Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы
статья по литературе

Читательскую грамотность нельзя рассматривать как сугубо лингвистическое понятие. Если мы научим внимательно читать художественные, официально-деловые тексты, то и научные тексты ученик тоже сможет внимательно читать. Читательская грамотность послужит основанием для формирования финансовой, естественно-научной грамотности, умению критически мыслить и анализировать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы.

    Среди метапредметных универсальных учебных действий особое место занимает чтение и работа с текстом. Успешное обучение ребенка в основной школе невозможно без определенного уровня читательской грамотности.

Что такое читательская грамотность? Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свой образовательный потенциал.

На своих уроках формирую у обучающихся читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами:

  • находить и извлекать информацию;
  • интегрировать и интерпретировать информацию;
  • осмысливать и оценивать содержание, форму текста;
  • использовать информацию из текста.

      В учебно-методических комплексах под редакцией  Т.А. Ладыженской (русский язык) и  В.Я.Коровиной (литература)  уже есть задания, которые позволяют формировать читательскую грамотность, однако здесь необходимо подключить творчество, предметную и методическую компетентность учителя, чтобы разнообразить приёмы с использованием всевозможных ресурсов.

    Расскажу о некоторых методических подходах, техниках, приемах, которые позволяют успешно формировать читательскую грамотность.

  1. «Чтение с остановками» - данный приём проверяет умение учащихся находить и извлекать информацию из текста. Например, на этапе изучения нового материала прошу учащихся поработать с текстом: восстановить текст, используя слова для справок, озаглавить прочитанный текст, найти основную мысль текста, предугадать продолжение сюжетной линии. На каждой или некоторых остановках в чтении можно предложить сформулировать вопрос автору, найти в отрывке важную подтекстовую информацию. Данные задания предлагаю выполнять как индивидуально, так и в группах.
  2. Прием «Мозаика». 
    Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”.
    Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
    Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в
    правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики
    могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
  3.  Приём «Лингвистическая сказка». Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа..

Продолжите лингвистическую сказку (на листочках)

Жили-были в Стране Наречий приставки В-, На-, За-, Из-, До-, С- и суффиксы -О, -А. Жили они в мире, ходили друг к другу в гости… Но всё это было до недавнего времени. Что же случилось?

  1. Прием «Верите ли вы, что...»(+ -)
    Может быть началом урока. Учащиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил.
    Используется, например, при знакомстве с причастием (7 класс):

    Причастие - это самостоятельная часть речи.
    Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
    Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
    Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
    Причастия могут быть действительными и страдающими.
    Действительные причастия могут иметь краткую форму.
    Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
  2. Приём «Опорный конспект»
    Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию
    из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической
    информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под
    рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графики, схемы, диаграммы.
  3. Прием «Синквейн»
    Синквейн –слоган из пяти строк, в котором отражена основная информация.

Этот    прием    помогает понять, как ученики усвоили материал урока, мотивировать , заинтриговать их новой темой или актуализировать ранее приобретенные знания. Синквейн – слоган, состоящий из пяти строк и построенный по особым правилам:
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы).

Например:

Язык
Многогранный, выразительный
Используется, развивается, объединяет
Язык помогает людям общаться
Речь

  1. Приём «Уголки» 

 Подразумевает составление характеристики героев произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный приём используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

  1.  Прием «Логические цепочки». 

Прием помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить. Можно использовать на любой стадии урока. Ученикам предлагается набор фактов, последовательность которых нарушена; дети расставляют события в нужном порядке.

    Например:  сказка «Царевна-лягушка».

  1. Отец отправляет сыновей на поиски жены.
  2. Иван-царевич сжигает лягушачью кожу.
  3. Василиса лучше всех танцует на пиру.
  4. Василиса отправляется в царство Кощея.
  5. Братья смеются над невестой Ивана.
  6. Василиса утешает Ивана-царевича и выполняет задания.
  7. Иван-царевич отправляется на поиски Василисы.
  8. Кощей умирает.

9. Прием «Четвертый лишний»

     Найдите и выпишите в каждой группе однокоренных слов лишнее:

1) Гора, гористый, , горец, горе.
2) Водитель, водяной, водоросли, вода.
3) Дело, разделить, деловой, делец.

  1.  Прием «Слепая схема»

http://festival.1september.ru/articles/515722/img1.gif

   В своей работе особое внимание уделяем такому виду работы, как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Они должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других авторов. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности.

Например, в 6 классе даю такое задание

Прочитайте текст и выполните задания

 (осмысление информации, интерпретация, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов).

     Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда скажут слова благодарности тем, кто помог ему, и однажды он заговорил: «Моя красота ослепила вас, но вы, к сожалению, не поняли главного.  Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, с любовью растила, и благодаря ее заботе я расцвел. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей, поддержала в невзгоды. Не отнеслись с уважением к солнцу, которое день за днем со всей ответственностью грело и защищало меня от стужи. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее».

№ 1. Запишите цепочку ключевых слов.

№ 2. Определите основную мысль текста.

№ 3. Сформулируйте ответ на вопрос: «Что не поняли люди?»

№ 4. Какой ведущий изобразительный прием использует автор данного текста? Приведите примеры.

 (осмысление информации, интерпретация, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов).

А в 7 классе часто работаю с притчами.

Притча

Однажды некий уважаемый горожанин пришел к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:

  - Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката и больше не ведаю счастья.

  Соломон задумался и сказал:

  - Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами.

  И спросил еще мудрый царь:

  - А о чем мечтаешь ты?

  Ответил проситель:

  - Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чем мечтать.

  Тогда Соломон изрек:

  - Человек,  не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья.

  Добавил еще царь:

  - Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своем пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймёшь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил он тебя к твоей цели или отдалил, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни.

  Проситель наморщил лоб и произнес:

  - Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую, всякий раз, когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье?

  И ответил царь:

  - Да.

 

1.     Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.

2.     Найдите в тексте особые глагольные формы; сгруппируйте, опираясь на их морфологические свойства (признаки). Выберите самостоятельно форму записи ответа.

3.     Преобразуйте предложения с причастными и деепричастными оборотами в синонимичные синтаксические конструкции. Составьте алгоритм действий для выполнения данного задания.

4.     Определите морфемное строение четвертого по счёту причастия из данного текста. Какие орфографические особенности надо учесть при записи этого слова? Свой ответ оформите в виде связного высказывания.

5.     Сократите этот текст до 10 предложений, запишите, заменив диалог прямой речью.

    

      Комплексная работа по русскому языку составлена с целью выявления уровня сформированности некоторых предметных и метапредметных умений учащихся на основе работы с текстом и позволяет определить уровень сформированности читательской грамотности: умение находить информацию, интерпретировать, преобразовывать, осмыслять, оценивать, генерировать в собственный текст, Подобные задания готовят учеников  и  к успешному выполнению заданий ВПР.

   Формированию читательской грамотности наши ученики обучаются и по заданиям  тестов ОГЭ и ЕГЭ. Остановлюсь на отдельных заданиях.

Задания 6-9 ОГЭ  выполняются на основе текста.

Задание 6 – анализ содержания текста (извлечение информации)

Задания 7, 8 – найти средства выразительности и провести лексический анализ

(анализ и интерпретация)

   Выполняя задания 9.1; 9.2; 9.3  ученики показывают более высокий уровень владения читательской грамотностью

     В каждом из этих заданий ученик должен показать своё умение читать текст, поскольку требуется приводить примеры, опираясь на прочитанный текст. А в задании 9.3 надо не только раскрыть значение нравственного понятия, ответить на вопрос, но и привести примеры из художественных произведений или из жизненного опыта.

   Осознание всего этого формирует оценку и критическое осмысление читательской грамотности.

       Выполняя тестовые задания ЕГЭ, ученики работают с текстом. Так, в задании 1 нужно восполнить предложение, самостоятельно подобрать определенную часть речи (интерпретация и преобразование). Здесь надо понять не только смысловые отношения содержания текста, но и попытаться преобразовать, т.к. ответов может быть несколько, но ученик должен остановиться на одном.

     Задание 2 – это работа с фрагментом словарной статьи, где надо выбрать одно значение многозначного слова (поиск и извлечение информации). Если ученик не понял содержания текста, то определить, в каком значении стоит слово, для него будет трудно.

Задание 3 -  это работа с текстами разных стилей и жанров.  Это задание направлено на поиск и извлечение информации: какие проблемы обсуждаются, какие точки зрения высказываются. Насколько правильно ответят ученики показывает. Смогли они понять, что хотел сказать человек в интервью, какова главная информация.

  Выполняя задания 22-26, ученики  работают  с большим  тексом. Это требует сформированности умений читательской грамотности.

Задание 22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? (извлечение информации)

Задание 23. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? (извлечение и интерпретация)

Задание 24. Выписать слова с определённым значением (извлечение и интерпретация информации)

Задание 25. Найти предложение, которое соединяется с предыдущим при помощи определенного средства (извлечение информации)

Задание 26 Средства выразительности (анализ и интерпретация)

Задание 27 – сочинение. В этом задании ученики показывают совокупность и знаний, и умений, полученных на протяжении обучения в школе: умение извлекать информацию, умение интерпретировать и преобразовывать информацию, оценивать и критически осмысливать эту информацию, создавать собственный текст.

     Таким образом, читательскую грамотность нельзя рассматривать как сугубо лингвистическое понятие. Если мы научим внимательно читать художественные, официально-деловые тексты, то и научные тексты ученик тоже сможет внимательно читать. Читательская грамотность послужит основанием для формирования финансовой, естественно-научной грамотности, умению критически мыслить и анализировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)

Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах (тезисы)...

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (статья)

Статья с приемами формирования читательской грамотности у школьников...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер - класс "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Мастер - класс для учителей "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...