Научная статья "Н. С. Лесков и Н. Н. Ге: диалог литературы и живописи"
статья по литературе (10 класс)

В статье предпринята попытка сопоставить творчество Н. С. Лескова и Н. Н. Ге. Теоретической базой исследования послужили искусствоведческие труды Т. Карповой, В. Порудоминского и В. Стасова. Особое внимание исследователи обращали на поздний период творчества художника, а именно — «Страстной цикл». В ходе анализа было установлено, что в произведении Н. С. Лескова «Полунощники» (1890 г.) и в картине Н. Н. Ге «Что есть истина?», завершенной осенью того же года, поднимается одна тема, которая является центральной и реализуется в специфической поэтике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mahova_statya_2021.docx504.54 КБ

Предварительный просмотр:

Махова Вера Алексеевна

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Санкт-Петербург, Россия

Makhova Vera Alekseevna

Herzen State Pedagogical University of Russia

St. Petersburg, Russia

Филология и лингводидактика

Актуальные проблемы русской и зарубежной филологии

Научный руководитель — О. В. Евдокимова, д-р филол. наук

makhova.vera76@gmail.com 

УДК. 82.09

Н. С. Лесков и Н. Н. Ге: диалог литературы и живописи

Аннотация. В статье предпринята попытка сопоставить творчество Н. С. Лескова и Н. Н. Ге. Теоретической базой исследования послужили искусствоведческие труды Т. Карповой, В. Порудоминского и В. Стасова. Особое внимание исследователи обращали на поздний период творчества художника, а именно — «Страстной цикл». В ходе анализа было установлено, что в произведении Н. С. Лескова «Полунощники» (1890 г.) и в картине Н. Н. Ге «Что есть истина?», завершенной осенью того же года, поднимается одна тема, которая является центральной и реализуется в специфической поэтике.

Ключевые слова: Н. С. Лесков, Н. Н. Ге, русская литература, живопись, диалог.

N. S. Leskov and N. N. Ge: a dialogue between literature and painting

Abstract. An attempt was made to compare the works of N. S. Leskov and N. N. Ge. The theoretical basis of the research was the art history works of T. Karpova, V. Porudominskiy and V. Stasov. The researchers paid special attention to the late period of the artist's work, namely, "The Passion Cycle". In the course of the analysis, it was found that in the work of N. S. Leskov "Midnosters" (1890) and in N. N. Ge's painting "What is the Truth?", Completed in the fall of the same year, one theme is raised, which is central and is realized in specific poetry.

Keywords: N. S. Leskov, N. N. Ge, Russian literature, painting, dialogue.

Н. Н. Ге (1831–1894)  русский живописец, мастер портретов и живописных полотен на религиозные темы (Рис.1).

Проанализировав концепции Т. Л. Карповой, В. И. Порудоминского и В. В. Стасова, мы установили, что все ученые обращали внимание на поздний период творчества художника, а именно «Страстной цикл». В цикл вошли следующие полотна: «Что есть истина?», 1890 г., (Рис.2), «Совесть. Иуда», 1891 г., (Рис.3), «Суд синедриона. “Повинен смерти!”», 1892 г.,  (Рис.4)., «Распятие» 1892 г., «Голгофа» 1893 г. Исследователи  отмечали, что цикл  отличается: ««страданием» художественной формы и яростной творческой самоотдачей» [Карпова, 2001, с. 44].  

Так о картине «Совесть. Иуда» Д. Л. Мордовцев, известный публицист   писал: «он, говоря языком физики, остановился на пределе упругости, переступить который воспрещают законы этой самой физики» [Цит. по: Стасов, 2016, с. 386].  «Суд синедриона. “Повинен смерти!”»  Карпова называет самой оригинальной картиной и интерпретирует ее так: «У этого мира, который отрицал Христос, которому он пророчил гибель, была своя красота и своя правда, и Ге позволил ей в этой картине развернуться» [Карпова, 2001, с. 44]. «Голгофу» Ге   по-прежнему считают незаконченной картиной, хотя сам художник уверял, что картина состоялась, поскольку он выразил в ней то, что хотел [Карпова, 2001, с. 45].  Последней картиной художника на евангельскую тему стала картина «Распятие», на создание которой ушло около десяти лет [Порудоминский 1970, с. 239]. Карпова и Порудоминский утверждают, что это картина потрясающей силы, экспрессии красок и цвета (курсив наш. — В.М.), написанная вдохновенно и очень смело [Карпова, 2001, с. 45]. В статьях ученых появляются и такие суждения: «Свет и цвет символичны и не связаны с реальностью. Пейзаж — безжизненный, космический. Реальные детали на глазах превращаются в образы-символы, так, запутавшиеся в гвоздях волосы Христа становятся терновым венцом» [Карпова, 2001, с. 45]. Все приведенные высказывания позволяют говорить о специфике творческой манеры Ге в поздний период.  

О картине «Что есть истина?»  существует также немало отзывов. Например, 26-го февраля 1890 года Н. Д.  Ильин, создатель «Дневника толстовца», отправил Ге письмо, в котором написал следующее: «Если бы до сегодня я был язычником, то, посмотрев на него, я бы крестился» (курсив наш. — В.М.)   [Цит. по: Стасов, 2016, с. 340].

