Литературно-музыкальная композиция
классный час по литературе (7 класс)

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой Царскосельскому Лицею. " Лицей... Осень... А.С. Пушкин..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_osen_pushkin_i_litsey.docx29.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции «ОСЕНЬ, ПУШКИН и ЛИЦЕЙ», посвящённой годовщине Царскосельского Лицея.

Ход вечера.

Школьный актовый зал празднично украшен кленовыми листьями, шарами. На сцене заранее полукругом расставлены парты – стилизация под учебный класс лицеистов. В зале устроена выставка стенных газет, посвященных лицеистам. У рояля портрет А.С. Пушкина, свечи в подсвечнике, живые цветы.

Оборудование: проектор, микрофоны, музыкальный центр.
Участники: ведущие, лицеисты, барышни, участники, играющие прогуливающихся в парке.Все время параллельно рассказу ведущих на экране будут сменяться кадры (слайды) презентации (Приложение).

На сцене по обеим сторонам стоят ведущие, звучит «Осенний вальс Шопена», на экране(слайд №1, Приложение).


Ведущая:

Осень…. Это одно из самых красивых и живописных времен года. А как любит она осыпать все золотом! Осенняя природа, словно волшебная сказка, завораживает. Смотришь кругом и кажется, что во-вот начнется представление, сейчас появятся сказочные герои… а пестрые листьязакружатся в феерическом осеннем вальсе…

(Вальс осенних листьевв исполнении участницы под музыку Е. Доги из к/ф «Мой нежный и ласковый зверь»)

Любви возвышенной истоки(Слайд №2)

леса и пажити хранят.

Незримо Пушкинские строки

вплелись в осенний листопад.

И среди чуткого молчанья(Слайд №3)

в купели золотого сна

Душа полна очарованья

И светлых дум она полна.

Родной поэзии свобода(Слайд №4)

объяла так и даль и высь,

что где тут Пушкин, где природа,

пойди попробуй разберись...

(Н. Рачков)

Ведущая:
«Незримо Пушкинские строки вплелись в осенний листопад…»Осень и Пушкин совершенно неразделимы. Ведь самым любимым временем года у поэта была именно осень. Она подарила ему много прекрасных незабываемых мгновений, значимых событий в жизни… вспомним хотя бы поступление Пушкина в лицей, который впервые распахнул перед лицеистами свои дверикак раз осенью.

Ведущая (на фоне музыки):


Однажды (это было в конце 1810 г.)стало известно о создании нового учебного заведения в Петербурге, в котором будто император Александр I предполагал обучать своих младших братьев - Николая и Михаила, будущих наследников российского престола. Называли это учебное заведение Лицей.

Ведущий(на фоне музыки):

(На экране слайды №5-6. Приложение)

Место для Лицея выбрали в Царском Селе, городе прекрасных садов и парков, недалеко от столицы – Петербурга.В этом удивительно красивом местечке по велению императора решили открыть высшее учебное заведение – первый в России Лицей, который так и называли – Царскосельский Лицей. В нём должны были воспитываться будущие государственные деятели России.Сюда же по решению семьи летом 1811 года был привезен и Александр Пушкин(слайд № 7).

Ведущий:

Идея создания Лицея принадлежала видному государственному деятелю, главному советнику императора М.М. Сперанскому.Он стал автором программы новой школы (слайд № 8).

Ведущий:

Выбрали в Лицей мальчиков из дворянских семей, выдержавших экзамен, который принимали министр образования Разумовский, будущий директор Лицея В.Ф. Малиновский и директор Департамента народного просвещения И.И. Мартынов в течение нескольких недель. Вот какие люди открывали дверь в Лицей - не просто чиновники, а образованнейшие люди России! (слайд № 9)

Ведущий:

В Лицей было подано свыше 300 заявлений, а приняли только 30– всего один класс.Они не одногодки. Самому маленькому – одиннадцать лет, самому старшему – пятнадцать.

А учить их будут лучшие учителя! Называют их не учителями, а профессорами или помощниками профессоров. Они мечтают, чтобы их ученики стали честными и благородными людьми, принесли пользу и славу своему Отечеству.

И вот 19 октября 1811 года (слайд № 10)

Сценка.Звучит музыка. Из библиотеки в гостиную выглядывают головы лицеистов.

Беседа:

– Сегодня праздник!

– Вы чувствуете: волнуются профессора, волнуется даже директор Василий Федорович Малиновский!

– Друзья, к зданию подъезжают кареты. Родители приехали!

– Смотрите: для гостей уже расставлены стулья.

– Все в сборе?

– Нет! Царя ждут!

Ведущий:

Позже Иван Пущин об этом знаменательном дне вспоминал:

«Торжество началось молитвой. В Лицейском зале, между колоннами, поставили стол, покрытый красным сукном с золотой бахромой. На этом столе лежала высочайшая Грамота, дарованная Лицею.

По правую сторону стола стояли мы в три ряда, при нас - директор, инспектор и гувернёры. По левую - профессора и другие чиновники управления... Когда всё общество собралось, министр пригласил государя.

Поприветствовав всё собрание, царская фамилия заняла кресла в первом ряду. Министр сел рядом с царём.

...Среди общего молчания начались ЧТЕНИЯ» (слайд № 11)

Ведущий:

Друг за другом вставали и выходили к столу гости, но всех поразил А.П. Куницын. Он смело, бодро начал не читать, а ГОВОРИТЬ об обязанностях гражданина... Позже все лицеисты полюбили этого профессора, а Пушкин посвятил ему такие строки:

Пушкин:

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень.

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена…(слайд № 12)

Звучит лирическая музыка, на фоне затихающей музыки

Ведущая:

А после обеда они все играли в снежки в саду у дворца. Снег в ту осень выпал рано. Потом начались обычные дни в этом 4-этажном городке

(слайд № 22)

Инспектора и гувернёры жили на первом этаже. Второй этаж – это столовая, больница, конференц-зал. Третий этаж – учебный: классы(слайды № 23-24), кабинет физики (слайд № 25), кабинет для газет и журналов(слайд № 26), место для отдыха и забав (слайды № 27-28).

На четвёртом этаже –спальни(слайд № 29). У каждого лицеиста своя комната в половину окна. В комнате железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник. На каждой комнате номер. Мальчишки долго играли в числа, подписывали письма, записки своими номерами. «№14 не согласен с мнением №13» означало, что Пушкин не согласен с Пущиным (слайд № 30).

Сценка. Под музыку выходят барышни, рассказывают о режиме лицеистов)

1 барышня:

- Говорят, в лицее изучают многие иностранные языки, риторику, словесность, русскую и мировую историю, географию, науки математические и физические и…ой, а дальше я забыла.

2 барышня:

- Я слыхала, душечки, что у лицеистов ранний подъём, затем повторение уроков, учебные занятия по 7 часов в день, обязательные гимнастические упражнения; летом – купание, зимой «окрылив ноги железом», катание на коньках (слайды № 31-32).

3 барышня:

- И преподают там главные науки русские педагоги, а не иностранцы. Ах, как это ново!

1 барышня:

- А вы не забыли, что сегодня у князя N бал. Пора прихорашиваться. (барышни уходят)

Звучит музыка. На фоне музыки

Ведущий:

За праздником начались будни, на целых 6 лет по строгому Лицейскому Уставу. Курс обучения делился на два периода по три года. Профессорам надлежало развивать умственные способности воспитанников, учить их мыслить. А. Пушкин о наставниках впоследствии напишет:

Пушкин:

... Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.
“19 октября” 1825 г.

Ведущий:Лицейские наставники.

Профессор Яков Иванович Карцов преподавал физику и математику. Устроил в Лицее первый физический кабинет. Эрудированный, разносторонне одарённый. С удивительным тактом и терпением относился к воспитанникам(слайд № 33-34).

Сценка. Классы. Звучит колокольчик, возвещающий о начале урока. Урок математики (слайд № 35).

КАРЦОВ: Пушкин, решайте уравненье.

ПУШКИН: Я не умею.

КАРЦОВ: Идите и решайте, а вы все поспешайте!

Пушкин мучается у доски.

КАРЦОВ: Я все стою печально и смотрю…

ПУШКИН: Но уравнение равно нулю.

КАРЦОВ: У вас всегда и все нулю равняется.

Да! С математикой у вас не 5 получается.

Вы на последней парте заседайте,

свои стихотворенья сочиняйте.

Вот вам единственный совет.

Лицеисты (хором):

Но он у нас большой поэт

(лицеисты «застыли» за столами)

Звучит музыка. На фоне музыки

Ведущий:

Пушкин как литератор родился в Лицее. И способствовали этому удивительные уроки словесности и латинского языка профессора Николая Федоровича Кошанского. Это он учил будущих поэтов - Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера -слушать гармонию поэтической строки -учил «языку богов», ибо поэт — уже и сам Бог, потому что ему дано Небом владеть человеческими сердцами. Николай Федорович писал стихи, а своим ученикам говорил: «Кто молод и чувствителен, тому непростительно не быть поэтом» (слайд № 36).

Звучит музыка. На фоне музыки

Ведущий:

Режим лицейский был очень строг.У лицеистов не было праздного времени: с ними рядом всегда были воспитатели, даже на прогулках, - до самого выпуска из Лицея!

УЧЁБА в Лицее была напряжённым ТРУДОМ!Не все получалось у лицеистов: кто-то был силен в математике и рисовании, а кто-то, например, А. Пушкин – в поэзии, фехтовании и во французской словесности.

Ведущий.

Лицеисты любили давать прозвища. Пушкина называли Французом за то, что он легко изъяснялся по-французски. А иногда «Егоза» и даже… «Обезьяна». Кстати, Пушкину нравилось это прозвище, Александр гордился своей ловкостью, умением прыгать, бросать мяч. Сам Пушкин говорил о себе в стихах так(слайд № 38)

Пушкин:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно процветал,

Читал украдкой Апулея,

А над Вергилием зевал,

Когда ленился и проказил,

И забывал латинский класс

Для алых губ и чёрных глаз;

Когда французом называли

Мои задорные друзья,

Тогда педанты предрекали,

Что ввек повесой буду я.

