Проект " Практика создания образовательной среды, формирующей читательскую грамотность обучающихся"
методическая разработка по литературе

Абакумова Наталья Святославовна

D настоящее время отмечается снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми сталкиваются дети и подростки, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова, увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема дети всё труднее прочитывают и воспринимают. Данная практика способствует популяризации и продвижению чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Практика создания образовательной среды, формирующей читательскую грамотность обучающихся»

Описание практики

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 3»

Авторы – разработчики практики

Аскарова Марина Александровна, директор МБОУ «Лицей №3»,

Абакумова Наталья Святославовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №3»  

Время реализации практики Начало реализации практики 2020 год, окончание – 2025 год

Временной период выбран в связи с тем, что срок обучения  на уровне НОО и ООО составляет 4 - 5 лет  соответственно.  По окончании   есть возможность провести диагностику читательской грамотности, сопоставив ее со входной и промежуточными диагностиками, сделать выводы и откорректировать программу.

Целесообразность и актуальность решаемых задач

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать   тексты (как сплошные, так и несплошные), размышлять о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

В процессе формирования читательской грамотности обучающиеся должны научиться

при работе с информацией:

искать явно заданную информацию;

интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию;

интерпретировать  и обобщать информацию из разных источников;

высказывать оценочные суждения;

при работе с текстом:

уметь находить связь предложений в тексте;

уметь анализировать структуру текста;

уметь вычленять главную информацию в тексте;

работать с неявно заданной информацией;

         уметь анализировать информацию или условия задачи;

         уметь оценивать достаточность представленной информации;

         уметь извлекать необходимую информацию для ответа на вопрос;

уметь устно и письменно осмысливать и оценивать полученную информацию.

Основная цель практики: формировать у обучающихся способность использовать  постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Приоритетные задачи:

- разработка междисциплинарной научно-методической основы формирования, развития и поддержки детского и юношеского чтения;

- совершенствование и развитие  кадрового потенциала;

- повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности,

  - привлечение  качественной детской литературы как базовой основы детской культуры;

-формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.

Практика создания образовательной среды, формирующей читательскую грамотность обучающихся актуальна, так как в настоящее время отмечается снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми сталкиваются дети и подростки, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова, увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема дети всё труднее прочитывают и воспринимают.

В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др.).        

Во многих случаях у обучающегося остается несформированной заинтересованность в освоении значительного объема произведений русской и мировой литературы, который предлагает ему программа.

Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелик. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации.

Литературное образование сегодня столкнулось с серьезным вызовом — поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации (и методик) для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы, а также с неумением школьников  понимать,  использовать и составлять тексты,  расширяя свои знания.

В системе международного мониторинга качества общего образования выделяются два исследования, в рамках которых оценивается читательская грамотность учащихся. Это международное исследование читательской грамотности РIRLS и международная программа оценки образовательных достижений учащихся PISA.

В исследовании РIRLS оценивается способность выпускников начальной школы читать и понимать различные тексты, а также два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта; чтение с целью освоения и использования информации.

В исследовании   PISA читательская грамотность понимается как «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»2.

В исследовании   PISA установлено шесть уровней читательской грамотности, среди которых второй уровень является пороговым. Оцениваются важнейшие составляющие читательской деятельности: ситуации — разнообразные цели чтения и контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст; текст — разнообразные материалы для чтения; читательские умения — когнитивные стратегии и способы работы с текстом.

Анализ подходов к оценке читательской грамотности, используемых в названных исследованиях, был проведен российскими специалистами, которые наглядно показали их общность, например, в выделении читательских умений, и их различия, основанные на учете возрастных особенностей школьников десяти и пятнадцати лет.

В Российской Федерации все нормативно-правовые документы, обеспечивающие процесс образования, подчеркивают особую важность формирования навыка грамотного чтения в процессе обучения в школе и в обобщенном виде понимают под грамотным чтением способность школьника к «осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества». В документах можно найти разные понятия, напрямую связанные с понятием «читательская грамотность»: «чтение», «смысловое чтение».

