Семейное чтение за круглым столом как способ воспитания высоконравственной личности.
учебно-методический материал (6, 7, 8, 9 класс)

Пашикова Екатерина Андреевна

Диссеминация опыта работы с родителями. Позволяет интегрировать чтение за круглым столом в воспитательную работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_za_kruglym_stolom.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное чтение за круглым столом как способ воспитания высоконравственной личности.

Пашикова Е.А., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Приучая ребенка к книге, вы не просто учите его читать,

 но и делаете его будущую жизнь ярче, интереснее и богаче.

Олег Рой

Современный мир диктует школьнику свои требования, дарит много возможностей, призывает к постоянному совершенствованию навыков и умений, настраивает быть мобильным и коммуникабельным, креативным и гибким, пытливым и целеустремленным. Система образования организовывает учебный и внеурочный процесс так, чтобы школьник мог регулярно совершенствовать свои навыки, познавать много направлений и становиться будущим профессионалом своего дела. Но среди этого многообразия возможностей очень важно сохранить качества, отличающие высоконравственную личность. При этом первостепенную роль в формировании личности ребенка играет семья, потому что именно в ней закладывается как интерес к миру, так и основа человеческого взаимодействия.

Каждый родитель мечтает, чтобы его дети выросли достойными и интересными людьми, которые впоследствии найдут свое место в обществе. Что может помочь воплотить эту мечту в жизнь? Ответ прост: это желание и умение читать. Принято полагать, что книга не имеет равных по способности устанавливать взаимопонимание между поколениями. Во время чтения ребенок думает, сопереживает героям, проецирует ту или иную ситуацию на свой жизненный опыт. Когда в семье происходит совместное чтение, это, бесспорно, приводит к сближению и тесному пониманию между взрослыми и ребенком. Совместное чтение в семье имеет для ребенка огромное значение:

-обмен опытом между взрослым поколением и младшим,

-совместное чтению формирует умение слушать, развивает слуховую память,

-семейное чтение – это возможность развития навыков критического мышления,

-благодаря чтению в семье появляются темы для общения с ребенком,

-это прекрасная семейная традиция, укрепляющая близость между членами семьи.

Формировать эту семейную традицию лучше с самого детства, но можно начать работу в любом возрасте.

Школа играет важную роль в процессе социализации и воспитания обучающихся. И поэтому связь между школой в целом, родителями и детьми – необходимое условие для формирования зрелой личности ребенка, способного проявлять устойчивую нравственную позицию. Такие предметы, как литература и родная литература (русская), дают возможность поддержать интерес ребенка к чтению.

Одной из педагогических практик, зарекомендовавших себя с положительной стороны, считается организация круглого стола в классе для семейного чтения литературного произведения и его дальнейшего обсуждения. В рамках реализации проектов «Осмысленное чтение» и «Функциональная грамотность» применять данный метод работы с родителями и детьми особенно актуально. Есть масса вариантов организации подобной формы работы. Остановимся на примерном плане, апробированном ранее и имевшем успех среди детей и родителей.

Подготовка к проведению круглого стола основывается на трех этапах:

  1. Анкетирование среди родителей и детей с целью выявления опыта семейного чтения.
  2. Отбор нескольких семей для участия в круглом столе посредством результатов опроса.
  3. Предварительное знакомство с семьями (просмотр их визитных литературных карточек), а также знакомство с личностью автора, с которым планируется взаимодействие в ходе заседания круглого стола. Организация комфортного места проведения круглого стола. Можно организовать небольшой чайный стол, чтобы создать непринужденную обстановку, в которой будет интересно и уютно знакомиться с текстом.

Реализация замысла:

  1. Вступительное слово учителя, оглашение плана работы и регламента.
  2. Совместная работа с текстом: чтение текста в том числе с помощью различных приемов работы с текстом: чтение с остановками, чтение с пометками и др.
  3. Анализ произведения можно осуществлять при помощи использования различных видов чтения: изучающего, ознакомительного или вдумчивого.
  4. В ходе работы с произведением, непосредственно малым по объему, важно продумать интересные задания для семей. В данном случае это будет зависеть от возраста школьников. Например, ученикам младшего и среднего возраста будет интересно совместно с родителями составить кроссворд к тексту, а взрослых учеников и их родителей можно попросить придумать «толстые» и «тонкие» вопросы к тексту и затем задавать их друг другу. Можно составить семейный синквейн или кластер по образу того или иного персонажа. Выбор приемов очень велик.
  5. Итогом совместного чтения и обсуждения может стать запись в общий читательский дневник класса, составления коллективного письма герою или будущему поколению. Важно грамотно подвести итог работе, чтобы у участников процесса сохранились высокий интерес и замотивированность к дальнейшей деятельности.

Важно понимать, что реализовать подобное мероприятие способен не только учитель литературы, но и непосредственно классный руководитель, который вместе с родителями заинтересован в формировании высоконравственной личности школьника.

Подводя итог своему выступлению, хочется обратиться к словам писателя Петра Павленко: «Семья, где не читают книг, – семья духовно неполноценная». Нельзя не согласиться с метким словом писателя. Ребенок – это тот человек, ради которого учитель ежедневно реализовывается как профессионал. Хочется пожелать, чтобы труд учителя, основанный на взаимодействии с семьей, принес еще больше результатов в воспитании ребенка. И книга, безусловно, поможет в этом важном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей учащихся 6А класса (с использованием «мозгового штурма») Семейное воспитание и здоровье наших детей

Круглый стол для родителей учащихся 6А класса(с использованием «мозгового штурма»)Семейное воспитание и здоровье наших детей...

Круглый стол "Семейные ценности" для учащихся 9-11 классов

Круглый стол  "Семейные ценности" для учащихся 9-11 классов. «Крепка семья – крепка Россия. Семья и семейные ценности»Цель: сформировать представления о семье как части общества, о роли и ме...

Консультативный пункт: «Школа и семья» Тема: «Семейное воспитание: у нас в семье так…Обмен опытом. Круглый стол»

Консультативный пункт: «Школа и семья»Тема: «Семейное воспитание: у нас в семье так…Обмен опытом. Круглый стол»Это материал-тезисы для проведения Круглого стола по вопросам семейного воспитания....

Программа развития высоконравственной личности и воспитания детей обучающихся на народном отделении

Программа воспитания высоконравственной личности направленная на развитие гражданско-патриотического воспитания, семейного воспитания, правового воспитания и т.д....

Круглый стол по теме "Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, способам оказания психологической поддержки участников образовательного процесса"

Одним из основных направлений деятельности образовательной организации в рамках профилактики суицидов обучающихся является выявление  детей группы суицидального риска.Анализ случаев суицидов и ин...

ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ

Чтение – это  величайшее открытие. Только читая, мы можем осмыслить и переосмыслить свою жизнь, поступки других людей, задуматься о своем месте в этом мире. А семейное чтение – это ещ...

Круглый стол для родителей обучающихся на тему: «Семейное воспитание. Ответственность несовершеннолетних за правонарушения».

Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.Задачи:Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.Содействовать формиро...