Литературно-музыкальная композиция " Строка,оборванная пулей"
методическая разработка по литературе (10 класс)

Композиция посвящена молодым поэтпм, не пришедшим с войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературная композиция35.53 КБ
Файл stroka.docx35.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

"Строка, оборванная пулей...". Литературная композиция, посвящённая поэтам-фронтовикам, погибшим во время Великой Отечественной войны


Предварительное задание. знакомство с поэтами, погибшими во время Великой Отечественной войны, ученики учат стихи наизусть.

Цели и задачи:

  • расширить представление детей о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России;
  • побуждать детей к участию в патриотических акциях и мероприятиях;
  • воспитать у учащихся чувства патриотизма, уважения к традициям нашей Родины;
  • познакомить учащихся с поэтами, погибшими во время Великой Отечественной войны и их творчеством;
  • вызвать интерес к творчеству молодых авторов и вызвать желание изучать нашу историю и литературу;
  • развитие монологической речи;
  • развитие выразительного чтения стихотворений.

План проведения урока

1.Вступительное слово учителя.
2.Борис Смоленский.
3.Иосифа Уткина.
4.Борис Богатков.
5.Павел Коган.
6.Михаил Кульчицкий.
7.Николай Майоров.
8.Владимир Чугунов.
9.Георгий Суворов
10.Григор Акопян.
11.Владислав Занадворнов.
12.Муса Джалиль.

Слайд 1.

Вступительное слово учителя

Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Чем больше проходит лет, тем живей и значительней встают они в нашей памяти. Мы много говорим о подвигах солдат, офицеров. Это, конечно, справедливо, но нельзя забывать о подвиге, который в эти трудные времена совершила русская литература.

Когда гремели пушки Великой Отечественной, музы не молчали и не могли молчать. А знаем ли мы поэтов, талант которых убила фашистская пуля? Юрий Инге, Самуил Росин, Григор Акопян, Владимир Чугунов. Имена... Имена... Имена... Все талантливые, жадные до жизни, преданные Родине и поэзии. Ведь что ни фамилия, что ни строчка, то молодая, оборванная войной жизнь. Сегодня мы узнаем о тех, кто бесстрашно шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след – свои стихи.

Слайд 2.

Они были вашими ровесниками. Они были спорщиками и выдумщиками, целеустремлёнными, честными, открытыми, стремящимися к истине, храбрыми, мужественными и стойкими. Они, недолюбившие, недопевшие, недожившие, ушедшие на фронт с винтовкой и блокнотом, каской и пером, сохранившие в своих сердцах пламенную любовь к Родине, России! Они сказали своё слово!

Пусть помнят те, которых мы не знаем:
Нам страх и подлость были не к лицу
Мы пили жизнь до дна и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.

Наш урок посвящен тем, кто бесстрашно шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след - свои стихи.

Ученик 1. (Читает стихотворение А.Екимцева "Поэты"):

Где-то под лучистым обелиском,
От Москвы за тридевять земель,
Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,
Завернувшись в серую шинель.
Где-то под березою прохладной,
Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец Николай Отрада
С записною книжкою в руке.
И под шорох ветерка морского,
Что зарей июльскою согрет,
Спит без пробужденья Павел Коган
Вот почти уж шесть десятков лет.
И в руке поэта и солдата
Так вот и осталась на века
Самая последняя граната -
Самая последняя строка.
Спят поэты - вечные мальчишки!
Им бы завтра на рассвете встать,
Чтобы к запоздавшим первым книжкам
Предисловья кровью написать!

Слайд 3.

Ведущий 1. До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось около 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417 писателей и поэтов.

Слайд 4.

На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому старшему из них - Самуилу Росину - было 49 лет, самым младшим - Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому - едва исполнилось 20. Как бы предвидя собственную судьбу и судьбу многих своих сверстников, восемнадцатилетний Борис Смоленский писал:

Слайд 5.

Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучаться мыслями о каких-то людях,
Умерших очень молодыми,
Которые на заре или ночью
Неожиданно и неумело
Умирали, не дописав неровных строчек,
Не долюбив,
не досказав,
не доделав...

Слайд 6.

Ведущий 2. Глубоким лиризмом проникнуты стихи Иосифа Уткина. Поэт в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы в 1944 году, возвращаясь в Москву с фронта.
Появляется Иосиф Уткин.

Ученик 2. (Выходит с портретом Иосифа Уткина)

На улице полночь.
Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
...Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома - и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью.
И в дом только радость войдет.

Слайд 7.

Ведущий 3. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.

Стихотворение Иосифа Уткина «Из письма»

Когда я вижу, как убитый
Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды.
Я помню про его семью.

Мне представляется невольно
Его обманчивый уют.
…Он мертв уже. Ему не больно,
А их еще… письмом убьют!

Слайд 8.

Ведущий 4. К началу Великой Отечественной войны выросшему в учительской семье Борису Богаткову не было еще и 19 лет. С самого начала войны он находился в действующей армии, был тяжело контужен и демобилизован. Юный патриот добивается возвращения в армию, и его зачисляют в Сибирскую добровольческую дивизию. Командир взвода автоматчиков, он пишет стихи, создает гимн дивизии. Подняв в атаку солдат, он пал смертью храбрых 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленск-Ельня). Посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

Слайд 9.

Ученик 3. (Выходит с портретом Бориса Богаткова)

Борис Богатков."Наконец-то!"

Новый чемодан длиной в полметра,
Кружка, ложка, ножик, котелок...
Я заранее припас все это,
Чтоб явиться по повестке в срок.
Как я ждал ее! И наконец-то
Вот она, желанная, в руках!.. ...
Пролетело, отшумело детство
В школах, в пионерских лагерях.
Молодость девичьими руками
Обнимала и ласкала нас,
Молодость холодными штыками
Засверкала на фронтах сейчас.
Молодость за все родное биться
Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам моим.

Слайд 10.

Ведущий 1. Павел Коган родился 7 июля 1918 года в Киеве. Вскоре семья переехала в Москву. Павел поступил в Институт истории, философии и литературы, а потом перешел в Литературный институт им. Горького. Он жил поэзией. Это восемнадцатилетнему Павлу Когану принадлежат знаменитые строки: «Я с детства не любил овал! // Я с детства угол рисовал!». Романтика – вот что главенствует в лирике молодого поэта.

Слайд 11.

Летом 1936 года в одном из московских домов на Ленинградском проспекте прозвучала песня, которая вот уже более 83 лет является гимном романтиков. «Бригантина»:

(Учащиеся поют песню «Бригантина»)

Ведущий 2. Когда началась война, Павел Коган пытается попасть в армию, но получает отказ, так как по состоянию здоровья был снят с учета. Тогда он поступает на курсы военных переводчиков, окончив которые едет на фронт. Он назначается переводчиком, потом помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке. На переднем крае Павел встретил последний день своей жизни. Это случилось 23 сентября 1942 года под Новороссийском, когда он возглавил поиск разведчиков. А было Павлу всего 24 года! В рост пошел он на пули, так же как в рост шел он по жизни. Ведь вся его жизнь была внутренней подготовкой к подвигу.

Слайд 12.

Ученик 4. (Выходит с портретом Павла Когана)

Павел Коган "Лирическое отступление"

Я - патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках...
И где еще найдешь такие
Березы, как в моем краю!
Я б сдох, как пес, от ностальгии
В любом кокосовом раю.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Слайд 13.

Ведущий 3. Михаил Кульчицкий родился в 1919 году в Харькове. Он, окончив десятилетку, работал плотником, потом чертежником на Харьковском тракторном заводе. Проучившись год в Харьковском университете, перевелся на второй курс Литературного института им. Горького. Наравне с известными поэтами он участвовал в поэтических вечерах.

В 1941 году он уходит в истребительный батальон, а в декабре 1942 Михаил оканчивает пулеметно-минометное училище и в звании младшего лейтенанта отбывает на фронт. В его стихах сказано так много пророческих истин – и о себе, и о будущем страны. Вслушайтесь только в это напутствие своему поколению, звучащее в стихотворении «Дорога»: «Иди же, юноша,//Звени тревожной бронзой// И не погибни кровью в подлеце.» Одно из самых знаменитых стихотворений Кульчицкого о войне – стихотворение «Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!», написанное поэтом за три недели до гибели. «Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!» - обращается поэт к таким же молодым, как мы, мало что знавшим о войне.

Под стенами Сталинграда в январе 1943 года погиб талантливый поэт, студент Литературного института, друг Павла Когана, Михаил Кульчицкий.

Ученик 5. (Выходит с портретом Михаила Кульчицкого)

Михаил Кульчицкий. "Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!.."

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
Вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: лейтенант
Звучит "налейте нам",
И, зная топографию,
Он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто - трудная работа,
Когда - черна от пота - вверх
Скользит по пахоте пехота.
Марш!

И глина в чавкающем топоте
До мозга костей промерзших ног
Наворачивается на чеботы
Весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжелых орденов,
Не до ордена.
Была бы Родина
С ежедневными Бородино.

Слайд 14.

Ведущий 4. Николай Майоров родился в Симбирской губернии. В Иванове Николай окончил школу, а в Москве поступил в университет на исторический факультет. Стихи он писал еще в школе, читал их на ученических вечерах, но при жизни напечатано всего несколько стихотворений Майорова.

Летом 1941 года вместе с московскими студентами он роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре призван в ряды Красной Армии, участвует в боях на Смоленщине.

8 февраля 42 года политрук пулеметной роты Николай Майоров погиб и похоронен в братской могиле. Слава оказалась запоздалой. Но она заслуженно пришла. В 1962 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга «Мы», любовно, по крохам, собранная друзьями поэта, с воспоминаниями тех, кто его знал.

И через годы мы читаем словно к нам обращенные строки поэта и солдата Великой Отечественной:

Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них живые говорят.

Доброволец-поэт погиб, не докурив последней папиросы, не дописав последнего стихотворения, не дождавшись книги своих стихов, не окончив университета, не доучившись в Литературном институте, не раскрыв всех возможностей. Все в его жизни осталось незавершенным, кроме нее самой:

« …Потомок различит в архивном хламе// Кусок горячей, верной нам земли,// Где мы прошли с обугленными ртами// И мужество, как знамя, пронесли».

Слайд 15.

Ученик 6. (Выходит с портретом Николая Майорова)

Николай Майоров "Есть в голосе моем звучание металла"

 Есть в голосе моем звучание металла.
Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.
Не все умрет. Не все войдет в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Слайд 16.

Ведущий 1. Лейтенант Владимир Чугунов командовал на фронте стрелковой ротой. Он погиб на Курской дуге, поднимая бойцов в атаку. На деревянном обелиске друзья написали: "Здесь похоронен Владимир Чугунов - воин-поэт-гражданин, павший 5 июля 1943 года".

"Перед атакой"

Если я на поле ратном,
Испустив предсмертный стон,
Упаду в огне закатном
Вражьей пулею сражен,
Если ворон, словно в песне,
Надо мною круг замкнет, -
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперед.

Слайд 17.

Ведущий 2. Участник боев по прорыву блокады Ленинграда, командир взвода противотанковых ружей, гвардии лейтенант Георгий Суворов был талантливым поэтом. Он погиб 13 февраля 1944 года при переправе через реку Нарову. За день до своей героической гибели 25-летний Георгий Суворов написал чистейшие по чувству и высоко трагичные строки.

Слайд 18.

Ученик 7. (Выходит с портретом Георгия Суворова)

Георгий Суворов

Еще утрами черный дым клубится
Над развороченным твоим жильем.
И падает обугленная птица,
Настигнутая бешеным огнем.
Еще ночами белыми нам снятся,
Как вестники потерянной любви,
Живые горы голубых акаций
И в них восторженные соловьи.
Еще война. Но мы упрямо верим,
Что будет день, - мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь раскроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.
Последний враг. Последний меткий выстрел.
И первый проблеск утра, как стекло.
Мой милый друг, а все-таки как быстро,
Как быстро наше время протекло.
В воспоминаньях мы тужить не будем,
Зачем туманить грустью ясность дней, -
Свой добрый век мы прожили как люди -
И для людей.

Слайд 19.

Ведущий 3. 24-летний старший сержант Григор Акопян, командир танка, погиб в 1944 году в боях за освобождение украинского города Шполы. Он был награжден двумя орденами Славы, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, двумя медалями "За отвагу". Ему посмертно присвоено звание "Почетный гражданин города Шполы".

Ученик 8. (Выходит с портретом Григова Акопяна)

Григор Акопян. "Мама, я еще вернусь с войны..."

 Мама, я еще вернусь с войны,
Мы, родная, встретимся с тобою,
Я прижмусь средь мирной тишины,
Как дитя, к щеке твоей щекою.
К ласковым рукам твоим прижмусь
Жаркими, шершавыми губами.
Я в твоей душе развею грусть
Добрыми словами и делами.
Верь мне, мама, - он придет, наш час,
Победим в войне святой и правой.
И одарит мир спасенный нас
И венцом немеркнущим, и славой!

Слайд 20.

Ведущий 4. На фронте молодые поэты были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях.

Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.

В стихотворении Владислава Занадворнова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, показана неприкрашенная война.

Ученик 9. (Выходит с портретом Владислава Занадворнова)

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это-боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это – в жизни короткой последний рассвет
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Слайд 21.

