Тургенев).

Форма повествования. Герой и автор в романе.

Образ Петербурга: роман как продолжение петербургской темы. Петербург Пушкина, Гоголя и Достоевского.

«Униженные и оскорбленные» в романе. Судьба семейства Мармеладовых. Социально-психологические предпосылки преступления героя.

Теория Раскольникова: арифметика и алгебра. Теория Раскольникова и жизнь.

Идеологические поединки. Раскольников и Соня Мармеладова. Раскольников и Свидригайлов. Раскольников и Порфирий Петрович.

Признание и преображение героя. Смысл эпилога и открытого финала: «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека».

Роль Евангелия и евангельских мотивов в «Преступлении и наказании» и творчестве Достоевского.

Достоевский как создатель новой жанровой формы. Достоевский как писатель ХХ века.

Л.Н.Толстой (16 часов)

Судьба Толстого: вечный странник. «Весь мир погибнет, если я остановлюсь…».

«Война и мир»

Толстой о специфике «русской формы» («Несколько словкниге “Война и мир”»). «Война и мир» как «книга». Жанровая природа романа-эпопеи. «Гомеровское» у Толстого (широта охвата жизни, развернутые сравнения, постоянные определения и т.д.).

Поэтика заглавия. Великие «и» 1860-х годов: «Отцы и дети», «Преступление и наказание», «Война и мир».

«Война и мир» как «Война и семья». Семейный генотип в романе: Ростовы, Болконские, Друбецкие.

Эволюция главных героев: Андрей Болконский (живая мысль), Пьер Безухов (живая душа), Наташа Ростова (живая жизнь).

Главные и второстепенные герои: «диалектика души» и «диалектика поведения». Способы характеристики персонажей: роль пейзажа, портрета, художественной детали, внутреннего монолога. Сны героев и их художественная функция. Сны у Толстого и Достоевского.

Роль войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. «Мысль народная» в эпопее. Тушин и Тимохин, Тихон Щербатый, Платон Каратаев.

Отношение Толстого к историческим источникам: факт и личное свидетельство; принципы изображения реальных и вымышленных персонажей, перекличка исторических эпох.

«Сцены» и «размышления» в «Войне и мире». Толстовская философия истории.

Смысл эпилога и открытого финала.

«Война и мир» как «русская “Илиада”». Роман-эпопея как начало новой жанровой традиции.

М.Е.Салтыков-Щедрин (4 часа)

Судьба писателя: чиновник Салтыков и писатель Щедрин.

«История одного города»

Проблема жанра: от очерка — к сатирическому роману. Глупов как «город-гротеск» (Д.Николаев) и истоки этого образа («сборный город» в «Ревизоре» Гоголя).

Основной конфликт: власть и народ, образы градоначальников и глуповские «людишки».

История в «Истории одного города»: реальное и фантастическое.

Проблема финала: оно и его интерпретации.

Авторская позиция: сатира историческая или сатира на современность.

Салтыков-Щедрин и последующая литературная традиция.

Н.А.Некрасов (6 часов)

Судьба поэта: «кающийся дворянин» во стане русских разночинцев.

Лирика: «В дороге», «Вчерашний день,часу в шестом…»,«Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Надрывается сердце от муки…», «Утро», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Пророк», «О Муза! я у двери гроба…».

Лирический герой: демократизм, комплекс разночинца (пафос покаяния и жертвы).

Образ поэта: связь с традицией и преодоление ее. Поэт у Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

Народная тема в лирике Некрасова. Балладно-ролевая лирика нового типа: крестьянские типы, судьба русской женщины, сатирические персонажи. Страдание и сострадание в лирике Некрасова.

Лирический стиль: традиционные поэтические образы и прозаизмы, связь с фольклорной поэтикой, реформа стиха.Лирика Некрасова как «многоэлементная лирическая система» (Корман).

Полемика о лирике Некрасова (Тургенев, Чернышевский и др.).

«Кому на Руси жить хорошо»

«Кому на Руси жить хорошо» — книга жизни Некрасова:

незавершенность текста и проблема композиции.

Жанр: поэма-эпопея. Фольклорные и исторические истоки основной коллизии и сюжета. Образ большой дороги и роль массовых сцен. Пореформенная Русь в изображении Некрасова: социальные конфликты и общая судьба.

Центральные персонажи: ЕрмилГирин, Матрена Тимофеевна, Савелий — «богатырь святорусский», Гриша Добросклонов. Варианты финала поэмы.

Толстовский и некрасовский эпос: сходства и различия.

Третий период русского реализма (1880—1890-е годы) (12 часов)

Общая характеристика (2 часа)

1880-е годы как переходное время: кризис общественныйкризис литературный. Зарождение нового типа реализма (Гаршин, Короленко, Чехов).Смена литературных поколений: социальная и культурная роль Чехова — разночинец без родословной, литератор без поколения.

Смена жанровой доминанты: от романа — к рассказу.Смена авторского образа: от писателя — к литератору. Массовая литература и журналистика как источник новых художественных форм.

Чеховская эпоха как преддверие модернизма.

А.П.Чехов (9 часов)

Жизнь Чехова: сосредоточенное усилие. «Что дворяне получали от природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости».

Повести и рассказы: «Палата6», «Студент», «Дом смезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой».

Чеховская повествовательная проза: тема, жанр, тип героя.

Рассказ как русская, чеховская форма: бесфабульность, психологизм, деталь.

Чеховский человек в сюжете падения («Ионыч», «Человек в футляре») и в сюжете прозрения («Дама с собачкой»).

Спор о чеховском пессимизме. «Студент» как «любимый рассказ» Чехова, формула чеховского мира.

Проза и драматургия Чехова: эволюция и взаимосвязи.

«Вишневый сад»

Жанровая природа чеховской драмы: новый тип конфликта, сюжета, диалога.«Вишневый сад» как итог чеховского творчества: старое и новое в драме.Смысл подзаголовка: индивидуально-авторское понимание «комедии».Конфликт: социальное и общечеловеческое. Два сюжетакомедии. Внешний сюжет: история о смене владельцев вишневого сада. Внутренний сюжет: человек в потоке времени.Основные персонажи: социальные роли и общая драма; смех и слезы; принцип двойников — деловые люди и недотепы, слуги и господа.Пространственно-временные образы: роль природы в развитии действия.Главные символы: сад, лопнувшая струна.

Образ «сада» в ХХ веке. Гибель прекрасного как особенность новой эпохи.

Чехов как драматург, определивший новые пути литературы и театра: конфликт человека и мира, бесфабульное строение сюжета, подтекст и подводное течение.

Чехов и Московский художественный театр. «Новая драма» Чехова как основа нового режиссерского театра.

Итоги развития русской литературы XIX века (1 час)

Золотой век: пушкинская эпоха или девятнадцатое столетие? Формирование русского литературного канона: мировые

  • национальные классики. Русская литература классического периода и XX век.

  1. Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Количество контрольных работ

Общая характеристика литературы ХIХ века

3

Первый период русского реализма 1820—1830-е)

14

А.С. Пушкин

6

М.Ю. Лермонтов

4

Н.В. Гоголь

4

ВТОРОЙ ПЕРИОД РУССКОГОРЕАЛИЗМА(1840—1880-е)

66

Общая характеристика

3

Ф.И.Тютчев

3

А.А.Фет

3

И.А. Гончаров

7

А.Н. Островский

6

И.С. Тургенев

7

1

Ф.М.Достоевский

10

Л.Н. Толстой

16

М.Е.Салтыков-Щедрин

4

Н.А.Некрасов

6

ТРЕТИЙ ПЕРИОД РУССКОГО РЕАЛИЗМА 1880—1890-е годы

12

Общая характеристика

2

А.П.Чехов

9

1

Итоги развития русской литературы XIX века (1час)

1

Итого

102

  1. Календарное тематическое планирование

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Учебная неделя

Тип урока

Виды деятельности

Оборудование

ДЗ

Литература: зачем и для кого?  

1

1

Урок открытия новых знаний

Работа со статьёй учебника, Беседа, составление тезисов

Учебник, презентации, таблицы

 Прочитайте главу учебника «Литература: зачем и длякого?». Письменно ответьте на вопросЗачем и для кого нужна литература? Обратившись к энциклопедическим словарям и материаламучебника, дайте определение понятий: западники, славянофилы, шестидесятники, семидесятники, восьмидесятники.

Писатель и эпоха: литературные направления первой половины ХIХ века

1

1

урок рефлексии

Работа со статьёй учебника, Беседа, составление тезисов

Учебник, презентации, таблицы

 Подготовьте сообщение «Взгляды П. Я. Чаадаева напрошлое и настоящее России» («Первое философическоеписьмо») Подготовьте сообщение «Полемика западников и славянофилов в книге А. И. Герцена “Былое и думы” (ч. 4, гл29 — 30). Друзья-враги в изображении писателя». Чья позиция — западников или славянофилов — ближе Герцену?

«Девятнадцатый век» как культурное единство

1

1

урок рефлексии

Работа со статьёй учебника, Беседа, составление тезисов

Учебник, презентация, таблицы

 Подготовьте ответы на вопросы: Какие темы русской литературы первого периода развития реализма вы считаете сквозными? Какие реалистические жанры вам известны? Какие изних можно назвать ключевыми для реализма и почему? Дайте определения реалистических жанров, используясловарь литературоведческих терминов и материал учебника

Эпоха. Писатель. Герой

1

2

Урок открытия новых знаний

Работа со статьёй учебника, Беседа, составление тезисов

Учебник, презентация, таблицы

Прочитайте отрывки из статьи М. И. Цветаевой «Поэтыс историей и поэты без истории» (см. Практикум. А. С. Пушкин, задание 2) и найдите цветаевские определения «поэтас историей» и «поэта без истории». Подготовьте выразительное чтение и комментирование фрагментов статьи, выделив«приметы» поэтов обоих типов

«Поэт с историей» или «поэт без истории»

1

2

урок рефлексии

Работа со статьёй учебника, Беседа, составление тезисов

Учебник, презентация, таблицы

Обратившись к словарю литературоведческих терминов, повторите определения понятий: лирика, ода, послание, элегия, сатира, мадригал, эпиграмма2. Какие из прочитанных на уроке стихотворений Пушкинасоотносятся с указанными жанрами? Всегда ли можно точно назвать жанр стихотворения? Почему? Выучите наизусть два-три стихотворения Пушкина разных жанров

Лирика Пушкина: темы и жанры

1

2

Урок методологической направленности

Работа со статьёй учебника, Беседа, составление тезисов

Стихи поэта

Сделайте сравнительный анализ стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «…Вновь я посетил(или двух других по выбору учащихся, например:«Брожули я вдоль улиц шумных…» и «Дорожные жалобы», «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный)

Философская лирика Пушкина: эволюция жанра элегии

1

3

Урок методологической направленности

Работа со статьёй учебника, Беседа, составление тезисов

Учебник, презентация, таблицы

Сделайте сравнительный анализ стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и «…Вновь я посетил»

«Медный всадник»: поэма или повесть?

1

3

Урок методологической направленности

Работа со статьёй учебника, Беседа, составление тезисов

Учебник, презентация, таблицы

Выучите наизусть отрывок из поэмы. Подберите примеры для связного ответа «Два облика Петра I в поэме “Медный всадник”». Подготовьте ответ, используя цитаты из поэмы и материал глав учебника «Петербург: город пышный, город бедный», «Наводнение: реальность и символ» и «Евгений и Всадник: бунт и смирение. Назовите эпизоды поэмы, в которых описаны завязка действия, его кульминация и развязка, и обоснуйте свое мнение. 1. Какую роль в поэме играют образы дома и кладбища? Определите смысл эпитета «ужасный» и его роль в создании образов стихии и Медного всадника.

Трагический конфликт человека и истории «бедный Евгений» против «властелина судьбы»

1

3

Урок методологической направленности

Работа со статьёй учебника, Беседа, составление тезисов

Произведения автора

Прочтите главы учебника «Образ поэта: парнасский ленивец, частный человек, пророк» и «Тайна Пушкина: книгакак жизнь» и письменно ответьте на один из вопросов  1. Что в поэтической и человеческой судьбе поэта далоА. А. Григорьеву повод сказать «Пушкин — это нашевсё.  2. Русский философ Г. П. Федотов назвал Пушкинапевцом Империи и Свободы, русский мыслитель Н. А. Бердяев считал, что поэт «соединил в себе непримиримые сознания интеллигенции и империи». Как вы понимаете эти высказывания?

М. Ю. Лермонтов:«Поэт с историей» или «поэт без истории»?

1

4

Урок открытия новых знаний

Работа со статьёй учебника, Беседа, составление тезисов

Учебник, презентация, таблицы

Сопоставьте лирических героев Лермонтова и Пушкина(на материале двух стихотворений по вашему выбору:«Выхожу один я на дорогу…» и «Пора, мой друг, пора».  «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова. В чем сходство и различие этого образа у обоих поэтов

Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией

1

4

Урок открытия новых знаний

Работа со статьёй учебника, Беседа, составление тезисов

Учебник, презентация, таблицы

Прочитайте главы учебника «Лермонтов и Пушкин: диалогв жанре элегии» и «“Выхожу один я на дорогу…”: космосЛермонтова» и ответьте на вопрос: Какие мотивы являются доминирующими в лирике Лермонтова2. Перечитайте стихотворения Лермонтова «Сон», «Завещание». Объясните, почему стихотворения «Завещание» и «Сон» относят к жанру баллады

Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность

1

4

Урок открытия новых знаний

Работа со статьёй учебника, Беседа, составление тезисов

Учебник, презентация, таблицы

Прочитайте главы учебника «“Валерик”: мир и война» и«Загадка Лермонтова: жизнь как книга». .Самостоятельно прочитайте рассказ В. С. Маканина «Кавказский пленный». Подумайте, почему лермонтовскоестихотворение оказалось зерном не только толстовскихпроизведений (об этом сказано в учебнике), но и рассказаписателя конца ХХ века

Образ Родины в лермонтовской лирике. Романтическая лирика и психологический роман

1

5

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Стихи поэта

Найдите в пушкинском творчестве возможные аналогииповестям Лермонтова: «Бэле» как «восточной повести, «Максиму Максимычу» как путевой повести, «Тамани» какразбойничьей повести, «Княжне Мери» как светской повести и «Фаталисту» как философской.

Н.В. Гоголь. Судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами» (повторение и обобщение)

1

5

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Стихи поэта

В чем вы видите сходство и различие атмосферы, колорита Петербурга в «Ночи перед Рождеством» («Вечера на хуторе близ Диканьки») и «Невском проспекте» («Петербургские повести»)2. Перескажите истории Пискарева и Пирогова

«О, не верьте этому Невскому проспекту!»

1

5

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Литературовед Б. М. Эйхенбаум замечал, что персонажиГоголя «удивительно озаглавлены». Как вы думаете, почемуГоголь дал персонажам «Невского проспекта» фамилии Пирогов и Пискарев? Сравните эти «заголовки» с именами героев «Шинели», «Мертвых душ», «Ревизора, «Невский проспект

«О, не верьте этому Невскому проспекту!»    

1

6

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Сочинение-миниатюра 1. Мотивы каких «петербургских повестей» можнообнаружить в «Невском проспекте?2. Образ «маленького человека» у Пушкина и Гоголя.3. Почему повесть о житейских историях Пирогова иПискарева носит название «Невский проспект»? 4. *Какой символический образ появляется в финалеповести «Невский проспект»? Объясните его смысл.

Роль Гоголя в становлении русского реализма. Наследие и наследники

1

6

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

 Используя записи в тетради, словарь литературоведческих терминов и другие справочные пособия, заполните таблицу «Пушкинское и гоголевское направления в русской литературе» (см. Практикум. Н. В. Гоголь, задание 3

«Натуральная школа»: второе поколение писателей и поиски новых путей

1

6

Урок методологической направленности

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

Прочитайте главу учебника «“Натуральная школа”: второе поколение и поиски новых путей» и письменно дополнитематериал урока.

Н. Г. Чернышевский и Н. С. Лесков: два взгляда на путь России

1

7

Урок методологической направленности

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

Познакомьтесь со стихотворениями Ф. И. Тютчева (см Практикум. Ф. И. Тютчев, задание 1)

 «Двух станов не боец…» (творчество А. К. Толстого)

1

7

Урок контроля

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Тетради для сочинений, справочники

Познакомьтесь со стихотворениями Ф. И. Тютчева (см Практикум. Ф. И. Тютчев, задание 1) Сопоставьте свои впечатления от пушкинской и тютчевской лирики

Поэтическая судьба Тютчева: поэт для себя

1

7

Урок открытия новых знаний

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

Прочитайте главы учебника «В Европе: служба и поэзия», «В России: политика и любовь».

Художественный мир Тютчева

и тютчевский «мирообраз»

1

8

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Выучить наизусть стихотворение «Silentium»

Художественный мир Тютчева. Тютчевский «мирообраз».  

1

8

Урок рефлексии

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

Самостоятельно проанализируйте одно из стихотворений Тютчева: «Silentium!», «От жизни той, что бушевала здесь…», «Еще земли печален вид…», «Фонтан».

Судьба поэта: Шеншин против Фета

1

8

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Перечитайте стихотворения «Шепотробкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…», «Сияла ночь. Лунойбыл полон сад. Лежали…», «Это утро, радость эта…», «Ждуя, тревогой объят…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях», «Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…», «Какая холодная осень…» и назовите основныетемы фетовской лирики. Как вы понимаете определение «Фет безглагольный»

«Свои особенные ноты…» (И. С. Тургенев): художественный мир Фета

1

9

Урок рефлексии

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

Выучить наизусть стихотворение «Сияла ночь…»

«Свои особенные ноты…» (И. С. Тургенев): художественный мир Фета

1

9

Урок открытия новых знаний

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Выучить наизусть стихотворение Фета на выбор учащегося

Странствователь или домосед: личность и судьба И. А. Гончарова

1

9

Урок открытия новых знаний

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Стихи поэта

Прочитайте главы учебника, посвященные биографии И. А. Гончарова

«Меж ними все рождало споры…» (А. С. Пушкин) Роман «Обыкновенная история» (обзор)

1

10

Урок открытия новых знаний

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Как вы относитесь к Адуеву-младшему в начале и конце романа? Когда он вам симпатичнее? Что, с вашей точки зрения, явилось причиной перемен, произошедших в Александре? Какое чувство оставляет эпилог? Почему роман назван «Обыкновенная история»?

Роман И.С. Гончарова «Обломов»

1

10

Урок открытия новых знаний

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

Выпишите детали, характеризующие облик и суть деятельности каждого из посетителей Обломова и реакцию самого хозяина на их визиты. Обломова и  Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев.

Типы и архетипы (роль экспозициив романе)

1

10

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Текст произведения

Письменная работа (см. Практикум.И. А. Гончаров, задание)Истолкуйте значение имени, отчества и фамилииОбломова. 2. Истолкуйте значение имени, отчества и фамилии Штольца.

«Задача существования» и «практическая истина» (Обломов и Штольц: смысл сопоставления)

1

11

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Текст произведения

Заполните аналогично заданию 7 (см. Практикум. И. А. Гончаров) «анкету» Ольги Сергеевны Ильинской (см. Практикум. И. А. Гончаров, задание 2. Ответьте, аргументируя свои размышления текстом романа (ч. 2, гл. 5 — 12; ч. 3, гл. 5, 7, 11; ч. 4, гл. 4), на следующие вопросы: Вспомните любовные коллизии классической русской литературы: есть ли пример, подобный отношениям Ольги и Обломова, в отечественной прозе, предшествующей роману Гончарова? Каковы причины разрыва Ольги и Обломова Кто виноват в этом разрыве? Почему писатель не приводит героев к счастливому исходу любовного романа? Почему Ольге не удалось «поднять Обломова с дивана? Каким Ольга хотела видеть своего возлюбленного? Любит ли Ольга Штольца?

Испытание любовью: Обломов на rendez-vous (почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?)

1

11

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Текст произведения

Прочитайте главы учебника «Обломов и Штольц: двойники-антиподы» и «Обломов на rendez-vous: поэма страсти и проза жизни». Дополните записи в тетради. Для сравнительного анализа гл. 9 ч. 1 («Сон Обломова») и гл. 9 ч. 4 (жизнь на Выборгской стороне) выпишите цитаты из романа, в которых встречаются символические обозначения понятий жизнь, смерть, сон, покой и тишина. Какие еще параллели можно обнаружить в описании бытия обломовцев и жизни на Выборгской стороне?

Идеал и идиллия (Обломовкаи Выборгская сторона. Сон Обломовакак ключ к характеру героя)

1

11

Урок рефлексии

Анализ текста по вопросам и заданиям

Текст произведения

А. Перечитайте главу учебника «Обломовщина: неоконченные споры» и подумайте, с какими оценками романа и главного героя (Н. А. Добролюбова, В. С. Соловьева, Н. О. Лосского, М. М. Пришвина) вы склонны согласиться ипочему. Какая оценка Обломова наиболее близка вам?

«Островский начал необыкновенно» (И. С. Тургенев)

1

12

Урок открытия новых знаний

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Текст произведения

Прочитайте главы учебника «Нумер четвертый: тропою Гоголя», «Новое слово: правда или клевета?», «Народный поэт: в соавторстве с Волгой» и «Русский театр: Дом Островского» и выпишите материал для сообщений: «Сценическая история пьес Островского» и «Островский как основатель русского национального театра» 2. Перечитайте д. 1 «Грозы»3. Выпишите из словаря литературоведческих терминов определения понятий: драма, трагедия, экспозиция, конфликт, ремарка, реплика, завязка, кульминация, развязка. Подготовьте чтение в лицах явл. 5 д. 1 «Грозы»

«Постройка “Грозы”»: жанр, фабула, конфликт, язык

1

12

Урок рефлексии

Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

1. Прочитайте главы учебника «Новая драма: памятник тысячелетней России», «Реалист-слуховик: узорчатый язык», «Сборный город: жизнь по законам “Домостроя». 2. *Охарактеризуйте одного из персонажей (по вашему выбору на основе его речи.3. Найдите в репликах разных героев упоминания о грехе Какой смысл вкладывает каждый из персонажей в это понятие? Кто, с вашей точки зрения, считает грех религиозным преступлением, а для кого упоминание о грехе — необходимая формальность, которая помогает приспособиться к «жестоким нравам» города Калинова, или средство запугивания окружающих.

«Жестокие нравы» города Калинова: кто виноват?

1

12

Урок рефлексии

Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Найдите в толковом словаре определения понятий свобода и воля. Есть ли между ними смысловые и стилевые различия? Почему персонажи «Грозы» говорят именно о воле? терминов. Подготовьте выразительное чтение монолога Катерины (д. 5)

Проблема свободы и воли

1

13

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

1. Прочитайте в учебнике главы «Спор о времени: свои и чужие», «Катерина и другие: грех и воля», «Гроза над миром злободневное и вечное» и вопросы к пьесе «Гроза». Выберите из них суждения о «Грозе» Н. А. Добролюбова, Д.И. Писарева, А. А. Григорьева, П. И. Мельникова-Печерского, Ф. М. Достоевского и др. Взгляды какого критика наиболее близки вам.

Проблема свободы и воли

1

13

Урок рефлексии

Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Роль пейзажа, смысл заглавия.

Спор о «Грозе»: временное и вечное

1

13

Урок открытия новых знаний

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

 Прочитайте главы учебника «Усадьба и университет: прозаи поэзия», «Светский лев: роковая любовь», «Писательскиталец: западник — о России», «Трезвый среди пьяныхссоры и разрывы», «Хранитель предания: культура какродина» и заполните таблицу, в первую графу которойкратко выпишите те сведения о Тургеневе, которые показались вам интересными (интригующими, забавными, поразительными), а во вторую — те, которые, с вашей точкизрения, необходимы для понимания Тургенева как писателя (см. Практикум.И. С. Тургенев, задание)

Судьба Тургенева: в согласии с эпохой и культурой

1

14

Урок рефлексии

Анализ текста по вопросам и заданиям

Тетради для контрольных работ

Читаем роман «Отцы и дети».

Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя. Эволюция героя от Рудина к Базарову

1

14

Урок рефлексии

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

 Обратитесь к толковому словарю и дайте определения понятий нигилизм, нигилист, разночинец и радикал. Найдитев Интернете слова нигилизм и нигилист и посмотритесколько раз и в каких значениях они встречаются.

«Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты». Герой времени: нигилист как философ

1

14

Урок рефлексии

Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Составить в тетради тезисный план с цитатами «Убеждения Базарова – нигилиста»:1. Отношение к общественно-политическому устройству России. 2.Отношение к труду. 3. Отношение к природе. 4. Отношение к искусству.  5. Отношение к семье, любви.

«Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты». Герой времени: нигилист как философ

1

15

Урок рефлексии

Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Подготовьте выступления по следующим темам:1. Базаров и братья Кирсановы.2. Базаров и родители.3. Нигилист и псевдонигилисты.4. Базаров и Аркадий.

«Долой авторитеты»

1

15

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

«Испытание любовью» в произведениях Тургенева как одно из главных испытаний героев: Павел Петрович Кирсанов, Николай Петрович. История жизни Анны Сергеевны Одинцовой. К кому вы ее отнесете: к «отцам» или «детям»? Что сближает ее с Базаровым, а что отличает от него?

«Долой авторитеты»

1

15

Урок открытия новых знаний

Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Мотив Прекрасной Дамы (во многом автобиографический) в истории любви Павла Петровича Кирсанова к княгине Р. Анализ сцены дуэли Павла Петровича и Базарова Художественные приемы изображения героев в этой сцене (ирония, комический диалог, внутренний монолог, знаковые художественные детали, пейзаж и др.) и их роль враскрытии авторского замысла.

Базаров на rendez-vous: испытание любовью

1

16

Урок контроля

Письменная работа

Учебник, презентация, таблицы

Письменная работа Базаров умирает нигилистом, преодолевшим кризис «веры», или романтиком? «Что же сталось с остальными лицами нашего рассказа? «Доскажите» судьбы героев романа.

Испытание смертью. Смысл эпилога

16

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Можно ли назвать роман «Отцы и дети» «Накануне»? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике. Согласны ли вы с автором учебника?. 2. Сочинение-миниатюра: Смысл названия романа. Какой смысл вкладывает Тургенев в понятия «отцы» и «дети»?

Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых? Автор и его герой

1

16

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Тетради для творческих работ

Выясните значение слова аннотация. Подготовьте аннотацию на одну из статей о романе (по выбору): М. А. Антонович «Асмодей нашего времени», Д. И. Писарев «Базаров», Н. Н. Страхов «И. С. Тургенев. “Отцы и дети”» по плану: А. Принадлежность автора статьи к общественно политическому лагерю. Б. Оценка Базарова и его оппонентов. В. Общий смысл романа в представлении автора статьи. Прочтение тургеневского замысла. 2. Напишите небольшой отзыв или критическую заметку об одной из статей о романе Тургенева, используя полемические конструкции, публицистическую и эмоционально оценочную лексику («автор отрицает», «приравнивая к «в целом характеризуется как», «пасквиль на молодое поколение», «панегирик», «вопреки мнению», «категорически не согласен», «обвинения в адрес», «анализ причин и т. д.

Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия.

1

17

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Тетради для творческих работ

Прочитайте главы учебника, посвященные тургеневскому роману («Герой времени: нигилист как философ», «Отцы и дети: оригиналы и пародии», «Три испытания: дуэль, любовь, смерть»), и дополните записи в тетрадях понравившимися суждениями автора учебника о романе.

