Л.Н.Толстой. «Война и мир». Тетрадь - практикум для закрепления материала и подготовки к ЕГЭ по литературе.
учебно-методическое пособие по литературе (10, 11 класс)

Кириллина Светлана Гавриловна

В данный  практикум состоит из трёх  частей. В первую часть включены таблицы для закрепления теоретического материала по роману "Война и мир", который может понадобиться при ответе на задания №№ 1-5. Эти знания важны и при написании основного сочинения (задание №12). Вторая часть состоит из фрагментов романа, часто встречающихся в КИМ по литературе,  и заданий к ним  (задания взяты с сайта "Решу ЕГЭ"). В третью часть включены примерные темы сочинений из задания 12. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л, Н.Толстой. «Война и мир». Практикум для повторения  материала и подготовки к ЕГЭ.

Часть 1. Теория

Жанровые особенности: ___________________________________________________________

Признаки ………….: 1.

2.

3.

Признаки…………1.

2.

3.

Временной период:

том

I  том

II  том

III том

IV  том

годы

НАЗВАНИЕ (антитеза)

1.

2.

Основные события (максимально сжато):

I  том

II  том

III том

IV  том

Тематику произведения образуют три круга вопросов:

Проблематика:

Мысль…

Мысль…

Патриотизм и…

Красота…

Главным художественным приемом, который использует Толстой, является антитеза:

Две войны

Два сражения

Два военачальника

Два города

Главные герои романа:

герои

Первое впечатление

Соответствие авторскому идеалу (духовный рост через страдание)

Испытание любовью, чтобы познать истинное чувство и всепрощение

Отношение к Наполеону( что именно восхищает одного и другого)

Развенчание кумира (при каких обстоятельствах и почему)

Что даёт героям общение с народом?

Солдаты его полка

Платон Каратаев

Судьба героев

ДИАЛЕКТИКА ДУШИ (постоянное развитие, движение, которое осуществляется в борьбе противоположных начал) у Толстого показано через зарождение и формирование_______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ «диалектики души» через:

Толстой не мыслит ИСТИННОЙ КРАСОТЫ без духовного начала. Два типа красоты: 

Красота  ________________

Красота  __________________________

Элен Курагина

Лиза Болконская

Марья Болконская

Наташа Ростова

+_______________

но

+_______________

но

-

но_________________

-_______________

но

МЫСЛЬ СЕМЕЙНАЯ

Семья БОЛКОНСКИХ

Семья КУРАГИНЫХ

Семья РОСТОВЫХ

Поэтому…

Поэтому…

Поэтому…

НАПОЛЕОН и  КУТУЗОВ

НАПОЛЕОН

КУТУЗОВ

Толстой утверждает: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»

Восхищает______________________________

возмущает______________________________

Аргументы из текста:1.

2.

3.

Является антитезой Наполеону, поэтому восхищает:

Аргументы из текста:1.

2.

3.

Духовная общность полководца и войска приводит к победе.

МЫСЛЬ НАРОДНАЯ. По мысли Толстого, народ – главная движущая сила истории

капитан Тушин

Платон Каратаев

+________________________________________

Но_______________________________________

_________________________________________

+________________________________________

Но_______________________________________

_________________________________________

ВОЙНА  для Толстого :

«противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

война в защиту отечества необходима; порой она способствует проявлению лучших человеческих качеств

Примеры-аргументы

1.____________________________________

2.____________________________________

3.____________________________________

4____________________________________

Примеры-аргументы

1.____________________________________

2.____________________________________

3.____________________________________

4____________________________________

ПАТРИОТИЗМ истинный и ложный

ИСТИННЫЙ

ЛОЖНЫЙ

Примеры-аргументы

1.____________________________________

2.____________________________________

3.____________________________________

4____________________________________

Примеры-аргументы

1.____________________________________

2.____________________________________

3.____________________________________

4____________________________________

Часть 2. Практика. Задания ЕГЭ (1-6)

Текст 1.Салон Анны Павловны. 

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1–9.

…Отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор. Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, – так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. Но среди этих забот всё виден был в ней особенный страх за Пьера. Она заботливо поглядывала на него в то время, как он подошёл послушать то, что говорилось около Мортемара, и отошёл к другому кружку, где говорил аббат. Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый, который он видел в России. Он знал, что тут собрана вся интеллигенция Петербурга, и у него, как у ребёнка в игрушечной лавке, разбегались глаза. Он всё боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать. Глядя на уверенные и изящные выражения лиц, собранных здесь, он все ждал чего- нибудь особенно умного. Наконец он подошёл к Морио. Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли, как это любят молодые люди.

…Вечер Анны Павловны был пущен. Веретёна с разных сторон равномерно и не умолкая шумели. Кроме ma tante, около которой сидела только одна пожилая дама с исплаканным, худым лицом, несколько чужая в этом блестящем обществе, общество разбилось на три кружка. В одном, более мужском, центром был аббат; в другом, молодом, – красавица княжна Элен, дочь князя Василия, и хорошенькая, румяная, слишком полная по своей молодости, маленькая княгиня Болконская. В третьем – Мортемар и Анна Павловна.

Виконт был миловидный, с мягкими чертами и приемами, молодой человек, очевидно, считавший себя знаменитостью, но, по  благовоспитанности, скромно предоставлявший пользоваться собой тому обществу, в котором он находился. Анна Павловна, очевидно, угощала им своих гостей. Как хороший метрдотель подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утончённое.            (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)

1.1. Укажите жанр, к которому относят произведение Л.Н. Толстого «Война и мир».

Ответ___________________________________

1.2. Назовите художественный метод, в основе которого лежит объективное изображение действительности и особенности которого ярко представлены в «Войне и мире».

Ответ___________________________________

1.3. Назовите город, в котором происходят события, описываемые в данном фрагменте «Войны и мира».Ответ___________________________________

1.4. Укажите фамилию Анны Павловны – хозяйки светского раута, описанного в приведённом фрагменте.Ответ___________________________________

2.1. .«Как хозяин прядильной мастерской… — так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила…». Какой приём использован автором? Ответ_________________________

2.2. В приведённом фрагменте Пьер противопоставлен окружающему его светскому обществу. Каким термином обозначается подобное противопоставление? Ответ__________________________

3.Установите соответствие между тремя персонажами «Войны и мира» и связанными с ними ближайшими событиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖ

 

СОБЫТИЕ

А) Анна Павловна

Б) Элен Курагина

В) Лиза Болконская

 

1) выходит замуж за Пьера

2) умирает при родах

3) возглавляет «патриотический» кружок

4) выезжает на свой первый бал

A

Б

В

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

4. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами.

В приведённом фрагменте Пьер противопоставлен окружающему его светскому обществу. Подобное противопоставление в литературе называется ___________. Начало вечера в доме Анны Павловны Шерер Л. Толстой определяет очень точно с помощью _____________ «Вечер Анны Павловны был пущен». 

Ответ___________________________________

5. Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Каково авторское отношение к «большому свету» и какими средствами оно передано?

5.2. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...».

6. Назовите произведение отечественной или зарубежной прозы (с указанием автора), в котором изображено светское общество. Чем схоже (или чем различается) его изображение в этом произведении и в приведённом фрагменте «Войны и мира»?

Текст 2. Пьер. 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–9.

…Пьер, не дослушав речи тётушки о здоровье её величества, отошёл от неё. Анна Павловна испуганно остановила его словами:

– Вы не знаете аббата Морио? Он очень интересный человек... – сказала она.

– Да, я слышал про его план вечного мира, и это очень интересно, но едва ли возможно...

– Вы думаете?.. – сказала Анна Павловна, чтобы сказать что-нибудь и вновь обратиться к своим занятиям хозяйки дома, но Пьер сделал обратную неучтивость. Прежде он, не дослушав слов собеседницы, ушёл; теперь он остановил своим разговором собеседницу, которой нужно было от него уйти. Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне, почему он полагал, что план аббата был химера.

– Мы после поговорим, – сказала Анна Павловна, улыбаясь.

И, отделавшись от молодого человека, не умеющего жить, она возвратилась к своим занятиям хозяйки дома и продолжала прислушиваться и приглядываться, готовая подать помощь на тот пункт, где ослабевал разговор. Как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идёт, сдерживает или пускает его в надлежащий ход, – так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину. Но среди этих забот всё виден был в ней особенный страх за Пьера. Она заботливо поглядывала на него в то время, как он подошёл послушать то, что говорилось около

Мортемара, и отошёл к другому кружку, где говорил аббат. Для Пьера, воспитанного за границей, этот вечер Анны Павловны был первый, который он видел в России. Он знал, что тут собрана вся интеллигенция Петербурга, и у него, как у ребёнка в игрушечной лавке, разбегались глаза. Он всё боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать. Глядя на  уверенные и изящные выражения лиц, собранных здесь, он всё ждал чего-нибудь особенно умного. Наконец он подошёл к Морио. Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли, как это любят молодые люди.                                                         (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)

