Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс)

Чако Светлана Иосифовна

Рабочая программа по литературе 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp._literatura_6_kl.docx74.07 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя школа №8»

РАССМОТРЕНО на ШМО

                                                                          Протокол №_____от

                                                                             «____»__________20____г.

                                                                   Руководитель ШМО

И.В. Парунина

                     СОГЛАСОВАНО                                                                

                    Зам. директора по   УВР

                   ___________ О.Г. Бахматова

  «___» ____________ 20___  г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ «Средняя школа №8»

_________________ Е .В. Александрова

«___» ___________ 20___  г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса «Литература», 6 класс

на 2022-2023 учебный год

Уровень  обучения (класс) основное общее образование,  6 класс

Общее количество часов:    102 часа

Количество часов в неделю  3 часа       

Уровень базовый

Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
  • Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
  • Примерной рабочей программы основного общего образования. Литература. Проект. (для 5-9 классов образовательных организаций) ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» РАО, Москва, 2021 год
  • Программы курса «Литература». 5-9 классы \ авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин. – М: Русское слово, 2020 г.

Учебник: «Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. \ авт.-сост. Г.С. Меркин. М: - «Русское слово - учебник», 2021.

г. Когалым, 2022 г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Воспитательный компонент курса.

   Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета:

Личностные результаты

     Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поли- культурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе

Гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней)

Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства

Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства

Ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,  природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений; уметь управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего пра- ва на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев

Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей

Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природ- ной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культур ной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятия- ми, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать про- исходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

Метапредметные результаты.

Овладение универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия:

- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др ) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

- устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;

- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

- выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев)

Базовые исследовательские действия:

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях

Работа с информацией:

- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграмма- ми, иной графикой и их комбинациями;

- оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

- эффективно запоминать и систематизировать эту информацию

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

- общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, пони- мать значение социальных знаков, знать и распознавать пред- посылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

- совместная деятельность (сотрудничество): использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

- самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;

- самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;

- эмоциональный интеллект: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ста- вить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций;

- принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные результаты.

1)        Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;

2)        понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный текст от текста научного, делового, публицистического;

3)        - осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся);

- определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

- понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;

- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

- сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и литературного развития обучающихся);

- сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

4)        выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);

5)        пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учите- ля формулировать вопросы к тексту;

6)        участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному;

7)        создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв;

8)        владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;

9)        осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;

10)        планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

11)        развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты;

12)        развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности

Тематическое планирование

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

В том числе

Развитие речи

Заучивание наизусть

Введение.

1

Из греческой мифологии

2

Из устного народного творчества

3

Из древнерусской литературы.

4

1

Из литературы XVIII века.

3

1

Из литературы XIX века.

51

7

5

Из литературы XX века.

28

5

4

Из зарубежной литературы.

10

Итого

       102

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

   О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

   Развитие представлений о литературе; писатель и его место в культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ (2 часа)

Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3 часа)

Легенды, предания, сказки «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 часа)

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие, любовь к родине, мужество и др.).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа)

М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф...». Выражение в стихотворении мыслей поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея произведения.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА

В.А. ЖУКОВСКИЙ (3 часа)

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения.

А.С. ПУШКИН (13 часов)

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Зимнее утро», «Зимний вечер». Интерес к истории России: роман «Дубровский» — историческая прав- да и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (5 часов)

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи»,   «Парус»,   «На   севере   диком   стоит  одиноко…», «Утес», «Листок». Многозначность художественного образа.

Н.В. ГОГОЛЬ (6 часов)

Сборник «Миргород». Структура, авторский замысел. Повесть «Старосветские помещики». Тематика и проблематика повести; своеобразие художественного пространства повести; центральные образы; лирическое и комическое в повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ (6 часов)

«Записки охотника»: творческая история и особенности композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»: служебный долг и человеческий долг; нравственные ценности: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная  характеристика  темы и центральных персонажей произведения. Стихотворение «В дороге»: выразительность и точность поэтического звучания. Стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей», «Русский язык».

Н.А. НЕКРАСОВ (3 часа)

Гражданская позиция Н.А. Некрасова. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Выразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Л.Н. ТОЛСТОЙ (5 часов)

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Maman», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и его внутренняя связь с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

В.Г. КОРОЛЕНКО (6 часов)

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

А.П. ЧЕХОВ (4 часа)

Юмористические и сатирические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Налим», «Толстый и тонкий»: темы, характеры персонажей. Отношение автора к героям. Приемы создания комического эффекта.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

И.А. БУНИН (3 часа)

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душевный мир крестьянина в изображении писателя.

А.И. КУПРИН (5 часов)

Детские годы писателя. Рассказы «Белый пудель», «Тапёр». Основные темы и характеристика образов. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

С.А. ЕСЕНИН (3 часа)

Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворений. Одухотворенная природа — один из основных образов поэзии С.А. Есенина.

М.М. ПРИШВИН (6 часов)

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

А.А. АХМАТОВА (2 часа)

Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля». Тема духовной свободы народа. Защита основ жизни. Клятва поэта в верности и любви к родине. Значение русского языка.

ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (3 часа)

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов «Журавли»; Д.С. Самойлов «Сороковые».

В.П. АСТАФЬЕВ (4 часа)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Н.М. РУБЦОВ (2 часа)

Краткие сведения о поэте. Стихотворения «Звезда полей»,«Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворениях. Образный строй.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«СКАЗКА О СИНДБАДЕ-МОРЕХОДЕ» ИЗ КНИГИ «ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ» (2 часа)

История создания, тематика, проблематика.

Я. И В. ГРИММ (2 часа)

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

О. ГЕНРИ (2 часа)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе).

ДЖ. ЛОНДОН (2 часа)

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ В 6 КЛАССЕ

М.В. Ломоносов «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…».

А.С. Пушкин «Зимнее утро».

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).

И.С. Тургенев «Русский язык».

Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская...», «Ве- ликое чувство! У каждых дверей…».

И.А. Бунин «Не видно птиц. Покорно чахнет...».

 С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

А.А. Ахматова. Одно стихотворение (по выбору).

Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ

Из устного народного творчества

Сказки «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из то- пора».

Из героического эпоса

Карело-финский эпос «Калевала» (фрагменты); «Песнь о Роланде» (фрагменты); «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты).

Из древнерусской литературы

«Подвиг юноши Кожемяки». Из «Сказаний о Святославе».

Из русской литературы XIX века

В.А. Жуковский «Кубок».

А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет…», «Простите, верные дубравы…», «Еще дуют холодные ветры...».

М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь».

Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Ивано- вич с Иваном Никифоровичем».

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе (два-три — по выбору). Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос».

Н.С. Лесков «Человек на часах».

А.П. Чехов «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».

Из русской литературы XX века

А.А. Блок «Там неба осветленный край…», «Снег да снег…».

Ф. Сологуб «Под черемухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…».

И.А. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «На высоте, на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...».

Б.Л. Пастернак «После дождя».

Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи».

А.Т. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…».

А.А. Вознесенский «Снег в сентябре». В.К. Железников «Чучело».

В.П. Крапивин «Мальчик со шпагой».

Р.П. Погодин «Время говорит — пора», «Зеленый попу- гай».

А.Г. Алексин «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».

Из зарубежной литературы

А. Шклярский «Томек среди охотников за человеческими головами».

Календарно - тематическое планирование

Тема

урока

Дата

Введение – 1 час

1

О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства.

Из греческой мифологии –2 часа.

2

«Одиссей на острове циклопов. Полифем». Гомер «Одиссея». Песнь де вятая (фрагмент)

3

Гомер «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Образы Одиссея и Полифема.

Из устного народного творчества - 3 часа.

4

Легенда «Солдат и смерть».

5

Предание и его художественные особенности.   «Как Бадыноко победил одноглазого великана».

6

«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности.

Из древнерусской литературы - 4 часа.

7

«Сказание о белгородских колодцах». Отражение в произведении народных представлений о событиях и людях.

8

«Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение в произведении истории Древней Руси.

9

«Поучение Владимира Мономаха». Поучительный характер древнерусской литературы.  

10

Р/р Анализ письменных работ.

Из русской литературы XVIII века - 3 часа.

11

М.В. Ломоносов — гениальный учёный, теоретик литературы, поэт

12

М.В.Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация.

13

М.В. Ломоносов о  значении русского языка.

М.В. Ломоносов и  Пётр Великий.

Из русской литературы ХIХ века – 51 час.

В. А. Жуковский – 3 часа.

14

Краткие сведения о                                  В.А. Жуковском. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин

15

Жанр бал лады в творчестве В.А. Жуковского.  «Светлана».

Творческая история произведения

16

Анализ  баллады В.А. Жуковского  «Светлана»: связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Особенности языка и образов.

А.С.Пушкин – 12 часов.

17

А.С.Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга.

18

А.С.Пушкин  «Зимнее утро».

19

 А.С.Пушкин «Зимнее утро».

20

А.С.Пушкин. «Зимний вечер».

21

Конкурс выразительного чтения.

22

А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Историческая эпоха в романе.

История создания. Прототипы

23

Причины ссоры Дубровского и Троекурова

24

Отец и сын Дубровские

25

Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник

26

Дубровский и Маша Троекурова

27

Контрольная работа. Мастерская творческого письма

19.11.

2022

28

Анализ письменных работ

М. Ю. Лермонтов - 9 часов.

29

Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове

30

М.Ю.Лермонтов. Поэт и власть. «Тучи»

31-32

М.Ю.Лермонтов. Вольнолюбивые мотивы в лирике. «Парус»

33-34

М.Ю.Лермонтов. М.Ю. Лермонтов     «На севере диком сто ит одиноко...»

35

М.Ю. Лермонтов   «Утёс». Художественная идея стихотворения.

36

М.Ю. Лермонтов «Листок». Тема бесцельного существования как выражения разрыва исторических связей, отрыва от корней и преждевременного созревания лермонтовского поколения, трагического одиночества человека в мире.

37

Конкурс творческих работ

Н. В. Гоголь - 5 часов.

38-39

Краткие сведения о Н.В. Гоголе.  «Старосветские помещики». Свое образие художественного пространства повести

40-41

Причины гибели мира старосветских помещиков

42

Анализ письменных работ

И. С. Тургенев - 4 часов.

43

И.С.Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и особенности композиции.

44

И.С. Тургенев   «Бирюк».    Проблематика и своеобразие рассказа

45

 И.С. Тургенев   «Бирюк». Образ лесника. Позиция писателя

46

И.С. Тургенев.  «В доро ге», стихотворения в прозе: «Два бога ча», «Воробей»,

«Русский язык»

Н. А. Некрасов – 2 часа.

47

Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта. Стихотворение  «В полном разгаре страда деревенская...».

48

Стихотворения «Тройка». Разоблачение социальной несправедливости. «Великое чувство! у каждых дверей...» Способы создания образа женщины-матери

Л.Н. Толстой - 6 часов.

49

Л.Н. Толстой в 30– 50-е годы XIX века.

50

Анализ глав повести «Детство» («Детство», «Что за человек был мой отец?»,«Папа'»)

51

Анализ глав повести «Детство» ( «Юродивый»). Взаимоотношения в семье.

52

Анализ глав повести «Детство» («Maman», «Наталья Савишна», «Горе», «Письмо», «Последние грустные воспоминания»)

53

Мастерская твор ческого письма. Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

54

Анализ письменных работ

В.Г.Короленко – 5 часов.

55

В.Г.Короленко. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе».

56

В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Отец и сын.

57

Дружба Васи, Валека и Маруси.

58

Дети и взрослые в повести «В дурном обществе».

59

Анализ письменных работ.

А.П.Чехов – 4 часа.

60

А.П. Чехов. Сатирические и юмористические рассказы. Рассказ «Налим».

61

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий».Тема, характеры персонажей.

62

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий».  Отношение автора к героям. Приёмы создания комического эффекта.

63

Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни.

64

Анализ письменных работ.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА - 28 часов.

И.А.Бунин - 3 часа.

65

И.А.Бунин. Рассказ «Лапти». Художественная идея рассказа.

66

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина.

67

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. «Не видно птиц. Покорно чахнет...»

А.И.Куприн - 5 часов.

68

Краткие сведения о А.И.Куприне.  Рассказ «Белый пудель».

69

А.И.Куприн. Рассказ «Белый пудель». Внутренний мир человека и приёмы его раскрытия.

70

А.И. Куприн «Бе лый пудель». Художественная идея рассказа.

71

А.И.Куприн. Рассказ «Тапёр». Внутренний мир человека и приёмы его раскрытия.

72

Р/р  Сочинение «Жизнь Юрия Азагарова после встречи с А.Г.Рубинштейном»

С.А.Есенин  - 3 часа.

73-74

С.А. Есенин. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Песнь о собаке». Пафос и тема стихотворения.

75

Стихотворение. «Разбуди меня завтра рано...». Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина.

М.М.Пришвин - 6 часов.

76

 Краткие сведения о М.М. Пришвине..

77

М.М. Пришвин «Кладовая солнца» — сказка- быль.  Особенности жанра

78

Настя и Митраша.

79

Смысл названия сказки-были М.М. Пришвина.

80

В мастерской художника (М.М. Пришвин)

81

Р/р Сочинение-зарисовка по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»

А.А.Ахматова - 2 часа.

82

А.А.Ахматова. Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. «Мужество», «Перед весной бывают дни такие…»

83

 А.А.Ахматова. Стихотворения «Победа», «Родная земля». Клятва поэта в верности и любви к родине.

Из поэзии о Великой Отечественной войне - 2часа.

84

Изображение войны в стихотворениях М.В. Исаковского «В прифронтовом лесу»,  С.С.Орлова  «Его зарыли в шар земной...»

85

Проблема подвига, жизни и смерти в стихотворениях К.М. Симонова «Жди меня, и я вернусь...», Р.Г.Гамзатова  «Журавли»

В.П.Астафьев – 5 часа.

86

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. «Последний поклон»

87

В. П. Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика проблематика произведения.

88-89

В.П.Астафьев. Рассказ «Конь с розовой гривой». Бабушка и внук.

90

Анализ письменных работ.

Н.М.Рубцов - 2 часа.

91

 Краткие сведения о Н.М. Рубцове. . Стихотворение «Звезда полей». Человек и природа в стихотворении.

92

Н.М.Рубцов. Стихотворение «Тихая моя родина». Образный строй.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 12часов.

«Сказка о Синдбаде-мореходе» - 2 часа.

93

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания книги.

94

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». Тематика и проблематика сказок.

Я.И. Гримм - 2 часа.

95

Краткие сведения о братьях Гримм. Сказка братьев Гримм «Снегурочка».

96

Сказка братьев   Гримм  «Снегурочка» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. Сходство и различия народных и литературных сказок

О. Генри - 2 часа.

97

 Краткие сведения о О. Генри. О. Генри  «Вождь краснокожих».

98

Генри  «Вождь краснокожих».

О детстве — с улыбкой и всерьез. Дети и взрослые в рассказе.

99

Промежуточная аттестация. Годовая контрольная  работа.

Джек Лондон – 2 часа.

100

 Краткие сведения о Дж. Лондоне.

101-102

Дж. Лондон. Рассказ «Любовь к жизни». Гимн мужеству и отваге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....