Ведущий 1. Всемирной известностью пользуются стихи известного татарского поэта, погибшего в гитлеровском застенке, Мусы Джалиля, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ведущий 2. В июне 1942 года на Волховском фронте тяжело раненный Муса Джалиль попал в руки врага. В стихотворении "Прости, Родина!" он с горечью писал:

Прости меня, твоего рядового,
Самую малую часть твою.
Прости за то, что я не умер
Смертью солдата в этом бою.

Ведущий 3. Ни страшные пытки, ни грозящая опасность смерти не могли заставить замолчать поэта, сломить несгибаемый характер этого человека. Гневные слова бросал он в лицо врагам. Песни его были единственным его оружием в этой неравной борьбе, и они звучали обвинительным приговором душителям свободы, звучали верой в победу своего народа.

Слайд 22.

Ученик 10. (Выходит с портретом Мусы Джалиля)

Муса Джалиль. "Палачу"

 Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.
Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
Колена преклонив, у родины моей.

Ведущий 4. Два года провел Муса Джалиль в застенках "каменного мешка" Моабита. Но поэт не сдавался. Он писал стихи, полные жгучей ненависти к врагам и горячей любви к Родине. 67 стихотворений написано поэтом после вынесения ему смертного приговора. Но все они посвящены жизни, в каждом слове, в каждой строке бьется живое сердце поэта.

Слайд 23.

Ученик 11. (Выходит с портретом Мусы Джалиля)

Муса Джалиль. "Если жизнь проходит без следа..."

 Если жизнь проходит без следа,
В низости, в неволе, что за честь!
Лишь в свободе жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть!
Если кровь твоя за Родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит,
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит.
Умирая, не умрет герой -
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не смолкло на устах!

Слайд 24.

Ведущий 1. После Победы бельгиец Андре Тиммерманс, бывший заключенный Моабита, передал на родину Мусы Джалиля маленькие, не больше ладони, тетрадки. На листочках, как маковые зернышки, буквы, которые не прочесть без увеличительного стекла. "Моабитские тетради" - это удивительнейший литературный памятник нашей эпохи.

Слайд 25.

Ведущий 2. Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые... Непохожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Но они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Это о них написано:

Они уходили, твои одногодки,
Зубов не сжимая, судьбу не кляня.
А путь предстояло пройти не короткий:
От первого боя до вечного огня...

Ведущий 3.

Пусть в мире тишина,
Но мертвые в строю.
Не кончилась война
Для тех, кто пал в бою.

Слайд 26.

Слово учителя. Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей... За них стихи продолжают сегодня жить, любить и бороться. Мне хочется, чтобы стихи погибших поэтов помогли вам, только начинающим жить, узнать что-то новое, помогли посмотреть на мир другими глазами. Погибшие поэты, как и десятки тысяч их сверстников, так мало успевшие в жизни и сделавшие так неизмеримо много, отдав свою жизнь за Родину, всегда будут совестью всех нас, живущих.

Слайд 27.

Ведущий 4.

Николай Майоров

Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Ведущий 1.

Георгий Суворов:

В воспоминаньях мы тужить не будем,
Зачем туманить грустью ясность дней, -
Свой добрый век мы прожили как люди -
И для людей.

Ведущий 2.

Николай Майоров

Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.

(Звучит мелодия песни "Журавли" (музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова). Учащиеся под музыку выходят из зала.)



Предварительный просмотр:

"Строка, оборванная пулей...". Литературная композиция, посвящённая поэтам-фронтовикам, погибшим во время Великой Отечественной войны


Предварительное задание. знакомство с поэтами, погибшими во время Великой Отечественной войны, ученики учат стихи наизусть.

Цели и задачи:

  • расширить представление детей о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, формировать положительную нравственную оценку подвига во имя Родины, позитивное отношение к героическому прошлому России;
  • побуждать детей к участию в патриотических акциях и мероприятиях;
  • воспитать у учащихся чувства патриотизма, уважения к традициям нашей Родины;
  • познакомить учащихся с поэтами, погибшими во время Великой Отечественной войны и их творчеством;
  • вызвать интерес к творчеству молодых авторов и вызвать желание изучать нашу историю и литературу;
  • развитие монологической речи;
  • развитие выразительного чтения стихотворений.

План проведения урока

1.Вступительное слово учителя.
2.Борис Смоленский.
3.Иосифа Уткина.
4.Борис Богатков.
5.Павел Коган.
6.Михаил Кульчицкий.
7.Николай Майоров.
8.Владимир Чугунов.
9.Георгий Суворов
10.Григор Акопян.
11.Владислав Занадворнов.
12.Муса Джалиль.

Слайд 1.

