Образ Емельяна Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Урок литературы в 8 классе по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_proizvedeniyu_a.pushkina_.docx | 44.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Образ Емельяна Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Цели:
- Образовательные: понять образ Пугачёва и раскрыть противоречия в его характере; проверить знание текста произведения.
- Развивающие: развивать навыки интерпретации художественного текста, выразительного чтения и пересказа, работать в группе, развивать навыки функционального чтения;
- Воспитывающие: формировать духовно-нравственное отношение учащихся к жизни, к людям через анализ художественного текста; прививать интерес к истории своей страны.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент. Приветствие.
II. Мотивация и целеполагание. Определение темы урока.
Ребята, кто же станет главным героем нашего урока?!
Прием «Мозговой штурм».
Перед вами на доске записаны высказывания критика-литературоведа С. Петрова и польского историка В. Броневского
Пушкин изображает …. как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчёркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом. Все эти черты дают нам облик подлинного народного героя. (С.М. Петров)
Он - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают. (В.Б. Броневский)
- О ком эти высказывания? (на доске записывается «ПУГАЧЕВ».
- Близки ли эти точки зрения? А в произведении он всегда одинаковый?
-А какую точку зрения поддерживаете вы?
-Давайте разобьемся на группы. 1 группа будет поддерживать мнение критика Петрова, а 2 группа- историка Броневского.
- Ребята, вспомните эпизоды повести, связанные с Пугачевым. Каким вы его представляете?
Прием «Корзина идей, понятий, имен» (ученики вспоминают первое появление Пугачева в романе в образе вожатого, вторую встречу в Белогорской крепости в образе царя Петра III, беспощадно казнящего отказавших ему в присяге, Пугачева среди казаков-приспешников, благородство Пугачева по отношению к Гриневу, помощь в спасении Маши Мироновой и т.д.)
Каждая группа описывает героя с определенной позиции
III. Актуализация знаний.
Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Повесть Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век, который вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества. Во главе государства императрица Екатерина 2. Что же это было за время? Прочитайте статью из учебника истории России (п.21 стр 26) и выпишите причины народного недовольства правлением Екатерины (функциональное чтение)
-Почему предводитель восстания выдает себя за императора Петра 3?
-Что мы знаем о Пугачеве как исторической личности (прочитайте историческую справку и Пугачеве и выпишите 5 фактов из его биографии (функциональное чтение)
- А чем отличается художественный образ от исторического?
3. Приемы создания художественного образа в литературе.
- Сегодня, работая над образом Емельяна Пугачева, мы остановимся на трех, наиболее ярко отражающих тему урока: портрет, речь, поступки.
IV. Работа в группах:
А) Портрет Пугачева.
Докажите примерами из текста. Заполните таблицу.
глава | Характеристика героя |
II гл. "Вожатый" | Сметливый, черная борода, большие, живые глаза. |
VII гл. "Приступ" | Прямо взглянул, мрачно нахмурился, протянул жилистую руку, сверкающие глаза. |
VIII гл. "Незваный гость" | Смотрел пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости |
XI гл. "Мятежная слобода" | Важно подбоченясь, хвастовство, самолюбие |
XII гл. "Сирота" | Взглянул грозно, смягчился, устремил огненные свои глаза, лицо омрачилось, сказал смеясь. |
Б) Речь. Задание: Найдите в главе «Вожатый» примеры и заполните таблицу:
Народные пословицы и поговорки | |
Постоянные эпитеты | |
Просторечные слова | |
Слова высокой лексики |
В) Поступки. Дайте характеристику Пугачеву в соответствии с той ситуацией, в которую он попадает. (отвечают ученики из разных групп, отстаивая свою позицию, опираясь на текст)
Глава 2: Реакция Пугачева на подарок Гринева?
Глава 7:
1.Поведение Пугачева при наступлении на крепость, когда начала стрелять
пушка и все "отхлынули назад"?
2. Поведение Пугачева во время расправы над комендантом и его женой.
Глава 8:
1.Как ведут себя товарищи Пугачева по отношению друг к другу и к Пугачеву?
2. О чем рассказывается в песне, которую поют сподвижники Пугачева? Какое впечатление эта песня произвела на Гринева?
3. Почему Пугачев помиловал Гринева?
4.Что поразило Пугачева в ответе Гринева?
5. Почему отпускает Гринева в Оренбург?
Глава 9: Как отреагировал Пугачев на прошение Савельича?
Глава 11:
1.Как отреагировал Пугачев на сообщение Гринева, что обижают сироту?
2. Почему сам активно участвует в освобождении Маши?
3. Как относится к Швабрину, узнав о его поступке?
