А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solzhenitsyn.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

I.Введение в тему

1. Организационный момент

2. Постановка проблемы

Слово преподавателя: Более 30 лет тому назад, в 1974 году, А. И. Солженицын написал статью с выразительным заглавием «Жить не по лжи!». Эти слова стали жизненным девизом самого писателя. А насколько актуальны они в наше время? Можно ли жить по законам правды и справедливости в несправедливом мире? Что помогает человеку оставаться человеком в самых непростых жизненных ситуациях? Я предлагаю вам принять участие в расследовании, помогать в котором нам будут Биограф, Литературовед, Свидетели, Социологи, Журналисты, Секретарь, оперативная группа.

Расследование будет основано на фактах, полученных при рассмотрении сложного исторического периода – времени сталинских репрессий. Для получения достоверного результата необходимо обратиться к рассказу очевидца, который заслуживает доверия. Таким человеком является А. И. Солженицын, который первым открыл «лагерную» тему в русской литературе, напечатав рассказ «Один день Ивана Денисовича».

2.  Знакомство с биографией А.И. Солженицына – выступление Биографа (Приложение 1)

Слово преподавателя: Судьба писателя часто находит отражение в его произведениях и А. Солженицын – не исключение. Повесть «Один день Ивана Денисовича» во многом автобиографическая.

3. История создания повести «Один день Ивана Денисовича» - выступление Литературоведа (Приложение 2)

II. Основная часть

  1. Условия жизни в каторжном лагере Особого назначения

Неоднократно мы с вами говорили о том, что формирует человека семья,  условия жизни, образование, культурные традиции, государство. В каких же условиях приходится жить главному герою рассказа Ивану Денисовичу?

Задание: запишите три наиболее впечатливших Вас детали, касающихся жизни в лагере, и ответьте на вопросы для внимательных.

Вывод: Автор хотел обратить внимание современников и читателей-потомков на проблему существования антигуманной системы лагерей, на бесчеловечность и жестокость существующего режима.

  1. Законы выживания в лагере

Задание (в парах): Внимательно изучите записанные на карточках примеры  лагерной философии, определите, каких из этих правил придерживается главный герой произведения? (Приложение 1)

Обратите внимание на вторую часть карточки, где записаны мысли Ивана  Денисовича. Что лежит в основе его жизненных принципов?

Вывод: невозможно остаться человеком, слепо подчиняясь законам выживания; необходимо иметь внутренний стержень, нравственную основу, которая не позволит умереть духовно.

  1. Результаты социологического исследования: «Из перечисленных законов лагерной жизни выбрать те, которые актуальны и сегодня» - выступление социологов
  2. Что помогает другим героям повести оставаться людьми в лагере?

Задание (в группах по  3-4 человека): Дайте характеристику заключенным, входящих в бригаду Тюрина (бригадир А.П. Тюрин, Цезарь Маркович, кавторанг Буйновский, баптист Алешка, латыш Кильдигс, два эстонца, Сенька Клевшин, Гопчик, Фетюков, Пантелеев), заполнив таблицу (Приложение 5):

Имя

Жизнь до лагеря

За что осужден?

Личностные качества

Отношение к герою

  1. Образ И.Д. Шухова – характеристика по плану (фронтальная работа).
  2. Отражение исторической трагедии в произведениях других авторов – чтение стихотворений А. Ахматовой и А. Твардовского – Найдите общие идеи в произведениях этих авторов и А. Солженицына.

III. Подведение итогов

  1. Впечатления обучающихся о прочитанном произведении
  2. Чтение протокола-заключения по расследованию – выступление Журналистов
  3. Выставление оценок – комментарии Секретаря
  4. Домашнее задание: читать В.Т. Шаламов "Колымские рассказы» («На представку», «Сентенция»)

Лагерная философия

1. Законы спасения от смерти:

  • В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.
  • Кто быстро бегает, тому сроку в лагере не дожить – упарится, свалится.

2. Законы о работе:

  • Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху.
  • Пока начальство разберется – приткнись, где потеплей, сядь, сиди, еще наломаешь спину.
  • Волочи день до вечера, а ночь наша.

3. Законы бригады:

  • Бригадир хоть сам посылок не получает – без сала не сидит. Кто из бригады получит –  сейчас ему дар несет. А иначе не проживешь.
  • Или всем дополнительное, или все подыхайте.
  • Смирный – в бригаде клад.

4. Законы самосохранения:

  • Никогда зевать нельзя.
  • Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься.
  • Не выкусишь – не выпросишь.
  • Кто кого сможет, тот того и гложет.
  • Быстрая вошка всегда первая на гребешок попадает.

Дополнения Шухова (народная философия):

  • Всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не гинули.
  • Кто работу крепко тянет, тот над соседями тоже вроде бригадира становится.
  • Кто два дела руками знает, тот еще и десять подхватит.
  • Легкие деньги – они и не весят ничего… За что не доплатишь, того не доносишь.
  • Что упало, что кануло – тому отзыва нет.
  • Запасливый лучше богатого.
  • Если человек просит – отчего не пособить?
  • Переживем все, даст Бог кончится!

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

Имя

Жизнь до лагеря

За что осужден?

Личностные качества

Отношение к герою

Тюрин А.П.

Цезарь

Буйновский

Алешка

Кильдигс

Два эстонца

Сенька Клевшин

Гопчик

Фетюков

Пантелеев

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

Имя

Жизнь до лагеря

За что осужден?

Личностные качества

Отношение к герою

Тюрин А.П.

Цезарь

Буйновский

Алешка

Кильдигс

Два эстонца

Сенька Клевшин

Гопчик

Фетюков

Пантелеев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздумья над повестью А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича"

  Привлечь интерес  учащихся к личности и творчеству А. И. Солженицына, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взяты...

Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

же спасёт человека в бесчеловечной жизни,  каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....

Жизнеописание А.И.Солженицына, Тема трагической судьбы в тоталитарном государстве (повесть А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

Цель урока:познакомить учащихся со страницами биографии и творчества необычного человека;умений конспектировать, выявлять главное, обобщать, размышлять;воспитание личности. Цель урока:на основе а...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Конспект урока по творчеству А.И.Солженицына. Анализ рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича ».

Цель урока: Осознание образа Шухова, как символический образ русского народа. ...

Разработка урока по теме "Анализ рассказа А.И. Солженицына " Один день Ивана Денисовича"

Разработка конспекта урока  литературы для 11 класса.Тема урока:  «Анализ   рассказа  А.И.Солженицына  «Один день Ивана Денисовича»Конспект  открытого урока  в ...