"Описание быта и жизни сибирской деревни в рассказе В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Морозова Юлия Александровна

Материал представлен в виде технологической карты урока с презентацией. Урок представляет собой виртуальную экскурсию в мемориальный комплекс В.П. Астафьева в с. Овсянка Красноярского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx60.63 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx582.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литература

Класс: 6  класс

Автор УМК: В. Я. Коровина

Тема урока: Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе  В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тип урока: формирование новых знаний

Вид урока: урок – виртуальная экскурсия

Используемая образовательная технология: ТРКМЧП, ИКТ.

Цель урока:  

- образовательная: создать условия для раскрытия учащимися  идейно - нравственного содержания рассказа.

развивающая: формировать умение грамотно излагать информацию, формулировать вопрос и ответ на него, ориентироваться в необычных ситуациях; 

воспитательная: воспитывать познавательную активность в учащихся, любовь к малой родине, прививать интерес к  литературе, искусству, истории.

Задачи:

- познакомить учащихся с понятием «виртуальная экскурсия»;

- познакомить учащихся с мемориальным комплексом В.П. Астафьева в с. Овсянка;

- организовать диалог между учителем и учащимися во время экскурсии;

- при помощи материалов экскурсии организовать знакомство учащихся с бытом жителей сибирской деревни.

Оборудование:

  • учебник;
  • презентация;
  • ноутбуки с доступом в Интернет/мобильные телефоны;
  • проектор;
  • компьютер;
  • экран;
  • микрофон (по возможности).
  • таблица «INSERT»

Ход урока

Этап урока

Применяемые приемы, методы, технологии

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1.Организационный момент.

Психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность  рабочих мест. Создает благоприятный настрой на работу.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас на уроке литературы. Надеюсь, что вы получите сегодня много новых и полезных знаний.

Учащиеся:

Здороваются с учителем, проверяют готовность  уроку.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового материала.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других.

Регулятивные: самостоятельная организация своего рабочего места, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Работа с презентацией.

Беседа с учащимися.

Формулировка учащимися темы урока

Учитель мотивирует учащихся к формулировке цели урока, актуализации изученного материала, открытию «нового» знания.

Учитель: (слайд 1)

- На прошлом уроке мы познакомились с основными этапами жизни известного русского писателя – Виктора Петровича Астафьева.

- Что нового вы узнали о жизни писателя?

Учитель (слайд 2):

- Молодцы, ребята. Виктор Петрович Астафьев написал много книг. Большинство рассказов В. П. Астафьева, написанных им для детей, вошло в сборник «Последний поклон».

(слайд 3): В. П. Астафьев писал: «Рассказы для детей написаны в разное время. Почти все они о моей родине – Сибири, о далёком деревенском детстве, которое, несмотря на трудное время и сложности, всё-таки было удивительно светлой и счастливой моей порой».

Учитель (слайд 4):

- Обратите внимание на слайд. На слайде изображен вид на сибирскую реку Енисей и с. Овсянку.

Какие впечатления у вас вызывает это изображение?

- Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Запишите тему урока: «Изображение  жизни и быта сибирской деревни в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель и задачи урока.

Ученики

(примерные ответы):

- Родился в сибирской деревне Овсянка, расположенной на берегу реки Енисей.

- Рано потерял родителей, воспитывался бабушкой.

- Ушел добровольцем на фронт, имел множество наград за заслуги перед Отечеством.

- Очень любил свою малую родину и мечтал вернуться в родное село.

Ученики (примерные ответы):

- Река очень широкая, величественная. Село Овсянка небольшое. Природа этой местности очень красивая. 

- О родине писателя и о его детстве.

Учащиеся записывают тему урока.

Личностные: формирование  положительного отношения  к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения и  совершенствовать имеющиеся.

Коммуникативные: умение слушать, формулировать тему урока,  ответы на вопросы.

Регулятивные: планирование учебной деятельности в соответствии с целевой установкой, выдвижение предположений на основе имеющихся знаний.

3.Вызов.

Постановка проблемного вопроса.

Формулировка цели и задач урока

Учитель:

- Ребята, как вы считаете, может ли место, в котором жил писатель, повлиять на его творчество?

Учитель: (слайд 5)

- Как вы считаете, какова цель нашего урока?

- Попробуйте сформулировать задачи нашего урока.

- Каким способом можно узнать о жизни людей в сибирском селе?

Ученики строят предположения, выдвигают гипотезы.