Ведущий:

Владимир Вольховский - «Суворочка», Горчаков Александр - «Франт», Дельвиг- «Тося», Кюхельбекер - «Кюхля», Пущин Иван - «Большой Жано», «Иван великий». Это ему посвятил Пушкин строчки:

Мой первый друг! Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

(слайды № 40-45)

Музыка. На фоне музыки:

Ведущий:

Лицеисты взрослеют. Они не только становятся старше, но взрослеют духовно. Война 1812 года не проходит мимо них: многие полки, уходящие на фронт, формируются в Царском Селе. Некоторые мальчики рвались на войну, была даже предпринята попытка к бегству (правда, она не удалась), но они сопереживали всему происходящему со всей Россией.

Ведущий:

Лицей жил особой для того времени жизнью. Здесь воспитанникам стремились привить демократизм, внутреннее достоинство.

Инсценировка. Пущин и Пушкин

- Ты чудак, Александр. Они и думать забыли.

- Ты полагаешь, Жанно!

- Не полагаю, уверен.

- Ты счастливец, Жанно. Тебя все любят. А я … У меня несносный характер.

Порой ленив, порой упрям,

Порой лукав, порою прям,

Порой смирён, порой мятежен,

Порой печален, молчалив,

Порой сердечно говорлив…

(слайды № 48-49)

Горчаков: Не дай Бог попасть на язычок Французу: осрамит – не отмыться. Кто так мастерски пишет эпиграммы из нас, да, пожалуй, никто. Вчерашнего дня закрыли Пушкина случайно в библиотеке. А наутро и эпиграмма готова. Что было…

Ведущий:
8 января 1815 года на экзамене российской словесности Александр Пушкин прочитал теперь уже знаменитое стихотворение «Воспоминание о Царском Селе» в присутствии Гавриила Романовича Державина. Память об этой минуте Пушкин сохранил навсегда.

Пушкин:

«Я прочел мои „Воспоминания в Царском Селе“, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли…»

Ведущая:

Об этом незабываемом дне благодарный поэт позже писал:

Моя студенческая келья

Вдруг озарилась: муза в ней

Открыла пир младых затей...

И свет ее улыбкой встретил;

Успех нас первый окрылил;

Старик Державин нас заметил

И, в гроб сходя, благословил.

("Евгений Онегин")

На фоне музыки звучат

Ведущая:

Да, одним из увлечений лицеистов было стихосложение… И всё же главное достояние лицеистов, которое они вынесли из стен Лицея, – дружба.Друзья, озарённые пушкинской славой, остаются прекрасным образцом человеческих отношений, верности, преданности. Это им Пушкин посвящает строки признания:

Промчались годы заточенья,

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждёт нас у порога,

Зовёт нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

Ведущая:

Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь.

Дельвиг:

Шесть лет промчались, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины.

И уж отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

О матерь! Вняли мы призванью,

Кипит в груди младая кровь!

Одно лишь есть у нас желанье –

Всегда хранить к тебе любовь!

Мы дали клятву: все родимой,

Все без раздела – кровь и труд.

Готовы в бой неколебимо,

Неколебимо – правды в суд…

(слайд № 51)

Ведущая:

«Прощальную песнь» написал Антон Дельвиг. Написал превосходно. Музыка Теппера была тоже хороша. Пели – будто клялись в вечной дружбе. Клялись хранить то лучшее, что дал Лицей.

Ведущая:

Потом директор надел им на пальцы чугунные колечки - символ крепкой дружбы, они дали клятву, что каждый год 19 октября они будут отмечать день Лицея (слайд № 52-53)

Пушкин:

А я обязуюсь к каждой годовщине Лицея – 19 октября – писать стихи-посвящения “лицейскому братству”.

На фоне музыки

Ведущая:

Что же ждало лицеистов впереди???

Впереди у лицеистов целая жизнь, но никто из них не забыл Лицей и друзей. Они сдержали эту клятву.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

(слайд №54)

Звучит «Осенний вальс» Шопена, затихает…

Ведущая:

Да, впереди у лицеистов целая жизнь, новые встречи 19 октября.И каждую осень багрово-золотые листья, закружатся в медленном вальсе, предвосхищая эти встречи (звучит продолжение «Осеннего вальса»,участницы кружатся, изображая хоровод осенних листьев) (слайд №55)

Ведущая (на фоне тихой музыки):

Родной поэзии свобода

объяла так и даль и высь,

что где тут Пушкин, где природа,

пойди попробуй разберись...

(Н. Рачков)(Слайд № 56)

Музыка звучит громче. Ведущие и лицеисты делают шаг вперед, кланяются зрителям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Литературно-музыкальная композиция "Память сердца"

Всё дальше и дальше уходит от нас в глубь прошлого Великая Отечественная война. Всё меньше её живых свидетелей и участников. Придёт время - и мы будем узнавать о событиях и людях военных лет только из...

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся в небо"

Литературно-музыкальная композиция "Человек поднялся  в небо" разработана в рамках проведения недели, посвященной  Дню космонавтики....

Презентация литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Презентация литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...