1.1. Укажите фамилию Пьера, вызвавшего беспокойство Анны Павловны.Ответ__________________

1.2. Укажите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Войне и мире». Ответ__________________________

2.1. Как называется приём образного соотнесения предметов и явлений («у него, как у ребёнка в игрушечной лавке, разбегались глаза»)? Ответ__________________________

2.2. В приведённом фрагменте искренний и наивный Пьер противопоставлен расчётливой Анне Павловне. Каким термином обозначаются подобные противопоставления? Ответ_______________

2.3. В начале фрагмента Пьер и Анна Павловна беседуют, обмениваясь репликами. Как называется данная форма общения между персонажами? Ответ__________________________

3.Установите соответствие между тремя персонажами «Войны и мира» и их действиями по отношению к Пьеру. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице. 

ПЕРСОНАЖИ

 

ДЕЙСТВИЯ

А) Андрей Болконский

Б) князь Василий Курагин

В) Долохов

 

1) пытается завладеть состоянием Пьера, выдав за него свою дочь

2) увлекает Пьера идеями масонства

3) намеренно раздражает Пьера и провоцирует его на дуэль

4) поддерживает Пьера на правах друга

A

Б

В

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

4. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

В романе «Война и мир» более пятисот действующих лиц, изображённые события охватывают нескольких исторических эпох. Все это позволяет назвать роман _________. Композиционно в романе несколько ________ линий. 

Ответ__________________________

5. Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Что пугает Анну Павловну в Пьере и почему?

5.2. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...».

6. Назовите произведение отечественной или зарубежной прозы (с указанием автора), в котором изображен герой, «не умеющий жить»?  Чем схоже (или чем различается) его изображение в этом произведении и в приведённом фрагменте «Войны и мира»?

Текст 3. Пьер, Андрей.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2. 

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, гости стали расходиться.

Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала:

— Надеюсь увидеть вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, — сказала она.

Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все и Анна Павловна невольно почувствовали это.

Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет.

— Идите, Annette, вы простудитесь, — говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. — C'est arrete, — прибавила она тихо.

Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини.

— Я надеюсь на вас, милый друг, — сказала Анна Павловна тоже тихо, — вы напишете к ней и скажете мне, comment 1е рёге envisagera la chose. Au revoir, — и она ушла из передней.

Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушепотом что-то говорить ей.

Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь.                             Л. H. Толстой «Война и мир»

1. 1. Укажите род литературы, которому принадлежит данное произведение. Ответ_______________

1.2.Как называется разновидность жанра романа, в котором повествуется о событиях отдаленного времени, а среди героев — реальные личности? Ответ________________________________

2.1. Укажите термин, которым в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору определить главное отличие Пьера от большинства гостей Анны Павловны: «толстый», «широкий», «огромные красные руки». 

Ответ_______________

2.2.Укажите термин, которым в литературоведении называется прием, позволивший автору подчеркнуть особенность характера Пьера: «Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности». Ответ________________________________

2.3. Толстой противопоставляет хитрость, расчетливость, умение «затевать» Анны Павловны «добродушию и простоте» Пьера. Как называется этот прием? 

Ответ_______________

3.1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их отцами.

 

ПЕРСОНАЖИ

 

ИХ ОТЦЫ

A) Ипполит

Б) Пьер

B) князь Андрей

 

1) Граф Кирилл Владимирович Безухов

2) Князь Николай Андреевич Болконский

3) Князь Василий Сергеевич Курагин

4) Граф Илья Андреевич Ростов

A

Б

В

 

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

3.2.  Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их судьбой во время войны с Наполеоном. 

ПЕРСОНАЖИ

 

СУДЬБА

А) Ипполит

Б) Пьер

В) князь Андрей

 

1) на предложение Кутузова остаться в его штабе отвечает отказом

2) в плену у французов знакомится с Платоном Каратаевым

3) благодаря отцу становится секретарем посольства

4) погибает в Бородинском сражении Ответ

 

A

Б

В

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

4. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте. 

 

Толстой противопоставляет хитрость, расчетливость, умение «затевать» Анны Павловны «добродушию и простоте» Пьера. Так с помощью _______ автор сразу формирует у читателя мнение о герое. Примечательно, что при описании кружка Анны Павловны писатель широко использует французский язык, который появляется там, где есть ложь, ли-цемерие, лжепатриотизм. Таким образом, французский язык — важная ______ характеристики героев.

 Ответ________________________________________________

5. Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Какие качества характера отличают Пьера от других гостей Анны Павловны?

5.2. Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...».

6. Почему жанр «Войны и мира» Л. H. Толстого определятся как роман-эпопея и какие писатели-классики XX века избрали этот же жанр для своих произведений?

Текст 4. Именины Наташи Ростовой (1)

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните заданя 1-6

— Смотрите на папа, — закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.

Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на весёлого старичка, который рядом с своею сановитою ламой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывёртывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались весёлые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развесёлого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой — женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.

— Батюшка-то наш! Орёл! — проговорила громко няня из одной двери.

Граф танцевал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцевать. Её огромное тело стояло прямо, с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо её танцевало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздёргивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких вывертов и легких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притоптываньях производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при её тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимание и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дёргала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не стекали глаз с танцующих, и требовала, чтобы смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развёртывался граф, то на цыпочках, то на каблуках носясь вокруг Марьи Дмитриевны, и, наконец, повернув свою даму к её месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукою среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи. Оба танцора остановились, тяжело переводя дыхание и утираясь батистовыми платками.                Л. Н. Толстой «Воина и мир»

  1. Произведение Л. Н. Толстого, фрагмент которого приведен выше, передаёт течение жизни в её великих и малых проявлениях. Какой жанр избрал автор, решая эту художественную задачу?

Ответ____________________________

  1. Назовите фамилию, которую носят Наташа, её отец и члены их семьи. 

Ответ____________________________

2.1. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («Её огромное тело стояло прямо, с опущенными вниз мощными руками... только одно строгое, но красивое лицо сё танцевало»)? Ответ_____________________

2.2. Какой художественный прием, передающий динамику танца, использует автор в приведённом фрагменте («Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развёртывался граф...»)?

Ответ_____________________________________

2.3. Наряду с внешними действиями персонажей автор передает их внутреннее, душевное состояние. Каким термином обозначают изображение внутренней жизни человека в художественном произведении? Ответ__________________________

3. Установите соответствие между тремя персонажами — членами Наташиной семьи — и их внутренней характеристикой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) Николай

Б) Петя

В) Вера

 

1) холодность, сосредоточенность на внешней стороне жизни

2) цинизм и жестокость

3) способность слышать музыку высоких сфер

4) душевная теплота в сочетании с узостью духовного кругозора

 

A

Б

В

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

4. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте. Ответ___________________________________

Наряду с внешними действиями персонажей автор передает их внутреннее, душевное состояние. Изображение внутренней жизни человека в художественном произведении называют________. Составить яркий портрет героев писателю удается с помощью _______: «улыбающемся лице», «вздёргивающемся носе», «распускавшеюся улыбкой». 

Ответ________________________________

5. Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Чем похожи отец и дочь в приведённой сцене?

5.2. Прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

6.В каких произведениях русской литературы присутствуют сцены семейной идиллии и в чём эти сцены созвучны (или противоположны) приведённому фрагменту «Войны и мира»?

Текст 5. Именины Наташи Ростовой (2).

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7, 13, 14.

Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь глазами и краснея, сказала:

— Мама велела вас просить танцевать.

— Я боюсь спутать фигуры, — сказал Пьер, — но ежели вы хотите быть моим учителем…

И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке. Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива: она танцевала с большим, с приехавшим из-за границы. Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер говорила с своим кавалером.

— Какова? Какова? Смотрите, смотрите, — сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.

Наташа покраснела и засмеялась.

— Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сидения и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как-то по-балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки-хитрою улыбкой, и как только дотанцевали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:

— Семен! Данилу Купора знаешь?

Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)                                          (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)

  1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество Л. Н. Толстого и принципы которого нашли своё воплощение в «Войне и мире». 

Ответ__________________________________________________

  1. «Война и мир» — произведение, в котором около пятисот действующих лиц, автором изображены события нескольких исторических эпох. Назовите жанр произведения.

Ответ__________________________________________________

2.1.Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом…»)?

Ответ__________________________________________________

2.2. В приведённом отрывке Л. Толстой использует слова, отступающие от норм литературного языка («ежели», «лише» и т. п.) Как называются такие слова и выражения? 

Ответ__________________________________________________

2.3. В начале описания танца автор противопоставляет грациозность старого графа Ростова и неповоротливость Марьи Дмитриевны. Как называется такой приём в художественном тексте?

Ответ_______________

2.4. В начале приведённого фрагмента Наташа и Пьер общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи? Ответ________________________________

3.1.Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

 

ПЕРСОНАЖИ

 

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

А) Наташа Ростова

Б) Пьер

В) Граф Ростов

Г) Марья Дмитриевна

 

1) расстраивает план Наташи бежать с Анатолем

2) ухаживает за раненым Болконским

3) попадает в плен к французам, вступившись за женщину

4) накапливает огромные долги и постепенно разоряет семью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

 

 

 

 

4. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

В начале описания танца автор противопоставляет грациозность старого графа Ростова и неповоротливость Марьи Дмитриевны, используя прием ____________. Яркий, живой образ Наташи помогает создать такое средство выразительности, как _____, например «смеясь глазами».

Ответ___________________________________________

5. Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Какие черты характера Наташи проявляются в приведённой  сцене?

5.2. Прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

6. В каких произведениях русской классики звучит «мысль семейная» и в чём эти произведения можно сопоставить с романом Л. Н. Толстого «Война и мир»?

Текст 6. Князь Андрей.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 

Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, — что он не мог отвечать ему.

Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нём ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о ещё большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.

Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:

— Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин. — И он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.

На лице его было сиянье самодовольства и счастия.

Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.

Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.

«Хорошо бы это было, — подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, — хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после неё там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!.. Но кому я скажу это? Или сила — неопределённая, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, — великое всё или ничего, — говорил он сам себе, — или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладанке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»

Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усиливалось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо — составляли главное основание его горячечных представлений.

Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Наполеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение.

 Л. Н. Толстой «Война и мир»

1.1. К какому литературному жанру принадлежит «Война и мир»? Ответ________________________

1.2. Назовите имя и фамилию старого князя — владельца усадьбы Лысые Горы.

Ответ__________________________________________________

2.1. Фраза «Хорошо бы это было... ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье» является началом высказывания князя Андрея, обращённого к самому себе и не произнесённого вслух. Как называется использованный здесь приём?

Ответ__________________________________________________

2.2. Как называется приём противопоставления в художественном произведении («ничтожный» Наполеон и «высокое небо»)? Ответ__________________________________________________

2.2. Как называется вопрос, не требующий ответа: «Но кому скажу я это?»

Ответ__________________________________________________

3. Установите соответствие между персонажами «Войны и мира» и связанными с ними сюжетными ситуациями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

 

СЮЖЕТНЫЕ СИТУАЦИИ

A) князь Андрей

Б) Пьер

B) Элен

 

1) вынашивает план покушения на Наполеона

2) организует «профранцузский» кружок

3) разочаровывается в Наполеоне, оставив идею «своего Тулона»

4) участвует в переговорах с Наполеоном

 

A

Б

В

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

4. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Описание мыслей Андрея Болконского обозначается в литературе термином «_________ _____». В размышлениях князя содержится ____________ вопрос, не требующий ответа: «Но кому скажу я это?»

Ответ__________________________________________________

5. Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Почему данный эпизод в судьбе князя Андрея можно назвать поворотным?

5.2. Прокомментируйте слова исследователя: «Обязательная для Толстого нравственная оценка всех персонажей исходит в «Войне и мире» прежде всего из того, насколько проявляется в каждом из них естественная сила жизни...». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

6. Какие герои русской литературы, подобно князю Андрею, изменяли свои взгляды на жизнь после перенесённых душевных потрясений и в чём этих героев можно сопоставить с Андреем Болконским?

Текст 7. Долохов.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания

…Долохов больной лежал у матери, страстно и нежно любившей его. Старушка Марья Ивановна, полюбившая Ростова за его дружбу к Феде, часто говорила ему про своего сына.

— Да, граф, он слишком благороден и чист душою, — говаривала она, — для нашего нынешнего, развращённого света. Добродетели никто не любит, она всем глаза колет. Ну, скажите, граф, справедливо это, честно это со стороны Безухова? А Федя по своему благородству любил его, и теперь никогда ничего дурного про него не говорит. В Петербурге эти шалости с квартальным, там что-то шутили, ведь они вместе делали? Что ж, Безухову ничего, а Федя всё на своих плечах перенёс! Ведь что он перенёс! Положим, возвратили, да ведь как же и не возвратить? Я думаю, таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много там было. Что ж, теперь — эта дуэль. Есть ли чувства, честь у этих людей! Зная, что он единственный сын, вызвать на дуэль и стрелять так прямо! Хорошо, что Бог помиловал нас. И за что же? Ну, кто же в наше время не имеет интриги? Что ж, коли он так ревнив, — я понимаю, — ведь он прежде мог дать почувствовать, а то ведь год продолжалось. И что же, вызвал на дуэль, полагая, что Федя не будет драться, потому что он ему должен. Какая низость! Какая гадость! Я знаю, вы Федю поняли, мой милый граф, оттого-то я вас душой люблю, верьте мне. Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа...

Сам Долохов часто во время своего выздоровления говорил Ростову такие слова, которых никак нельзя было ожидать от него.

— Меня считают злым человеком, я знаю, — говаривал он, — и пускай. Я никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю; но кого я люблю, того люблю так, что жизнь отдам, а остальных передавлю всех, коли станут на дороге. У меня есть обожаемая, неоценённая мать, два-три друга, ты в том числе, а на остальных я обращаю внимание только настолько, насколько они полезны или вредны. И все почти вредны, в особенности женщины. Да, душа

моя, — продолжал он, — мужчин я встречал любящих, благородных,

возвышенных; но женщин, кроме продажных тварей — графинь или кухарок,

всё равно, — я не встречал ещё. Я не встречал ещё той небесной чистоты, преданности, которых я ищу в женщине. Ежели бы я нашёл такую женщину, я бы жизнь отдал за неё. А эти!.. — Он сделал презрительный жест. — И веришь ли мне, ежели я ещё дорожу жизнью, то дорожу только потому, что надеюсь ещё встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило меня. Но ты не понимаешь этого.

— Нет, я очень понимаю, — отвечал Ростов, находившийся под влиянием своего нового друга

(Л. Н. Толстой, «Война и мир»)

1.1.Укажите род литературы, к которому относится произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». Ответ__________________________________________________

1.2. Назовите имя графа Безухова, упоминаемого Марьей Ивановной.

Ответ__________________________________________________

2.1. Значительную часть фрагмента занимают развёрнутые высказывания персонажей. Как называется такой тип высказывания? Ответ_________________________________

2.2. В речи Марьи Ивановны присутствуют вопросы, не требующие ответа. Как они называются?

Ответ__________________________________________________

2.3.  В приведённом фрагменте противопоставлены возвышенные слова матери о сыне и его собственная самооценка. Как называется приём противопоставления в художественном произведении? Ответ__________________________________________________

3.Установите соответствие между персонажами «Войны и мира» и событиями в их жизни.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖИ

 

СОБЫТИЯ

А) Безухов

Б) Николай Ростов

В) Долохов

 

1) возглавит небольшой партизанский отряд

2) попадёт в плен к французам

3) женится на Марье Болконской

4) погибнет во время атаки

 

A

Б

В

 

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

4. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В тексте работы впишите два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

По своему жанру «Война и мир» — _______________, продолжающий традиции такого литературного направления, как _____________.

Ответ__________________________________________________

5. Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Как характеризует Долохова его краткая исповедь?

5.2. Д. И. Писарев после прочтения романа «Война и мир» сказал: «Но именно оттого, что автор потратил много времени, труда и любви на изучение и изображение эпохи и ее представителей, именно поэтому созданные им образы живут своею собственною жизнью, независимою от намерения автора, вступают сами в непосредственные отношения с читателями, говорят сами за себя и неудержимо ведут читателя к таким мыслям и заключениям, которых автор не имел в виду и которых он, быть может, даже не одобрил бы». Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

6. В каких произведениях отечественной литературы представлен «плохой хороший человек» и в чём подобных героев можно сопоставить с толстовским Долоховым?

Текст 8. Народ и война. Купец Ферапонтов.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечернее небо всё было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространённым по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились чёрные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разорённой кочки, в разных мундирах и в разных направлениях проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой-то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.

— Сдают город, уезжайте, уезжайте, — сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:

— Я вам дам по дворам бегать! — крикнул он.

Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.

Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что-то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.

— Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! — закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.

— Решилась! Расея! — крикнул он. — Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась... — Ферапонтов побежал на двор.

  По улице, запружая её всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела так же на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.

   Была уже совсем ночь. На небе были звёзды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться,. Недалеко от перекрёстка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в чёрном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрёстке.                                                                     Л. Н. Толстой «Война и мир»

1. Укажите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Ответ_________________________________________________

2.1. Назовите приём, к которому прибегает автор, рисуя картину отступления («...как муравьи из разорённой кочки <...>, проходили и пробегали солдаты»). Ответ_______________________

2.2. Как называется намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания («Решилась! Расея! — крикнул он. — Алпатыч! Решилась! Сам запалю. Решилась...»)?

Ответ________________________________________________

2.3. Каким термином обозначается способ отображения внутреннего состояния героев, мыслей и чувств, владеющих ими («Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи»; «схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом»)?

Ответ_________________________________________________

2.4. Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку (например, застилаемый дымом молодой месяц в начале и в конце фрагмента)?

Ответ_________________________________________________

2.5. Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске. Укажите термин, которым обозначается расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении.

Ответ_________________________________________________

3.Установите соответствие между тремя персонажами «Войны и мира» и их действиями по отношению к Пьеру. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

ПЕРСОНАЖИ

А)  Андрей Болконский

Б)  князь Василий Курагин

В)  Долохов

ДЕЙСТВИЯ

1)  пытается завладеть состоянием Пьера, выдав за него свою дочь

2)  увлекает Пьера идеями масонства

3)  намеренно раздражает Пьера и провоцирует его на дуэль

4)  поддерживает Пьера на правах друга

A

Б

В

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

4. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Фрагмент начинается и заканчивается описанием пожара в Смоленске. Расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении составляют его __________. Пожаром охвачены дома и улицы, пожар войны охватил родину. Пожар — ______ непростой эпохи и народной войны.

Ответ_________________________________________________

5. Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Чем, с вашей точки зрения, можно объяснить «странное» поведение купца Ферапонтова в приведённом эпизоде?

5.2. По мнению Л. Н. Толстого, патриотизм может считаться настоящим только в том случае, если человек любит свою Родину бескорыстно, готов жертвовать для неё жизнью не ради наград и славы. Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

6. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором звучит тема человека на войне и что сближает это произведение с романом Л. Н. Толстого?

Текст 9. Народ и война. Кутузов.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1–9.

Счастливое расположение духа начальства после смотра перешло и к солдатам. Рота шла весело. Со всех сторон переговаривались солдатские голоса.

— Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу?

— А то нет! Вовсе кривой.

— Не... брат, глазастей тебя, и сапоги и подвёртки, все оглядел...

— Как он, братец ты мой, глянет на ноги мне... ну! думаю...

— А другой-то, австрияк, с ним был, словно мелом вымазан. Как мука, белый! Я чай, как амуницию чистят!

— А что, Федешоу!.. сказывал он, что ли, когда сраженье начнётся? ты ближе стоял? Говорили всё, в Брунове сам Бунапарт стоит.

— Бунапарт стоит! ишь врёт, дура! Чего не знает! Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунапартом война откроется. А то, говорит, в Брунове Бунапарт стоит! То-то и видно, что дурак, ты слушай больше.

— Вишь, черти квартирьеры! Пятая рота, гляди, уже в деревню заворачивает, они кашу сварят, а мы ещё до места не дойдём.

— Дай сухарика-то, чёрт.

— А табаку-то вчера дал? То-то, брат. Ну, на, Бог с тобой.

— Хоть бы привал сделали, а то ещё вёрст пять пропрём не емши.

— То-то любо было, как немцы нам коляски подавали. Едешь, знай: важно!

— А здесь, братец, народ вовсе оголтелый пошёл. Там всё как будто поляк был, всё русской короны; а нынче, брат, сплошной немец пошёл.

— Песенники, вперёд! — послышался крик капитана.

И перед роту с разных рядов выбежало человек двадцать. Барабанщик-запевало обернулся лицом к песенникам, и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: «Не заря ли, солнышко занималося...» и кончавшуюся словами «То-то, братцы, будет слава нам с Каменскиим-отцом...» Песня эта была сложена в Турции и пелась теперь в Австрии, только с тем изменением, что на место «Каменскиим-отцом» вставляли слова: «Кутузовым-отцом».

Оторвав по-солдатски эти последние слова и махнув руками, как будто он бросал что-то на землю, барабанщик, сухой и красивый солдат лет сорока, строго оглянул солдат-песенников и зажмурился. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него, он как будто бережно приподнял обеими руками какую-то невидимую драгоценную вещь над головой, подержал её так несколько секунд и вдруг отчаянно бросил её: Ах вы, сени мои, сени!