Судьба и мировоззрение Ф. М. Достоевского: «я перерожусь к лучшему»

1

17

Урок открытия новых знаний

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Тетради для творческих работ

Выпишите из словаря литературоведческих терминов или найдите в учебнике определения понятий: фабула, сюжет аллюзия , реминисценция, психологизм, фантастическое Тип, идея, интрига, полифонический роман, диалогический роман

Судьба и мировоззрение Ф. М. Достоевского: «я перерожусь к лучшему»

1

17

Урок рефлексии

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

Письменный ответ на вопрос А. Как вы понимаете слова И. Н. Сухих о Достоевском «Судьба писателя: между “есть Бог” и “нет Бога» Б. Что к вашим представлениям о жизни и личности писателя добавляют воспоминания его жены, Анны Григорьевны Достоевской (см. Практикум. Ф. М. Достоевский)

«Преступление и наказание» как идеологический роман

1

18

Урок рефлексии

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

Читаем роман «Преступление и наказание»

«Петербургский миф» Достоевского: город и герои.

1

18

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Групповые задания (см. Практикум. Ф. М. Достоевский) Подготовьте рассказы о судьбах персонажей: Семена Захаровича и Катерины Ивановны Мармеладовых, Пульхерии Александровны и Дуни Раскольниковых, Сони Мармеладовой, Лизаветы (по выбору группы), ориентируясь на первое впечатление о герое, портрет, речь, описание жилища персонажа, самооценку или оценку персонажа окружающими, итоги его судьбы, связь персонажа с Раскольниковым

«Униженные и оскорбленные» в романе

1

18

Урок рефлексии

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

 Перечитайте гл. 5 ч. 3 романа, где идет речь о теории Раскольникова. Прокомментируйте имена исторических деятелей, упоминаемых в связи с теорией Раскольникова (Солон Ликург, Магомет, Наполеон и др)

Раскольников как «человек идеологический»: «последние вопросы»

1

19

Урок открытия новых знаний

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Перечитайте эпизоды романа Достоевского, в которых герой видит сны. Какую смысловую нагрузку несут сны в «Преступлении и наказании».

Раскольников как «человек идеологический»: «последние вопросы»

1

19

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Образы Лужина и Свидригайлова. Постарайтесь самостоятельно посмотреть фильм «Преступление и наказание» режиссера Л. А. Кулиджанова и напишите небольшой отзыв о нем. Расшифруйте именования героев Достоевского. Какова семантика имени и фамилии Раскольникова, Свидригайлова, Лужина, Сони Мармеладовой.

Раскольников, его двойники и антиподы

19

Урок рефлексии

Учебник, презентация, таблицы

 Прочитайте главу учебника «Герой и теория: проверка жизнью». Дополните записи, сделанные на уроке. Перечитайте эпилог романа.Когда и по какой причине происходит перерождениеРаскольникова?

Раскольников, его двойники и антиподы

20

Урок рефлексии

Учебник, презентация, таблицы

 Сопоставьте место действия и образ времени в основной части романа и в эпилоге.  Роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря вромане Достоевского. Предположите, почему вопреки Евангелию, писатель говорит не о воскрешении, а о воскресенииЛазаря

«Испытание идеи»: фабульный финал и эпилог романа. Достоевский как писатель ХХ века

1

20

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Текст произведения

Написать сочинение по роману «Преступление и наказание» на тему: «Сны Раскольникова и их роль в романе»

«Мир гения, тем более такого, как Достоевский, - это действительно целый мир…» (Ю.И. Селезнёв).

1

20

Урок рефлексии

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

По главам учебника «Начало: “Весь мир погибнет, если я остановлюсь…”», «Пятидесятые годы: от “Детства” к “Казакам”», «Шестидесятые — семидесятые годы: от эпопеи к роману», «Великий перелом: борьба с историей» составьте план «Основные этапы творческого пути Толстого.

«Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…» (Л. Н. Толстой)

1

21

Урок открытия нового знания

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Читаем 1 часть 1 тома романа «Война и мир»

«Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…» (Л. Н. Толстой)

1

21

Урок открытия нового знания

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Читаем 1 часть 1 тома романа «Война и мир»

«Это как Илиада»: проблематика и жанр романа «Война и мир». Смысл заглавия

1

21

Урок рефлексии

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

Перечитайте ч. 1 т. 1 романа «Война и мир». Самостоятельно подготовьтесь к работе с тремя эпизодами романа: «Раут в салоне Анны Павловны Шерер» (т. 1, чгл. 1 — 5), «Именины в доме Ростовых» (т. 1, ч. 1, гл и «В Лысых Горах» (т. 1, ч. 1, гл)По какому принципу «сцеплены» эти эпизоды? Какой персонаж связывает их?

«Война и мир» как «Война и семья»: «породы» людей у Толстого

1

22

Урок рефлексии

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

 Перечитайте гл. 8, 12, 15 — 17, 19 — 21 ч. 2 т. 1 романа. Выпишите из описания начала Австрийской кампании и Шенграбенского сражения по одной цитате, максимально полно раскрывающей отношение к войне и самоощущение на войне князя Андрея Болконского, Николая Ростова капитана Тушина, Федора Долохова. Подготовьтесь к аналитическому чтению эпизодов: «Атака Павлоградского полка: Николай Ростов в бою» (т. 1, ч гл. 19), «Долохов в бою и после боя» (т. 1, ч. 2, гл. 20), «На батарее Тушина» (т. 1, ч. 2, гл. 17, 20 — 21), «Князь Андрей на батарее Тушина и в избе Багратиона» (т. 1, ч. 2, гл 21).

«1805 год»: Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов и «незаметные герои»

1

22

Урок открытия новых знаний

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Перечитайте описания Шенграбенского и Аустерлицкого сражений. Заполните в тетради таблицу (см. Практикум. Л. Н. Толстой, задание 16)

«1805 год»: Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов и «незаметные герои»

1

22

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Заполните вторую и третью графы таблицы («Шенграбенское сражение» и «Аустерлицкое сражение») (см. Практикум. Л. Н. Толстой, задание 16)

«Диалектика души» и «диалектика

поведения» толстовских героев

1

23

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Перечитайте следующие эпизоды т. 2 романа: «Проигрыш Николая Ростова Долохову» (ч. 1, гл. 13 — 16), «Две встречи князя Андрея со старым дубом» (ч. 3, гл. 1, 3), «Охота Ростовых» (ч. 4, гл. 3 — 6), «Молодые Ростовы у дядюшки (ч. 4, гл 7)

«Настоящая жизнь людей»

1

23

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Выучите наизусть одно из толстовских описаний природы.

Андрей Болконский: «живая мысль»

1

23

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Образ Андрея Болконского.  СМ. план в тетради

Андрей Болконский: «живая мысль»

24

Урок открытия новых знаний

Учебник, презентаци, таблицы

Образ Андрея Болконского.  СМ. план в тетради

Пьер Безухов: «живая душа»

1

24

Урок рефлексии

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Текст произведения

Групповые задания (см. Практикум. Л. Н. Толстой, задание 29)

Пьер Безухов: «живая душа».

1

24

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Соберите в эпизоде «Именины у Ростовых» (т. 1, ч гл. 8, 10, 11, 16, 17) материал, который позволит вам познакомить одноклассников с Наташей Ростовой (портрет, речь, значимые для обрисовки образа художественные детали, черты характера, отношение к окружающим) и подготовьте сообщение «Первое знакомство с Наташей Ростовой.

Наташа Ростова: «живая жизнь»

25

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Подготовьте чтение по ролям диалога Наташи и Сони. Как раскрываются характер и внутренний мир Наташи в эпизоде «Ночь в Отрадном» (т. 2, ч. 3, гл)

Наташа Ростова: «живая жизнь»

1

25

Урок рефлексии

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

Заполните таблицу «Образы Наполеона и Кутузова в “Войне и мире»

 (см Практикум. Л. Н. Толстой, задание32)

Война 1812 года: Наполеон и Кутузов. Философия истории

1

25

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Перечитайте эпизод «Переправа польских улан через Неман» (т. 3, ч. 1, гл. 2). Почему «наполеоновская тема» открывается рассказом о бессмысленной гибели людей из преданности Наполеону? Перечитайте эпизод «Оставление Смоленска. Купец Ферапонтов» (т. 3, ч. 2, гл. 4). Сопоставьте поведение русских людей в этом эпизоде с поведением польских улан. Чем различаются мотивы их поступков?

Война 1812 года: Наполеон и Кутузов. Философия истории

1

26

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Прочитайте главу учебника «Философия истории: мысль народная и свобода воли» и дополните записи в тетрадисделанные на уроке. Перечитайте гл. 1 — 11 ч. 3 т. Выберите эпизоды, посвященные Пете Ростову. В чем заключается внутренняя связь сцен, описывающих заботу Пети о французском барабанщике, сон Пети и его гибель.

«Все хорошо, что хорошо кончается»: эпилог романа

1

26

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Прочитать фрагменты романа «Генерал и его армия» Г. Владимова

Урок внеклассного чтенияпо роману Г. Н. Владимова «Генерал и его армия»

1

26

Урок открытия новых знаний

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Прочитайте в учебнике главы, посвященные биографии М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Ссыльный литератор: Салтыков и Щедрин», «Странный чиновник: “красный вице-губернатор”», «Строгий редактор: школа “Отечественных записок”», «Суровый сатирик: путем Эзопа».

«Писатель, которого сердце… переболеловсеми болями… общества…»

1

27

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Прочитайте сказку «Христова ночь», которой завершаетсяцикл сказок, и письменно сформулируйте ответ на вопрос:можно ли согласиться с утверждением, что мир у Щедрина«не порочен изначально, он лишь искажен, и пришествиеПравды-Христа вернет его к былой гармонии» (М. Назаренко)

Глупов перед судом истории

1

27

Урок открытия новых знаний

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Прочитайте в учебнике главы, посвященные «Истории одного города». Как, с точки зрения И. Н. Сухих, можно ответить на вопрос о трагических противоречиях русской истории? Что такое коллективные образы? Какие коллективныеобразы Щедрина вы можете назвать? Как исследователи творчества Салтыкова-Щедрина и авторучебника трактуют финал романа

Глупов перед судом истории

1

27

Урок рефлексии

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

Индивидуальные сообщения

Проблема финала: оно и егоинтерпретации. «История одного города» в ХХ веке

1

28

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Письменная работа. Последняя, так и ненаписанная книгаСалтыкова-Щедрина называется «Забытые слова». Какиеслова вам кажутся забытыми сегодня?

Урок внеклассного чтения

1

28

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Подготовьтесь к самостоятельной работе на уроке (см. Практикум. Н. А. Некрасов, задание 4)

Лирический герой Н. А. Некрасова: нервы,слезы, любовь

1

28

Урок открытия нового знания

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Подготовьтесь к самостоятельной работе на уроке (см. Практикум. Н. А. Некрасов, задание 4)

«Я дал себе слово не умереть на чердаке»: судьба Н. А. Некрасова

1

29

Урок открытия новых знаний

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

 Прочитайте стихотворения «Нравственный человек», «Современная ода», «Колыбельная песня», «Огородник», «Забытая деревня», «Школьник», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда», «Тройка», «В полномразгаре страда деревенская…», «Орина, мать солдатская» и сгруппируйте их по темам. Подберите цитаты из стихотворений поэта, которые могли бы служить названием каждой темы. Объясните свойвыбор (см. Практикум. Н. А. Некрасов, задание 5)