IV. Прослушивание аудиофайла «Старая калмыцкая сказка» В чем аллегорический смысл сказки, рассказанной Пугачевым? (ответы учеников)
- Гениальное прозрение Пушкина. Когда стали доступны протоколы допросов Пугачева, протоколист писал: «Умереть славно, имея в мыслях, что царем быть не мог, то умереть на сражении, ведь все равно я смерть заслужил, так похвально быть со славой убиту…»
Еще одно противоречие: сам милуя, он гордо отвергает совет Гринева «прибегнуть к милосердию государыни». Им движет уверенность в несокрушимой правоте.
V. Подведение итогов.
- Итак, мы рассмотрели с вами лишь некоторые приемы создания художественного образа, но они, несомненно, позволяют увидеть образ главного героя.
А теперь, основываясь на своих ответах, каждая группа заполнит кластер о Пугачеве
-Давайте объединим результат работы обеих групп. Что получилось на общем кластере?
Как таких людей называют? (противоречивыми)
ВЫВОД: Пугачев неоднозначная, противоречивая натура.
VI. Творческое задание.
Составление синквейна ( на фоне видеоряда из фильма «Русский бунт» в сопровождении «Разбойничьей песни» В. Высоцкого)
Структура синквейна
- 1существительное- тема
- 2 прилагательных, характеризующих тему
- 3 глагола, описывающих действия
- Фраза, передающая отношение к теме
- Слово(словосочетание)-синоним темы. Обобщение по теме
- Пугачев
- Жестокий, справедливый
- Убивал, миловал, понимал
- Характер Пугачева противоречивый
- Вожак/злодей/заступник/руководитель восстания
VI. Вывод:
- Сумели ли мы доказать, что Пугачев – противоречивая фигура?
Пушкинский Пугачев - человек, в душе которого живут буйные силы: огненный темперамент, яростная ненависть к врагам, неисчерпаемая энергия, властность. жестокость. Но облик Пугачева не был бы так притягателен, если бы Пушкин не открыл в нем и художественно не воплотил другую сторону его личности: доброту, доверчивость. откровенность, веселость
-Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом? (Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести).
VII. Домашнее задание. Сообщение о Маше Мироновой(хронология жизни)
Приложение. Историческая справка о Емельяне Пугачеве. Происходил Пугачев из бедной казацкой семьи. Участвовал в Семилетней войне 1756–1763 гг., а также в русско-турецкой войне 1768–1774 гг. За военные заслуги и личную храбрость получил чин хорунжего. Постоянно сталкиваясь с несправедливостью и угнетением, пришел к пониманию борьбы против существующих в России крепостнических порядков. Активно отстаивал права угнетенного народа. Неоднократно выступал челобитчиком от лица крестьян и казаков. Несколько раз заключался под стражу. Несколько раз бежал. В итоге пришел на Яик, и там, выдав себя за чудесно спасшегося императора Петра III, поднял в 1773 г. крестьянское восстание. Пугачев обещал крестьянам и казакам, всем простым людям, угнетенным и обиженным самодержавием, восстановление справедливости, вольности, землю, свободу вероисповедания и т. д. Народ, изнемогавший под бременем многочисленных поборов, страдавший от произвола помещиков, принял Пугачева как своего освободителя и стал огромными массами вливаться в его войско. Восстание стремительно разрасталось, и правительство предпринимало серьезные попытки подавить его, но Пугачев оказался талантливым полководцем, создал из вчерашних крестьян регулярную армию, снабженную артиллерией, сформировал штаб, и нанес несколько серьезных поражений правительственным войскам. Только бросив против Пугачева крупные соединения регулярных войск, правительству Екатерины II удалось подавить восстание. Впрочем, этому в немалой степени способствовало предательство группы казаков, выдавших Пугачева, чтобы заслужить прощение императрицы. Пугачев был осужден и казнен в Москве в 1775 г. Но и после его казни борьба отдельных отрядов восставших против царских войск продолжалась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Емельяна Пугачева по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
На изучение всего произведения в программе отводится 10 уроков. Образ Пугачёва изучается на двух уроках.На первом уроке идет обсуждение акцентного вычитывания текста и составляется характеристика геро...
Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....
Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Урок проводится по слайдам презентации. Надеюсь, что мои труды будут полезны коллегам....
Презентация к открытому уроку по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Презентация демонстрируется в течение всего урока,слайды иллюстрируют работу по этапам урока. Надеюсь, что моя работа будет полезна коллегам. Хотелось бы услышать Ваши отзывы....
Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...
Образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Урок носит обобщающий характер и построен на основе использования диалогово-коммуникативной и личностно-ориентированной технологий, технологии исследовательско-поисковой направленности. Тема данн...
Противоречивый образ Емельяна Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме, формирования умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерн...