Конспект урока по рассказу Бунина "Лапти". 7 класс.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Конспект на 2 урока. Образовательные цели:

  • помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_7_klasse_._bunin.docx75.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе

Тема:   «В чём красота души человеческой?» (по рассказу  И.А.Бунина «Лапти»)  

Цели урока:

Образовательные цели:

  • помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа

Задачи урока:

Развивающие цели:

  • развивать умение анализировать художественный текст,
  • развивать творческие способности и читательскую наблюдательность.

Воспитывающие цели:

  • воспитывать милосердиедобротуумение сострадать;
  • воспитывать терпимое отношение к чужому мнению.

Формирование УУД:

Познавательные УД:

Выявлять и корректировать причины собственного затруднения, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УД:

Работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие  друг с другом, уметь слушать и вступать в диалог.

Личностные УД:

Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УД:

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполненных действий.

Оборудование:
портрет Бунинасборники рассказов И.Бунинараспечатанные тексты рассказа «Лапти; маршрутные листы, листы самооценки (на каждого ученика); предметный ряд (лапти, пузырёк с фуксином); м/м презентация по теме урока.

Методические приёмыкомментарии учителяработа в маршрутных листахвыразительное чтение, обращение к личному опыту, аналитическое чтение, беседа по вопросамэлементы анализа текста.

План урока

1. Самоопределение  к деятельности

2. Постановка цели и задач урока. Актуализация

3. Работа по теме урока

1) Слово о писателе и произведении

  1.  Работа над анализом произведения

 - аналитическое чтение

 - словарная работа

          - работа с цветовыми ассоциациями

          - работа над композицией произведения

        4. Итог урока

        5. Рефлексия.

        6. Оценивание 

        7.  Домашнее задание  

Эпиграф урока: Жизнь нуждается в милосердии

Андрей Дементьев

Ход урока

1. Самоопределение  к деятельности

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Приглашаю вас окунуться в прекрасный мир литературы. Разговор, который мы с вами будем сегодня вести, очень серьезный. Я прошу вас сосредоточиться и вести активную работу в течение урока.

Слайд 2

 (Тихая музыка, учитель читает стихотворение А.Дементьева):

Жизнь нуждается в милосердии,

Милосердием мы бедны.

Кто-то злобствуеткто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании,

Наши души – как топоры

Слишком многих мы словом ранили,

Позабывчто слова остры.

О чем говорит в этом стихотворении поэт Андрей Дементьев? О каких проблемах современного общества? На какие мысли наталкивает?  (Равнодушие, отсутствие милосердия - болезни нашего времени. Поэт призывает к милосердию, гуманности и внимательности друг к другу)

- Вот вы называете эти слова, а знаете ли вы, что они обозначают?

Лексическая работа.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь горем.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия.

Гуманность - любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому; человечность, человеколюбие.

3. Работа по теме урока

1) Слово о писателе и произведении

Слайд 3

   - Итак, мы продолжаем знакомиться с творчеством известного русского писателя Ивана Алексеевича Бунина. Что мы узнали о нем на предыдущем уроке? Попробуйте вспомнить те факты, которые необходимы нам на нашем уроке сегодня (В 1920 году Бунин переехал во Францию, потому что категорически не принимал советскую власть. В октябрьской революции он видел разрушение страны. Он 34 года жил за границей, но продолжал любить Россию, восхищался её природой, людьми и не переставал удивляться загадочности русской души, восхищался русским характером. Именно в этот период, в 1924 году, он пишет произведение «Лапти»)   

Слайд 4

 - Да, сегодня мы будем говорить о произведении И.Бунина «Лапти». Написан он в 1924 году в эмиграции. В произведении воссоздан дореволюционный быт и самобытный характер русского народа, которые были ему по душе.

- А к какому роду литературы и жанру мы отнесем это произведение? (эпос-рассказ). Почему рассказ? (небольшой по размеру, одна сюжетная линия, малое количество героев)

2. Постановка цели и задач урока. Актуализация

- Давайте вместе с вами придумаем тему нашего урока. («Красота человеческой души», «Смерть ради жизни», «Нужно ли милосердие….», «Кто-то должен сострадать…»). Записываем.

- А какие цели мы поставим? 

Постановка цели урока (сначала учениками, затем учителем)

 (Цель:  проанализировать рассказ  и подумать, как связано содержание  рассказа  с эпиграфом, темой урока)

- А какие проблемы, поднимает автор в данном произведении? (проблема милосердия, доброты, мужества….)

- Я предлагаю, вам, ребята, на время нашего урока стать исследователями и попытаться сообща найти ответы на поставленные вопросы. Перед каждым из вас лежит маршрутный лист. Там вы найдете задания, которые мы будем выполнять в ходе урока.

- Но прежде чем приступить к анализу произведения, мы с чего должны начать? Какую работу сделать? Объяснить незнакомые слова – лексическая работа. В этом нам поможет ученик.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 (Презентация ученика)

Вы работаете у себя в маршрутных листах. Задание 1.

Задание 1. Установите с помощью стрелок соответствия между словами и их толкованиями. 

Лапти

верхняя одежда у крестьян, кафтан без воротника

Фуксин

низкие широкие сани с расходящимися врозь от передка боками

Зипун

низкая обувь, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или берёсты

Кнут

красная анилиновая (маслянистая) краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.

Подпояска

старинная русская мера длины, равная 1,06 километра

Розвальни

прикреплённая к палке верёвка или круглый кожаный ремень, служит орудием понукания животных

Обыдёнкой

широкая тканая тесьма, иногда с бахромой по концам, для опоясывания верхней одежды.

Верста

малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств

Отвал (кровати)

(наречие, разг.) в течение одного дня

Хутор

Откидная боковина у кровати (типа полочки), куда при случае можно вытянуть ноги.

- Вот теперь мы готовы к работе над произведением.

- Как вы думаете, можно ли по заглавию определить, о чем это произведение, когда и где происходит действие, кто является героем рассказа?

(- Он о деревенской жизни. - В нёмнаверноеповествуется о детяхкоторые живут в деревне.

Может бытьавтор расскажет о каком-то мастерекоторый умеет плести лапти.

Или лапти сыграют какую-то важную роль в жизни героев)

2)Работа над анализом произведения

- Предположений много. Действительно, по названию рассказа сложно определить, что произойдет. Но все-таки потом мы ответим на вопрос, почему же именно так назвал автор свое произведение? Начнем работу с текстом

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак,…..

- По первым строчкам рассказа мы можем понять настроение всего произведения? Какое оно? Почему вы так думаете? (Мрачное, печальное и угнетённое. Автор говорит про продолжительную непроглядную вьюгу, которая не прекращается пять дней)

- Правильно, и дальше из текста мы узнаем: «….и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?»

 

- Почему автор в тексте говорит о беспомощности матери? (« Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...»)

 -Как вы понимаете слова «в такую страсть»? (В такую страсть - при таком ужасном стечении обстоятельств, в такую страшную (ужасную) погоду)

- И далее в рассказе появляется новый герой. Он притворил за собой дверь, и в комнате появилась смутная, хрупкая надежда. Что это за герой? Почему только он один наделен именем? (Играет главную роль)

- Вряд ли кто-то из вас, ребята, слышал это имя раньше. А как вы думаете, от какого имени оно образовалось?

- Ученику было дано задание исследовать это имя, разные версии его происхождения.

(Выступление ученика)

- А теперь давайте попробуем представить этого героя? Кто он, как выглядит? (устное словесное рисование) (Слуга в доме барыни. Крепостной. Обращается к хозяйке дома словом «барыня». Выполняет черную работу принес соломы на топку. «Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки», работящий, серьёзный, участливый, немногословный, решительный, верный слову, кроткий, добросердечный.)

- Посмотрите на портреты Ивана Николаевича Крамского «Полесовщик» (лесник, лесной сторож), Василия Григорьевича Перова «Странник» с изображением старцев. Похож Нефёд на них? На кого больше? (на странника) Почему на него? (тихий, спокойный, добрый, кротость, добросердечие, смирение, сила)

- Каково отношение к нему барыни? (доброе, называет его ласково – Нефёдушка: «Куда там, Нефёдушка!»)

ФИЗМИНУТКА звучит песня «Нам жизнь дана, чтобы любить» на стихи Ф.Тютчева (исп. Татьяна Баскакова)

-  Читаем далее «Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

- Ну что, барыня, как? Не полегчало?

- Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...

- Лапти? Что за лапти такие?

- А Господь его знает. Бредит, весь огнем горит».

- Что просит больной ребёнок? (Больной ребёнок просит красные лапти.)

- Как вы думаете, где  мог видеть лапти сын барыни? (У крестьянских детей.) СЛАЙД

- Правильно. Вот так выглядели крестьянские дети того времени–18-19 века: худой, латаный-перелатанный кафтанчик, старые штаны, рубаха, шапка да лапти.  Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей. Их можно покрасить фуксином, чтобы они стали красными, но в народе этого не делали. Красные лапти в бреду пригрезились мальчику, герою рассказа Бунина.

-Почему Нефёд интересуется состоянием мальчика?

Читаем далее: «Мотнул шапкой, задумался».

-Что заставило героя задуматься? О чем он мог задуматься? (Чем он может помочь).

Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, - все в снегу, все обмерзло...

- Зачем именно здесь автор дает описание его одежды? (Понять, насколько холодно на улице и что герой осознает, на что он идет)

И вдруг ТВЕРДО:

- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

- Как добывать?

- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

- Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!..

-Что значит здесь слово «твердо»? (синонимы – решительно, непоколебимо, уверенно)

-Как сам Нефед объясняет свое решение пойти за шесть верст в лавку за лаптями и фуксином?

( «Значит надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать»).

- Что имеет в виду Нефед, говоря «душа желает»?

(Вы знаете, на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Нефед пошел за тем, что требует душа ребенка. Он переживает за мальчика, хочет ему помочь).

        …Еще подумал.

- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...

        И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море…

- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок? (Догадывался).                                                                                                                    

- Что взял с собой Нефёд? (кнут)

- Для чего?  Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Или использовал  как средство опоры в метель)

- Но почему это его не остановило? Как это его характеризует? Какие черты характера проявляются в нем? (Он мужественный человек, мудрый, понимает, что кроме него некому помочь. Он берёт ответственность на себя, сам делает выбор. Нефед не Бог, но именно он совершает невозможное).

 

- А в это время в  доме …. (Читаем текст).

ОТРЫВОК 3

Читает ученик

          …Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

- Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

           И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

- Господи, помоги! Господи, защити!

          И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно…

- Переживали ли домашние о Нефёде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.)

- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно? Зачитайте из текста. (Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.)

- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»? (Он предвещает что-то плохое.)

- Вот об этом мы узнаем из последнего отрывка.

Просмотр работы студента Санкт-Петербургского университета кино и телевидения (на удмуртском языке). Фильм по мотивам рассказа.

          …Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда.

- Почему автор назвал этот стук зловещим? (Так как привезли мертвое тело Нефёда.)

- Как вы думаете, смерть Нефёда была напрасной?

- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас новосельских мужиков? (Да. Раскопав его, мужики поняли, что жильё рядом, близко).

- Финал рассказа не дает прямого ответа на вопрос: «Выздоровеет ли мальчик?». Как называется такой финал – открытый. Цель – читатель сам должен прийти к выводу.. А как вы думаете, какой финал должен быть у рассказа? 

- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет.

- Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да, ради жизни мальчика.)

-Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом?- Какова главная мысль рассказаЧему учит рассказ? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, быть милосердными, сочувствовать горю любого человека, уметь протянуть руку помощи в любую минуту, оказывать помощь больным людям, близким)

-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей? (Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом).

-Как связан рассказ «Лапти» с эпиграфом нашего урока? (Слова эпиграфа относятся к Нефеду, так как для него смысл жизни – помогать другим, жертвуя своей жизнью).

- А теперь попробуем ответить на вопрос – почему рассказ так назван «Лапти»? (Лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, надежда на спасение).

Лапти — не только вид обуви, лаптем называют человека бесхитростного, незамысловатого, простого, малообразованного. Вот такие они, русские «лапти», незамысловатые русские мужики, подобные Нефеду. Нефед показал пример христианской жертвы, жертвы во имя любви, а по мысли Бунина, весь русский мир, его нравственные устои держатся на этой жертве»

- А теперь поработаем в группах. И посмотрим, при помощи каких художественных средств, цветовых ассоциаций Бунин создает это произведение. Обратим внимание на композицию произведения.

РАБОТА С ЦВЕТОВЫМИ АССОЦИАЦИЯМИ

- Ребята, немалую роль в произведении играют цвета, которые использует автор. Всякий цвет может быть прочтен как слово и истолкован как сигнал или символ. Какими цветами пользуется Бунин, рассказывая о мальчике, о трагической гибели Нефёда?

        тексте использованы различные цветабелыйсерыйчёрныйсинийкрасный, жёлтый)

- Зачитайте примеры из текста («В белом от снега и холодном хуторском доме», в жару плакал ребенок», «потонул в белом, куда – то бешено несущемся степном море», «белого, мёрзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефёда» «красные лапти») 

- Как представлен красный цвет в рассказе?

         (“жар”, “красные лапти”, “весь огнём горит”, “стена казалась огненной”)

- Что может означать красный цвет в рассказе?

1) Красный означает напряжение сил, концентрацию энергии — тяжелый трудборьбу, войну, конфликты, трагедию, драму, гнев, жестокость, ярость. 

2)Красный- цвет крови и огня, используется для выражения волнения и взрывов эмоции, ассоциируется с кровью, ранами, смертной мукой и очищением.

 3)В символике средневекового христианства красный цвет означает любовь и милосердие - символ самопожертвования Христа.

4) Красному цвету приписывались также целительные свойства, способность противостоять сглазу и колдовству. От нечистой силы и дурного глаза помогают красные нити, пасхальные яйца, ткани, кораллы, цветы и растения. Китайцы привязывали что-нибудь красное детям к кисти руки, приучая смотреть на этот цвет, как на лучшее предохранительное средство от злых духов

4)Красный цвет – цвет жизни. Это значит, что мальчик будет  жить.

Белый - божественный цвет

  • Символ света, чистоты и истины. В большинстве стран (в странах Европы, Китае, Египте и др.) белый - цвет траурных одежд. Белыми одеждами умершего посвящали в новую жизнь.
  • Это цвет радости и праздника. Противоречивый символ. Сочетающий в себе с одной стороны свет и жизнь, а с другой старость, слепоту и смерть.
  • В Китае белый цвет ассоциировался одновременно и с вероломством и с чистотой. Скандинавская богиня смерти Хель, обитающая в ледяном (белом) мире смерти Хель, имеет мертвенно-белое лицо.

А какой ценой(Ценой жизни) Жалко Нефёда, ведь он пожертвовал собой ради спасения жизни ребенка.  

РАБОТА НАД КОМПОЗИЦИЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Повторение литературоведческих терминов «сюжет», «композиция» 

Слайд 13

- Ребята, работая над художественным произведением, мы не можем не вспомнить основные литературоведческие  понятия. Определите, о чем идет речь.  

Задание 2 . Вставьте подходящий по смыслу литературный термин

  1.  …. – это ход событий, составляющий содержание художественного произведения.   (Сюжет)
  2. ….   это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной последовательности.   (Композиция)

! Проверка  

Слайд 14

- Молодцы! А теперь назовите основные элементы композиции. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

Слайд 15

Задание 3 . Соотнесите элементы композиции с содержанием и расположите их в правильном порядке   (работа в парах)

п/п

Элементы композиции

События

Развязка

Болезнь мальчика

Развитие действия

Страшная ночь

Экспозиция

Решение Нефёда идти в Новосёлки

Кульминация

Эпизод со спасшимися в пургу новосельскими мужиками

Завязка

Непроглядная вьюга

! Проверка

 Слайд 16

п/п

Элементы композиции

События

5

Развязка

Эпизод со спасшимися в пургу новосельскими мужиками

3

Развитие действия

Решение Нефёда идти в Новосёлки

1

Экспозиция

Непроглядная вьюга

4

Кульминация

Страшная ночь

2

Завязка

Болезнь мальчика

 4. Итог урока. Обобщение учителя.

- Давайте, подведем итог.

Прочитав и проанализировав рассказ И.А. Бунина «Лапти», мы увидели, как автор мастерски в таком небольшом по объему произведении сумел сказать о многом:

1) Раскрыл одну из особенностей русского характера – способность к самопожертвованию;

2) Показал доброе, уважительное отношение к человеку независимо от его социального положения; 

3) Превознес чистую, верную душу своего героя.

Смерть Нефёда – та искупительная жертва, ценой которой спасаются люди, скорее всего, возвращается к жизни ребенок, ведь за смертью непременно идет жизнь. Для него нет ничего важнее «души ребенка». Именно человеческая душа становится высшей нравственной ценностью. Нефёд совершил поступок, не считая его подвигом. Рассказ учит читателя совершать настоящие нравственные подвиги.

А как автор относится к своему герою? Авторское отношение к образу Нефеда выражено в некоторых деталях текста. 1) Бунин нигде в тексе не называет Нефеда ни слугой, ни крепостным. В конце рассказа он использует слово «человек», и не в том значении, в котором помещики обращались к слугам, а в полном значении этого слова: «…подняли тело – оказалось, знакомый человек».

