открытый урок по чтению Н. Булгаков "Анна, не грусти!" 2 класс
план-конспект урока по литературе

Дамбаева Дарима Цырендоржиевна

открытый урок по чтению Н. Булгаков "Анна, не грусти!" 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 «е»

Тема: Н. Булгаков «Анна, не грусти!». О взаимодействии и дружбе. Анализ произведения и составление плана.

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа. 

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь; раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании; познакомиться учащихся с общечеловеческими ценностями.
  • Предметные: познакомиться с рассказом Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков; делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.

Тип урока: урок открытия «новых» знаний

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник Школы России 2кл (2 ч); учебная презентация, карточки с заданием.

Этапы

Методы  и приёмы

t, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный: слово учителя

1 мин

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!”

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой

Л: формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Р: нацеливание на успешную деятельность.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

5 мин

Закончите, фразу:

“Друг – это ...”

- Какими качествами должны обладать друзья?

Наше общество на данный момент не может похвастаться этими качествами. Доброта и милосердие вырабатывалось человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

Мозговой штурм.

Закончить фразу по смыслу.

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

1 мин

Тема урока: Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Какие цели мы перед собой поставим?

  • Продолжим говорить о дружбе.
  • Познакомимся с новым произведением о дружбе.
  • Научимся делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему и т.д.

Определение темы урока и постановка целей

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Основной этап. Этап первичного синтеза

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: чтение рассказа в уч на стр 79

15 мин

-На с.79 прочитайте название рассказа Н.Булгакова. ( "Анна, не грусти!")

-Посмотрите на картинки на доске. Как вы думаете, о чем этот рассказ? (приём антиципации) Давайте, составим «Дерево предсказаний».

- Прежде чем прочитать рассказ, сначала научимся читать трудные слова, которые встретятся в этом произведении (по принципу: произнесение труднопроизносимого слова учителем – лексическое значение - хоровое чтение слова классом – индивидуальное чтение (2-3уч-ка). 

Специальная, прокорябал, незнакомых, кудрявыми, встрепенулась, счастливая, улыбнулась, не закрашенную, заплаканное, троллейбус, оказывается.

Прослушивание и чтение читающих детей.

Первичное восприятие:

Прослушивание отрывка:

  1. Какое несчастье произошло с Катей? Как она себя ведёт?
  2. Почему больницу называют особой и строгой?
  3. Как бы вы озаглавили эту часть? (Случай на горке)
  4. Как вы думаете, Аня навестит Каю в больнице?

Чтение по цепочке.

Вадим.

  1. Навестила ли Аня Катю?
  2. Каково было Кате в больнице?
  3. Почему автор обращает внимание, что Катя была в сереньком халате?
  4. Как назовем эту часть? (Катя в больнице)
  5. Как вы думаете, обрадуется ли Катя приходу Ани?

Оюна.

  1. Обрадовалась ли Катя Ане?
  2. Тогда почему же Аня заплакала?
  3. Как назовем эту часть? (Катя обрадовалась Ане)
  4. Аня уйдет, потому что девочки не слышат друг друга?

Айдар.

  1. Удалось ли поговорить девочкам?
  2. За что поблагодарила Катя Аню?
  3. Как назвать эту часть? (Разговор через стекло)
  4. Как вы думаете, Катя заплачет, когда Аня будет уходить?

Майдар.

  1. Катя заплакала?
  2. Почему Анна оставалось печальной?
  3. Какой мы видим Аню в начале и в конце рассказа?
  4. Как назовём эту часть? (Катя улыбается)

Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Чем?

Устное составление рассказа по опорным картинкам

Фронтальная проверка.

Знакомство с названием рассказа

Выдвижение предположений о содержании рассказа.

Чтение труднопроизносимых слов и их толкование

Прослушивание отрывка рассказа

Первичное восприятие (осмысление) рассказа

Чтение рассказа по цепочке.

П: Формирование умения выстраивать текст по заданной теме в единую систему. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

К: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в парах.

Р: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Физминутка

Наглядный: ТСО

Практический: выполнение физических упражнений

1 мин

- А сейчас давайте немного отдохнем.

 Танцевальная физминутка

Молодцы, присаживайтесь.

Выполнение упражнений

Этап вторичного синтеза

2 мин

- Вспомним, как же мы озаглавили каждую часть и о чем там говорилось, и составим план.

- Как мы озаглавили первую часть ? Почему? 

- Как озаглавили вторую часть? Почему? 

 - Как озаглавили третью часть? Почему?

- Как мы озаглавили четвертую часть? Почему

-Посмотрите, какой план у нас получился.

1. Случай на горке.

2. Катя в больнице

3. Разговор через стекло

4. Катя улыбается.

- Как вы думаете, зачем мы составили план? Как он вам пригодится? (Он пригодится при пересказе произведения)

Вторичное восприятие рассказа. Анализ прочитанного по вопросам учителя

Разделение текста на смысловые части;

Заголовок каждой части текста.

Р: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. 

К: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Р: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять,  уточнять высказанные мнения

5 мин

2 мин

5 мин

- Подтвердились ли наши предположения, о которых мы говорили перед чтением? («Дерево предсказаний»)

- О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили?

- Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?

- Можно ли по названию рассказа определить тему? (Дружба, взаимовыручка, сопереживание)

- Сформулируйте главную мысль рассказа.( Рассказ учит нас любви к ближнему, учит заботиться о своих близких, учит проявлять сочувствие и сопереживать. )

Беседа по иллюстрации.

- Посмотрите на иллюстрацию к рассказу? Как вы думаете, почему  художник использовал такие цвета?

Работа в парах:

Задание:

 На листочках опишите сходство и различие качеств двух героинь.

- Какими качествами обладала Катя?

- Какими качествами обладала Аня?

- Хотели бы вы быть на них похожими?

Выступление 1 пары.

Оцените свою работу.

Определение главной и второстепенной информации в тексте.

 

П: Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.  

К: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в парах.

Л: Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям

Словесный: слово учителя.

1 мин

-Прочитайте пословицы, какие из них передают смысл рассказа?

*Ищи друга, а найдешь - береги.

*Друг в беде - друг вдвойне.

*Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке.

подводят итог урока совместно с учителем;

Рефлексия

Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния

1 мин

-Подведем итоги урока:

Мы продолжили..

Мы познакомились…

Мы научились…

проводят самооценку своей деятельности

Л: участвовать в подведении итогов урока

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности

Домашнее задание

1 мин

Пересказ рассказа «Анна, не грусти!» с.79. Подготовьтесь к пересказу по плану, который мы составили.

Запись д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Открытый урок внеклассного чтения "Лицо войны" (по стихотворению В.Шефнера "Зеркало") 7 класс.

Тема урока: "Лицо войны". Технология: элементы творческой мастерской....

ОТКРЫТЫЙ УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В V КЛАССЕ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ОСКАРА УАЙЛЬДА «МАЛЬЧИК-ЗВЕЗДА».

Цель: создать условия для понимания того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира...

Открытый урок по чтению на тему "Украинская народная сказка "Колосок", 3 класс.

Открытый урок по чтению на тему "Украинская народная сказка "Колосок", 3 класс....

Конспект открытого урока по чтению и развитию речи на тему: Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» с детьми с ОВЗ.

Урок проводится о втором классе по разделу "Народные сказки". Большое внимание уделяется работе над текстом , формированию навыков выразительнлгл чтения. Урок имеет большое воспитательное значение....

Открытый урок внеклассного чтения для учащихся 8, 10 классов "Подвиг сына - подвиг матери"

На примере жизни и судьбы Степановой Епистинии Федоровны, 9 сыновей которой погибли в годы Великой Отечественной войны, рассматривалась проблема подвига матери. В ходе урока учащиеся рассказывали о жи...