Конспект обобщающего урока по литературному чтению в 4б классе. 2022, 24.11.
план-конспект урока по литературе

Попова Лариса Игоревна

Конспект открытого урока литературного чтения в 4 классе. Обобщающий урок по разделу "Поэтическая тетрадь" Часть1.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

УМК «Школа России»

4 класс

Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь».

Цель:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по поэтическим произведениям, изученным в разделе «Поэтическая тетрадь».

Задачи:

  • вспомнить изученные литературные произведения и их авторов (К.Ушинский «Четыре желания»; Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»; А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!, «Где сладкий шёпот»; И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»; Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки»; И.А. Бунин «Листопад»);
  • вспомнить значение слов «строфа», «рифма», уметь находить их в тексте;
  • понимать значение понятий «пейзаж», «лирика», «пейзажная лирика»;
  • развивать читательские и речевые умения учащихся;
  • знать определение и видеть в тексте средство художественной выразительности (олицетворение);
  • развивать и обогащать устную речь учащихся;
  • формировать умение работать в группах;
  • развивать память, мышление, творческие способности учащихся.

Тип урока:

  • урок-обобщение.

Оборудование:

  • учебник;
  • компьютер, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слайд1

Звучит музыка Г.Свиридова на фоне слайда «Весна».

-Начинаем урок… Ребята, Что вы почувствовали когда слушали музыку?   Какие эмоции вы испытали? Какие звуки вам подсказали тему музыкального произведения? Что вы увидели на картине? Какие признаки вам подсказали тему картины?

(Ответы)

2.Сообщение темы и постановка цели.

-Можете ли вы мне ответить на такой удивительный вопрос… А с помощью чего можно еще выразить свои чувства, эмоции,(радость , грусть), лирическое настроение?

(Ответы)

-Правильно! Молодцы!

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Предположите, какая тема сегодняшнего урока?

(Мы обобщим знания по разделу «Поэтическая тетрадь»)

-Какие задачи мы поставим для этого:

-вспомним изученные произведения и их авторов;

-вспомним значение слов «лирика», «лирическое произведение», «пейзаж», «пейзажная лирика», «стихотворение»,

-вспомним выразительные средства языка и сумеем увидеть их в тексте.

-Начинаем наше поэтическое путешествие!

Кого мы видим на экране? Давайте представим их вежливо , называя Ф.И.О.

(Ответы)

- Как вы думаете, почему они вместе?

(Их произведения мы изучали, они поэты одного века -19, )

- Вспомним произведения, которые  мы изучили? Сопоставим авторов и произведение.

(К.Д Ушинский «Четыре желания», Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»;

А.А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»;

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!, «Где сладкий шёпот»;

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»;

Н.А. Некрасов, «В зимние сумерки нянины сказки»;

И.А. Бунин «Листопад»).

-Кто стоит особняком в этом разделе?

(К. Ушинский)

-Почему?

(Он написал лирическое произведение о природе  в прозе).

- Какие признаки подтверждают, что это лирическое произведение?

(В нем К.Ушинский говорит о своем  чувстве любви, восторга  к природе в любое время года).

-Скажите, а что такое стихотворение?

(Это рифмованный текст)

-А что такое лирика?

Лирика - это поэзия, выражающая чувства и переживания поэта.

 (Это произведения, в которых выражены чувства автора и он хочет ими поделиться).

-С помощью чего авторы лирических произведений предают нам свои ощущения?

(Выразительные средства языка)

-Назовите выразительные средства (Олицетворение, метафора, сравнение, эпитет)

-А какая тема объединяет творчество всех наших писателей, чьи произведения мы изучали в разделе «Поэтическая тетрадь»?

- О чем все эти стихотворения? (У них одна тема -Природа)

- Что даёт нам понять поэт через описание пейзажа? (передает отношение человека к природе: любовь, восхищение ).

- Что такое пейзаж?

Пейзаж  — жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная (не тронутая рукой человека) человеком природа.

- Вы знаете, как называется жанр, показывающий отношение автора к природе?

Пейзажная лирика - это жанр лирики, показывающий отношение автора к природе.

- Давайте подумаем. Поэт восхищается природой того места, где он вырос… Воспевает ее… Отправляется в путешествие, наслаждается некоторое время природой чужих стран, и вдруг тоска…. Вспоминает березки, луга, леса, тундры, степи…. О чем грустит поэт, человек через образ природы: (О Родине)

- Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Можно заметить, что тема ПРИРОДА это символ Родины. Через описание природы поэты показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.

ΙΙΙ.  Работа по разделу.

3.1

Наше путешествие в страну «Поэзия» продолжается.

Проверка домашнего задания. Нам нужно было сочинить акростих на тему «Времена года». Но прежде, Хотелось бы узнать что это за стих? И почему мы говорим о нем сегодня?(Этот стих был очень популярен среди молодежи 19 века, а мы изучаем поэзию 19 века).

-Кто готов продемонстрировать свое творчество. Назовите тему сочинения.

(Читают).

-Хорошо. Спасибо!

3.2 Двигаемся дальше. Вспомним! Кто автор этих строчек? И у нас Викторина «Назови автора»

- Весна! Весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

(«Весна» Е.А. Баратынский)

«Пришла весна.

Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была».

(«Четыре желания» К.Д. Ушинский)

- В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями

Чуть заметен над лесом туман

Тёплый вечер прозрачно румян…

( И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями»).

-Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(«Листопад» И.А. Бунин)

(1)Мирзоев, 2) Ищенко, 3) Торопа,)

ГРУППОВАЯ Дискуссия.

Вылкост (Я поэт, зовусь Незнайка). Постановка проблемы..

Участники: Фомченко, Ищенко Л, Давsдов Г., Черепкова Н.

Вывод: «Стих « Я поэт , зовусь Незнайка…» - не лирическое произведение. Признаки лирического произведения (повторение).

Введение понятий: рифмотворчество, рифмоплет.

- Очень непростая была работа, но мы справились!

Пора отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА + ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

3.3 Наше увлекательное путешествие продолжается. И настало время заняться литературным исследованием.

 (Работа с карточками)

1 ряд -дает определение, что такое олицетворение, ищет их в строчках стихов, подчеркивает.

Олицетворение – перенос свойств человека на неодушевлённый предмет ( когда неживой предмет становится живым)

Ещё природа не проснулась …

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась.

(Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…»)

Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

(И.А. Бунин «Листопад»)

2 ряд -  даёт определение, что такое эпитеты , ищет в строчках стихов эпитеты и подчёркивает их.

Эпитеты – художественные образные определения, яркие прилагательные.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…

(И.А. Бунин «Листопад»)

В синем небе плывут над полями

Облака с золотыми краями…

(И.С. Никитин «В синем небе…»)

3 ряд даёт определение , что такое сравнение и ищет в строчках стихов сравнения и подчеркивает их.

Сравнение - сопоставление предметов.

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души.

(И.С. Никитин «В синем небе…»)

Лесточно терем расписной…

Как вышки, ёлочки темнеют…

(И.А. Бунин «Листопад»)

Проверка задания.

  1. Дайте определение понятия.

2) Читаем строчки, называем выразительные средства.

-Молодцы!

Ребята, проделали  большую работу. Прикоснулись к его величеству «Поэзии».

И я предлагаю дополнить наш урок СВОИМИ стихами!

- Сейчас Представим себя поэтами.  Напишем синквейн. Тема: Поэзия.

Используем образец в наших «памятках»

 (Даётся время на подготовку. Затем каждая группа зачитывает свое стихотворение.)

ΙV.  Итог урока.

Мы обобщили знания по разделу «Поэтическая тетрадь», подошел к концу наш  урок-путешествие. Подведем итог и обобщим наши знания выполнением ТЕСТА.

Урок завершен. МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ, КАК ВЫРАБОТАЛИ НА УРОКЕ. Спасибо!

Закончим же наш  урок так:

На доске начало предложений. Продолжите одно из них на выбор,

Я вспомнил (а)

Мне было интересно….

Мне захотелось….

Спасибо, ребята, за урок. Спасибо , гости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрального урока по литературному чтению(тат) и английскому языку в 3 классе по теме: "Әдәпле булырга теләсәң... Good manners"

План-конспект интегрального урока по литературному чтению(тат) и английскому языку в 3 классе по теме: "Әдәпле булырга теләсәң... Good manners" составлен для урока с учащимися татарской группы в русск...

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...

Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го вида Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го видаТема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка" Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мам...

Разработка урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8 вида Обобщающий урок по теме "Зима"

Обобщающий урок по теме "Зима" по литературному чтению в 5 классе для обучающихся в коррекционной школе 8 вида  является интегрированным уроком чтения и рисования. При проведении урока ...