Урок литературы в 7 классе на тему «Только человек ответствен за добро и зло» ( по рассказу В.М. Гаршина « Сигнал» ).
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе с использованием регионального компонента. Цель урока: привлечь внимание учеников к ситуации, в которой могут пострадать люди, не участвующие в конфликте; на новом уровне продолжить обсуждение проблем, связанных с феноменом мести; развивать умение сравнивать литературных героев, формировать навык соотнесения читательских ожиданий с текстом художественного
произведения; работать над развитием устной речи учащихся, способствовать развитию творческих способностей учащихся: актёрского мастерства, выразительного чтения текста, изобразительного искусства; воспитывать непримиримость к насилию, жестокости, мести, воспитывать ответственность за свои поступки и слова.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_7_klasse.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

           «Скалистская общеобразовательная средняя школа»

 Предметная неделя по русскому языку и литературе.    

Открытый урок литературы в 7 классе.

                        ( региональный компонент)

                                                           Учитель: Кенжебаева Л.И.

 Тема урока : «Только человек ответствен за добро и зло» ( по рассказу В.М.

Гаршина « Сигнал» ).

Цель урока:       1) привлечь внимание учеников к ситуации, в

которой могут пострадать люди, не участвующие

в конфликте; на новом уровне продолжить обсуж-

дение проблем, связанных с феноменом мести;

2) развивать умение сравнивать литературных

героев, формировать навык соотнесения читатель-

ских ожиданий с текстом художественного

произведения;

3) работать над развитием устной речи учащихся,

способствовать развитию творческих способностей

учащихся: актерского мастерства, выразительного

чтения текста, изобразительного искусства;

4) воспитывать непримиримость к насилию,

жестокости, мести, воспитывать ответственность

за свои поступки, слова.

Оборудование: 1) портрет писателя,

                           2) плакат, на котором тема урока, эпиграф к нему,

                           3) рисунки учеников к рассказу на магнитной

                          доске,

                           4) выставка сочинений учащихся, ярко оформлен-

                           ных, написанных после прочтения рассказа,

                           5) учебные пособия « Вокруг тебя-мир» на партах.

                           6) магнитофон.

Эпиграф: Своеобразие личности В.М. Гаршина связано с челове-

                  ческим талантом сострадания, великолепным чутьём к

                  боли.

                                                                                       А.П.Чехов.

                               

                             Ход урока:

I Оргмомент: приветствие, объявление темы и цели урока.

II Вступительное слово учителя:

            Гаршин Всеволод Михайлович ( 1855- 1888 г.)- автор двух

небольших книжек рассказов, в которых по словам Г. Успенского,

было « положительно исчерпано всё содержание нашей жизни».

Гаршин прожил недолгую жизнь. Он обладал талантом особым,

человеческим. На многих произведениях Гаршина лежит отпечаток

глубокой скорби.

           Его тяготила несправедливость современной жизни, скорбный

тон его творчества был формой протеста против социального уклада,

основанного на бездушии и насилии. При всём том жизнь в её сущности,

в её высоком значении не теряла для Гаршина своего обаяния.

Для него мир был полон прекрасного. Он не думал, что жизнь мира есть

грех и зло, он ненавидел зло, оно,на его взгляд, было чудовищным

контрастом с той радостью и красотой, которую он видел в мире.

III.Беседа с классом:

1.Кто главные герои рассказа?

2. Чем похожи и чем отличаются герои рассказа? Какие черты характера

Василия и Семёна не схожи,а какие присущи и тому, и другому ?

3. Семён отзывается о Василии: « Зелье, не человек». Что в характерах

Семёна и Василия помогает понять эта реплика?

4. « Нет зверя хищнее человека»,- говорит Василий. Что он имеет в виду?

5. Распространяется ли эта его характеристика на всех людей?

6.Можно ли назвать Василия плохим человеком?

7. Василий портит пути, за которыми сам обязан был смотреть.

Что этому предшествовало? Почему он так поступает?

8. Думает ли Василий о пассажирах?  Хотел ли Василий, чтобы

пострадали пассажиры ?

9.Сравнить главных героев, дать характеристику тому и другому.

Какие они ?

10. ЗАДАНИЕ : двум ученикам подойти к столу учителя и выбрать

карточки, на которых написаны прилагательные, характеризующие

героев. Выбрать одному ученику те, которые можно отнести к характеру

Семёна, а другому ученику- те, которые можно отнести к характеру

Василия. ( обидчивый, вспыльчивый, импульсивный, спокойный,

покорный, злопамятный, порывистый, добродушный, терпимый,

недовольный, мягкий, непримиримый.)

IV. Прочитать выразительно отрывок ( стр.13) « Месть Василия».

Как,  по-твоему, поступят главные герои ? Чем может закончиться

рассказ ?  Запиши свои мысли.

V. Чтение учениками своих сочинений-миниатюр.

VI. Обсуждение :

  1. Что в тексте рассказа давало вам основания думать именно так ?
  2. Что можно считать кульминацией в рассказе ?
  3. Чьи действия- Семёна или Василия в кульминационный момент

оказались более предсказуемыми и почему ?

  1. Кто же в итоге защищает людей от беды ?
  2. Как вы думаете, что повлияло на возвращение ослеплённого

обидой Василия ?

Рассмотрим схему:

Обида      месть      внезапное осознание  того, что сделал

предотвращение крушения поезда     признание.

 

     6)Как вы оцениваете поступок Семёна ?

7)Что мы знаем о пассажирах ?

8)Какое отношение имеют пассажиры к конфликту между Василием

 и его начальником ? Могли ли те, кто ехал в поезде, себя уберечь ?

VII. Чтение отрывка выразительно до конца:

Вывод.  Несмотря на различие характеров главных героев, их

мироощущения, в решающий момент они поступают так, чтобы

предотвратить катастрофу, в результате которой пострадали бы

пассажиры ( люди, не участвующие в конфликте Василия и началь-

ника дистанции).

VIII.Ученик читает наизусть стихотворение.

             

                         Автор Л.Н.Мартынов «Люди».

                                      Люди,

                                      В общем,

                                      Мало просят,

                                      Но дают довольно много.

                          Люди многое выносят:

                          Если надо-ходят в ногу,

                          Устают, недоедают,

                          Но уж если взрыв за взрывом,-

                          Этот ад надоедает

                          Даже самым терпеливым.

                                      Люди,

                                      В общем,

                                      Мало знают,

                                      Но они прекрасно чуют,

                                      Если где-то распинают

                                      И кого-нибудь линчуют.

                                      И тогда творцов насилья

                                      Люди смешивают с пылью,

                                      Сбрасывают их со счёта.

                                      Не по людям их работа!

                            Люди,

                            В общем,

                            Мало верят

                            В заклинанья, пентаграммы,

                            А своею меркой мерят

                            На фунты и килограммы,

                            И на ярды, и на метры.

                            Счёт иной ещё не начат.

                                       Люди,

                                       В общем,

                                       Незаметны,

                                       Но довольно много значат.

Учитель: Объясните значение слова « люди».                          Люди- это множественное число от существительного

человек, а одно из значений этого слова- « личность как воплощение

высоких моральных и интеллектуальных свойств».

Приходилось ли вам слышать выражения: « Сделали всё по-людски.

Не по-людски поступили». Как вы их понимаете?

Как вы думаете, что будет дальше ? Осудят Василия или оправдают?

     IX. Предположим такой конец истории :

( инсценирование предполагаемого конца рассказа: идёт суд,

звучит музыка, в зал заседаний вводят Василия,

герои  произносят речи  обвинительные в адрес Василия и

оправдательные. Его освобождают. Ученики в костюмах.)

X. Слово учителя :

Что такое месть ? Найдите, ребята, значение слова в Толковом

словаре С.И.Ожегова .

Месть- одно из сложнейших человеческих чувств, противоречи-

вых  явлений в жизни человеческого общества.

Месть- действие в отплату за причинённое зло, возмездие за что-

нибудь.

Месть в конфликтных ситуациях способствует их разрешению или

нет?

Месть или отказ от мести- выбор, перед которым может оказаться

каждый человек.

X. Ученик читает наизусть стихотворение у доски.

                 

                  Автор Ю.Левитанский. 

         

                   Каждый выбирает для себя

                   Женщину, религию, дорогу.

                   Дьяволу служить или пророку-

                   Каждый выбирает для себя.

         

                   Каждый выбирает по себе.      

                   Слово для любви и для молитвы.

                   Шпагу для дуэли, меч для битвы

                   Каждый выбирает по себе.

                   Каждый выбирает по себе.

                   Щит и латы. Посох и заплаты.

                   Меру окончательной расплаты.

                   Каждый выбирает  по себе.

                   Каждый выбирает для себя.

                   Выбираю тоже- как умею.

                   Ни к кому претензий не имею.

                   Каждый выбирает для себя.

1.На что похожа месть ? ( ученики отвечают)

                                                      пожар в лесу

                                                      смерч

Месть похожа на                         бумеранг

                                                     водоворот

2.Какое из этих сравнений, на ваш взгляд, даёт наиболее точное

представление о понятии « месть» ?

3. Нужно ли останавливать  « эстафету» мщенья ?

4. Что для этого необходимо ?

5. В каких произведениях мы читали о чувстве мести ?

6. Кому удалось преодолеть чувство мести ?

( Марии из повести В.Закруткина « Матерь человеческая»,

Витьке Агофонову из рассказа В.   Солоухина «Мститель»).

7. Что нового, на ваш взгляд, вносит в понимание такого сложного

явления, как месть, рассказ В.Гаршина «Сигнал» ?  

X. Слово учителя:

Характерно, что закончил Гаршин свой недолгий путь в литературе

весёлой сказкой для детей « Лягушка- путешественница». Её сюжет

восходит к сказке из индийского сборника, разница в том, что его

лягушка остаётся жива, а в других сказках черепаха- путешественница

хочет начать разговор, падает и разбивается насмерть. Гаршин отказался

от жестокого конца, его героиня остаётся жива, автор добрее своих

предшественников.

Значительно, что последние слова В.М.Гаршина были обращены

к детям и что последнее его произведение светло и беспечально.

На фоне других произведений Гаршина, грустных и тревожных, эта

сказка как бы живое свидетельство того, что радость жизни не исчезает

никогда, что « свет во тьме светит».

XI. Объявление оценок. Спасибо за урок!

Литература :

     

           

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе по теме "Внешность человека. Одежда."

Урок по теме "Внешность человека. Одежда." с использованием мультимедийного проектора. На уроке использована проектная работа....

Урок в 5 классе по теме "Внешность человека".

Открытый урок в рамках муниципального профессионального конкурса "Педагог года города Егорьевска - 2008" 12. 02 2008 года...

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

Обобщающий урок в 11 классе по теме "Эволюция человека"

Урок может быть использован при обобщении темы "Антропогенез" в 11 классе...