Конспект вводного урока по родной литературе (русской) для 6 класса
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Пашикова Екатерина Андреевна

Цель: сформировать у обучающихся представления о родной литературе (русской) в контексте этнокультурного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rl_kak_sposob_poznaniya_zhizni_6_kl.docx23.67 КБ
Реклама
Подтяните знания с репетитором за лето

Начните заниматься летом, чтобы разобраться в сложных темах без стресса от школьной нагрузки, оценок и домашних заданий — одного занятия в неделю будет достаточно.

вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Класс: 6

Урок № 1

Тема: Родная литература как способ познания жизни.

Цель: сформировать у обучающихся представления о родной литературе (русской) в контексте этнокультурного образования.

Задачи:

Познакомить с особенностями родной литературы (русской),

Развивать навыки осмысленного чтения, умения работать в команде,

Воспитывать уважительное отношение к родной литературе и к народам, проживающим на территории России.

Тип урока: урок-исследование.

Ход урока:

  1. Организационный момент. 1 минута.
  2. Стадия вызова. Формирование темы урока. Целеполагание. Информация о рабочем листе. 3 минуты.

Возможный вариант: Напишите, как звучит и как выглядит словосочетание «Родная литература»:

Выглядит, как…

Звучит, как…

Возможный вариант: ассоциативный кластер «Родная литература». Как вы понимаете данное словосочетание? Напишите все возможные слова-ассоциации.

-Ребята, глядя на свои записи, устно сформируйте ваше первичное понимание родной литературы.

(вместе с учителем формируется понятие)

-Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О родной литературе и о ее своеобразии).

-Какую цель поставим? (сформировать представление о родной литературе)

-Тема нашего урока – «Родная литература (русская) как способ познания жизни».

    III.  Стадия осмысления.

1) Мотивация к деятельности. 2 минуты

-На территории нашего большого города Москвы проживает более 70 различных национальностей и народов, представители которых уважительно относятся к культуре друг друга. Почему родная литература (русская) изучается всеми учениками нашего класса, независимо от того, к какой нации или народности они принадлежат? (Потому что все мы проживаем на территории России, а значит, русская литература для нас родная).

-Что в вашем понимании значит «познать жизнь»? (Получить опыт)

-Ребята, как вы считаете, из чего строится ваш жизненный опыт? Откуда вы можете его получить? (Родители, школа, обучающие курсы, жизненные ситуации…)

-Давайте предположим, что познать жизнь, получить жизненный опыт можно и при помощи изучения родной русской литературы. Возможно ли это, да или нет? Спасибо за ваши версии, в течение урока вместе будем возвращаться к нашей гипотезе и проверять ее.

2) Работа с литературным материалом. После каждого упражнения вместе будем делать вывод, не забывайте отмечать его в рабочем листе в правом углу.

А) Чтение и частичный литературный анализ стихотворения Всеволода Рождественского «Русская природа» (8 минут)

Всеволод Рождественский

Русская природа

Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Свозь дождик солнцем улыбалась мне.

Когда порою изменяли силы
И обжигала сердце горечь слез,
Со мною, как сестра, ты говорила
Неторопливым шелестом берез.

Не ты ль под бурями беды наносной
Меня учила (помнишь те года?)
Врастать в родную землю, словно сосны,
Стоять и не сгибаться никогда?

В тебе величье моего народа,
Его души бескрайные поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!

Гляжусь в твое лицо — и все былое,
Все будущее вижу наяву,
Тебя в нежданной буре и в покое,
Как сердце материнское, зову.

И знаю — в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек —
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!

1956 г.

-Прием «тонкие и толстые» вопросы (фронтальная работа).

Тонкие: Верно ли, что лирический герой обращается к природе?

Какие деревья выступают символами России?

Можем ли мы утверждать, что лирический герой относится к своей родине с любовью и благодарностью?

Толстые: Объясните, почему автор сравнивает русскую природу с материнским сердцем?

Почему можно утверждать, что автор своим стихотворением провозглашает надежду на лучшее?

Как данное стихотворение помогает познать жизнь?

-Рефлексия: Запишите на рабочих листах, какие чувства вызвало стихотворение и чему научило вас

-Творческое задание.* Какая иллюстрация больше подойдет к данному стихотворению и почему?

-Этнокультурное задание**. Автор данного стихотворения воспевает родную природу, восхищается ею. Как бы вы выразили чувства к русской природе на других языках? (отвечают)

-Здорово! Ребята, вы обогатили друг друга культурой разных народов и поняли, что можно выразить любовь к русской природе и на других языках.

Б) Работа в паре. Творческая работа с текстом. 10 минут

-Познакомьтесь с высказыванием Н. Некрасова и ответьте на мои вопросы:

«В любых обстоятельствах, во что бы то ни стало, но литература не должна ни на шаг отступать от своей главной цели — возвысить общество до идеала — идеала добра, света и истины». Н.А. Некрасов 

-Как вы понимаете данные слова? (Устные ответы)

-Прочтем текст Василия Сухомлинского «Для чего говорят спасибо». Задание к тексту будете выполнять в паре.

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.
Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.
– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.
– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.
– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?
Подумай, кому нужно это слово?
Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…

-Ваша задача – в паре дописать продолжение этой сказки. Добавить к тексту автора 3-4 своих предложения.

Слушаются возможные ответы. Учитель задает вопросы:

-Как данная сказка автора соотносится с высказыванием Н. Некрасова?

-Как сказка Сухомлинского помогает познать жизнь?

В) Прослушайте текст Константина Паустовского и выпишите по ходу чтения слова, которые для вас показались новыми, ранее не используемыми вами в речи. (5 минут)

ЯЗЫК И ПРИРОДА (Отрывок из произведения «Золотая роза»)

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России - лето, обильное грозами и радугами.

Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курИтся над омутами.

В это лето я узнал нАново - на ощупь, на вкус, на запах - много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с "дождевых".

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (прОливни).

Но одно дело - знать умозрительно, а другое дело - испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

Тот народ, который создал такой язык, - поистине великий и счастливый народ.

-Ребята, какие слова выписали?

-Вернемся к нашей гипотезе вновь. Как отрывок из текста К. Паустовского помог вам познать жизнь?

-Захотелось ли вам узнать лексические значения выписанных вами слов?

Г) - Сейчас узнаем, как хорошо вы знакомы с представителями русской литературы. Работаем на интерактивной доске. Ваша задача – распределить в две группы писателей-представителей родной русской литературы и зарубежной. (2 минуты) https://uchebnik.mos.ru/material/app/343740 

IV. Стадия рефлексии. (3 минуты)

-А) Чтобы подвести итог нашему размышлению, вновь обратимся к гипотезе. Действительно ли родная литература (русская) может быть способом познания жизни? К каким выводам по ходу урока вы пришли? Какие цифры выделили как правильные и почему?

1. Изучение родной литературы (русской) поможет получить жизненный опыт.

2. Родная литература (русская) не имеет возможности обучать человека жизни.

3. Благодаря изучению родной литературы (русской) человек учится любить природу.

4. Изучение родной литературы (русской) не влияет на отношение человека к природе.

5. Родная литература (русская) позволяет сформировать представление о таких ценностях, как любовь, дружба, добро, красота и др.

6. Родная литература (русская) помогает увеличить словарный запас.

7. Родная литература (русская) – это ценность народа.

В итоге должно получиться 1, 3, 5, 6, 7.

     - Б) Оцените нашу сегодняшнюю совместную работу. Подчеркните на рабочем листе название произведения из курса родной литературы, которое соответствует результату нашей работы. Расшифровка значения названий произведений дана. (1-2 поясняют)

V.Заключительный этап. Подведение итогов учителем. (1 минута)

-На сегодняшнем нашем уроке вы хорошо поработали, сделали самый главный вывод для себя: чтобы получать жизненный опыт, важно изучать литературу той страны, в которой проживаешь и делиться этим опытом с окружающими, передавая заветы писателей. А научить вас проникать в смысл текст более глубоко вам поможет Дмитрий Лихачев, письмо которого вы прочитаете дома. Оно называется «Любите читать!». Любите читать, ребята, ведь чтение объединяет народы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по родной литературе для 5 классов

Предмет: Якутская литература. Тема урока: "Поэзия - состояние души" («Хо´оон - дуу´а хамсаа´ынын таайыы») для 5-х классов. Учитель: Павлова Мария Егоровна, учитель якутского языка и литературы МБОУ-Ко...

Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП

Родная литература (русская)  6 класс рабочая программа и КТП.  Родной язык (русский) 6 класс  рабочая программа и КТП...

Рабочая программа по предмету «Родная литература (русская )» 7 класс

Пояснительная запискаРабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана для обучения учащихся 7 классас учетом:«Концепции преподавания русского языка и литературы&ra...

Рабочая программа по предмету «Родная литература (русская )» 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели изучения учебного предмета «Родная литература (русская)»Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» разработана для функционирующи...

Конспект урока по родной литературе (русской) в 9 классе «Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны» (по рассказу «Екимова Б.П. «Ночь исцеления»)

Конспект  урока  по родной литературе (русской)в 9 классе«Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны»(по рассказу «Екимова Б.П. «Ночь исцеления&ra...

Рабочий лист для проведения вводного урока по родной литературе (русской). 6 класс.

Рабочий лист - яркое дополнение к уроку. Повышает мотивацию и вызывает положителные эмоции....