Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме: «М.Ю. Лермонтов «Тучи»
план-конспект урока по литературе

Дряева Дарья Александровна

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме:

«М.Ю. Лермонтов «Тучи»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме:

«М.Ю. Лермонтов «Тучи»

Цель урока

Формировать умение понимать, анализировать, интерпретировать поэтический текст, развивать способность к ассоциативному мышлению, воспитывать эстетический вкус.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • воспитание интереса к литературе;
  • формирование познавательного интереса учащихся к чтению.

Предметные:

  • способствовать полноценному восприятию художественного произведения;
  • формировать систему читательских умений, уделив внимание умению видеть авторскую позицию в произведении, выявлять роль деталей в произведении.

Метапредметные.

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;
  • иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  • понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия.

Познавательные:

  • извлекать информацию, представленную в разных формах;
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения.

Коммуникативные:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

Методы и формы обучения

Словесные, репродуктивный, фронтальный опрос.

Оборудование

Презентация, портрет писателя, аудиозапись.

Основные понятия

Лирика.

Ресурсы

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/28/urok-literatury.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

(этап мотивации)

Цель:

мотивация учащихся к учебной деятельности.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель:

актуализация учебного содержания.

Работа над портретом


- Ребята,  посмотрите на портрет.  Что вы можете сказать об этом человеке?


-  С этим поэтом мы уже знакомы. В 5 классе  познакомились c его произведением. А каким?    

 

-  Из какого произведения эти строки?  


Да, были люди в наше время

Не то, что нынешнее племя.

Богатыри - не вы?


-  Какому важному историческому событию  посвящено  стихотворение?  


 -  М.Ю. Лермонтов очень любил свою Родину, писал стихотворения, в которых беспокоился о ней.  Сам он провел жизнь вдалеке от  своего  дома, края.  Почему?

Молодой офицер, глаза грустные, взгляд серьезный.                    

Стихотворение «Бородино».

Бородинскому сражению.

Находился в ссылке на Кавказе.

3. Постановка учебной задачи (проблемы).

Цель:

организация коммуникативного взаимодействия на основе анализа поэтического произведения.

- Посмотрите на эпиграф.

  

Я сын страдания.

М.Ю. Лермонтов.  


- Почему Лермонтов так написал о себе?  


- Судьба этого поэта действительно трагична. Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Но вскоре молодая семья  переехала в село Тарханы Пензенской губернии. Это была усадьба бабушки - помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Тарханы - край лермонтовского  детства и отрочества.

Будучи уже знаменитым поэтом, Лермонтов не раз с нежностью и грустью вспоминал о своем детстве. Отец мальчика был капитаном в отставке Юрий Петрович Лермонтов. Его брак с матерью поэта Марией Михайловной, по понятиям того времени, был неравным. Эта семья была несчастна. В доме всегда царила напряженная обстановка, так как бабушка, гордившаяся своим богатством и родней, была не довольна отцом. Лермонтову не было и трех лет, когда его мать скоропостижно умерла. После смерти матери между бабушкой и отцом состоялась большая ссора. Отец вынужден был покинуть Тарханы, оставив его у любимицы  бабушки. Лермонтов помнил в бабушке человека, посвятившего ему одному всю свою жизнь. Она баловала его.

Она старалась не расставаться с внуком. Наблюдала за каждым его шагом,  

боялась его малейшего нездоровья.

Лермонтов получил прекрасное образование, изучал   географию, историю, русскую литературу, греческий, немецкий, французские языки, играл на фортепьяно, хорошо рисовал. Он  много читает, лепит, рисует акварелью. Именно в Тарханах он научился думать, размышлять, искать ответы на волнующие его вопросы. Елизавета Алексеевна  переезжает в Москву, чтобы определить   его в  учебное заведение. В 13 лет он поступает сразу в 4 класс Московского университетского Благородного пансиона. Первые свои стихи Лермонтов начал писать в 14  лет.

                     

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят.

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.


Он учился легко и охотно, в 15 лет поступил в Московский университет, писал уже стихи, поэмы. В их доме ведутся споры о свободе, о дружбе, о любви, о родине. В его стихах звучит мечта о подвиге для блага людей. Вскоре его покойная жизнь ломается. Лермонтов переезжает в Петербург и поступает в школу гвардейских подпрапорщиков. Трудным был этот перелом. Поэт     скучал по Москве, по друзьям. После трагической смерти Пушкина он написал стихотворение « Смерть поэта» в 1837 году, полная любви и горя, ненависти и к убийцам. Россия узнала имя Лермонтова. Так началась всенародная слава. За это стихотворение он был отправлен на ссылку на Кавказ.

В 1840 году за дуэль поэт снова сослан на Кавказ, где шла война. Он понимал, что  его отправляют на верную смерть. Лермонтов погиб в 1841 году на дуэли,  как и Пушкин.


Беседа о лирике М.Ю. Лермонтова.

- Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М.Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

- Как вы думаете, почему поэт XIX века Д.С. Мережковский назвал Лермонтова «ночным светилом» русской поэзии? Как вы понимаете эту метафору?

- У поэта XX века А.А. Вознесенского есть такие строки:

Стихи не пишутся - случаются,

Как чувства или же закат.

Душа - слепая соучастница.

Не написал - случилось так.

- Согласны ли вы с тем, что стихи «случаются»?

- Случались ли у вас стихи?

- В какие моменты жизни вам хотелось выразить чувства в стихах?

- Расскажите, как «случилось» у М.Ю. Лермонтова стихотворение «Тучи»?

Индивидуальное сообщение учащегося.

- Итак, ребята, о чем же нам предстоит поговорить? Сформулируйте тему урока и цель.

- В центре лирического произведения (целесообразно вспомнить роды литературы) лирический герой. Именно его мысли, чувства и переживания звучат в стихотворении. Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу.

Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне. Прочитаем его стихотворения и попробуем проникнуться настроением лирического героя.

Учитель читает стихотворение «Тучи» (или прослушивание аудиозаписи).

Судьба поэта трагична.

Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.

Формирование темы и цели урока.

4. Применение новых знаний.

Цель:

тренировка способности к самоконтролю и самооценке;

проверка своего умения применять полученные знания;

развитие умения самостоятельной проверки по эталону.

Анализ стихотворения «Тучи».


- Рассмотрим поэтические образы стихотворения. Обратимся к названию.


- Какие слова ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?


- Подберите определения к слову «тучи».


- Какое настроение возникает у читателя?


- О чем это стихотворение?


- Прочитаем начало стихотворения:


Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.


- Подберите прилагательные к слову «тучки».


- Это обращение создает совершенно другое настроение. Какое?


- Но почему-то такого настроения не возникает. Как называет тучки поэт?


- Кто такой странник?


- В стихотворении слово «странники» приобретает особенную пронзительность, потому что усиливается сравнением: «Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники...»; поэт, как и тучки, вынужден расстаться с родной стороной, с «милым севером».


- Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая?


- Почему? Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.


- Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?
























- Какие художественные средства помогают поэту передать чувство тоски, одиночества?


В результате беседы учащиеся приходят к выводу: мотив одиночества в стихотворении воплощен с помощью приема олицетворения: мысли о человеке, его чувствах скрыты за образами природных явлений.


- В судьбе тучек и в судьбе поэта лишь видимое сходство, у них больше различий, чем сходства. У туч нет родины, поэтому нет и изгнания, а поэт живет в человеческом обществе, у него есть родина, и ему жаль расставаться с ней. Мир людей и мир природы несовместимы. Отсюда печальный и светлый тон стихотворения.

Дождь, темно, пасмурно, грустно, тоскливо.

Темные, свинцовые, серые, унылые.

Легкие, воздушные, быстрые, светлые, пушистые.

Вечные странники.


Тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок.

Друзей клевета ядовитая.

Настоящие друзья не предают.


Ответ дается в третьей строфе, где отвергается возникшее вначале сравнение «будто как я же, изгнанники». Она начинается прямым отрицанием: «Нет...». Их никто не гонит. Тучи свободны от всего, в том числе и от людских страстей и страданий, они - «вечно холодные» не может им быть изгнания. А человек же, обладающий живой горячей душой, оказывается лишенным свободы и телесной, и душевной.

Тучки - странники (олицетворение), степью лазурною, цепью жемчужною (метафоры, эпитеты), с милого севера в сторону южную - эпитет (родной город на севере), нивы бесплодные, вечно холодные, вечно свободные (метафорические эпитеты).

5. Рефлексия деятельности.

Цель:

оценка результатов собственной деятельности.

- Сегодня на уроке мы продолжили знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова, узнали, какие обстоятельства жизни повлияли на настроение поэта, обусловили его трагическое мироощущение. А самое главное, получили первое представление об анализе стихотворения, вместе проанализировали стихотворение М.Ю. Лермонтова, научились за стихотворными строками угадывать настроение поэта, его чувства и переживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....

Технологическая карта урока литературы 8 класс

Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».      ТДЦ:       Обучающий аспект: расширить знания...

Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...

Технологическая карта урока литературы 6 класс.

Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....

технологическая карта урока литературы 8 класс

технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к  фрагменту  видеоматериала...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...