Судьба новокрестьянских поэтов
методическая разработка по литературе (11 класс)

Еще не так давно, говоря на уроках литературы о русской поэзии начала 20 века, вскользь упоминали  о большом количестве групп и направлений, основное внимание сосредотачивая на творчестве пролетарских поэтов  (Маяковского, Бедного и т.д.). Сейчас мы много и подробно говорим  и о символистах, и об акмеистах, и о футуристах, и, конечно же, о новокрестьянских  поэтах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novokrestyanskie_poety.docx23.12 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint_41.ppt2.46 МБ

Предварительный просмотр:

                                        Судьба новокрестьянских поэтов.

(слайд 1)

Еще не так давно, говоря на уроках литературы о русской поэзии начала 20 века, вскользь упоминали  о большом количестве групп и направлений, основное внимание сосредотачивая на творчестве пролетарских поэтов  (Маяковского, Бедного и т.д.). Сейчас мы много и подробно говорим  и о символистах, и об акмеистах, и о футуристах, и, конечно же, о новокрестьянских  поэтах.

Новокрестьянская поэзия представлена именами Николая Клюева (слайд 2) , Сергея Есенина  (слайд 3), Сергея Клычкова (слайд 4),  Александра Ширяевца (слайд 5),  Петра Орешина (слайд 6).

Новокрестьянские поэты развивали традиции крестьянской поэзии, начатые еще Алексеем Кольцовым, Иваном Суриковым, Спиридоном  Дрожжиным, но не замыкались в них. Поэтизация деревенского быта, нехитрых крестьянских ремёсел и сельской природы являлись главными темами их стихов. Не жалобы на убогость своей жизни, а гордость за ту многовековую исконную национальную культуру, хранителем которой являлось крестьянство, зазвучала в их песнях. (слайд 7)

Основные черты новокрестьянской поэзии:

  • любовь к "малой Родине";
  • следование вековым народным обычаям и нравственным традициям;
  • использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований;
  • обращение к фольклорным сюжетам и образам, введение в поэтический обиход народных песен и частушек;
  • отрицание "порочной" городской культуры, сопротивление культу машин и железа. 

Поэты этой группы примерно в одно время пришли в поэзию, почти всех их связывала дружба.

 Осенью 1915 года была создана литературная группа "Краса",  которая быстро распалась. У этих поэтов  не было своего особого журнала, они не выступали с совместными манифестами.

Известно, что революцию крестьянские поэты восприняли с энтузиазмом, посвятив ей свое творчество. (слайд 8)

С начала 1920-х годов группа новокрестьянских поэтов являлась объектом постоянных нападок, "разоблачений" со стороны критиков и идеологов пролетарской позиции.

Став после революции организатором литературного процесса, партия большевиков стремилась к тому, чтобы творчество поэтов было максимально приближено к массам. Самым важным условием формирования новых литературных произведений, который выдвигался и поддерживался партийной печатью, был принцип “одухотворения” революционной борьбы. (слайд 9)

Пролетарские поэты, отстаивая коллективное, отрицали все то, что делает личность неповторимой, высмеивали такие категории, как душа и т. д. Крестьянские поэты, в отличие от них, видели главную причину зла в отрыве от природных корней, народных традиций, национальной культуры.

Проведение в жизнь курса ликвидации кулачества как класса сделало крестьянских поэтов “лишними”. (слайд 10)

Так рушились иллюзии, исчезала вера крестьянских поэтов в большевистские преобразования, копились тревожные раздумья о судьбах родной деревни. И тогда в их стихах зазвучали мотивы не просто трагедии  России, но и вины растоптавшего ее непутевого, разгульного, поддавшегося на подмены и соблазны дьявольских козней ее сына –  собственного народа.

В задачу советских идеологов входило представить новое государственное устройство как единственно правильное. Чтобы предать прошлое забвению, носителей родовой памяти уничтожали. Погибли все новокрестьянские поэты – хранители национальных святынь”. Только А. Ширяевец, рано ушедший из жизни (1924), и С. Есенин не дожили до времен массовых репрессий, поглотивших их единомышленников. (слайд 11)

Первым эта участь постигла А. Ганина. Осенью 1924 г. его в числе группы молодежи арестовывают по обвинению в принадлежности к “Ордену русских фашистов”. За улику принимаются найденные у Ганина при обыске тезисы “Мир и свободный труд – народам”, содержащие откровенные высказывания против существующего режима. Попытка выдать текст тезисов за фрагмент задуманного романа  не удалась. Ганин был расстрелян в Бутырской тюрьме в числе семи человек, составляющих группу “ордена”, как его глава.

(слайд 12) В апреле 1920 г. “за религиозные взгляды” был исключен из партии Н. Клюев.  (слайд 13) А после публикации поэмы “Деревня” (1927) он подвергся резкой критике за тоску по разрушенному сельскому “раю” и был объявлен “кулацким поэтом”. (слайд 14, текст, слайд 15) Затем последовала ссылка в Томск, где Клюев умирал от голода, продавал свои вещи, просил подаяния. Он писал М. Горькому и умолял помочь “кусочком хлебушка”. Осенью 1937 г. поэт был расстрелян в Томской тюрьме. (слайд 16)

В разгар массовых репрессий погиб С. Клычков, чья поэзия избежала и опьянения Октябрем, и резкой, откровенно разочарованной реакции. Тем не менее, с конца 1920-х годов критики занесли его в разряд “певцов кулацкой деревни”, а в 1937 г. Клычков был арестован и сгинул бесследно.

Не смог избежать участи своих собратьев по литературному цеху  П. Орешин. Последний его сборник “Под счастливым небом” (1937) состоял из  приглаженных стихотворений его предшествующих книг. “Под счастливым небом” 1937 года он был арестован и расстрелян.

Из числа новокрестьянских поэтов уцелел в этой мясорубке лишь П. Карпов, который дожил до 1963 года и умер в полной безвестности. Его, правда, к данному течению можно отнести лишь условно.

Новокрестьянским поэтам суждено было стать современниками и свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. По- разному они переживали эти события, но финал у них был общий. Все они были уничтожены как кулацкие поэты. И затем  на долгие годы вычеркнуты из литературы(слайд 17, 18).

О Николае Клюеве Сергей Есенин, по воспоминаниям  Назаровой, говорил: « Учитель он был мой, а я его перерос!»

Мануйлов В.А. вспоминал: «Он был начитан, особенно в истории, многое знал, и, как это ни покажется странным, понимал и ценил европейскую культуру. Д.Хармс говорил, что Клюев свободно читал по- немецки, цитировал «Фауста» Гете. Он был не так прост, как это могло показаться при первой встрече…»

После Октябрьской революции оказывается, что Клюев со своим « мужицким раем» чужд новой власти, да и она чужда ему. В поэме «Погорельщина» 1927г c болью поэт пишет о современных ему событиях- об утрате мастеровитости, крестьянских  ценностей. о распаде русской деревни:

Не стало кружевницы Прони,

С коклюшек ускакали кони,

Лишь златогривый горбунок

За печкой выискал клубок,

Его брыкает в сутемёнки…

А в горенке по самогонке

Тальянка гиблая орёт-

Хозяев новых обиход.

В годы « великого перелома» эта поэма не могла быть напечатана.

« Я сгорел на своей «Погорельщине», как некогда сгорел мой прадед протопоп Аввакум на костре пустозерском»,- писал  Н.Клюев.

Тем временем тучи над Клюевым сгущались. С зимы 1931- 32 г он живет в Москве. Гонорары за редкие случайные публикации и выступления позволяли еле- еле сводить концы с концами. Он тяжело болеет. Травля продолжается.

Участь Клюева была решена. 2 февраля 1934 года после очередного доноса он был арестован агентами ОГПУ.

Из допроса Клюева 1934 года : « Осуществляемое при диктатуре пролетариата строительство социализма в СССР окончательно разрушило мою мечту о Древней Руси… Я считаю, что политика индустриализации разрушает основу и красоту русской народной жизни, причём это разрушение сопровождается страданиями и гибелью миллионов русских людей… Окончательно рушит основы и красоту той русской народной жизни, певцом которой я и был, проводимая коммунистической партией коллективизация. Я воспринимаю коллективизацию с мистическим ужасом, как бесовское насаждение».

5 марта 1934 года поэт был осужден по печально знаменитой статье 58- 10 УК сроком на 5 лет с высылкой в Колпашев (Западная Сибирь).

Из письма Н.Клюева: «Я сослан в Нарым, в поселок Колпашев на верную и мучительную смерть. Она, дырявая и свирепая, стоит уже за моими плечами. Четыре месяца тюрьмы и этапов … обглодали меня до костей… Поселок Колпашев_ это бугор глины, усеянный почерневшими от бед и непогодиц избами, набитыми ссыльными. Есть нечего, продуктов нет или они до смешного дороги. У меня никаких средств к жизни, милостыню же здесь подавать некому…»

Некоторое время спустя его переведут в Томск. Там же, в тюрьме, у него случился инсульт.

Ему разрешили проживать в Томске, ухаживала за ним хозяйка квартиры.

В 1937 году Клюева арестовали снова. Обвинили в том, что он является одним из руководителей и идейным вдохновителем «Союза спасения России», готовит  вооруженное восстание.

Клюев был расстрелян в Томске 23-25 октября 1937 г.

Реабилитирован 29 июля 1960 года.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новокрестьянская поэзия

Слайд 2

Николай Клюев 1884-1937

Слайд 3

Сергей Есенин 1895-1925

Слайд 4

Сергей Клычков 1889-1937

Слайд 5

Александр Ширяевец 1887-1924

Слайд 6

Петр Орешин 1987-1937

Слайд 7

Основные черты новокрестьянской поэзии : любовь к "малой Родине"; следование вековым народным обычаям и нравственным традициям; использование религиозной символики, христианских мотивов, языческих верований; обращение к фольклорным сюжетам и образам, введение в поэтический обиход народных песен и частушек; отрицание "порочной" городской культуры, сопротивление культу машин и железа.

Слайд 14

« Я считаю, что политика индустриализации разрушает основу и красоту русской народной жизни, причём это разрушение сопровождается страданиями и гибелью миллионов русских людей… Окончательно рушит основы и красоту той русской народной жизни, певцом которой я и был, проводимая коммунистической партией коллективизация. Я воспринимаю коллективизацию с мистическим ужасом, как бесовское насаждение»

Слайд 17

Разберемся во всем, что видели, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).

ППоэзия  Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна  по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянс...

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.(2 часа, 11 класс) Оформление урока: на каждой парте комплекты стихотворений поэтов, с небольшим комментарием, включающие историю создания произвед...

Сценарий литературного вечера, посвящённого судьбе чувашского поэта Михаила Сеспеля

Материал приводит краткие биографические сведения о жизни М. Сеспеля и сценарий литературной постановки на основе воспоминаний близких поэта...

Конспект урока "Новокрестьянские поэты - представители Серебряного века русской литературы. Поэзия Н.Клюева, С. Клычкова, П. Орешина

Подготовила: Тиханова Анастасия Юрьевна,учитель русского языка и литературы,ГБОУ школа № 489 Московского района Санкт-ПетербургаКонспект урока Класс: 11 классТема: «Новокрестьянские поэты &ndash...

конспект литературной гостиной "Судьба поэта в судьбе народа. Н.М.Рубцов"

Литературная гостиная посвящена жизни и творчеству русского поэта второй половины XX века Н.М. Рубцову. Цель мероприятия познакомить ребят с жизнью и творчеством поэта, сформировать интерес и любовь к...