Вступительное слово учителя

Годы Великой Отечественной войны не забудутся никогда. Чем больше проходит лет, тем живей и значительней встают они в нашей памяти. Мы много говорим о подвигах солдат, офицеров. Это, конечно, справедливо, но нельзя забывать о подвиге, который в эти трудные времена совершила русская литература.

Когда гремели пушки Великой Отечественной, музы не молчали и не могли молчать. А знаем ли мы поэтов, талант которых убила фашистская пуля? Юрий Инге, Самуил Росин, Григор Акопян, Владимир Чугунов. Имена... Имена... Имена... Все талантливые, жадные до жизни, преданные Родине и поэзии. Ведь что ни фамилия, что ни строчка, то молодая, оборванная войной жизнь. Сегодня мы узнаем о тех, кто бесстрашно шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след – свои стихи.

Слайд 2.

Они были вашими ровесниками. Они были спорщиками и выдумщиками, целеустремлёнными, честными, открытыми, стремящимися к истине, храбрыми, мужественными и стойкими. Они, недолюбившие, недопевшие, недожившие, ушедшие на фронт с винтовкой и блокнотом, каской и пером, сохранившие в своих сердцах пламенную любовь к Родине, России! Они сказали своё слово!

Пусть помнят те, которых мы не знаем:
Нам страх и подлость были не к лицу
Мы пили жизнь до дна и умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.

Наш урок посвящен тем, кто бесстрашно шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след - свои стихи.

Ученик 1. (Читает стихотворение А.Екимцева "Поэты"):

Где-то под лучистым обелиском,
От Москвы за тридевять земель,
Спит гвардеец Всеволод Багрицкий,
Завернувшись в серую шинель.
Где-то под березою прохладной,
Что мерцает в лунном далеке,
Спит гвардеец Николай Отрада
С записною книжкою в руке.
И под шорох ветерка морского,
Что зарей июльскою согрет,
Спит без пробужденья Павел Коган
Вот почти уж шесть десятков лет.
И в руке поэта и солдата
Так вот и осталась на века
Самая последняя граната -
Самая последняя строка.
Спят поэты - вечные мальчишки!
Им бы завтра на рассвете встать,
Чтобы к запоздавшим первым книжкам
Предисловья кровью написать!

Слайд 3.

Ведущий 1. До Великой Отечественной войны в СССР насчитывалось около 2186 писателей и поэтов, 944 человека ушли на фронт, не вернулись с войны – 417 писателей и поэтов.

Слайд 4.

На фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому старшему из них - Самуилу Росину - было 49 лет, самым младшим - Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому - едва исполнилось 20. Как бы предвидя собственную судьбу и судьбу многих своих сверстников, восемнадцатилетний Борис Смоленский писал:

Слайд 5.

Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучаться мыслями о каких-то людях,
Умерших очень молодыми,
Которые на заре или ночью
Неожиданно и неумело
Умирали, не дописав неровных строчек,
Не долюбив,
не досказав,
не доделав...

Слайд 6.

Ведущий 2. Глубоким лиризмом проникнуты стихи Иосифа Уткина. Поэт в годы Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. Иосиф Уткин погиб во время авиационной катастрофы в 1944 году, возвращаясь в Москву с фронта.
Появляется Иосиф Уткин.

Ученик 2. (Выходит с портретом Иосифа Уткина)

На улице полночь.
Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
...Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома - и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью.
И в дом только радость войдет.

Слайд 7.

Ведущий 3. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.

Стихотворение Иосифа Уткина «Из письма»

Когда я вижу, как убитый
Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды.
Я помню про его семью.

Мне представляется невольно
Его обманчивый уют.
…Он мертв уже. Ему не больно,
А их еще… письмом убьют!

Слайд 8.

Ведущий 4. К началу Великой Отечественной войны выросшему в учительской семье Борису Богаткову не было еще и 19 лет. С самого начала войны он находился в действующей армии, был тяжело контужен и демобилизован. Юный патриот добивается возвращения в армию, и его зачисляют в Сибирскую добровольческую дивизию. Командир взвода автоматчиков, он пишет стихи, создает гимн дивизии. Подняв в атаку солдат, он пал смертью храбрых 11 августа 1943 года в бою за Гнездиловскую высоту (в районе Смоленск-Ельня). Посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

Слайд 9.

Ученик 3. (Выходит с портретом Бориса Богаткова)

Борис Богатков."Наконец-то!"

Новый чемодан длиной в полметра,
Кружка, ложка, ножик, котелок...
Я заранее припас все это,
Чтоб явиться по повестке в срок.
Как я ждал ее! И наконец-то
Вот она, желанная, в руках!.. ...
Пролетело, отшумело детство
В школах, в пионерских лагерях.
Молодость девичьими руками
Обнимала и ласкала нас,
Молодость холодными штыками
Засверкала на фронтах сейчас.
Молодость за все родное биться
Повела ребят в огонь и дым,
И спешу я присоединиться
К возмужавшим сверстникам моим.

Слайд 10.

Ведущий 1. Павел Коган родился 7 июля 1918 года в Киеве. Вскоре семья переехала в Москву. Павел поступил в Институт истории, философии и литературы, а потом перешел в Литературный институт им. Горького. Он жил поэзией. Это восемнадцатилетнему Павлу Когану принадлежат знаменитые строки: «Я с детства не любил овал! // Я с детства угол рисовал!». Романтика – вот что главенствует в лирике молодого поэта.

Слайд 11.

Летом 1936 года в одном из московских домов на Ленинградском проспекте прозвучала песня, которая вот уже более 83 лет является гимном романтиков. «Бригантина»:

(Учащиеся поют песню «Бригантина»)

Ведущий 2. Когда началась война, Павел Коган пытается попасть в армию, но получает отказ, так как по состоянию здоровья был снят с учета. Тогда он поступает на курсы военных переводчиков, окончив которые едет на фронт. Он назначается переводчиком, потом помощником начальника штаба стрелкового полка по разведке. На переднем крае Павел встретил последний день своей жизни. Это случилось 23 сентября 1942 года под Новороссийском, когда он возглавил поиск разведчиков. А было Павлу всего 24 года! В рост пошел он на пули, так же как в рост шел он по жизни. Ведь вся его жизнь была внутренней подготовкой к подвигу.

Слайд 12.

Ученик 4. (Выходит с портретом Павла Когана)

Павел Коган "Лирическое отступление"

Я - патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать,
Чтоб так пахнуло на рассвете,
Чтоб дымный ветер на песках...
И где еще найдешь такие
Березы, как в моем краю!
Я б сдох, как пес, от ностальгии
В любом кокосовом раю.
Но мы еще дойдем до Ганга,
Но мы еще умрем в боях,
Чтоб от Японии до Англии
Сияла Родина моя.

Слайд 13.

Ведущий 3. Михаил Кульчицкий родился в 1919 году в Харькове. Он, окончив десятилетку, работал плотником, потом чертежником на Харьковском тракторном заводе. Проучившись год в Харьковском университете, перевелся на второй курс Литературного института им. Горького. Наравне с известными поэтами он участвовал в поэтических вечерах.

В 1941 году он уходит в истребительный батальон, а в декабре 1942 Михаил оканчивает пулеметно-минометное училище и в звании младшего лейтенанта отбывает на фронт. В его стихах сказано так много пророческих истин – и о себе, и о будущем страны. Вслушайтесь только в это напутствие своему поколению, звучащее в стихотворении «Дорога»: «Иди же, юноша,//Звени тревожной бронзой// И не погибни кровью в подлеце.» Одно из самых знаменитых стихотворений Кульчицкого о войне – стихотворение «Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!», написанное поэтом за три недели до гибели. «Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!» - обращается поэт к таким же молодым, как мы, мало что знавшим о войне.

Под стенами Сталинграда в январе 1943 года погиб талантливый поэт, студент Литературного института, друг Павла Когана, Михаил Кульчицкий.

Ученик 5. (Выходит с портретом Михаила Кульчицкого)

Михаил Кульчицкий. "Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!.."

Мечтатель, фантазер, лентяй-завистник!
Что? Пули в каску безопасней капель?
И всадники проносятся со свистом
Вертящихся пропеллерами сабель.
Я раньше думал: лейтенант
Звучит "налейте нам",
И, зная топографию,
Он топает по гравию.
Война ж совсем не фейерверк,
А просто - трудная работа,
Когда - черна от пота - вверх
Скользит по пахоте пехота.
Марш!

И глина в чавкающем топоте
До мозга костей промерзших ног
Наворачивается на чеботы
Весом хлеба в месячный паек.
На бойцах и пуговицы вроде
Чешуи тяжелых орденов,
Не до ордена.
Была бы Родина
С ежедневными Бородино.

Слайд 14.

Ведущий 4. Николай Майоров родился в Симбирской губернии. В Иванове Николай окончил школу, а в Москве поступил в университет на исторический факультет. Стихи он писал еще в школе, читал их на ученических вечерах, но при жизни напечатано всего несколько стихотворений Майорова.

Летом 1941 года вместе с московскими студентами он роет противотанковые рвы под Ельней. В октябре призван в ряды Красной Армии, участвует в боях на Смоленщине.

8 февраля 42 года политрук пулеметной роты Николай Майоров погиб и похоронен в братской могиле. Слава оказалась запоздалой. Но она заслуженно пришла. В 1962 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга «Мы», любовно, по крохам, собранная друзьями поэта, с воспоминаниями тех, кто его знал.

И через годы мы читаем словно к нам обращенные строки поэта и солдата Великой Отечественной:

Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них живые говорят.

Доброволец-поэт погиб, не докурив последней папиросы, не дописав последнего стихотворения, не дождавшись книги своих стихов, не окончив университета, не доучившись в Литературном институте, не раскрыв всех возможностей. Все в его жизни осталось незавершенным, кроме нее самой:

« …Потомок различит в архивном хламе// Кусок горячей, верной нам земли,// Где мы прошли с обугленными ртами// И мужество, как знамя, пронесли».

Слайд 15.

Ученик 6. (Выходит с портретом Николая Майорова)

Николай Майоров "Есть в голосе моем звучание металла"

 Есть в голосе моем звучание металла.
Я в жизнь вошел тяжелым и прямым.
Не все умрет. Не все войдет в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли.
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Слайд 16.

Ведущий 1. Лейтенант Владимир Чугунов командовал на фронте стрелковой ротой. Он погиб на Курской дуге, поднимая бойцов в атаку. На деревянном обелиске друзья написали: "Здесь похоронен Владимир Чугунов - воин-поэт-гражданин, павший 5 июля 1943 года".

"Перед атакой"

Если я на поле ратном,
Испустив предсмертный стон,
Упаду в огне закатном
Вражьей пулею сражен,
Если ворон, словно в песне,
Надо мною круг замкнет, -
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперед.

Слайд 17.

Ведущий 2. Участник боев по прорыву блокады Ленинграда, командир взвода противотанковых ружей, гвардии лейтенант Георгий Суворов был талантливым поэтом. Он погиб 13 февраля 1944 года при переправе через реку Нарову. За день до своей героической гибели 25-летний Георгий Суворов написал чистейшие по чувству и высоко трагичные строки.

Слайд 18.

Ученик 7. (Выходит с портретом Георгия Суворова)

Георгий Суворов

Еще утрами черный дым клубится
Над развороченным твоим жильем.
И падает обугленная птица,
Настигнутая бешеным огнем.
Еще ночами белыми нам снятся,
Как вестники потерянной любви,
Живые горы голубых акаций
И в них восторженные соловьи.
Еще война. Но мы упрямо верим,
Что будет день, - мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь раскроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.
Последний враг. Последний меткий выстрел.
И первый проблеск утра, как стекло.
Мой милый друг, а все-таки как быстро,
Как быстро наше время протекло.
В воспоминаньях мы тужить не будем,
Зачем туманить грустью ясность дней, -
Свой добрый век мы прожили как люди -
И для людей.

Слайд 19.

Ведущий 3. 24-летний старший сержант Григор Акопян, командир танка, погиб в 1944 году в боях за освобождение украинского города Шполы. Он был награжден двумя орденами Славы, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, двумя медалями "За отвагу". Ему посмертно присвоено звание "Почетный гражданин города Шполы".

Ученик 8. (Выходит с портретом Григова Акопяна)

Григор Акопян. "Мама, я еще вернусь с войны..."

 Мама, я еще вернусь с войны,
Мы, родная, встретимся с тобою,
Я прижмусь средь мирной тишины,
Как дитя, к щеке твоей щекою.
К ласковым рукам твоим прижмусь
Жаркими, шершавыми губами.
Я в твоей душе развею грусть
Добрыми словами и делами.
Верь мне, мама, - он придет, наш час,
Победим в войне святой и правой.
И одарит мир спасенный нас
И венцом немеркнущим, и славой!

Слайд 20.

Ведущий 4. На фронте молодые поэты были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран – в военных госпиталях.

Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой.

В стихотворении Владислава Занадворнова (1914-1942), геолога и поэта, погибшего под Сталинградом, показана неприкрашенная война.

Ученик 9. (Выходит с портретом Владислава Занадворнова)

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это-боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это – в жизни короткой последний рассвет
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Слайд 21.

Ведущий 1. Всемирной известностью пользуются стихи известного татарского поэта, погибшего в гитлеровском застенке, Мусы Джалиля, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Ведущий 2. В июне 1942 года на Волховском фронте тяжело раненный Муса Джалиль попал в руки врага. В стихотворении "Прости, Родина!" он с горечью писал:

Прости меня, твоего рядового,
Самую малую часть твою.
Прости за то, что я не умер
Смертью солдата в этом бою.