(примерные ответы учащихся)

- Влияет, т.к. это место связано с детством писателя. А детство никогда не забывается.

- Не влияет. Со времен детства прошло уже много лет, писатель сменил место жительства и уехал из родного села.

Ученики: (примерный ответ)

- Ответить на вопрос: влияет ли место, в котором жил писатель, на его творчество?

- Узнать о детстве В.П. Астафьева;

- Найти информацию о с. Овсянка – родине В.П. Астафьева;

- Узнать о жизни и быте людей в сибирских селах во времена детства писателя (начало 20 в.);

- Прочитать в учебнике, в различных источниках в сети Интернет, при помощи экскурсии.

Познавательные: анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,  осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные: формулировка  цели и задач урока, планирование  деятельности с помощью учителя.

Коммуникативные: изложение своего мнения, аргументация своего мнения, учет разных мнений, участие в диалоге.

4. Осмысление.

Организация познавательной деятельности.

Работа в парах

Работа с таблицей «INSERT»

Лекция учителя

Экскурсия

(при необходимости вывести изображение на главный экран) (Слайд 9)

Диалог с учащимися

Продолжение экскурсии

Диалог с учащимися

Работа в паре.

Заполнение таблицы «INSERT».

Учитель: (слайд 6)

- Ребята, самый верный способ узнать о жизни людей в сибирской деревне, об их быте, обычаях можно при помощи экскурсии в мемориальный комплекс Виктора Петровича Астафьева, который был открыт в с. Овсянка в 2002 году. Каждый год сюда приезжает множество туристов, а мы побываем в этом комплексе виртуально.

- Что такое виртуальная экскурсия?

- Верно. Сайт музея позволяет нам побывать там виртуально. Сегодня вы будете работать в парах. Предлагаю всем открыть поисковик в ноутбуках и перейти по предложенной ссылке.  (слайд 7)

https://www.kkkm.ru/virtual-tour/muz_ast/muz_ast.html

Учитель: (слайд 8)

- Обратите внимание на таблицы, которые находятся у вас на партах. Во время экскурсии предлагаю заполнить данную таблицу.

Учитель:

Музей В.П. Астафьева находится в с. Овсянка, где родился писатель. Музей разделен на несколько частей – дом -  музей Астафьева, интерактивная зона и музей «Последний поклон». Именно в нем мы побываем сегодня. Это дом Катерины Петровны, бабушки писателя, с которой он жил с 7 лет. Итак, перенесемся на несколько тысяч километров в село Овсянку – родину В.П. Астафьева.

Мы очутились во внутреннем дворе музея. Познакомимся с инструментарием экскурсии (расположены в верхней части экрана). Кнопки «+», «-» служат для увеличения/уменьшения размеров изображения, кнопки        послужат для нашего перемещения. Кнопка «*» означает доступную локацию.  Итак, начнем нашу экскурсию.

Предлагаю осмотреться (стрелка «влево»). Мы находимся посреди внутреннего двора музея. Осмотревшись, мы увидим просторный двор, огороженный высоким забором. Музей включает в себя дом, амбар, различные хозяйственные постройки, высокий бревенчатый навес для хранения предметов быта.

Предлагаю остановиться у навеса и рассмотреть предметы быта сибиряков. Увеличим изображение (+).

- Какие предметы быта вам знакомы? Что вы видите впервые?

Учитель выясняет, названия каких предметов учащиеся не знают, и дает пояснения.

(бредень, керосиновая лампа, прялка, сеялка, чугунный горшок, плетеные корзины, ручные пилы и проч.).

- Можете ли вы определить назначение увиденных предметов быта?

- Как вы считаете, почему создатели этого музея поместили эти предметы здесь?

Двигаемся дальше. Предлагаю переместиться влево. Перед нами возникает небольшой палисадник, где растут кусты и цветы. Сам В.П. Астафьев любил заниматься садоводством, поэтому некоторые саженцы кустов посажены им самим.

Слева вы увидите локацию «Амбар».

Учитель:

- Что такое амбар?

Предлагаю войти в открытую дверь. Осмотритесь (выполнить движение влево). 

 -Что вы видите вокруг себя?

- Здесь расположена зона отдыха для посетителей музея, тут также проводятся лекции и чтения, показываются фильмы, посвященные В.П. Астафьеву. На стенах вы увидите фотографии В.П. Астафьева в разные периоды его жизни, личные вещи писателя, сувениры.

Обратите внимание на полки. Какие вещи можно увидеть на них?

- Предлагаю посетить последнюю локацию музея «Дом бабушки Катерины Петровны». (нажать на знак «*» на двери).

- Что вы можете сказать о доме бабушки?

Войдя в дом, мы оказались на кухне.

 Какая особенность бросается в глаза?

- С чем это связано?

- Верно, в рассказах В.П. Астафьева главный герой Витя, живя у бабушки, часто спит на печи. На печи лежат различные предметы одежды сибиряков – носки, рукавицы, валенки.

 - Почему эти предметы одежды были в почете у сибиряков?

Оставшуюся часть комнаты занимает стол с лавками. В углу по старинной русской традиции висит шкафчик с иконой. По всему периметру кухни располагается полка с различной старинной посудой. По углам - предметы быта: бочки, сита, ручная мельница, корзины разных размеров, ухваты, ковши.

- Осмотрим локацию «Средняя комната в доме бабушки». Для этого совершим перемещение вправо. Эта комната тоже наполнена старинными вещами быта, но я хочу обратить ваше внимание на большой обеденный стол.

- Опишите мне предметы, расположенные на столе.

- Верно, ребята. Это то знаменитое угощение, о котором говорится на страницах рассказа «Конь с розовой гривой», угощение, о котором мечтали все деревенские ребятишки.

- Давайте вернемся во двор музея. Для этого необходимо выполнить движение влево, нажать значок «*».

- Предлагаю обратиться к вашей таблице. Работая в паре, заполните столбцы таблицы, опираясь на информацию, которую вы получили в ходе экскурсии.

Ученики (предположительный ответ):

 - Виртуальная экскурсия – это заочное присутствие на экскурсии при помощи сети Интернет.

Проходят по предложенной ссылке и попадают на сайт музея В. П. Астафьева.

Ученики работают с таблицей

(по необходимости напомнить правила заполнения таблицы: «V» – это я знаю, «+» - это новая информация, «-» - это противоречит тому, что я знал, «?» - это мне не понятно).

C:\Users\Альберт\Desktop\Аттестация 2022\Портфолио 2022 нов\Критерий 3\Методическая разработка урока\Урок 1. ИКТ\Навигация.jpg

Знакомятся с кнопками навигации.

Задают вопросы по мере необходимости

Осматриваются (нажимают стрелку «влево»).

Увеличивают изображение (нажимают кнопку «+»)

Ученики: (примерные ответы)

- Под навесом множество вещей, необходимых для быта:  заготовленные и сложенные дрова, березовые веники, несколько видов саней и телег. Здесь много приспособлений для рыбной ловли, инструменты для сенокоса (вилы, грабли, косы), строительные инструменты, лошадиные упряжки, бочки и многая другая хозяйственная утварь.

- Эти предметы могут рассказать посетителям о том, чем занимались люди в сибирских деревнях, об их образе жизни, труде.

Перемещаются влево.

Ученики (предполагаемый ответ):

 -Амбар – подсобное помещение для хозяйственных нужд.

- Мы увидели светлое помещение со столами и скамейками.

- Это похоже на комнату отдыха.

 

- Здесь собрана целая коллекция старинных вещей – самовар, чугунки, утюги, гармонь, старинная ручная швейная машинка, инструменты для кузнечного дела, разные виды коробов.

Выполняют действие (*).

- Бревенчатая изба с 2 окошками, очень скромный, простой.

- Посреди избы стоит огромная печь. Она занимает большую часть комнаты.

- Печь обогревает дом зимой, служит для приготовления пищи, спальным местом.

 - Так как зимы в Сибири очень суровые, и без теплой одежды не обойтись.

Ученики совместно с учителем осматривают локацию «Кухня в доме бабушки».

Перемещаются вправо.

Осматривают стол.

Ученики: (примерные ответы)

- Стол накрыт белой праздничной скатертью с вышитым узором.

- На столе стоит керосиновая лампа, служащая для освещения в темное время суток.

- Также в глаза бросается большой самовар.

- На столе стоят тарелки с угощениями, среди которых семечки подсолнуха, выпечка и пряник конем.

Выполняют действие.

Ученики заполняют таблицу «INSERT».

Личностные: освоение новых видов деятельности, участие в творческом процессе.

Регулятивные: умение выполнять учебные действия, умение самостоятельно работать с материалом, корректировать и оценивать, умение вносить дополнительную информацию, умение действовать по алгоритму.

