Конспект урока "Чехов"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Щукина Анастасия Михайловна

6 класс литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chehov.docx296.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Разоблачение чинопочитания и угодничества.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:         

  • познавательная  сфера:  владеть  знаниями  о  жизни  и  творчестве А. П. Чехова как выдающегося русского писателя; анализировать текст; рассматривать речь героев как источник юмора; иметь представление о том, что такое юмористическая ситуация; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка и определять их художественную функцию; уметь создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений;
  • ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к творчеству А. П. Чехова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников;
  • коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения; составлять устные ответы на вопросы, используя цитирование;
  • эстетическая сфера: определять роль художественной детали в тексте.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
  • регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
  • коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Форма урока: заседание «ученого совета», урок аналитического чтения.

Теория литературы: речевая характеристика; художественная деталь; юмор; сатира.

Оборудование: презентация к уроку, портрет писателя, выставка книг А.П.Чехова; «Табель о рангах»; Толковый словарь.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Приветствие. Представление гостей.

  1. «Вхождение» в тему урока. Создание условий для осознанного восприятия учебного материала.

“...Среди людей нужно сознавать своё достоинство”.
А.П. Чехов

- Разгадайте кроссворд:

Ч

И

Н

е

р

а

х

о

ф

о

н

а

в

и

н

я

а

и

л

  http://www.rusk.ru/images/2006/3126.jpg

  1. Назовите фамилию писателя, автора рассказов «Тостый и тонкий», «Смерть чиновника». (Чехов)
  2. Как называется выражение насмешки (разновидность смеха)? (Ирония)
  3. Назовите имя сына Порфирия из рассказа «Толстый и тонкий». (Нафанаил)

- Какое слово получилось в верхней (горизонтальной) строке кроссворда? (Чин)

- Каково значение этого слова? (Чин – степень служебного положения лица на придворной, гражданский и военной службе в Русском царстве и Российской империи.)

- Подберите однокоренные слова к слову чин, объясните их значение. (Чиновник – государственный служащий, имеющий чин, служебное звание. Чинопочитание (устар. и ирон.) – почитание старших младшими по службе.)

C:\Users\Владимир\Desktop\картинки - Чехов\Копия Slajd31.jpgC:\Users\Владимир\Desktop\oskolky.jpg

С 1882 по 1887 гг. в петербургском юмористическом журнале «Осколки» печатались рассказы А.П.Чехова о чиновниках. Среди них «Толстый и тонкий» - произведение, о котором сегодня на уроке пойдет речь.

А.П.Чехов пишет о человеке социальном, особым образом трансформируя анекдот и используя этот безобидный жанр для постановки серьезных общественных вопросов (чинопочитания, угодничества).

Определение темы урока.

- Ребята, сформулируйте тему урока. («Чиновники в рассказе «Толстый и тонкий»; «Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий», «Рассказы А.П.Чехова о чиновниках»)

Запись на доске: Рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий». Разоблачение чинопочитания и угодничества.

  1. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи (выдвижение гипотез).

Определение задач урока.

- Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы раскрыть тему урока?

1). Определить, почему и ради чего человек идет на самоунижение.

2). Доказать, что самое страшное, что может произойти с человеком, - это потеря им чувства собственного достоинства.

3). Раскрыть художественные особенности рассказа.

- А что надо сделать, чтобы достичь цели? (Обратиться к анализу рассказа.)

- Для того чтобы решить задачи урока, предлагаю разделить класс на группы – литературоведы (текстологи), искусствоведы (театралы), историки (архивариусы), языковеды – и провести заседание «ученого совета».

- Некоторым из вас предлагалось предварительное задание, в ходе урока вы представите свою работу.

  1. Работа над произведением.
  1. Инсценирование рассказа «Толстый и тонкий» (группа искусствоведов (театралов)).

Действующие лица: рассказчик, толстый, тонкий, жена тонкого Луиза, сын тонкого Нафанаил.

Декорации: вывеска «Вокзал», колокол на веревке, чемоданы, котомки, узлы.

- Ребята, вы посмотрели инсценировку рассказа. Кто из наших актёров лучше понял тот образ, который ему предстояло раскрыть?

2) Совместное обсуждение произведения (анализ).

- А.П.Чехов, удивительный мастер слова, умел в малую форму уместить глубокое содержание. Как же это удавалось Антону Павловичу?

– Откройте текст рассказа. Приступаем к обсуждению вопроса: на чем держится юмористический рассказ?

Обратите внимание на ключевые слова, записанные на доске, которые  вам помогут  правильно выстроить свой ответ. (Ключевые слова: диалог, художественная деталь, речь героев, случай.)

Аналитическая беседа:

- Давайте посмотрим, как вводит нас Чехов в мир своего рассказа. Найдите завязку рассказа «Толстый и тонкий» («На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий»)

- А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем».

- О чём эта деталь говорит? (Всего одна-две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью).

- А как описывает Чехов тонкого? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей»)

- Какие детали здесь, на ваш взгляд, наиболее значительные? (Дети отмечают, что тонкий навьючен: значит герой беден, у него нет денег на носильщика. Обвешенный чемоданами, узлами, картонками, он жалок. И пахнет от него не дорогим вином, а кофейной гущей.)

- Какой композиционный приём использовал Чехов, рисуя героев? (Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин.)

- Кто первый бросается к другу? (Толстый)

- Как Тонкий называет Толстого? («Миша! Друг детства!»)

- Каково состояние обоих? (Они оба приятно ошеломлены)

- Что вспоминает тонкий? (Как их дразнили. «Геростратом, а меня Эфиальтом, так как ябедничать любил»)

- С каким чувством задаёт вопрос толстый? (Восторженно глядя на друга)

- Что мы узнаём о материальном положении тонкого? (Маленькое жалованье, подрабатывает уроками жена, он сам делает дешёвые портсигары)

- С каким чувством это говорит тонкий? (С чувством гордости)

- А как обстоят дела у толстого? (Он стал тайным советником, получил две звезды

- Какие изменения происходят с тонким, как он выглядит? (читают)

- Какой приём использует Чехов? (Метафора, доведённая до гротеска)

- Что такое гротеск? (Это фантастическое преувеличение)

- Найдите гротеск в этой сцене. («Чемоданы и коробки поморщились, съёжились»)

- Как заговорил тонкий? (Он говорит униженно)

- Найдите слова, которые выражают его подобострастность. (Присоединяет суффикс -с; «Ваше превосходительство»; заикается, это выражено на письме ввиде многоточий; речь прерывиста)

- Почему рассказ назван «Толстый и тонкий»? (Герои не названы по именам, толстый - это не только физическое качество, но и признак достатка, так же, как и у тонкого)

- Чего больше в рассказе Чехова: повествования, описания, диалога?

- Чехов избегает описаний. Почему? (Они замедляют, удлиняют рассказ, делают его менее динамичным)

- Но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они очень лаконичные. Найдите их. О чём они говорят? (Они также характеризуют материальное и социальное положение героев)

- Почему стало противно и кому? (Толстому)

- Какое слово находит толстый, чтобы остановить тонкого? (Чинопочитание)

- Подберите синонимы к этому слову. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства)

- Какая фраза проходит рефреном, повторяется в рассказе? («Были приятно ошеломлены»)

- Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце рассказа? (Сначала друзья детства, а в конце - семья тонкого)

- Почему «все трое приятно ошеломлены»?

- Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова? (Забавны воспоминания детства, а грустно то, что эти воспоминания тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием)

- Прочтём в словаре, что такое юмор, а что такое сатира:

Юмор (англ. humour – нрав, настроение) – изображение героев в смешном виде. Смех помогает человеку освобождаться от всего дурного, мелкого, пошлого. В отличие от сатиры юмор – смех веселый, доброжелательный.

Сатира (лат. satira – букв. смесь, всякая всячина) – высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путем изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро.

- Что у юмора и сатиры общее? (Высмеивают)

- А чем они отличаются? (Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества)

- Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический или сатирический? (Сатирический)

- Какой порок он бичует? (Он осуждает порок общества - чинопочитание)

Словарная работа: чинопочитание, угодничество, подхалимство, самоуничижение, подобострастие.

- Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что бичевал? (Чинопочитание, рабское угодничество)

3) Задания группам:

- Языковедам: к каждому слову, приведенному в левой колонке, подберите соответствующее ему лексическое значение, указанное в правой колонке.

СЛОВО

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Николаевская железная дорога

А

Глубочайшее почтение (т.е. глубокое уважение)

Подёрнутый

Б

Покрытый легким слоем чего-нибудь, ка бы пеленой

Херес

В

Настойка из цветов померанцевого дерева (померанец – цитрусовое дерево, а также сочный ароматный кисловато-горький его плод с твердой кожурой)

Флёрдоранж

Г

В старое время: знатный и богатый сановник (т.е. крупный чиновник, занимающий высокое положение)

Гуща

Д

В царской России и некоторых других странах: отдел министерства высшего государственного учреждения

Душонок

Е

Человек, любящий наряжаться, нарядно одетый, франт (франт – человек, любящий наряжаться)

Щёголь

Ж

Относящийся к кому-нибудь с почтением; выражающий почтение

Лютерантка

З

Первая железная дорога в России между Москвой и Петербургом

Казённый

И

Милый, приятный человек

Приватно

К

Сорт крепкого виноградного вина

Департамент

Л

Почитание старших по чину, по служебному положению

Мундир

М

Проявляющий, выражающий милость (благосклонность, полное доверие, расположение к кому-нибудь низшему со стороны низшего)

Вельможа

Н

Последовательница лютеранства (крупнейшего направления протестантизма, возникшего в XVI в. на основе учения Лютера и распространенного в Германии, скандинавских и прибалтийских странах, в США)

Чинопочитание

О

Густой осадок в жидкости

Милостивый

П

Государственный

Живительный

Р

Укрепляющий силы, оживляющий

Благоговение

С

Военная или гражданская форменная одежда

Почтительный

Т

Частно, неофициально

Ответы запишите в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

- Литературоведам (текстологам):

Художественная деталь - выразительная подробность, характерная черта какого-либо предмета, несущая содержательную или эмоциональную нагрузку.

- Опираясь на текст рассказа, заполните таблицу (выпишите слова, словосочетания, фрагменты предложений, являющиеся художественной деталью):

Перемены в Порфирии

Не знает о служебном положении товарища

Знает о служебном положении товарища

Лицо

Интонация

Поведение

Вещи

Предполагаемый ответ:

Перемены в Порфирии

Не знает о служебном положении товарища

Знает о служебном положении товарища

Лицо

«Глаза, полные слез»

«Побледнел, окаменел, лицо искривилось широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры»

Интонация

«Милый мой!»

«Вот не ожидал! Вот сюрприз!»

«Я, ваше превосходительство...Очень приятно-с!»

«Помилуйте... Что вы-с...»

Поведение

«Троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез»

«Сам он сморщился, сгорбился, сузился» «Было... столько благоговения, сладости и почтительной кислоты»

«Пожал три пальца, поклонился всем туловищем»

Вещи

«Навьючен чемоданами, узлами и картонками»

«Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились»

- Историкам (архивариусам): по приведенным ниже определениям вспомните названия чинов и орденов, упомянутых в рассказе.

А. В царской России: гражданский чин восьмого класса, а также лицо, имеющее этот чин. Пользовался титулом «ваше высокоблагородие».

Это _________________________________________________________

Б. Один из младших российских орденов. Делился на три степени. Его знаками были: крест, звезда и лента. Орден служил наградой для младших офицеров и чиновников невысоких рангов.

Это _________________________________________________________

В. В дореволюционной России: чиновник, начальник стола (стол – отделение в учреждении или учреждение, ведающее каким-нибудь специальным кругом дел).

Это _________________________________________________________

Г. Чин 5-го класса, равняющийся бывшему бригадиру.

Это _________________________________________________________

Д. Гражданский чин 3-го класса Табели о рангах. Пользовался титулом «ваше превосходительство».

Это _________________________________________________________

Е. Бытовое название любого ордена 1-й, иногда 2-й степени, к знакам которых принадлежала Звезда. Так как высшими степенями награждались в основном генералы, подразумевалось, что человек, награжденный этим орденом имеет чин не ниже 4-го класса Табели о рангах.

Это _________________________________________________________

Справка: Служебный или имущественный статус предстает как суть человека, автор с первых строк указывает: «это мелкий чиновник», а это «генерал». Но так видят героев не только автор и читатели, так оценивают себя и другого сами персонажи. И потому для них так важны внешние социальные знаки – ордена, звания, форменная одежда, и прежде всего – ЧИН согласно Табели о рангах (учитель демонстрирует Табель на слайдах).

Класс

Чины гражданские

Чины военные и флотские

Некоторые должности, соответствующие этим чинам на гражданской службе

1-й

Канцлер

Действительный тайный советник 1-го класса

Генерал-фельдмаршал

Наиболее крупные санвники, пожалованные высшим чином именным указом императора

2-й

3-й

Тайный советник

Генерал-лейтенант, вице-адмирал

Товарищи министров, сенаторы, посланники

4-й

5-й

Статский советник

Вице-директоры департаментов в министерствах

6-й, 7-й

8-й

Коллежский асессор

Майор, капитан, капитан-лейтенант

Младшие столоначальники в департаментах министерств, младшие секретари в Сенате и др.

9-й, 10-й, 11-й, 12-й, 13-й, 14-й

Введенная Петром I, эта Табель предусматриавала три вида государственной службы: военную, гражданскую и придворную. Чин давал все: гарантированный оклад жалованья, положение в обществе, личное и потомственное дворянство для тех, у кого его не было по рождению.

- Искусствоведам: рассмотрите иллюстрации художников, обращавшихся к рассказу А.П. Чехова.

- На какие детали обратил внимание художник Б.Калаушин? А С.Алимов? Какую особенность героев отразил О.Ю.Яхнин?

- К рассказу обращались и скульпторы. В городе Таганроге в Гоголевском переулке около музея «Лавка Чеховых» появилась скульптурная композиция Давида Бегалова «Толстый и тонкий». Чеховские герои будто только что сошли с поезда и неожиданно встретились. Какие детали характеризуют героев?

   

Б. Калаушин              С. Алимов            О.Ю.Яхнин      Давид Бегалов

Группы готовятся и представляют выполненные задания.

  1. Связь с другими произведениями русской литературы XIX века.

- Тема чиновника в русской литературе не нова. К ней обращались русские писатели XIX века.

- Н.В.Гоголь о толстых и тонких: «Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие... - …и живет, и хорошо живет». («Мертвые души»)

- Чин чина почитай. Устар. Ирон. О соблюдении почтения к вышестоящему по должности. 

«В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай?» (А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»).

      5) Работа с эпиграфом.

- А.П.Чехова в рассказах о чиновниках интересовал только один вопрос: внутренняя свобода человека. И в рассказах о «маленьких людях» он демонстрировал ее противоположность – внутреннее рабство.

- Писатель был убеждён, что “... среди людей нужно сознавать своё достоинство” во всякое время. Как вы понимаете эти слова? Подберите синонимы к слову Достоинство. (Честь, самоуважение)

- Это качество отличало и самого А.П.Чехова, всю свою жизнь соблюдавшего неписаные правила морального кодекса.

  1. Представление полученных результатов, их проверка и коррекция.

- Как язык рассказа помогает понять идею произведения? Какие художественные особенности рассказа А.П.Чехова вы запомнили?

Отсутствие описания

Диалог

Яркие художественные детали

Речевая характеристика

Юмористическая ситуация

Объявляю о закрытии заседания ученого совета.

- Ребята, завершая работу на уроке, прошу вас заполнить таблицу:

+

!

?

уже знал

новое

думал иначе или не знал

не понял, есть вопросы

  1.  Подведение итогов, домашнее задание.

- Чего добивался А.П.Чехов своим смехом? (С помощью смеха можно заставить человека задуматься над своими поступками, поднять важные темы и проблемы. Смех – дело серьезное именно потому, что обладает великой силой, он может помочь изменить мир и людей, в нем живущих.)

- Ребята, в современной жизни взрослые люди имеют не чины, но должности в какой-либо профессии, специальности. Вы, когда вырастите, приобретете профессию, будете работать, не забывайте главного: надо уважать старших, но не терять собственного человеческого достоинства.

Оценивание работы детей на уроке. Самым активным – в подарок рассказы А.А.Чехова.

Д/з: прочтите рассказ А.П.Чехова «Смерть чиновника». Подумайте, что сближает рассказ «Смерть чиновника» с рассказом «Толстый и тонкий». Выясните, что такое «говорящие фамилии».

Использованные литература и Интернет-источники:

  1. Литература. 6 кл. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч 1./[В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В. Я. Коровиной. — 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. — 303 с.: ил. Ч 2//[авт.-сост. В. П. Полухина и др.]; под ред. В. Я. Коровиной. — 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017. — 287 с.: ил.
  2. Литература. 6 класс: система уроков по учебнику В.Я. Коровиной и др. / авт.-сост. А.Н.Замышляева. – Волгоград: Учитель, 2015. – 324 с.
  3. Литература. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч./Р.Г.Ахмадуллина – М.: Просвещение, 2016.
  4. Смерть чиновника: рассказы / Антон Чехов. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 256 с.
  5. https://perova.jimdo.com/такие-разные-уроки/чехов-а-п/
  6. http://nsportal.ru/Urok_literatury__6_klass_1422179802_52401.rar\Урок литературы. 6 класс
  7. ru.wikipedia.org Скульптурная композиция «Толстый и тонкий» (Таганрог) — Википедия 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...