Ведущий 3. Ни страшные пытки, ни грозящая опасность смерти не могли заставить замолчать поэта, сломить несгибаемый характер этого человека. Гневные слова бросал он в лицо врагам. Песни его были единственным его оружием в этой неравной борьбе, и они звучали обвинительным приговором душителям свободы, звучали верой в победу своего народа.

Слайд 22.

Ученик 10. (Выходит с портретом Мусы Джалиля)

Муса Джалиль. "Палачу"

 Не преклоню колен, палач, перед тобою,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.
Придет мой час - умру. Но знай: умру я стоя,
Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.
Увы, не тысячу, а только сто в сраженье
Я уничтожить смог подобных палачей.
За это, возвратясь, я попрошу прощенья,
Колена преклонив, у родины моей.

Ведущий 4. Два года провел Муса Джалиль в застенках "каменного мешка" Моабита. Но поэт не сдавался. Он писал стихи, полные жгучей ненависти к врагам и горячей любви к Родине. 67 стихотворений написано поэтом после вынесения ему смертного приговора. Но все они посвящены жизни, в каждом слове, в каждой строке бьется живое сердце поэта.

Слайд 23.

Ученик 11. (Выходит с портретом Мусы Джалиля)

Муса Джалиль. "Если жизнь проходит без следа..."

 Если жизнь проходит без следа,
В низости, в неволе, что за честь!
Лишь в свободе жизни красота!
Лишь в отважном сердце вечность есть!
Если кровь твоя за Родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит,
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит.
Умирая, не умрет герой -
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не смолкло на устах!

Слайд 24.

Ведущий 1. После Победы бельгиец Андре Тиммерманс, бывший заключенный Моабита, передал на родину Мусы Джалиля маленькие, не больше ладони, тетрадки. На листочках, как маковые зернышки, буквы, которые не прочесть без увеличительного стекла. "Моабитские тетради" - это удивительнейший литературный памятник нашей эпохи.

Слайд 25.

Ведущий 2. Они не вернулись с поля боя... Молодые, сильные, жизнелюбивые... Непохожие друг на друга в частностях, они были схожи друг с другом в общем. Они мечтали о творческом труде, о горячей и чистой любви, о светлой жизни на земле. Но они без колебаний вступили в борьбу с фашизмом. Это о них написано:

Они уходили, твои одногодки,
Зубов не сжимая, судьбу не кляня.
А путь предстояло пройти не короткий:
От первого боя до вечного огня...

Ведущий 3.

Пусть в мире тишина,
Но мертвые в строю.
Не кончилась война
Для тех, кто пал в бою.

Слайд 26.

Слово учителя. Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. Поэты молчат, за них говорят строки, оборванные пулей... За них стихи продолжают сегодня жить, любить и бороться. Мне хочется, чтобы стихи погибших поэтов помогли вам, только начинающим жить, узнать что-то новое, помогли посмотреть на мир другими глазами. Погибшие поэты, как и десятки тысяч их сверстников, так мало успевшие в жизни и сделавшие так неизмеримо много, отдав свою жизнь за Родину, всегда будут совестью всех нас, живущих.

Слайд 27.

Ведущий 4.

Николай Майоров

Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.

Ведущий 1.

Георгий Суворов:

В воспоминаньях мы тужить не будем,
Зачем туманить грустью ясность дней, -
Свой добрый век мы прожили как люди -
И для людей.

Ведущий 2.

Николай Майоров

Мы все уставы знаем наизусть.
Что гибель нам? Мы даже смерти выше.
В могилах мы построились в отряд
И ждем приказа нового. И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят.

(Звучит мелодия песни "Журавли" (музыка Я.Френкеля, слова Р.Гамзатова). Учащиеся под музыку выходят из зала.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме " Строка, оборванная пулей"

Презентация в помощь к проведению мероприятий, литературных гостиных по теме " Поэты, погибшие на войне..."...

"Строка, оборванная пулей"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов, знакомящее с творчеством поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны...

Строка, оборванная пулей...

Литературно-музыкальная композиция к 9 мая...

Воспитательное мероприятие "Строка, оборванная пулей.."

Воспитательное мероприятие раскрывает тему о поэтах -фронтовиках, не вернувшихся с войны. Вопитанники подготовили, как самостоятельные проекты, так и групповые.Основноя цель мероприятия: формирование ...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...