Технологическая карта УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 Салтыков-Щедрин
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Сураева Наталья Евгеньевна

Технологическая карта УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 Салтыков-Щедрин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheska_karta_literatura_10_saltykov-shchedrin.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Технологическая карта урока литературы в 10 классе

          по теме " Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова–Щедрина. Проблематика сказок"

Тип урока: урок открытия новых знаний, приобретения новых навыков.

Вид урока: урок проблемного обучения

Режим урока: интерактивный.

Цели:

  • изучить новые факты биографии М.Е.Салтыкова -Щедрина;

  • изучить художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина;

  • продолжить формирование умения характеризовать  героев на основании их поступков и поведения,

  • сопоставлять и оценивать героев произведения в сходных ситуациях;

  • определить авторскую позицию в произведении.

Задачи:

 Обучающие, формирование регулятивных УУД: 
- выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр;
- выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность;

 - формировать умение составлять характеристику героев произведения;
- повторить значение литературных терминов («сатира», «эзопов язык», «сарказм», «смех» и другие)

 Развивающие, формирование познавательных УУД: 
- развивать умение анализировать сказки;
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;
- учить диалогу, умению работать в группе.
Воспитательные, формирование личностных УУД: 
- формировать коммуникативную компетентность в общении со взрослыми и сверстниками;

- определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках;

- воспитывать интерес к изучению литературы.

Ход урока

Этап урока. Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Организационный момент.

Создать условия для эффективной деятельности. Подготовить учащихся к работе на уроке. Мотивация к учебной деятельности.

Воспитывать устойчивый интерес  изучению литературы.

Развивать

познавательный

интерес.

Дает установку на начало работы. Организует внимание. Оценивает готовность учеников к учебной деятельности

Слово учителя.

Здравствуйте ,ребята. У меня в руках головоломка. Как вы думаете, почему я, учитель литературы, пришла к вам на урок с головоломкой? Над чем можно ломать голову в литературе?

Фразеологизм "ломать голову" означает напряженно думать, стараясь найти решение какой-то задачи. Сегодня на уроке мы будем разгадывать головоломку жизни и творчества русского -писателя-сатирика 19 века.

Демонстрируют готовность к началу работы.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД (умение соблюдать дисциплину в процессе деятельности)

Личностные УУД ( интерес к литературе)

 

Целеполагание.

Выявить недостаточность имеющихся знаний/умений, создать ситуацию познавательного противоречия, познавательную активность.

Способствовать возникновению мотивации к

получению нового знания,

накоплению умений, вызвать интерес к изучаемой теме.

Способствовать осознанию темы и постановке цели самими учащимися.

Освоение нового.

Создать условия для освоения новых знаний, развития умений,

накопления опыта

деятельности

Актуализация знаний учащихся. 

Развивать логическое мышление, речь учащихся.

Повторить понятия

"фольклорная сказка",

"литературная

сказка"," сатира","эзопов язык".

Фронтальный опрос. Определите проблематику сказок М.Е.Салтыкова Щедрина.

Анализ сказки " Премудрый пискарь" Работа в группах.

Каждая группа получила задание.


Формировать умение

составлять

характеристику героев

произведения

Формировать умение

определять позицию

автора в

произведении.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Домашнее задание.

Прочитать сказки "Дикий помещик" и "Медведь на воеводстве". Заполнить таблицу

" Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина".

Слово учителя:

 -Обратимся к слайду. Перед вами 2 портрета. Вы узнали этого человека? Да, Михаил  Евграфович Салтыков- Щедрин. На уроке мы попытаемся разгадать загадку жизни и творчества великого русского писателя-сатирика, продолжателя традиций Н.В.Гоголя.

1 портрет кисти русского художника-портретиста Ивана Николаевича Крамского, написанный в 1879 году.

2 портрет  Салтыкова -Щедрина - произведение русского художника Николая Александровича Ярошенко (1886г) Сравним их. Темный фон, пожилой человек, темная одежда , анфас и полуоборот.

-Какого человека мы здесь видим? (сурового, умного, у него внимательный, сосредоточенный взгляд, он как будто проникает, заглядывает в душу, но, в то же время, как будто осуждающий).На какие детали портрета обращаем внимание? Глаза, взгляд. А знаете ли вы, как называли современники  Салтыкова-Щедрина?

 Прокурором русской общественной жизни и защитником России от врагов внутренних называли его современники. Запомните это  фразу, мы к ней еще вернемся. И в конце урока дадим ответ на этот вопрос.

Учитель предлагает обучающимся прочитать текст. А пока  давайте обратимся к тексту №1.  Я вам даю время познакомиться с этим текстом.

Михаил Евграфович - великий русский прозаик и сатирик. Родился  Салтыков-Щедрин в 1826 году, 27 (15) января в Тверской губернии в селе Спас-Угол. Он потомственный

дворянин, и семья его была состоятельной.Интересные факты из жизни Салтыкова-Щедрина начинаются уже с его фамилии. Из двух ее частей настоящей является первая –

Салтыков, а вторая – Щедрин – появилась позже как псевдоним. Жизнь его будто делится на две части: Салтыков – чиновник, и Щедрин – литератор,сатирик.Михаил Евграфович начал свою карьеру с изгнания. В августе 1844 года его зачислили в Петербургскую канцелярию, в 1846 году молодой человек там уже смог получить место помощника секретаря военного министра. А в 22 года, в 1848-м, он был выслан в Вятку за свои первые литературные изыскания. Однако продолжал служить, и карьера его была блестящей. Он дважды занимал пост вице-губернатора: в Рязанской губернии и в Тверской.В 1847 году состоялся дебют Салтыкова-Щедрина как литератора. Настоящая слава к нему пришла в 1856 году, когда он опубликовал свой цикл «Губернские очерки», с этого момента и вошел в практику псевдоним Николай Щедрин, впоследствии ставший составляющей его фамилии.

В середине 80-х годов произведения Салтыкова-Щедрина стали совершенно новыми. Он назвал их сказками. Их около тридцати. Они наполнены  политической сатирой и были опубликованы в газете «Русские ведомости», что само по себе странно. Ведь сказки обычно в газетах не печатают. Но именно этим автор сказал, что хотел: сказкой все не ограничивается.

Беседа.

 На какие факты его биографии вы обратили внимание?

О чем идет речь в последнем абзаце текста?

    Давайте дадим определение данному жанру.

Сказка- жанр УНТ, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. Давайте вспомним виды сказок

(о животных, волшебные, бытовые). Но к какому бы виду не относились сказки, все они объединены общими чертами:


  1. -сказочные события;

  2. -сказочные герои, существа;

  3. -необычность обстановки

  4. -особая манера повествования

 - особое строение М.Е.Салтыков-Щедрин по существу создал новый жанр -политическую сказку, которая, кстати, ультрасовременна. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей.

 А что такое сатира? Давайте дадим определение.

Сатира- разновидность литературы, специфическими формами (гипербола, гротеск, пародия) высмеивающая пороки людей и общества.

Сам С-Щ. писал, что сатира – «это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание что он угадан и по поводу его уже раздался смех»…

-Что такое смех? Это физиологическая реакция организма на юмор, на шутку. И в то же время это и фактор коммуникации.

  Учитель задает вопросы:

-О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин?

_ Почему в конце творческого пути автор обращается к жанру сказки?

-Каковы же объекты сатиры Салтыкова- Щедрина?

-Назовите основные проблемы,

затронутые Салтыковым-Щедриным в сказках?

Слово учителя:

Мы сегодня попытаемся определить художественное своеобразие одной из сказок М.Е.Салтыкова -Щедрина "Премудрый пискарь".

Обсуждение вопросов:

-Почему Салтыкова - Щедрина называли "прокурором русской общественной жизни?

 

- Актуальна ли сказка "Премудрый пискарь"? Интересна она современному читателю?

- Изменилось ли ваше отношение к творчеству М.Е.Салтыкова- Щедрина? Что нового вы узнали о его жизни и творчестве?

Заключительное слово учителя:

Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина не потеряли своей актуальности и в наши дни, потому что в них затрагиваются вечные проблемы, они заставляют читателя задуматься над собственной жизненной позицией, оценить свои поступки и, возможно, прийти к выводу, что большинство из нас не так уж сильно отличается от героев его произведений. А осознав это, человек получает шанс измениться и начать жить по-новому.

Слушают учителя. Осознают тему урока, её место в системе анализа романа.

Осознают цель и задачи урока, планируют учебную деятельность совместно с учителем.

Записывают тему урока в тетрадь.

 Сопоставляют 2 портрета М.Е.Салтыкова -Щедрина, делают вывод.

Чтение и осмысление текста.

Запись в тетрадь важных фактов биографии писателя.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы. Ведут запись в тетради.

Определяют разницу в сказке

" фольклорной" и " литературной",

 в понятиях "смех " и "сатира".

Ответы учащихся. Запись в тетрадь основных выводов по теме.

По второму вопросу:

1) условия цензуры;

2)  воздействие фольклорных и

литературных традиций;

3)  появление нового читателя из

демократических слоев общества;

4) близость сказки художественному

методу М.Е.Салтыкова -Щедрина.

По четвертому вопросу (проблематика сказок):

1) Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

2) Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

3) Положение народа («Коняга»,

«Кисель»)

4) Подлость буржуазии («Либерал»,

«Карась-идеалист»)

5) Трусость обывателя («Премудрый

пискарь»)

6) Правдоискательство («Дурак»)

Разделенные по группам учащиеся подготовили сообщения по темам. Ответы на вопросы, обсуждение.

1 группа- Особенности жанра, композиция, сюжет сказки " Премудрый пискарь".

2 группа- Герои сказки.

3 группа - Смысл названия, авторская позиция.

Он выносил приговор обывателям, тунеядцам, невеждам, " карасям - идеалистам" и " премудрым пискарям.

Актуальна и современна, потому что многие проблемы, которые поднимал в сказке М.Е.Салтыков -Щедрин не решены в современном обществе.

-структурирование знаний;

-выбор наиболее

эффективных способов

решения задач в зависимости

от конкретных условий;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД

-проявление познавательной активности в оценивании выступлений одноклассников.

-выявление собственного отношения к материалу.

-высказывание собственного мнения и его аргументация

Регулятивные УУД

- выяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр;

 - повторить значение литературных терминов («сатира», «эзопов язык», «сарказм», «смех» ).

Познавательные УУД

-осознанно строят речевые высказывания;

- аргументируют свою точку зрения, анализируют, доказывают;

- участвуют в обсуждении содержания материала.

Познавательные УУД

- развивать умение анализировать сказки;
- вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер;
- учить диалогу, умению работать в группе

Личностные УУД

- формировать коммуникативную компетентность в общении со взрослыми и сверстниками;

- определить те положительные идеалы, которые проповедует автор в сказках;

- воспитывать интерес к изучению литературы.

                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе "Басня как жанр литературы"

Технологическая карта урока литературы по ФГОС с формируемыми УУД...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе по теме "Н.В. Гоголь, "Шинель". Образ маленького человека в литературе"

Материал содержит технологическую карту урока литературы по творчеству Н.В. Гоголя, а также презентацию к нему. Урок выполнен в технологии развития критического мышления, получил высокие оценки специа...

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе по теме "Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы".

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (УМК по литературе под редакцией В.Я. Коровиной для 7 класса) Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема...

Методическая разработка по литературе. Технологическая карта урока литературы в 6 классе.

Технологическая карта урока поможет учителям литературы провести урок по творчеству А.П.Чехова, в основе которого лежит постановка проблемного вопроса. Поисковая деятельность учащихся приводит их к ра...

Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».

Цель урокаДать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгоро...