Урок-встреча с М.А. Булгаковым - драматургом. Судьба русских людей в пьесе "Дни Турбиных"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Язинцева Ирина Александровна

Знакомство с драматической судьбой М.Булгакова, помочь понять тяжёлые отношения писателя с властью. Познакомить учащихся с историей создания пьесы "Дни Турбиных", содержанием, главными героями и их судьбами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-vstrecha_s_m.a._bulgakovym_-_dramaturgom.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мещеринская общеобразовательная средняя школа № 1»

г.о. Ступино Московской области

Урок-встреча

с  М.А. Булгаковым – драматургом.

Судьба русских людей в пьесе «Дни Турбиных».

11 класс

Автор:

Язинцева Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Урок-встреча

с М.А. Булгаковым – драматургом.

Судьба русских людей в пьесе «Дни Турбиных».

Оформление урока: портрет писателя, фотографии; выставка книг Булгакова и о Булгакове; иллюстрации учащихся к произведениям писателя; афиши, сделанные учащимися к пьесе «Дни Турбиных».

Цели урока: познакомить учащихся с драматической судьбой М.А. Булгакова; помочь понять тяжелые отношения писателя с властью; вызвать интерес к пьесам Булгакова и желание их прочитать; познакомить учащихся с историей создания пьесы «Дни Турбиных», содержанием, главными героями и их судьбами, помочь осмыслить главный конфликт пьесы, понять глубину духовной трагедии главных героев; рассказать о сценической жизни пьесы.

Эпиграф:

                                                                    Он гений.

А.А. Ахматова

Я хотел служить народу…

за что меня жали

Я никому не делал зла…

М.А. Булгаков

Ход урока

  1. Слово о М.А. Булгакове

Сегодня состоится наша встреча с М.А. Булгаковым (1891-1940 гг.) – писателем и драматургом поразительного таланта, вдохновенным лириком и философом, бескомпромиссным бытописателем и сатириком.

Его творчество пришло к нам с большим опозданием: спустя 25 лет после смерти Мастера. О нем вспоминали режиссеры и критики, «чиновники от литературы» и актеры. Наконец-то пьесы Булгакова прочитали и… восхитились все.

А было время, когда сам Булгаков собирал отзывы о своих произведениях, вклеивал их в альбом. Среди них, по его подсчетам, было 298 отрицательных и только 3- положительных. Несравненная Анна Андреева Ахматова высоко оценила творчество М.А. Булгакова, сказав о писателе, что «он гений».

Кто же он Михаил Афанасьевич Булгаков? Что ценил в жизни? С кем дружил и каких людей уважал? О чем писал? Что рассказывал о гражданской войне, белогвардейском движении и судьбах русских людей великий драматург?

  1. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.
  1. О детских и юношеских годах будущего писателя. (Краткое содержание рассказа одного из учащихся.)

Михаил Афанасьевич Булгаков вырос в семье дружной, любящей, интеллигентной.

Отец, Афанасий Иванович, был доцентом Киевской духовной академии на кафедре истории.

Мать, Варвара Михайловна, дочь соборного протоиерея, учительствовала в гимназии.

Что было замечательным в семье Булгаковых, где Михаил был старшим ребенком? Книги, театр, музыка, теплота семейных отношений, труд, уважение и поддержка всех членов дружной и большой семьи. «Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве – огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. За окном их квартиры постоянно слышались звуки рояля и даже пронзительной валторны (музыкальный  инструмент), голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были украшением провинциальной жизни, своего рода очагами передовой мысли». (Из воспоминаний К.Паустовского, учившегося одно время с М. Булгаковым.)

Хочется обратить внимание на слова матери Булгакова Варвары Михайловны, обращенные к детям: «Я не могу дать вам приданое или капитал. Но я могу дать вам единственный капитал, который у вас будет, - это образование». И еще одна мысль – «нельзя допустить, чтобы дети бездельничали».

  1. Начало трудовой жизни М.А. Булгакова.

В 1916 году Булгаков окончил медицинский факультет Киевского университета. Занимался врачебной практикой в Смоленской губернии. Его любили жители окрестных деревень, съезжались к нему до сто человек в день.

        Работа в Вязьме в качестве врача… Но судьба распорядилась так, что Булгаков вернулся в родной Киев в суровые годы гражданской войны. С 1919 по 1921гг. Киев неоднократно переходил «из рук в руки». Булгаков оказался свидетелем кровавых событий в городе, успел поработать врачом-венерологом, а потом…  актером, конферансье, лектором и даже инженером.

  1. Рассказ о пьесах М.А. Булгакова.

С 1920 по 1921гг. Булгаков написал пять пьес («Самооборона», «Братья Турбины», «Глиняные женихи», «Сыновья муллы», «парижские коммунары»). К сожалению, это малоудачный опыт автора. Пьесы Булгаковым были сожжены.

1926 год – этот год можно считать годом рождения Булгакова-драматурга.

Пьесы «Зойкина квартира» (1926г.) и «Дни Турбиных» (1926г.) одновременно ставились в разных театрах. В театре Вахтангова – «Зойкина квартира», во МХАТе – «Дни Турбиных» (по роману «Белая гвардия»). Спектакли шли с успехом.

Но официальная критика «бушевала». Вот некоторые отзыву о спектакле «Дни Турбиных»: «пьеса чуждая, враждебная, ядовитая, оскорбительная»; «Это попытка задним числом оправдать белое движение»; «Это насмешка русского шовиниста над украинцами». Но на клевету некоторых рецензентов ответил сам автор : «Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон».

Какие пьесы еще написал Булгаков? «Бег» (1928 г.), «Багровый остров» (1928г.), «Адам и Ева» (1931г.), «Последние дни (Пушкин)» (1935 г.), «Кабала святош» (1936г.), «Дон Кихот» (по роману Сервантеса), киносценарии «Мертвых душ», «Ревизора», «Войны и мира» и др. Всего 14 пьес.

  1. Краткий пересказ содержания пьесы «Дни Турбиных» (1926г.)
  2. Слово учителя.

Да, это произведение имело шумный успех и заслонило роман «Белая гвардия», хотя это была лишь «бледная сценическая копия романа».

«Дни Турбиных» в исполнении талантливой мхатовской молодежи Сталин смотрел более 15 раз. «Что касается собственно пьесы «Дни Турбиных», то не так уж плоха, ибо дает больше пользы, чем вреда».

В художественном театре пьеса шла более тысячи раз и всегда с успехом.

Но в 1929 году пьесы Булгакова были сняты повсюду. Было отчаяние писателя, его письма «Правительству СССР». С поразительной прямотой и откровенностью драматург объяснил причины критики в его адрес, запрещение пьес к печати и к постановке на сцене. Из письма Булгакова: «Я прошу Советское Правительство поступить со мной , как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга,… налицо, в данный момент,- нищета, улица и гибель».

Булгаков просит дать ему работу по специальности, а впрочем, он согласен на любую работу. Самое главное для него – спастись от нищеты и гонений, найти работу. Но а если это нельзя – разрешить уехать за границу.

После знаменитого разговора Сталина с Булгаковым по телефону (18 апреля 1930 года) драматург сделал для себя окончательный вывод – «работать на своей земле и для своей страны».

Узнав, что пьеса «Дни Турбиных» запрещена Главреперткомом, Сталин «произнес неожиданную для театральных чинов фразу: «Дураки там сидят в Главреперткоме». Постановка пьесы была возобновлена.

  1. Аналитическая беседа по вопросам:
  1. Какие исторические события легли в основу пьесы «Дни Турбиных»?
  2. Что рассказал нам Булгаков о гражданской войне, белогвардейском движении?
  3. Расскажите о семье Турбиных. Как Турбины относятся друг к другу? Какая атмосфера царит в доме?
  4.  Как к событиям в городе относятся Турбины, Шервинский, Мышлаевский, Лариосик, Тальберг?
  5. В каких событиях, ситуациях принимают участие Турбины? Как вы оцениваете их поступки?
  6. Что делает этих героев жизненно достоверными?
  7. Кто их друзья? Ваше отношение к Турбиным и их друзьям?

Выводы. «Дни Турбиных» - это пьеса о трагедии гражданской войны, о поражении белогвардейского движения, о великом переломе революции.

        Гражданская война – это страшная неразбериха, кровь, нелепые смерти. Огромные потери. Погибали и красные, и белые. «Это общие наши потери» (М. Булгаков).

        В.Боборыкин в статье о Булгакове написал: «Великий грех» Булгакова состоял в том, что он еще в свое время именно так и рассматривал события этой войны, стремясь стать над красными и белыми».

        С явной симпатией драматург показал интеллигентно-дворянскую семью Турбиных, «волею непреложной исторической судьбы брошенную в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии». (В образе Алексея Турбина нетрудно узнать черты М.А.Булгакова, а в качестве прототипа Елены Турбиной изображена сестра драматурга Варвара Афанасьевна.)

        По мнению М.А. Булгакова, Турбины и их друзья – люди мужества и чести. Они – представители русской интеллигенции как «лучшего слоя в нашей стране».

  1. Рефлексия. Домашнее задание.

Прочитать пьесу М.А. Булгакова «Бег».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-встреча "Праздник русских ремёсел"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ВСТРЕЧА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ И ТЕХНОЛОГИИ (ОСНОВАМ ДОМАШНЕГО РЕМЕСЛА) В 8 КЛАССЕ – 2 часа (тематическое планирование по краеведению в 8 классе; уроки №№17-18 «Культура Тверского края в ...

Урок литературы по теме: «Проблемы личной ответственности человека за судьбы других людей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире».

Андрей Платонов из тех писателей, о которых говорят: «Писатель будущего».Не оцененный  по достоинству в свое время ,он идет к нам ,а мы идем к нему. Трудно постигать произведения этого автора, на...

Бинарный урок "Война 1812 года в русской литературе и в судьбах русских писателей"

В работе упоминаются основные события войны 1812 года, произведения русской литературы первой половины 19 века, в которых есть упоминание о войне 1812 года....

Методическая разработка урока по литературе для 11 класса "СУДЬБА РУССКОГО ФАУСТА В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"

Тип урока:  проблемный  урок-исследование    с элементами «погружения»Метод:         творчески-поисковыйЦель:...

Урок-встреча по русскому языку "Этот непростой предлог" для обучающихся 7 класса.

Цель: формирование речевой компетентности учащихся.Задачи:  проверить знания учащихся по теме «Предлог»; продолжать работу по совершенствованию умения употреблять предлоги в речи и на письме...

Литературная гостиная. М.А. Булгаков "Дни Турбиных". Судьба русских людей в пьесе.

Литературная гостиная. М.А. Булгаков "Дни Турбиных". Судьба русских людей в пьесе....

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе. «Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны

Знакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся,  отрабатывать навыки выразительного чтения.  монологического и диалогического высказы...