Образ Емельяна Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Урок литературы в 8 классе по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_proizvedeniyu_a.pushkina_.docx44.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Образ Емельяна Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Цели:

- Образовательные: понять образ Пугачёва и раскрыть противоречия в его характере; проверить знание текста произведения.  

- Развивающие: развивать навыки интерпретации художественного текста,  выразительного чтения и пересказа, работать в группе, развивать навыки функционального чтения;

- Воспитывающие: формировать духовно-нравственное отношение учащихся к жизни, к людям через анализ художественного текста; прививать интерес к истории своей страны.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

                                                            ХОД УРОКА

I.  Орг. момент.  Приветствие.  

 

II.  Мотивация и целеполагание. Определение темы урока.

 

Ребята,  кто же станет главным героем нашего урока?!

Прием «Мозговой штурм».

Перед вами на доске записаны высказывания  критика-литературоведа С. Петрова и польского историка  В. Броневского

Пушкин изображает …. как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного народного героя. (С.М. Петров)

Он - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают. (В.Б. Броневский)

- О ком эти высказывания?    (на доске записывается «ПУГАЧЕВ».  

- Близки ли эти точки зрения?  А в произведении он всегда одинаковый?

-А какую точку зрения поддерживаете вы?

-Давайте разобьемся на группы. 1 группа будет поддерживать мнение критика Петрова, а 2 группа- историка Броневского.  

- Ребята, вспомните  эпизоды повести, связанные с Пугачевым.  Каким вы его представляете?

Прием «Корзина идей, понятий, имен»  (ученики вспоминают первое появление Пугачева в романе в образе вожатого, вторую встречу в Белогорской крепости  в образе царя Петра III, беспощадно казнящего отказавших ему в присяге, Пугачева среди казаков-приспешников, благородство Пугачева по отношению к Гриневу, помощь  в спасении Маши Мироновой и т.д.)

Каждая группа описывает героя  с определенной позиции

III.  Актуализация знаний.

Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Повесть Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век, который вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества. Во главе государства императрица Екатерина 2. Что же это было за время? Прочитайте статью из учебника истории России (п.21 стр 26) и выпишите причины народного недовольства правлением Екатерины (функциональное чтение)

-Почему предводитель восстания  выдает себя за императора Петра 3?

-Что мы знаем о Пугачеве как исторической личности (прочитайте историческую справку и Пугачеве и выпишите 5 фактов из его биографии  (функциональное чтение)

- А чем отличается художественный образ от исторического?

3. Приемы создания художественного образа в литературе.

- Сегодня, работая над образом Емельяна Пугачева, мы остановимся на трех, наиболее ярко отражающих тему урока: портрет, речь, поступки.

IV. Работа в группах:

А) Портрет Пугачева.

Докажите примерами из текста. Заполните таблицу.

глава

Характеристика героя

II гл. "Вожатый"  

Сметливый, черная борода, большие, живые  глаза.

VII гл. "Приступ"  

Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку, сверкающие глаза.

VIII гл. "Незваный гость"  

Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости

XI гл. "Мятежная слобода"  

Важно подбоченясь, хвастовство, самолюбие

XII гл. "Сирота"      

Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь.

 Б) Речь. Задание: Найдите в главе «Вожатый» примеры и заполните таблицу:  

Народные пословицы и поговорки  

Постоянные эпитеты  

Просторечные слова  

Слова высокой лексики  

В) Поступки.  Дайте характеристику Пугачеву в соответствии с той ситуацией, в которую он попадает. (отвечают ученики из разных групп, отстаивая свою позицию, опираясь на текст)

Глава 2: Реакция  Пугачева на подарок Гринева?

Глава 7:  

1.Поведение Пугачева при наступлении на крепость, когда начала стрелять

пушка и все "отхлынули назад"?

2. Поведение Пугачева во время расправы над комендантом и его женой.

Глава 8:

1.Как ведут себя товарищи Пугачева по отношению друг к другу и к Пугачеву?

2. О чем рассказывается в песне, которую поют сподвижники Пугачева? Какое впечатление эта песня произвела на Гринева?

3. Почему Пугачев помиловал Гринева?

4.Что поразило Пугачева в ответе Гринева?

5. Почему отпускает Гринева в Оренбург?

Глава 9: Как отреагировал Пугачев на прошение Савельича?

Глава 11:

1.Как отреагировал Пугачев на сообщение Гринева, что обижают сироту?

2. Почему сам активно участвует в освобождении Маши?

3. Как относится к Швабрину, узнав о его поступке?

IV.  Прослушивание аудиофайла «Старая калмыцкая сказка» В чем аллегорический смысл сказки, рассказанной Пугачевым? (ответы учеников)

-  Гениальное прозрение Пушкина. Когда стали доступны протоколы допросов Пугачева, протоколист писал: «Умереть славно, имея в мыслях, что царем быть не мог, то умереть на сражении, ведь все равно я смерть заслужил, так похвально быть со славой убиту…»

Еще одно противоречие: сам милуя, он гордо отвергает совет Гринева «прибегнуть к милосердию государыни». Им движет уверенность в несокрушимой правоте.

V.  Подведение итогов.

 - Итак, мы рассмотрели с вами лишь некоторые приемы создания художественного образа, но они, несомненно, позволяют увидеть образ главного героя.

А теперь, основываясь на своих ответах, каждая группа заполнит кластер о Пугачеве

-Давайте объединим результат работы обеих групп. Что получилось на общем кластере?

Как таких людей называют?   (противоречивыми)

 ВЫВОД: Пугачев неоднозначная, противоречивая натура.

VI. Творческое задание.

Составление синквейна ( на фоне видеоряда из фильма «Русский бунт» в  сопровождении «Разбойничьей песни» В. Высоцкого)

Структура синквейна

  1. 1существительное- тема
  2. 2 прилагательных, характеризующих тему
  3. 3 глагола, описывающих действия
  4. Фраза, передающая отношение к теме
  5. Слово(словосочетание)-синоним темы. Обобщение по теме

  1. Пугачев
  2. Жестокий, справедливый
  3. Убивал, миловал, понимал
  4. Характер Пугачева противоречивый
  5. Вожак/злодей/заступник/руководитель восстания

VI. Вывод:

- Сумели ли мы доказать, что Пугачев – противоречивая фигура?  

Пушкинский Пугачев - человек, в душе которого живут буйные силы: огненный темперамент, яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая энергия, властность. жестокость. Но облик Пугачева не был бы так притягателен, если бы Пушкин не открыл в нем и художественно не воплотил другую сторону его личности: доброту, доверчивость. откровенность, веселость

-Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом? (Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести).

VII. Домашнее задание. Сообщение о Маше Мироновой(хронология жизни)

Приложение. Историческая справка о Емельяне Пугачеве. Происходил  Пугачев  из  бедной  казацкой  семьи.  Участвовал  в Семилетней войне 1756–1763 гг., а также в русско-турецкой войне 1768–1774 гг.  За  военные  заслуги  и  личную  храбрость  получил  чин  хорунжего. Постоянно  сталкиваясь  с  несправедливостью  и  угнетением,  пришел  к пониманию  борьбы  против  существующих  в  России  крепостнических порядков.  Активно  отстаивал  права  угнетенного  народа.  Неоднократно выступал  челобитчиком  от  лица  крестьян  и  казаков.  Несколько  раз заключался под стражу. Несколько раз бежал. В итоге пришел на Яик, и там, выдав  себя  за  чудесно  спасшегося  императора  Петра  III,  поднял  в  1773  г. крестьянское  восстание.  Пугачев  обещал  крестьянам  и  казакам,  всем простым людям, угнетенным  и  обиженным самодержавием, восстановление справедливости,  вольности,  землю,  свободу  вероисповедания  и  т.  д.  Народ, изнемогавший  под  бременем  многочисленных  поборов,  страдавший  от произвола  помещиков,  принял  Пугачева  как  своего  освободителя  и  стал огромными  массами  вливаться  в  его  войско.  Восстание  стремительно разрасталось,  и  правительство  предпринимало  серьезные  попытки  подавить его,  но  Пугачев  оказался  талантливым  полководцем,  создал  из  вчерашних крестьян регулярную армию, снабженную артиллерией, сформировал штаб, и нанес несколько серьезных поражений  правительственным войскам. Только бросив  против  Пугачева  крупные  соединения  регулярных  войск, правительству  Екатерины  II  удалось  подавить  восстание.  Впрочем,  этому  в немалой  степени  способствовало  предательство  группы  казаков,  выдавших Пугачева, чтобы заслужить прощение императрицы. Пугачев был осужден и казнен  в  Москве  в  1775  г.  Но  и  после его  казни  борьба  отдельных отрядов восставших против царских войск продолжалась.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Емельяна Пугачева по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

На изучение всего произведения в программе отводится 10 уроков. Образ Пугачёва изучается на двух уроках.На первом уроке идет обсуждение акцентного вычитывания текста и составляется характеристика геро...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Урок проводится по слайдам презентации. Надеюсь, что мои труды будут полезны коллегам....

Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Презентация демонстрируется в течение всего урока,слайды иллюстрируют  работу по этапам урока. Надеюсь, что моя работа будет полезна коллегам. Хотелось бы услышать Ваши отзывы....

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

Образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Урок носит обобщающий характер и построен на основе использования диалогово-коммуникативной и личностно-ориентированной технологий, технологии исследовательско-поисковой направленности. Тема данн...

Противоречивый образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме, формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерн...