Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)

Чако Светлана Иосифовна

Рабочая программа по литературе 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_literatura_10_klass.doc335.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8

с   углубленным   изучением  отдельных    предметов»

(МАОУ «Средняя школа №8»)

______________________________________________________________________________________

     РАССМОТРЕНО

на заседании МО

Протокол № от ___________

Руководитель ШМО

Парунина И.В.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________Бахматова О.Г.

«___»__________ 2021 г

УТВЕРЖДАЮ

Директор

Приказ от _______ № _____

_________Александрова Е.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Литература. 10 класс»

Уровень образования: среднее общее образование

Срок реализации программы -  2022-2023 уч. г.

Количество часов по учебному плану:

всего – 102ч/год; 3ч/неделю

Планирование составлено на основе:

Примерной программы по литературе для средней школы,

Примерной  программы курса «Литература». 10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. С.А.Зинин., В.А.Чалмаев. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2018.-48с.-(ФГОС. Инновационная школа).

Учебник: Зинин, С.А., Сахаров, В.И. Литература: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч.1 / С.А. Зинин, В.И. Сахаров. – 4-е изд. – М.: Русское слово, 2017

2022 год

 

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по литературе для 10 класса разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной программы к результатам освоения обучающимися образовательной программы среднего общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию рос- сийской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,  познавательные,  коммуникативные),  способность  их  использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические  для  данной  предметной  области,  виды  деятельности  для  получения  нового  знания    в рамках учебного предмета, его преобразования и применения в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами,  и  ориентирована  на  реализацию  целей  и  задач  программы  курса  литературы  в старшей школе (авторы-составители С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).

Цель предмета «Литература»: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках анализа и интерпретации литературных текстов.

Результаты базового уровня ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Эта группа результатов предполагает:

  • понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области, что обеспечивается не за счёт заучивания определений и правил, а посредством моделирования и постановки проблемных вопросов культуры, характерных для данной предметной области;
  • умение решать основные практические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
  • осознание рамок изучаемой предметной области, ограниченности методов и инструментов, типичных связей с некоторыми другими областями знания.

Предметные результаты

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования десятиклассник на базовом уровне научится:

  1. демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы; воспринимать литературу как одну  из основных национально-культурных ценностей народа, как особый способ познания жизни;
  2. в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
  • обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нём смыслы и подтексты);
  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
  • давать объективное изложение текста: выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, прослеживать их развитие, взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способов изображения действия и его развитие, способов введения персонажей и средств раскрытия и/или развития их характеров;
  • определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность    с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
  • анализировать авторский выбор определённых композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определённых частей текста способствуют формированию его общей структуры и обусловливают эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определённого зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
  • анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нём подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.д.);
  • аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретационного характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
  • понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
  • проводить смысловой и эстетический анализ текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.д.;
  • воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину мира, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
  1. осуществлять следующую продуктивную деятельность:
  • давать развёрнутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
  • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Десятиклассник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т.д.);
  • анализировать художественное произведение, учитывая воплощение в нём объективных законов литературного развития и субъективные черты авторской индивидуальности;
  • анализировать взаимосвязь художественного мира литературного произведения с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
  • анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Десятиклассник на базовом уровне получит возможность узнать:

  • о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
  • о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
  • о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
  • об историко-культурном подходе в литературоведении;
  • об историко-литературном процессе XIX века;
  • о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
  • имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
  • о соотношениях и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Рабочая программа по литературе  ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих:

  1. умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  3. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  4. умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  5. умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  6. сформированность навыка смыслового чтения;
  7. умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  8. умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  9. сформированность компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ-компетенции); мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
  10. сформированность экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
  11. умения находить, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.).

Рабочая программа ориентирована на достижение личностных результатов, включающих:

  1. осознание российской гражданской идентичности,  патриотизм,  уважение  к  Отечеству,  прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Росси и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувство ответственности и долга перед Родиной;
  2. ответственное отношение к учению; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду; опыт участия в социально значимом труде;
  3. целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. знание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
  7. коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
  9. сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11. сформированность эстетического сознания, опыт творческой деятельности эстетического характера;
  12. осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; сформированность потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
  13. обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры.

Содержание учебного предмета «Литература 10 класс»

В рабочей программе предложен модульный принцип формирования программы: структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале.

Дидактической единицей программы определен учебный модуль – логически самостоятельный компонент учебной программы. Достижение результата (или нескольких результатов) фиксируется обязательной итоговой (контрольной) работой в конце каждого модуля (кроме модулей 1 и 6).

Модуль 1

История русской литературы от середины XVIII до середины XIX века (обзор)

Литература реализма

Основные направления русской литературы середины XVIII – середины XIX века. Выдающиеся писатели и произведения. Родо-жанровые особенности, проблематика. Художественные достижения русской литературы середины XVIII – первой половины XIX века.

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Журналистика и литературная критика.

Литература реализма второй половины  XIX века (природное и социальное в человеке; объективная истина и субъективная правда; проблема идеала, социального обустройства и нравственного самосовершенствования человека в литературе реализма). Реализм на Западе и в России. Отличительные особенности русского реализма. Динамика развития русского реализма (этапы) Выдающиеся писатели и произведения второй половины XIX века. Классическая русская литература XIX века и её мировое признание.

Модуль 2

Литература второй половины XIX века. Произведения предреформенного и пореформенного периода. Проблема героя времени. Конфликт поколений.

А.Н. Островский «Гроза»

Жизнь и творчество писателя.  Семейный и социальный конфликт в драме. Образ города Калинова. «Темное царство» и его представители. Типы героев (жертвы, самодуры, несогласные, смирившиеся). Катерина и Варвара. Борис и Тихон. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Причины самоубийства Катерины. Значение образа Кулигина. Символика образа грозы. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие.

И.А. Гончаров «Обломов»

Жизнь и творчество писателя. История создания и особенности композиции романа. Глава «Сон Обломова» как предыстория героя. Исторические, психологические, философские предпосылки «обломовщины». Неоднозначность отношения автора к герою. Образ главного героя. Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская. Испытание героя любовью. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Художественное своеобразие романа.

И.С. Тургенев «Отцы и дети»

Жизнь и творчество писателя. Сюжет, композиция, система образов. Нигилисты и либералы в романе. Спор Базарова и Павла Петровича.  Значение образа Николая Петровича в романе. Образ главного героя. Политические, философские, эстетические взгляды Базарова. Базаров и Одинцова. Базаров и Аркадий. Базаров и родители. Трагизм Базарова. Особенности психологизма Тургенева. «Вечные темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы её выражения.

Модуль 3

Эстетические поиски в литературе второй половины XIX века

Н.А.Некрасов. Лирика. «Кому на Руси жить хорошо»

Жизнь и творчество писателя. Гражданский пафос поэзии Некрасова, её темы. Лирический герой в поэзии Некрасова. Образ Музы. Судьба поэта-гражданина. «Вечные темы» в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Связь лирики Некрасова с народной поэзией.

История создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Своеобразие сюжета и композиции. Фольклорная основа поэмы. Крестьянский мир в поэме. Крестьяне-бунтари, правдоискатели, рабы. Судьба русской женщины-крестьянки.  Проблема счастья. Образ Гриши Добросклонова.

Ф.И. Тютчев. Лирика

Слово о поэте. Основные темы. Философская лирика Тютчева. Природа в поэтическом мире Тютчева. Особенности любовной лирики Тютчева. Поэтический диалог. Художественное своеобразие лирики Тютчева. Особенности поэтической лексики, эпитеты, метафоры, звукопись. Символика и аллегория.

А. А. Фет. Лирика

Слово о поэте. Фет и «чистое искусство». Особенности изображения  природы в лирике Фета.  Импрессионизм в поэзии Фета. Поэтическое воссоздание бессознательного, мгновенного. Музыкальность поэзии Фета. Ассоциативность, метафоричность поэзии Фета.

Модуль 4

Антигерой и идеальный герой в литературе XIX – XX вв

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник».

Жизнь и творчество писателя. Образ и судьба праведника. Традиции древнерусской литературы. Мифопоэтическая основа сказа.

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Сказки.

Жизнь и творчество писателя. Пародия на летописи и официальную историографию. Русская история в зеркале сатиры. Образы градоправителей и глуповцев. Проблема власти и народа в романе. Мастерство сатирика.

Модуль 5

Философская модель мира в литературе второй половины XIX века

Л.Н. Толстой «Война и мир»  

Жизнь и творчество писателя. История замысла. Жанровые особенности романа. «Любимые» и «нелюбимые» герои Толстого. Нравственные искания «любимых» героев. Семьи Ростовых, Безуховых, Болконских, Курагиных как воплощение «мысли семейной» в романе. Философия истории в романе. Кутузов и Наполеон. Наташа Ростова в философско-этической системе романа. Фатализм Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Психологизм Толстого. Роль эпилога. Смысл названия.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»  

Жизнь и творчество писателя. Жанровые особенности романа. «Униженные и оскорбленные» в романе. Образ Петербурга в романе. Образ главного героя. Теория Раскольникова. Причины преступления Раскольникова. Гуманизм Достоевского. Образ Сони Мармеладовой. «Двойники» Раскольникова. Роль снов в романе. Мастерство психологического анализа. Роль эпилога. Смысл названия.

Модуль 6

Русская литература конца XIX – начала ХХ веков

Человек на рубеже эпох

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX- ХХ веков. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе. Конфликт человека и эпохи. Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои.  

А.П. Чехов. Рассказ «Студент»

Жанр «пасхального рассказа». Художественная стратегия Чехова. Идея рассказа.

Рассказ «Палата № 6»

История создания. Образ доктора Рагина. Проблематика рассказа.

Рассказ «Ионыч»

Проза Чехова на рубеже XIX – XX веков. Причины деградации Старцева. Нравственно-философские идеи рассказа. Художественное мастерство Чехова.

Рассказ «Человек в футляре»

Беликов как «экспериментальный герой». Проблема одиночества как философская основа рассказа.

Рассказ «Крыжовник»

Трилогия «О любви». Проблема смысла жизни. Смысл названия рассказа.

Рассказ «Дама с собачкой»

Тема любви в рассказе. Художественное мастерство Чехова. Традиции русской литературы XIX в рассказе.

Пьеса «Вишнёвый сад»

Социально-историческая ситуация, изображенная в произведении. Проблематика пьесы. Своеобразие конфликта, сюжета и композиции. Система персонажей. Проблема жанра. Идея и смысл комедии.

Модуль 6

Зарубежная литература XIX века

Э.Т.А. Гофман «Крошка Цахес»

Общая характеристика произведения. Жанровое своеобразие. Романтическое двоемирие.  Мифологизация и сатира. Образ  Цахеса.

О. де Бальзак «Шагреневая кожа»

Общая характеристика произведения. Социально-нравственная проблематика романа. Образ главного героя. Особенности композиции. Женские образы в романе. Художественное своеобразие романа.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Общая характеристика произведения. Эстетизм Уайльда. Нравственно-философская проблематика. Особенности интеллектуального романа.

На базовом уровне в 10 классе рабочая программа рассчитана на 102 часа. Содержание планирования включает 102 урока различного типа .

10 класс

Тип урока

Кол-во часов

Базовый уровень

1. Уроки изучения художественных произведений

Уроки художественного восприятия произведений, уроки углублённой работы с текстом, уроки обзорного изучения произведений

50

2. Уроки изучения истории и теории литературы

Уроки освоения теоретико-литературных понятий. Уроки изучения научных, литературно-критических статей. Уроки изучения биографии писателя. Уроки по историко-литературным материалам. Уроки обобщения, повторения, опроса

18

3. Уроки развития речи и контроля

Уроки обучения творческим работам по произведениям литературы и искусства. Уроки обучения устным ответам и устным докладам. Уроки самостоятельного написания сочинений. Уроки анализа сочинений. Уроки контроля знаний.

34

Всего

102

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

10 КЛАСС

(102ч)

№ п/п

Тема урока

Тип урока

                  Цели урока

Основные понятия

Дата

1

Введение. «Прекрасное начало» (к истории русской литературы XIX века)

Урок актуализации знаний

Охарактеризовать историческое развитие России в XIX веке.

Дать общую характеристику литературе первой половины XIX века. Выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики

Историко-литературный процесс, вечные темы русской классики

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

2–3

Литература и журналистика 1860–1880-х

годов. От литературных

мечтаний к литературной борьбе. Демократические тенденции

в развитии русской

культуры. Развитие реалистических традиций

Уроки полу-

чения новых

знаний

Познакомить с основными проблемами

и направлениями литературного процесса

второй половины XIX века.

Дать характеристику основным литературным жанрам.

Определить мировое значение русской классической литературы этого периода

Литературный

процесс, литературная критика

4

А.Н. Островский. «Драматург на все времена»

Уроки получения новых

знаний

Познакомить с основными сведениями

о жизни и творчестве драматурга и особенностями его мировоззрения.

Выявить первоначальные впечатления

обучающихся, полученные в ходе чтения и просмотра сценических интерпретаций

пьес Островского

Социально-

бытовая психологическая

драма, социально-бытовая

комедия, историческая драма, лирическая

пьеса-сказка

5

Быт и нравы замоскворецкого купечества

в пьесе «Свои люди —сочтёмся». Конфликт

между властными

и подневольными как основа социально-психологической проблематики пьесы

Урок полу-

чения новых

знаний, ком-

бинирован-

ный урок

Познакомить с сюжетом и образами-персонажами (Большов, Подхалюзин, Липочка и др.).

Выявить проблематику, идейный смысл

и особенности жанра комедии «Свои люди — сочтёмся»

Комедия, семейно-бытовая

коллизия, речевой жест

6

Своеобразие конфлик-

та драмы «Гроза». Изображение «затерянного

мира»: город Калинов и его обитатели. Роль второстепенных

и внесценических персонажей

Урок полу-

чения новых

знаний

Выявить своеобразие конфликта и особен-

ности сюжетосложения драмы «Гроза».

Познакомить с системой персонажей и характеристикой их жизненных ценностей

Драма, кон-

фликт, вто-

ростепенные

и внесцени ческие персонажи

7

Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни

Урок получения новых знаний, комбинированный урок

Познакомить с нравами семейства Кабановых.

Сопоставить жизненные ценности и нравственные представления Катерины и Кабанихи

Внешний

ивнутренний конфликты,антитеза

8

Трагедия совести и её разрешение в пьесе

Урок получения новых знаний, комбинированный урок

Выявить причины внутренней драмы Катерины

Внутреннийконфликт, моолог, психологизм

9

Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике

Урок получения новых знаний, комбинированный урок

Обобщить читательские представления о драме «Гроза» (символический смысл образов грозы, птицы, Волги и др.).

Проанализировать жанровые особенности пьесы на основе предложенного алгоритма (МП, раздел «Жанровое своеобразие пьесы»)

Символ, символический подтекст, трагедия

10–

11

РР

Сочинение по творчеству А.Н. Островского

Уроки развития речи

Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками

12

Анализ ошибок, допущенных в творческой работе

Урок рефлек- сии

Совершенствовать навыки написания сочинения

13

Основные факты жизни и творчества И.А. Гончарова.

История создания романа «Обломов»

Уроки полу-

чения новых

знаний

Познакомить с основными сведениями

о жизни и творчестве писателя и с особенностями его мировоззрения.

Выявить первоначальные впечатления обучающихся, полученные в ходе чтения романа. Раскрыть особенности замысла и его воплощения.

Познакомить с системой персонажей, принципом её организации и особенностями сюжетосложения

Своеобразие

стиля (жанр,

особенности

повествования,семейно-бытовой план)

14

Быт и бытие Ильи

Ильича Обломова.

Внутренняя противоречивость натуры героя,

соотнесённость его

с другими персонажами

Урок полу-

чения новых

знаний, комбинированный урок

Выявить особенности места действия и его

значение в жизни Обломова (на материале

первой части романа)

Образная

типизация,

принцип со-

поставления

противоположных нравствен-

но-психологи-

ческих типов

15

Обломов и Штольц.

Что перевешивает в авторском взгляде на историю: правда Штольца или правда Обломова?

Урок полу-

чения новых

знаний, комбинированный урок

Выявить сходства и различия в воспитании, образе жизни и характерах героев.

Проанализировать «Сон Обломова», определить его роль в раскрытии образа героя

Психологиче-ский портрет,

художественные детали

16

Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Обломов и Ольга Ильинская. Обломов и его воплотившийся идеал: Агафья Пшеницына

Урок получения новых знаний, комбинированный урок

Выявить причины несостоявшейся любви Обломова и Ольги на основе анализа трёх сцен признания в любви: Обломов — Ольга, Обломов — Пшеницына, Штольц — Ольга.

Определить символический смысл образов (ветка сирени, халат и др.)

Символика

17

Образ Захара и его роль в характеристике «об- ломовщины». Роман

«Обломов» в русской критике

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Сопоставить образы, выявить сходства и различия барина и слуги.

Определить оттенки смысла слова «обломовщина».

Познакомить с фрагментами статей Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарева «Роман И.А. Гончарова “Обломов”», А.В. Дружинина «Обломов. Роман И.А. Гончарова»

Психологический портрет, художественная деталь

18–

19

РР

Сочинение по творчеству И.А. Гончарова

Уроки развития речи

Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками

20

Анализ ошибок, допу щенных в творческой работе

Урок рефлек- сии

Совершенствовать навыки написания сочинения

21

И.С. Тургенев. Основные факты жизни и творчества. Отражение различных начал русской жизни

в «Записках охотника».

Внутренняя красота и духовная мощь русского человека как

центральная тема ра сказов

Урок актуализации знаний, урок полученияновых знаний

Познакомить с основными сведениями о жизни и творчестве писателя и особенностями его мировоззрения.

Сформировать понимание авторского замысла в раскрытии темы социальной

несправедливости в отношениях помещиков и крестьян в цикле рассказов «Записки охотника»

Очерк, портрет, пейзаж

22

Отражение в романе

«Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» повествования

Урок получения новых знаний, комбинированный урок

Выявить первоначальные впечатления обучающихся, полученные в ходе чтения романа.Познакомить с творческой историей романа, соотнести художественные задачи автора и их воплощение.Познакомить с системой главныхперсонажей (Базаров — Кирсановы)

Социальны, идеологиче- ский,полемический роман

23

Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Споры Базарова и Павла Кирсанова

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Выявить основы мировоззрения Базарова как «героя времени» новой эпохи и эволюцию его взглядов на протяжении романа. Сопоставить взгляды Базарова и аристократа-либерала Павла Петровича Кирсанова

Идеологический роман, антитеза

24

Базаров и его мнимые последователи. Неизбежность расставания Базарова и Аркадия Кирсанова

Урок получения новых знаний, комбинированный урок

Выявить логику введения в роман карикатурных персонажей (Ситников, Кукшина).Охарактеризовать отношения Базарова и Аркадия, определить причины их расставания

Принцип «тайной психологии»

25

Любовная линия и её место в общей проблематике романа

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Охарактеризовать взгляды Базарова на женщину и логику их развития в романе в связи с меняющимся отношением к Одинцовой

Литературные реминисцен- ции, сюжетная линия

26

Философские итоги романа. Смысл названия. Русская критика о романе и его герое (Д.И. Писарев, Н.Н. Страхов, М.А. Ан- тонович)

Урок получения новых знаний, ком бинированный урок

Выявить противоречивость авторской позиции по отношению к Базарову, особенно остро выраженную в финале романа. Обобщить читательские представления о романе.

Определить причины полемики вокруг романа «Отцы и дети»

Пафос, лирико-философская концовка романа

27

Стихотворения в прозе. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений .

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Осмыслить и оценить художественную выразительность, тематическое богатство и философскую насыщенность тургеневских стихотворений в прозе как «закатного» жанра писателя: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору

Стихотворение в прозе

28–

29

РР

Сочинение по творчеству И.С. Тургенева

Уроки развития речи

Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками

30

К/Р

Контрольная работа по творчеству А.Н.Островского, И.А. Гончарова, И.С.Тургенева

Урок рефлек- сии

Совершенствовать навыки написания сочинения

17? 18?711

31

Н.А. Некрасов. Жизнь

и творчество (обзор).

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика

Урок полу-

чения новых

знаний, урок

актуализации

знаний

Познакомить с основными сведениями

о жизни и творчестве поэта и особенностями его мировоззрения как революционера-демократа.

Актуализировать знания о гражданском

пафосе лирических стихотворений, посвящённых темам крестьянской жизни и «долюшки женской», которые были изучены

в основной школе.

Расширить представления обучающихся о тематическом разнообразии лирики Некрасова

Пафос, лири-

ческий герой,

элегия, сатира,

ода, уличная

зарисовка,

песня

32

Гражданские мотивы

в лирике поэта. Диалог

двух мировоззрений

в стихотворении «Поэт

и Гражданин». Взгляды

на поэта и назначе-

ние поэзии в лирике

Н.А. Некрасова

Урок полу-

чения новых

знаний, комбинированный урок

Выявить традиционное и самобытное

в раскрытии темы поэта и поэзии в стихотворениях «Поэт и Гражданин», «Вче-

рашний день, часу в шестом…», «Блажен

незлобивый поэт…», «Пророк», «Элегия»

(А.Н. Еракову), «Умру я скоро. Жалкое

наследство…»

Народность

литературного

творчества, де-

мократизация

поэтического

языка

33

«Поэзия» и «проза»

любовных отношений

в «панаевском цик-

ле». Художественное

своеобразие лирики

Н.А. Некрасова

Урок полу-

чения новых

знаний, ком-

бинирован-

ный урок

Выявить особенности воплощения темы

любви в лирике Некрасова.

Познакомить с художественным своеобразием лирики поэта (жанровое многообразие, сюжетность, характерные образы, стихотворные размеры)

Трёхсложные Стихотворные размеры, лирическое повест-

вование

34

Отражение в поэме

«Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Познакомить с историей создания поэмы и решением вопроса о её композиции.

Рассмотреть вопрос о связи названия поэмы с её тематикой и проблематикой

Поэма-эпо- пея, жанр путешествия, сказочный зачин, мотив

35

Стихия народной жизни и её яркие представители в поэме (Яким Нагой, Ермил Гирин, дед Савелий

и др.). Карикатурные образы помещиков-

«последышей»

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Рассмотреть взгляды представителей народа и господствующих классов на проблему счастья.

Сопоставить различные представления о счастье и зле, высказанные народом и помещиками

Портрет, сатира, сарказм

36

Тема женской доли

и образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Выявить черты подлинно героического, возвышенного характера в образе Матрёны Тимофеевны

Притча, фольклорная основа, обрядовые песни, народные причитания

37

Образ Гриши Доб- росклонова и его идейно -композиционное звучание. Проблема счастья и её решение

в поэме Н.А. Некрасова

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Выявить авторские представления о роли разночинной интеллигенции и её жизненной миссии в решении вопроса о «народном счастье».

Доказать, что правдоискательство — важ- нейшая черта национального характера русского человека

Афористич- ность стиля

38–

39

РР

Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

Уроки развития речи

Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками

40

Анализ ошибок, допущенных в творческой работе

Урок рефлек- сии

Совершенствовать навыки написания сочинения

41

                                                     

Личность Ф.И. Тютчева. «Мыслящая поэзия»

Ф.И. Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность

Уроки получения новых

знаний

Познакомить с основными сведениями

о жизни и творчестве поэта и особенностями его мировоззрения.

Проиллюстрировать философскую глубину, образную насыщенность, афористичность стихотворной речи, обратив-шись к миниатюрам «Умом Россию не понять…», «Природа — сфинкс. И тем она верней…», «Нам не дано предугадать…»

Интеллекту-альная лирика,

лирическая

миниатюра

42

Природа, человек,

Вселенная как главные

объекты художественного постижения в тютчевской лирике

Урок полу-

чения новых

знаний, комбинированный урок

Сформировать представления об особенностях пейзажной лирики поэта.

Проанализировать лирические сюжетыи проблематику стихотворений, имеющих

философскую направленность: «Не то,что мните вы, природа…», «Певучесть есть в морских волнах…», «О чём ты воешь, ветр ночной?..», «Silentium!» и др.

Сделать вывод о трагическом противостоянии человеческого «я» и стихийных сил природы

Лирический

сюжет, ин-

теллектуаль-

ная лирика,

пейзаж, оли-

цетворение,

звуковая организация

43-44

Драматизм звучания

любовной лирики

Ф.И. Тютчева: «О, как убийственно мы любим…», «Я встретил

вас — и всё былое…»

Урок полу-

чения новых

знаний, комбинированный урок

Проанализировать воплощение темы любви в лирике поэта и выявить драматизм её

звучания.

Обобщить знания о принципах художественной изобразительности Тютчева

Лирический

сюжет

45

Письменная работа по  лирике Ф.И. Тютчева

Уроки развития речи

Выявить уровень сформированности

знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками

46

Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы в лирике А.А. Фета

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Познакомить с основными мотивами лирики Фета, выявить связь пейзажной и интимной лирики: «Я пришёл к тебе

с приветом…», «Это утро, радость эта…» и др.

Мелодика сти- ха, литератур- ная пародия, антропомор- физм (очеловечивание природы)

47

Красота и поэтичность любовного чувства

в интимной лирике А.А. Фета

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Выявить признаки импрессионистического стиля в стихотворениях

«На заре ты её не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»,

«Шёпот, робкое дыханье…» и др. Сделать вывод о красоте и поэтичности любовного чувства, воплощённого в интимной лирике Фета

Лирическая исповедальность

48–

49

РР

Письменная работа по лирике А.А. Фета

Уроки развития речи

Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками

50

К/Р

Контрольная работа по творчеству Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

Урок рефлек- сии

Совершенствовать навыки написания сочинения

20.12

51

Краткий очерк жизни

и творчества Н.С. Лескова

Урок полу-

чения новых

знаний

Познакомить с основными сведениями о жизни и творчестве писателя и особенностями его мировоззрения

Литературный

сказ

52

Повесть «Очарованный

странник». Сюжет повести, её национальный

колорит. Образ Ивана

Флягина

Урок полу-

чения новых

знаний, комбинированный урок

Выявить первоначальные впечатления

обучающихся об особенностях сюжета

и героев повести Лескова, полученные в ходе чтения.

В ходе анализа повести выявить черты русского национального характера, проявляющиеся в образе Ивана Флягина

Жанр

путешествия,

былинные мотивы в повести

53

Смысл названия повести «Очарованный

странник». Сказовый

характер повествова-

ния, стилистическая

и языковая яркость повести

Урок полу-

чения новых

знаний

Обобщить читательские представления

о повести (смысл названия, художественные особенности).

Выявить оттенки смысла эпитета «очарованный» применительно к герою и смысл

словосочетания «лесковский праведник»

Сказовый ха-

рактер повест-

вования

54

РР

Письменная работа потворчеству Н.С. Лескова

Урок разви-

тия речи

Выявить уровень сформированности

знаний обучающихся по изученной теме

и владение речевыми навыками

55

Вн/ч

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Общая характеристика произведения

Урок полу-

чения новых

знаний

 Нравственно-философская проблематика. Особенности интеллектуального романа.

Эстетизм

56

Личность и творче- скаяиндивидуальность М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр

в  творчестве писателя

Урок акту- ализации знаний, урок получения новых зна- ний

Познакомить с основными сведениями о жизни и творчестве писателя, особенностями его мировоззрения и взглядами на главную цель творчества

Литературная сказка, алле- гория

57

Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания

в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

Урок актуа- лизации зна- ний, уроки получения новых зна- ний

Актуализировать знания обучающихся

о сказках писателя, полученные в основной школе («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»).

Охарактеризовать особенности сюжета, тематику и пафос сказок «Медведь на воеводстве», «Богатырь»

Сатирическая сказка, фольклорные мотивы в сказках, ирония, пафос

58

Развенчание обыва- тельской психологии, рабского начала в человеке. Приёмы сатирического воссоздания действительности

в сказках

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Охарактеризовать особенности сюжета, проблематику и пафос сказки «Премудрый пискарь».

Обобщить представления обучающихся о мастерстве сатирика

Сарказм, иро- ния,гротеск

59

«История одного го- рода»: замысел, ком- позиция, жанр. Са- тирический характер повествования: «Опись градоначальникам»

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Выявить первоначальные впечатления обучающихся, полученные в ходе чтения романа.Выявить роль приёмов сатирической обрисовки глуповских градоначальников

и их деяний

Роман-хро- ника, сатира, хронотоп

60

Выборочный анализ глав романа «История одного города» («Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение» и др.)

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Проанализировать сюжет указанных глав:

«подвиги градоначальников» и реакцию глуповцев на них.

Понять многозначность финала. Выявить авторскую позицию в произведении; сделать вывод о его просветительской функции

Антиутопия, трагифарс, сарказм, иро- ния, гротеск, абсурд

61–

62

РР

Письменная работа по творчеству М.Е. Салты-

кова-Щедрина

Уроки развития речи

Выявить уровень сформированности

знаний обучающихся по изученной теме

и владение речевыми навыками

63

Контрольная работа по творчеству Н.С.Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Урок рефлек- сии

Совершенствовать навыки написания сочинения

64

А.К. Толстой — человек и поэт. Жанрово-тематическое богатство творчества: много- образие лирических мотивов. Своеобразие лирического героя

Уроки полу- чения новых знаний

Познакомить с основными сведениями о жизни и творчестве поэта и особенностями его мировоззрения.

Охарактеризовать лирического героя стихотворений «Коль любить — так без рассудку…», «Господь, меня готовя к бою…»

Лирика позд- него роман- тизма, лири- ческий герой, лирический мотив

65

Романтический колорит лирики А.К. Толстого, отражение в ней идеальных устремлений художника

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Познакомить с лирическими сюжетами стихотворений («Средь шумного бала, случайно…», «Меня, во мраке и в пыли…»,

«Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…»), охарактеризовать образ лирического героя, выявить романтический колорит ли- рических стихотворений

Антитеза, ок- сюморон

66

Обращение А.К. Толстого к историческому песенному фольклору и политической сатире

Урок получения новых знаний,

комбинированный урок

Познакомить с исторической концепцией А.К. Толстого и её воплощением в балладе «Государь ты наш батюшка…». Сопоставить образ Петра в исторической балладе и шуточном стихотворении «История государства Российского…»

Историческая песня, баллада

67

РР

Письменная работа по лирике А.К. Толстого

Урок развития речи

Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками

68

Вн/ч

Э.Т.А. Гофман «Крошка Цахес»

Общая характеристика произведения.

Урок получения новых знаний,

комбинированный урок

Познакомить с содержанием романа. Охарактеризовать Цахеса

Жанровое своеобразие. Романтическое двоемирие.  Мифологизация и сатира. Образ  Цахеса.

69

Л.Н. Толстой. Личность писателя, основные этапы его жизненного и творческого пути

Урок акту- ализации знаний, урок получения новых знаний

Углубить знания обучающихся о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, полученные в основной школе.

Познакомить с особенностями мировоззрения, отношением писателя к важнейшим событиям эпохи, свидетелем которых он являлся

70

Авторский замысел и история создания

романа «Война и мир». Жанрово-тематическое своеобразие романа- эпопеи (многогерой- ность, переплетение различных сюжетных линий и др.)

Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок

Выявить первоначальные впечатления обучающихся, полученные в ходе чтения романа. Познакомить с историей создания романа

«Война и мир» (замысел и его изменение, прототипы героев, жанрово-тематическое своеобразие).

Проанализировать значения слов «война» и «мир» и понять смысл названия произведения

Роман-эпопея, композиция эпического произведения

71

Критическое изобра- жение высшего света, противопоставление мертвенности светских отношений «диалек- тике души» любимых героев автора

Урок полу- чения новых знаний, комбиниро- ванный урок

Познакомить с принципами композиционного построения романа. Выявить логику развития событий в начале романа (анализ эпизода «Салон Анны Шерер») и авторское отношение к героям, представляющим два нравственных полюса романа

Многоплановость композиции, принцип сцепления эпизодов,

«диалектика души», антитеза

72-73

Этапы духовного са-

мосовершенствования

Андрея Болконского

и Пьера Безухова

Комбиниро-

ванные уроки

Проанализировать центральные эпизоды романа и выявить соотнесённость образов

главных героев в их жизненных поисках.

Выявить приёмы создания образов героев

(психологизм, портретная характеристика,

пейзаж как приём раскрытия образа)

«Диалектика

души», антите-

за, портрет

74

Патриотизм скромных

тружеников войны

и псевдопатриотизм

«военных трутней»

Комбиниро-

ванные уроки

Проанализировать эпизоды Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, выявить

характеристики истинного и ложного героизма и патриотизма в поведении героев

романа (т. I, ч. 2; ч. 3, гл. VII, IX, XVII: Тимохин, Тушин / Жерков, Борис Друбец-

кой, Берг)

Пейзаж,

портретная де-

таль, принцип

«срывания всех

и всяческих

масок», вну-

тренний монолог

75

Настоящая жизнь

людей в понимании

Л.Н. Толстого. Обра-

зы Наташи Ростовой

и княжны Марьи

Комбиниро-

ванные уроки

Проанализировать эпизоды «Именины

у Ростовых», «Охота», «У дядюшки»,

«В театре» и др., в которых раскрывается образ Наташи Ростовой.

Сопоставить образы любимых героинь писателя

Символиче-

ский смысл

образа

76

РР

Творческая работа.

Анализ эпизода романа

Урок разви-

тия речи

Выявить уровень сформированности на-

выков анализа эпизода произведения

77

Тема войны и «мысль народная» как идейно- художественная основа толстовского эпоса

Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок

Познакомить с философией истории Л.Н. Толстого, сделать вывод о полемической заострённости романа против официальной исторической науки.

Проанализировать эпизоды Бородинского сражения и сделать вывод о реалистическом изображении войны в романе

Историософ- ская концеп- ция, психо- логический пейзаж

78

Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории

Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок

Выявить сходство в принципах изображе- ния героев и основные оппозиции в образах Кутузова и Наполеона

Историософская концепция, персонажи-антиподы

79

Образ «дубины народ- ной войны» в романе. Образы Тихона Щербатова и Платона Каратаева — двух типов народно-патриотического сознания

Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок

Раскрыть смыслы толстовского понятия

«народ» и выявить двойственный подход в изображении русского народа в романе. Раскрыть смысл перемен, которые происходят с Андреем Болконским и Пьером Безуховым под влиянием Отечественной войны 1812 года

Сон как одно из средств пси- хологической характеристики героя

80

Эпилог романа

 (часть 1)

и «открытость» толстовского эпоса. Фило-

софская проблематика

романа

Урок полу-

чения новых

знаний, ком-

бинирован-

ный урок

Обобщить читательские представления

о персонажах романа: понять, почемув финале соединены семейно-родовые традиции Болконских, Безуховых

и Ростовых, можно ли назвать их жизнь идиллической, в чём сходство и различия

в семейных отношениях Безуховых и Ростовых.

Определить роль образа Николеньки Болконского в системе образов романа.

Проанализировать вопросы философской проблематики, обратившись к ключевым

эпизодам романа

Идиллия, эво-

люция харак-

тера

81–

82

РР

Сочинение по творче-

ству Л.Н. Толстого

Уроки разви-

тия речи

Выявить уровень сформированности

знаний обучающихся по изученной теме

и владение речевыми навыками

83

Вн/ч

О. де Бальзак «Шагреневая кожа»

Общая характеристика произведения

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Социально-нравственная проблематика романа. Образ главного героя. Особенности композиции. Женские образы в романе. Художественное своеобразие романа.

84

Жизненный и творческий путь Ф.М.Достоевского.

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Углубить знания обучающихся о жизни и творчестве Ф. М.Достоевского, полученные в основной школе.Познакомить с особенностями мировоззрения писателя

85

Мир «униженных и оскорблённых»: Раскольников в мире бедных людей. Бунт личности против жестоких законов социума

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Проанализировать систему персонажей романа, представленную как перечень действующих лиц в театральной афише. Выявить средства создания образа Петербурга в романе и двойственность отношения автора и главного героя к городу

Экспозиция, герой — идея, психологизм, портрет, пейзаж, интерьер, символика цвета

86-87

Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов). Принцип полифонии в раскрытии философской проблематики романа

Урок полу- чения новых знаний, комбинированный урок

Выявить социальные и философские (теория) корни преступления Раскольникова. Выявить сходство и различия во взглядах Лужина, Свидригайлова, Лебезятникова

и Раскольникова. Проанализировать систему идейных

«двойников» Раскольникова, являющуюся художественным выражением критики индивидуалистического бунта героя

Философский роман, образ

«двойника» как психологический приём, полифония (многоголосие), внутренний монолог

88-89

Раскольников и «веч-

ная Сонечка». Нрав-

ственно-философский

смысл преступления

и наказания Расколь-

никова

Урок полу-

чения новых

знаний, ком-

бинирован-

ный урок

Проанализировать сцены визитов Раскольникова к Соне Мармеладовой (диа-

логи героев), выявить сходство и различия ситуаций, в которых оказались герои. Понять авторский замысел: почему именно с образом Сони связана идея воскрешения Раскольникова (проблема веры

в романе)

Художествен-

ная деталь, образ-символ

90-91

РР

Роль эпилога в раскрытии авторского замысла. Смысл названия романа

Сочинение по творче-

ству Ф.М. Достоевского

Комбиниро-

ванный урок

Уроки разви-

тия речи

Обобщить читательские представления

о романе и воплощении авторского замысла: выявить философский смысл эпилога

и его связь с основным содержанием романа; определить значение сна Раскольникова в эпилоге романа

Выявить уровень

знаний обучающихся по изученной теме

и владение речевыми навыками

Символиче-

ский пейзаж,

психологиче-

ская функция

сна

92

К/Р

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского

Урок рефлек- сии

Совершенствовать навыки написания сочинения

93

Жизнь и творчество А.П.Чехова.

Урок полу-

чения новых

знаний, ком-

бинирован-

ный урок

Углубить знания обучающихся о жизни и творчестве А.П.Чехова, полученные в основной школе.Познакомить с особенностями мировоззрения писателя.

94

Тема пошлости и обы- вательщины в рассказах

«Палата № 6»,

«Ионыч». Проблема

«самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Рассказ

«Студент»

Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок

Выявить особенности раскрытия темы и авторскую позицию, заключающуюся

в отсутствии прямолинейности решения проблем современности. Раскрыть смысл названия рассказа

«Ионыч». Выявить философскую проблематику рассказов «Палата № 6», «Студент»

Внешнее действие

и внутреннее событие, сим- волика, этико- нравственная и философская проблематика

95

РР

Творческая работа. Анализ рассказа А.П. Чехова

Урок разви- тия речи

Выявить уровень сформированности знаний обучающихся по изученной теме и владение речевыми навыками

96

Особенности конфлик- та и сюжетного дей- ствия в комедии «Вишнёвый сад»

Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок

Выявить первоначальные впечатления учеников о комедии «Вишнёвый сад». Углубить представления о драматическом сюжете и конфликте, охарактеризовать систему персонажей

Лирическая комедия, бессюжетное действие, под- текст

97

Бывшие хозяева сада — Гаев и Раневская. Особенности разрешения конфликта в пьесе. Новый хозяин сада. Тема будущего

Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок

Проанализировать основные направления в решении темы времени: прошлое, настоящее и будущее России в пьесе Чехова

Конфликт,

«подводное течение»

98

Новаторство Чехова- драматурга. Лирическое и драматическое начала в пьесе. Символика пьесы. Сложность и неоднозначность авторской позиции

Урок полу- чения новых знаний, ком- бинирован- ный урок

Обобщить читательские представле- ния о персонажах пьесы, сделать вывод о принципах раскрытия их характеров. Проанализировать материалы опорного конспекта о символическом подтексте пьесы и способах его создания. Сделать вывод о своеобразии жанра произведения

Лирическая комедия, сим- волическая деталь

99

РР

Обобщение по творче-

ству А.П. Чехова

Уроки разви-

тия речи

Выявить уровень сформированности

знаний обучающихся по изученной теме

и владение речевыми навыками

100-101

РР

Промежуточная аттестация. Годовая контрольная работа (сочинение).

Уроки разви-

тия речи

Выявить уровень сформированности

знаний обучающихся по изученной теме

и владение речевыми навыками

102

Обобщение по курсу.

Гуманистический па-

фос, патриотизм, всечеловечность русской литературы.

Урок обще-

методологи-

ческой

Актуализация полученных знаний. Знакомство с программой чтения в 11 классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....