Муза Н. А. Некрасова

1

29

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

(см. Практикум. Н. А. Некрасов, задание 8)

«Я призван был воспеть твои страданья,терпеньем изумляющий народ…»

1

29

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Индивидуальные сообщения

«В поэму войдет вся Русь».Жанр, композиция и герои поэмы Н. А. Некрасова«Кому на Руси жить хорошо»

1

30

Урок открытия новых знаний

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

Индивидуальные сообщения по поэме. Образы ЕрмилаГирина, Матрены Тимофеевны, Савелия, ГришиДобросклонова (см. Практикум. Н. А. Некрасов, задание13)

Автор и герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

1

30

Урок рефлексии

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

Письменная работа (см. Практикум. Н. А. Некрасов, задание 14)

Смена литературных поколенийЛитературная ситуация 1880-х годов

1

30

Урок открытия новых знаний

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Прочитайте главы учебника, посвященные Чехову: «Таганрог: гимназия, море, театр», «Москва: улица, редакция, университет», «Сахалин и Мелихово: каторга, деревня, палата № 16», «Ялта: белая дача и последний сюжет»

«Кто же будет историком остальных

уголков, кажется, страшно многочисленных?»

1

31

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Подготовьте сообщение об одном из прочитанных вами ранее рассказов Чехова (перескажите фабулу рассказа, определите его тему, жанр). Попытайтесь построить размышление о рассказе, отталкиваясь от «знаковой» художественной детали (шинель Очумелова в «Хамелеоне», вицмундир Червякова в «Смерти чиновника», гимназический мундирчикНафанаила в «Толстом и тонком». Охарактеризуйте тип героя (при этом можно воспользоваться типологией героев русской литературы ХIX века. В чем необычность чеховского героя с этой точки зрения?

«Я не писатель — я …» (М. А. Булгаков)

1

31

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Прочитать рассказ «Ионыч»

«Суждены нам благие порывы…»(рассказы «Ионыч» и «Дама с собачкой»)

1

31

Урок рефлексии

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Прочитать «Палата № 6»

Идеологическая повесть Чехова:  конкретно-исторический и общечеловеческийсмысл («Палата № 6», «Дом с мезонином»)

1

32

Урок открытия новых знаний

Совершенствование навыков тезисной записи, работа с

литературоведческими терминами

Учебник, презентация, таблицы

Прочитать рассказ «Студент»

«Дар проникновения»

(рассказ А. П. Чехова «Студент»)

1

32

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Прочитать пьесу «Вишневый сад»

«…В моей пьесе, как она ни скучна,есть что-то новое…» (А. П. Чехов)

1

32

Урок открытия новых знаний

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

Прочитайте главы учебника «Первые оценки: старое и новое», «Герои: типы и исключения», «Персонажи: второстепенные и главные» и ответьте на следующие вопросы: Как вы поняли, на какой основе группируются персонажи в чеховской пьесе? Можно ли считать «Вишневый сад» пьесой о разорении дворянских имений и переходе их в рукиновых владельцев? О чем для вас пьеса «Вишневый сад»?

«Удвоенное бытие»: герои«Вишневого сада»

1

33

Урок рефлексии

Комментирование отрывков произведения художественный пересказ. Анализ текста по вопросам и заданиям

Учебник, презентация, таблицы

Найти образы-символы в пьесе и дать им смысловую интерпретацию

«Удвоенное бытие»: герои«Вишневого сада»

1

33

Урок рефлексии

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

Почему пьесу, где герои одиноки, где людьми утрачен«дар проникновения»,  автор назвал комедией?

«Пьесу назову комедией»: проблемажанра

1

33

Урок рефлексии

Работа с учебником, с литературоведческим словарем

Учебник, презентация, таблицы

Пользуясь справочниками и «хронографами» в учебнике,составьте таблицу «Русские романы второй половиныХIХ века», указав дату, автора и название произведения.

«Век девятнадцатый…»: итоги века

1

34

Урок рефлексии

Комментарии к прочитанным отрывкам, ответы на проблемные вопросы

Учебник, презентация, таблицы

Придумайте формулы-определения второго и третьего периодов русского реализма, опираясь на составленную дома таблицу«Русские романы второй половины XIX века».

«Век девятнадцатый…»: итоги века

1

34

Урок контроля

Работа с учебником, с литературоведческим словарем

Учебник, презентация, таблицы

Ознакомиться с предложенным списком произведений для чтения летом

Подведение итогов изучения литературы в 10 классе

1

34

Урок рефлексии

Беседа

Презентация

Не задано


Лист регистрации изменений к рабочей программе

литература 10 класс (базовый уровень)

учителя Таллеровой Елизаветы Ивановны

№№

пп

Дата

изменения

Причина

изменения

Суть изменения

Корректирующие действия


Отчет о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию  по литературе      

Учитель           Таллерова Елизавета Ивановна

Предмет          литература

Класс               10А, Б, В, Г, Д  база

Количество часов:   в неделю –  3 часа; в год – 102 часа

Программа       «Русский язык и литература (базовый уровень): программа для 10—11 классов: среднее общее образование /Т.М.Воителева, И.Н.Сухих. — М.: Издательский центр «Академия», 2014

Учебник           И.Н.Сухих. Литература: учебник для  10 класса: среднее общее образование (базовый уровень):  в 2-х частях/ И.Н.Сухих.-5-е изд.- М.: Издательский центр «Академия», 2018.

в 1 четверти - ____ часа (сов); во 2 четверти - ____ часа (сов);

в 3 четверти - ____ часа (сов); в 4 четверти - ____ часа (сов);         в год - _____ часа (сов)

10А

10Б

10В

10Г

10Д

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....