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) - основные документы, регулирующие образовательный процесс в   школах России. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает  формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию,  проектирование   социальной среды развития обучающихся, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Вместе с тем Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик  обучающегося.

При анализе заявленных во ФГОС НОО и ФГОС ООО метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы,  выделяется понятие «смысловое чтение». Формирование навыков смыслового чтения описывается в Примерной основной образовательной программе образовательной организации в разделе «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом». Формирование читательской грамотности в процессе обучения в школе — одна из задач не только  каждого учителя, но и библиотекарей,  однако ведущая роль принадлежит учителю русского языка и литературы.

В Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р   особое внимание уделяется формированию читательской грамотности в школе.

Читательская деятельность в условиях информационного  общества характеризуется изменениями в самом процессе чтения и условиях его осуществления (например, чтение с экрана),  а также в свойствах и условиях существования текстов, с которыми работают дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок). Эти изменения «наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми».

В Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р). говорится о том, что
приобщение детей к чтению и к письменной культуре есть необходимое условие формирования нового поколения российских граждан, которым предстоит на высоком интеллектуальном уровне ответить на вызовы современности, обеспечить
устойчивое развитие страны в ситуации, усиливающейся глобальной конкуренции в экономике, политике, образовании, науке, искусстве и в других сферах.

Всё это подтверждает важность формирования читательской грамотности современного школьника для успешной жизненной и профессиональной реализации.

Инновационность предложенных идей по решению поставленных задач

В лицее накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, и другие ресурсы (кадровые, материально-технические, информационные), необходимые для работы, связанной с развитием читательской компетентности:

- широкий спектр разработок в области обучения чтению детей.

- библиотека является центром по поддержке и развития чтения.

В связи с этим решено было разработать  программу  «Растим читателя», которая адресована всем  участникам образовательной деятельности (обучающимся, учителям и родителям). Программа базируется на комплексном дифференцированном   подходе, учитывающем особенности читательского поведения детей   младшего школьного и юношеского возраста, а также интеграции основного и дополнительного образования.

Цель программы: создать образовательное пространство для формирования и развития у обучающихся гибких навыков (soft skills): критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации - важнейшие навыки, необходимые для формирования функциональной грамотности.

 Для реализации практики в лицее созданы оптимальные условия,  разработана дорожная карта «Создание образовательной среды, формирующей читательскую грамотность обучающихся».

Выявленные проблемы позволили интегрировать работу, связав воедино   общими целями и задачами, совместными мероприятиями   взаимодействие с социальными партнерами:

формирование функциональной грамотности на предметах учебного плана;

развитие смыслового чтения на уроках  русского языка и литературы;

популяризация чтения через внеурочную деятельность и дополнительное образование;

развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения (популяризация семейного чтения, обеспечение информационно-методического сопровождения чтения),

создание в библиотеке развивающей книжной среды через неформальное образование, события вокруг книги и чтения.

и наметить основные мероприятия:

мероприятия по формированию читательской грамотности как уроке, так и   во внеурочной деятельности;

проекты по привлечению библиотеки лицея, родительской общественности к проводимым мероприятия;

разработка диагностических инструментов по отслеживанию уровня читательской грамотности;

составление программы повышения квалификации педагогических кадров по данной направленности;

 улучшение материально-технической базы;

определение круга социальных партнеров.

В контексте школьного образования читательская грамотность, имея метапредметную природу, способствует развитию предметных компетенций всех участников образовательного процесса, формируемых по всем без исключения учебным дисциплинам. Это обусловливает необходимость координации работы всех учителей-предметников по формированию комплекса метапредметных умений, направленных на развитие и совершенствование читательской грамотности учащихся.

  Для родителей - это популяризация чтения  для всех членов семьи и возрождения семейных традиций. Участие в семейных чтениях и обсуждениях  помогают социализации младшего поколения. У детей семейное чтение интегрирует речевую деятельность, обогащает словарь, навыки чтения и письма, языковую способность. Родители, наблюдая за развитием детей, лучше понимают своего ребенка.

Соответствие целевой установки сути решаемых проблем

Основные мероприятия практики соответствуют решению поставленных
задач.

Происходящие в социальной и образовательной среде изменения утвердили две модели чтения, которые сегодня рассматриваются в качестве основных: чтение в течение жизни и чтение с широким охватом жизненных потребностей.

 Первое предполагает обучение чтению с листа и с экрана от детского сада до высших учебных заведений, второе требует обучения разным видам и формам чтения, совершенствования читательских умений на всех этапах получения образования.

Для успешного освоения программы основной общеобразовательной школы, продолжения образования и самообразования учащемуся необходимо овладеть умением читать, чтобы, решить поставленную задачу; умением использовать приемы критического чтения и мышления. Другими словами, учащийся должен стать компетентным читателем:

- понимать (формулировать) цель чтения (задачу, которую необходимо решить);

- выбирать подходящую стратегию чтения;

- обладать определенным и достаточным для понимания текста объемом предметной и фоновой информации;

- осознавать, какая нужна информация для  понимания текста;

-  понимать, где эту информацию взять/получить;

- отличать достоверную  информацию от ложной;

- использовать полученную информацию для решения любого вида задач — от учебных до практических, жизненных;

 - оценивать достижения /недостижения цели чтения как решения поставленной задачи.

Основные направления реализации программы «Растим читателя»: Для каждого направления программы разработаны следующие мероприятия:

для качественного формирования функциональной грамотности на предметах учебного плана у обучающихся 

Необходимо провести подготовительную работу с педагогическим коллективом 

- развивать кадровый потенциал:

- организация курсов повышения квалификации через серию семинаров «Формирование функциональной грамотности» (Тематика занятий: форматы текста, читательские умения, приемы работы с текстом, подбор заданий при определение читательского профиля) и

«Навыки 21 века» (проектирования учебных заданий, развивающих компетенции «4К»; инструменты оценивания уровня сформированности компетенций).

- провести перезагрузку методической деятельности:

- диссимиляция опыта, марафон читательской грамотности;

- разработка методических рекомендаций для обучающихся и педагогов по работе с текстом,

- разработка методики  педагогического исследования,  новых форм работы по развитию «4К», самооценки учеников);

-обеспечение информационно-методического сопровождения внеурочной деятельности в сфере поддержки чтения;

-разработка комплекса методических рекомендаций по приобщению к чтению детей и юношества для организаций социально-культурной инфраструктуры,

-разработка  «Модели идеального читателя»,

-разработка  методического проекта «Развитие функциональной грамотности через смысловое чтение для успешного обучения в школе»,

Для педагогов лицея были проведены флеш-семинар «Развитие критического мышления через чтение и письмо», квиз «Мир предмета в мире слов» (технология ТОГИС), панельная дискуссия «Мы то, что мы читаем и как читаем».

Формировать навыки смыслового чтения на уроках  русского языка и литературы:

- отработка умения в начальной школе читать быстро (одна из основ функциональной грамотности чтения),  определение уровня понимания   информации  не только в прямой, но и в косвенной форме.

- формирование (на основе анализа и ВПР диагностических работ) банка заданий, в которых обучающиеся   сформулируют собственный жизненный; 

- обучение основам сторителлинга, текстов и постов для социальных сетей, нахождению аргументов и выражению собственной точки зрения.  

-отработка навыков понимания чужого текста и создание своего, умения   различать фейк или правду.   

- Реализация междисциплинарной учебной программы начального общего и основного общего образования  «Стратегии смыслового чтения  и работа с текстом», в рамках которой начинается работа  над проектом «Учимся успешному чтению» для учащихся 1-9 классов и их родителей, который включает творческие, исследовательские задания по формированию  и развитию традиций семейного чтения:

1 класс- Копилка читательских открытий.

2 класс- Читай, играй, придумывай, фантазируй!

3 класс - Книжная Галактика

4 класс - Моя читательская биография

5 класс-  Книжное дерево моей семьи

6 класс - Время открытий

7-8 класс – Строим Книгоград

9 класс -   Хорошее время читать!

Популяризация чтения через внеурочную деятельность и дополнительное образование. активное вовлечение детей в творчество через внеурочную деятельность и дополнительное образование, выявление и поддержка одаренных детей в области литературы и художественного слова.

литературные кружки «Верхом на Пегасе»  мастер-классы «Напиши книгу приключений», студия юных журналистов, театральная студия, дискуссионные клубы «И это все о ней…»,   Клуб юных читателей.

Развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения (популяризация семейного чтения, обеспечение информационно-методического сопровождения чтения, популяризация семейного чтения как элемента ответственного родительства с привлечением ведущих печатных и электронных средств массовой информации,

- создание и развитие открытых интернет-сервисов по поддержке семейного чтения (серия вебинаров, оформление страницы на сайте лицея);

- создание в библиотеке привлекательного для детей и родителей пространства;

- развитие системы консультирования родителей в области детского и юношеского чтения («Литературный досуг», «Писатели детства», «Встречи с книгой»,   «Этапы читательского пути», «SOS-ситуация» родителям о чтении);

- организация работы   кружков и студий обучения совместному чтению родителей и детей («Литературная гостиная», «Книга в кругу читателей»);

- создание информационного кейса «О чтении - родителям»;

- акция «Читаем вместе с мамой», «Любимые книги бабушки и дедушки».

Создание в библиотеке развивающей книжной среды через неформальное образование, события вокруг книги и чтения образовательная и социокультурная деятельность библиотеки 

- реализация проектов «Школа творческого чтения» - 7-9 класс,

  «Путешествие в страну книги» - 1-4 класс;

«Читай-город» -для педагогов;

-образовательная программа «Информационная культура» 5-9 класс;

-литературные игры, квесты.

- систематическое обновление фондов;

- использование информационно-коммуникативных средств  для привлечение интереса к чтению:  читательские дневники  в формате Instagram-блога, «Буктрейлеров»,   гайды.

Проведение  диагностики по выявлению уровня читательской и информационной компетентности участников образовательного процесса

информационные умения и навыки:

влияние электронной среды на чтение и литературное развитие   обучающихся;

отношения к чтению и читательские предпочтения

- характеристика чтения различных социальных и возрастных групп детей и юношества, отличающихся разным уровнем способностей и читательских компетенций;

- роль чтения в формировании новых медийно-информационных компетенций детей и юношества;

 литературное чтение и читательская компетентность

- чтение в семьях, относящихся к различным социальным - читательский профиль,

- портрет читателя,

- круг чтения.

 По окончанию работы по формированию читательской грамотности мы должны получить компетентного читателя, обладающего набором познавательных (когнитивных), коммуникативных, творческих (креативных), метакогнитивных, методологических (оргдеятельностных), позиционных, критических, рефлексивных и других качеств:

 – такой читатель, в первую очередь, умеет выбирать и отбирать, что и как надо прочесть;

 – он не только умеет поставить достойную цель чтения для себя (владеет целеполаганием) и составить программу ее достижения, но проявляет целеустремленность и настойчивость в ее достижении;

 – умеет планировать деятельность, корректировать и корригировать ее этапы и способы, комбинировать подходы, находить альтернативные решения;

– умеет выполнять намеченный план исходя из своих индивидуальных особенностей и имеющихся условий, осознавать и сравнивать полученный результат с предшествующими и результатами других обучающихся;

– владеет методами рефлексивного мышления: остановкой, припоминанием, вычленением, поиском противоречий и сходств, действиями по аналогии с  успешно выполненной деятельностью, сопоставлением результатов и целей, корректировкой и др.;

– умеет взаимодействовать с другими обучающимися и окружающим миром, отстаивать свою позицию;

 – терпим и толерантен, коммуникативен, независим, решителен, автономен;

– владеет приемами совместной работы и интеллектуального труда, основанного на интеллектуальных умениях;

– имеет сформированный интерес к работе с книгой;

– владеет информационными и компьютерными технологиями. Эти метакогнитивные качества указывают на уровень сформированности общеучебных умений, которые призваны организовать образовательную, учебную и читательскую деятельность с тем, чтобы обеспечить познание и творчество, сформировать и воспитать компетентного специалиста.