Познавательные: формирование навыков поисковой, исследовательской деятельности,  соотношение информации, представленной в разных формах, анализ и сравнение новой и известной учебной информации,

Коммуникативные: умение прислушиваться к мнению одноклассников, быть корректным в их оценке, умение продуктивно сотрудничать со сверстниками.

5. Рефлексия.

Обсуждение таблицы «INSERT»

Обобщение изученного.

Диалог с учащимися

Ответ на проблемный вопрос.

Прием «Микрофон»

Учитель:

- Обратимся к вашим таблицам.

Учитель дает возможность высказаться всем ученикам, корректирует ответы детей.

Учитель дает возможность ученикам пояснить непонятные другим слова. Если у учащихся возникают затруднения, то учитель поясняет непонятные слова.

Учитель:

- Ребята, опираясь на информацию, полученную сегодня на уроке, ответьте на вопросы:

 - Какой представляется нам жизнь в сибирской деревне?

Учитель:

- Как вы считаете, есть в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» описание картин жизни и быта сибирской деревни?

Учитель:

- Давайте вернемся к поставленному в начале урока вопросу: может ли место, в котором жил писатель, повлиять на его творчество?

- Верно, ребята.  В.П. Астафьев очень любил свою малую родину, поэтому он написал множество рассказов о родном селе и о своем детстве, проведенном здесь.

- Давайте вспомним цель и задачи нашего сегодняшнего урока.

- Удалось ли нам достичь цели урока?

Учитель:

- А теперь подведем итог нашей работы. Прошу всех желающих выразить свое мнение о сегодняшнем уроке.

- Понравилось ли вам быть участником виртуальной экскурсии?

- Что для вас было наиболее интересным?

- Какие моменты урока вызвали у вас непонимание?

- Чему вы научились?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке? Как бы вы оценили работу своего напарника? Обоснуйте свое мнение.

Учитель: корректирует высказывания учащихся, отмечает особо отличившихся учеников, выставляет отметки. 

Ученики: (примерные ответы)

Столбец «V» - я знаю:

- В.П. Астафьев родился в сибирской деревне Овсянка Красноярского края на берегу реки Енисей.

- Написал много рассказов о своей малой родине.

- Музей В.П. Астафьева открыт в 2002 году.

 -Музей называется «Последний поклон» по названию повести, написанной писателем.

- Писатель 7 лет жил с бабушкой после смерти матери.

Столбец «+» - это новая информация:

- Мемориальный комплекс состоит из нескольких зон: интерактивной зоны, выставочного зала, музея В.П. Астафьева, музея «Последний поклон».

- На месте музея «Последний поклон» раньше располагался дом бабушки писателя - Катерины Петровны Потылицыной.

- Музей представляет полностью реконструированный и восстановленный до мелочей дом бабушки писателя.

- Пряник конем – угощение, о котором говорится на страницах рассказа «Конь с розовой гривой».

Столбец «-» - это противоречит тому, что я знал:

- Виртуальная экскурсия – это посещение музея при помощи сети Интернет.

- Можно сходить в музей, не выходя из дома/класса.

- Амбар – место для хранения зерна/амбар – место досуга деревенских жителей.

 - Деревянные навесы в сибирских селах служили местом хранения предметов быта, труда, увлечений.

- Русская печь не только отапливает избу, но и служит средством приготовления пиши, а также является спальным местом.

Столбец «?» - это мне не понятно, нужны пояснения:

- Бредень, невод.

- Ухват, чугунок.

- Прялка.

- Туесок, короб.

- Полати.

- Сеялка.

- Рушник.

- Керосиновая лампа и т.д.

Ученики: (примерные ответы)

- Жизнь в сибирской деревне была непростой. Ее жители были очень трудолюбивы: они занимались сельскохозяйственными работами - пахали, сеяли, выращивали и собирали урожай. Собранный урожай, к примеру, зерно – перерабатывали самостоятельно.

- Сибиряки занимались скотоводством – они держали лошадей, коров, овец, коз, кур и т.д. Животных использовали для работы в поле и получения продуктов питания.

- Они занимались рыболовством. Поэтому в их быту мы увидели множество приспособлений: невод, бредень, сети, разные виды удилищ.

- Жители сибирской деревни заготавливали сено, занимались кузнечным делом, сбором грибов и ягод, лекарственных трав.

