Рабочая программа по литературе 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)

Петренко Лиана Эстатьевна

Рабочая программа составлена на основее  авторской программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы ( углубленный уровень/ Авт.-сост.: В.И.Коровина– 5-е изд. – М.: «Просвещение», М. 2019;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_l_10kl_2021-22pechat.docx76.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Донская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района

имени генерала армии Лелюшенко Д.Д.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Донской СОШ

Приказ от 01.09.2021  №_243__

_____________ С.А. Гордиенко

                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                по           ЛИТЕРАТУРЕ

                               Уровень общего образования (класс)

                               среднее общее образование           класс

                                Количество часов             173          

                                Учитель           Петренко Лиана Эстатьевна

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основее  авторской программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы ( углубленный уровень/ Авт.-сост.: В.И.Коровина– 5-е изд. – М.: «Просвещение», М. 2019;

Цели и задачи курса

Цели литературного образования в средней школе на профильном уровне определены образовательным стандартом:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самопознания, гражданской позиции, чувство патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого и его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения;

- выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения;

- формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций;

- написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета.

Одна из важнейших задач модернизации российского образования – воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности. На уровне профильного образования эта задача может быть решена при условии уяснения учеником специфики литературы (как вида искусства, понимания особенностей развития литературного процесса как мирового, в самых общих чертах, так и отечественного более определенно и обстоятельно), представления о сущности основных литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике.

Недостаточно дать в учебнике информацию обо всех этих понятиях и явлениях, - необходимо, чтобы ученик понял, уяснил, освоил их в процессе самостоятельной аналитической деятельности, выполняя задания, отвечая на вопросы, работая над рефератами и литературоведческими исследованиями. Круг изучаемых произведений расширен с целью, дать более полное представление о творческом диапазоне писателя, о его эволюции, больше внимания уделено литературной критике, журнальной полемике, дискуссиям, публицистическим выступлениям писателей, оценки их творчества современниками. С той же целью включен материал, необходимый для организации самостоятельной, творческой работы ученика, изучающего художественное произведение.

Нововведения, характерные для программы, помогут подготовить грамотного читателя, способного самостоятельно эстетически оценивать новые литературные произведения, фиксируя их специфические особенности, а также судить об основных закономерностях литературного процесса в прошлом и настоящем.

В центре изучения литературы в профильных классах по-прежнему остается художественное произведение и его анализ. Поэтому, с одной стороны, привлекается большее число произведений русской литературы по сравнению с базовым уровнем. С другой стороны, художественные произведения русской литературы сопоставляются с произведениями зарубежной литературы. Следовательно, художественные произведения русской литературы рассматриваются в историко-культурном контексте, который складывается в первую очередь из произведений русских писателей и произведений писателей зарубежных.

Контекст русской литературы, в который входит то или иное изучаемое произведение, расширяет историко-литературную опору изучаемого текста, давая возможность более глубокого его истолкования.

Таким образом, контекст русской литературы и контекст мировой литературы помогают расширению и углублению историко-литературных и теоретико-литературных знаний. Однако главной задачей остается именно конкретное и глубокое усвоение отечественной литературы.

Изучение литературы на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном уровне литературного материала, традиционно изучаемого в курсах 10 и 11 классов. Пятичасовой курс литературы призван помочь учащемуся овладеть основами исследовательской деятельности в рамках предмета «Литература», обеспечить преемственность ступеней образования, т. е подготовить к успешной профессиональной деятельности в гуманитарной области.

                       Место учебного предмета в учебном плане

  При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на 2021-2022 учебный год расписанием и календарным учебным графиком, количество по предмету составило   173 часов. Это изменение компенсируется перепланировкой подачи материала (см. раздел «Календарно-тематическое планирование»).

 

класс

Полное

название курса, предмета, дисциплины (модуля)

инвариантная или вариативная часть учебного плана

количество часов

10 класс

«Литература»

инвариантная

в неделю

в год

5 часов

По программе

173 час

Фактически

173 час

                                              ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА». Личностные результаты обучения:

  совершенствование духовно-нравственных качеств личности,  воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты обучения:

 выделение характерных причинно-следственных связей;  сравнение и сопоставление;  умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;  самостоятельное выполнение различных творческих работ;  способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;  осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);  владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;  составление плана, тезиса, конспекта;  подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;  самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.  

Предметные результаты

  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX— XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);  владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;  формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;  собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;  понимание авторской позиции и свое отношение к ней;  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;  понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Ученик научится: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века; - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений XIX века; - основные теоретико-литературные понятия.

Ученик получит возможность научиться:

- воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой XIX века; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; - выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы XIX века; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; - определять род и жанр произведения; - выявлять авторскую позицию; - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; - аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка; 2) участия в диалоге или дискуссии; 3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; 4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений

 Содержание тем учебного курса 

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века-(2ч)

Россия 1795 -1815 годов. Исторические события. Общественная

мысль. Литература. Общественное мнение в России о Французской революции. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Состояние литературы. Классицизм. Просвещение в Европе и в России. Расцвет и кризис классицизма и просветительства в России. (Обзор).

Г. Р. Державин-(2ч)

Г. Р. Державин — величайший лирик XVIII — начала XIX века. Жизнь и творческий путь (обзор). Жанр оды в творчестве Державина, его разнообразие и преображение. Стихотворения: «Ключ», «Фелица», «Русские девушки», «Соловей», «Бог». (5 стихотворений по выбору учащихся и учителя).

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Сентиментализм. Сентиментализм и его жанры. Сентименталисты как критики классицизма. Н. М. Карамзин как писатель-сентименталист. «Бедная Лиза». Произведения: 1 стихотворение и 2 прозаических текста (по выбору учащихся и рекомендации учителя). «История Государства Российского» — фрагменты по рекомендации учителя. (Обзор).

Романтизм в Европе и Америке-(2ч)

Романтизм. Романтизм в Европе и в Америке (5 и более произведений — чтение по рекомендации учителя). Романтизм как художественный метод. Романтическая картина мира. Споры о языке.

Н. М. Карамзин и его антагонист А. С. Шишков. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамасское общество безвестных людей» («Арзамас»). (Обзор).

Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм- (2ч)

Россия 1816- 1825 годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература. «Союз Спасения». «Союз Благоденствия». Северное и Южное декабристские общества. Восстание декабристов. Состояние общественной мысли и литературы. Декабризм и декабристская литература. «История государства Российского» Н. М. Карамзина. Русский романтизм. Жуковский. Батюшков. Рылеев.

Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь) и профессиональной русской критической мысли. (Обзор).

В. А. Жуковский — первый поэт-романтик XIX века. Жизнь и творческий путь поэта (обзор). Основные лирические жанры (элегия, песня, романс) и их своеобразие. Стихотворения: «Сельское кладбище», «Вечер», «Певец во стане русских воинов», «Славянка», «На кончину Её Величества королевы Виртембергской», «Лесной царь», «Ночной смотр», «Море», «Невыразимое» (отрывок), «Воспоминание» («О милых спутниках...», «Листок», «Песня» («Минувших дней очарованье»), «Там небеса и воды ясны!», «Теон и Эсхин», «Узник к мотыльку, влетевшему в его темницу»,

«К мимопролетевшему знакомому гению», «Таинственный посетитель», «Царскосельский лебедь», «Я Музу юную, бывало...». Баллады: «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа», «Жалобы Цереры», «Элевзинский праздник», «Рыцарь Тогенбург»,«Суд Божий над епископом», «Ивиковы журавли».

Повесть: «Шильонский узник». (10 стихотворений, 3 4 баллады, 1

повесть по выбору учащихся и рекомендации учителя).

Теория литературы. Баллада (закрепление понятия). Элегия, песня как жанры лирики (развитие понятий).

К. Н. Батюшков — младший современник В. А. Жуковского. Жизнь и творческий путь поэта (обзор). Романтизм Батюшкова и его отличие от романтизма Жуковского. Стихотворения: «Весёлый час», «Источник», «Радость», «Вакханка», «Ложный страх», «Мои пенаты», «К другу», «Тень друга», «На развалинах замка в Швеции», «Есть наслаждение и в дикости лесов», «Мой гений», «Элегия» («Я чувствую, мой дар в поэзии погас.».

(7 стихотворений по выбору учащихся и рекомендации учителя).

Литература первой половины XIX века

А.С. Пушкин-(16ч)

А.С. Пушкин . Периодизация жизни и творчества А. С. Пушкина. Лирика Пушкина, её гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нём через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственную смену поколений.Лицейская лирика. Творчество Пушкина Петербургского периода. Ода «Вольность». Поэма «Руслан и Людмила». Романтическая лирика Южного периода («Погасло дневное светило...», «Я пережил свои желанья...», «Демон», «Свободы сеятель пустынный...»). Антологическая лирика: «Нереида», «Муза», «Надеждой сладостной младенчески дыша...», «Дориде», «Редеет облаков летучая гряда...», «Прозерпина» и др.). Повторение: романтические поэмы. Овладение различными стилями романтизма. Творчество в период ссылки в Михайловское. Возникновение реалистических тенденций («Разговор Книгопродавца с Поэтом»). Историзм и народность — основа реалистических устремлений Пушкина(«К морю», «Ненастный день потух...», «Подражания Корану», «К***» («Я помню чудное

мгновенье.»), «Чаадаеву» («К чему холодные сомненья?»), «Аквилон», «Второе послание цензору», «Клеопатра», «Сожжённое письмо», «Храни меня, мой талисман...», «Андрей Шенье», гимн «Вакхическая песня», «Всё в жертву памяти твоей...», «Зимний вечер», «В крови горит огонь желанья...», «Признание» и др.). Развитие реализма в драматургии («Борис Годунов»). Углублениереализма в лирике после ссылки в Михайловское и в 1830-е годы («Стансы», «Друзьям», «Арион», «Поэт», «Поэт и толпа», «Воспоминание», «В степи мирской, печальной и безбрежной...», «Дар напрасный, дар случайный...», «Предчувствие», «Город пышный, город бедный...», «Что в имени тебе моём?..», «В часы забав иль праздной скуки...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных.», «Сонет», «К вельможе», «Поэту», «Мадона», «Ответ анониму», «Герой», «Осень»).«Я вас любил: любовь ещё, быть может.». «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье.»). «Заклинание». «Для берегов отчизны дальной.». Развитие и углубление реализма в драматургии («опыты драматических изучений»: «маленькие трагедии»), в прозе («Повести Белкина», «Пиковая дама»),в поэмах («Медный всадник»). Лирика последних лет: «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит.», каменноостровский цикл. «Современник».

Пушкин как создатель русского литературного языка. Ф. М. Достоевский. Речь о Пушкине. Повторение романа «Евгений Онегин» и повести «Капитанская дочка». Стихотворения:«Вольность», «Погасло дневное

светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Демон», «Нереида», «Муза», «Надеждой сладостной младенчески дыша...», «Дориде», «Редеет облаков летучая гряда...», «Прозерпина» «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Подражания Корану», «Поэт», «Я пережил свои желанья...», «Если жизнь тебя обманет...», «Храни меня, мой талисман...», «Андрей Шенье», «Вакхическая песня», «Всё в жертву памяти твоей...», «Зимний вечер», «В крови горит огонь желанья...», «Признание», «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье...», «Стансы», «Друзьям», «Арион», «Поэт», «Поэт и толпа», «Воспоминание», «В степи мирской, печальной и безбрежной...», «Дар напрасный, дар случайный...», «Предчувствие», «Город пышный, город бедный...», «Что в имени тебе моём?..», «В часы забав иль праздной скуки...», «Брожу я вдоль улиц шумных.», «Сонет», «К вельможе», «Поэту», «Мадона», «Ответ анониму», «Герой», «Осень»). «Я вас любил: любовь ещё, быть может.». «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье.»). «Заклинание». «Для берегов отчизны дальной...». «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «...Вновь я посетил...», «Осень», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Из Пиндемонти» и др. Поэмы: «Медный Всадник» (повторение и углубление), «Анджело». Драматургия: «Борис Годунов», «Опыты драматических изучений» («маленькие трагедии»): «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Проза: «Повести Белкина» (повторение и углубление), «Пиковая дама». Повторение: роман в стихах «Евгений Онегин» и повесть «Капитанская дочка». (50 стихотворений и произведений других жанров для изучения, чтения и комментирования — по выбору учащихся и по рекомендации учителя).

Россия в 1826 – первой половине 1850-х годов -(2ч)

Россия в 1826 - первой половине 1850-х годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература ,новый цензурный устав. Подавление свободомыслия. Русская журналистика и общественная мысль. Славянофилы и западники. Русская критика и В. Г. Белинский. «Натуральная школа». Итоги развития русской литературы в первой половине XIX века. (Обзор).

М. Ю. Лермонтов –( 11ч )

М. Ю. Лермонтов . Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Лирика 1828—1836 годов. Общий характер. Жанровое своеобразие. «Ангел», «Русалка» и др. стихотворения. (Обзор). «Маскарад» как романтическая драма. Психологизм. Арбенин — «демон», спущенный на землю. Гибель «гордого ума». Поэтический язык Лермонтова в его развитии от ранней лирики к зрелой. Лирика 1837— 1841 годов. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта. «Как часто, пёстрою толпою окружён...».

«Благодарность». «Ветка Палестины». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). «Валерик». «Казачья колыбельная песня». «Сон». «Журналист, читатель и писатель». «Выхожу один я на дорогу.». Поэмы Лермонтова. (Обзор). «Песня... про купца Калашникова», «Мцыри» (повторение и углубление). «Демон». Демон. Тамара. Повторение: роман «Герой нашего времени». Евгений Онегин и Григорий Печорин: сравнительная характеристика. Стихотворения и поэмы: «Ангел», «Мой демон», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Я не унижусь пред тобою...», «Русалка», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Есть речи — значенье...», «Воздушный корабль», «Как часто, пёстрою толпою окружён...», «Пленный рыцарь».«Тамара», «Сон», «Валерик», «Благодарность», «Завещание», «Выхожу один я на дорогу...», «Морская царевна», «Из-под таинственной холодной полумаски...». Поэмы: «Беглец», «Демон». Драма: «Маскарад». Повторение: «Герой нашего времени».

(15 — 20 стихотворений, 1 — 2 поэмы, 1 драма для изучения и чтения; повторение романа «Герой нашего времени» по выбору учащихся и рекомендациям учителя).

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.

Н. В. Гоголь-(10ч)

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество Н. В. Гоголя (обзор). Главное литературное оружие Гоголя. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фантастика и реальностьФольклор и литература. Рассказчик и рассказчики. «Арабески». «Миргород».Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о томкак поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»)и эпико-героическое («Тарас Бульба»).Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики»— идиллия и сатира, «Вий»— демоническое и ангельское). «Петербургские повести»: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель». «Маленький человек» в русской литературе. Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города. В. Г. Белинский.«О русской повести и повестях г. Гоголя». Повторение: поэма «Мёртвые души». Гоголь и театр. Углублённое повторение: комедия «Ревизор». Произведения: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести» (2 — 4 повести из каждого сборника по выбору учащихся и по рекомендации учителя; повторение: поэма «Мёртвые души», комедия «Ревизор»).

Теория литературы. Художественная условность. Образ-символ (развитие понятий).

Поздний романтизм и его особенности. (Краткий обзор).

Литература второй половины XIX века

Россия в 1850—1870 годах-(2ч)

Периодизация исторического и литературного развития во второй половине XIX века. Россия в 1850—1870 годах: исторические события, общественная мысль, литература. Обзор русской литературы второй половины XIX века. Её основные проблемы, взгляды .

Н. Г. Чернышевский-(2ч)

Н. Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды Н. Г. Чернышевского. Роман «Что делать?». Структура и система образов. Идеал будущего общества. Смысл снов, иллюзий и утопий в художественной структуре романа. «Что делать?» как роман-утопия

Ф. И. Тютчев-(5ч)

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева (обзор). Общий смысл лирики Тютчева. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Понимание природы: «Не то, что мните вы, природа...», «Певучесть есть в морских волнах...». «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «От жизни той, что бушевала здесь...». Единство мира, обеспеченное единством противоположностей (внутреннего и внешнего, прошлого и настоящего, сна и бодрствования, непостижимого и рационального). «Как океан объемлет шар земной...». «День и ночь». Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «Божесковсемирной жизнью» и его неосуществимость («Смотри, как на речном просторе...»). Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Поэтическое слово и его возможности: «Silentium!», «Нам не дано предугадать...». Любовь как стихийная сила и «поединок роковой»: «Предопределение», «О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь». Мысли о Родине: «Эти бедные селенья...», «Умом Россию не понять». Основной жанр — лирический фрагмент («осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Как океан объемлет шар земной...», «День и ночь», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Певучесть есть в морских волнах.», «От жизни той, что бушевала здесь...», «Ещё земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим...», «Полдень», «Цицерон», «Осенний вечер», «Тени сизые смесились...», «День и ночь», «Слёзы людские...», «К. Б.» («Я встретил Вас — и всё былое...»), «Последняя любовь» и др. (30 стихотворений для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя и учащихся).

Теория литературыУглубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

А.А. Фет-(4ч)

А.А. Фет. Жизнь и творчество А. А. Фета. Двойственность личности и судьбы Фета- поэта и Фета — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Поэтическая система Фета. Мир как красота. Фет как мастер романтического и реалистического пейзажа. Красота неброской и точной детали, умение передать «мимолётное», «неуловимое» («Я пришёл к тебе с приветом...»«Ещё майская ночь» и др.).Утончённо-чувственный психологизм любовной лирики («Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...». «Шёпот, робкое дыханье...»). Отказ от социальной лирики. Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Антологическая лирика («Диана», «Венера Милосская»). Поэт и поэтическое слово в эстетической системе Фета («Одним толчком согнать ладью живую.», «Певице», «Как беден наш язык! — Хочу и не могу...»).Философические мотивы («Когда у райских врат изгнанник...», «На стоге сена ночью южной...», «Не тем, Господь, могуч, непостижим...», «Когда Божественный бежал людских речей...» и др ). Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Печальная берёза...», «Чудная картина...», «На заре ты её не буди...», «Буря на небе вечернем...», «Шумела полночная вьюга...», «Вакханка», «Облаком волнистым», «Ещё весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришёл к тебе с приветом...», «Когда мои мечты за гранью прошлых дней...», «Когда мечтательно я предан тишине», «Тебе в молчании я простираю руку...», «Шёпот, робкое дыханье...», «Какое счастие: и ночь, и мы одни!..», «Жди ясного на завтра дня», «Как здесь свежо под липою густою...», «Над озером лебедь в тростникпротянул...», «Постой! здесь хорошо! зубчатой и широкой...», «В темноте, на треножнике ярком...», «Венера Милосская», «Когда у райских врат изгнанник...», «Певице», «На стоге сена ночью южной...», «Ещё майская ночь», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костёр...», «Кричат перепела, трещат коростели...», «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Жизнь пронеслась без явного следа...», «Измучен жизнью, коварством надежды...», «Всю ночь гремел овраг соседний...», «Когда Божественный бежал людских речей...», «Графу Л. Н. Толстому», «Среди звёзд», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «А. Л. Бржеской», «Не тем, Господь, могуч, непостижим...», «Я рад, когда с земного лона...», «Это утро, радость эта...», «Музе», «Только в мире и есть, что тенистый...», «На книжке стихотворений Тютчева», «Учись у них — у дуба, у берёзы...», «С бородою седою верховный я жрец...», «Я потрясён, когда кругом...», «Как беден наш язык! — Хочу и не могу...», «Одним толчком согнать ладью живую...», «Ель рукавом мне тропинку завесила..,», «Не могу я слышать этой птички...» и др. (30 стихотворений для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).

Теория литературыУглубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения. Импрессионизм в поэзии (начальные представления).

А.К. Толстой-(2ч)

А.К. Толстой. Жизнь и творчество А. К. Толстого. Общественные и эстетические позиции А. К. Толстого. Взгляд на русскую историю. Отношение к современным общественно-литературным спорам. «Двух станов не боец, а только гость случайный...». Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традицииСтихотворения: «Дождя отшумевшего капли...», «Ой, стоги, стоги...», «По гребле неровной и тряской.», «Колокольчики мои.», «Коль любить, так без рассудку.», «Средь шумного бала, случайно.», «Край ты мой, родимый край.», «Острою секирой ранена берёза. », «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!..», Крымские очерки («Над неприступной крутизною.», «Солнце жжёт; перед грозою.»),«Двух станов не боец, а только гость случайный...», «Звонче жаворонка пенье...», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре...»,

«Мадонна Рафаэля»«То было раннею весной...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...», «Ходит Спесь, надуваючись...», «У приказных ворот собирался народ.» и др.. Сатира: «История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева». Исторический роман «Князь Серебряный». Драматическая трилогия: «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Фёдор Иоаннович», «Царь Борис». (15 стихотворений, былины, сатиры, роман и трилогия для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).

РеализмРеализм в Европе и Америке-(4ч)

РеализмРеализм в Европе и Америке (обзор).Реализм как художественный метод и литературное направлениеРеализм в АнглииДиккенс. Теккерей. Реализм во Франции. Стендаль. Бальзак. Мериме. Флобер. МопассанРеализм в Америке. Марк Твен. Натурализм как ответвление реализмаНатурализм Золя. «Новая драма»: Генрик Ибсен. «Кукольный дом». (Норвегия).

И. А. Гончаров-(6ч)

Русский реализм и его особенности. И. А. Гончаров

Жизнь и творчество И. А. Гончарова (обзор). И. А. Гончаров как писатель «натуральной школы». Роман «Обыкновенная история». Путевые записки «Фрегат «Паллада». Роман «Обломов». Творческая история романа. Социальная и нравственная проблематика. Система образов романа. Сон Обломова. Его место в композиции романа. Хорошее и дурное в характере Обломова. Обломов и Ольга Ильинская. Герои романа и их отношение к Обломову. Трагический конфликт поколений и его развязка. Смысл жизни и смерти Обломова. «Обломовщина» как общественное явление. Авторская позиция и способы её выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева, «„Обломов”, роман И. А. Гончарова» А. В. Дружинина).

И. А. Гончаров как литературный критик («Милъон терзаний»). Произведения: «Обыкновенная история», «Обломов», «Фрегат

Паллада“. «Обрыв». «Милъон терзаний» (для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).

Теория литературы.Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего в индивидуальном. Литературная критика.

А. Н. Островский-(13ч)

А. Н. Островский. Жизнь и творчество А. Н. Островского (обзор). «Отец русской

драматургии». Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Г оголя. Создатель русского сценического репертуара. «Бытовое направление в драме». Ранние произведения («Свои люди — сочтёмся»). Драматургия славянофильского периода («Бедность не порок»). Разрыв с журналом «Москвитянин». «Тёмное царство». Драма «Гроза», Её народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Приём антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народнопоэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в тёмном царстве» Н. А. Добролюбова, «После „Г розы“ Островского» А. А. Григорьева) и на сцене. Малый театр как «Дом Островского». Комедия «Лес», Широкая картина социальных процессов, происходивших в пореформенной России. Дворянская усадьба, её обитатели. Разрушение и созидание семьи. Деклассирование дворянства. Проблема «высокого» героя. От мелодрамы к жизненной высоте. Поражение в «комедианстве» и нравственная победа в жизни. Конфликт, композиция и система образов. Символика комедии. Драма «Бесприданница». Обнищание дворянства.

Появление новых хозяев жизни. Трагическая судьба Ларисы Огудаловой. Другие драматические произведения А. Н. Островского (краткий обзор). «Коренное русское миросозерцание». Пьесы: «Свои люди — сочтёмся», «Бедность не порок», «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Лес», «Волки и овцы», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» (5-6 пьес для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия).

Н. А. Некрасов –(12ч)

Н. А. Некрасов .Жизнь и творчество Н. А. Некрасова (обзор). Некрасов-журналист. Журнал «Современник». Становление лирического стиля.

Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. «Еду ли ночью по улице тёмной...», «Я не люблю иронии твоей...», «Да, наша жизнь текла мятежно...», «Так это шутка? милая моя...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О, не тревожь меня укорой справедливой...». Социальная трагедия народа в городе и в деревне. «На улице», «О погоде». Народная тема. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. «Под жестокой рукой человека...». «Вчерашний день, в часу шестом...». Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. «Праздник жизни — молодости годы...». Сатира Некрасова. Г ероическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Идеал гражданина в лирике Некрасова. Образ лирического героя.

Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Поэмы (обзор). Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Авторский замысел поэмы. История создания. Проблема жанра. Особенности композиции. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Образы «народных заступников». Религиозные мотивы и их социальная огласовка. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Позднее творчество. Книга «Последние песни». Стихотворения:«В дороге», «Когда из мрака заблужденья...», «Современной ода», «Тройка», «Еду ли ночью по улице тёмной...», «Под жестокой рукой человека...», «Ты всегда хороша несравненно.», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди.», «Блажен незлобивый поэт...», «Влас», «Праздник жизни — молодости годы...», «Безвестен я. Я вами не стяжал.», «Забытая деревня», «Замолкни, Муза мести и печали!», «Поэт и Гражданин», «Внимая ужасам войны...», «Школьник», «Стихи мои! Свидетели живые.», «В столицах шум, гремят витии..», «Рыцарь на час», «Надрывается сердце от муки...», «Умру я скоро. Жалкое наследство.», «Не рыдай так безумно над ним.», «Душно! Без счастья и воли...», «Элегия», «Скоро стану добычею тленья.», «Сеятелям», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...». Поэмы: «Саша», «Мороз, Красный нос», «Коробейники», «Кому на Руси жить хорошо», «Современники» (20 стихотворений для изучения, чтения и комментирования; 2 поэмы для изучения, чтения и комментария — по выбору учителя или учащихся).

Теория литературы. Понятие о народности искусства.

Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия). Стиль как выражение художественной мысли писателя.

И. С. Тургенев-(10ч)

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество И. С. Тургенева (обзор). «Записки охотника» как веха в творчестве Тургенева и этап в развитии русской прозы. Романы Тургенева — художественная летопись жизни русского общества, их злободневность и поэтичность. «Отцы и дети». Духовный конфликт между поколениями (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству), отражённый в заглавии и лёгший в основу романа. «Что такое Базаров? — Он нигилист». Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Роман «Отцы и дети» в русской критике: споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Произведения Тургенева последних лет: «таинственные повести», «Песнь торжествующей любви», «После смерти»; романы: «Дым», «Новь», «Стихотворения в прозе» («Порог», «Сон», «Как хороши, как свежи были розы...» и др.). (Обзор). Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. Писарева, «„Отцы и дети“ И. С. Тургенева» Н. Страхова). Произведения: «Записки охотника», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Дым», «Новь», «таинственные повести», «Песнь торжествующей любви», «После смерти»; «Стихотворения в прозе». (2-3 романа, 1-2 повести, цикл рассказов и очерков «Записки охотника», 5 «стихотворений в прозе» — для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя и учащихся).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Герой-идеолог. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Л. Н. Толстой-(18ч)

Л. Н. Толстой .Жизнь и творчество Л. Н. Толстого (обзор). Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещённого правдоискателя, ищущего совершенства. Трилогия: «Детство»,

«Отрочество», «Юность». Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Диалектика души» как принцип художественного изображения героя. Психологический реализм. «Севастопольские рассказы». Человек на войне. «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля: философского, исторического и психологического мотивов, сочетание эпической манеры с летописным стилем, сатирой и глубоким лиризмом. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с её «умом» — просвещённым дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещённые герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым.

Нравственно-психологический облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Чередование картин войны и мира. 1870-е годы — период кризиса в творчестве Л. Н. Толстого. Своеобразие религиозно- этических и эстетических взглядов Толстого. Повести последних лет и образ жизненного пути. Обличение социально-нравственных основ современной жизни. «Мысль семейная» и роман «Анна Каренина». Анна, Каренин и Вронский — человеческие отношения: страсть и вина. Кити и Левин — поиски нравственного идеала. Светское общество. Творчество Л. Н. Толстого последних лет: роман «Воскресение», повести «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат». Всемирное значение

Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. Произведения: трилогия («Детство», «Отрочество», «Юность»); «Севастопольские рассказы», «Рубка леса», «Холстомер»; повести: «Крейцерова соната», «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий», «Хаджи- Мурат»; романы: «Война и мир», «Анна Каренина»; пьесы: «Власть тьмы», «Плоды просвещения», «Живой труп» (3 рассказа, 2 повести, 2 романа, 1 пьеса для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).

Теория литературы. Углубление понятие о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).

Ф. М. Достоевский-(15ч)

Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского (обзор). Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Бедные люди» — развитие традиций Гоголя и новое слово Достоевского. Повести конца 40-х годов. Духовная эволюция писателя в годы каторги и ссылки. После ссылки и каторги: мировоззрение и творчество. «Записки из Мёртвого дома». Роман «Игрок». Журналы «Время и «Эпоха». «Записки из подполья». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и её преобразование в сюжете произведения. Противопоставление

преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно- нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Оценка романа в критике. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот» (обзор). «Бесы» — роман-предупреждение.«Братья Карамазовы».

Достоевский и его значение для русской и мировой культуры. Произведения: рассказы («Кроткая», «Неточка Незванова»); «Записки из Мёртвого дома», «Записки из подполья»; роман «Бедные люди». «Двойник. Петербургская поэма», «Преступление и наказание», «Идиот», «Игрок», «Бесы», «Братья Карамазовы» (2 рассказа,

3 романа и другие произведения для изучения, чтения и комментирования по выбору учащихся и рекомендации учителя).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Полифонизм литературного произведения.

М. Е. Салтыков-Щедрин-(4ч)

М. Е. Салтыков-Щедрин .Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина (обзор). Первые произведения. Салтыков-Щедрин — журналист. «Помпадуры и

помпадурши». «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников как намёк на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная черта: её положительные качества, которые, с точки зрения писателя, неизменно превращаются в сугубо отрицательные. Роман «Господа Головлёвы». Выморочность дворян- помещиков, их духовные и нравственные болезни Образ Иудушки. Сказки. Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Произведения: хроники: «Пошехонская старина», «История одного города»; роман «Господа Головлёвы»; очерки: «Помпадуры и помпадурши»; сказки

(1 хроника, 1 роман, 5 сказок для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).

Теория литературы.Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).

Н. С. Лесков-(5ч)

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество Н. С. Лескова (обзор). «Лесковские университеты». «Противу всех». Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. «Соборяне». «Лесковский человек»:

правдоискатели, праведники и «беззаботливые о себе». Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа («Человек на часах», «Запечатлённый ангел», «Левша»). «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. Лесковский сказ. Поздний Лесков (обзор): «Мелочи архиерейской жизни», «Заячий ремиз» и др. Произведения: рассказы «Очарованный странник», «Запечатлённый ангел», «Однодум», «Несмертельный Голован», «Тупейный художник», «Человек на часах», «Левша», «Заячий ремиз»; романы «Некуда», «На ножах», «Соборяне», «Мелочи архиерейской жизни» (5-6 рассказов для изучения, чтения и комментирования, 1 роман для чтения — по выбору учителя или учащихся).

Теория литературы.Формы повествования. Проблема «сказа». Понятие о стилизации.

Россия в 1880-1890-е годы-(1ч)

Россия в 1880-1890-е годы. Исторические события. Общественная мысль. Литература. (Обзор). Идеология К. П. Победоносцева. Народничество. Теория «малых дел». «Толстовство». Проза 1880-1890-х годов.

В. М. Гаршин («Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова»). В. Г. Короленко («Сон Макара», «Река играет»). Поэзия 18801890-х годовС. Я. Надсон («Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат...», «Милый друг, я знаю, я глубоко знаю...», «Одни не поймут, не услышат другие.», «Не вини меня, друг мой, — я сын наших дней.», «Наше поколенье юности не знает.», «Есть у свободы враг опаснее цепей.», «Не говорите мне „он умер“.Он живёт!»);К. М. Фофанов («Потуши свечу, занавесь окно.», «Столица бредила в чаду своей тоски.», «Май», «Не правда ль, всё дышало прозой.», «Звёзды ясные, звёзды прекрасные.», «Под напев молитв пасхальных.», «На волне колокольного звона.», «Пел соловей, цветы благоухали.», «Под музыку осеннего дождя.»); М. А. Лохвицкая («Если б счастье моё было вольным орлом.», «Моя душа, как лотос чистый.», «Я люблю тебя, как море любит солнечный восход.», «Не убивайте голубей», «Я хочу быть любимой тобой.», «Я хочу умереть молодой.»);

К. К. Случевский («Ходит ветер избочась.», «За то, что вы всегда от колыбели лгали.», «Камаринская», «После казни в Женеве», «Что, камни не живут? Не может быть! Смотри.», «По крутым по бокам вороного.», «Полдневный час. Жара гнетёт дыханье.», «В душе шёл светлый пир. В одеждах золотых.», «Какие здесь всему великие размеры!..», «Скажите дереву: ты перестань расти.», «С простым толкую человеком.», «Не храни ты ни бронзы, ни книг.»). (1-2 рассказа каждого прозаика, 1-2 стихотворения каждого поэта для чтения — по выбору учителя или учащихся).

