Упражнения по формированию учебных познавательных действий на уроках литературы
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Дуброва Оксана Ивановна

Данные упражнения позволяют активизировать учебный процесс на уроках литературы, привлечь внимание детей к тексту, создать условия для формирования смыслового чтения, формирования навыков анализа произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_stihotvoreniyu_lermontova_borodino.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Задание № 1

Установи соответствие

Слово

Лексическое значение

1

редут

1

Так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии

2

Картечь

2

Удалой, смелый человек

3

сеча

3

Высокий круглый военный головной убор из твердой кожи

4

лафет

4

Стоянка войска под открытым небом

5

бивак

5

Станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия

6

кивер

6

Сражение, битва

7

хват

7

Артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии

8

Улан, драгун

8

враги

9

басурманы

9

Полевое укрепление

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Задание № 2

  1. Стихотворение построено в виде диалога. Кто участвует в разговоре?

  1. Лермонтов написал стихотворение через 25 лет после битвы (в 1837 г.). В чём он упрекает своих современников? Ответ подтвердите цитатами.

  1. Найди примеры в тексте и запиши их

Термин и его понятие

Примеры из текста

Эпитет – художественное (употребленное в переносном значении) определение. Например: красная девица, золотые руки

Сравнение – сопоставление одного явления с другим (оформляется с помощью союзов как, будто, словно, точно и пр. Например: волосы как золото

Аллегория – изображение отвлеченного понятия (трусости, хитрости, смелости и пр.) через конкретный образ. Например: заяц аллегория трусости

Гипербола – преувеличение. Например: шаровары шириною с Черное море

  1. Определи, какую рифму использует Лермонтов: перекрестная, парная или опоясывающая?
  2. Чему учит нас это произведение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках математики

В данном материале рассмотрены некоторые аспекты проблемы "Чему учить? и как учить?", чтобы выпускник школы был личностью, способной к непрерывному образованию, умеющей работать с другими и над со...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы.

Способствовать популяризации уроков русского языка и литературы в современном образовании, способствовать повышению положительной мотивации школьников. Важнейшая задача учителя - обучить детей способа...

Формирование учебных универсальных действий на уроках географии

Работа  над формированием  УУД на  уроках  географии  побуждает  учителя к  поиску   новых  форм  обучения, что  позволит  повысить...

«Создание условий для формирования учебных универсальных действий на уроках».

В современной школе каждый учитель, планируя предстоящий урок, продумывает, как увязать содержание урока и формирование комплекса универсальных учебных действий. Это предполагает формирование и освоен...

Статья. Познавательный интерес в формировании учебно-познавательной деятельности на уроках химии

Познавательный интерес и познавательная активность влияют друг на друга и это взаимообусловленные процессы. Развитию познавательного и творческого интереса способствует применение современных образова...

Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы в полиэтнических классах

Задания по формированию познавательной и коммуникативной компетенций в многонациональных классах....

Использование проблемного метода для формирования учебно-познавательных действий на уроках истории

В методической разработке характеризуется использование проблемного метода для формирования учебно-познавательных действий на уроках истории....