Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс)

Зубарева Наталья Владимировна

 

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 59 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_literatura_9_klass.docx22.01 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_9_klass.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2022/2023

Вариант: литература 9 класс

Общее количество часов: 102

№ урока

Тема урока

Раздел 1: ВВедение - 1 ч

1.

Роль художественной литературы в духовной жизни человека.

Раздел 2: Путешествие к истокам. Древнерусская литература. - 4 ч

1.

Семь веков древнерусской литературы. Общие особенности древнерусской литературы.

2.

"Слово о полку Игореве": история находки, историческая основа, проблематика

3.

"Слово о полку Игореве": сюжет, особенности композиции. Образная система "Слова..."

4.

Переводы "Слова..." Д.С.Лихачев о поэтике русской литературы

Раздел 3: Путешествие 2. Эпоха Просвещения. - 13 ч

1.

Петровская эпоха. На пути к классицизму XVIII в. История возникновения классицизма. Классицизм в русской литературе.

2.

Гений Ломоносова. Ломоносов – филолог и поэт. «Ода на день восшествия на престол Императрицы Елисаветы Петровны 1747 г». Ода как жанр классицизма.

3.

Роль Ломоносова в формировании русского литературного языка. Теория трёх стилей.

4.

Дерзость поэтической мысли Г.Р. Державина. Многообразие поэтических тем в творчестве Державина: «Властителям и судьям», «Памятник», «Река времён в своём стремленьи»

5.

Д.И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин».

6.

Комедия Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма

7.

Идеи просветительства в комедии «Недоросль», идеалы Фонвизина

8.

РР Сочинение «Речевая характеристика героя драматического произведения»

9.

Судьба Карамзина – историка, писателя, общественного деятеля.

10.

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Обобщение ранее прочитанного. Общечеловеческое и вечное в повести «Бедная Лиза». Лиризм и поэтичность языка.

11.

Романтизм начала 19 века. Возникновение романтизма. Особенности романтизма как литературного направления . Жанры романтической литературы. Романтический герой.

Раздел 4: Писатели начала XIX века: многообразие индивидуальностей (обзор). - 63 ч

1.

Творческие судьбы В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Элегия "Море".

2.

Место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX века.

3.

А.С. Грибоедов. Личность и судьба в оценке современников.

4.

История создания "Горе от ума".

5.

Комедия "Горе от ума". Экспозиция, завязка конфликта. Действие 1.

6.

Развитие конфликта в комедии. Действие 2.

7.

Кульминация комедии "Горе от ума" .Действие 3

8.

Развязка комедии: действие 4

9.

"Загадка Чацкого"

10.

Художественное своеобразие пьесы "Горе от ума".

11.

Бессмертие пьесы А.С. Грибоедова "Горе от ума".

12.

Контрольная работа по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума".

13.

А.С. Пушкин: личность, судьба.

14.

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина.

15.

Любовная лирика А.С. Пушкина.

16.

Лирика дружбы.

17.

Лирика дружбы. Обучение анализу лирического произведения.

18.

А.С.Пушкин о назначении поэта и поэзии

19.

РР Сочинение. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина

20.

Роман «Евгений Онегин»: творческая история, жанр, онегинская строфа.Поиск современного героя. Роман «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе.

21.

«Забав и роскоши дитя»: экспозиция, знакомство с главным героем. 1глава Нравственный идеал Пушкина в романе.

22.

Онегин и другие.2 глава Духовные искания героя в романе «Евгений Онегин». Сложность взаимоотношений Онегина с окружающим миром. Жанровые особенности романа в стихах

23.

Онегин и Татьяна, или Проповедь в ответ на исповедь 3,4 глава

24.

Кульминация романа 5,6 глава

25.

«Для бедной Тани все были жребии равны» 7 глава

26.

«А счастье было так возможно» 8 глава

27.

Автор в романе

28.

Проблематика романа.Роман как энциклопедия русской жизни

29.

«Евгений Онегин» как реалистический роман

30.

РР Подготовка к сочинению-рассуждению

31.

М.Ю. Лермонтов. Судьба поэта

32.

Лирический герой Лермонтова. Его противоречивость. Основные мотивы лирики.Тема поэта и поэзии

33.

Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова

34.

Философская лирика.Размышления поэта о жизни, любви, творчестве.

35.

РР Сочинение. Анализ стихотворения «Родина»

36.

Роман «Герой нашего времени». Смысл названия. Особенности композиции, её роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа

37.

«Странный человек»(повесть»Бэла»)Проблема героя в романе «Герой нашего времени». Личность и общество. «Самопознание» героя Лермонтова. Психологизм.

38.

«Я всегда знал, что он ветреный человек…» (повесть «Максим Максимыч».Печорин и другие герои романа. Художественные особенности романа, его многоплановость.

39.

«Какое мне дело до радостей и бед человеческих…»(повесть «Тамань») Реалистическое и романтическое начала в романе

40.

Двойники и антиподы Печорина.(повесть «Княжна Мери»)

41.

«Странная потребность сердца» («Княжна Мери»)

42.

«После всего этого как не сделаться фаталистом?»…(Печорин в повести «Фаталист»)

43.

Обобщение по образу Печорина. Оценка романа русской критикой

44.

Р.р. Художественный пересказ текста. Подготовка к сочинению

45.

Личность и судьба Н.В. Гоголя. Обзор творчества Гоголя

46.

Поэма «Мёртвые души». Замысел, история создания, жанр, сюжет, герои.

47.

Первая глава :экспозиция «Мертвых душ»

48.

Проблема русского национального характера в поэме.

49.

«Видимый миру смех»: виды и приемы комического в «Мертвых душах».

50.

Помещичья Россия в «Мертвых душах» Манилов и Коробочка.Способы создания типических характеров в поэме

51.

Образы помещиков: Ноздрев и Собакевич.

52.

Своеобразие языка. Поэтика Гоголя: искусство детали, ирония,единство сатирического и лирического. Плюшкин-«прореха на человечестве».

53.

Чиновничья Россия(губернская и столичная) в «Мертвых душах»

54.

«Повесть о капитане Копейкине».Ее место в поэме.

55.

«Кто же он? Стало быть, подлец?» место образа Чичикова в поэме

56.

Тема народа и России в поэме. Как добраться до большой дороги?

57.

Р.р.Лирические отступления в поэме. Выразительное чтение художественной прозы

58.

РР Оценка поэмы «Мёртвые души» русской критикой. Подготовка к домашнему сочинению

59.

Итоговая работа по литературе первой половины 19 века

Раздел 5: Художественные вершины литературы второй половины XIXвека - 11 ч

1.

Особенности литературного процесса 40-60-х годов XIX в.И.С.Тургенев «Записки охотника». Стихотворения в прозе.

2.

Л.Н.Толстой .Дневники писателя. «Диалектика души» героев, их духовные искания.

3.

Ф.М.Достоевский .Противоречивость личности писателя

4.

А.Н. Островский – великий русский драматург.

5.

Мир купечества в комедиях Островского. Пьеса «Свои люди – сочтёмся!»

6.

Поэзия середины и второй половины XIX века. Тютчев, Фет, Некрасов, А. Толстой, А. Плещеев, Я. Полонский, А. Кольцов, И. Никитин. Нравственные и философские

Раздел 6: Литература последних десятилетий "Золотого века" - 2 ч

1.

Жизнь Чехова: создание самого себя. Обзор творчества Чехова. Смешное и грустное в рассказах Чехова (обобщение ранее прочитанного). «Маленькая трилогия». Рассказ «Человек в футляре» - размышление о человеческой свободе и независимости. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа в рассказе.

Раздел 7: Страницы литературы XX века - 8 ч

1.

М. Горький. Романтический идеал писателя.

2.

Русская поэзия «серебряного века».Обзор.Лекция.

3.

Твардовский А.Т. «Василий Теркин»

4.

А.П.Платонов Странные герои рассказов. «Юшка»

5.

А.И.Солженицын « Матренин двор» Представление писателя о русском национальном характере

6.

Обобщение изученного по курсу 9 класса.



Предварительный просмотр:

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 59 классов авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089;
  • Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1313 от 09.03.2009;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2022–2023 учебный год;
  • Образовательная программа МОУ СОШ № 1 г. Петровска-Забайкальского;
  • Учебный план школы МОУ СОШ № 1 г. Петровска-Забайкальского на 2022–2023 учебный год;
  • Примерная программа для общеобразовательных учреждений «Литература. 5–9 классы», рассчитанная на 102 часа в год.
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

I. Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность  программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство  развития личности.

В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Школа 2100» [1]**. 

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Цель литературного образования в начальной, основной и старшей школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нём как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

– способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

– готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;

– овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

– освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием  понимается освоение  литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать  осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нрав-ственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

II. Общая характеристика учебного

предмета «Литература»

Данная программа является продолжением программы для начальной школы «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса (1–11-й классы).

В программе для 5–8-го классов выделяются произведения для текстуального изучения и для обзорного изучения. Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга»[2]* избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан освоить определенный минимум). При определении подходов к изучению учитывались значимость конкретного произведения для раскрытия основной идеи раздела, курса в целом, его художественная и эстетическая ценность для учащихся данного возраста. Предполагается, что произведения для текстуального изучения рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения для обзорного изучения читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся. Важно, что текст, прочитанный под определенным углом зрения, в дальнейшем может быть проанализирован с иной позиции.

Учитель вправе выбрать текст для обзорного изучения в соответствии с возможностями и интересами учащихся, соб-ственными читательскими предпочтениями.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках.  Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5–8-го классов читают  новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно[3]*, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечива-ющих расширение читательского кругозора учащихся. Вместе с тем учитель вправе выделить часы на проведение уроков внеклассного чтения (из расчета один урок после изучения произведений определенного раздела).

Структура и содержание курса

Ориентация разделов программы для 5–8-го кл. в первую очередь на возрастные читательские интересы и возможности учащихся объясняет её значительное обновление по сравнению с другими действующими программами.

В соответствии с целями и задачами курса нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Литература».

Линии, общие с курсом «Русский язык».

1. Овладение функциональной грамотностью (различными видами чтения: изучающим, ознакомительным, просмотровым; гибким чтением; умениями извлекать, преобразовывать и использовать текстовую информацию).

2. Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.

3. Овладение продуктивными умениями различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литература».

4. Определение и объяснение собственной интерпретации прочитанного (истолкования и эмоционально-оценочного отношения).

5. Восприятие и характеристика текста как произведения искусства.

6. Приобретение, систематизация и использование сведений по истории и теории литературы.

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

– соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

– эмоциональная ценность произведения;  

– опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

Кроме того, при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:

– национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;

– способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;

– психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.

Выделяются следующие этапы литературного образования школьников в основной школе:

5–6-й классы – постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и основной школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах. Основные учебные цели: 1) формирование личностного отношения к прочитанному; 2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

7–8-й классы – период развития читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их  жизненный и  художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы – произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

9-й класс – завершение литературного образования по концентрической системе; очерки истории родной литературы, изучение творческих биографий отдельных писателей. Предусмотрены элективные курсы (спецкурсы, курсы по выбору учащихся), что позволяет на практике реализовать идею предпрофильного обучения. Основные учебные цели: 1) формирование эмоционально-ценностного опыта  освоения художественной литературы; 2) осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.

В программе и реализующих ее учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что даёт возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. Кроме того, адекватного отражения в содержании литературного образования требуют произошедшие сегодня в обществе существенные изменения. Снятие идеологических оценочных клише, представление различных, иногда противоборствующих позиций – такой подход к отбору содержания программы способствует формированию грамотного читателя, осознающего многообразие жизненных позиций, умеющего понять иную точку зрения, готового к адаптации в современной, постоянно меняющейся действительности. Все это позволяет сделать изучение литературы мотивированным, а обучение проблемным. С этой же целью в учебники 5–8-го кл. введены «сквозные» персонажи, авторские тексты; в учебниках 7–9-го кл. материал изложен проблемно.

Названия учебников отражают содержательную доминанту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьников определённого возраста:

5-й класс – «Шаг за горизонт»;

6-й класс – «Год после детства»;

7-й класс – «Путь к станции «Я»;

8-й класс – «Дом без стен»;

9-й класс – «История твоей литературы».

Как основа структурирования курса традиционно выделяются базовые теоретико-литературные понятия:

Класс

Базовые понятия

Структурообразующий

принцип

5

6

7

8

9

жанр

роды и жанры

характер – герой

литературный герой – образ – литературный процесс

эпоха – писатель – произведение – читатель

тематический

тематический

проблемно-тематический

проблемно-тематический

хронологический

Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Динамика их дальнейшего изучения определяется в соответствии с возможностями учащихся и художественными задачами рассматриваемых произведений. Обращаем внимание педагогов: теоретико-литературные понятия рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения, что не предполагает их системного изучения. Работа по теории литературы положена в основу «Тетрадей по литературе». Основные сведения вводятся до начала изучения систематического курса в 9-м классе.

В программе  выделяется  раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе.

Линия речевого развития учащихся одновременно реализуется во всей Образовательной системе «Школа 2100» (курсы русского языка, литературы, риторики).

Задача развития речи в курсе русского языка – овладение всеми видами речевой деятельности с опорой на изучаемый языковой материал; в курсе риторики – обучение эффективному и результативному общению и освоение речевых жанров; в курсе литературы – обучение восприятию чужого высказывания, переложению авторского текста и составлению собственного в устной и письменной форме. В программе каждого класса в разделе «Развитие речи» виды работ указаны по четырём линиям: 1) переложение авторского текста; 2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме); 3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему; 4) письменные творческие работы в разных жанрах.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

– видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

– определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

– воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

– воспринимать и характеризовать текст как произведение искусства, как художественное целое, с учётом его специфики;

– давать интерпретацию прочитанного на основе лично-стного восприятия; отбирать произведения для чтения;

– использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

– понимать связь изученного произведения со временем его написания (5–8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8–11-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой (9–11-й кл.);

– выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

– грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

– выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

– работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации, владеть основными способами обработки и представления информации.

Предлагаемая программа может быть использована как в общеобразовательных школах, так и в профильных школах, школах с углубленным изучением литературы. Программа позволяет реализовать идею профильного обучения: для старшей школы предложены курсы общеобразовательного (для непрофильных классов – 2 ч. в неделю) и углубленного уровня (для гуманитарного профиля – 3–5 ч. в неделю).

III. Описание места учебного предмета

«Литература» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Литература» изучается с 5-го по 9-й класс. Общее количество уроков в неделю составляет 12 ч. (5-й класс – 3; 6-й класс – 2; 7-й класс – 2; 8-й класс – 2; 9-й класс – 3 часа в неделю).

IV. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета «Литература»

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Литература» можно системно представить в виде схемы.


                   ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ


5–9-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

потребность в самовыражении через слово;

– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных дей-ствий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и   определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

воспринимать художественный текст как произведение искусства;

определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

осуществлять самостоятельную проектно-исследователь-скую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

V. Содержание учебного предмета «Литература».

9-й класс (105 ч.)

В 9-м классе предполагается изучение краткого курса истории русской литературы.

Школьник, освоивший программу 5–8-го классов, имеет достаточный уровень начитанности (знание текстов, имен авторов, представление о писательских биографиях и судьбах, об основных темах русской и мировой литературы) и умений (навыков) работы с текстами и околотекстовой информацией, чтобы быть готовым к  изучению курса истории отечественной литературы.

В основу построения программы положен хронологический принцип (литература изучается в системе исторически сложившихся этапов, которые выделяются современным литературоведением).

В рамках общей хронологии названы темы для монографического изучения (возможен более пристальный интерес к биографии писателя, к определенному тексту и его месту в литературном процессе) и тексты, которые изучаются  в полном объёме.

Курс нацелен на формирование целостного видения истории развития литературы от древности до современности. Программа обеспечивает завершение основного литературного образования, предполагая, что в дальнейшем возможно     углубление образования (для профильных гуманитарных классов) и его расширение (для общеобразовательных и профильных негуманитарных классов).

Программа продолжает философско-гуманистическую линию отбора содержания, заложенную в 5–8-м классах. Задача курса – дать не только  общее представление об истории отечественной литературы, но и  показать связь героя русской литературы с особенностями исторического развития России, сменой общественных и идейных течений, литературных направлений, своеобразием творческой индивидуальности писателей.

В курсе выделяются отдельные тематические блоки, помогающие учащимся фиксировать этапы развития литературы. С этой целью учебный материал строится как очерки по истории русской литературы. Идёт постоянное обращение к читательскому опыту школьников, проводятся параллели между литературными произведениями разных эпох.

Между основной и старшей школой материал распределен следующим образом: в 9-м классе в целях предуп-реждения перегрузки учащихся в полном объеме читаются и изучаются произведения XVIII в. и 1-й половины XIX в. Литература середины/конца XIX в. и  XX в. в полном объёме изучается в 10–11-м классах. В программе для 9-го класса не выделяется раздел «Теория литературы», анализ произведений проводится на теоретико-литературной основе, сформированной в 5–8-м классах. Вместе с тем в разворотах к темам осуществляется литературоведческий подход. В целом программа строится на концентрической основе и обеспечивает целостное представление об истории русской литературы на каждой ступени образования, различие между ними заключается в первую очередь не в круге авторов, а в рекомендуемых для чтения и изучения художественных произведениях.

В программу включены произведения зарубежной литературы в соответствии с требованиями ФГОС. Основная часть произведений зарубежной литературы читается в 5–8-м классах. Однако авторы считают, что в целях реализации идеи предпрофильного обучения изучение русской литературы необходимо сопровождать  параллельными спецкурсами по зарубежной литературе, мировой художественной культуре и пр. (по выбору образовательного учреждения).

Программа рассчитана на 3 ч. в неделю для 9-летней основной школы и предполагает возможность выделения дополнительных часов для изучения литературы на предпрофильном уровне.

Введение (1 ч).

Роль художественной литературы в духовной жизни человека. Взросление личности и ее читательских интересов, вкусов, пристрастий.

Путешествие к истокам.
Древнерусская литература (4 ч.)

Начало русской литературы: время, авторство, тексты, жанры (на примере фрагментов из «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха»). Семь веков древнерусской литературы. Общие особенности древнерусской литературы. Духовность древнерусской литературы. Жизнь древнерусских жанров в художественной литературе.

«Слово о погибели Русской земли» как образец памятника древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа и проблематика. Композиция и основные сюжетные линии. Образная система «Слова...». Переводы «Слова...». Д.С. Лихачев и И.П. Ерёмин о поэтике древнерусской литературы.

Эпоха рассудка и Просвещения
Литература XVIII в. (13 ч.)

 

От Древней Руси до России Петра I. Основные этапы развития литературы в XVI–XVII вв. Нравственные и духовные искания литературы этого периода. Зарождение гуманистических идеалов в литературе Средних веков.

Петровская эпоха. На пути к классицизму XVIII в. История возникновения классицизма. Классицизм в русской литературе.

М.В. Ломоносов.

Гений Ломоносова. Ломоносов – филолог и поэт. «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 г.». Ода как жанр классицизма.

Роль Ломоносова в формировании русского литературного языка. Теория трёх штилей.

Г.Р. Державин.

Дерзость поэтической мысли Г.Р. Державина. Многообразие поэтических тем в творчестве Державина: «Властителям и судиям», «Памятник», «Река времён в своём стремленьи…».

Д.И. Фонвизин.

Д.И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин». Комедия Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма. Идеи просветительства в комедии, идеалы Фонвизина.

Н.М. Карамзин.

Судьба Карамзина – историка, писателя, общественного деятеля.

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма (обобщение ранее прочитанного). Общечеловеческое и вечное в повести. Лиризм и поэтичность языка.

«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Карамзина.

Становление самосознания в русской литературе
Писатели начала  XIX в.:  многообразие
индивидуальностей (44 ч.)

Романтизм начала XIX в.

Возникновение романтизма. Особенности романтизма как литературного направления. Жанры романтической литературы. Романтический герой.

Д. Шиллер «Перчатка».

Дж.-Г. Байрон «Ты кончил жизни путь...».

Два разных  романтических мироощущения.

Романтическое двоемирие в русской поэзии начала XIX в.

В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков.

Творческие судьбы Жуковского и Батюшкова.

Элегия «Море». «Невыразимое» как поэтический манифест Жуковского. Жуковский-переводчик. Оригинальность баллад Жуковского.

Два «Я» лирического героя Батюшкова.

Место Жуковского и Батюшкова в русской поэзии начала XIX в.

А.С. Грибоедов.

Личность и судьба Грибоедова в оценке современников.

История создания комедии «Горе от ума».

Ключевые сцены комедии. Комическое и сатирическое начала в пьесе. Антитеза как основа построения комедии. Трагическое одиночество Чацкого. Особенности поэтического языка комедии. Сценическая жизнь «Горе от ума». Зарождение русского реализма. Комедия в оценке писателей (И.А. Гончаров, А.С. Пушкин) и критиков (В.Г. Белинский). Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний».

А.С. Пушкин.

Страницы биографии Пушкина. Пушкин и его современники. Истоки творчества Пушкина. Основные темы лирики. Пушкин о лицейском братстве в стихотворении «19 октября» (1825). Тема свободы в лирике поэта («К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»). Тема поэта и поэзии («Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»). Любовная лирика Пушкина («К***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил, любовь ещё, быть может...», «Мадонна» и др.). Гуманизм поэта, жизнеутверждающий пафос поэзии. Путь от романтизма к реализму.

Поиск современного героя. Роман «Евгений Онегин». Пушкинская эпоха в романе. Нравственный идеал Пушкина в романе. Духовные искания героя. Сложность взаимоотношений Онегина с окружающим миром. Цельность характера Татьяны. Жанровые особенности романа в стихах. Развитие понятия о реализме. Автор на страницах романа. Воплощение в романе общественных и эстетических идеалов поэта.

Оценка творчества Пушкина В.Г.  Белинским.

М.Ю. Лермонтов.

Судьба поэта. Лирический герой Лермонтова, его противоречивость. Основные мотивы лирики. Пафос непокорности, вольности, бунтарства («Пророк»). Размышления поэта о жизни, любви, творчестве («Три пальмы», «Молитва», «И скучно, и грустно...», «Дума», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина»). Роман «Герой нашего времени». Смысл названия романа. Особенности композиции, ее роль в раскрытии характера Печорина и идейного содержания романа. Проблема героя в романе. Личность и общество, «самопознание» героя Лермонтова. Психологизм. Печорин и другие герои романа. Художественные особенности романа, его многоплановость. Реалистическое и романтическое начала в романе. Оценка романа русской критикой.

Н.В. Гоголь.

Обзор творчества Гоголя. Поэма «Мёртвые души». Замысел поэмы. История создания. Жанр, сюжет, герои (I том). «Живая Русь» в поэме. Гуманистический идеал Гоголя. Проблема русского национального характера в поэме. Способы создания типических характеров в поэме. Своеобразие языка. Поэтика Гоголя: искусство детали, ирония, единство сатирического и лирического. Оценка поэмы русской критикой.

Художественные вершины литературы
середины XIX века (16 ч.)

Особенности литературного процесса 40–60-х годов XIX в.

А.Н. Островский.

Великий русский драматург. Мир купечества в комедиях Островского. Пьеса «Свои люди – сочтемся!». Двуличие и метаморфозы героев комедии. Особенности композиции комедии. Сценическая судьба пьесы. Русская критика о значении комедий Островского (Н.А. Добролюбов, В.Г. Авсеенко).

Поэзия середины и второй половины XIX века: Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Плещеев, Я.П. Полонский, А.В. Кольцов, И.С. Никитин.

Нравственные и философские искания в поэзии.

Пейзажная и любовная лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета – два взгляда на мир (стихи «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной...», «Осенний вечер», «Ещё земли печален вид...», «Последняя любовь» Тютчева и «Это утро, радость эта...», «Учись у них – у дуба, у берёзы...», «Я пришёл к тебе с приветом...», «На заре ты её не буди...», «Ещё весны душистой нега...» Фета). Поэтика А.А. Фета, Ф.И. Тютчева.

Н.А. Некрасов.

Муза Некрасова. Гражданственность лирики поэта (стихи «Несжатая полоса», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и др.). Обличительный пафос поэзии. Своеобразие стиля Некрасова: сочетание гражданского пафоса и проникновенного лиризма.

И.С. Тургенев.

Обзор творчества И.С. Тургенева. Обобщение ранее прочитанного: высокая оценка духовных и нравственных качеств русского человека в цикле рассказов «Записки охотника» и повести «Муму».

Л.Н. Толстой.

Толстой о Толстом. Дневники писателя о его личности и судьбе. «Диалектика души» героев Толстого, их духовные искания. Основные критерии Толстого в оценке человека (на примере трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольских рассказов» – обобщение ранее прочитанного).

Ф.М. Достоевский.

Противоречивость личности Достоевского. Художественный мир Достоевского. Повесть «Бедные люди». Человек и обстоятельства в изображении Достоевского. Особенности языка повести. Тема «Униженных и оскорблённых» в творчестве Достоевского.

Литература последних десятилетий
XIX века (5 ч.)

Особенности литературного процесса конца XIX века. Общее представление о художественной прозе 80-х гг. (Г.И. Успенский, В.Н. Гаршин, Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.С. Лесков).

А.П. Чехов.

Жизнь Чехова: создание самого себя. Обзор творчества Чехова. Смешное и грустное в рассказах Чехова (обобщение ранее прочитанного).

«Маленькая трилогия». Рассказ «Человек в футляре» – размышление о человеческой свободе и независимости. Лаконизм повествования,  искусство детали, роль пейзажа в рассказе.

Обобщение.

Золотой век русской литературы. Русская классическая литература  XIX века.

Страницы литературы XX века (19 ч.)

Особенности литературного процесса начала ХХ века.

Гуманистические традиции литературы XIX в. в прозе начала ХХ в.

А.И. Куприн. Гуманистические традиции в творчестве писателя (обобщение ранее прочитанного).

И.А. Бунин.

Творческая судьба Бунина. Любовь к России, духовная связь с родиной в творчестве Бунина. Стихотворения «Густой зелёный ельник у дороги…», «Слово», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...», «Родина». Лирический герой Бунина.  

М. Горький.

Традиции русской автобиографической прозы в повести «Детство» (обобщение ранее прочитанного). Романтический идеал писателя («Песня о Буревестнике»).

Традиции и новаторство в поэзии начала ХХ века. А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин. Поэты о себе и своем времени (художественные автобиографии). Особенности мироощущения и творческой манеры каждого из поэтов (на примере стихотворений А.А. Блока «О, я хочу безумно жить...», «Сумерки, сумерки вешние...»; С.А. Есенина «Клён ты мой опавший», «Отговорила роща золотая...»; В.В. Маяковского «Вам ли понять...» (отрывок из трагедии «Владимир Маяковский») и ранее прочитанных стихотворений).

Поэты о поэтах (В.В. Маяковский «Сергею Есенину», М.И. Цветаева «Стихи к Блоку», А.А. Ахматова «Маяковский в 1913 году».)

Поэтическое осмысление действительности в лирике ХХ века.

Великие поэтессы России А.А. Ахматова и М.И. Цвета-ева. Судьбы. Особенности мироощущения и творческой манеры поэтесс (на примере стихотворений А.А. Ахматовой «Смятение», «Александру Блоку», «Мне голос был...», «Вижу выцветший флаг над таможней...»; М.И. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано...», «На развалинах счастья нашего...» (отрывок из «Поэмы Горы») и ранее прочитанных стихотворений).

А.Т. Твардовский.

Поэт о времени и о себе (автобиография). История поэмы «Василий Тёркин» (главы). Традиции и новаторство в поэзии Твардовского.

Поиск нового героя в прозе ХХ века.

Обобщение ранее прочитанных произведений (герои М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, В.П. Шаламова, Ч.Т. Айтматова, В.Ф. Тендрякова, В.М. Шукшина, В.Г. Распутина, Б.Л. Васильева).

А.П. Платонов.

Странные герои рассказов Платонова, смысл их существования. Нравственность как основа характеров героев. Рассказ «Юшка». Язык эпохи в рассказе.

Из литературы второй половины XX века (обзор и обобщение ранее прочитанного). Поиски и проблемы. Многообразие поэтических дарований (А.А. Вознесенский, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов и др.). Самобытность русской прозы, основные тенденции развития (Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.И. Солженицын, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов, В.М. Шукшин, В. Маканин, Т.Н. Толстая, Л. Петрушевская и др.).

А.И. Солженицын.

Солженицын – общественный деятель, публицист, писатель. «Краткое жизнеописание» (по книге «Бодался теленок с дубом»). Рассказ «Матренин двор». Представление писателя о русском национальном характере.

Обобщение.

Развитие речи.

1) Художественный пересказ текста. Конспект письменного источника. Тезисы. Воссоздание текста по опоре.

2) Интерпретация лирического стихотворения. Анализ лирического стихотворения. Лингвистический анализ стихотворного текста. Выразительное чтение художественной прозы. Аннотация прочитанной книги.

3) Доклад на историко-литературную тему. Составление речевой характеристики героя драматического произведения. Устное рассуждение. Развернутый ответ на вопрос. Сочинение-рассуждение на литературную тему.

4) Стилизация прозаического и поэтического текстов. Сочинение-путешествие. Сочинение в эпистолярном жанре. Художественная автобиография. Краткое жизнеописание в публицистическом стиле.


[1]** «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. – М.: Баласс, 2003. – С. 87–92.

[2]* Произведения для текстуального и обзорного изучения внутри одного раздела объединяются по степени изучаемости (для удобства работы учителя с программой). Такое разделение текстов иногда нарушает логику построения темы, раздела в учебниках. Учителю необходимо ориентироваться на последовательность текстов в учебнике.

[3]* В случае большого объёма текста изучаются отдельные главы, фрагменты. Такой подход к работе с крупнообъёмным текстом был заложен уже в начальной школе и позволяет значительно расширить круг авторов и произведений для учащихся 5–8 кл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....