Конспект открытого урока "Особенности жанра притчи"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Князева Анна Андреевна

Цель: актуализировать навык смыслового чтения с помощью использования приёма интеграции и интерпретации информации.

Задачи  урока:

1. Познавательные: закрепление знаний о видах чтения; умение использовать  приёмы смыслового чтения; работа с текстом.

2. Развивающая: обогащение словарного запаса; развитие речевых навыков; формирование коммуникативной компетенции.

3. Воспитательная: формирование доброжелательного отношения к окружающему миру; осмысление морально-нравственного выбора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otk_urok_lit-ra_12.05._knyazeva_aa.docx597.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Тема урока: «Притча. Особенности жанра»

Тип  урока:  обсуждение с элементами самостоятельной работы с текстом. 

Цель: актуализировать навык смыслового чтения с помощью использования приёма интеграции и интерпретации информации.

Задачи  урока:

1. Познавательные: закрепление знаний о видах чтения; умение использовать  приёмы смыслового чтения; работа с текстом.

2. Развивающая: обогащение словарного запаса; развитие речевых навыков; формирование коммуникативной компетенции.

3. Воспитательная: формирование доброжелательного отношения к окружающему миру; осмысление морально-нравственного выбора.

Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал (карточки с вопросами и заданиями).

Ход урока

Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим об одном очень интересном жанре литературы. Но для начала я предлагаю вам прочитать текст, который вы видите на экране проектора.

Притча «***» (слайд 1)

Когда-то давно Старик открыл своему Внуку одну жизненную истину:

— В каждом из нас идет борьба, очень похожая на борьбу двух Волков. Один Волк – чёрный − олицетворяет гнев, зависть, ревность, жалость к себе, эгоизм, гордыню, ложь. Другой – белый – несёт радость, мир, любовь, надежду, истину, спокойствие, сострадание, доброту и верность. Оба волка постоянно борятся внутри каждого из нас.

Внук, тронутый до глубины души словами Старика, задумался, а потом спросил:

— А какой Волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

                                                   

- На какой жанр похож данный текст? А чем отличается?

(На басню. Отличается от басни тем, что написан в прозе, а также имеет более глубокий смысл)

- Да, вы правы. Такой жанр называется притчей. Попробуйте сформулировать определение этого жанра.

(Притча – это небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме)

Давайте откроем тетради. Запишем число и тему урока «Особенности жанра притчи».

- Ребята, притча – это не просто текст, не просто какой-то рассказ. Каждая притча может чему-то научить, в ней заложен определённый урок, маленький или большой закон мира, в котором мы живём. Притча – это своеобразный источник мудрости. 

 Давайте обратимся к тексту и попробуем выбрать подходящую иллюстрацию к этой истории (слайд 2). Вы можете выбрать только один номер. Голосуем!

Отлично! Перед вами на столах лежат рабочие карточки, подпишите их и запишите номер понравившейся вам иллюстрации. Сравните свой выбор с вашим партнёром по лицу.

В этих карточках мы будем отмечать важные элементы анализа текста притчи. А теперь мы приступаем к работе с текстом.

Работа с притчей

1.Кто главные герои притчи?

Старик и Внук

2. Что представляет собой каждый волк?

Один волк представляет зло: зависть, ревность,

гордыню, эгоизм, ложь.

Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину,

доброту и верность.

3. Что представляет собой  борьба двух волков?

Внутренний мир человека

4. Как Вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука

Каким я буду человеком -  Добрым или Злым -  

зависит от меня самого

5. В чем нравственный урок притчи?

Эта притча заставляет меня задуматься:

какой я – добрый или злой?

Она учит нас воспитывать в себе добро

6. Какое название можно придумать к этой поучительной истории? Запишите его в карточке ответов.

- У данной притчи есть своё название – «Два волка». Как вы думаете, в каком значении автор представляет нам персонажей? В прямом или переносном, иносказательном смысле?

Работа в парах

 Выберите пословицу, которая больше всего подходит к прочитанной притче, посовещайтесь с партнёром по плечу и аргументируйте свой выбор. Вы должны стремиться прийти к общему ответу.

Добра, что клада, ищут, а худо под рукой.

Добро наживай, а худо изживай.

Добро не лихо — ходит тихо.

Добро поощряй, а зло порицай.

Добро сеять — добро и пожинать.

Доброе семя — добрый и всход.

За доброе жди добра, за худо худа.

Тьма света не любит, злой доброго не терпит.

Умный от зла бежит, а глупый его догоняет.

Учись доброму — худое на ум не пойдет.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Подведение итогов

Подведем итогЧто на самом деле значит притча в жизни человека?

- Притча всегда поучительна.

- Притча – это одновременно и мудрость, и путь к мудрости.

- Притча – это слово. Недаром в одном из своих стихотворений советский поэт

Вадим Сергеевич Шефнер написал: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести».

Действительно, слово, а в нашем случае притча, обладает невероятным могуществом.

Притча - это искусство слов попадать прямо в сердце.

Притчи – «это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы».

И все же притча – больше того, что мы уже перечислили: она тонко отражает всю удивительность и непредсказуемость человеческой жизни и истории человечества. Ни одна из философий не в силах объяснить ход истории до конца. Можно сказать, что весь мир – это притча, поэтому нам необходимы чуткость, воображение, душа, чтобы приблизиться к ее смыслу.

Резерв. Творческое задание. Раскрась, ту картинку, которая больше всего походит к прочитанной притче или нарисуй свою

http://cs425121.vk.me/v425121967/a5ff/FB27_kQn2sk.jpg

http://detskie-raskraski.ru/sites/default/files/styles/h250/public/raskraska_volk16.jpg?itok=G4sfscf4

http://raskrasochka.net/kartinki/im1876-raskraski-dlya-detey-volki-1.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/pritchiru/32128424/7881/original.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/pritchiru/32128424/7881/original.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока Малые жанры фольклора

Конспект "Малые жанры фольклора". Урок можно провести в 5-6 классах, можно использовать в неурочной деятельности Отдельно представлена дидактика к уроку...

План-конспект урока ""Фауст" Гёте - притча о человеке,о его долге,призвании и ответственности перед другими людьми"

   В   настоящее время актуальны вопросы применения в педагогической деятельности электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Учитель современной школы имеет широкие возможности ...

открытый урок "Жанр героического эпоса"

Тема урока: Жанр героического эпоса как проблема учебного исследования Учитель: Яковлева А.И.Место проведения: кабинет русского языка и литературы МСОШЦели:Обучающие:1. Обобщение знаний о м...

Конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе. Тема: «Анализ текста. Подготовка к сочинению в жанре эссе на тему «Память о военном лихолетье».

Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему «Анализ текста» - один из вариантов уроков, которые способствуют подготовке к ГИА по русскому языку. Тема сочинения актуальна  в год юбилея Поб...

План конспект урока "Вечный жанр. Басня в мировой литературе. Истоки жанра"

Приводится план-конспект урока литературы в 5 классе...

План-конспект открытого занятия. Тема "Работа над вокальными трудностями в произведениях различных стилей, направлений и жанров"

План-конспект открытого занятия с обучающимся второго года обучения по базовому курсу. В плане-конспекте поэтапно рассматриваются методические подходы к преодолению вокальных трудностей в произведения...

Конспект открытого занятия "Малые жанры фольклора"

План-конспект открытого занятия с учащимися второго года обучения творческого объединения "Татарский фольклор"....