Наличие результатов, направленных на изменение ситуации, по итогам реализации практики

Предполагаемые результаты:

1.Расширение и систематизация методической базы по развитию и формированию сознательного читателя.

2.Формирование основ читательской компетенции.

3.Формирования и развития у обучающихся гибких навыков (soft skills): критического и креативного мышления, коммуникации и кооперации.

4..Восполнение возрастающего дефицита знаний, который обусловлен снижением интереса к чтению.

5.Укрепление партнерства лицея с родителями в читательском развитии школьников.

6.Использование инновационных методов в организации урочной и внеурочной деятельности, работе с родителями.

7.Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности лицея  как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития

В начале реализации практики проведены следующие мероприятия:

- проведены курсы повышения квалификации через серию семинаров «Формирование функциональной грамотности»  и вводные вебинары «Навыки 21 века»;  

- разработаны методические рекомендации для обучающихся по работе с текстом;

- для педагогов лицея были проведены флеш-семинар «Развитие критического мышления через чтение и письмо», квиз «Мир предмета в мире слов» (технология ТОГИС), панельная дискуссия «Мы то, что мы читаем и как читаем»;

- проведен анализ  ВПР за два года для подготовки  банка заданий;

- начата работа  над проектом «Учимся успешному чтению» для учащихся 1-9 классов и их родителей;

- разработаны программы специальных курсов «Учимся читать и понимать текст» 5-8 класс, «Анализ текста» - 9 класс, программа литературного кружка «Верхом на Пегасе»,     студии юных журналистов;

- оформление страницы на сайте лицея;

- проведении серии вебинаров по семейному чтению;

- акция  «Любимые книги бабушки и дедушки»;

- оформление  гайдов по книгам о Великой отечественной войне;

- проведение  диагностики читательский профиль семьи.

Учет возможностей и потребностей местного сообщества

При реализации столь масштабного проекта нельзя не учитывать возможности и потребности местного сообщества. В вопросе повышения уровня читательской грамотности заинтересованы все участники социума, так как повышение читаемости напрямую влияет на культуру, воспитание и гражданственность. Что может предложить местное сообщество?

Родительская общественность. Активные участники образовательного процесса,   проведения мероприятий по привлечения внимания к книге,  организаторы акций по приобретению качественной детской литературы в библиотеку лицея.

Учреждения культуры.

Библиотека семейного чтения №6. Предоставляет помещения для проведения совместных мероприятий. Сотрудники проводят для лицеистов занятия внеурочной деятельности,  ведут клуб  учителей читателей, способствующий тому, чтобы учителя тоже стали читающей категорией населения России, разбудив у них радость чтения.

- Родители на базе библиотеки на общественных началах проводят мастер-классы.

- Дворец творчества детей и молодёжи «Гармония». Проведение занятий внеурочной деятельности. Совместная работа по программам дополнительного образования. Театральные студии дают возможность развития актёрского мастерства и творческого потенциала.

- Дворец творчества детей и молодёжи «Гармония» (филиал п.Осиновка). Литературный клуб «Братский самородок». Подготовка к творческим конкурсам различного уровня. Волонтёрские акции: совместное выступление с авторскими произведениями в социальных учреждениях.

Общественные организации.

- Волонтёрское движение «Мы рядом». Совместный сбор книг для пополнения библиотечного фонда. Проведение разовых акций, флеш-мобов для продвижения чтения.

- Совет ветеранов. Совместное проведение патриотических мероприятий, творческое выступление обучающихся.

Таким образом, возможности местного сообщества способствуют удовлетворению потребностей. Регулярная совместная деятельность позволяет не только реализовать данную практику, но способствовать укреплению общественных и социальных связей на перспективу.  

Достаточность обеспечения материально технических и кадровых условий для
эффективной реализации решаемых задач

Для реализации программы «Растим читателя» в лицее созданы  кадровые условия: обеспеченность кадрами – 100%. Все преподаватели имеют высшее образование. В библиотеке работают: заведующий библиотекой и библиотекарь. Педагоги дополнительного образования обеспечивают развитие творческой, креативной среды.

Все кабинеты лицея оснащены автоматизированным рабочим местом учителя с выходом в Интернет, видеопроекторами, библиотекой по предмету.

Библиотека состоит из трех  отдельных помещений: абонемент, читальный зал, хранилище. Абонемент оснащен 4 компьютерами с выходом в Интернет, принтерами, копировальной техникой, брошюровщиком-переплетчиком , ламинатором.

В читальном зале имеется автоматизированное место библиотекаря с выходом в Интернет, видеопроектором, аудио и видео аппаратурой, телевизором. Аудио и видеотека, электронные пособия позволяют качественно проводить как мероприятия, так и библиотечные уроки,  

Учащиеся всегда имеют доступ к печатной продукции, созданы условия для чтения, т. е. библиотека трансформируется в «уголки», «гостиные» для чтения. Пространство читального зала преобразуется в дискуссионный клуб, кинозал, в котором проводятся  киносеансы по литературным  произведениям.

Три кабинета информатики способствуют формированию информационной культуры.

Востребованность и возможность воспроизведения представленной практики
в других образовательных организациях/ муниципальных образованиях  

Переход образования на компетентностно-деятельностную парадигму, т. е. учет готовности и способности человека учиться, индивидуализация обучения, апробирование различных форм оценочной деятельности, заставляют обратить особое внимание на формирование читательской грамотности.  

Поэтому данная практика не только актуальна и значима своей исполнимостью, но и тем, что может быть воспроизведена в любом общеобразовательном учреждении или учреждении культуры. Разработанный  и систематизированный диагностический материал легко применим в образовательных организациях. Методические разработки, сценарии мероприятий, событий  легко адаптируются под уровень подготовленности участников. Об этом свидетельствуют многочисленные положительные отзывы.  Программа может быть использована как полностью, так и по отдельным направлениям: проведении уроков, работы библиотеки, работы с родителями.

Программа «Растим читателя», объединяющие понятия успеха в жизни и чтение, будет востребована социумом, поскольку в сознании молодого человека должная быть установлена крепкая связь: успешный человек не может быть не читающим.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.

Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...

Создание практико-ориентированной образовательной среды (ЭПОС) средствами интеграции основного и дополнительного образования детей

Модель развития инновационного образования в МОУДОД Доме детского творчества Кирово-Чепецкого района обусловливает необходимость  обеспечения практико-ориентированной составляющей экономического ...

«Успешные практики использования образовательных технологий, формирующих активность и ответственность учащихся за свою учёбу, обеспечивающих включение в учебную деятельность обучающихся с разным уровнем подготовки и мотивации ( технология деятельностно

laquo;Успешные практики  использования образовательных технологий, формирующих активность и ответственность учащихся за свою учёбу, обеспечивающих включение в учебную  деятельность обучающи...

Создание образовательной среды школы для повышения финансовой грамотности школьников

Одним из востребованных видов грамотности среди политической, экономической, математической в современных условиях стала финансовая грамотность.Обучение основам финансовой грамотности продиктовано вре...

ПРИЛОЖЕНИЕ К ОПЫТУ. Мастер-класс на тему : «Формирование читательской грамотности обучающихся средних и старших классов посредством использования инновационных образовательных технологий на уроках предметной области «Филология».

Материал является приложением к собственному инновационному опыту и  содержит инновационные технологии, помогающие формированию функциональной (читательской) грамотности у обучающих средних и ста...

Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"

Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Возможности литературного краеведения в формировании читательской грамотности обучающихся основной школы»

Чтение и работа с информацией – основное метапредметное универсальное учебное действие, которое в ситуациях деятельности и общения на протяжении всей жизни человека будет совершенствоваться. Лит...