Литературная гостиная. М.А. Булгаков "Дни Турбиных". Судьба русских людей в пьесе.
учебно-методический материал

Дагирова Испаният Мужайтдиновна

Литературная гостиная. М.А. Булгаков "Дни Турбиных". Судьба русских людей в пьесе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

Михаил Афанасьевич Булгаков

     «Дни Турбиных»

Судьба русских людей в пьесе.

                    «Те, кому доводилось встречаться с Михаилом Афанасьевичем в ту пору, в середине двадцатых годов, помнят этого чуть сутулящегося, с приподнятыми плечами, светловолосого человека, с немного выцветшими глазами, с вечным хохолком на затылке, с постоянно рассыпавшимися волосами, которые он обыкновенно поправлял пятернёй. Чувствовалась в этом особенная, я бы сказал, подчёркнутая чистоплотность как внешнего, так и внутреннего порядка»

М.Яншин

Тема:

СУДЬБА РУССКИХ ЛЮДЕЙ В ПЬЕСЕ «ДНИ ТУРБИНЫХ»

Оформление урока: портрет писателя, фотографии; выставка книг Булгакова и о Булгакове; иллюстрации учащихся к произведениям писателя; афиши, сделанные учащимися к пьесе «Дни Турбиных».

Цели урока: познакомить учащихся с драматической судьбой                  М. А. Булгакова; помочь понять тяжелые отношения писателя с властью; вызвать интерес к пьесам Булгакова и желание их прочитать; познакомить учащихся с историей создания пьесы «Дни Турбиных», содержанием, главными героями и их судьбами; помочь осмыслить главный конфликт пьесы, понять глубину духовной трагедии главных героев; рассказать о сценической жизни пьесы.

Эпиграф:

                                                                                                                               Он гений.

                                                                                                                                А. А. Ахматова

Ход  урока

I. Слово о М. А. Булгакове

         Сегодня состоится наше знакомство с М.А.Булгаковым                             (1891— 1940 гг.) - писателем и драматургом поразительного таланта, вдохновенным лириком и философом, бескомпромиссным бытописателем и сатириком. Его творчество пришло к нам с большим опозданием: спустя 25 лет после смерти Мастера. О нем вспомнили режиссеры и критики, «чиновники от литературы» и актеры. Наконец-то пьесы Булгакова прочитали и... восхитились все. А было время, когда сам Булгаков собирал отзывы о своих произведениях, вклеивал их в альбом. Среди них, по его подсчетам, было 298 отрицательных и только 3 - положительных.

     Несравненная Анна Андреевна Ахматова высоко оценила творчество М. А. Булгакова, сказав о писателе, что «он гений».

Кто же он - Михаил Афанасьевич Булгаков? Что ценил в жизни? С кем дружил и каких людей уважал? О чем писал? Что рассказал о гражданской войне, белогвардейском движении и судьбах русских людей великий драматург?

П. Выступления учащихся с индивидуальными заданиями.

1. О детских и юношеских годах будущего писателя. (Краткое содержание рассказа одного из учащихся.)

Михаил Афанасьевич Булгаков вырос в семье дружной, любящей, интеллигентной.

Отец, Афанасий Иванович, был доцентом Киевской духовной академии на кафедре истории.

Мать, Варвара Михайловна, дочь соборного протоиерея, учительствовала в гимназии.

Что было замечательным в семье Булгаковых, где Михаил был старшим ребенком?

     Книги, театр, музыка, теплота семейных отношений, труд, уважение и поддержка всех членов дружной и большой семьи.                    «Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве - огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. За окном их квартиры постоянно слышались звуки рояля и даже пронзительной валторны (музыкальный инструмент), голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение. Такие семьи с большими культурными и трудовыми традициями были украшением провинциальной жизни, своего рода очагами передовой мысли».

 (Из воспоминаний К. Паустовского, учившегося одно время с М. Булгаковым.)

       Хочется обратить внимание на слова матери Булгакова Варвары Михайловны, обращенные к детям: «Я не могу дать вам приданое или капитал. Но я могу дать вам единственный капитал, который у вас будет, - это образование». И еще одна мысль - «нельзя допустить, чтобы дети бездельничали».

2. Начало трудовой жизни М. А. Булгакова.

        В 1916 году Булгаков окончил медицинский факультет Киевского университета. Занимался врачебной практикой в Смоленской губернии. Его любили жители окрестных деревень, съезжались к нему до ста человек в день. Работа в Вязьме в качестве врача...

      Но судьба распорядилась так, что Булгаков вернулся в родной Киев в суровые годы гражданской войны. С 1919 по 1921 гг. Киев неоднократно переходил «из рук в руки». Булгаков оказался свидетелем кровавых событий в городе, успел поработать врачом-венерологом, а потом... актером, конферансье, лектором и даже инженером.

3. Рассказ о пьесах М. А. Булгакова.

      С 1920 по 1921 гг. Булгаков написал пять пьес                               («Самооборона», «Братья Турбины», «Глиняные женихи», «Сыновья муллы», «Парижские коммунары»).

         К сожалению, это малоудачный опыт автора. Пьесы Булгаковым были сожжены.

1926 год - этот год можно считать годом рождения Булгакова-драматурга.

            Пьесы «Зойкина квартира» (1926 г.) и «Дни Турбиных» (1926 г.) одновременно ставились в разных театрах. В театре Вахтангова- «Зойкина квартира», во МХАТе- «Дни Турбиных» (по роману «Белая гвардия»). Спектакли шли с успехом.

        Но официальная критика «бушевала». Вот некоторые отзывы о спектакле «Дни Турбиных»:

         «Пьеса чуждая, враждебная, ядовитая, оскорбительная»;                    «Это попытка задним числом оправдать белое движение»;                          «Это насмешка русского шовиниста над украинцами».                                     Но на клевету некоторых рецензентов ответил, сам автор:                               «Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон».

      Какие пьесы еще написал Булгаков?

         «Бег» (1928 г.), «Багровый остров» (1928г.), «Адам и Ева» (1931г.), «Последние дни (Пушкин)» (1935г.), «Кабала святош» (1936г.), «Дон Кихот» (по роману Сервантеса), киносценарии «Мертвых душ», «Ревизора», «Войны и мира» и др. Всего 14 пьес.

III. Краткий пересказ содержания пьесы «Дни Турбиных» (1926 г.).

IV. Слово учителя.

        Да, это произведение имело шумный успех и заслонило роман «Белая гвардия», хотя это была лишь «бледная сценическая копия романа».«Дни Турбиных» в исполнении талантливой мхатовской молодежи Сталин смотрел более 15 раз. «Что касается собственно пьесы «Дни Турбиных», то она не так уж плоха, ибо дает больше пользы, чем вреда». В Художественном театре пьеса шла более тысячи раз и всегда с успехом. Но в 1929 году пьесы Булгакова были сняты повсюду.                

      Было отчаяние писателя, его письма «Правительству СССР».                          С поразительной прямотой и откровенностью драматург объяснил причины критики в его адрес, запрещение пьес к печати и к постановке на сцене. Из письма Булгакова: «Я прошу Советское Правительство поступить со мной, как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга,... налицо, в данный момент, -нищета, улица и гибель».

Булгаков просит дать ему работу по специальности, а впрочем, он согласен на любую работу. Самое главное для него - спастись от нищеты и гонений, найти работу. Но а если это нельзя - разрешить уехать за границу. После знаменитого разговора Сталина с Булгаковым по телефону (18 апреля 1930 года) драматург сделал для себя окончательный вывод - «работать на своей земле и для своей страны». Узнав, что пьеса «Дни Турбиных» запрещена Главрепертко-мом, Сталин «произнес неожиданную для театральных чинов фразу: «Дураки там сидят в Главреперткоме».

Постановка пьесы была возобновлена.

V. Аналитическая беседа по вопросам:

1. Какие исторические события легли в основу пьесы «Дни Турбиных»?

2. Что рассказал нам Булгаков о гражданской войне, белогвардейском движении?

3.  Расскажите о семье Турбиных. Как Турбины относятся друг к другу? Какая атмосфера царит в доме?

4.  Как к событиям в городе относятся Турбины, Шервинский, Мышлаевский, Лариосик, Тальберг?

5. В каких событиях, ситуациях принимают участие Турбины? Как вы оцениваете их поступки?

6. Что делает этих героев жизненно достоверными?

7. Кто их друзья? Ваше отношение к Турбиным и их друзьям?

Выводы.

         «Дни Турбиных» - это пьеса о трагедии гражданской войны, о поражении белогвардейского движения, о великом переломе революции. Гражданская война- это страшная неразбериха, кровь, нелепые смерти. Огромные потери. Погибали и красные, и белые.         «Это общие наши потери» (М. Булгаков).

8.  Боборыкин в статье о Булгакове написал: «Великий грех» Булгакова состоял в том, что он еще в свое время именно так и рассматривал события этой войны, стремясь стать над красными и белыми». С явной симпатией драматург показал интеллигентско-дво-рянскую семью Турбиных, «волею непреложной исторической судьбы брошенную в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии».                        (В образе Алексея Турбина нетрудно узнать черты М. А. Булгакова, а в качестве прототипа Елены Турбиной изображена сестра драматурга Варвара Афанасьевна.)

     По мнению М. А. Булгакова, Турбины и их друзья - люди мужества и чести.

Они - представители русской интеллигенции как «лучшего слоя в нашей стране».

VI. Домашнее задание.

Прочитать пьесу М. А. Булгакова «Бег».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Памяти М.Ю.Лермонтова - великого русского поэта -посвящается…"

Внеклассное мероприятие,включающее  в  себя  и  конкурс чтецов и поузнавательную информацию о поэте...

литературно-музыкальная гостиная "Седой, незыблемый Кавказ в судьбе М.Ю.Лермонтова"

Литературно-музыкальная гостиная по творчеству М.Ю.Лермонтова, проводится ежегодно к дню рождения поэта. Великолепные стихи, романсы, театрализация отрывка из поэмы "Демон" наполняют сценарий веч...

Литературная гостиная «Стихи о любви в лирике русских поэтов».

Цель мероприятия: Познакомить обучающихся с произведениями русских поэтов....

Внеклассное меропрятие "Литературная гостиная " тема : "Ах что за чудо русский чай"

Расширить знания детей о русской традции встречать гостей за самоваром.Повторить пословицы,  поговорки ,связанные с этой традицей,а также художественные произведения,где  описывается эта тра...

Урок-встреча с М.А. Булгаковым - драматургом. Судьба русских людей в пьесе "Дни Турбиных"

Знакомство с драматической судьбой М.Булгакова, помочь понять тяжёлые отношения писателя с властью. Познакомить учащихся с историей создания пьесы "Дни Турбиных", содержанием, главными героя...

конспект литературной гостиной "Судьба поэта в судьбе народа. Н.М.Рубцов"

Литературная гостиная посвящена жизни и творчеству русского поэта второй половины XX века Н.М. Рубцову. Цель мероприятия познакомить ребят с жизнью и творчеством поэта, сформировать интерес и любовь к...

литературная гостиная на тему "Образ утра в русской литературе"

Бунин, Тютчев...Утро, декабрьское, летнее, светлое, мрачное...Такое разное, но всегда -начало......