Романтическая концепция мифа (на материале произведений Новалиса и Э.Т.А. Гофмана)
статья по литературе (11 класс)

Анташкевич Полина Евгеньевна

Романтическая концепция мифа (на материале произведений Новалиса и Э.Т.А. Гофмана)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Романтическая концепция мифа (на материале произведений Новалиса и Э.Т.А. Гофмана)

Одной из центральных проблем изучения литературы является прояснение ее взаимосвязей с мифологией, а также сопоставление поэтического и мифологического мышления. Как показали работы «мифологической школы» в литературоведении (от Ф.В.Й. Шеллинга до К.Г. Юнга) генетически литература вышла из мифа, но, и став вполне самостоятельной сферой «общественного сознания», полностью не порвала с ним. Принципы, лежащие в основании мифологического и художественного освоения реальности, являются близкими. Немецкий романтизм впервые теоретически и системно осмыслил сложные взаимоотношения литературы и мифологии, а также провозгласил неомифологизм центральной задачей новой литературы.

Объектом настоящего исследования является неомифологический дискурс в культуре немецкого романтизма, а его предметом – отражение неомифологизма в творчестве Новалиса и Э.Т.А. Гофмана. Материалом исследования послужили роман Новалиса «Генрих фон Офтердинген» и новелла-сказка Э.Т. А. Гофмана «Золотой горшок». Цель исследования состоит в том, чтобы показать, как теоретические идеи немецких романтических философов отражаются в художественных произведениях романтических писателей и какими дополнительными смысловыми оттенками они в ходе такого отражения обогащаются.  Таким образом, работа исследует, с одной стороны, смысловые связи между мифом и литературой, а с другой стороны, посвящена рассмотрению одного из эпизодов диалога между философией и поэзией, который столь характерен для «прогрессивной и универсальной поэзии» (Ф. Шлегель) немецкого романтизма. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

  1. Рассмотреть ключевые теоретические концепции мифа немецкого романтизма.
  2. Проанализировать художественные тексты Новалиса и Гофмана как неомифологические.

В ходе исследования применялись методы теоретического обобщения научной литературы и филологического анализа текста с элементами сравнительного-сопоставительного исследования.

Теоретическая значимость работы заключается, во-первых, в том, что теоретический и художественный дискурс романтизма рассматриваются во взаимодействии и взаимовлиянии, во-вторых, в том, что выявление мифологической картины мира в произведениях Новалиса и Гофмана позволит глубже понять как принципы романтической поэтики, так и ее эволюцию.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов данного исследования в дальнейшем изучении проблем немецкого романтизма в целом, а также рецепции романтической концепции мифа в творчестве других немецких писателей. Материал данного исследования может быть использован при подготовке уроков по истории зарубежной литературы, культуры и истории немецкого романтизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по стилистике на материале произведений Н. В. Гоголя

Для упражнений использован материал пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" и поэмы "Мертвые души"....

Упражнения по стилистике на материале произведений М. Ю. Лермонтова.

Для упражнений использованы стихотворения М. Ю. Л ермонтова  "Смерть поэта", "Дума" и роман " Герой нашего времени"....

Стилистическая функция тематических слов в художественном тексте(на материале произведения Дж.Голсуорси "Собственник".)

В  статье приводится часть исследования, в котором описана процедура выявления  выявления тематических слов, позволяющих декодировать фактуальную и художественную информацию, заложенну...

"Русь", "русский" в художественной речи (на материале произведений, вошедших в школьную программу по литературе и русскому языку)

Для любого человека особой духовной ценностью является название своего народа (этноним) с рядом близких этому понятию имён, ведь именно в слове т...

Жестокие игры. Внеклассное занятие по материалам произведений художественной литературы. (6-8 кл)

Цель занятия: - показать нравственный смысл поступков героев повести...

Научная работа: «Диалогические единства и соотносимые с ними структуры сложных предложений (на материале произведений И. А. Бунина и Ф.А Абрамова)».

Основная цель работы заключается в анализе и выявлении особенностей ДЕ, представленных в произведениях Бунина и Абрамова, и сопоставлении с ними структур сложных предложений....

Повторение обособленных членов предложения на материале произведений русских писателей.

Повторение темы: Обособленные члены предложения" на материале проиведений русских писателей....