Мордовцев в журнале «Новости» оставляет следующий отзыв о картине Ге: «Впечатление, испытанное мною перед картиною «Что есть истина?», до того могуче, что я по крайней мере, иначе не могу отнестись к созданию Ге, как к величайшему явлению не только в области искусства, но и в области философии истории. <…> На настоящей картине Ге лицо вопрошаемого и глаза — поразительны: они преследуют меня до сих пор, и долго будут, я уверен, преследовать, как виденье, потрясающее всю нервную систему» (курсив наш. — В. М.) [Цит. по: Стасов, 2016, с. 355]

В статье О. Рикке говорилось: «...Христос Ге не есть торжествующий Спаситель, сидящий одесную Бога-Отца, не есть воплощение полнейшей любви <…> он является апостолом бедных, борющимся во время земной жизни, как святой мученик, за высшия истины… В картине Ге нет высоких идеальностей Рафаэля … он хочет действовать тенденциозно и изображает Спасителя реально-исторически, борцом за свою веру <…> Впечатление от картины не художественное, но все-таки могущественное (курсив наш. — В.М.), и оно для каждого неотразимо, потому что в картине высказаны такие мысли и ощущения, которые мгновенно нагоняют дрожь на весь наш современный мир...» (курсив наш. — В.М.) [Цит. по: Стасов, 2016, с. 363].

Лесков входил в число тех немногих писателей и критиков, кто принял картину «Что есть истина?»  и отозвался о ней положительно. В письме от 13 февраля 1890 г.  Лесков пишет о полотне живописца так: «Картину вашу видел и много ею утешен. Лицо Христа превосходно отвечает Его характеру и выражает его. Всю мою жизнь я искал такого лица и, наконец, увидал (курсив наш. — В.М.) его на вашей картине» [Лесков, 1958]

Эпистолярий Лескова 1890-х годов свидетельствуют о близости взглядов художника и писателя в этот период.  Поэтому не только в письмах русского классика, но и в его творчестве 1890-х годов находится отклик на полотно живописца «Что есть истина?». В повести «Полунощники», завершенной осенью 1890 года, поставлен тот же вопрос, что и в названии картины Ге: а что есть истина?

 Русский классик воплощает ответ на этот вопрос в образе   Клавдиньки Степеневой, главной героини, благодаря которой некоторые персонажи становятся на правильный путь: Николай Иванович принимает «блудного сына», разрешает ему жениться на «обесчещенной женщине», признает внебрачного ребенка своим внуком. Мать Клавдиньки выполняет просьбу дочери и оплачивает долги Николая Ивановича, спасая его от тюрьмы. 

Отметим сходство изображенных ситуаций: в произведении русского классика как и на полотне художника в центре внимания человек, который отличается от всех. Карпова писала о картине: «...столкновение Христа и Пилата приобретает общечеловеческий смысл, это трагедия бескорыстного, светлого человека, подавленного грубой властной силой, непонятого и подвергаемого расправе» [Карпова, 2001, с. 58]. В повести Н. С. Лескова таким человеком предстает Клавдинька, а непонятой, властной силой — люди, окружавшие ее.

Языковая живопись у Лескова картинна, изобразительна. Живописное полотно Ге «Что есть истина?» побуждает вспомнить евангельские слова: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6).

Самым сложным вопросом в описании диалога литературы и живописи является вопрос о специфики формы «Полунощников» Лескова   и картины «Что есть истина?».  Если воспользоваться формулой Карповой «страдание художественной формы», под которой понимается почти болезненное напряжение всех живописных средств, то воплощение этой формулы можно увидеть в языке и в повествовательной структуре «Полунощников», об особенностях которых писала Т. Б. Ильинская [См. об этом Ильинская, 2018].

Итак, тема что есть истина и от писателя, и от художника 19 века потребовала обращения к совершенно особенной художественной форме.

Литература

Ильинская Т. Б. Особенности сказовой поэтики повести Н. С. Лескова «Полунощники». Верхневолжский филологический вестник.  2018. № 3. С. 14–21.

Карпова Т. «Что есть истина?». Христос и Пилат. В кн.: Т. Карпова. Николай Ге. М.: Белый город, 2001.  С. 43–48.

Порудоминский В. Что есть истина. В кн.: В. Порудоминский. Николай Ге. Серия «Жизнь в искусстве». М.: Искусство, 1970. С.273–292.

Лесков Н. С. Собр.соч: В 11 т. Т.11. Письма. М: Гослит. издат., 1958. 835 с.

Лесков А. H. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памятям. В 2-х т. Т. 2. М.: Худож. лит., 1984.  562 с.

Стасов В. В. Н. Н. Ге, его жизнь, произведения и переписка. М.: Книга по Требованию, 2016.  442 с.  

Приложения

Рис.1 «Что есть истина?»

                       

 Рис. 2 «Совесть. Иуда»

                          Рис.3 «Суд синедриона. “Повинен смерти!”»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Ивана Грозного в литературе и живописи. Урок внеклассного чтения в 7 классе

Урок предполагает использование целого ряда художественных произведений: М.Ю. Лермонтов "Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.М. Каразин "История госуда...

Пётр и Феврония Муромские в древнерусской литературе и живописи.

Интегрированный урок: литература и МХК. Урок посвящен анализу "Повести о Петре и Февронии Муромских", и а также рассматривается создание икон, посвященных этим святым. Интегрированный урок: литер...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Урок по музыке для 5 класса "Диалог музыки и живописи"

Данный урок проводился в 5 классе по программе по музыке Г. Сергеевой и Е.Критской и учебнику « Музыка» 5 класс вышеназванных авторов. Программа рассчитана на 35 учебных часов в год с одним уроком в н...

Интегрированный урок литературы и изо Тема: "Пейзаж в литературе и живописи" (на материале стихотворений С.Есенина)

Цель урока - определить роль пейзажа в художественном произведении, увлечь учащихся творческой природой искусства. Урок помогает учащимся осознать важность сохранить красоту окружающей природы, ребята...

Программа элективного курса по литературе для старших классов "Портрет в литературе и живописи"

Элективный курс по литературе "Портрет в литературе и живописи" для старших классов школы даёт возможность глубокого проникновения в текст произведения, сравнения текста и  художественн...