Работа с лирическим текстом 10 класс
материал по литературе (10 класс)

Мамонова Евгения Борисовна

Работа с  лирическим текстом 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_liricheskim_tekstom_10_klass.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Мамонова Евгения Борисовна

Предмет: литература (элективный курс)

Продолжительность: 1урок (45мин.)

Класс: 10

Тема урока: Текст лирического произведения. Работа с текстом на этапе подготовки к экзамену.

Тип урока:  обобщения и систематизации знаний.

Содержание: УНТ и литература. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры: эпические, лирические, драматические.  Лирические жанры: гимн, ода, послание, стихотворение, элегия, стихотворение в прозе, сонет, эпиграмма, эпитафия.  Тема, идея, сюжет, композиция лирического произведения.  Лирический герой.  Художественные средства выразительности.  Языковые средства выразительности.

Поэты «чистого искусства». Лирика А.А. Фета, Ф.И. Тютчева.

Цель урока:  

Подготовка к сочинению – анализу стихотворений;

Задачи:

1. повысить мотивацию  учащихся  к учебной деятельности через использование ИКТ

  1. систематизировать полученные знания по теме
  2. развивать познавательную активность учащихся
  3. воспитывать любовь и уважение к слову.

Планируемые результаты:

ПР:

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
  • создавать устные монологические высказывания;
  • написание сочинения на тему.

МР:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • работать по плану; корректировать свою деятельность;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • уметь анализировать и синтезировать, оценивать устное и письменное речевое высказывание;

ЛР:

  • умение чувствовать  красоту слова; воспитание чувства прекрасного, любови к поэзии;
  • умение сотрудничать, проявлять уважение к товарищам, толерантность к мнению других людей;
  • воспитание патриотизма.

Основные виды деятельности учащихся на уроке:

- осознанное, творческое чтение худ. произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- анализ текста;

- устные и письменные интерпретации худ. произведения;

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

  1. Оргмомент.

(СЛАЙД №1)  Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Мы продолжаем работать с текстом, используя различные приемы анализа. Двигаться мы будем от известного вам материала к более сложному. Начнем с   разминки.

(СЛАЙД №2) 

Заполните схему:

______________(исторически сложившийся способ воспроизведения действительности в художественном произведении)

(отражение жизни в действиях, совершающихся в настоящем)

(изображение действительности, авторское описание событий, развёртывающихся в пространстве и во времени)

(субъективное изображение действительности: отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений автора, вызванных теми или иными обстоятельствами, впечатлениями)

  1. Разминка.

(слайд №3)  

Составьте монологический рассказ в паре, опираясь на ключевые слова

  • УНТ, 10 век, словесное творчество
  • Литера (гр.), 10 век, князь Владимир
  • Роды литературы, эпос, жанры
  • Лирика, форма, жанры, лиро-эпические произведения
  • Драма, форма, жанры

- Чьё выступление вы хотели бы отметить?

Взаимооценка выступления по критериям:

  1. Выступление было уверенным и точным
  2. Правильным
  3. Полным
  4. Грамотным 

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

  1.  Словарная работа.

( СЛАЙД № 4) Ниже приводятся разные толкования одного и того же термина. Укажите этот термин. Какое выражение или ключевые слова вам в этом помогли?

  • Литературная форма или тип, в котором реализуются основные роды литературы.
  • Группа произведений, обладающих общей «внешней» и «внутренней» формой.
  • Исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественных произведений, существующих внутри определённого рода литературы.

(СЛАЙД №  5,6) Определите жанр по толкования слова, запишите в тетрадь под номером, проверьте по ключу, оцените себя:

  1. Хвалебная песнь богам.
  2. Торжественное стихотворное произведение в честь какого-то лица или события.
  3. Небольшое стихотворение, предназначенное для пения, состоящее из нескольких куплетов с припевом.
  4. Дружеское обращение, своеобразное лирическое письмо.
  5. Стихотворение из 14 строк, построенное по строгой схеме
  6. Небольшое лирическое произведение в стихах, законченное по смыслу и форме.
  7. Стихотворение, проникнутое грустью.
  8. Небольшое произведение, поэтическое по содержанию и прозаическое по форме.
  9. Надгробная надпись в стихотворной форме.
  10. Один из видов сатирической поэзии, высмеивающее кого-либо.

«Зачёт» - 6-10 правильных ответов

«Незачёт» 1-5 правильных ответов

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах.

2. Анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

  1. Актуализация знаний.

(слайде №7)  

Соотнесите произведения русских писателей с  жанром.

В.А. Жуковский «Светлана»

Стихотворение

А.С. Пушкин «Пущину»

Поэма

М.Ю. Лермонтов  «И скучно, и грустно..»

Баллада

Н.А. Некрасов «Русские женщины»

Послание

Ф.И. Тютчев «Я встретил вас-и всё былое…»

Элегия

А.А. Фет «Вечер»

Романс

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

  1. Введение в тему и постановка проблемы урока.

Мотивация – возможность использования знаний на практике.

 (слайде №8)  

Вопросы:

  • Что объединяет все эти произведения?
  • Где нам необходимы знания о лирическом произведении?
  • В какой части экзаменационной работы осуществляется анализ лирического произведения?
  • Сформулируйте тему урока.
  • Сформулируйте цель урока.
  • Какие теоретико-литературные понятия будут востребованы при работе над лирическим произведением?

(слайде №9)  

Ниже приводятся толкования литературоведческих терминов, в название которых входит прилагательное «лирический». Определи эти термины:

  1. Лирическ… - образ героя, чувства, переживания, размышления которого отражены в стихотворении.
  2. Лирическ…  - форма авторской речи в произведении, представляющая собой отклонение от основного повествования, чаще всего для оценки и комментирования изображаемых событий.

(слайде №10)  

Определите автора  по  описанию лирического  героя

Н.А. Некрасов

Одинокий и противостоящий окружающему миру, вечный странник, его удел изгнание, вынужденное или добровольное. Разочарование в человеческих чувствах, разочарование в самой жизни неотделимо от разочарования в самом себе.

Сомневающийся, ищущий, находящийся на краю «бездны роковой» человек, осознающий трагическую конечность жизни. Мучительно переживает разрыв с миром, в то же время устремлён к обретению единства с бытием

Опишите лирического героя Некрасова!

Познавательные УУД

2. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

  1. Работа с текстоом

(слайде №11)  

Контрольные задания тестового типа (2 часть – лирическое произведение +сочинение 15)

Педагогическая проверка и оценивание

Познавательные УУД

5. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

6. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, строить рассуждение.

7. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм).

взаимный контроль.

  1. Получение новых знаний

- Тексты, над которыми мы работали, принадлежат перу известных русских поэтов: А.А.  Фету и Ф.И. Тютчеву. Говоря об их творчестве, мы должны знать,

Сообщение о «поэтах чистого искусства»

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание

  1. Повторение

Определите средства выразительности.

  1. Домашнее зад.

Написать сочинение на 16 вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом. Членение текста на части. (5 класс. Коррекционная школа VIII вида)

Подборка упражнений поможет в развитии умения выделять части текста: вступление, главная часть, заключение. Школьники учатся озаглавливать текст, формулируя заглавие в виде его идеи или темы.Закрепляе...

Логопедическое занятие в 3 классе"Текст. Работа над текстом"

Урок разработан для учащихся 4 класса коррекционной школы VII вида с диагнозом "Задержка психического развития церебрально-органического генеза"...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Фрагмент урока в 11 классе "Работа с текстом. Формулировка проблемы исходного текста (подготовка к ЕГЭ).

Предложенная разработка может использована для подготовки  одиннадцатиклассников к ЕГЭ. Можно применить как доплнительный материал к уроку....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Учебный текст как фактор смыслообразования учащихся (публикации о работе с текстом учебника и текстом задачи на уроке физики) (часть 2)

               В современной педагогической науке наряду с традиционными методами обучения используются и инновационные, одним из которых являе...