Урок по литературе в 6 классе по рассказу И.А. Бунина "Лапти"
методическая разработка по литературе (6 класс)

Петрова Елизавета Юрьевна

Во время урока ребята выступают в роли соавторов, прогозируя будущие события в рассказе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lapti_tekst.docx27.63 КБ
Файл did_material_lapti.docx17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть… 

Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: 

- Ну что, барыня, как? Не полегчало? 

- Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит… 

- Лапти? Что за лапти такие? 

- А Господь его знает. Бредит, весь огнем горит. Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо: 

- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. 

- Как добывать? 

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело. 

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! 

Еще подумал.

- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то… 

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. 

Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если Бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: 

- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит! 

И мать кидалась на колени и била себя в грудь: 

- Господи, помоги! Господи, защити! 

И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно. 

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег, и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело, оказывается, знакомый человек. — Тем только и спаслись, поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье… 

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.



Предварительный просмотр:

Работа с художественным текстом Ивана Алексеевича Бунина «Лапти»

на уроке литературы в 6 классе

План работы: определить задачи, которые мне необходимо выполнить на уроке, заполнить таблицу сопоставления версий, сформулировать тему урока, ответить на вопросы учителя, сделать выводы.

Задачи, которые мне необходимо выполнить на уроке:

1)

2)

3)

Тема урока:

Перед чтением отрывков текста я прогнозирую, какие события будут происходить дальше. В левый столбик таблицы (Я - соавтор) записываю свою версию, а в правый (Автор И.А. Бунин) – как было на самом деле.

Таблица сопоставления версий

 Я – соавтор

Автор И.А. Бунин

Выдвижение собственных версий, связанных с развитием сюжета

Сопоставление версий с прочитанным фрагментом текста

Из толкового словаря С.И. Ожегова                        Характеристика Нефёда

Фуксин – краситель красного цвета;

Зипун – крестьянская одежда-кафтан

из грубого толстого сукна, обычно без ворота;

Кнут – большая плеть;

Обыденкой – одним днем;

Розвальни – низкие и широкие сани

с расходящимся по бокам облучком.

Каждый ли человек может совершить подвиг? А вы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"). 9 класс

Конспект урока по литературе (внеклассное чтение по рассказу С.П. Залыгина "Уроки правнука Вовки"), приложение.  9 класс...

Конспект урока по литературе: «Тема доброты по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» с использованием ТРКМЧП в 6 классе»

Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.На уроке мы попыт...

Урок по литературе 5 класс по рассказу "Васюткино озеро"

Данный урок разработан по программе В.Я.Коровиной....

Урок по литературе 7 класс по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"

В методической основе данного урока представлен системно-деятельностный подход, групповая работа....