«Сени новые мои...», — подхватили двадцать голосов, и ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резко выскочил вперёд и пошёл задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому-то ложками. Солдаты, в такт песни размахивая руками, шли просторным шагом, невольно попадая в ногу. Сзади роты послышались звуки колёс, похрускиванье рессор и топот лошадей. Кутузов со свитой возвращался в город.                                           (Л. Н. Толстой, «Война и мир»)

  1.   Укажите жанр, к которому относится произведение Л. Н. Толстого «Война и мир».
  2.   Укажите литературное направление, принципы которого нашли своё воплощение в «Войне и мире».

  1.  В характеристике солдата, данной австрийскому генералу, сквозит лукавая насмешка. Каким термином обозначается данный вид комического?
  2. Укажите название приёма, основанного на уподоблении одного предмета или явления другому («Оторвав по-солдатски эти последние слова и махнув руками, как будто он бросал что-то на землю, барабанщик, сухой и красивый солдат лет сорока, строго оглянул солдат-песенников и зажмурился»).
  3. Как называется сниженная, грубоватая лексика, звучащая из уст солдат («Хоть бы привал сделали, а то ещё верст пять пропрем не емши»)?
  4. Значительную часть фрагмента занимает разговор между солдатами. Как называется отдельное высказывание в диалоге?
  1. Установите соответствие между персонажами, участвующими в сцене смотра, и их воинскими званиями.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПЕРСОНАЖ

 

ВОИНСКОЕ ЗВАНИЕ

А) Тимохин

Б) Долохов

В) Болконский

 

1) адъютант Кутузова

2) пехотный капитан

3) генерал

4) разжалованный в солдаты офицер

 

A

Б

В

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

  1. Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

 

Отвечая на вопрос, кто является движущей силой в истории, Толстой убеждает читателя: это не отдельная историческая личность, а ______. Проводя своих героев через испытания, писатель демонстрирует, как меняется их внутренний мир. Так появляется новый принцип изображения героев, получивший с лёгкой руки Чернышевского название  — «_________ ______».

  1. Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Как в приведённом фрагменте «Войны и мира» передано отношение простых солдат к фельдмаршалу Кутузову?

5.2. По мнению Л. Н. Толстого, патриотизм может считаться настоящим только в том случае, если человек любит свою Родину бескорыстно, готов жертвовать для неё жизнью не ради наград и славы. Опираясь на приведённый фрагмент, докажите или опровергните эту точку зрения.

6. Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором созданы образы защитников отечества. Чем схоже (или чем различается) их изображение героями «Войны и мира»?

Часть 3. Сочинение (задание 12)

12.2.1.      Как вы понимаете метафору «дубина народной войны» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»?

  1. Что даёт основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)
  2. Почему автор романа «Война и мир» лишает Наполеона права на величие?
  3. Как раскрывается в произведении тема «Человек и война» (произведение выбирается учащимся)?
  4. Каковы итоги нравственных исканий Пьера Безухова? (По роману Л. H. Толстого «Война и мир»).
  5. Какова роль Наташи Ростовой в судьбе Андрея Болконского? (По роману Л. H. Толстого «Война и мир»).
  6. Почему Бородинское сражение показано Л. Н. Толстым как главное событие войны народной? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).
  7. Какое место в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» занимает образ Платона Каратаева?
  8. Как в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» представлено авторское видение итогов Бородинского сражения?
  9. Что лежит в основе дружбы Андрея Болконского и Пьера Безухова? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).
  10. Образ Кутузова в романе-эпопее «Война и мир».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л. Толстой. "Война и мир" 1-й урок Место романа в общественной жизни и литературы 60-х г.г.

Конспект урока по роману Л. Н. Толстого "Война и мир". "Место романа в общественной жизни и литературе 60-х гг 19 в."...

материал для подготовки к гиа по литературе

материал для выполнения варианта1 и варианта2 кимов по литературе...

Материал для подготовки к сочинению по литературе в 11 классе

Статья будет интересна для учителей,работающих в 11классе...

Материал для подготовки к ЕГЭ по литературе

Подборка материалов для подготовки к экзамену...

материал для подготовки к ОГЭ по литературе

Марьина, Кузанова Литература 9 класс ОГЭ...

Материал для подготовки к олимпиаде по литературе

помощь в подготовке пятиклашек к олимпиаде...