Анализируя тему необходимо отметить главное - сильную молитву матери ребенка к Богу. Поэтому простой мужик Нефед стал той искупительной жертвой, благодаря которой наверняка и вьюга закончилась, и ребенок выздоровел, и мужики заблудившиеся спаслись. А красный цвет лаптей стал символом очищения, любви, милосердия и самопожертвования, которые принес в мир Иисус Христос. Таким образом Нефед стал как бы олицетворением самого Спасителя.

 5. Рефлексия, оценивание (работа в листах самооценки)

- Давайте  посмотрим, как сегодня нам работалось. Ваши листки самооценки + напишите слово, с которым у вас ассоциируется сегодняшний урок.

  1. Что больше всего понравилось на уроке?
  2. Что узнали нового?
  3. Какое чувства испытываете в конце урока (удовлетворение от работы, радость и удивление от открытия нового?
  4. Нарисуйте предмет, который передает ваше состояние.

Ребята, спасибо вам за урок. Я надеюсь, что проблемы, затронутые на сегодняшнем уроке, не оставили вас равнодушными. Желаю вам быть добрыми, милосердными, отзывчивыми, помогать друг другу, родным и близким.

Слайд 19

7. Д/з по выбору (объяснить!): 

  1. подобрать 10 пословиц, соответствующих теме данного урока.
  2. познакомиться с библейской «Притчей о добром самарянине» и определить сходство между ней и бунинским рассказом.
  3. написать сочинение-рассуждение  на тему «В жизни всегда есть  место подвигам».

У каждого ребенка на столе лист с формулировкой д/з, который он забирает с собой

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ  УРОКА

     Тема урока: «__________________________________________________________________________»

                             (по произведению  И.А.Бунина «Лапти»)

Эпиграф урока: Жизнь нуждается в милосердии

Андрей Дементьев

Жизнь нуждается в милосердии,

Милосердием мы бедны.

Кто-то злобствуеткто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании,

Наши души – как топоры

Слишком многих мы словом ранили,

Позабывчто слова остры.

Жанр - ____________________________________________________________________

     

Задание 1. Установите с помощью стрелок соответствия между словами и их толкованиями. 

Лапти

верхняя одежда у крестьян, кафтан без воротника

Фуксин

низкие широкие сани с расходящимися врозь от передка боками

Зипун

низкая обувь, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или берёсты

Кнут

красная анилиновая (маслянистая) краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.

Подпояска

старинная русская мера длины, равная 1,06 километра

Розвальни

прикреплённая к палке верёвка или круглый кожаный ремень, служит орудием понукания животных

Обыдёнкой

широкая тканая тесьма, иногда с бахромой по концам, для опоясывания верхней одежды.

Верста

малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств

Отвал (кровати)

(наречие, разг.) в течение одного дня

Хутор

Откидная боковина у кровати (типа полочки), куда при случае можно вытянуть ноги.

Задание 2 . Вставьте подходящий по смыслу литературный термин

  1.  ………………………… – это ход событий, составляющий содержание художественного произведения.  
  2. ………………………….   это построение художественного произведения, расположение его частей в определенной последовательности.  

Задание 3 . Соотнесите элементы композиции с содержанием и расположите их в правильном порядке  

№ п/п

Элементы композиции

События

Эпизод со спасшимися в пургу новосельскими мужиками

Решение Нефёда идти в Новосёлки

Непроглядная вьюга

Страшная ночь

Болезнь мальчика

Лист самооценки

Фамилия, имя:

Название работы

Критерии оценивания

Заработан-

ные баллы

Участвовал в обсуждении эпиграфа и постановке цели урока

1

Читал отрывок

1

Отвечал на уроке

очень активно

3

активно

2

редко

1

не отвечал

0

Активность работы в группе

высокая

3

средняя

2

низкая

1

Маршрутный лист

1

Общий балл

Оценка

Примечание:  8-9 баллов - «5»

                            6-7 баллов - «4»

                            4-5 баллов - «3»

Лист самооценки

Фамилия, имя:

Название работы

Критерии оценивания

Заработан-

ные баллы

Участвовал в обсуждении эпиграфа и постановке цели урока

1

Читал отрывок

1

Отвечал на уроке

очень активно

3

активно

2

редко

1

не отвечал

0

Активность в парной работе

высокая

3

средняя

2

низкая

1

Работа в группе

1

Общий балл

Оценка

Примечание:  8-9 баллов - «5»

                            6-7 баллов - «4»

                            4-5 баллов - «3»

Лист самооценки

Фамилия, имя:

Название работы

Критерии оценивания

Заработан-

ные баллы

Участвовал в обсуждении эпиграфа и постановке цели урока

1

Читал отрывок

1

Отвечал на уроке

очень активно

3

активно

2

редко

1

не отвечал

0

Активность в парной работе

высокая

3

средняя

2

низкая

1

Работа в группе

1

Общий балл

Оценка

Примечание:  8-9 баллов - «5»

                            6-7 баллов - «4»

                            4-5 баллов - «3»

Лист самооценки

Фамилия, имя:

Название работы

Критерии оценивания

Заработан-

ные баллы

Участвовал в обсуждении эпиграфа и постановке цели урока

1

Читал отрывок

1

Отвечал на уроке

очень активно

3

активно

2

редко

1

не отвечал

0

Активность в парной работе

высокая

3

средняя

2

низкая

1

Работа в группе

1

Общий балл

Оценка

Примечание:  8-9 баллов - «5»

                            6-7 баллов - «4»

                            4-5 баллов - «3»

 

 

Домашнее задание (по выбору)

  1. подобрать 10 пословиц, соответствующих теме данного урока.
  2. познакомиться с библейской «Притчей о добром самарянине» и определить сходство между ней и бунинским рассказом.
  3. написать сочинение-рассуждение  на тему «В жизни всегда есть  место подвигам».

Домашнее задание (по выбору)

  1. подобрать 10 пословиц, соответствующих теме данного урока.
  2. познакомиться с библейской «Притчей о добром самарянине» и определить сходство между ней и бунинским рассказом.
  3. написать сочинение-рассуждение  на тему «В жизни всегда есть  место подвигам».

Домашнее задание (по выбору)

  1. подобрать 10 пословиц, соответствующих теме данного урока.
  2. познакомиться с библейской «Притчей о добром самарянине» и определить сходство между ней и бунинским рассказом.
  3. написать сочинение-рассуждение  на тему «В жизни всегда есть  место подвигам».

Домашнее задание (по выбору)

  1. подобрать 10 пословиц, соответствующих теме данного урока.
  2. познакомиться с библейской «Притчей о добром самарянине» и определить сходство между ней и бунинским рассказом.
  3. написать сочинение-рассуждение  на тему «В жизни всегда есть  место подвигам».

Домашнее задание (по выбору)

  1. подобрать 10 пословиц, соответствующих теме данного урока.
  2. познакомиться с библейской «Притчей о добром самарянине» и определить сходство между ней и бунинским рассказом.
  3. написать сочинение-рассуждение  на тему «В жизни всегда есть  место подвигам».

Домашнее задание (по выбору)

  1. подобрать 10 пословиц, соответствующих теме данного урока.
  2. познакомиться с библейской «Притчей о добром самарянине» и определить сходство между ней и бунинским рассказом.
  3. написать сочинение-рассуждение  на тему «В жизни всегда есть  место подвигам».

Домашнее задание (по выбору)

  1. подобрать 10 пословиц, соответствующих теме данного урока.
  2. познакомиться с библейской «Притчей о добром самарянине» и определить сходство между ней и бунинским рассказом.
  3. написать сочинение-рассуждение  на тему «В жизни всегда есть  место подвигам».

Домашнее задание (по выбору)

  1. подобрать 10 пословиц, соответствующих теме данного урока.
  2. познакомиться с библейской «Притчей о добром самарянине» и определить сходство между ней и бунинским рассказом.
  3. написать сочинение-рассуждение  на тему «В жизни всегда есть  место подвигам».

Домашнее задание (по выбору)

  1. подобрать 10 пословиц, соответствующих теме данного урока.
  2. познакомиться с библейской «Притчей о добром самарянине» и определить сходство между ней и бунинским рассказом.
  3. написать сочинение-рассуждение  на тему «В жизни всегда есть  место подвигам».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н.С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу  Н.С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА:  Тема праведничес...

Конспект урока литературы в 8 классе "Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа" (по рассказу Л.Н.Тостого "После бала")

Данные урок интегрированный (литературно-музыкальное искусство), тем самым позволяет "погрузить"  учащихся в неповторимую атмосферу русского бала XIX века, "услышать" мелодии вальса, мазурки, пол...

Конспект урока для 6 «А» класса по предмету: Русский язык Тема урока: «Глагол. Составление рассказа по картинке».

Урок разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида в соответствии ФГОС...

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».  Трагизм судьбы героя рассказа....

План-конспект урока литературы в 8 классе. И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе

Урок литературы в 8 классе. Тема: «И.А.Бунин, рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе». ...