Из литературы народов России . Коста Хетагуров-(1ч)

Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта (обзор). Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества К. Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжёлой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ

горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Зарубежная литература второй половины-(2ч)

XIX века (обзор). Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм в Европе. Шарль Бодлер. Поль Верлен. (Обзор).

Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе 18801890-х годовПоэзия Вл. Соловьёва («Хоть мы навек незримыми цепями...», «У царицы моей есть высокий дворец...»,

«Посвящение к неизданной комедии», «Под чуждой властью знойной вьюги.», «В Альпах», «Exorientelux» [«Ветер с востока»], «Милый друг, иль ты не видишь.», «Панмонголизм», <Пародии на русских символистов>: «Еоризонты вертикальные», «Над зелёным холмом.», «На небесах горят паникадила.»; «Вновь белые колокольчики»). (2 стихотворения — для чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся). Журнал «Северный вестник».

Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закоснелым. Апология стихийности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

А. П. Чехов-(13ч)

А. П. Чехов. Жизнь и творчество А. П. Чехова (обзор). Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пёстрой жизнью и узкими представлениями о ней как

основа комизма ранних рассказов. Нравственный идеал Чехова. В поисках «общей идеи». Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова («Скучная история» и др.). Художественный объективизм Чехова («Враги», «Именины», «Гусев» и др.). Новые духовные ориентиры. Темы настоящей правды, социального и философского безумия («Дуэль», «Палата № 6»), конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Чехов-драматург. «Вишнёвый сад». Образ вишнёвого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность,

«бессобытийность», «подводное течение». Идея прекрасного будущего. Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. Произведения: повести «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Чёрный монах», «Моя жизнь», «Мужики», «В овраге»;рассказы «Письмо к учёному соседу», «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Размазня», «Дочь Альбиона», «Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Канитель», «Пересолил!», «Тоска», «Каштанка», «Враги», «Именины», «Гусев», «Попрыгунья» «Скрипка Ротшильда», «Студент», «Учитель словесности», «Анна на шее», «Дом с мезонином», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Случай из практики», «Душечка», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста»;драматургия («Медведь», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад») (3 — 4 повести, 20 рассказов, 2 пьесы — для изучения, чтения и комментирования по выбору учителя или учащихся).

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова- рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность,

психологическая и символическая деталь. Углубление понятия о драматургии. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок. Пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Подтекст ( начальные представления, их развитие и углубление).

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Введение

3

2.

Писатели конца 18-начала 19в

3+1к.р.

3.

Писатели первой половины 19в

41

4.

Писатели второй половины 19в

117

5.

Зарубежные писатели 19 века

6

6.

Итоги

2

                                   Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Дата план

Дата факт

Название раздела, темы урока

Колич

час

Контроль знаний

1

1.09

Введение. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

 

1

2

2.09

Периодизация исторического и литературного развития.

1

3

3.09

Классицизм. Просвещение в Европе и в России.

 

1

4

6.09

Творчество Г.Р. Державина. Жанр оды.

1

5

 

7.09

Г.Р. Державин. Образ поэта в оде «Фелица».

1

6

8.09

Входной контроль

 1

Входной контроль 1

7

9.09

Сентиментализм. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».

1

8

10.09

Романтизм. Романтизм во Франции.

1

9

13.09

Русский романтизм. Романтизм как художественный метод.

1

10

14.09

Россия 1816- 25 годов. Литература.

1

11

15.09

  Этапы творчества А.С.Пушкина. Основные темы, мотивы лирики.

1

12

16.09

Романтическая лирика А.С. Пушкина периода южной и михайловской ссылок

1

13

17.09

 

А.С. Пушкин. Трагизм мировосприятия и его преодоление.

 

 

14

20.09

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина.

 

1

15

21.09

  «Свобода»  и «закон» в лирике А.С. Пушкина.(«Вольность», «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти».)

1

16

22.09

Философские мотивы в лирике А.С.Пушкина.  

 

1

17

23.09

  Анализ  стихотворений А.С.Пушкина

1

18

24.09

Вн/чт: Тема «дороги» в лирике А. С. Пушкина

1

 

19

27.09

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Человек и история.

1

20

28.09

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Властелин судьбы и маленький человек.

 

1

21

29.09

А.С. Пушкин. «Борис Годунов» - историческая драма

1

22

30.09

Вечные вопросы бытия в драматическом цикле «Маленькие трагедии»

1

23

1.10

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

 1

24

4.10

 А.С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка».  

1

25

5.10

Развитие реализма в прозе А. С. Пушкина 30- х г. «Повести Белкина»

1

26

6.10

Р/р: Подготовка к   сочинению по творчеству   Пушкина.

1

Сочинение

27

7.10

Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Ранняя лирика.

1

28

8.10

Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова.

1

29

11.10

Эволюция  отношения                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Лермонтова к творчеству. «Нет, я не Байрон…», «Есть речи…»

1

30

12.10

Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

31

13.10

Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

1

32

14.10

Вн/чт: Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова

1

33

15.10

М.Ю. Лермонтов.  «Демон». Замысел, особенности композиции, сюжет.

1

34

18.10

М.Ю. Лермонтов.  Драма «Маскарад» как романтическое произведение. Проблема гордости и одиночества.

1

35

19.10

М.Ю. Лермонтов.  «Герой нашего времени» - психологический роман.

1

36

20.10

К/р, Р/р: Контрольная работа по творчеству М. Ю.Лермонтова

 1

Контр. Работа 2

37

21.10

Этапы биографии и творчества Н.В. Гоголя.

1

  38

22.10

Народная фантастика в ранних романтических произведениях Н.В. Гоголя.

1

39

25.10

Героическое и комическое в сборнике Н.В. Гоголя «Миргород».

1

40

26.10

Проблематика и поэтика комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

1

41

27.10

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»

1

42

28.10

11.11

«Невский проспект» Н.В. Гоголя. Образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести

 1

43

29.10

12.11

 Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести».

 

 1

44

8.11

13.11

Обзор поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1

45

9.11

15.11

Образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души».

1

1

46

10.11

16.11

Образ П. И. Чичикова в поэме «Мертвые души»

1

47

11.11

 

 17.11

  Тест по творчеству Н.В.Гоголя  

1

тест

 

48

12.11

18.11

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Её   проблематика.

 

1

49

15.11

19.11

Реализм как творческий метод и художественная система.

1

50

16.11

20.11

Художественный мир А.И.Гончарова. Личность и судьба писателя. Своеобразие художественного таланта А.И.Гончарова.

1

51

 

 17.11

22.11

Три романа А.И.Гончарова  

1

52

 

18.11

23.11

И.А.Гончаров. «Обыкновенная история».  . Проблематика, основной конфликт, система характеров.

1

53

19.11

24.11

И.А.Гончаров. «Обыкновенная история». Столкновение двух философий жизни.   Петр  и Александр  Адуевы. Смысл образа Евсея.

1

 

54

22.11

25.11

И.А.Гончаров. Роман «Обрыв». (Обзор)

1

55

23.11

26.11

 И.А.Гончаров. Роман  «Обломов».  История создания. Особенности композиции.

 1

56

24.11

27.11

И.И.Обломов. Полнота и сложность образа, его внутренняя противоречивость.    

 1

57

25.11

29.11

Анализ эпизода «Сон Обломова». Его место в композиции романа

 1

58

 

26.11

30.11

Андрей Штольц  как антипод Обломова

 1

59

29.11

1.12

Обломов и Ольга Ильинская.

 1

60

30.11

2.12

Ольга Ильинская и Авдотья Пшеницына. Тема любви в романе.

 1

61

1.12

3.12

Историко-философский смысл романа. Авторская позиция и способы ее выражения в романе.

 1

62

2.12

4.12

Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе И.А. Гончарова «Обломов»

 1

63

3.12

6.12

Роман И.А. Гончарова «Обломов» в оценке русской критики

 1

64

6.12

7.12

Р/р: Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов»

 1

65

7.12

8.12

Р/р. Сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов»

 1

66

8.12

9.12

В/ч; Проблема нравственного выбора в современной литературе. В. Быков «Сотников»

 1

 

67

9.12

10.12

А.Н.Островский. Театр Островского. Этапы биографии и творчества.

1

68

10.12

11.12

Драма А.Н. Островского «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев. 

1

69

13.12

13.12

«Гроза». Темное царство в изображении Островского. Образ г. Калинова. Трагедийный фон пьесы.
 

1

70

 14.12

Трагедия Катерины Кабановой в пьесе А.Н. Островского «Гроза». Смысл названия.


 

1

71

15.12

Нравственная проблематика пьесы А.Н. Островского «Гроза»: тема греха, возмездия и покаяния.

1

72

 16.12

Р/р: Добролюбов и Писарев о драме «Гроза» Современная критика о Катерине.

 

1

73

 17.12

Р/р: Сочинение по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

1

Сочинение

74

 20.12

Контрольная работа за 1 полугодие

1

Контр. Раб. за 1 полугодие 3

75

 21.12

Драма А.Н. Островского «Бесприданница». Тема. Проблематика. Конфликт.

.

 1

76

 22.12

Драма А.Н. Островского «Бесприданница». Система характеров.
 

 1

77

23.12

Драма А.Н. Островского «Бесприданница». «Горячее сердце» Ларисы Огудаловой.
 

 1

78

24.12

Вн/чт:  Традиции фольклора в пьесе-сказке А.Н. Островского “Снегурочка.”

 1

1

79

27.12

Новаторство  А.Н. Островского в пьесе “Снегурочка.”

1

80

28.12

  Контрольная работа по творчеству А.Н. Островского

1

Контр. Раб 4

81

29.12

Работа над ошибками. А.К. Толстой  

1

3-я четверть   48часов

 82

10.01

 

А.К. Толстой  «Царь Федор Иоаннович». Нравственные проблемы пьесы
 

 1

 

83

11.01

Лирика А.К. Толстого. Тематическое своеобразие.
 

 1

84

12.01

Вн/чт: Козьма Прутков «Плоды раздумья»

 1

85

 13.01

Художественный мир И.С.Тургенева. Личность, судьба писателя, эстетические и этические позиции.
 

1

86

14.01

 

Роман «Рудин» И.С. Тургенева.

 
 

 1

 

87

17.01

И.С. Тургенев. Поиски героя своего времени.

1

88

 

18.01

 

 

«Дворянское гнездо» - последняя попытка Тургенева найти героя своего времени в дворянской среде.
 

 1

 89

 

19.01

 

«Накануне». «Новый человек» Инсаров в изображении Тургенева.
 

 1

90  

20.01

Роман «Отцы и дети». Отражение в романе политической борьбы 60-х гг.  

 1

91

21.01

Смысл названия романа «Отцы и дети». Композиция.
 

1

92  

24.01

Образ Базарова и его значение в романе «Отцы и дети»..

 

1

 

93

25.01

Система сопоставления образов в романе «Отцы и дети»..

1

94

26.01

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети».

 

 1

95

27.01

Базаров и Одинцова. Наказание любовью.

 

 1

96

28.01

Р/р: Анализ эпизода «Смерть Базарова». Итоговый урок по творчеству И.С.Тургенева.

 1

97

31.01

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество.   Философский характер тютчевского романтизма

 1

98

1.02

7.02

Любовь как стихийная сила и «поединок роковой» в лирике Ф.Тютчева.

1

99

 02.02

 8.02

А.А.Фет. Личность и судьба поэта. Эстетические принципы, тематика лирики, психологизм.

 

1

100

03.02

9.02

Фет как мастер реалистического пейзажа.

1

101

 04.02

10.02

Р/р: Сопоставительный анализ стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

 

 1

102

7.02

 11.02

Р/р: Творческий зачет по лирике А.Фета и Ф.Тютчева.
 

 1

Творческий зачет

103

 8.02

14.02

Н.А.Некрасов. Личность и судьба. Место в литературном процессе.

 1

104

9.02

15.02

 

Основные мотивы лирики Н.А. Некрасова. новаторский характер его поэзии.

 1

105

10.02

16.02

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян-правдоискателей в поэме.

 1

106

 11.02

17.02

«Есть женщины в русских селеньях...».

Образ Матрены Тимофеевны. Нравственный идеал счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

 

 1

107

14.02

18.02

Р./р. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

 

 1

Сочинение

108

15.02

 

21.02

  Художественный мир Н. С. Лескова. Личность и судьба писателя.

 

 1

 

109

16.02

22.02

Сказ Н. С. Лескова «Тупейный художник». Талант и творческий дух человека из народа. 

1

110

17.02

24.02

  Рр  Лесков и его герои-праведники

 1

111

18.02

25.02

 

 Художественный мир Ф. М. Достоевского. Жизнь и творчество. Достоевский, Гоголь и «натуральная школа».

 

 1

 

112

21.02

28.02

Особенности творческого метода Ф. М. Достоевского

1

113

22.02

 

1.03

  Тема «маленького человека» в творчестве Достоевского.

 1

 

114

24.02

2.03

 

Романы   Достоевского «Униженные и оскорбленные» и «Бедные люди».

1

115

25.02

 

3.03

 Ф. М. Достоевский   «Преступление и наказание». История создания и идейно-художественное своеобразие романа.

.

 

1

116

28.02

4.03

 

Социальные и философские источники преступления Раскольникова

1

117

1.03

5.03

В  Петербурге  Достоевского. Раскольников и Мармеладов

   

118

2.03

 

9.03

 

 

«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание».

http://www.hallenna.narod.ru/uroki-10kl-dostoevsky7.html#gl90

 

 1

 

119

3.03

10.03

Сны  Родиона Раскольникова. Их роль в идейно-художественном своеобразии романа

1

120

4.03

 

11.03

 

 Раскольников и Соня Мармеладова.

 

 1

 

121

7.03

14.03

Двойники Раскольникова.Лужин и Свидригайлов

1

122

9.03

 

15.03

 

 Мастерство Достоевского-художника в романе «Преступление и наказание».

 

 1

 

123

10.03

16.03

Эпилог. Смысл финала   романа «Преступление и наказание».

 

1

124  

11.03

 

17.03

Р./р. Подготовка к классному сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

 

 1

125

14.03

18.03

Р./р.  Классное сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

1

Сочинение

126

15.03

21.03

Художественный мир М. Е. Салтыкова-Щедрина. Очерк творчества.

 

 1

127

16.03

22.03

М. Е. Салтыков-Щедрин . «История одного города» .

 

 

 1

 

128

17.03

23.04

Гротеск в романе «История одного города»

1

129

18.03

24.03

Художественный мир Л. Н. Толстого. Личность и судьба . Религиозные и нравственные искания.

 

 1

4-я четверть 42 часа

130

28.03

«Война и мир». История создания и идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи.

 

 1

131

29.03

Изображение дворянского общества в романе-эпопее «Война и мир». «Мысль семейная».

 

 1

132

30.03

 

«Дорога чести» Андрея Болконского» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

 

 1

 

133

31.03

Анализ эпизода « Болконский и Пьер на пароме»

1

134

1.04

 

Путь исканий Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

 

 1

 

135

4.04

Анализ эпилога в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

1

136

5.04

 

 Наташа Ростова на пути к счастью Поиски «мира» и своего места в мире.  

 

 1

 

137

6.04

Анализ эпизода «Последняя встреча с А.Болконским»

1

138

7.04

Роман «Война и мир». Истинный и ложный патриотизм в изображении Л. Н. Толстого.

 

139

8.04

 

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

 

 1

 

140

11.04

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир».

1

141

12.04

 

 

Народ и «мысль народная» в изображении  Толстого. Платон Каратаев.

 

1

 

142

13.04

«Гроза двенадцатого года» в романе «Война и мир»..

1

143

14.04

 

Р./р. Подготовка к сочинению по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

 

 1

144

15.04

Р./р.   Сочинение   по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».

1

Сочинение

145

18.04

 

 

Личность и судьба А. П. Чехова. Основные черты чеховского творчества, своеобразие мастерства писателя.

 

 1

146

19.04

 

Особенности изображения «маленького человека» в прозе А. П. Чехова.

 

 1

147

20.04

 

 

Рассказы А. П. Чехова. «Никто не знает настоящей правды» (А. П. Чехов).

 1

 

148

21.04

Рассказ «Ионыч». Тема гибели человеческой души.

 

1

149

22.04

Особенности чеховской драматургии. Новый театр.

 

 1

150

25.04

 

А. П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад». Жанровое своеобразие. Идейное содержание.

 1

 

151

26.04

Основной конфликт в пьесе «Вишневый сад». Герои.

 

1

152

27.04

 

Символический смысл образа вишневого сада.

 1

 

153

28.04

Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишневый сад».  

1

154

29.04

Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

 1

155

4.05

 

 Тестирование  по творчеству А. П. Чехова.

 

 1

Тестирование

156

5.05

 

 

Р/р: Сочинение по произведениям А.П. Чехова.

 1

Сочинение

157

6.05

Анализ ошибок, допущенных в сочинении

1

158

10.05

 

 Повторение изученного в 10 классе

 1

159

11.05

 

Повторение изученного в 10 классе

 1

160

12.05

Повторение изученного в 10 классе

 1

161

13.05

Итоговая годовая контрольная работа

 1

Контр. РАБ.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

162

16.05

 

Анализ контрольной работы

1

163

17.05

 

Защита проектов по литературе 19 века

 1

164

18.05

 

Защита проектов по литературе 19 века

 1

165

 

19.05

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века

1

 

166

20.05

 

Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса

167

23.05

Символизм

1

168

24.05

Ги де Мопассан. Новелла «Ожерелье»
 

1

169

25.05

Г.Ибсен. Драма «Кукольный дом»
 

1

170

26.05

А. Рембо «Пьяный корабль»

1

171

27.05

Нравственные уроки русской литературы 19 века

1

172

30.05

 

Урок-игра

 1

 

173

31.05

 

Подведение итогов.Список литературы на лето.

1

 

 

Учебное и учебно-методическое обеспечение

1.  Литература 10 класс Учебник для общеобразовательных учебных заведений (углубленный уровень) в двух частях   Под редакцией В.И.Коровина Москва «Просвещение» 2019 г

2.     И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова. Универсальные поурочные разработки по литературе 10 класс    (1 и 2 полугодие). – М.: ВАКО, 2016

3.   Методические рекомендации и поурочные разработки: 10 класс; учебное пособие для общеобразовательных организаций; углублённый уровень/ Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская- М.: Просвещение, 2017 г

Образовательные электронные ресурсы .

 http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

 1. http://writerstob.narod.ru/Биографии великих русских писателей и поэтов

 2. http://videouroki.net/ Видеоуроки в сети Интернет

3. http://www.alleng.ru/index.htm Всем, кто учится.

4. http://lit.1september.ru/index.phpГазета «Литература»

5. http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ

 6. http://ruslit.ioso.ru/Кабинет русского языка и литературы

 7. http://asa.my1.ru/ Сайт Акимовой С.А. или Филологический калейдоскоп

 8. http://www.proshkolu.ru/ Сайт для учителей

9. http://www.repetitor.org/Система сайтов «Репетитор»

 10. http://nsportal.ru/ Социальная сеть работников образования

11. http://www.uchportal.ru/ Учительский портал

 12. http://lit-classic.ru/Русская классическая литература

 13. http://royallib.ru/ Электронная библиотека RoyalLib.ru

 14. Издательский дом “Первое сентября» www. 1september.ru

15. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», сайт «Методическая служба» http//metodist.lbz.ru

16. Учительский портал http://www/ uchportal.ru

17. Российский общеобразовательный портал www.school.edu.ru 

18. Портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании» www.ict.edu.ru  

            «СОГЛАСОВАНО»

на заседании методического совета  

протокол от 30.08.2021  №1  Руководитель МС

                  __________Тарасенко И.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....