- Женщины занимались рукоделием: ткали, пряли, вышивали, вязали, шили.

- Также мы увидели множество кухонных предметов быта.

Ученики:

- Есть. Описание картин жизни и быта можно увидеть в описании избы бабушки Катерины Петровны, избы семьи Левонтия, заимки дедушки главного героя Вити. Также на страницах рассказа встречаются всевозможные предметы была сибиряков: тканые половики, туеса, гармонь, вожжи, рушник, удилище, медная посуда – чайники, ковши.

Ученики:

- Да, место, где родился писатель, влияет на его творчество.

В.П. Астафьев очень подробно описывает в своем рассказе  уклад жизни, занятия жителей сибирской деревни, их обычаи, традиции.

- Ответить на вопрос: влияет ли место, в котором жил писатель, на его творчество?

- Узнать о детстве В.П. Астафьева;

- Найти информацию о с. Овсянка – родине В.П. Астафьева;

- Узнать о жизни и быте людей в сибирских селах во времена детства писателя (начало 20 в.);

- Удалось.

Ученики:

Озвучивают свое мнение. Можно попросить одного из участников парной работы озвучить общее мнение.

Личностные: умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Познавательные: извлечение нужной информации, структурирование учебного материала, выделение главной информации, умение работать по алгоритму.

Регулятивные: оценка степени успешности выполнения задания, осуществление самоконтроля, взаимоконтроля, корректировка своей деятельности, осуществление познавательной рефлексии.

Коммуникативные: изложение и аргументация своего мнения, учет разных мнений, участие в диалоге, соблюдение правил речевого поведения, вступление в учебный диалог с одноклассниками и учителем.

6.Домашнее задание.

Учитель:

- Дома вам необходимо выписать в тетрадь все непонятные слова из рассказа «Конь с розовой гривой».

Учитель:

- Мне очень понравилось с вами работать. Я вам благодарна за то, что вы были активны, внимательны. Спасибо  за плодотворную работу на уроке. До свидания!

Ученики записывают домашнее задание. 

Познавательные: умение делать выводы.

Регулятивные: умение объективно оценивать степень усвоения изученного материала, умение самостоятельно работать с материалом. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» пст . Первомайский Изображение жизни и быта сибирской деревни в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Презентацию подготовила Морозова Ю.А., учитель литературы Первомайский, 2021

Слайд 2

Факты биографии В.П. Астафьева Родился в сибирской деревне Овсянка, расположенной на берегу реки Енисей. Рано потерял родителей, воспитывался бабушкой. Ушел добровольцем на фронт, имел множество наград за заслуги перед Отечеством. Очень любил свою малую родину и мечтал вернуться в родное село.

Слайд 3

Творчество В.П.Астафьева

Слайд 4

«Рассказы для детей написаны в разное время. Почти все они о моей родине – Сибири, о далёком деревенском детстве, которое, несмотря на трудное время и сложности, всё-таки было удивительно светлой и счастливой моей порой». В.П . Астафьев

Слайд 5

с. Овсянка – родина В.П. Астафьева

Слайд 6

Цель урока Ответить на вопрос: влияет ли место, в котором жил писатель, на его творчество?

Слайд 7

Мемориальный комплекс В.П. Астафьева в с. Овсянка Мемориальный комплекс был открыт в 2002 году. Он состоит из нескольких зон - дома - музея Астафьева, интерактивной зоны и музея «Последний поклон».

Слайд 8

Ссылка для входа на сайт музея https ://www.kkkm.ru/virtual-tour/muz_ast/muz_ast.html

Слайд 9

Таблица « INSERT » « V » «+» «-» «?»

Слайд 10

Кнопки навигации +/- - увеличение/уменьшение изображения; - кнопка движения;

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по рассказу В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Данная презентация адресована в помощь учителям, преподающим литературу в 6 классе....

Особенности языка в рассказе В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Предлагаемый урок был проведен  в рамках проведения Дня русского языка. Это интегрированный урок (русский язык и литература)....

Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".

Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева  "Конь с розовой гривой"....

Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Тест по рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой" Литература. 6 класс....

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

кроссворд к рассказу В.Астафьева "Конь с розовой гривой"

Используется для проверки знания текста или для итоогового обобщения / Учебник :Курдюмова. Литература 6 кл....

Конспект урока: "Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Планируемые результаты обучения:Предметные:· познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве В. П. Астафьева как современного русского п...